Диадоха, епископа Фотики Эпирской, слово на вознесение Господа нашего Иисуса Христа Указатель сокращений U. Codex Vaticanus 455 sec. XIV (1312). М. Mai. Spicilegium Romanum. T. IV. M-e. Migne. Patr. c. complet. s. gr. T. LXV. ΔΙΑΔΧΟΥ πισκπου Φωτικς τς περου ες τν νληψιν το Κυρου μν ησου Χριστο λγος 2400 ДИАДОХА епископа Фотики Эпирской, СЛОВО на вознесение Господа нашего Иисуса Христа α´. Φρε 2401 μοι νν τος ουδαικος ερες· ρα γρ πινικων λγων. Φρε δε, κκλησιαστ κα Χριστο κρυξ, λγε κα ζωγρφει τ σ δυνατς ληϑε· 2402 πς μν κενοι τ ργριον τς ατν κακοβουλας π τος στρατιτας κατβαλον, φεδει 2403 τν περβλεπτον νομζοντες καλπτειν λϑειαν· πς δ νν ο το Χριστο λειτουργο 2404 τν κ νεκρν τ τρτ μρ ναστντα κα ναβντα ες τος ορανος 2405 πεκδεχμεϑα Κριον, Σωτρα τοτον παστως καυχμενο, ν ορανο μν δξαντο, ϑεοπρετε ατος πιστντι ϑαματι, γ δ βαστξαι, ς π τς ατο ϑελσεως βασταζομνη, πομνειν οκ σχυεν· ν νεφλη μν πλαβεν φωτς μφανς τ σχμα πληρσασα τς προφητεας, γγελοι δ τος μνοις χρι 2406 τν πατρικν ποκατστησαν ϑρνων, Κριος τν δυνμεων ατς στιν βασιλες τς δξης , παστως βοντες· οτινος 2407 φαλμδς τν π γς ες ορανν πνοδον ν τ γ προϑεωρν Πνεματι, νβη Θες ν λαλαγμ, Κριος ν φων σλπιγγος , ψαλλεν· προβλεπε 2408 γρ κα τν τν γων εαγγελων ϑεσπσιος δν. 1. Ныне – ко мне иудейских священников: ибо время победных слов; сюда – и ты, проповедник и вестник Христов, говори и живопиши мощно твоей правдивостью, как они уплатили воинам серебро своего злонамерения, думая ложью покрывать необозримую истину, но как ныне мы, служители Христовы, встречаем Господа, в третий день воскресшего из мёртвых и восшедшего на небеса, непрестанно хвалясь тем Спасителем, которого приняли небеса явившимся пред ними боголепным чудом, а земля, как держимая волей Его, не в силах была держать, сносить [Его], которого явно подъяло светлое облако, исполнив образ пророчества, ангелы же гимнами проводили до отеческих престолов, непрестанно вопия: Господь сил, той есть царь славы 2409 , возвращение которого с земли на небо Псалмопевец, предзревая во Святом Духе, воспевал: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне 2410 ; ибо божественный предвидел и пение святых евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Вознесение Моисея Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом 1 в. по Р. X. (вскоре после смерти царя Ирода Великого). Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики, еврейский текст, с которого, очевидно, был сделан греческий перевод, не дошел вовсе. В наиболее полном виде «Вознесение Моисея» сохранилось на латинском языке (в единственной рукописи). Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа, которая и является собственно апокалиптической: готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину (ср. 31–32 главы Второзакония). Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно. Editio princeps: А. М. Ceriani. Monumenta sacra et profana. 1 , fasc. 1, Milano, 1861. Настоящий перевод выполнен по изданию: Е.-М. Laperrousaz. Le Testament de Moise.//Semitica, 19, 1970. B. B. I. [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, – четырехсотый по отправлении из Финикии 101 , – когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его 102 , – дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово: «Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира. Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

иером. Иаков (Цветков) Во Святой и Великий Пяток 50 I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. α) (ρχοντες) Еврейские начальники, беззаконные фарисеи, советовали лукавое на Спасителя. (Βαραββν) Убийцы просили (освободить) единомысленнаго (им) Варавву; а о Благодетеле восклицали: «Да распят будет»! (Γγονας) Ты добровольно соделался клятвою, Долготерпеливе, дабы искупить от клятвы человека ( Гал.3:13 ). (Δμος) Народ Еврейский кричал: «Да распнется! Но как скоро Ты вознесен был (на крест), – падшие возстали; β) (ν μσω) Среди беззаконников нечестивые Иудеи пригвоздили на древе соблюдшаго закон. (Ζλον νδσατο) Завистно возжигался беззаконный Каиафа, соизволявший совету убить Тебя, Безсмертне. (λοις) Гвоздьми пригвожденъ былъ Ты, Долготерпеливе Господи, создавшей Своими руками человека. (Θαντου) Вкусилъ смерть, Ты, умертвившей смерть, и мертвыхъ какъ бы отъ сна пробудившей. γ) (οδας) Отвергнут Иуда, но разбойник исповедал, созерцая нагим, Тебя, у красителя твари. (Κτσισ) Содрогалась тварь, – камни распадались, – не терпя видети Владыку распинаемаго. (Λγχη) Беззаконные копием пронзили ребро Твое; Ты же отверз райская двери. 