Глава 19 1–15. Повеление Иеговы, данное Иеремии относительно символического действия, какое он должен был совершить в долине сынов Гинномовых, и его возвращение с этой долины. Иер.19:1–15 . Господь повелевает пророку купить глиняный сосуд и, в присутствии нескольких старейшин иудейских, пойти с ним в долину сыновей Гинномовых или на Тофет. Здесь он должен возвестить Иерусалиму грозный суд Божий за грехи его жителей. Долина сыновей Гинномовых будет называться долиною убиения, а Иерусалим будет разрушен, как разбивается кувшин, сделанный из глины, и станет местом нечистым. Придя с Тофета, Иеремия в кратких словах повторяет пророчество высказанное им на Тофете. Иер.19:1 .  Так сказал Го­с­по­дь: пойди и купи глиняный кув­шин у горшечника; и возьми с собою старей­ших из народа и из старей­шин священ­нических, Иер.19:2 .  и выйди в долину сыновей Ен­номовых, которая у ворот Харшиф, и про­воз­гласи там слова, которые скажу тебе, Ворота Харшифворота черепков. Так назывались одни из южных ворот Иерусалима по массе валявшихся здесь черепков. Ими можно было пройти в долину сынов Гинномовых. Иер.19:3 .  и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, – о котором кто услы­шит, у того зазве­нит в ушах, «Цари иудейские» – см. Иер 13.13 . – «Место сие», т. е. на долину Гинном, а вместе с нею и на всю землю иудейскую. Иер.19:4 .  за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невин­ных «Чужим сделали» – т. е. осквернили. – «Кровь невинных», т. е. кровь детей, которых приносили в жертву идолам ( Пс 105.38 ). Иер.19:9 .  И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их. Детей своих ели осажденные вавилонянами жители Иерусалима ( Плач. 2:20, 4:10 ). Иер.19:13 .  И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, по­тому что на кровлях всех домов кадят всему во­ин­ству небесному и совершают воз­лияния богам чужим. Иерусалим весь будет осквернен как долина Тофет будет осквернена разбросанными на ней трупами убитых иудеев. Иер.19:14 .  И при­шел Иеремия с Тофета, куда Го­с­по­дь по­сылал его про­роче­с­т­во­вать, и стал на дворе дома Го­с­по­дня и сказал всему народу: Нет сомнения, что Иеремия в точности исполнил все, что повелел ему сделать Господь. Особые замечания – см. после ХХ-й главы. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19:2. Ворота Харшиф. Буквально: «ворота черепков»; упоминаются в Писании только здесь. Возможно, это Навозные ворота (известные из Книги Неемии), через которые навоз и керамический лом, наряду с прочим мусором, вывозился в Енномову долину. Если ворота Харшиф находились рядом с этой долиной, то это была юго-восточная часть Иерусалима. 19:5. Сожжение сыновей и дочерей. См. коммент, к 7:31. 19:9. Каннибализм на Ближнем Востоке в древности. Во времена голода или осады отчаяние доводило людей до каннибализма. Каннибализм имел место в Самарии ( 4Цар. 6:24–31 ) и в Иерусалиме (Пл. 4:10), а позднее – во время войны с Римом (по данным Иосифа Флавия). В Месопотамии угроза голода, заставляющего «есть плоть сыновей и дочерей», была типичным проклятием. Изредка в месопотамских источниках упоминается каннибализм, вызванный теми же причинами, что и случаи каннибализма, описанные в Библии (страшный голод, осада). 19:10,11. Сокрушу народ сей, как сокрушен сосуд. Этот образ известен уже со времен древних шумеров. В «Плаче о разрушении Ура» говорится о том, что народ Ура был сокрушен как глиняный кувшин. 19:13. Кадят воинству небесному. Жертвы языческим астральным богам часто приносились на кровлях домов (см.: 4Цар. 23:12 ; Соф. 1:5 ). Нинсун, мать Гильгамеша в месопотамской эпической поэме о Гильгамеше, поднимается на крышу, чтобы воскурить фимиам Шамашу, богу солнца. Такой же ритуал описывается в эпосе о Керете из Угарита (см. также коммент. к 8:2). 20:1–18 Противостояние и заточение в темницу 20:2. Колода у Верхних ворот. Значение понятия, переведенного как «колода», остается неясным. Это слово также встречается в Иер. 29и 2Пар. 16:10 («темница»). Скорее всего, речь идет о каком-то приспособлении, сковывающем свободу движения, либо просто о подземной тюрьме или темнице. В любом случае, понятно, что Иеремия был заточен в темницу. 