Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [греч. Bσσα] (нач. IV в.), мц. Алонская (пам. 21 авг.). Жила в г. Лариссе (Фессалия) или в г. Эдесса (Македония, Греция), была христианкой, но стала женой языческого жреца Валерия. У них было 3 сына: Феогний, Агапий и Пист, к-рых В. воспитала в христ. вере. Во время гонений имп. Галерия муж донес на жену и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у В. Феогния подвесили и строгали железными орудиями, Агапию содрали кожу от головы до груди, но мученик не проронил ни звука, подвергли пыткам и Писта. Во время мучений В. воодушевляла детей на страдания за Христа. Отрокам отрубили головы, В. заключили в тюрьму и морили голодом, но ангел подкреплял ее небесной пищей. Она осталась невредимой от огня, воды и зверей. После того как в языческом капище В. разбила статую Зевса, мученицу бросили в море. Стоящие на берегу видели, как на неожиданно появившийся корабль В. подняли из воды 3 светоносных мужа. Спустя 8 дней она сошла с корабля на о-ве Алон в Мраморном м. близ Кизика. Об этом донесли правителю, и тот вновь стал принуждать ее принести жертву идолам. За отказ исполнить приказ правителя В. подвергли побоям, а затем отсекли мечом голову. Ок. 450 г. в Халкидоне уже существовала церковь во имя В. Минологии расходятся относительно места мученичества В.: называют Эдессу в Сирии, Эдессу в Македонии, Лариссу в Фессалии и о-ва Алон в Мраморном или Алонисос в Эгейском морях. Сохранились пространное греч. житие В. ( Латышев В. Hagiographica graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 133-146), 2 кратких, а также житие в составе «Царской минеи» ( Laty š ev. Menol. Т. 2. С. 299-303). Ucm.:BHG,N 268-270b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 417-421; SynCP. Col. 912-914; Theod. Lect. Eccl. Hist. I 20; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 303-304; PG. 117. Col. 593-594; ЖСв. Авг. С. 362-363. Лит.: Janin R. Bassa (2)//DHGE. T. 6. Col. 1259; Holweck. P. 141; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 334; Pargoire J. S. Bassa de Chalcédoine//EO. 1903. T. 6. P. 315-317; Vailh é S. S. Bassa de Chalcédoine//Ibid. 1908. T. 9. P. 227; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735-736; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 78. Е . Г . Беляева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149851.html

