По улицам же и по стогнам града Да души моей явится отрада. Се одр Соломонь зело украшенный, И избранных вой лики окруженный, Столпы имея от злата чистейша Печи бо на нем мудрость всечестнейша, Правда, мужество и рассуждение Одра же сего есть украшение. Из Библии Пискатора Третья композиция рассматриваемых фресок иллюстрирует текст 3:1–4; 5:7. На ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя, исках его, и не обретох его: воззвах его, и не послуша мене. Востану убо и обыду во граде и на торжищах и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя. Поисках его, и не обретох его: звах его и не послуша мене. Обретоша мя стрегущии, обходяще во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя; (стражие же) биша мя, язвиша мя: взяша верхнюю ризу от мене стражие стеннии. Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя. Слова из стиха 3:3 соединяются изографами со словами из 5:7. В Песни Песней Суламифь дважды ищет ночью Христа-Жениха. Несмотря на некоторое различие между этими двумя описаниями, отмеченное в толковании, изографы соединяют его в одно, подчеркивая духовное сходство того и другого искания. В основу наших размышлений об этой композиции берем фреску [Р], восполняя ее деталями, отраженными на других фресках. Суламифь возлежит на богатой ложнице. Она не спит. На ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя. Ее сердце ищет Возлюбленного Христа, ее мысли – о Нем. Это состояние скорби невесты, утратившей Жениха и искавшей Его в ночи, уязвление и утешение при обретении Его, последующее ублажение ее Женихом отражены в надписи на фреске, сохранившейся частично: Вся скорбь, печаль прежняя невесты гонзает, Егда жених возвращся, ону утешает. Она мо...ты 85 аз твоя рече. Тем блажится от жениха В красоте честным подобится. На главе Невесты роскошная царская корона (венец). Церковь есть Царствие Божие на сей земле. «Предста царица одесную царя», – говорит о ней святой псалмопевец ( Пс. 44:10 ). Венец правды ( 2Тим. 4:8 ), венец жизни ( Откр. 2:10 ) и венец славы ( 1Пет. 5:4 ) получает душа, возлюбившая Христа, Небесного Царя-Жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Где же мы должны искать оного душеспасительного средства? Кто может быть нашим истинным Искупителем и Избавителем? Кто силен есть освободить от работы вражия проданного духа нашего? Единый Тот, Которого Богодухновенный Пророк Моисей, предвидев издалеча за несколько еще сот лет, предвозвещал людям, народу Израильскому, сице глаголя: Пророка от братии твоея, яко мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте ( Втор.18:15 ). Единый Тот, на Которого святый Предтеча и Креститель Иоанн указывал всем потомкам Адамовым, узревши Его на Иордан реку грядущего, тако говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Единый Тот, о Котором святые Пророки дщери Сионовой, истинной Церкви, таковое дают свидетельство: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ( Зах.9:9 ). Единый Тот, Которого истинные Апостолы следующим образом грешным человекам проповедуют: не имамы Архиереа не могуща спострадати немощем нашим: но искушена по всяческим по подобию, подобно нам, разве греха ( Евр.4:15 ), кроме преступления. А кто есть сей Пророк, вместо Моисея людям восставленный, Агнец, грехи мира вземлющий, Царь, кротко грядущий и спасающий, Архиерей искушенный, спострадати нам могущий и греха не сотворивший? Кто есть сей Искупитель и Освободитель, к Которому мы прибегать должны и в Котором мы Избавления своего искать обязаны? Единый истинный и совершенный Ходатай Бога и человеков есть Бог и Человек, существенный Бого-Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, свидетельство времены своими ( 1Тим.2:5–6 ), давый Себе, да в определенное время всем Он свидетельствуется, или проповедуется, яко Искупитель. Единый есть Искупитель, Освободитель и Спаситель наш Господь Бог Иисус Христос , Сын Божий, превечно от Отца рожденный, во времени от Девы Марии чрез Духа Святаго воплотившийся, свято в мире поживший, и чрез то образ святыни, долженствующей быть в человеках, показавший, наконец же от ученика своего Иуды Иудеям проданный и от них бесчеловечно на кресте распятый и умерший, а по трех днях славно воскресший и потом на небеса вознесшийся. Сей Единый, яко Победитель плоти, мира и сатаны, греха, смерти и ада, силен есть освободить бессмертного духа