Глазов. Кафедральный собор Спаса Преображения. Храм Преображения Господня Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь в д. Глазовской построена на средства новокрещенных удмуртов в 1750 г. по указу Святейшего Синода от 3 апреля 1747 г. и освящена во имя Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца. Одновременно открыт приход, и д. Глазовская стала именоваться селом. В апреле 1786 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на постройку вместо ветхой деревянной церкви каменной в честь Вознесения Господня. Церковь строилась на средства прихожан и купеческой жены – вдовы Феклы Кореневой из г. Слободского. Строительство небольшой каменной холодной церкви завершено в 1793 г. Однако главный престол освящен в честь Преображения Господня 7 декабря 1798 г., Николаевский - 26 сентября 1794 г., преподобного Исидора Пелусиота - 24 сентября 1794 г. С 1801 г. Преображенскую церковь стали именовать собором. В 1809 г. к собору была пристроена колокольня. В 1817 г. во втором ярусе колокольни собора на средства прихожан устроена церковь во имя Вознесения Господня. В 1859 г. к колокольне была пристроена двухпрестольная теплая церковь: правый придел устроен в честь Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " ; левый - во имя Свт. и Чудотворца Николая. Иконостас в церкви был устроен Почетным Гражданином Григорием Сергеевым. В клировой ведомости за 1859 г. Вознесенская церковь считается одним из приделов теплой церкви. В 1875 г. с разрешения Епархиального Начальства холодная церковь была разломана. Новый большой храм был выстроен в 1879 г., но в этом же году от непропорционального устройства главного купола храм рухнул. В 1887 г. храм вновь был выстроен с 3-мя престолами: в подвальной части нового храма отстроена пещерная церковь во имя прп. Исидора Полусиота и освящена 8 июля 1893 г.; средний престол (главный) - в честь Преображения Господня, был освящен 18 июля 1894 г.; правый придел - во имя Божьей Матери Черниговской выстроен на собственные средства Глазовского купца Петра Васильева, был освящен 21 июня 1896 г.; левый придел - в честь Св. Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=12223

В Царском Селе, в Скорбященской ц. при богадельне, находилась икона «В. с. Р.». Написана акад. живописи К. А. Горбуновым в 1852 г. как храмовый образ для этой церкви, основанной имп. Екатериной I (вновь отстроена в 1809-1817). Пользовалась местным почитанием, ежегодно 5 июля вместе с иконой Божией Матери «Знамение» участвовала в крестном ходе, проводимом в память об избавлении от холеры в 1832 г. Была украшена ризой с драгоценными камнями. Особенности иконографии неизвестны. Литература: Соколов Н . Скорбященская церковь при царскосельском госпитале и богадельне//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 8; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 115; Вильчковский С . Н . Царское Село. СПб., 1910. С. 46. В Симбирской губернии В с. Мурзицы Курмышского у., по преданию, икона приплыла по р. Суре против течения. Особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны. В с. Миренки Алатырского у. икона находилась в церкви. Почиталась как чудотворная, особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны. В с. Нагаткине Симбирского у. икона (до сер. XIX в.) явилась в 4 верстах от села, близ ключа Св. Колодец, была поставлена в иконостас сельского храма. Почиталась как чудотворная, ежегодно к ней стекалось большое число богомольцев из разных мест. Список с этой иконы, к-рый также почитался чудотворным, находился в Николаевском муж. мон-ре в Самаре, куда был подарен М. С. Маряхиной во время строительства обители в сер. XIX в. ( Орлов Д . Н . , прот . Самара: Мон-ри: Самарский Николаевский муж. мон-рь//Самарские ЕВ. 1881. Ч. неофиц. 5. С. 67, 171-172). Литература: Арнольдов М . От Симбирска до Нагаткина//Симбирские ГВ. 1868. 43. С. 4; Мартынов П . Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском у.//Симбирские ГВ. 1896. Ч. неофиц. 18, 26, 44, 45, 46, 47 (отд. отт.: Симбирск, 1896. С. 141); Яхонтов А . Из симбирской старины, явленные и чудотворные иконы епархии//Симбирские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 5. С. 127.