на р. М. Киржач и ряд крупных сел ( Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 2: Землевладение митрополичьего дома. С. 146, 168, 336, 361-365, 378, 391, 393, 414, 424, 430). По-видимому, среди этих пожалований, как свидетельствует жалованная грамота 1562 г., оказался и П.-З. Ф. м., поскольку его настоятель зависел от русских митрополитов (ААЭ. Т. 1. 259. С. 286; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 441). Зависимость П.-З. Ф. м. от митрополичьего, а затем и от патриаршего дома была достаточно сильной еще в XVII в. Об этом наглядно свидетельствует грамота патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . 19 янв. 1629 г. в Москве он благословил дьяка Леонтия Матвеева сына, к-рого отослал к Верейскому митр. Аверкию. Последний должен был поставить дьяка в чтецы «и в подьяконы и во дьяконы», а затем рукоположить «в попы к церкви Илье пророку в Переславский уезд, в вотчину Федоровского мон-ря, в село Ильинское в наше патриаршество» (АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437). Землевладение П.-З. Ф. м. начало складываться во 2-й пол. XV в. Возможно, до этого времени мон-рь был ружным. 20 авг. 1511 г. датируется самый ранний из сохранившихся актов обители. Им является жалованная несудимая односрочная и заповедная грамота, полученная игум. Геронтием «с братьею» от вел. кн. Василия III Иоанновича на с. Фёдоровское в Переславском у. Начало ее текста утрачено. Полученный обителью в 1534-1538 гг. по этому документу иммунитет 17 мая 1551 г. и 27 июня 1561 г. был подтвержден царем Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Антонов. 1997. 183. С. 72-73). Благодаря этим льготам с. Фёдоровское разрослось в Фёдоровскую слободу при обители ( Свирелин. 1903. С. 25). 16 сент. 1552 г. П.-З. Ф. м. получил послушную грамоту на деревни Сосняк, Хорошёво, Муднево и др. в Михайловском стане Переславского у. ( Косаткин. 1906. Ч. 1. С. 292-293), а 29 апр. 1556 г. царь Иоанн Грозный утвердил жалованную уставную грамоту крестьянам местных подклетных сел Ивановского, Фалелеева, Волославцева и трети с.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Число прихожан Михайловской церкви: в 1770 г. 374 м. 362 ж.; в 1790 г. 402 м. 410 ж.; в 1810 г. 425 м. 457 ж.; в 1830 г. 467 м. 557 ж.; в 1850 г. 501 м. 583 ж.; в 1860 г. 558 м. 609 ж. Успенской церкви: в 1770 г. 350 м. 345 ж.; в 1790 г. 372 м. 368 ж.; в 1810 г. 391 м. 388 ж.; в 1830 г. 384 м. 424 ж.; в 1850 г. 395 м. 436 ж.; в 1860 г. 432 м. 470 ж. Жители Шатрища занимаются выделкой разной глиняной посуды. Сотня горшков на месте доставляет от 1 руб. до 1 руб. 25 и 50 к. Благочестивые обычаи округа: апр. 23 в день св. Георгия совершается крестный ход на поля и народ проводит день сей благоговейно и весело. Некоторые по обету постятся по понедельникам то определенное число недель, то до самого конца жизни. Путешествия к св. местам оказываются для многих полезными. Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Черниговской епархии»; «Черниговские епархиальные известия», 1861 г.; http://otkudarodom.ua Успенская церковь относится к типу одноэтажных, крещатых в плане, с выделенным квадратовым центром и 4-мя шестигранными рукавами. Четырехгранный сруб стен центра вверху (выше начала заломов рукавов) переходит в восьмигранник. План разбит по следующим предписаниям: центр – квадрат, сторона его – исходный размер в построении плана и объемов строения. Двойная диагональ центрального квадрата определяет длину и ширину строения. Рукава в плане – шестигранники, все одного размера. Ширина алтаря=длине. Восточная грань алтаря и соответствующие ей грани последних трех рукавов равны 1/2 ширины центра, а южная и северная грани алтаря (и соответствующие грани последних трех рукавов равны 1/2 диагонали центрального квадрата. Чертеж фасада 1835 г. не вызывает к себе доверия, однако дает возможность играть а определенной долей вероятности некоторые пропорции в построении объемов церкви. Высота срубов стен рукавов равна диагонали плана центра. Высота сруба стен центрального участка больше, она=длине плана центра и алтаря, взятой вместе (как и у Лебединского Николая). Нижний ярус окон в срубах стен был заложений на высоте=1/2 диагонали квадрата, в который вписывается план алтаря, а верхний ряд заложено на высоте=диагонали четырехугольника, что составляет 1/2 плана центрального квадрата.

http://sobory.ru/article/?object=38831

здесь содержится поминовение Павла, пострадавшего в Никополе, к-рый, возможно, входил в число 45 Н. м. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 19. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Иеронимовом Мартирологе под 10 июля упомянуты Милион, Декомед, Антоний и Аникита, пострадавшие в Никополе. Под этим же числом, но с указанием на Александрию как место кончины обозначены имена мучеников Леонтия, Маврикия, Меллита, Гелиция, Ахиллея и Даниила (MartHieron. P. 362). И. Делеэ предложил исправить и объединить эти 2 записи следующим образом: «...в городе Никополе Малой Армении Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Аникиты, Сисиния и др. 39 мучеников» (MartHieron. Comment. P. 367). Под 11 авг. в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Никополе страдание многих мучеников, имена которых знает Бог» (MartHieron. P. 434), вероятно, как и в Сирийском Мартирологе, речь идет о 45 Н. м. В зап. «исторических» мартирологах IX в. память Н. м. отсутствует. Лишь в 80-х гг. XVI в. кард. Цезарь Бароний, опираясь на греческие источники, обозначил под 10 июля память Леонтия, Маврикия, Даниила и др., пострадавших с ними в Никополе Армянском (MartRom. P. 280). В совр. редакции Римского Мартиролога память Н. м. содержится под тем же числом (MartRom (Vat.) P. 360). Ист.: BHG, N 1216-1216e; ActaSS. Iul. T. 3. P. 35-47; PG. 115. Col. 324-345; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 158-161; Νικó δημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 48; ЖСв. Июль. С. 250-259; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 11. Σ. 99-100 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. T. 6. С. 129-131). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208; Т. 3. С. 264; Delehaye. Origines. P. 179; Sauget J.-M. Nicopoli//BiblSS. 1967. T. 9. Col. 989-991. И. М. Косов, А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2577589.html

