В 1953 г. Арсений снова уехал на Афон и поступил послушником в монастырь Эсфигмен , где 27 марта 1954 г. был пострижен в рясофор с именем Аверкий. Через нек-рое время, стремясь подготовить себя к отшельнической жизни, инок Аверкий перешел из общежительного Эсфигмена в особножительный Филофея преподобного монастырь . Из-за суровых аскетических подвигов и тяжелых трудов у инока Аверкия начались проблемы со здоровьем: обмороки и горловые кровотечения. Он был вновь вынужден на 3 месяца выехать с Афона в Коницу. 3 марта 1957 г. в мон-ре Филофея состоялся постриг инока Аверкия в мантию с именем Паисий. П. С. не оставлял своих суровых подвигов и искал возможность вести отшельническую жизнь в Катунакиях на Афоне, но в видении Пресв. Богородица повелела ему возвращаться в Коницу в мон-рь Стомион. В 1958-1962 гг. П. С. трудился, восстанавливая обитель во имя Пресв. Богородицы, заботясь о бедных, укрепляя благочестие среди бывш. односельчан и противодействуя проповеди протестантов, сумевших увлечь в протестантизм большое количество горожан. В 1962 г. П. С. уехал из Коницы на Синай, в мон-рь вмч. Екатерины, по приглашению иеродиак. Дамиана (Самардзиса), впосл. архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Прожив 2 месяца в мон-ре, П. С. перешел в близлежащую келью святых Галактиона и Епистимии, где жил уединенно, лишь изредка спускался в мон-рь на богослужение, а также для духовной помощи братии. Рукоделием старца в этот период была резьба по дереву, вырученные деньги он тратил преимущественно на помощь детям бедуинов. Паисий Святогорец во дворе Панагуды в ските вмч. Пантелеимона мон-ря Кутлумуш. Фотография. 80-е гг. XX в. Паисий Святогорец во дворе Панагуды в ските вмч. Пантелеимона мон-ря Кутлумуш. Фотография. 80-е гг. XX в. Практически с самого начала подвижнической жизни П. С. был удостоен явлений Спасителя и Пресв. Богородицы, а также многих святых: прп. Арсения Каппадокийского, прп. Исаака Сирина, мч. Лукиллиана, вмч. и целителя Пантелеимона, сщмч. Власия Склавенского, вмц.

http://pravenc.ru/text/2578686.html

По три акафиста составлено богоотцам Иоакиму и Анне, первоверховным апостолам Петру и Павлу, первомученику архидиакону Стефану, вмч. Георгию, вмч. Мине , свт. Иоанну Златоусту, прп. Симеону Столпнику, прп. Иоанну Рыльскому, страстотерпцам Борису и Глебу, прп. Илии Муромцу, благоверной царице Тамаре, свт. Иоанну Тобольскому, прав. Иоанну Русскому, прп. Феодору Санаксарскому, блаж. Ксении Петербургской, прп. Варнаве Гефсиманскому, святым Новомученикам Российским, прмц. Елисавете Феодоровне, свт. Тихону, Патриарху Всероссийскому, прп. Серафиму Вырицкому, прп. Кукше Новому, свт. Иоанну Шанхайскому. Случаев, когда одному святому адресовано по два акафиста, – много десятков. Как можно заметить, количество акафистов, созданных в честь одного и того же святого, лишь отчасти коррелирует с почитанием этого святого: прп. Силуан Афонский оказался в одной группе с Предтечей Господним Иоанном, а весьма чтимому угоднику Божию — великомученику и целителю Пантелеимону –  известен лишь один акафист (рефрен: «Радуйся, великомучениче и целителю Пантелеимоне...»). Дополнительной иллюстрацией к степени реального почитания святого может служить география создания гимнов в его честь: так, один из акафистов прп. Серафиму Саровскому (на французском языке, рефрен: «Réjouis-toi ô Saint Séraphim de Sarov!») был создан в Швейцарии, а один из акафистов прав. Матроне Московской (рефрен: «Χαροις στλε ολφωτε») — в Греции. Наибольшее количество акафистов — более 450 — написано в честь святых, в земле Российской просиявших. Это связано как с обширностью святцев Русской Православной Церкви, так и с особой любовью русских православных людей к акафистам. Акафистами почтены и общецерковные, и многие местночтимые святые, по времени охвачены все века бытия Православной Церкви на русской земле. При этом как русские чтились (в том числе и акафистами) и те святые, которые были связаны с землями, позднее вошедшими в состав нашей страны, но жившие задолго до создания русского государства. Так, в Инкерманском монастыре во имя сщмч. Климента I, Папы Римского, был написан акафист этому святому страдальцу, отдавшему жизнь за Христа в крымских каменоломнях (рефрен: «Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне...»), а в Кизилташском Свято-Стефановском монастыре — акафист архипастырю православного Крыма, святителю Стефану, архиепископу Сурожскому (рефрен: «Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче...»).

http://e-vestnik.ru/culture/hvalebnye_gi...