http://sedmitza.ru/text/848731.html

мастера Петра Матвеева. В благодарность за исцеления была украшена множеством серебряных вотивных привесов, среди которых был дар архиепископа Мефодия - подвеска в виде глаза. Нижняя часть иконы ко 2-й пол. XIX в. оказалась опиленной, в связи с чем возникла легенда о священнике, допустившем подобную порчу, который в наказание вскоре заболел и умер. В Санкт-Петербурге. В церкви Вознесения (при бывш. морском госпитале) попала из церкви при Ораниенбаумском госпитале. Церковь Вознесения была основана в кон. XVIII в. при морском военном госпитале, затем приписана к церкви апостолов Петра и Павла при 2-м военно-сухопутном госпитале . Икона " Всех скорбящих радость " многими почиталась как чудотворная, хотя официальных сведений или преданий о чудотворениях от нее не сохранилось. В Свято-Духовской церкви икона " Всех скорбящих радость " найдена в 1876 г. на чердаке дома на Большой Охте после видения во сне жительнице дома больной Акилине Чергунцовой. Богоматерь обещала ей исцеление и указала на место, где находился образ. После исцеления больной по повелению Санкт-Петербургского митрополита икону перенесли в церкви Св. Духа на Большой Охте, где произошло еще неск. исцелений (письменно зафиксированы). Икона пользовалась общегородским почитанием. Находилась за левым клиросом в особом аналое. На иконе Богоматерь была изображена с Младенцем, стоящая в облаках, в окружении страждущих. Образ не сохранился, известен по воспроизведениям. В Николаевском дворце, в Скорбященской церкви , в 1853 г. находилась икона " Всех скорбящих радость " в серебряном окладе с камнями фирмы Сазикова, написанная в академическом стиле. Еп. Димитрий (Самбикин) упоминает о ней как о чудотворной. В Санкт-Петербургской губ. В Царском Селе в Скорбященской церкви при богадельне находилась икона " Всех скорбящих радость " . Написана акад. живописи К. А. Горбуновым в 1852 г. как храмовый образ для этой церкви, основанной императрицей Екатериной I (вновь отстроена в 1809-1817). Пользовалась местным почитанием, ежегодно 5 июля вместе с иконой Божией Матери " Знамение " участвовала в крестном ходе, проводимом в память об избавлении от холеры в 1832 г.

http://drevo-info.ru/articles/13455.html

Для классов реторики и поэзии назначено было три дня по десяти часов, именно, утренних пять от 7 до 12 и пополуденных пять от 2 х до 7 и три дня по девяти часов, утренних пять от 7 до 12, вечерних от 2 до 6. В этом расписании два раза в неделю 11-й час назначен был на получение и отдачу книг из билиотеки чтения для студентов богословия и фисософии, учеников риторики и поэзии. Для классов синтаксиса, грамматики информатории, отделения, третьего, второго и первого российского классов назначено было на один день в неделе восемь часов, на пять дней по семи часов. Утренние уроки в этих классах начинались с 9 часов. Уроки коренных предметов расположены были в утренние часы; уроки языков и предметов второстепенных в послеобеденные. Первые имели свои классы каждый день, последние от двух до шести часов в неделю. Лучший и полезнейший план учения состоял, таким образом, в том, чтобы много и долго учиться в классе, а не дома. Занимаясь каждый день от 8 до 10 часов слушанием лекций в классе, воспитанники, по верному счислению, имели в сутки только час или два для повторений лекций и для домашних упражнений. Можно думать, как трудно было молодым людям в эти два часа с надлежащею точностию, в систематическом порядке, с размышлением и замечанием повторить то, что двумя, тремя и пятью разными наставниками преподано было в продолжении 8–10 часов. Академия к тому же не снабжена еще была всеми печатными учебниками и студенты на списывание оных должны были посвящать время, назначенное для отдыха и