нашего из духовного пленения, из греховного рабства; Сей Единый может выкупить его, яко проданного миру, плоти и сатане, из темного Египта, от мрачной, адской области их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Итак, вернемся к вопросу, заданному законником Христу: « какая наибольшая заповедь в законе? » Как мы выяснили, вопрос был не однозначный, и имел несколько решений. Мф.22:37–40 . «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Святитель Кирилл Александрийский так истолковал эти слова: «Итак, “первая заповедь” учит всякому виду благочестия. Ибо “любить Бога всем сердцем” есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое (отношение) к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя» 327 . В Своем ответе Сын Божий изымает из контекста и соединяет две заповеди из разных книг Пятикнижия: 1) «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ); 2) «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19:18 ). Рассмотрим Закон Божий о любви к Богу: « возлюби » – здесь Господь впервые предлагает установить любовные отношения между Собою и Своим творением, не подчиненные, не раболепные, но любовные, почти семейственные. Любовь к Богу предполагает особую преданность Ему со стороны Его служителей. Поэтому невозможно любить Бога и не служить Ему, не стремиться исполнить Его Святой Закон. Сказано: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин.1:6 ). Неким таинственным образом заповедь о единстве Бога связана с Заповедью о любви к Богу и человечеству. Сказано: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О, поспешим все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостыней, которая очищает грехи. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Аминь. 28. Слово в неделю пятнадцатую по Пятидесятнице В нынешнем воскресном Евангелии Господь наш Иисус Христос в ответе Своем на вопрос одного фарисея законника предлагает к исполнению всем людям две существенные заповеди всего закона Божия: о любви к Богу и ближним. «Возлюби, – говорит, – Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–50 ). Не много слов, но велика сила в них, крайне обширно их значение и приложение к жизни; не много слов, но крайне важно и необходимо вразумение их, понимание их во всей полноте и знамении их. Объясним их с Божией помощью. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Это значит: возлюби Бога и Его правду вечную, так, чтобы ни в сердце, ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках, ни во всей жизни твоей не было места греху и неправде, – возлюби правду и возненавидь беззаконие; ибо что общего у правды и беззакония, у света и тьмы греховной, у Христа и велиара, т.е. диавола? Ничего. Ибо и один помысл неправедный в душе есть мерзость Господу ( Притч.15:26 ), кольми паче злое, лукавое, нечистое слово или дело! Поэтому молишься ли Богу, каешься ли, благодаришь ли, делаешь ли что другое ради Бога, – молись всегда всем сердцем, всем разумением, всей силой; приноси покаяние от всего сердца, всем разумением, с решительным отвращением ко греху, с искренней готовностью любить и делать дела, угодные Богу и для тебя спасительные; делай все, что делаешь для Бога от всей души, всей силой и разумением. Приносишь ли какую жертву Богу, приноси от всего сердца со всем усердием и охотой. Нужно ли стать против соблазна греха или соблюсти правду, закон, – стой против греха всеми силами, всем сердцем и помышлением, и за правду стой до смерти, как празднуемый сегодня великий пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, пострадавший до смерти за обличение кровосмесительного сожития царя Ирода с женой брата своего Филиппа, и получишь венец жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Путь Церкви – обратный: не мы творим Бога по образу своему, но, следуя заповедям Христа, мы в себе раскрываем свойства нашей природы, созданной по образу Божию. Заповедей Христа, хранение которых приводит человека к обожению, суть две: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12. 