сочинения. Откликом на раскол среди ариан и Аримино-Селевкийский Собор стало его «Послание о Соборах в Римини и Селевкии», призывающее к миру в Церкви. А. В. не боялся покидать пределы Египта и даже тайно возвращаться в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 14). Последние годы жизни (362-373) Конец изгнанию А. В. положила внезапная смерть имп. Констанция (3 нояб. 361). Его преемник Юлиан Отступник , надеясь вызвать распри среди христиан, распорядился вернуть всех сосланных епископов. 21 февр. 362 г. А. В. был торжественно и радостно встречен александрийцами (епископ-арианин Георгий незадолго до этого был убит). В Александрии (возможно, в апр. 362) был созван «Собор исповедников», в к-ром участвовали 22 правосл. епископа, в т. ч. возвращавшийся из фиваидской ссылки Евсевий Верцелльский ( Rufinus. Hist. eccl. I 27-29). Собор впервые со времен Константина Великого утвердил на Востоке незыблемость Никейской веры и принял меры к восстановлению мирной церковной жизни (в частности, были определены условия принятия в общение раскаявшихся ариан). На Соборе решался вопрос о преодолении раскола в Антиохийской Церкви между общиной «евстафиан» и еп. Мелетием . Был принят «Томос к Антиохийцам», в к-ром утверждалась незыблемость Никейского вероисповедания, а также рассматривался ряд догматических вопросов (о соотношении терминов«сущность» и «ипостась», о Воплощении). Но Юлиану были невыносимы успехи А. В., и император-язычник, сбросив личину веротерпимости, повелел изгнать святителя из Египта. 24 окт. 362 г. А. В. скрылся из Александрии и первое время оставался неподалеку, а затем удалился в Фиваиду, где много общался с монахами. После гибели Юлиана (26 июня 363) новый имп. Иовиан милостиво принял А. В. в Антиохии и просил его составить исповедание веры («Послание к императору Иовиану»). Прошения александрийских ариан были оставлены без внимания, и 5 сент. А. В. вернулся в свой город. Но уже 17 февр. 364 г. Иовиан скончался. Его преемником в вост. части империи стал арианин Валент , к-рый своим эдиктом (май 365) распорядился вновь отправить в изгнание всех епископов, сосланных Констанцием и возвращенных Юлианом (Hist. aceph. 5. 1). Народ требовал, чтобы А. В. был оставлен на кафедре, и имп. наместник обещал довести эту просьбу до сведения императора. Но, узнав, что против него планируются насильственные действия, А. В. 5 окт. тайно покинул город и укрылся неподалеку, у могилы своего отца; на следующую ночь солдаты ворвались в храм св. Дионисия, где должен был находиться А. В. Впрочем, святитель опасался не только насилия властей, но и беспорядков среди горожан, к-рые они могли вызвать. Удаление А. В. стало причиной резкого обострения обстановки в городе, Валент был вынужден уступить александрийцам, распорядившись не беспокоить более их епископа. 1 февр. 366 г. А. В. смог вернуться и уже до смерти оставался на кафедре (Hist. aceph. 5. 6-7). Из 40 лет епископского служения А. В. более 17 лет пребывал в изгнании (SC. 317. P. 80).