сна. Так было до 1817 года. В 1817 г. ректор академии, архимандрит Феофан, при первом обозрении академии по учебной части, усмотрел, что лекции, начинаясь с 6 часов утра и продолжаясь до 7 вечера, для учащихся отяготительны и мало оставляют им времени упражняться в коренных предметах, а особенно в сочинениях. Он нашел нужным, сообразно новому уставу академий и семинарий, сократить все академические уроки в 6 часов на каждый день, полагая по 4 часа до обеда: 9-й, 10-й, 11-й, 12-й и по два после обеда: 3-й и 4-й, сам составил расписание учебных часов и представил в правление. Новый план учения был принят в правлении без изменения, и, с утверждения пр. Амвросия, в октябре же 1817 года введен был в руководство. В следующих таблицах мы представляем расписание учебных предметов в высших классах с обозначением числа уроков по каждому из них до 1817-го года и с октября 1817-го года. В классах Наименование предметов Богословском Философском Риторическом Пиитическом По старому порядку С октября 1817 г. По старому порядку С октября 1817 г. По старому порядку С октября 1817 г. По старому порядку С октября 1817 г. Число уроков Богословие Философия Церк. история История и география математика красноречие риторика поэзия греческий латинский немецкий французский еврейский татарский Рисование и живопись арифметика

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

уехал в Москву, откуда вскоре же уехал учителем к одному помещику в Украйну. Пробыв там 3 года, Г. возвращается в Москву и опять начинает усиленно работать для театра, при котором он состоял теперь в звании «переводчика и сочинителя». Из переведенных им до этого опер были напечатаны: «Тайна» (M., 1800. 8°), «Маленький матрос», «Шведские рыбаки» и «Странная предприимчивость» (М., 1800. 8°). Вскоре, однако, военные события вновь несколько отвлекли Г. от литературных занятий: в 1806 г. он вступил в милицию и был бригад-майором Сычевской дружины. Через некоторое время он подал Н. Н. Новосильцеву записку о тех неустройствах, которые были созданы внезапным оповещением о составлении милиции. В то же время, однако, он занимался сочинением героической драмы с хорами «Наталья боярская дочь», в 4 д. (СПб., 1806 и 1807 г. 8°), которая шла с успехом в театре (ею, между прочим, закрылся московский Новый Императорский театр – Арбатский, в пятницу, 30 авг. 1812 г.). Вообще эти годы, 1807–1810, а потом 1817 г., были временем драматического творчества Г. Так, тогда были написаны и напечатаны следующие пьесы: «Ольга Прекрасная», героическая опера в 2 д. (М., 1808 и 1817 г. 8°), «Баян, древний песнопевец славян», пролог с хорами, муз. Кашина, – им открылся Новый Императорский (Арбатский) театр в Москве, в понедельник, 13 апр. 1808 г., «Осада Полтавы», драма (M., 1810), «Антонио Гамба, сопутник Суворова в горах альпийских», драма в 1 д., с хорами и балетами (М., 1817), «Одни сутки царствования Нурмаголы, или Торжество любви и добродетели», опера в 2 д. (М., 1817 г.), «Сумбека, или Падение Казанского царства», трагедия в 5 д. в стихах (M., 1817 г. 8°), «Михаил, князь Черниговский», трагедия в 5 действиях в стихах (M., 1808. 8°) – ее он читал с большим успехом у Державина в большом обществе (обе эти трагедии шли в Москве и в Петербурге), «Минин», отечественная драма в стихах, в 3 д. (М., 1809 и 1817. 