20:11. Божественный воитель. Представление о том, что божество принимает участие в сражении, было широко распространено на Ближнем Востоке в древности. И в Египте, и в Месопотамии победы приписывались богам. Столкновение устраивало само божество, которое сражалось затем на стороне своего монарха (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). В Египте полки назывались в честь богов, под знаменем которых они сражались. В Ханаане божественным воителем считали бога, ответственного за природные катаклизмы. Однако все эти народы признавали, что боги воюют через своих посредников, которые исполняют в битвах их повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17 в ворота. Если народ пренебрежет послушанием, то место, где было нарушено празднование субботы, будет уничтожено в первую очередь. возжгу огонь... чертоги. Ср. Ам. 1,4.7.10 . Глава 18 1820,18 Подобно тому, как гончар заново лепит неудавшийся сосуд, Господь изменит Свой народ, послав ему испытание пленом (18,1–17). Иеремия изображает суд Господень, разбивая глиняный кувшин (19,1–15), и неугодная людям проповедь навлекает на него жестокие преследования (18,18–23; 20,1–18). 18 в дом горшечника. Бесспорно, место, куда должен направиться Иеремия, находится в Енномовой долине возле ворот Харшиф (см. 19,2). 18 на кружале. Кружало представляло собой два каменных круга, закрепленных на вертикально стоящей оси. 18 развалился. См. 13,7, где то же самое древнееврейское слово относится к льняному поясу. 18 дом Израилев. Напоминание о том, что промысел Божий относится ко спасению всего избранного народа. 18 народ Мой оставил Меня. Ср. 2,32. кадят. См. ком. к 11,12. пути древние... по стезям пути непроложенного. См. ком. к 6,16. 18 восточным ветром. Ср.4,11. спиною, а не лицем. См. Исх. 33,23 и ком. В данном случае смысл стиха в утрате благоволения Божиего (ср. 2,27). 18 воздавать злом за добро. Ср. Пс. 34,12 ; 1Пет. 2,19–24 . роют яму. Метафора замышляемого убийства (ст. 22). См. 37,16; 38,6. стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе. См. ком. к 15,1. 18 голоду... мечу... смертью. Иеремия призывает кару на головы собственных врагов (14,12). Слово «смерть» здесь равнозначно «моровой язве». 18 яму. См. ст. 20 и ком. сети. См. Пс. 139,5; 140,9 . Глава 19 19 в долину сыновей Енномовых. См. 18,2. у ворот Харшиф. Т.е. у ворот, которые вели из города на юг (возможно, это и есть Навозные ворота из Неем. 2,13 ). 19 бедствие... зазвенит в ушах. Ср. 4Цар. 21,12 , где речь также идет о каре, которой подвергнутся Иудея и Иерусалим. 19 накормлю их плотью... своего ближнего. Случаи каннибализма имели место во время осады Иерусалима в 586 г. до Р.Х. войсками Навуходоносора ( Плач 2,20 и ком.) и в 70 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иеремия обращается к Богу, сетуя на свое бедственное положение. Как и в первой исповеди (11:18–23), причиной этого сетования является заговор против него его соплеменников. Иеремия упоминает «священника, мудрого и пророка» (18). Священники считались блюстителями закона Моисеева, «мудрыми» называли царских советников (напр., Ахитофела из 2Цар. 16:23 ), а под пророками подразумевались те лжепророки, которые обманывали иудейский народ ради собственной выгоды. Резкая критика Иеремии восстановила против него всю знать (2:8; 8:8–11). На этот раз целью заговора было не убийство Иеремии, а оговор (см.: 37:13). Противники пророка не только призывали народ не слушать Иеремию, но и прибегали к клевете, чтобы «сразить его языком» (18). Весь текст данной, пятой по счету, исповеди посвящен мольбе об отмщении и суде Божьем над врагами. Добро, которое совершил Иеремия для Иудеи (20), заключалось в том, что пророк пытался открыть иудеям истину и молился об их прощении. Теперь уже пророк не просит Господа «отвратить от них гнев» (ср.: 7:16; 8:20–22), но призывает Бога свершить суд. Пусть Господь строго накажет их, ведь иудеи сами выбрали для себя гибельный путь. 19:1–13 Слово о разбитом кувшине Повинуясь воле Бога, пророк купил у горшечника глиняный кувшин, собрал группу старейшин из священников и из народа и отправился с ними «в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф» (1–2). Эти ворота находились на юго–западной стороне Иерусалима, и их название переводилось как ворота черепков. Оттуда в долину Енномову, служившую местом городской свалки, выбрасывали различный мусор, в том числе и глиняные черепки. В случае с первым кувшином пророк просто наблюдал действия горшечника, а затем истолковывал их иудеям. Теперь Иеремии предстояло совершить самому символическое действие в присутствии свидетелей из числа иудейских старейшин как церковных, так и гражданских лиц (19:1). Очевидно, пророк все еще пользовался некоторым авторитетом у нескольких сановников, раз ему удалось устроить задуманное (ср.: 26:17–19,24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Болзнь ихъ: вм. масор. (споткнувшиеся, низверженные) 70 толковников прочитали . Ср. Иер. 6:21  примеч. Глава 19 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 19:1–13 Ст. 1–13. Пророк, по повелению Господню, покупает глиняный сосуд и отправляется с ним в долину сыновей Енномовых. Здесь он грозит Иерусалиму великим бедствием за невинную кровь, которую проливают в нем, и за идолопоклонство его жителей. Долина сыновей Енномовых станет местом убийств. Трупы останутся без погребения на поверхности земли. Город будет раззорен, жители будут глубоко страдать от голода во время осады. Жертв бедствия будет столько, что в Тофете будет устроено, по недостатку другого места, кладбище, а город весь уподобится пустынному и скверному Тофету. Иер. 19:1–2 1. реч Гдь ко мн: ид, и стж сосдъ скделничь жженъ, и привед старецъ людскихъ и старецъ свщенническихъ. 1. Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа, и из старейшин священнических. 2. И изыди в мсто многогробищное снвъ Енннихъ, еже есть близ вратъ ) и прочт там вс словеса, же азъ возглаголю теб. ) солнечныхъ 2. И выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которыя скажу тебе, 1, 2. Сосудъ скдельничь жженъ=глиняный, уже обожженный сосуд, которого форму уже нельзя изменить (ср. Иер. 18:4 ), который можно только разбить. «Старцами людскими» называются старейшины народа, которые являются законными представителями народа еще со дней египетского рабства ( Исх. 3:16, 4:29, 12:21 ), на которых во время Моисея сошел Св. Дух для того, чтобы они могли облегчить Моисею бремя народного управления ( Чис. 11:16  и сл.) и которые в последующей истории Израиля упоминаются многократно, как сохранившие за собою то самое значение, которое принадлежало им в Египте ( Нав. 7:6, 23:2 ; 1Цар. 4:3 ; 2Цар. 3:17, 5:3, 17:4 ; 3Цар. 8:1, 3, 20:7 ; 4Цар. 23:1 ). «Старцы священнические» – звание, очевидно, тожественное с званием «старейшин жерцев», упоминаемых в 4Цар. 19:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

9:47 Геенна – символическое обозначение конечной погибели грешников, заимствующее свою образность от топонимики и истории Иерусалима. Долина Хинном или Бен-Хинном («сыновей Энномовых»), расположенная к югу от Иерусалима, возле т.н. Солнечных ворот, бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей ( Иер 7:31 ); отсюда ненависть к этому месту всех евреев, верных своей вере. Ср. Иер 19:1–6 : «Так сказал Господь: [...] выйди в долину сыновей Энномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе. [...] Вот, Я наведу бедствие на место сие, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, за то, что они оставили Меня и чуждым сделали место сие, [...] наполнили место сие кровью невинных, и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем [...]; за это, вот, приходят дни, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Энномовых, но долиною убиения..».. Благочестиво настроенный царь Иосия (VII в. до н. э.) уничтожил языческие жертвенники долины Хинном; место было проклято и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов, и там постоянно горели и тлели огни, зажженные с целью уменьшить заразу и зловоние. По-видимому, из наложения образов, внушаемых пророчеством Иеремии, на реальность непрекращающейся работы червей и огня в заклятом овраге возникла эсхатологическая картина, определившая метафорику другого ветхозаветного пророчества: «...И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис 66:24 ). Отсюда непосредственно понятный для каждого слушателя образ геенны огненной в словах Христа (ср. Мт 5:22–23 ). Интересно, что помимо мест Мк и Мт единственное упоминание геенны в НЗ встречается в столь иудеохристианском тексте, как Иак 3:6 (ср. F. Mussner, Der Jakobusbrief, Freiburg, 1975; R. Riesner, Essener und Urgemeinde in Jerusalem. Neue Funde und Quellen, 2. Erweiterte Aufl., 1998, S. 48, Anm. 245). – Из еврейской и христианской лексики слово «геенна» (в форме «джаханнам») перешло и в словоупотребление ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Долина Генном (Геенна), или Тофет, у стен Иерусалима была связана с позорными для Иудеи воспоминаниями. Здесь при Манассии и других нечестивых царях совершался изуверский культ Молоха (принесение человеческих жертв). 1 Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа и из старейшин священнических, 2 и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе, 3 и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, — о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, 4 за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных 5 и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне; 6 за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения. 7 И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным. 8 И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. 9 И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их. 10 И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою, 11 и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения. 12 Т ак поступлю с местом сим, говорит Господь, и с жителями его; и город сей сделаю подобным Тофету. 13 И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

