Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Проломные (Водяные) ворота с неизвестной надвратной часовней. Часовня. Действует.   Год постройки:Между 1600 и 1900. Архитектор:Трофим Шарутин (?) Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Святые врата раньше находились в Георгиевско-Знаменской башне, которая делит пополам южную часть ограды. Позже Святые врата устроили чуть западнее (ближе к Поваренной башне), там, где в 1701 году прорубили ворота для ввоза в обитель воды. В XIX веке, когда отпала необходимость монастырю быть крепостью, примерно в середине прясла, между Георгиевской и Поваренной башнями, были прорублены Проломные Врата, служившие для хозяйственных нужд. Сейчас на этом месте за деревянными решетчатыми воротами, между двумя выступающими наружу полубашнями, располагается единственный вход и въезд на территорию монастыря. Православные монастыри, путешествие по святым местам. 42 Водяные ворота с надвратной часовней находятся в Свято-Пафнутьевском монастыре Калужской области. Святые Ворота, увенчанные часовней, сегодня единственный вход в обитель. Время построения водяных ворот с надвратной часовней до сих пор оспаривается и дискутируется историками. В честь кого была освящена часовня, история не сохранила. Но большинство исследователей склоняются к следующей версии. Въездные ворота ранее располагались в Георгиевской башне. Она была проездной. Сам въезд был построен под углом 90 градусов, что обеспечивало безопасность въезда от взрыва или взлома. Рядом в стене была дверь – это и был проход уже внутрь монастыря. В 19 веке, когда необходимость защищать обитель от внешних врагов отпала, между Георгиевской и Поваренной башнями были сделаны «Проломные ворота». Их еще называют «водяными», поскольку при вражеской осаде только через них, по преданию, можно было добраться к источнику воды. Позже эти «проломные» ворота многократно переделывались. Последний раз – в 1864 году.

http://sobory.ru/article/?object=02059

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Кирилло-Белозерского монастыря Почти в середине стены, обращенной к Сиверскому озеру, находятся Водяные ворота с надвратной церковью Преображения, входившие в систему монастырской ограды Старого города. Обе постройки относятся к XVI веку. Но ворота возникли ранее храма, возведение которого датируется 1595 годом. Они имеют форму двух обычных проездных арок с палатами хозяйственного назначения по сторонам: с востока - кладовой, с запада - калачной и просвирной. Их декоративная обработка со стороны двора в виде килевидных архивольтов и прямоугольных, иногда с острым верхом ниш очень близка к убранству Святых ворот. Церковь Преображения над Водяными воротами строили, видимо, местные мастера под наблюдением старца Леонида Ширшова, по образцу ранее возведенного надвратного храма Иоанна Лествичника, Она по форме аналогична своему прототипу, только несколько грубее, приземистее. Это - невысокий куб с пониженными прямоугольными пристройками с двух сторон: алтарем и папертью с первоначально открытыми арками (арочные проемы еще в XVII веке превращены в окна). Сходство довершают членения северного и южного фасадов пилястрами на три прясла, остроугольные нишки и три яруса сплошь украшенных традиционным декором кокошников, из которых сейчас под четырехскатной крышей XVIII века виден только нижний. Однако венчающая часть имела иную форму. Вместо типичных для храмов Кириллова двух глав здесь с самого начала было трехглавие: большая - в центре и две малых - над восточными углами постройки. Появление малых глав было вызвано наличием у Преображенской церкви двух приделов - Ирины и Николая, расположенных по сторонам главного престола в алтаре (один из них был посвящен царице, сестре Бориса Годунова). Само трехглавие было сильно сдвинуто с центра куба к востоку, что сразу вносило в композицию здания оттенок свободной живописности, усиленной необычным покрытием алтаря тремя двускатными кровлями, выходившими шипцами на восточную сторону. К сожалению, уничтожение еще в XVIII веке прежних глав и кровель во многом лишило архитектуру церкви былой привлекательности и красочности форм.