8°). После заключения Тильзитского мира Г. снова поселился в Москве и стал издавать «Русский Вестник» для «возбуждения духа народного и вызова к новой и неизбежной борьбе» (с Наполеоном) – этим началась публицистическая деятельность Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Под этим же числом (18 мая) видим и первое заседание семинарского правления, но случаю получения устава; постановления этого заседания составляют первый журнал семинарского правления. Вот содержание этого журнала, отмеченного под 1: «сего 1809 г. мая 18 дня, вторник. Члены семинарского Правления в присутствие прибыли в нижеписанных часах: Семинарии ректор иеромонах Анатолий, Инспектор иеромонах Филарет, Эконом священник Петр Успенский. В 7 часов. «В оном собрании; но случаю получения из Комиссии дух. уч. устава дух. семинарий и устава уездных училищ первых частей, по слушании оных, положило следующее: 1) списать копии с уставов для употребления, а подлинники отдать переплесть и хранить в Правлении, на стол членов. 2) Списав копии с статей, относящихся к должностям о. ректора, инспектора, эконома, также и учителей, разослать оные им для исполнения. 3) Расписание учебных в семинарии часов, сочиненное о. ректором иером. Анатолием, в силу копии с 15 статьи журнала Комиссии дух. уч. Февраля 23, 1809 г., с утверждением Его Высокопреосвященства, с сего дня привести в действо; также расписание учебных часов уездного училища, выписав из устава, привести в надлежащее действие. 4) Конспекты бакалавра и учителей, требованные в силу копии с 15 ст. журн. Комм. д. уч. февраля 23, 1809 г., – по силе устава семинарий гл. 1-й о конспектах § 89-го, предоставить рассмотрению о. ректора иеромонаха Анатолия. Под статьями журнала находятся следующие подписи: «Ректор семинарии иеромонах Анатолий. Инспектор иеромонах Филарет. Письмоводитель А. Бутковский». Резолюция митрополита: «1809. мая 26 ч. Смотрено. Записав сдать в Правление». Затем вторые части уставов (семинарского к училищного) высланы из Комиссии на основании ее журнала от 22 мая, в июне месяце. (См. журн. сем. Пр. 6, 19 июня 1809 г. ст. 3.) 4 Недостатки эти указаны и в «Докладе Комитета о усовершении духовных училищ». 1809 г. стр. 9 и след. 6 Первоначально из двух отделений: низшего и высшего. Лучшие 7 воспитанников бывшей александроневской академии приняты во вновь открытую академию, в состав ее 1-го курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, П. исполнял также художественные монументы и надгробные памятники, напр. князю Потемкину (1789 г.), графу Суворову (1799 г.) сестре А. Ф. Лабзина, на Смоленском кладбище (1804 г.); Великой Княжне Елене Павловне (1804 г.); Минину и князю Пожарскому, для Нижнего Новгорода (1808 и 1819 гг.); монумент Императору Александру I (1817 г.); графу З. Г. Чернышеву (1820 г.); гробницу князю Барклай-де-Толли (1821 г.) и другие. Группы: «Незус, похищающий Дианиру» (1786 г.); «Аллегория» (1787 г.); «Замирение России со Швециею» и «Персей, избавляющий Андромеду», за которые художник получил от Императрицы Екатерины II в награду 1000 р. и которые помещены в Эрмитаже (1790 г.); «Амуры, сидящие на барсах» (1789 г.); «Авраамово жертвоприношение» (1801 г.); «Три Тритона, поддерживающие раковину, с Нептуном, похищающим Амфитриту, на ней» и «Соединение рек Волхова с Невой» – для графа Строганова (1804 г.); «Нептун с Тритоном» (1808 г.); «Ангелы, держащие крест» (1812 г.); «Победы Императора Александра I в 1812 г.» (1814 г.); «Лев, раздирающий лошадь» и «Бойцы» (1816 г.); «Триумф Нептуна» (1817 г.); «Смерть Аякса» (1818 г.); «Благодарность за воспитание» (1819 г.); и «Ветхий и Новый Завет » (1821 г.). Статуи: «Мальчик спящий», из мрамора, для князя Потемкина, и такой же для фабриканта Роговикова (1785 г.); «Мальчик» из мрамора, «Спящая Венера» (1786 г.) и многие другие (с 1787 до 1817 г.). Барельефы: «Детский концерт» и «Детские забавы» (1786 г.); «Осязание» (1798 г.); «Св. Евангелист Матфей» (1810 г.); «Русский Сцевола», «Подвиги капитана Букарева, при Бородине», «Мучение св. Екатерины» (1815 г.); «Парнас Аполлона» и «Детская пляска» (1818 г.) и мн. др. Бюсты: княгини Барятинской (1786 г.), И. И. Бецкого (1788 г.), графини Воронцовой (1791 