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от " фрязин " - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали " Самарские епархиальные ведомости " в 1911 году, считалась " одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению " . После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси " обновленчества " , активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. Святыни храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02061

• Мч. Неофит • Прп. Никита исп., еп. Халкидонский • Святитель Николай Чудотворец • Равноап. Нина, просветительница Грузии • Равноап. княгиня Ольга • Прп. Паисий Великий • Вмч. и целитель Пантелеимон • Мч. Параскева, нареченная Пятницею • Преподобная Пелагия • Первоверховные апостолы Петр и Павел • Мч. Порфирий • Семь отроков Эфесских • Прп. Сергий Радонежский • Сорок свв. мучеников Севастийских • Прп. Серафим Саровский Чудотворец • Прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица • Прп. Симеон Столпник • Свт. Спиридон Тримифунтский • Первомученик и архидиакон Стефан • Св. муч. Татиана • Прп. Тит, пресвитер Печерский • Преподобный Феодор Сикеот • Преподобный Феодосий, игумен Печерский • Апостол Филипп • Свт. Филипп, митр. Московский • Мчч. Флор и Лавр • Апостол Фома Благоверный князь Александр Невский Память его празднуется 23 мая/5 июня (Ростов), 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы. Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: “От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию”. В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивши жителей или уводили их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

