В России, в частности, ее стали применять в иконописи, да и то частично, лишь в XVIII в. Причина этого, очевидно, в том, что в силу своего чувственного характера масляная краска неспособна передать аскетизм, духовное богатство и радость, свойственные иконе. Знаменательным в технике иконы является подбор тех основных материалов, которые в нее входят. В целом они представляют собой наиболее полное участие элементов видимого мира в создании иконы. Как мы видели, здесь участвуют, так сказать, представители и мира растительного, и мира минерального, и мира животного. Основные из этих материалов (вода, мел, краски, яйцо...) берутся в их естественном и лишь очищенном, обработанном виде, и человек делом рук своих приводит их к служению Богу. В этом смысле слова пророка Давида, сказанные им при благословении материалов для построения храма: Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе ( 1Пар.29:14 ), еще более применимы в отношении иконы, где материя служит для выражения образа Божия. Высшее же значение эти слова обретают в литургии при приношении Святых Даров, долженствующих стать самими Телом и Кровью Христовыми: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Таким образом, и материя, приносимая в иконе в дар Богу человеком, в свою очередь, подчеркивает литургическое значение иконы. 130 Меловой грунт менее прочен, чем алебастровый, но дешевле и более удобен для работы. Из большого количества рецептов для приготовления грунта наиболее простой из употребляемых современными иконописцами заключается в следующем: берется 12 грамм желатина и растворяется в 200 граммах горячей воды (в древности употреблялся рыбий клей, и процесс приготовления на нем грунта другой). Этим горячим раствором делается как первоначальная проклейка доски, так и наклеивается материя. Та же пропорция воды и клея берется и для грунта, причем первое покрытие производится более крепким раствором, а именно: в указанный раствор клея и воды медленно всыпают 3 столовые ложки с небольшим верхом мела, дают отстояться, хорошо перемешивают и покрывают доску при помощи кисти. Для дальнейшего покрытия в тот же раствор добавляются еще 5 ложек мела и этим составом последовательно покрывают доску нужное количество раз, подогревая каждый раз грунт в водяной бане. 131 Подлинники существуют не только старинные, но и современные. Например, воспроизведенные в этой книге прориси сделаны в наше время в Париже как личное пособие иконописца. 132 Уксуса кладут зимой меньше, летом больше и во всяком случае меньше по объему, чем желтка. В Италии вместо уксуса пользовались соком фигового дерева, в Германии – пивом, в России – квасом. Читать далее Источник: Смысл икон/В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; [пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской]. - Москва : Эксмо : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. – 336 с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Алексей Лосев. Философ, переводчик, писатель, профессор, доктор филологических наук, лауреат Государственной     премии СССР, автор более 800 научных работ. Ил.: А. Лосев за   рабочим столом. Фото ТАСС; Строительство Беломоро-Балтийского канала. Фото.    Среди тысяч ссыльных  здесь был  философ Алексей Лосев.  Там он писал свои книги в уме; Обложка книги А. Ф. Лосева «Бытие. Имя. Космос». – С.62-63; Сергей Аверинцев . 2004]. Филолог, культуролог, библеист, философ, литературовед, переводчик, поэт, академик, лауреат       Госпремий СССР и РФ. Ил.: Портрет Сергея Аверинцева. Фото        ТАСС; Обложка последнего сборника С. С. Аверинцева - «Связь времен»; 1-й          гуманитарный корпус МГУ, куда студенты ломились на лекции С. Аверинцева. Фото Якова Берлинера/РИА Новости; Философ С. Аверинцев в        стихаре участвует в богослужении. Конец 1980-х. – С.64-65. КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.   Школа «Фомы». Суть вещей: Последнее яйцо Фаберже . Николай II так и не успел подарить его супруге. [Иллюстрированная информация] Наименование : «Созвездие Цесаревича»; Заказчик : Николай II. Император заказал яйцо для супруги Александры Федоровны в подарок на Пасху; Год создания : 1916-1917. Последнее ювелирное яйцо, изготовленное фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Из-за событий начала 1917 года не было закончено; Материалы: горный хрусталь, темно-синее стекло, серебро, алмазы; Исполнитель : мастерская Карла Фаберже; Где находится : Москва, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана. РАН;    Интересно . Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил:  Здание Минералогического музея в Москве;  Цветное фото (и подробное описание) изделия; Портрет Цесаревича Алексея; Яйцо «300-летие дома Романовых». 1913;  Яйцо «Курочка». 1885 (первое яйцо, которое заказал у Фаберже император Александр III - подарок на Пасху для жены Марии Федоровны); Яйцо-триптих «Красный крест» в открытом и закрытом виде. 1915; фотопортрет Карла Фаберже; Медный кубок. Изделие фирмы Фаберже. 1914//Фома. - – апрель  2018. – С.66--67. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-180-...

