XXIV. Приближение к земле обетованной Наступил сороковой год странствия. – Сыны Израилевы пришли в пустыню Син и пребывали в Кадисе; там скончалась сестра Моисея, Мариям. Опять возроптали люди на Моисея и Аарона, по недостатку воды. «О если бы погибли мы вместе с братьями нашими, в день из гибели! Говорили неблагодарные. Зачем привели нас из Египта в сию землю, где нет сеяния, ни винограда, ниже воды?» – Вожди народа простерлись пред дверьми скинии и слава Божья явилась над ними. «Возьми жезл твой, сказал Господь Моисею, и с братом собери сонм; скажи пред ними камню, чтобы дал воды и даст вас; вы же напоите ею людей и скот.» Но Моисей и Аарон, собрав народ, произнесли горькое слово, как бы сомневаясь в небесной помощи: «смотрите, непокорные, не изведем ли вам воды из камня сего?» Дважды недоверчиво ударил Моисей в скалу и потекла обильная вода, утолившая жажду всего народа. Тогда Господь сказал обоим братьям: «поскольку вы не поверили Мне и не освятили Меня, пред сынами Израилевыми, не введете вы сонма их в землю обетованную.» Здесь последовало начало неприязни Израиля с Эдомом, как бы в продолжение древней вражды Исава к Иакову. Моисей отправил послов из Кадиса, к Царю Эдомскому, с вестью о пришествии родственных ему детей Израиля и с смиренной просьбой пропустить их чрез его область. – Но тщетно обещали послы, именем Моисея, идти путем царским, не совращаясь на право и на лево, не касаясь винограда, не черпая даже воды из потоков; Эдом грозил ратью мимоидущим и выспупил против Израиля, который принужден был уклониться от Кадиса к горе Ор. Там, на пределах Эдомских, сказал Господь Моисею: «да присоединится Аарон к отцам своим; вы не взойдете в землю наследия Израилева, поскольку огорчили Меня на воде пререкания. Возьми брата своего, и сына его Елеазара, и возведи на гору Ор, пред всем сонмом; там совлеки с Аарона священные ризы и облеки ими Елеазара, Аарон же пусть умрет на горе.» Исполнил Моисей повеленное Господом; он возвел Аарона на гору и сняв с него ризы, облек Елеазара; на вершине Ора умер Аарон; Моисей же сошел с сыном его к народу, и тридцать дней плакал по Аарону весь дом Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Братья и сестры, приветствую вас. Сегодня я бы хотел обратиться к слову великого человека, преподобного Антония Великого – Мегалос Антониос. И вот что он пишет: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Речь идет о неких временах, когда грех примется за норму, безгрешие – за извращение и опасную болезнь. И когда люди будут активно вовлекать в грех всеми способами и средствами остальных людей, малое число не желающих грешить. На том основании, что они здоровые, а вы больные. Вы больные, потому что вы не похожи на нас, нас - большинство. Давайте мы с большинством разберемся. Мы живем в государствах с победившей демократической процедурой. То есть, на выборах побеждает большинство. Перевес в один голос, в один процент. Все равно большинство, даже ничтожное большинство отголосовавших, считают, что они, собственно, имеют мандат на истину. А все остальные не похожи на них, должны покориться победившему большинству, даже с ничтожным перевесом. Таковы процедуры мира, в котором мы живем и мы не поменяем этого. Но правда ли это? Может ли один человек быть прав, а большинство неправы? Может. Пример – Ной. Строил несуразный деревянный ящик огромного размера, вдалеке от морей и океанов, в горах. И говорил, что будет потоп, и люди будут гибнут. Если хочешь – помогай, если хочешь – зайди со мной в этот Ковчег. Он был предметом пререканий и насмешек. То есть, над ним просто, извиняюсь, ржали. Странный парень строит с сыновьями, втроем, вчетвером какой-то страшный ящик. Без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего. Какой-то потоп будет. Долго ли они занимались этим занятием? 120 лет он строил Ковчег. Люди жили долго 500—600 лет или более. И они имели постоянную насмешку перед глазами. Странный Ной занимается ерундой. Потом, когда уже потемнело небо, ударил гром, полились воды, как из ведра, на грешную землю, и когда Ковчег закрылся, туда вошли все, кто должен был войти, смех закончился. Но уже было поздно.