12) (Μεσοσης) Среди дня затмилось солнце, не перенося видеть Тебя, распятаго вместе с беззаконными. δ) (Ναο) Светлая завеса церковная раздралась надвое, изобличая дерзновение распинавших Тебя, Господи. (Ξλ) К древу пригвожден быль Ты, незлобиве Господи, дланями Своими создавший человека. (ξος) Оцетом и желчно на губе напоили Тебя, истомившего воду в земле безводной. (Πιλτφ) Пилату предали беззаконные Спасителя, дающаго закон не убивать праведнаго. ε) (Ρπισμα) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял заушение, дабы искупить человека от рабства. (Σταυρ) Ко кресту пригвоздил Тебя народ беззаконный; Ты же сокрушил узы смертныя. (Ταφν) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял погребете, дабы похитить от гроба (κ το τφου φαρπσης) человека. (Υψωθες) Быв вознесен на лобнем месте на древо, Ты сокрушил смерть, смертно Твоею, Господи. (Φς) Свет и нетление произрастил крест Твой, просвещающий народы к прославленно Тебя, Безсмертне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестнадцатый день. Св. ап. и евангелист Матфей. (Иисус Христос привлекает к Себе всех). I. Св. евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим И. Христом. Проходя по берегу озера Генисаретского, Господь увидел его, сидящего у сбора податей, и сказал ему: «иди за Мною». Матфей радостно последовал за Господом и, собрав других мытарей, устроил в своем доме для Господа угощение. Когда гордые фарисеи стали говорить ученикам: «зачем Иисус Христос ест и пьет с мытарями и грешниками?» Господь сказал на это: «не здоровые нуждаются во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Матфей был в числе 12-ти учеников Господа. Чрез 8 лет по вознесении Господнем, он написал Евангелие для иудеев, обратившихся ко Христу. Желая доказать, что Иисус Христос есть именно Тот, о Котором предсказывали пророки, св. евангелист Матфей, в своем Евангелии, постоянно приводит. ветхозаветные пророчества и показывает, как они исполнились на И. Христе. О дальнейшей жизни св. Матфея по преданию известно, что он проповедывал в Мидии, Персии, Парфии и Индии. II. Иисус Христос несколькими словами, сказанными мытарю Матфею: «иди за Мной» привлек его к Себе и сделал его ближайшим Своим учеником. И мы не погрешим, если скажем, что Иисус Христос привлекает к Себе всех, если только привлекаемые не противятся зовущему их голосу. Он Сам сказал: «аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе». ( Иоан. 12, 32 ). а) Обетование Иисуса Христа привлечь к Себе всех несомненно, и начало исполняться непосредственно с того времени, как Он вознесен был на крест. Даже от толпы его мучителей , не перестававших терзать Его и на самом кресте, отделился один , по-видимому, недоступный ни для каких спасительных действий – один из распятых с Ним разбойников. Господь просветил его разум, коснулся его сердца, он увидел свои преступления, признал себя достойным наказания, уверовал в Господа, и сказал Ему: «помяни мя», «Господи, егда приидеши во царствии Твоем» ( Лук. 23, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XLVI. Вознесение Илии, чудеса Елиссея Пророка Сын Ахаава, Охозия, царствовал два года и продолжал ходить по всем путям отца своего и нечестивой матери Иезавели, подобно им поклоняясь Ваалу; достойная казнь постигла его за нечестие; он упал из окна Самарийских палат своих, и разболевшись послал спросить Ваала: останется ли жив? Но Ангел Господень внушил Илии Фесвитянину идти на встречу посланным. «Разве нет Бога в Израиле, что идете вопросить Ваала, скверного бога Аккаронского? Сказал им Пророк, возвратитесь и скажите пославшему вас: так говорит Господь Бог: за то, что ты не обратился к нему, не сойдешь более с одра, на который положила тебя болезнь, ибо на нем и умрешь.» – Они возвратились и сказали речь Пророка: «каков был видом человек, вышедший к вам на встречу?» спросил Царь, «косматый, отвечали они, препоясанный кожаным ремнем,» и Охозия воскликнул: «это Иия Фесвитянин!» Царь немедленно послал за ним пятидесятника с воинами, на гору Кармильскую; и военачальник сказал Илии: «человек Божий, Царь зовет тебя.» – «Если я человек Божий, отвечал Илия, то да сойдет на тебя и на воинов твоих огонь с небес!» и по слову Пророка, низшедший огонь опалил всех. Та же участь постигла и другого пятидесятника, с его воинами, ибо нечестивый