У воробья была своя жизнь, и особенно у воробья коломенского, который живёт в одноэтажном деревянном доме.Но Александр Третий (я это понял потом) был человек умный, не набитый придворной спесью. И, вводя в свою семью меня, он умышленно выбирал мальчишку с воли, чтобы приблизить к этой воле птиц экзотических, ибо, собираясь царствовать, собираясь управлять людьми, нужно уметь ходить по земле, нужно позволять ветрам дуть на себя, нужно иметь представление о каких-то вещах, которых в клетку не заманишь». Итак, если речь о воробье, то речь о рядовой, непритязательной и свободной от высоких задач и тяжких ответственностей – жизни. По уморительности и задорности, освещенных светом любви (не побоимся так выразиться), глава «Воробей»  сравнима разве что с «Дон Кихотом» Сервантеса, как раз в этой главе и упоминаемым. Взять хотя бы посещение кухни и, в рамках этого эпизода, описание воодушевленной услужливости со стороны персонала оного святилища: «– Нам нужно крутое яйцо для питания птицы. И сейчас же по кухне раздался миллион эх, если только так можно сказать: " Им нужно крутое яйцо… Да, крутое яйцо…. Одно крутое яйцо… Для их птицы… Для великокняжеской птицы… Скорее, скорее кипяток, скорее, скорее яйцо, самое лучшее яйцо! " Все люди, красные, в страшных накрахмаленных колпаках, вытянулись, на лицах написан восторг, и казалось, что все не знают, куда броситься. Ники, под самые глаза, в бархатном футляре, поднесли меловито вымытое яйцо на показ и одобрение, и потом сам француз благоговейно опустил его в кастрюльку с кипятком. Ни один воробей с самого сотворения мира не имел пищи, приготовленной с таким умопомрачительным почётом». А самый конец главы? Перед тем, как напомнить его, расскажу, что один священник, давний-предавний мой друг, человек исключительной веселости, все же искренне считает, что «тут уж кощунство», так он сказал. Хорошо, это слово нам пригодится. Вот как заканчивается глава «Воробей»: « Мы только что были на крестинах новорождённого великого князя Михаила Александровича и видели, как это дело делается. Решено было воробья обратить в христианскую веру. Надев скатерти на плечи, мы обмакнули его в стакане с подогретой водой и назвали воробья Иоанном. Иоанн после этого долго фыркал и был в раздражении. Я был протопресвитером, Ники – протодиаконом, Жоржик – крёстным отцом, а Аннушка, дико и неуместно хохотавшая, – кумою».

http://bogoslov.ru/article/5894271

Но что означает размен яиц пасхальных? Прежде всего, обыкновение –дарить в светлые дни пасхи яйцо, вместе с приветствием: «Христос воскресе» и поцелуем, обще во всей Церкви православной, и к нам перешло от греков. Там, на всем востоке, от глубокой древности и доселе, сохраняется обычай в особенно торжественных случаях (в день нового года, рождения и т. п.) подносить друзьям, благодетелям и даже высшим подарок, отличающийся не ценностью, а символическим значением. Так, в новый год подносят апельсин, вещь в тех странах ничего не стоящая, но выражающая многое: округленная форма его означает круглоту годичных течений времени, шероховатости на нем – камни и преткновения жизни, внутренняя сладость выражает желание, чтобы наступающий год был отраден и счастлив, зерна – семена добра, которые посеет и вырастит тот, кому дарится апельсин, и пр. Так и яйцо –вещь ничтожная сама по себе, но заключает в себе символическое значение – животворящей смерти и воскресения Господа, двух событий, которые Пасха соединяет в себе. Как из-под мертвой скорлупы его рождается жизнь, которая прежде была совершенно скрыта; так из гроба, закрытого и запечатанного, восстал жизнодавец, и восстанут некогда из своих могил в вечную жизнь все умершие. Для полноты символа – яйцо, окрашенное в красную краску, выражает, что новая, вечная жизнь приобретена ценой крови Господа Спасителя. Таким образом православные, размениваясь в пасху яйцами, напоминают этим один другому один из главных догматов нашей божественной веры; красное яйцо служит для них видимым знаком (символом) блаженного воскресения мертвых, несомненный залог которого – воскресение Иисуса Христа победителя смерти и ада. Но кто первый употребил яйцо, как символ этого, и ввел его в общее употребление для пасхального подарка? Прямых указаний на это нет нигде. Есть только предание, что Мария Магдалина, по вознесении Господнем, пришедши в Рим для проповеди евангелия, предстала пред императором Тиверия, и поднесла ему красное яйцо с целью возбудить его любопытство о символическом значении такого необыкновенного подарка, что с разъяснения этого символа она начала свою проповедь, и что