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

…после весенних наших петербургских волнений… — Возможно, что Достоевский намекает на общественные волнения, связанные с выстрелом В. И. Засулич 24 января 1878 г. в петербургского градоначальника генерал-майора Φ. Φ. Трепова и ее оправданием 31 марта 1878 г. судом присяжных. Достоевский присутствовал на суде и был свидетелем демонстрации публики, приветствовавшей оправдательный приговор. Газета «Гражданин», редактором которой в это время былВ. Ф. Пуцыкович, много писала о деле Засулич — см.: 1878. 9 апр. С. 266–267; 15 апр. С. 290–291; 28 мая. С. 410–411 и др. 361 …во времена Анны Монс, единственно чтоб понравиться которой Петр, как известно г-ну Мордовцеву, совершил свою великую реформу. — Достоевский иронизирует над словами писателя-историка Д. Л. Мордовцева (1830–1905) в его историческом романе «Идеалисты и реалисты»: «Анна Монс — иноземка, дочь виноторговца — девушка, из любви к которой Петр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остается немножко кривошейкою» ( Мордовцев Д. Л. Идеалисты и реалисты: Исторический роман. СПб., 1878. С. 129. 362 …вместе с двумя карликами — и шутом Балакиревым… — Мода на карликов во времена Анны Иоанновны получила отражение в хорошо известном Достоевскому с детства романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом» (M., 1835). Иван Александрович Балакирев (род. 1699) — доверенный слуга Петра I и Екатерины I. Играл влиятельную роль при Анне Иоанновне, будучи ее официальным шутом. 363 …русские естественные ученые — г-да Сеченов, Менделеев, Бекетов, Бутлеров и tutti quanti. — И. М. Сеченов (1829–1907) — основоположник русской физиологической школы; Д. И. Менделеев (1834–1907) — великий русский химик; A. H. Бекетов (1825–1902) — ректор Петербургского университета, ботаник-морфолог и ботаник-географ, друг молодости Достоевского; A. M. Бутлеров (1828–1886) — химик и общественный деятель. 364 Всех более заслужил симпатии один очень ученый профессор зоологии — что зоология и свет потеряли такую тему! — Имеется в виду издатель журнала «Свет» H. П. Вагнер (1829–1907), зоолог, профессор Казанского и Петербургского университетов, президент общества экспериментальной психологии, а также писатель-беллетрист, известный под псевдонимом «Кот Мурлыка». В 1870-х годах ревностно занимался исследованием спиритических явлений, сотрудничал в «Ребусе» — органе русских спиритов. Познакомился с Достоевским в июле 1875 г. в Старой Руссе. Писатель иронически обыгрывает в фельетоне слово «свет», намекая на название и направление вагнеровского журнала, посвященного пропаганде спиритизма. В наборной рукописи словам «зоология и свет» соответствовал вариант «зоология, свет и „Свет“», причем к слову «Свет» было сделано подстрочное примечание: «Журнал, издаваемый профессором».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

д.) - таким образом, лишил бы права служителей культа административного подчинения последним, т. е. предоставил бы право свободного выбора попа каждой общине (церкви) - самостоятельно» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 364). Однако это уже подготовленное властями мероприятие было отменено в последний момент из-за борьбы правосл. приходов с обновленчеством. Как отмечалось в докладах Антирелигиозной комиссии, сторонники Патриаршей Церкви отказывались признавать обновленческое ВЦУ, ссылаясь на пропагандируемую властями полную самостоятельность отдельных церковных общин, хотя «под флагом этой самостоятельности скрывается тенденция отмежеваться от ВЦУ в ожидании восстановления законной церковной власти» (Там же. С. 346). Поскольку борьба с «тихоновщиной» велась властями и через обновленческие структуры, Антирелигиозная комиссия 16 февр. 1923 г. сочла необходимым «временно, до особого распоряжения (до выполнения главной работы по разложению церковной организации) отложить ликвидацию епархиальных управлений» (Там же. С. 362), а затем пересмотреть и собственное решение о роспуске обновленческого ВЦУ. В своем докладе в Политбюро 22 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия сообщила о разработке порядка регистрации религ. общин и о возможной регистрации на этом основании обновленческого ВЦУ «при сохранении за ним принудительно-карательных прав по отношению к низшим церковным органам. Тем самым пока еще сохраняются в церкви иерархи и в руках власти остается могучее средство воздействия на церковную политику постольку, поскольку церковный центр занимает определенную политическую позицию» (Там же. С. 371). При этом «принудительно-карательные права» со стороны религ. орг-ции по отношению к ее членам прямо противоречили статье 11 декрета 1918 г. («меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами не допускаются»), но в большевистском руководстве сочли допустимым для себя нарушение по политическим причинам одного из основных положений «ленинского» декрета. 15 апр. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2578039.html