замысел гнездился в их сердце; казнь сия сделала осторожнее третью дружину: начальник её, преклонив колена, умолял Пророка пощадить душу его и души посланных с ним. Тогда, по внушению Ангела, безбоязненно последовал за ними Илия, и представ Царю, повторил ему угрозу смерти, от лица Божия, за то, что вопросил скверного Ваала, как будто бы не было Бога в Израиле. Умер Охозия, и брат его Иорам воцарился вместо него. Когда же наступило время преставления Илии, он шел, вместе с учеником своим Елиссеем, от Галгал на Иордан. «Останься здесь, сказал ему Илия, ибо Господь послал меня в Вефиль;» но Елиссей поклялся не оставлять его и оба пришли в Вефиль. Там сыны пророческие говорили Елиссею: «знаешь ли, что ныне Господь возьмет гт тебя твоего владыку?» – «знаю, отвечал Елиссей, молчите.» Опять Илия сказал ученику своему: «останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон,» и опять поклялся Елиссей: «жив Господь и жива душа твоя, не оставлю тебя!» Они пришли в Иерихон, где другие сыны пророческие еще раз предупредили Елиссея, о скором преставлении Пророка. В третий раз хотел оставить ученика своего Илия, собираясь идти на Иордан, ибо чувствовал уже свое разрешение от мира, и искал совершенного уединения; но и на берег Иордана последовал за ним неотступный Елиссей. Пятьдесят сынов пророческих издали смотрели на их шествие: Илия снял верхнюю одежду, и свив её, ударил по водам, – расступилась вода, и по суху прошли оба. Проходя чрез Иордан, Илия сказал ученику своему: «проси у меня чего либо прежде, нежели буду взят от тебя,» и просил Елиссей, чтобы дух, обитавший в Илии, удвоился в нем самом. – «Тяжко прошение твое, отвечал Пророк, но исполнится, если увидишь меня, когда взят буду; если же не увидишь, не исполнится.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

епископ Димитрий (Вознесенский) Кафизма IV XXIV Псалом – Давиду Псалом 24-й, читаемый у нас пред литургией на 3-м часе, называется алфавитным, потому что он в 22 стихах своих расположен был по 22 буквам еврейского алфавита. И этот псалом, в большей части своей, представляет собой молитву Давида к Богу, главным образом о помощи от врагов, о научении, и еще больше – о прощении грехов. Но в последовательном ряде стихов, его можно назвать и собеседованием псалмопевца с своей душой, в котором проясняются и наши представления о Боге, о Его отношении к нам, и о тех путях праведной жизни, коими утверждается она на святом законе Его... – Так что псалом XXIV можно назвать и самонаучением для внимательно читающих его в крепких и отчетливо раскрытых убежденных и религиозного, и нравственного порядка (как это и свойственно алфавитным псалмам Псалтири). Довольно однородный по своему содержанию, псалом 24-й можно все же распределить на 3 части. 1-я часть (ст. 1–7) по преимуществу молитвенная. В ней Давид просит смиренно: „пути Твои скажи мне, и стезям Твоим научи меня, и в то же время покаянно взывает: „грех юности моея и неведения моего не помяни, все время выражая свое упование на милость и благость Божию. Во 2-ой, средней, части (ст. 8–14) псалмопевец более говорит о промышлении Божием в отношении к кротким рабам Его, и о державном водительстве Его в отношении к боящимся Его. В последней – 3-й части (ст. 15–22) Давид усиливает свою мольбу, в сознании одиночества и нищеты своей, имея и очи свои направленными „выну ко Господу. Говорит он и об умножении у него сонма врагов его, хотя и беспричинной была их ненависть против него; умножились и вообще нужды и скорби сердца его, но оттого лишь углубилось и укрепилось смирение его, как и сердечное желание – избавиться от грехов своих. Но как и в других случаях, эта исповедь духовной борьбы – лишь влечет к нему лучших сынов Израиля, так что, по собственному свидетельству его, „незлобивии и правии прямо „к нему прилеплялись. I. 1. К Тебе, ГОСПОДИ, воздвигох душу мою, БОЖЕ мой! – На Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют-ми-ся врази мои!