первенствующие христиане, узнав об этом, начали подражать Марии и, при воспоминании воскресения Христова дарить друг другу яйца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Но свободы сеятель в образе курочки Рябы не бросает своих пасомых и утешает. Не оставляет их дом пустым. Дед и бабка вернулись в более естественное состояние, в свою прежнюю жизнь. «Хороший дом, хорошая жена, что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?» (с) Но дед с бабкой русские же люди, им надо что-то ещё кроме сытой и спокойной жизни. Они пережили искушение, теперь им мало уже простого яйца. Дед с бабкой ощущают внутреннее несовершенство, помышляют о горнем, а не о земном. Они теперь задумаются о словах апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно». (1 Кор.6:12). Эти слова нелишне вспоминать христианину, ибо даже детская сказка может навести на размышления и научить распознавать добро и зло. Второй вариант: золотое яйцо это божественный символ. Символ гармонии, вечности, рая, всего, что воистину имеет ценность. Адам и Ева сорвали яблоко, дед и бабка захотели разбить яйцо. Били-били, не разбили. На помощь пришёл змий хитрый, лукавый искуситель, хвост мышиный. Мышка-змий появляется в момент, когда бабка с дедом уже изнервничались от любопытства, вернуться к гармонии они уже не могли. Мудрость покинула их. Яйцо упало и разбилось. Мир рухнул. У нас часто как получается? - Кто-то должен быть виноват, желательно не я. А если я виноват, то самую малость, и вообще виноват не я, меня соблазнили, обманули. В сказке бабке и дедке некого винить, кроме себя. Даже мышку не обвинить - она же сделала то, что они сами и хотели. Никакого внешнего давления ни от государства, ни от соседа вредного нет. Бабка с дедом сделали несчастными себя сами. Формально, не они яйцо разбили. Почему же они плачут? - Не оттого ведь, что голодными остались. По мнению святых отцов Церкви Христовой, христианин, желающий, но не могущий что-либо сделать, считается как бы сделавшим. Это относится, как по отношению к добру, так и по отношению ко злу. Наделив наших старичков вернувшейся к ним мудростью, можем предположить их дальнейшие действия. Золотое яйцо упало и разбилось. Варианты - поднять, склеить, поиметь выгоду от осколков не рассматриваются. Только целое, неповреждённое яйцо представляет ценность. Это дед с бабкой понимают, потому кручинятся, плачут, страдают.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/15/...

«Что же побудило св. Магдалину поднести красное яйцо Тиверию? И что означает это подношение? Издревле бдные люди, особенно Иудеи, приносили яйцо в знак почтения и уважения друзьям, благодетелям, богатым людям и властям в первый день новаго года и во дни рождения их. Итак удивительно ли, что бедная жена, не носившая ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем ( Мф.10:9 ), пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедать имя Распятаго, предстала пред лицо императора с яйцом, – сим малым и обыкновенным даром людей бедных? Но для чего-ж она окрасила яйцо? Может быть, св. Магдалина, как истинная Израильтянка, окрасила яйцо в подражание пасхальному обряду Евреев, которые, омочив иссопную кисть в крови пасхальнаго Агнца, помазывали ею пороги дверей своих ( Исх.12:22 ), и таким образом открыла императору великую благочестия тайну, что мы избавились от суетнаго жития честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет.1:18 ) 477 . По примеру равноапостольной Марии Магдалины, православные христиане, взаимно даря в Пасху яйца, исповедуют животворящую смерть и воскресение Господа, – два события, которые Пасха соединяет в себе. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, – жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Итак пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, коего залог имеем мы в воскресении Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. После взаимного приветствия верующих с воскресением Христовым и после общего выражения примирения, Православная Церковь умножает радость верующих словом св. Иоанна Златоуста , основанном на Евангельской притче ( Мф.20:1–15 ), изображающей безпредельную благость Господа, призывающего всех к Себе и награждающего послушных гласу Его не по делам их, а по благодати. Указуя на неизреченную благость Божию, Церковь словами вселенского святителя призывает всех насладиться светлым торжеством, – призывает благочестивого и Боголюбивого с радостью войти в радость Господа; – призывает постившегося принять динарий; – делавшего от первого часа принять должную плату; – пришедшего по третием часе с благодарностью праздновать; – пришедших по шестом и девятом часе приступить без всякого сомнения; – пришедшего и в одиннадцатый час не медлить. «Ибо Владыка любочестив: приемлет последняго, как и перваго. Итак все войдите в радость Господа своего: и первые и последние приимите мзду, богатые и убогие ликуйте друг со другом».