В 1902 г. на Афоне имелось 197 келлий: 148 греческих, 31 русская, 12 румынских, 5 болгарских и 1 грузинская, а также 469 калив: 234 греческие, 183 русские, 45 румынских, 5 болгарских, 1 сербская и 1 грузинская. Под покровительством Свято-Пантелеимоновской обители, имевшей своего представителя в Киноте и использовавшей свой голос в защиту интересов всех русских афонцев, русские келейные обители были защищены от нападок и претензий господствующих греческих монастырей. Согласно сведениям, предоставленным в 1913 г. для российского консульства в Салониках А. А. Павловс ким (составителем путеводителя по Афону), русским монахам принадлежали 187 калив, в которых подвизались те, кто избрал не общежительный, а пустыннический образ жизни; большая часть этих пустынников получала денежную и продовольственную помощь из Свято-Пантелеимоновского монастыря. В 1896 г. было учреждено «Братство русских обителей (келлий) во имя Царицы Небесной», объединившее насельников русских келлий и калив для взаимной поддержки, оказания помощи бедным келлиотам и отшельникам, ведения миссионерской деятельности. Канцелярия поддержанного российским правительством через консульство в Салониках и посольство в Константинополе братства располагалась в келлии сщмч. Игнатия Богоносца (относившейся к сербскому Хиландарскому монастырю). Председателями Братства русских обителей на Афоне накануне падения Российской империи были: в 1913–1915 гг. – иеросхимонах Герасим, в 1915–1916 гг. – иеросхимонах Петр (Белозерский), а в 1916–1918 гг. – настоятель Свято-Артемьевского скита иеромонах Афанасий. Три крупнейшие русские обители Святой Горы имели свои подворья в различных городах Российской и Османской империй: Свято-Пантелеимоновский монастырь – в Константинополе (с церковью св. вмч. Пантелеимона), Салониках (с домовым храмом св. вмч. Пантелеимона Целителя), Одессе и Москве, Свято-Андреевский скит – в Константинополе (с церковью Казанской иконы Божией Матери), Одессе (с храмом прп. Сергия Радонежского), Санкт-Петербурге (с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы) и Ростове-на-Дону, СвятоИльинский скит – в Константинополе (с церковью св. прор. Илии), Одессе и Таганроге 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм (а позже и мон-рь во имя М. (см. в ст. Мокия святого храм в Константинополе )) находился рядом с цистерной, также названной в честь мученика. Цистерна была сооружена на рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), и была крупным водохранилищем, снабжавшим водой значительную часть города (ныне на развалинах цистерны - парк, сады и огороды (юго-запад Стамбула)). От мощей М., вероятно, происходили бесчисленные исцеления, вслед. чего он почитается также в лике св. бессребреников (наряду со святыми Космой и Дамианом, вмч. Пантелеимоном и др.), хотя при жизни он не был целителем и к.-л. письменных свидетельств (собраний чудес и т. п.) о его посмертных чудесах не сохранилось. Ок. 1200 г. мощам М. поклонялся рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский; он сообщил о том, что они покоятся вместе с мощами прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). В наст. время частицы мощей М. находятся в афонских обителях прп. Дионисия и вмч. Пантелеимона, а также на о-ве Самос в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 221). Сохранился перевод Мученичества М. на сир. язык (BHO, N 775). В лат. традиции М. иногда называется Муций (Mucius). В Римском Мартирологе память М. есть под 11 и под 13 мая (MartRom. Comment. P. 186-187. N. 2). Ист.: SynCP. Col. 141, 205, 241, 367, 674-676, 776, 877; PG. 117. Col. 449 [Минологий Василия II]; ЖСв. Май. С. 316-324; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 71-72. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 177-178; Halkin F. Une passion de St. Mocius martyr à Byzance//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 5-22; Janin R. Mocio//BiblSS. T. 9. Col. 512; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 341-342; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 409-410; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 139-141. О. Н. А. В славянской книжности В славянской книжности сохранилось синаксарное Житие М. в составе Пролога краткой редакции под 11 мая (перевод XI-XII вв., за мартовское полугодие опубликованы только южнослав. списки, см.: Митревски Новотни С., М. Пролог бр. 72/Ред.: В. Десподова. Ckonje, 2006. С. 266). Греч. оригинал близок Минологию Василия II (PG. 117. Col. 449). Здесь сообщается, что М. происходил из г. Византия, а его родители - из «старого» Рима; М. был казнен и погребен в Ираклии Фракийской, впосл. его мощи были перенесены в церковь, построенную имп. Константином. Будучи пресвитером, М. боролся с идолопоклонничеством и был брошен в печь, откуда вышел невредимым, в то время как огонь сжег приспешников правителя; имен мучителей и др. деталей Мученичество не содержит. В пространной редакции Пролога (древнерус. переработка кон. XII в.) текст не претерпел существенных изменений.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Памво – – см. Папп – Нитрийский – см. Памва Нитрийский Памвон Египетский, мч.: Ин. 5 Памфалон Халкидонский, мч.: М. 17 – из всех родов [греч.] Памфамир Халкидонский, мч.: М. 17 – всего лишенный [греч.] Памфил – общий друг [греч.] – Кесарийский (Палестинский), пресвитер, сщмч.: Ф. 16 – Оливрийский (Константинопольский), мч.: Ав. 12 – Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп.: Псков. Панкратий – вседержавный, всесильный [греч.] – Печерский, затворник, иером., в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Ф. 9 Печер.; Печер., дальн. – Тавроменийский, Антиохийский, еп., сщмч.: Ф. 9; Ил. 9 Пансофий Александрийский, прмч.: Ян. 15 – всемудрый [греч.] Пантелеимон – всемилостивый [греч.] – (Аржаных), игумен, прмч.: Н. 16 Новомуч. – (Богоявленский), иерей, сщмч.: Ил. 27 Новомуч.; Псков. – Целитель, вмч.: Ил. 27 Панхарий Римский, мч.: Мр. 19 – всем милый [греч.] Папа Ларандский, Селевкийский, мч.: Мр. 16 – отец [греч., лат.] Папий – отец [лат.] – Диррахийский, мч.: Ил. 7 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 – Римский, мч.: Ин. 7 Папила Фиатирский, Пергамский, диакон, сщмч.: Окт. 13 – папенька [греч.] (Памво) Критский, еп.: всех прп. Парамон Вифинский, мч.: Н. 29 – твердый, постоянный [греч.] Пард Римлянин, Палестинский, отшельник: Д. 15 – барс Паригорий Самосатский, мч.: Ян. 29 – убеждающий, утешающий [греч.] Пармен, апостол от 70-ти, из семи диаконов: Ил. 28 Ап. 70 Пармений Вавилонский, Кордульский, пресвитер, сщмч.: Ил. 30 – твердостоящий [греч.] Парод Болгарский, пресвитер, сщмч.: Ян. 22 – дорога, выход [греч.] Парфений – девственник [греч.] – (Брянских), Ананьевский, еп., сщмч.: Н. 9 Новомуч. – Гортинский, Кудумский, прп.: Ил. 10 – (Грузинов), иерей, сщмч.: Ф. 13 Новомуч. Бут. – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Кизилташский, игумен, прмч.: С. 4 – (Красивский), иерей, сщмч.: С. 3 Новомуч. – Лампсакийский, еп.: Ф. 7 – Липсийский, прмч.: воскресенье после 27 июня – Суздальский, Христа ради юродивый: Влад. Пасикрат Доростольский, мч.: Ап. 24 – вседержащий [греч.]