http://pravoslavie.ru/109711.html

Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией. На восточной стене изображено Преображение Господне. Южная стена центральной части храма посвящена Богоявлению. Здесь показаны и другие евангельские события: Рождество Христово, Крещение Господне, Брак в Кане Галицейской, Преполовение Пятидесятницы, Исцеление расслабленного у Овчей купели и чуть ниже - Благовещение. В качестве изобразительного символа Святого Духа используется образ воды. Образ оленя, пьющего из источника,  символизирует человеческую душу согласно словам Псалтири: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " . Центральным мотивом всей образной системы стали слова Спасителя - " Жаждай грядет ко Мне, и да пиет " (Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы). Северная стена посвящена Страстному циклу и Воскресению. Здесь изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение Его во Гроб и Воскресение. К Страстному циклу отнесён и образ Сретения Господня, так как после рождения Спасителя для Божией Матери прозвучало пророческое - " се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец " . Западная стена посвящена, согласно церковной традиции, изображению Страшного Суда: Господь-Судия с предстоящими Богородицей и Предтечей, Апостолы на 12-ти Престолах, цикл Лоно Авраамово и Шествие праведников в Рай, возглавляемое Ангелом, апостолом Петром и Марией Египетской. Мозайка " Лоно Авраамово " точно воспроизводит образ из грузинской Церкви XII Тимотесубани (под городом Боржоми); а двенадцать апостолов, судящих мир, - фреску Дмитровского собора г. Владимира (XII в.). В основании купольного свода размещены образы святых пророков, как бы держащих на себе Небо. Это Мелхиседек и Ной, Царь Давид и Исайя, Аввакум и Даниил, Захария и Изекииль. На своде храма изображён развёрнутый на всё небо Крест - знамение Славы Божией, - то, для чего и расписывается храм. В качестве изографического извода была использована фреска XIV века грузинской Церкви в Никоцминде в горах Рачского хребта (разрушенная землетрясением). Завершил отделку интерьера мозаичист А. И. Царёв. Ему, совместно с И. Д. Шаховским, принадлежат композиции в алтаре - " Евхаристия " и " Спас на Убрусе " . Торжественной мозайке соответствует огромный хорос с иконописными вставками. А алебастровые откосы окон с золочёными прорисями и мозаичным орнаментом дополняют общий ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=03260

«Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения!» ( Пс. 30:22 ). «Яко удиви милость свою»: это значит – Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мира и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою, – обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждиться от мира для постоянного богослужения. «Скрыеши их, Боже, в тайне лица Твоего от мятежа человеческаго, покрыеши их в крове от пререкания язык» ( Пс. 30:21 ). Принесем отсюда, из отдаленной пустыни, из отдаленного Кавказа сердечный голос глубокой благодарности благочестивейшему Государю нашему, императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной, православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашею студеной воды ученика Христова, да почиет над помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда вслед за победоносным русским оружием вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность основателю сей обители, первому святителю кавказскому; молитвы и благословение основателя обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном, и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению обители во имя Господне: да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его» ( Пс. 102:1 ). Благословенны и вы, девы и вдовицы, собравшиеся в пустыню для усвоения себя Богу! Благую часть вы избрали, если до конца земной жизни вашей будете иметь целью непрестанное богоугождение. Соделайтесь достойными призвания Божия! Вы призваны Отцем Небесным в дщери Ему; употребите все усилие, чтоб сделаться дщерями Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Достаточно Тебе, Господи, как бы так говорит псалмопевец, обратить к нам светлое лице Твое, как мы ободримся, враги увидят нас небеззащитными, и мы избавимся от бед наших. Пс.79:5–6 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Когда люди грехами и беззакониями своими возбудили против себя праведный гнев Божий, то, вместе с тем, и молитвы, и жертвы их становятся противны Богу и являются как бы оскорблением величия Божия: Бог не только не внемлет таким молитвам, но и обращает гнев Свой на них, как это выражено полнее и яснее у пророка Исайи ( Ис.1:15 ). Выразив эту мысль словами: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих, – псалмопевец выражает далее тяжесть бедствий, которым попустил Господь подвергнуться народу Своему, и сравнивает эти бедствия со слезами, которыми подвергшиеся бедствиям люди удовлетворяют голод и жажду, вместо хлеба и воды. А чтобы никто не представлял эти бедствия как наказание Божие, в преувеличенном виде, слишком великими и тяжкими, псалмопевец говорит, что Господь посылал наказание в меру, т.