г.), А. Ф. Лабзина и его жены Анны Евдокимовны (1800 г.), г. Дубянского (1804 г.), М. Н. Муравьева (1808 г.), княгини Урусовой и графа А. А. Аракчеева (1809 г.), г. Измайлова и графа Платова (1814 г.), Станислава Трембецкого (1822 г.) и мн. др. – Шесть портретных медальонов великих князей и великих княжон (1786 г.), такой же медальон фабриканта Роговикова (1789 г.), медальон «Эндимион, застающий Диану в купальне с Нимфами» (1786 г.) и медали: «На пожертвование в 1805 г., сделанное на вооружение милиции» (1808 г.) и «На заключение мира между Россиею и Швециею при реке Торнео, в 1809 году» (1809 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

20 августа 1809 г. принцу было предоставлено право назначать по своему выбору и согласию чиновников на места во вверенных его надзору губерниях. Как центральное учреждение для 3-х губерний принцем была учреждена «канцелярия генерал-губернатора», подразделявшаяся на три отделения: уголовное, гражданское и полицейское. 30 августа 1809 г., по ходатайству принца к управлению водяными путями сообщения была присоединена «экспедиция об устройстве дорог в государстве», находившаяся до того времени в Петербурге. Таким образом, в ведении принца стали находиться и сухопутные пути сообщения. Между тем, работа с водными сообщениями шла быстро вперед. 19 октября 1809 г. на реке Тверце было окончено устройство бечевника, и начато углубление Ладожского канала. По внутреннему управлению губерний также было сделано принцем немало улучшений. В 1809 г. был учрежден в Твери «комитет для подробного рассмотрения и соображения способов к благоустройству в Твери», подобные же комитеты были открыты принцем в Ярославле и Новгороде. Исследуя дела, поступавшие в его канцелярию, принц обратил внимание на большой беспорядок в судопроизводстве и на запущенное состояние прежних дел, и для пресечения зла 2 ноября 1809 г. подал государю проект: «о мерах к успешному окончанию дел в уездных и земских судах», в котором он указывал на то, что число нерешенных дел в судах возрастает из году в год и что это следует приписать безответственности судей, служащих по дворянским выборам; для при ведения же в порядок и окончание дел следует, по замещении на новых условиях этих мест новыми судьями, прежних чиновников оставить на местах до окончания прежних дел, предоставив дворянам вопрос о плате им жалованья. Таким образом, составились «временные нижние земские суды». Заботы по наблюдению за окончанием старых дел во всех уездных судах губерний принц взял на себя. 14 ноября 1809 г. государь высказал полное одобрение по поводу этих мер, причем в рескрипте собственноручно написал: «полагаемые вами меры для окончания дел нахожу я и весьма основательными и справедливыми»...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Еще в доме родительском он был свидетелем стихотворных упражнений камердинера Никиты, который пытался переложить стихами «лубочный роман Бову Королевича». В Лицее сам Пушкин занялся этим Бовой и оставил нам начало поэмы. В изящной литературе были тоже сделаны подобные попытки. Таковы поэмы Карамзина, Радищевых (отца и сына), Львова и др. По настроению, поэма принадлежит еще к лицейскому периоду пушкинского творчества – ясное доказательство того, что не только идея произведения, но и содержание и освещение ее готовы были до 1817 г. В свет «Руслан» появился в конце мая 1820 г. и встречен был таким восторгом, какого не удостоилось ни одно из последующих творений Пушкина. Этот факт, очевидно, свидетельствует о том, что поэма Пушкина была по плечу толпе, что она не выходила из ряда произведений, встречаемых шумным восторгом потому, что поэт не превышает вкусов массы. В «Руслане» все было знакомо тогдашней русской публике, но это «знакомое» трактовалось на