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Тропарь праведной Еввуле Никомидийской Всерадостное дарование от Бога/святым женам - святыя дети;/всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло, -/святый великомученик Пантелеимон,/милости тезоименитый,/недугующих целитель и наш заступник./Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/слава Подающему вами цельбы,//слава предстатели наши вас Показавшему. Кондак праведной Еввуле Никомидийской, глас 3 Память твоя, Еввуло,/веселит чтущих тя,/матерь славнаго Пантелеимона,/с нимже Божию Престолу предстоящи,//молися прегрешений оставление дати нам. Полезные ссылки Сейчас в разделе 108  чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужение сегодня к содержанию Начало богослужебного дня в 16:00. Вы­бе­ри­те на­строй­ки для ва­ше­го хра­ма в Лич­ном ка­би­не­те . Бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния Богослужебные указания за 12 апреля 2024 года 30. Пят­ни­ца 4й сед­ми­цы, Кре­сто­по­клон­ной. Прп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Празд­не­ство в па­мять сре­те­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и прав. Ели­са­ве­ты, ма­те­ри св. Иоан­на Пред­те­чи. Свт. Со­фро­ния, еп. Ир­кут­ско­го. Св. Евву­лы, ма­те­ри вмч. Пан­те­ле­и­мо­на. Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. Со­вер­ша­ет­ся служ­ба Три­о­ди (Кре­ста). На ве­ли­ком по­ве­че­рии в чет­верг ве­че­ром – ка­нон Бо­го­ро­ди­цы (Ок­то­и­ха) и служ­ба прп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (с это­го дня). При­ме­ча­ние. Сти­хи­ры на «Гос­по­ди, воз­звах» прп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (см. в Ми­нее 30 мар­та) не пе­ре­но­сят­ся на по­ве­че­рие, по­сколь­ку, со­глас­но ука­за­ни­ям Пост­ной Три­о­ди, они по­ют­ся на ве­черне в чет­верг ве­че­ра (см. при­ме­ча­ние 29 мар­та). На утрене – ка­физ­мы 13я, 14я и 15я. По­ет­ся ка­нон Кре­ста и три­песн­цы (ср.: 28 мар­та, при­ме­ча­ние 1). По 9 пес­ни – све­ти­лен гла­са. Ка­нон ря­до­вой служ­бы Ми­неи по­ет­ся на по­ве­че­рии. На 1м ча­се ка­физ­мы нет; на 3м ча­се – ка­физ­ма 19я; на 6м ча­се – ка­физ­ма 20я; на 9м ча­се ка­физ­мы нет. На ча­сах и на изоб­ра­зи­тель­ных – кондак Три­о­ди (Кре­ста), глас 7й: «Не кто­му пла­мен­ное ору­жие…».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

В янв. 1843 г. по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского мон-ря г. Енисейска (в 1873 переименован, см.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери жен. мон-рь ) игум. Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где вскоре скончался. За 3 дня до смерти Д. А. дал наставление игумении и сестрам. В день кончины Д. А. исповедовал свящ. Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме мон-ря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывш. игумения мон-ря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Д. А. был похоронен в мон-ре, в 1860 г. над его могилой в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена заново), в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления. Популярный вариант жизнеописания Д. А. собирался составить и издать Л. Н. Толстой . В мае 1920 г. (по др. сведениям, в апр. 1921) постановлением президиума Енисейского губ. комитета РКП захоронение Д. А. было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2007 г. их местонахождение неизвестно. Рождественский храм уничтожен, на его фундаменте построено здание школы. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы Д. А., ныне хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 г. по благословению настоятеля. 14 нояб. 1999 г. во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиеп. Красноярский Антоний (Черемисов) , состоялся чин канонизации Д. А. в лике местночтимых святых (пам. 16 дек.). Во имя Д. А. освящена церковь (20 янв. 2001) на кладбище Бадалык в Красноярске, ведется строительство храма в Привокзальном р-не Ачинска. Арх.: ЦХИДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 113. Л. 48. Ист.: Касьянов В. , прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871; Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона// Фаст Г. , прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996р. Гл. 17.

http://pravenc.ru/text/171286.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010