30–31 ). Из этих двух заповедей вторая в большей мере дает нам возможность познать тайну единосущной и нераздельной Троицы. Объяснимся, почему. Первая заповедь говорит: возлюби всем сердцем, всею душею, всем разумением, всею крепостью. Здесь не сказано: возлюби Бога, как самого себя, что было бы пантеизмом. Эта заповедь говорит о степени любви. Она дает нам познать Бога, как Любовь, но она вместе указывает и на грань между человеком и Богом. Она приобщает нас к Божественной жизни, но не устраняет иносущия. Вторая заповедь: возлюби ближнего, как самого себя, указывает словом как не столько на меру или степень любви, сколько на глубокую онтологическую общность нашего всечеловеческого бытия. Осуществленная в человеческом бытии, эта заповедь приводит к тому, что все человечество становится единым человеком 2 . Любовь переносит бытие личности в любимого и этим усвояет себе его жизнь, показуя проницаемость Личности – Я. Абсолютное совершенство внутритроичной любви выявляет совершенную взаимопроникновенность Трех Лиц, так что у Трех – единая воля, единое действие, единая слава, единое могущество, единое Божество, единая сущность, и потому каждое Лицо-Ипостась является носителем всей полноты Божества, динамически равным всему единству Трех. По образу этой любви, вторая заповедь, люби ближнего, как самого себя, восстанавливает разбитое грехом единосущие человеческого рода, приводя к тому, что вся полнота всечеловеческого бытия становится обладанием каждой человеческой ипостаси. Осуществленная в конечном совершенстве, эта заповедь показует, что ЧЕЛОВЕК – ЕДИН, един по существу и множествен по ипостасям, что человек, по образу Святой Троицы, есть ЕДИНОСУЩНОЕ СОБОРНОЕ БЫТИЕ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Заповедей Христа, хранение которых приводит человека к обожению, суть две: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:30–31 ). Из этих двух заповедей – вторая в большей мере даст нам возможность познать тайну единосущной и нераздельной Троицы. Объяснимся, почему. Первая заповедь говорит: «возлюби всем сердцем, всею душею, всем разумением, всею крепостью». Здесь не сказано: «возлюби Бога, как самого себя», что было бы пантеизмом. Эта заповедь говорит о степени любви. Она дает нам познать Бога как Любовь, но она вместе с тем указывает и на грань между человеком и Богом. Она приобщает нас к Божественной Жизни, но не устраняет иносущия. Вторая заповедь: «возлюби ближнего как самого себя» – указывает словом как не столько на меру или степень любви, сколько на глубокую онтологическую общность нашего человеческого бытия. Осуществленная в человеческом бытии – эта заповедь приводит к тому, что все человечество становится единым человеком. 30 Любовь переносит бытие личности в любимого и этим усвояет себе его жизнь, показуя проницаемость личности – Я. Абсолютное совершенство внутритроичной любви выявляет совершенную взаимо-проникновенность Трех Лиц, так что у Трех – единая Воля, единое Действие, единая Слава, единое Могущество, единое Божество, единая Сущность, и потому каждое Лицо-Ипостась является носителем всей полноты Божества, динамически равным всему единству Трех. По образу этой любви – вторая заповедь: «люби ближнего как самого себя», восстанавливает разбитое грехом единосущие человеческого рода, приводя к тому, что вся полнота человеческого бытия становится обладанием каждой человеческой ипостаси. Осуществленная в конечном совершенстве, эта заповедь показует, что человек – един, един по существу и множествен по ипостасям, что человек, по образу Святой Троицы, есть единосущное соборное бытие. Причем, повторим, такое бытие в последнем осуществлении, когда каждая человеческая ипостась силою полноты пребывания в соборном единстве должна являться носителем всей полноты человеческого бытия, и потому равной всему человечеству, всему единому Человеку, по подобию совершенному человеку – Христу, вмещающему в Себе всего Человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Возражение третье Невозможно исполнить эту Божию заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Ибо напрасно мы стараемся делать дела ради вечного спасения, если не можем исполнить Божиих заповедей. Поэтому спастись можно только верой, и напрас­но надеяться на человеческие дела. ОТВЕЧАЕМ: Эта заповедь, не пожелай, при истинном толковании может быть стать убежищем. Такова и эта заповедь, Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем тво­им. Толкование же этой заповеди может быть двояким. ВО-ПЕРВЫХ, да возлюбим Бога всем сердцем, то есть да всецело наше сердце напол­няется одной любовью к Нему и ничего больше не любит, кроме одного Бога. Такой любви эта заповедь не