53 И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский... И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов. 54 И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, –после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы. 56 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, –и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. 57 … в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии… 58 Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались. 59 Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа и из старейшин священнических, и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе… И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою, и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

По заливу Золотой Рог: ворота Палатия, или Кинегия (Балат-капусу); ворота Фара (Фенер-капусу); ворота Петрийские, или Сидеро-Порта (Петри-капусу); ворота Святого Феодосия (Эски-Айя-капусу); Йени-Айя-капусу; ворота Путейские (Джибалы-капусу); ворота Плата Меса, или Фарина (Ун-Капаны-капусу); ворота Друнгария (Одун-капусу); ворота возле церкви Предтечи (Зиндан-капусу); ворота Еврейские (Чифут-капусу); ворота Неория, или Евгения (Бахчэ-капусу); ворота Святой Варвары (Топ-капусу). Ворота морских стен Пропонтиды: Дейирмен-капусу, ворота Святого Лазаря; ворота императорского дворца; ворота Морские (Чадлады-капу); ворота Кантоскала; ворота Вланги (Вланга-капусу); ворота Святого Емельяна; ворота Псамафийские (Саматья-капусу); ворота Святого Иоанна (Нарлы-капу). К л. 50. ...от церкви Бакчи... – Видимо, это церковь Иоанна Предтечи, которая находилась возле ворот Зиндан-капусу. К л. 51. Янычары – регулярная турецкая пехота, составлявшая основу войска в Османской империи и находившаяся на жаловании. Первоначально комплектовалась из пленников-рабов, затем путем насильственного набора мальчиков из христианского населения империи. Янычары участвовали в завоевательных походах, несли гарнизонную и караульную службу. Янычарский корпус был распущен в 1826 г. султаном Махмудом II. ...царской двор к Византии... – Византия – Старый сераль (Эски-сераль), здание которого было построено султаном Магомедом II Завоевателем (1430–1481) и служило государственной резиденцией. Дворец византийских императоров занимал часть садов сераля. ...Византия подобен нашему Кремлю... – Кремль – древнейшая часть Москвы, ее главный общественно-политический и историко-художественный центр. Название «Кремль» появилось не ранее XIV в., хотя деревянная крепость существовала значительно раньше, занимая юго-западную оконечность Боровицкого холма при впадении реки Неглинная в реку Москва. При князе Юрии Долгоруком (XII в.) ее территория была увеличена в 5–6 раз; во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иез.48:31 .  и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни. «И ворота города называются племенами колен Израилевых», чем обозначается участие в населении города всех колен: ст. 19. Замечание, которое было бы более на месте после 30а; новейшие ставят его там. Трое северных ворот, естественно, принадлежат трем коленам, живущим на ближайшем к городу севере. Иез.48:32 .  И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Иосифовы одни, ворота Вениаминовы одни, ворота Дановы одни; Основание для предоставления восточных ворот этим коленам, – см. предв. зам, к главе. Ефрем и Манассия объединяются в одно колено, потому что Левин получает особые ворота. Иез.48:33 .  и с южной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот: ворота Симеоновы одни, ворота Иссахаровы одни, ворота Завулоновы одни. Иез.48:34 .  С морской стороны меры четыре тысячи пятьсот, ворот здесь трое же: ворота Гадовы одни, ворота Асировы одни, ворота Неффалимовы одни. См. предв. зам. к главе, 2-я тирада. Иез.48:35 .  Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: «Господь там». «Восемнадцать тысяч» – см. объяснение ст. 16. – «С того дня», со дня создания города; евр. миййом может означать и «отныне», «впредь». – «Господь там». Более существенное обитание, чем ранее (ср. Иоиль 3.21 ), производящее небывалое благоденствие города ( Ис 60.14, 22 ; Ис 62.2 ) и не прекращаемое бесчестием имени Божия. – «Там», евр. шамма – энергичнее и торжественнее, чем шам. Перемена имени – перемена всего существа. И «Иерусалим» знаменательное имя (по блаж. Иерониму, означает «видение мира»), новое же имя – превосходнее. Н. Скабалланович Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010