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Крест возносится и прогоняются демоны, разбойник же открывает врата Эдема; смерть умерщвляется и теперь явилась ничтожной. Поэтому веселитесь, все люди, – проклятие разрушено. Приидите, все боголюбивые, видя возносимым Крест драгоценный, (все) вместе прославим и воздадим славу единому Избавителю и Богу, взывая: Распятый на крестном древе, не презри нас молящихся. Моисей в древности усладил горечь (вод) через прообраз креста. А мы, таинственно изображая этот (крест) в наших сердцах всегда, спасаемся силой его. Слава и ныне, глас 6 Сегодня вырастает из недостижимых недр земли насаждение; (оно) подтверждает воскресение пригвожденного на нем Христа и, воздвигаемое руками священников, возвещает вознесение Его на небеса, через которое наша бренность 801 переселяется 802 от падения на землю в небеса. Поэтому с благодарностью воскликнем: Господи, вознесшийся на нем и им вознесший нас с собою, удостой (нас), как Человеколюбец, Твоей небесной радости. Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Сегодня световидно, как солнце, воссиял Честной Крест Твой, Христе, водружаемый на преславном Лобном месте и возвышаемый на пресвятой горе Твоей, Спаситель, весьма явственно показывая, что Ты, Всесильный, возвысил, как Человеколюбец, наше естество на небеса. Ныне небеса возвестили людям славу Твою, Непостижимый, ибо образ Креста, светло заблистав неприступным светом, обличил неистовый и жестокий нрав богоубийц. Поэтому прославляем человеколюбивое промышление Твое, Иисусе Всесильный, Спаситель душ наших. На стиховне утрени, гл. 6 Будем таинственными песнями согласно воспевать Крест Господень, на котором распялся Спаситель, всех воскресение. Приидите, множество монашествующих, в собрании божественно воспоем живоносное древо, на котором простерся Христос. Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Когда вознесся Ты, Владыка, на крест, то совознес падшую 872 Адамову природу; поэтому, вознося Твой пречистый Крест, Человеколюбец, просим у вышней Твоей силы, взывая: спаси, Вышний, как Бог милостивый, почитающих святое и светоносное божественное вознесение Креста Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Раздел I. О благодати Учение о Боге-Освятителе. Необходимость свободного усвоения даров Искупления Господь Иисус Христос, Сын Божий, Своим воплощением, жизнию, учением, страданием, смертию, сошествием во ад, воскресением, вознесением и прославлением по человечеству от Бога Отца, даровал все потребное для спасения людей, - стал Искупителем всего человечества. Освободителем от греха, осуждения и смерти. В воплощении и земной жизни не только восстановил прародительское общение с Богом, но даровал начало более тесного единения, в учении Он возвестил людям тайну и путь спасения; принятием на Себя грехов мира, страданием и смертию Он стал жертвой за грехи и даровал всем прощение, очищение и мир с Богом; сошествием во ад и воскресением Он разрушил тяготевшую над удалившимся от Бога человечеством власть диавола и смерти и открыл в Себе начаток и источник новой жизни с Богом и в Бога; вознесением на небо при неразлучном соединении с человеческим естеством Он, как Сын Божий по Существу, даровал возможность каждому человеку стать чадом Божиим по усыновлению, открыв всем спасающимся вход в Царство Небесное. Можно сказать, что действованием в Искуплении Своей Божественной Ипостаси Он осуществил все то, что нужно для спасения со стороны Бога и соучастием в Своем Лице человеческого естества открыл возможность восприятия даров Искупления для человечества. Искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, не делает " само собою " спасенными всех людей; нельзя предположить это потому, что в таком случае было бы проявлено нравственное безразличие со стороны Высочайшей Правды - Бога. Нельзя допустить это и потому, что в духовной жизни не действует закон необходимости и все происходит в проявлении свободы. Поэтому, оправданным и спасенным можно сделаться не иначе, как только под условием свободного принятия и действительного усвоения тех спасительных плодов Искупления, какие были приобретены и сосредоточены в Лице Искупителя. Хотя Иисусом Христом, как Духовным Врачом, приготовлен был неистощимый запас врачебных средств для уврачевания, греховных недугов, но чтобы получить такое уврачевание, каждому необходимо было самому воспринять эти врачебные средства и надлежащим образом воспользоваться ими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С IX века. (продолжение) Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно так же особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она имела в той и другой отрасли уставов очень сходный, если не тождественный состав. Так Ипотипосис и Диатипосис, различая два вида повечерия ( τà πδειπνα): полное ( λκληρα) и сокращенное для дней праздничных, второе указывает начинать от «С нами Бог» (Ипотип.) или от «Живый в помощи», т.