требует, иначе нельзя было бы любить ближнего, которого мы должны любить. ВО-ВТОРЫХ: Эта заповедь, Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, означает повеление, чтобы мы полюбили Его так, чтобы предпочли всему остальному, и чтобы мы не предпочитали в любви какие-либо другие предметы Богу, чтобы страх или любовь ни к чему и ни к кому не разлучила нас с Божией любовью. Это истинный смысл заповеди, ибо в таком смысле говорит и Апостол: Кто отлучит нас от любви Бо­жией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч ( Рим. 8, 35 ), и так далее. О такой любви говорит и Сам Христос: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37), то есть кто предпочитает любить родителей или родственников больше Бога и не любит Бога больше всех. Можно сказать и наоборот: тот, кто предпочитает любить Бога больше родителей, больше родственников, больше друзей, больше богатств и сокровищ, тот любит Бога больше всех. И таких боголюбцев было много и раньше, есть они и ныне, отвергнувшие мир и все его красоты. Поскольку многие сохранили эту заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, то ложным является учение противников, которые учат, что невозможно сохранить эту за­поведь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Любовь к ближнему, дорогие мои, не есть простое внимание к другому, ее нельзя смешивать и с благотворительностью. Любовь – это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас. Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово ( Рим. 12:5–10 ; 1Кор. 12:12–27 ). Чтобы осуществить в жизни Богом заповеданную нам любовь, необходимо, прежде всего, преодолеть узко-человеческое, бытовое представление о любви. В притче «о милосердном самаряныне» Господь дает нам практическое указание, а именно: не мне решать, кто мой ближний; человек в беде, будь он даже мой враг, побуждает меня стать его ближним. Любовь христианина должна проявляться к любому человеку, которого Бог дает нам встретить на нашем жизненном пути, – в этом отличительная черта Нового Завета, Церкви Христовой, от Израиля ветхозаветного. Аминь. Неделя 25-я по Пятидесятнице В прошлое воскресенье слышали мы из уст Спасителя слова, обращенные к получившей исцеление женщине: «вера твоя спасла тебя, иди в мире», и к Иаиру отцу умиравшей отроковицы слова: «не бойся, только веруй, и спасена будет» дочь твоя. А сегодня Господь говорит искушавшему Его законнику: «Так поступай и будешь жить». «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – спросил Господа законник. Ты же знаешь Закон Божий, – отвечает законнику Господь, – что там сказано? «Возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя», – говорит законник. Так вот, так и поступай и будешь жить – наследуешь жизнь вечную, жизнь твоя будет осмысленной. Словом: «так поступай» Господь указал, что оправдание жизни человека – в любви к Богу, в познании Божия Закона, в познании воли Божией и в исполнении ее. В заповеди точно указано, какой должна быть любовь к Богу, вводящая человека в познание воли Его. «Возлюби» – не просто возлюби, но возлюби «от всего сердца твоего». Почему говорит Господь: «возлюби от всего сердца»? Да потому, что – если ты посвятишь Богу только часть твоего сердца, только часть твоих мыслей, тогда в ту другую часть, не посвященную Богу, вселится «дух времени» – вселятся дурные помыслы, вселится плотская похоть, вселится грех, который тебя не только осквернит, но и растлит, сделав глухим к голосу совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Не скажет ли он в себе: если Господь столь возлюбил меня грешного, недостойного и непотребного, что положил за меня Свою душу, не должен ли и я претерпеть сие малое ради любви Его?». Таким образом «богомысленное созерцание»  обращает грешника, дает ревность нерадивому, а ревностному – великодушие. Святитель Дмитрий ясно утверждает, что, как и вся жизнь Христа, Его страдания служат нам примером. Мы, Его дети, ученики и рабы должны поступать, как поступал наш Отец, наш Учитель и Господь. «Восприяв страдание, Он оставил нам образ, чтобы следовать по стопам Его». Наш крест это – «случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, коими Господь наш искушает нас, как злато в горниле... Все это наши кресты, и когда человек ради любви Божией терпеливо несет их, то он приобщается к страданию Господню» (Поуч. 2-е на