http://sobory.ru/article/?object=05135

Патриарх ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре Москва, 8 июня 2014 г.      7 июня 2014 года, по окончании всенощного бдения в канун праздника Святой Троицы и чина наречения во епископы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ, которые проводятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.      Святейшего Владыку сопровождали наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий.      Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел находящийся на реставрации Трапезный Сергиевский храм, ознакомился с реконструкцией Святых и Успенских врат, а также здания Московской духовной академии.      Затем Святейший Патриарх посетил академический некрополь у Царских чертогов, где в настоящее время проводятся научно-археологические исследования с целью восстановления мест погребений ректоров, профессоров и преподавателей Московской духовной академии, внесших значительный вклад в развитие богословской и светской науки и образования. Святейший Патриарх Кирилл отметил важность проведения изыскательских работ и необходимость выявления культурных слоев на территории близ Царских чертогов. Также Святейший Патриарх Кирилл осмотрел Соборную площадь и фасад Успенского собора и через Водяные ворота прошел на территорию Пафнутьева сада, где состоялось обсуждение хода реставрации южной крепостной стены. В северной части Пафнутьева сада Предстоятель ознакомился с ходом строительства новых корпусов общежитий Московских духовных школ. В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил типографию Троице-Сергиевой Лавры, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. 8 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71329.html

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Надвратная церковь Митрофана Воронежского. Церковь. Действует.   Престолы: Митрофана Воронежского Год постройки:1833. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20, монастырь Координаты: 56.24996, 37.99424 Проезд:Электропоездом C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут. Автотранспортом С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь святителя Митрофана Воронежского был возведен в 1833 году над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 году на вклад Н. М. Нероновой были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни, заменивших собой монастырскую ограду по южной стороне и соединенных высокими угловыми башнями с восточной и западной стенами обители. В западном корпусе разместилась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии. Храм святителя Митрофана служил «к утешению болящих», поскольку сестры богаделенного корпуса могли попасть на службу, не выходя на улицу. В 1918 году произошло варварское разорение Покровского собора, в связи с чем были взломаны Водяные ворота и нанесен ущерб домовому храму. С 1921 по 1928 год в богаделенных корпусах позволено было жить сестрам обители, выселенным из других зданий, поэтому надвратная церковь действовала до самого изгнания насельниц. Когда в 1929 году в келейные корпуса поселили рабочих фабрики Угланова, храм святителя Митрофана был разграблен, обезглавлен и превратился в переход между западным и восточным крыльями здания. Долгое время эти корпуса занимались городской гостиницей «Русь», которая прекратила свое существование в 1994 году, и здания были переданы Хотькову монастырю. В настоящее время храм отреставрирован, в 2011 году был установлен купол. 30 октября 2012 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Чин Великого освящения храма. Богослужения в нем совершаются в дни празднования памяти святителя Митрофана, на которых обычно присутствуют только сестры обители, поскольку храм и теперь действует как домовый. http://khotkovmonastery.ru/monastery/temples Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05848

Улейма. Николо-Улейминский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Надвратная Троицкая церковь 1713 г. В 1713 - 1717 годах была построена надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В начале XVIII века достроены каменные крепостные стены с башнями. Форма каменной ограды является подражанием крепостным стенам монастырей XVI-XVII вв. Храмы монастыря неоднократно перестраивались в XVIII—XIX веках. Никольский собор реконструировался в 1750, 1852 и 1887 годах. В 1862 году собор был расписан; живопись поновлена петербургским архитектором Ф. Е. Егоровым в 1897 году. Введенская церковь реконструировалась в 1793 и 1863 годах. В 1870 году она была расписана на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. В 1838 году на средства петербургского купца Ф. Я. Ермолаева в церкви пристроена деревянная паперть. Храм был расписан в 1863 году и реконструирован в 1891 году. Источник: l-garden.ru Троицкая церковь каменная, теплая, прочная, о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотворца. В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Комментарии и обсуждение Где-то на рубеже XIX-XX вв. маленькая надвратная Троицкая церковь была со всех сторон обстроена так, что снаружи виден лишь верх её четверика. При этом наибольшая по объёму пристройка выдвинута на запад, за пределы монастырской ограды. В итоге объём церкви превысил объём Никольского собора монастыря, а проезд под ней превратился в нескончаемый тоннель. Вероятно, в связи с этим Святыми воротами под этой церковью перестали пользоваться, и в монастырь с тех пор устроен " с заднего крыльца " - через Водяные ворота в восточной стене монастырской ограды. 30 августа 2023. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05714