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нужно оговорить и следующие факты: полунощница в Великую субботу служилась не всегда. Например, Студийский устав ее вовсе не предполагает. На предпасхальной вечерне пели три стихиры Великой субботы. Из пасхальных обычаев Православной Церкви Остановимся на некоторых пасхальных обычаях Православной Церкви. Пасхальное красное яйцо символизирует искупление человеческих грехов жертвенной кровью Спасителя. В одной русской рукописи XVI века из собрания библиотеки Московской духовной академии говорится следующее: «Яйцо применено ко всей твари: скорлупа - аки небо, плева - аки облацы, белок - аки воды, желток - аки земля, а сырость посреде яйца - аки в мире грех. Господь наш Иисус Христос воскресе от мертвых, всю тварь обнови Своею кровию, якож яйцо украси, а сырость греховную иссуши, якоже яйцо Обычай дарить на Пасху красные яйца, по церковному преданию, начат святой Марией Магдалиной, которая, придя в Рим для проповеди Воскресения Христова, подарила красное яйцо императору Тиверию со словами: «Христос воскресе!» О древности обычая свидетельствует такой факт: он сохранился в сообществах, еще в V-VI веках отпавших от Православия: у армян, маронитов и яковитов. Освящение яиц и сыра, совершаемое с тем, чтобы телесное утешение и подкрепление начинались по благословению Церкви, также имеет древние корни. В уставе обители святой Анастасии близ Солуни (X в.) написано: «Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздает им яйца и говорит: " Христос воскресе! " Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых апостольских Необходимо сказать несколько слов об артосе - освященном хлебе в виде большой просфоры, выпекаемом с изображением Креста (без Спасителя) или с образом Воскресения Христова. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня, и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим. Его употребление начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались тела и крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

По свидетельству предания, обычай дарить в Пасху яйца ведет начало от равноапостольной Марии Магдалины. По вознесении Господнем, – говорит предание, – Мария Магдалина путешествовала по разным странам с проповедью Евангелия и приходила в самый Рим. Здесь предстала она императору Тиверию и, поднесши ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» И потом начала свою проповедь . Пример Марии побудил и прочих христиан дарить друг другу красные яйца в праздник Пасхи. Необходимо заметить, однако, что обычай дарить красные яйца вошел во всеобщее употребление не по одному только подражанию, но и по особенной, внутренней знаменательности. Во-первых, пасхальное яйцо должно напоминать каждому из нас о воскресении Спасителя и о будущем нашем воскресении; ибо как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая была совершенно сокрыта ей, так из гроба – жилища смерти и тления – восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Таким образом, даря друг другу яйца, мы исповедуем веру нашу в догмат воскресения Христова и будущего всеобщего воскресения, залог которого мы имеем в Христовом воскресении. Во-вторых, яйцо служит чувственным знаком духовного нашего возрождения, или воскресения в жизнь духовную. Все люди в состоянии естественном, чуждом благодати, пока не возрождены благодатью Христовой, похожи на безжизненное яйцо. Но как из яйца, насиженного птицей рождается живое существо, так и мертвое прегрешениями естество наше Христос, Сам Себя сравнивающий с кокошью ( Мф.23:37 ), духовно оживотворяет Своей благодатью, согревая его теплотой ее, как кокошь согревает яйцо внутренней своей теплотой. В-третьих, знаменателен самый цвет пасхального яйца. Красным цветом своим оно напоминает нам о пролиянной за нас на кресте крови Непорочного и Пречистого Агнца – Христа, которой Он омыл наши грехи и тем избавил нас от вечной смерти. (См. «Воронежские епархиальные ведомости», 1889 г., 7). III. Таковы, братие мои, высокопоучительные и вместе глубоко радостные уроки, которые преподает нам святая матерь наша Церковь , установив священный обряд пасхального христосования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же побудило св. Магдалину поднести красное яйцо Тиверию. И