значения текста. Не отказываясь от аллегории как от ведущей к произвольному толкованию ( Hieron. In Is. 5. Praef. и др.), блж. Иероним предпочитает использовать типологическое толкование, согласное с новозаветным пониманием текста И. п. к. Основная цель толкования И. п. к.- найти подтверждение исполнения пророчеств в пришествии Христа и в бытии Церкви ( Abel F. M. Saint Jérôme et les propheties//RB. N. S. 1916. Vol. 13. P. 423-240; 1917. Vol. 14. P. 247-269; Jay. 1985. P. 362-372; Bodin Y. Saint Jerôme et l " Eglise. P., 1966). Блж. Иероним комментирует И. п. к. еще в 2 посланиях - 18A и 18B (CSEL. 54. P. 73-96, 97-103). Послание 18A (De Seraphim) ( Hieron. Ep. 18A (CSEL)=Ep. 18. 1-16 (PL)) составлено в 380-381 гг. в К-поле. В послании 18B, посвященном Ис 6. 6-8, блж. Иероним резюмирует толкования соответствующих текстов комментария на И. п. к. Оригена (ср.: Nautin P. Le «De Seraphim» de Jérôme et son appendice «Ad Damasum»//Roma renascens. Fr./M.; N. Y., 1988. P. 279-281; см. критику: Gryson, Szmatula. 1990). Толкование на Ис 1. 1-5 ( Hieron. In Esaia parvula adbreviatio//PL. 24. Col. 937-942; CCSL. 73A. P. 803-809; CPL, N 585), возможно, всего лишь незаконченная проповедь блж. Иеронима, произнесенная в Вифлееме (см.: Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l " antiquité et du haut Moyen Âge. Freiburg i. Br., 2007. T. 1. P. 539). В 402 г. блж. Иероним перевел небольшой трактат еп. Феофила «Против Оригена о видении Исаии» ( Hieron. Contra Origenem de visione Isaiae// Sancti Hieronymi presbyteri/Ed. G. Morin. Maredsoli; Oxoniae, 1903. Pars 3: Tractatus sive Homiliae in Psalmos quattuordecime. P. 103-122; см.: Altaner B. Wer ist der Verfasser des Tractatus in Isaiam VI 1-7?//ThRv. 1943. Bd. 42. S. 147-151; Chavoutier L. Querelle origéniste et controverses trinitaires а propos du Tractatus Contra Origenem de visione Isaiae//VChr. 1960. Vol. 14. P. 9-14). Среди мн. миссионерских толкований И. п. к. можно выделить 8 кратких гомилий свт. Зинона Веронского (кон. III/нач. IV в.- 12 апр. 370/1) на Ис 1 и 5, отмеченных подчеркнутым антииудейским тоном ( Zeno Veron. Tract. 2. 22-29, и др.). Блж. Августин (354-430) не оставил комментария или гомилии на И. п. к. Ссылки на И. п. к. и особенно на 4-й гимн Раба Господня, встречающиеся в его работах, в общем отражают предшествующие толкования. Можно отметить частое использование Ис 7. 9b из LXX в его рассуждениях об отношении веры и разума ( Aug. De doctr. christ. 2, 12; Idem. Serm. 43. 7; ср.: Idem. De ver. rel. 8. 4-5; Idem. Tract. in Ioan. 15. 24; 29. 6; и др.; Jay P. Jérôme et Augustin, lecteurs d " Isaïe: A propos du Tractatus de psalmo 96 de Jérôme//Charisteria Augustiniana: Oroz Reta dicata. Madrid, 1993. T. 1. P. 291-302).

http://pravenc.ru/text/674802.html

В Гжатске К. возобновил контакты со своими единомышленниками. Епископы Афанасий (Сахаров) и Дамаскин (Цедрик) приезжали к нему лично, с архиеп. Серафимом (Самойловичем), еп. Парфением (Брянских) и др. общение было через посыльных. В дек. 1933 г. архиеп. Серафим (Самойлович), находившийся в ссылке в Архангельске, подготовил проект «Деяния», которым митр. Сергий объявлялся лишенным молитвенного общения со всеми правосл. епископами Русской Церкви и предавался церковному суду с запрещением в священнослужении. Управление православной Церковью в России за невозможностью обращаться к местоблюстителю митр. Петру до возвращения его из заключения должно было, согласно этому проекту, перейти к старейшему иерарху, т. е. к К. (Деяние нового сщмч. Серафима Угличского/Публ., примеч.: Н. Савченко//Правосл. Русь. Джорд., 1999. 9. С. 7). К. ответил, что быть явочным порядком заместителем митр. Петра без его о том распоряжения он не может, но если митр. Петр добровольно откажется от местоблюстительства, то он в силу завещания патриарха Тихона исполнит свой долг и примет тяготу местоблюстительства, хотя бы митр. Петр и назначил себе др. преемника. По мнению К., православный епископат не должен был признавать превышенных полномочий митр. Сергия, но он был против разрыва с теми, кто их признавали. Он полагал, что «иерархи, признающие своим Первоиерархом митрополита Петра, возносящие его имя по чину за богослужением и не признающие законной преемственности Сергиева управления, могут существовать до суда соборного параллельно с признающими; выгнанные из своих епархий, духовно руководя теми единицами, какие признают их своими архипастырями, а не выгнанные, руководя духовной жизнью всей своей епархии, всячески поддерживая взаимную связь и церковное единение» (Акты свт. Тихона. С. 700). Сщмч. Кирилл (Смирнов). Фотография. Москва. Лубянская тюрьма. 1934 г. Сщмч. Кирилл (Смирнов). Фотография. Москва. Лубянская тюрьма. 1934 г. В апр. 1934 г. по предложению архиеп. Серафима (Самойловича) К. составил программный документ, с к-рым ознакомил нек-рых своих единомышленников, таких как еп. Дамаскин (Цедрик), но широко распространить не успел или не захотел. В этом документе К. систематизировал все свои прежние аргументы, высказанные в полемике с митр. Сергием. К. считал, что, когда «дело митр. Петра окончилось» и возможность сношений с ним как с церковным центром прекратилась, автоматически должно было вступить в действие постановление 362 от 20 нояб. 1920 г., но митр. Сергий «вместо того, чтобы самому встать под действие сего указа и призвать к тому же всех архипастырей… измыслил чисто католическую теорию непрерывности патриаршей власти и совершенной тождественности местоблюстительских и отсюда заместительских прав с патриаршими».