е. 90-го пс. (Диатип.) 1702 . Если по уставу Саввиной лавры Синайск. библ. 863 VIII-IX в., то нельзя не заметить, что там и здесь имеется в виду эта служба приблизительно одного и того же с состава. а в этом Часослове повечерие, как мы видели (см. выше, с. 332), не имеющее еще и этого имени, а называющееся «молитвою в 1-й час ночи», имеет состав, оч. близкий к нынешнему великому повечерию в 1-ой его части, именно: псалмы 4, 12, 26, Слава 30, 90, 6 (ныне 4, 6, 12, 24, 30:90), С нами Бог , аллилуиа со стихами «Призри и услыши мя Господи»..., «В миру вкупе»... (нынешних к тропарям «Невидимых враг»), затем тропари «Невидимых враг»... или (с. 424) другие сообразно дню, «господи помилуй» 3. «Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе»... (стих или молитва?), – далее рукопись обрывается. Такой же состав, но немного сложнее и ближе к нынешнему имеет повечерие в Студийско-Алксиевском уставе: «6 псалм отпевше, тажь С нами Бог и Бесплотное И верую и Пресвятая Владычице и Отче наш и Господи помилуй 30, таже покланяются триждь..... и паки такожь и на 3-м поклонении рещи: Придете поклонимсь, таже псалм 6: Господи да не яростию. и Святый Боже и Отче нас и Господи помилуй 12 и молитве от попа бывши идут в келия своя» 1703 . Такая «павечерница» называется «исполнь» (полно, полная) и между прочим поется от понедельника Антипасхи до Вознесения. Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Бесплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и коньчают» 1704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

§ 2. Осмогласие киевского распева и обычные напевы на Господи воззвах (Техническое построение) Разложение мелодий на части и подробное их сопоставление приводит к наглядному и осязательному убеждению, что существующие в современной нам певческой практике русской Церкви обычные напевы, «на Господи воззвах», при незначительных и несущественных разностях между собой, служат воспроизведением осмогласия киевского распева, потому что имеют совершенно одинаковый с ним музыкальные основания, одно и тоже в общем, а часто, и в подробностях мелодическое движение, одинаковые ритмические свойства, одни и те же мелодические украшения, так что не имеют даже тени самобытности. Киевский же распев «на Господи воззвах», за исключением двух-трех мелодических гласовых строк всего осмогласия и некоторых мелодических украшений, есть буквальное воспроизведение малого знаменного распева в том его виде, в каком он излагается в самогласных стихирах нотного Октоиха, изд. 1772 г. А таким образом все упомянутые здесь распевы составляют одну группу распевов; все они суть ближайшие виды одного и того же краткого знаменного распева, менее различные между собой, чем известные нам виды большого распева, так что должно удивляться, почему распевы эти носят каждый свое название, а не удерживают одного общего названия малого, сокращенного или дневного знаменного распева. А так как малый знаменный распев и по гласовым областям звуков и по гласовым приметам, а иногда и по движению мелодии (хотя сокращенному) есть отрасль большого распева и в большей части своих гласов служит буквальным повторением древних его подобнов, то как он, так и тесно примыкающий к нему киевский и обычные напевы суть несомненно отрасли того же старого знаменного распева и составляют дневной или сокращенный его вид. При одинаковости музыкальных оснований и при сходстве мелодического движения распевов малого знаменного и киевского трудно сказать, который из них был первым родоначальником группы дневных напевов. Вернее – каждый вид этих распевов образовался непосредственно из главного общего источника, т. е. из подобнов старого знаменного распева. Подобного рода непосредственные образования мы видим и в других случаях, напр., в кратких напевах ирмосов и проч. Образцы подобнов всегда были и ныне находятся у всех под руками и потому легко могли видоизмениться в означенные напевы, хотя, при исторической связи образовавшихся новых видов распевов, нельзя отвергать и их взаимного воздействия одного на другой. В этом последнем отношений малому знаменному распеву должно приписать общую форму построения гласовых строк, их количество и общий характер, киевскому же – украшения и распространение некоторых конечных мелодических оборотов в строках; обычные напевы должны считаться отраслями киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010