что означает это приношение? Издревле бедные люди, особенно иудеи, приносили яйцо, в знак почтения и уважения, друзьям, благодетелям, богатым людям и властям в первый день нового года и во дни рождения их. Итак удивительно ли, что бедная жена, не носившая ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем (Мф. 10, 9), пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедать имя Распятого, предстала пред лицом императора с яйцом, — этим малым и обыкновенным даром людей бедных? Но для чего ж она окрасила яйцо? Может быть, св. Магдалина как истинная израильтянка окрасила яйцо в подражание пасхальному обряду евреев, которые, омочив иссопную кисть в крови пасхального Агнца, помазывали ею пороги дверей своих (Исх. 12, 22), и таким образом открыла императору великую благочестия тайну, что мы избавились от суетного жития, честною кровию яко агнца непорочна и Пречиста Христа (1 Пет. 1, 18). По примеру равноапостольной Марии Магдалины православные христиане, взаимно даря в Пасху яйца, исповедуют Животворящую смерть и Воскресение Господа, — два события, которые Пасха соединяет в себе. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, — жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Итак, пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей божественной веры и служит видимым знаком блаженного Воскресения мертвых, залог которого имеем мы в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. После взаимного приветствия верующих с Воскресением Христовым и после общего выражения примирения, Православная Церковь умножает радость верующих словом св. Иоанна Златоуста, основанном на евангельской притче (Мф. 20, 1–16), изображающей беспредельную благость Господа, призывающего всех к Себе и награждающего послушных гласу Его не по делам их, а по благодати. Указывая на неизреченную благость Божию, Церковь словами вселенского святителя призывает всех насладиться светлым торжеством, призывает благочестивого и боголюбиваго с радостию войти в радость Господа; призывает постившегося принять динарий; делавшего от первого часа принять должную плату; пришедшего по третьем часе с благодарностью праздновать; пришедших по шестом и девятом часе приступить без всякого сомнения; пришедшего и в одиннадцатый час не медлить.«Ибо Владыка любочестив: приемлет последнего, как и первого. Итак, все войдите в радость Господа своего: и первые, и последние приимите мзду, богатые и убогие ликуйте друг с другом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Во времена, когда Христос умирал, когда Он жил и умирал, нас не было, и наших грехов не было, но наши грехи уже были возложены на Христа тогда. И что происходит? На Христа были возложены грехи всего мира. Христа убивают. Помните, кто убивал Христа — человек, грешник, убивал грешник. В Священном Писании сказано, что Сына Божиего убили руками грешников. Каких грешников — мы знаем, там было несколько человек, мы будем, так знаете, широко брать: кто его предал, кто его судил, кто кричал «распни Его!», кто вынес Ему приговор, и кто Его распял. Сколько там — ну несколько сотен наберется. А мы причём? Почему тогда апостол не сказал, что руками вот этих грешников, а он сказал «руками грешников», потому что именно руками всех грешников убит Христос — руками всех грешников, которые жили до Христа, которые жили во время Христа, и которые жили после Христова, то есть даже сейчас, руками грешников. Есть такой фильм, снял его Мел Гибсон «Страсти Христовы» — смотрели? Есть там такой момент, все-таки фильм снят достаточно качественно, в отличие от многих библейских фильмов, — показаны руки Христа, в которые вбивают гвозди, и камера показывает только руки, которые забивают гвозди. Существует такой апокриф, правда это или неправда, что Мел Гибсон не снимался в этом фильме, снимались его руки. Вот те руки, которые забивают гвозди в руки Христа — руки Мела Гибсона. Если это правда, то здесь вообще гениальный ход. Сам Мел Гибсон говорит: кто виноват в том, что Христос умер? Я виноват. Не какие-то грешники те, а я лично, это моими руками распят Сын Божий. То есть каждый грешник резал — не кто-то другой, а сам человек резал; вот каждый из нас — это тот, кто вбивает гвозди в руки Иисуса Христа, это так. Христос распинается, льётся Его кровь, Христос умирает как ягнёнок, и приносится жертва, жертва за грехи. И эта жертва самая главная и она достаточная. Достаточная настолько, что я сейчас не буду развивать мысль, я к ней вернусь, — достаточная для того, чтобы люди смогли прийти к Богу окончательно.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010