В одном из рукописных документов XVII столетия говорилось о том, что между Никольскими и Красными воротами под горою выложен кирпичный тайник. В нем - двое решетчатых ворот. В 1970 году в ходе реставрационных работ в кремле стали разбирать старое, обветшавшее здание и обнаружили ниже фундамента солдатского лазарета, несколько левее Никольской надвратной церкви, полузасыпанный ход в крепостной стене. Это и были так называемые Водяные ворота. Участок стены и каждый сохранившийся блок старой кладки были изучены тщательнейшим образом. Памятник, действительно, заслуживал особого внимания. Ведь Водяные ворота в XVI -XVII веках считались воротами жизни: при длительной осаде только через них можно было выбраться к берегу Волги и набрать воды. Над решетчатыми воротами были установлены металлическая решетка и барабан для ее подъема. Сигнал тревоги - и она мгновенно опускалась, преграждая путь неприятелю, а с крепостных стен на врага обрушивались ядра и пули. В Астраханском кремле было трое ворот. Теперь появились четвёртые - Водяные. Сейчас между Никольскими и Красными воротами можно увидеть необычное сооружение с крышей. В первозданном виде предстает перед астраханцами интереснейший памятник старины. Никольские ворота получили свое название по устроенной во время возведения каменного Астраханского кремля на этой северной проездной башне церкви во имя Св. Николая Мирликийского. Никольский храм по времени его основания - старейший в Астрахани. Его принадлежность гарнизону в течение очень продолжительного периода позволяет предположить, что изначально Никольская церковь могла быть полковой. Ведь в старину в русских войсках всегда имелись походные полковые церкви и полковые священники. Строительство на новом месте города-крепости обычно начиналось с освящения места, закладки и возведения храма, после чего приступали к сооружению стен кремля, острога, городского тына. Строительство в первую очередь храма, как основы города, считалось благим делом, а покровительство святого, в честь которого назывался храм, в ратных и мирских делах было жизненной необходимостью, тем более такого святого, как покровитель Руси - Николай Чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=17019

На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию. Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение. На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием. На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Между Владимирской и Пречистенской башнями были устроены водяные ворота. Все­го насчитывалось четверо по­добных ворот. На этом же прясле находи­лась еще одна башня, которую сломали в конце XVII в. В 1443 г. в кремле построили высокую восьмигранную в плане башню, позднее получившую название Часозвоня. Новгородский ана­лог московского «Ивана Велико­го» предназначался прежде все­го для дозорных целей. В XVII в. в южной части кремля сформи­ровался жилищно-хозяйственный комплекс – Воеводский двор. Его территория была ограждена. На стыке северной и во­сточной стен высилась элегантная восьмигранная башня. Вок­руг кремля был вырыт глубокий ров протяженностью более ки­лометра и шириной 40-50 м. Он значительно повысил обороноспособность цитадели. Новгородский кремль - не толь­ко выдающийся архитектурно-художественный комплекс, но и одно из самых передовых фортификационных сооружений XV-XVII вв. Несмотря на отдельные недостатки, связанные с оборо­ной проездных башен, он был в состоянии вести активную обо­рону с широким применением артиллерии. Будучи памятником московского военного зодчества, Новгородский кремль вмес­те с тем несет и некоторые местные черты. Расположение его укреплений органично связано с особенностями рельефа мес­тности, что особенно характерно для русского оборонного строительства. Помимо детинца, Новгород имел еще и другие укрепления. Уже в начале XII в. он был окружен кольцом внешних стен, защи­щавших посады всех пяти концов. Это кольцо называется в ле­тописях «острогом» и «окольным городом» и представляло со­бой земляной вал со стоявшей на нем деревянной оградой. Низменная заболоченная местность вокруг вала являлась ес­тественной преградой для врагов и фактором, обеспечивавшим неприступность города. Укрепления окольного города в плане напоминали огромный круг, разделенный по центру рекой. Рас­кинувшись по обоим берегам Волхова, окольный город дости­гал по протяженности 11 км. В то же время протяженность зем­ляного вала и рва составляла 6,5 км. Дело в том, что рубленые стены и башни стояли не только на валу, но и шли вдоль берега Волхова, где валов не было.