Воздвиж. Креста). Святитель особо настаивает на благодарении. И в сей жизни и в будущей мы вечно должны благодарить Спасителя за Его страдания. «Каждый из нас должен воздавать такое благодарение пострадавшему Господу, как если бы Он страдал за него одного. Я, грешный Дмитрий, говорю: благодарю Тебя, Спасителю мой, свете мой, животе и воскресение мое, за то, что Ты возлюбил меня и предал Себя за меня. Ты, Петр, Иаков, или Иоанн, также говоришь: благодарю Тебя, Владыко мой, за то, что Ты возлюбил меня и предал Себя за меня. Благодарность это – постоянное воспоминание о страданиях Господа. Воспоминание и любовь, но любовь искренняя. Это – главное и порой единственное, чего требует от нас Господь. «Что же Он за это (за Свою любовь к нам) требует от нас? Он требует от нас одной только любви, говоря: Я возлюбил тебя, возлюби ты Меня. Я за тебя был избит, оплеван, по ланите ударен, ты же только возлюби Меня за это. Я за тебя был увенчан тернием, бит тростию по главе и осужден на смерть, ты же за это возлюби Меня. Я за тебя был на кресте пригвожден, пронзен копьем, ты же за это возлюби Меня. За пролитие крови Моей за тебя Я от тебя не требую ничего, кроме твоего любящего сердца. Сын Мой, дай Мне сердце твое, возлюби Меня сердцем твоим». (Поуч. 1-е в нед. 13). Все эти выдержки ясно показывают, насколько мягко и красноречиво призывал Святитель мирян к поклонению Страстям Господним. Для него самого в этом был корень жизни духовной и, как истинный пастырь, он умел делать подходящие выводы, приспособляемые к жизни, поучая свою паству. Кроме, быть может, св. Тихона Задонского , трудно найти другого автора духовных писаний, который бы столь часто и так живо говорил о Страданиях Христа. Особенно, если мы вспомним все вышесказанное о пяти язвах Иисуса и о Сердце Иисусовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блюдись и утверди сердце свое, чтоб никого не осудить, да не отыдет от тебя Дух Святой. И если другой кто станет осуждать пред тобою брата, попроси его умолкнуть, говоря: я сам осужден, и не могу судить другого, – и спасешь себя и брата твоего. Ложась спать, вспомни гроб твой, говоря: встану ли я на утрешний день? – и всякий день считай последним в жизни твоей. Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание. Если хочешь победить блуд, возлюби алчбу, жажду, бдение; вспоминай в уме своем смерть, ответ, который мы должны дать во всех делах своих, муки бесконечные и Царство Небесное. Если хочешь победить сребролюбие, возлюби нестяжание и скудость всякую, в пище, питии, в одежде и во всем. Если хочешь победить гнев, возлюби кротость и долготерпение; поминай, сколько зла делали иудеи Господу Иисусу Христу, и Он, Человеколюбивый, не гневался на них, а молился о них. Если хочешь победить печаль, расположи себя не скорбеть ни из-за какой временной вещи: пусть злые люди побьют тебя, – сана, имения, чести лишат, не скорби, но паче радуйся. Богатство, честь и слава на небесах у Христа Бога нашего, в Царствии Небесном со св. Ангелами. Тогда только печалься, когда согрешишь. Если хочешь победить уныние, займись рукодельем, читай книги, молись часто, имей послушание, служи больным и старым, любви ради Христовой. Если хочешь победить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни внимания, ни предпочтения, но возлюби, чтоб тебя укоряли, охуждали, бесчестили; охуждай и сам себя, и имей себя грешнейшим паче всякого грешника. Если хочешь победить гордость, то что бы ни делал ты хорошего, постишься ли, напраслину терпишь благодушно, не говори, что в этом ты успеваешь от своего труда и старания, но от Божией помощи, укрепления и заступления. Тело человеческое целомудренное есть церковь Божия; сердце человеческое чистое и целомудренное есть жертвенник и трапеза Духа Святого; ум человеческий чистый есть престол Божества; душа человеческая чистая, непорочная и целомудренная есть невеста Христова; язык человечески чистый есть трость книжника скорописца, – Духа Святого; уды и чувства тела целомудренные суть рабы души, – невесты Христовой. Не оскверним же тела, церковь Божию, неудобными делами; не посадим на престоле Божием диавола, помышляя ум суетные, скверные и злые помышления; не будем произносить языком своим, – тростью Духа Святого, неподобные пустые слова; не сотворим члены свои и чувства рабами диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010