е. соразмерял наказание, как должное воздаяние, хотя и тяжкое, но соразмерное тяжести грехов и беззаконий, или, что то же, наказывал по мере грехов. «Ты, Господи, – говорит он, – напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере» (по пер. с евр.). Пс.79:7–8 Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Говоря далее о бедствиях, претерпеваемых народом Божиим, к которому причисляет и себя, пророк присовокупляет и то, что Господь Бог предал их в пререкание соседом, т.е. в смех и поношение окрестным народам, которые были враждебны иудеям и всегда ругались и издевались над ними. То же самое высказано и в предыдущем псалме ( Пс.78:4 ). После того он повторяет ту же молитву, какую высказал выше (ст. 4): Боже сил! обрати нас к Себе и восстанови нас в прежнее состояние; воззри на нас светлым взором Твоим (просвети лице Твое), и мы избавимся от бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В земле языческой постигло горькое искушение детей Израилевых; нечистая связь с дочерьми Моавитскими, вовлекла их в идолослужение и они стали покланяться Веельфегору и другим кумирам, участвуя в жертвах идольских: – так сродны между собой неверие и разврат. Гнев Божий возгорелся против Израиля, и Моисей велел старейшинам раода умертвить близких своих, служивших кумирам, чтобы отвратить гнев небесный. Еще стоял он с князьями, пред дверьми скинии, когда один из сынов Израилевых, Замврий, князь колена Симеонова, в виду всех, бесстыдно взошел в шатер жены Мадианитской; но сын Первосвященника Елеазара, Финеес, воспаленный ревностью по Богу, схватил копье и устремившись в шатер, пронзил обоих в самую минуту преступления; тем прекратилась язва, свирепствовавшая по стану, которая истребила уже двадцать четыре тысячи человек. Господь обещал Финеесу, вечное святительство в роде его, за то что возревновал о Боге и умилостивил Его для спасения Израиля. Новое изчисление народа, сделанное Моисеем, пред входом в землю обетованную, показало могущих носить оружие, 520 630 человек, не считая колена Левиина, которое умножилось во дни странствования, когда уменьшились некоторые из других. Но все сыны Израилевы, готовые вступить в свое наследие, принадлежали уже к новому поколению, ибо отцы их, роптавшие на Господа, положили кости свои в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева, и еще немногих, верных обетованиям Божьим. Когда Моисей довел народ до пределов земли обетованной, Господь сказал ему: «взойди на гору, и оттоль окинь взорами землю Ханаанскую, которую даю Я сынам Израилевым; взгляни на нее и присоединись к отцам своим, как брат твой Аарон, на горе Ор; ибо вы оба преступили слово Мое в пустыне Син, когда не прославили Меня пред ропщущим сонмом, у воды пререкания.» Исполненный смирения и заботы о своем народе, в самый час, когда лишался цели долголетнего, многотрудного странствия, Моисей ответствовал: «да изберет Господь человека над сонмом, который пойдет пред ним и введет в наследие, чтобы не оставались люди, как овцы без пастыря.» – Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса Навина, передать ему заповеди, с участием славы своей, и поставить пред Елеазаром жрецом и народом: жрец должен был вопрошать Господа, а по слову его Иисус руководить народ Божий. – Моисей исполнил небесную волю и здесь является таинственное смотрение Божье, ибо не древний законодатель, чрез которого люди прияли ветхий завет, но иной вождь, ознаменованный спасительным именем Иисуса, должен был провести, чрез воды Иордана, обновленный народ, в землю обетованную, как и мы, крещаемые во имя Иисуса, отложив ветхий закон, вступаем в царство благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5). Глава 11 (1) Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению. (33) Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней (14); в-третьих, прогневаша Моисеа в стану (16); в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному (19); в-пятых, уничижиша землю желанную (24); в-шестых, причастишася Веелфегору (28); в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания (32); в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом (37); в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих (29). Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским: (5) помянухом рыбы, яже ядохом в Египте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

При окормлении тебя старцем, духовником, у тебя могут возникать к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к старцу, знай, что последний для тебя полезен, но вот, враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно, вот и подымается у тебя в сердце неприязнь против духовного отца. Помни это и почаще читай в конце книги аввы Исайи Отшельника историю о том, как некий ученик без причины возненавидел своего старца. Как подавлять гневливость? Не следует входить в пререкания при вспышке гнева. Ум же и сердце твое в то время пусть работают не против обидчика, вызвавшего у тебя гнев, а в пользу его, именно: подыскивай извиняющие причины, почему нас обидели или дурно нам сделали, укоряй себя, что ты, должно быть, не умеешь обходиться с людьми, не умеешь вести дело и управлять подчиненными. Еще лучше, если ты помолишься, дабы Господь тебя успокоил. Иногда необходимо во время гнева принимать чисто физиологические меры, например, выпить воды, лечь в постель, убежать и запереться в своей келье, в своем помещении; главное же, помни всегда, что ты, как христианин, не должен гневаться, раздражаться, не должен возвышать голос, не должен говорить грубые и обидные слова. Ты заботишься о частом причащении. А знаешь ли, что вместе с этим от тебя требуется? – Постоянная бдительность над своим сердцем, ибо если ты причащаешься, а после этого одолеваешься какою-либо страстию, например, гневом или завистию, или тщеславием, гордостию, или нечистыми помыслами, или другою страстию, то погибает у тебя плод Святого Причащения. Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А потому хочешь от Святого Причащения получать благодать Божию – старайся всемерно об исправлении своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Скверно я сделал, что вчера наелся мяс птичьих: сердце мое загрубело, и я сделался жестокосерд и раздражителен относительно бедных, будучи сам беден душевно. Скверно и то, что напился крепкого на перекипевшей воде чаю перестоявшего у Мацигина, – он лишил меня хорошего сна. Отталкивать от себя беспомощного нищего, обнаженного в мороз, бесчеловечно, хотя бы этот нищий и пропил свою одежду или потерял, а ты это бесчеловечие сделал и виновен пред Богом и человеками. 4 января Благодарю Тебя, Господи, за щедроты Твои, которые Ты удивил на нищих Твоих и коими обличаешь праведно скупость и жестокосердие мое к ним, ибо я жестокосерд к ним часто бываю, укоряю и браню их, а иногда и за волосы тирански таскаю. А Ты, неисчерпаемая бездна благости и даров различных, сегодня опять послал им чрез рабу Твою С-ду десять рублей, а чрез рабу Твою Евлампию возвратил данные ей пять рублей, ибо не хотела их брать, оставаясь при торговле, хотя и вся в долгу. Двенадцать часов дня. Благодарю Господа, избавившего меня великою милостию Своею за покаяние мое от тяжких последствий гнева на нищих. Ярость и рвение прочь от меня отныне и на все время жизни моей. Буди! В два часа пополудни навестил меня отец настоятель Павел Васильевич Трачевский. Говорил, между прочим, о выборе кандидата на Московскую митрополию: Платона, Димитрия и Макария. Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня и еще от последствий гнева моего на нищих за их множество и на неотступность просьб и даровавшего мне пространство и мир за покаяние и веру мою. Благодарю Господа, избавившего меня от возбешения блудного плоти моей при разговоре с virginem (девицей): я стал на колени в покаянии, перекрестил несколько раз моего Исаака и ножом веры заклал его, и Господь свыше благословил меня миром. Благодарю Господа, еще и еще избавившего меня от смерти духовной, от тоски и тесноты сердца, обременивших меня за неподачу милостыни двум нищим (за то, что по нескольку раз подходят брать ее). Завтра буду святить я воду великим освящением. Да не уничижу Господа каким-либо сомнением, малодушием или другим каким грехом. Да памятую о Моисее у воды пререкания и да боюсь языка сомнения, да приму язык дерзновения, каковый да даст мне Господь мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Богородичен: Богородице всех Царице, православных похвало, еретичествующих шатания разори, мир же подаждь чтущим, Пречистая, честный Твой образ. Песнь 6 Ирмос: Во глубине греховней содержим есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи, и спаси мя. Не прикасайтеся к помазанным Моим, глаголет Господь, обаче забыша сия людие Твои, Господи, кровь Царя на нас и на детях наших. Приими убо, Владыко, молитвы Державных страстотерпец, грехов ради наших закланных. Пощади, Боже, люди Твоя, лютое убиение Царя мученика не возбранивших, Тебе же Самаго беззаконьми нашими распинающих, и отыми меч, землю нашу карающий, Царственных мученик мольбами. Немы да будут уста льстивыя, глаголющия яко не за Христа пострада святый Царь: сами бо скверноубийцы на стене дома Ипатиева тайными знаки о том написаша, мняще удерживающаго зло от Святыя Руси отъяти, обаче Сама Владычица Небесная совет тех разори. Богородичен: Нощь и мрак, и воды пререкания люте истязают землю Твою, се убо прещение Божие и гнев Того есть, но молим Тя, Пречистая, и глаголем: аще хотящи можеши, и вемы, яко умолит Отроковица за Державу Свою. Кондак, глас 6 Надежда Царя мученика с Царицею и чады, и слуги укрепи, и к Твоей любви окрыли, будущий им покой провозвестивши, тех молитвами, Господи, помилуй нас. Икос Зря веру Христову благочестивым Царем во стране Российстей укрепляему, и не терпя сего, врази Божии погубити христолюбиваго Царя мученика Николая умыслиша, и предаша его неповинней смерти со благочестивою Царицею, и чады, и слуги, и со всем Царственным родом, но прельстишася, яко путь нечестивых погибнет, праведницы же во веки живи будут, и вместо пагубы и вреда сотвориша их славныя мученики и заступники пред Богом. Кровию их и новомученик всех страна Российская, богоборцы угнетаемая, спасена будет, понеже кровь сия семя новой жизни во Христе есть, тех молитвами, Господи, помилуй нас. Песнь 7 Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010