http://sobory.ru/article/?object=17092

В интерьере сохранился иконостас конца XVI в. и одновременные ему иконы (праздничный чин относится к XVIII веку), выполненные местными художниками. Все остальные изображения уже упоминаются в Описи 1601 года. В общем иконописном решении иконостаса ощутима связь с праздником Преображения Господня. Это и преобладание светлых и ярких красок, по преимуществу золота и охры. Это и концы пророческих гиматиев, наподобие горы устремлённые вверх. Это и чёткое начертание креста в композиции трёх икон местного чина, изображающих Преображение Господне, Святителя Николая и мученицу Ирину. В иконе " Преображение Господне " Крест начертан горками, а в изображениях Святителя Николая и мученицы Ирины - фигурами и распростёртыми руками святых. Редкою особенностью иконы " Святитель Николай " является то, что на крышке Евангелия изображено Распятие Господне. Но именно здесь, в храме Преображения Господня, эта особенность естественна, закономерна, ибо на горе Фавор, горе Своего Преображения, Христос явно свидетельствует ученикам о предстоящем Ему вознесении на Крест. Сам иконостас, как и в церкви преподобного Иоанна Лествичника, тоже является крестом, вертикаль которого проходит чрез иконы Богородицы " Знамение " , " Спаса в силах " и царские врата, а горизонталь - чрез лики и руки Христа и предстоящих Ему святых в деисисе. Из альбома-путеводителя " Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь " . Издательство Кирилло-Белозерского монастыря, 2016 г. Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты, и можно выйти непосредственно к Сиверскому озеру. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 г.) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины». Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI в.), примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга. И ворота, и церковь датируются XVI в., но ворота были построены ранее.

http://sobory.ru/article/?object=05135

12 сентября 1709 г. Преосвященный Каллист, епископ Тверской и Кашинский, освятил эту церковь. В том же 1709 году царским иждивением была построена зимняя, каменная, одноглавая, однопрестольная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. Под церковью была устроена квасоварня, кладовая, хлебный амбар и подвал. Одиноко стоящая каменная колокольня между собором и Алексеевской церковью была построена в 1709 году. В одну линию по южной стороне монастыря, вдоль р. Тьмаки, на запад от церкви преп. Антония и Феодосия располагался каменный двухэтажный корпус братских покоев. За ними – трапезная на втором этаже, а внизу – кухня. На восток в одной связи с этой же церковью в каменном двухэтажном здании размещались ризница и настоятельские покои. В них находились портреты Тверских архипастырей и настоятелей Желтикова монастыря и две большие написанные на дереве иконы. В нижнем этаже – братские келии. Внутри монастыря около соборного храма располагалось небольшое кладбище, а на севере обители фруктовый сад. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к р. Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, шесть дачных домов, скотный двор, бани, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба, дома для рабочих сторожа. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку. После закрытия в 1919 г. монастыря национализации имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

http://sobory.ru/article/?object=04673

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010