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Годы по Р. Хр. по Алекс. кругу Wieseler Апр. 9, вторн. Апр. 10, среда. Март. 29, субб. Март. 30, воскр. Апр. 17, субб. (или Март.18? четв.) Марта 19, пятн. Апр. 18, воскр. Апр. 5,вторн. Апр. 7, четв. Апр. 7, четв. Марта 25, субб. Марта 27, понед. Март. 27, понед. Апр. 13, пяти. Апр. 15, воскр. Апр. 15, воскр. В таком случае при предположении, которое кажется правильным и беспристрастным, что дата Александрийская есть самая ранняя возможная для каждого года, а на два дня позднее – самая позднейшая, – нисана 14-е могло случиться в четверг в один из следующих трех годов: в 54-м (апр. 11), 56-м (марта 18-е) и 57-м (апр. 7-е). Тогда справедливым в исследовании Рэмсея является лишь то, что против других трех лет – 55, 58 и 59-го – остается некоторое предположение невозможности; а касательно двух последних из этих трех годов, эти результаты Рэмсея служат подтверждением того, что достигнуто в последнем отделе. По связи с прежним изысканием, отсюда вытекает, что годы 56 и 57 оказываются вероятными для времени заключения Апостола Павла, годы 58 и 59 – для отозвания Феликса и для конца двухлетнего закчючения Апостола Павла в Кесарии. 10) Гонение при Нероне и мученическая смерть Апостолов Петра и Павла. Что два Апостола потерпели мученическую кончину в один и тот же день, это мнение является лишь выводом из общего в их честь праздника 29 июня; но день этот в действительности является днем перенесения останков их в безопасное хранилище в катакомбах при гонении Валериана, Tusco et Basso coss. (в 258 г. по Р. Хр.). Но что оба они пострадали смертью мучеников в Риме и оба при Нероне, – это есть постоянное предание церкви; Петр и Павел, в некоторое время при Нероне являются во главе списка римских епископов по Юлию Африкану (Harnack, Chronologie, стр. 124 сл. 171); по Дионисию Коринфскому они учили вместе в Италии и потерпели мученичество ката tov aoxov Kaipov (у Евсевия Ц. И. II, 25, около 170 г. по Р. Хр.). Св. Климент, сам из Рима, обращаясь к Коринфянам около 96 г. по р. Хр., указывает им на «достойные примеры нашего поколения», блаженных Апостолов Петра и Павла, и на то великое множество избранных, которые наряду с ними были в различных страданиях и мучениях, причем с женщинами об­ращались, как с Данаидами и Дирками (1 посл. V. VI: συνηθροισθη πολυ πληθος). Что «великое множество» суть мученики при Нероне, – это почти достоверно из параллельного повествования Тацита (Ann. XV, 44) о «multitudo ingens» (огромном множестве) и «addita ludibria» (присоединенным к казням издевательствах) христианских жертв Нерона; и все положение подтверждается совпадением упоминания Тацита об императорских садах (т.е. horti Neroniani на Ватиканском холме), как месте казни, с известием (около 200 г.) римлянина Кая (у Евсевия Ц. И. II, 25), что останки св. Петра покоились в Ватикане, а св. Павла – на Остийской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010