новый лад: избитые, старые формы заполнились новою жизнью, знакомые сюжеты и герои обновились, резвая ирония и легкий аромат тонкого, грациозного цинизма пронизал все произведение – и старинные аляповатые образы затрепетали в поэме Пушкина живыми красками, реставрация старой, потускневшей картины оказалась ее пересозданием. Это удивило и поразило всех. Лирические произведения Пушкина за этот период времени очень разнообразны, даже противоречивы по содержанию и настроению. Послания к Жуковскому («Благослови поэт!» –1817 г. и «Когда к мечтательному миру» – 1818 г.), к Дельвигу («Любовью, дружеством и ленью» – 1817 г.), к А. И. Тургеневу («Тургенев, верный покровитель» – 1817 г.), к Чаадаеву («Любви, надежды, гордой славы» – 1818 г.), к «Кюхельбекеру» – стихотворения, принадлежащие к группе произведений, рисующих поэта в милом кругу его лучших друзей. Его стихотворения политические, к которым относятся и эпиграммы, составляют другую группу его произведений. Легкомысленные песенки в честь Лаис, Дорид, Лиды, Наденьки, Ольги Массон, послания к «новым» друзьям – Кривцову, Каверину, Всеволожскому, Мансурову, Я. Толстому, пресловутая «Гаврилиада» и поэма «Монах», сожженная рукою кн. А. М. Горчакова , как «произведение, недостойное имени Пушкина» – представляют третью группу, совершенно не схожую с двумя предшествовавшими группами. Среди этих противоречивых произведений особняком стоят такие стихотворения, как, например, «Возрождение», свидетельствующее о глубокой внутренней борьбе в душе поэта – борьбе, которая уединяла его от всех обычных его настроений в созерцание его собственной великой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На это обратил внимания пр. Амвросий Протасов. В октябре 1816 года студент богословия Иван Сосфенов, указывая на глазную болезнь, просил академическое правление уволить его для Облегчения в занятиях от классов греческого и французского. Правлению было не безизвестно, да и штаб-лекарь Саханский утверждал, что студент Сосфенов действительно одержим глазною болезнию, которая могла препятствовать ему в учебных занятиях. Об этом правление докладывало пр. Амвросию и испрашивало дозволения, «не благоугодно ли будет Сосфенова уволить от классов греческаго и французскаго, в выдержании же экзамена, по окончании года, обязать его в правлении подпискою». На докладе об этом пр. Амвросий написал: «пусть студент не ходит в класс французский и греческий, когда академическое правление согласно на то; но я даю позволение сие потому, что начальники академии на то согласны, не видя, что тут кроется обман, ибо ежели студент может успеть в сих языках в доме, то может он учиться им и в классах. Поскольку глаза для учения и везде одни, и ежели, к несчастию его, они в классе ничего не могут видеть в книге, то верно ничего не увидят в ней и дома». Греческий язык преподавали: игумен Гервасий (до 1804 г.), Т. Сагацкий (1802–1816 г.), Ф. Раев (1806–1818 г.), М. Огнев (1807 г.), А.. Яцевич (1808 – 1809 г.), иеромонах Анастасий (1809– 1813 г.), С. Беляев (1813–1816), иеромонах Самуил (1817–1818). Курс учения еврейского языка до 1817 года продолжался четыре года и был обязателен для студентов богословия и философии. До 1817 г. некоторые ученики риторики и поэзии, по желанию, собирались на еврейский класс. Под руководством опытного учителя еврейского языка (1802–1818) Андрея Мироносицкого воспитанники переводили из Пятокнижия, из книги Иова, из пророка Исаии с филологическим разбором и с показанием особенных наречий священного языка; с российского языка на еврейский переводили некоторые места из Притчей Соломоновых и книги Бытия. С еврейского языка па русский и наоборот переводили избранные из св. писания г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010