вмч. Георгия



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Влахерны — Статьи — Церковно-Научный Центр ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... после 1204 г. о них не упоминают. Очевидно, в период лат. оккупации святыни были разделены на фрагменты и вывезены на Запад. Была ли часть реликвий сохранена в визант. столице, или традиция их почитания после 1261 г. возобновилась иным способом, установить невозможно. Во В. находились и др. святыни. В нек-рых источниках XII в. упоминается посох Богоматери. При имп. Иоанне Цимисхии ( 969-976 ) во В. хранились сандалии Христа, вывезенные императором с Востока. В 1200 г. Антоний Новгородец во В. поклонялся мощам вмч. Феодора Стратилата; в 1204 г. латиняне забрали из В. руку вмч. Георгия и мощи св. Лукии. В XIV-XV вв. рус. паломники видели там мощи святых Патапия, Афанасия (или Анастасии) , Панталеона. Иконы Божией Матери церкви Богородицы во Влахернах Топонимический эпитет «Влахернитисса» ( Βλαχερνίτισσα; Влахернская ) известен с XI в. в отношении 3 иконографических типов Богоматери: Оранта (и ее варианта Агиосоритисса) ; Епискепсис (он же «Знамение») ; Ласкающая («Умиление») , чье изображение есть среди чудотворных икон К-поля на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Исследователи признают существование во В. в средневизант. период 4 основных ... текст полностью ...
Святитель Андрей, архиепископ Критский. Статья из ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... М., 1993; Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко Святитель Андрей Критский Иконография Известны 2 типа изображения свт. Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт. Андрея представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в., – с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 238r) ; на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309–1316 гг., – в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию... ». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония) , 1317–1318 гг., – в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия) , 1321–1322 гг., – погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция) , кон. XIII – нач. XIV вв. ; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия) , 1565 г. ; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. ( церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва ) – в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. ... текст полностью ...
Память благоверного князя Георгия (Юрия) ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... участия в военных действиях) . В 1230 г. Георгий Всеволодович участвовал в 2 наиболее важных событиях церковной жизни Сев. -Вост. Руси: перенесении во Владимир из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия и поставлении на Ростовскую кафедру Кирилла II, игум. владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (ростовский кн. Василий Константинович с братьями испрашивал у Георгия Всеволодовича разрешение на его поставление) . К 1234 г. в Юрьеве-Польском, который получил от Георгия Всеволодовича в удел кн. Святослав Всеволодович, было закончено строительство ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - небесного покровителя Георгия Всеволодовича. В 1237 г. еп. Митрофан устроил в Успенском соборе «над трапезою» киот, украшенный золотом и серебром, тогда же был расписан притвор собора. При Георгие Всеволодовиче продолжалось владимирское летописание, отразившееся частично в Лаврентьевской летописи 1377 г., а в более полном виде - в Московском летописном своде конца XV в. Осенью 1237 г. вел. князь владимирский возглавил сопротивление нашествию Батыя на земли Северо-Восточной Руси. 1-й удар монголо-татар был направлен на Рязанскую землю, после ее разорения ... текст полностью ...
"Во плоти ангел" — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... предпринята в 1976-1977 гг. киприотом архим. Аркадием (впосл. митрополит Аскалонский) . Специального исследования, позволяющего определить, включает ли существующая 3-нефная купольная базилика фрагменты средневековой постройки, не проводилось. У сев. стены находятся гробницы вифлеемских епископов Илии († 1345) и Михаила († 1811) . Позднейшее предание связывает одну из этих гробниц с именем Иерусалимского патриарха Илии (Илии II?) . В наст. время в И. п. м. подвизается 1 монашествующий - игум. Парфений. Святыни: частица мощей свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, звенья цепей вмч. Георгия Победоносца, от к-рых происходят исцеления. В 1992 г. во время работ по расширению шоссе Иерусалим-Вифлеем близ И. п. м. были обнаружены развалины церкви визант. периода. С юж. стороны она граничит с источником Бир-кадисму. Во время раскопок окт. 1992 - февр. 1993 гг. была исследована зап. часть церкви и обнаружены мозаичные полы, засыпанные затем для сохранности. При раскопках 1997 г. стало ясно, что церковь была сооружена в V в., перестроена в VI в., в VIII в. превращена в мечеть и вскоре после этого разрушена. Эту постройку отождествили с известной по письменным источникам ... текст полностью ...
Вятская и Слободская Епархия — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... корабля от потопа», «Избавление трех мужей от меча», «Спасение Агрикова сына Василия от сарацын», «Погребение свт. Николая». Образцом вятского серебряного и эмальерного искусства служит подписной оклад 1709 г. для Великорецкой иконы «Свт. Николай» (ГРМ) . За основу др. серебряного позолоченного оклада с эмалевыми дробницами (1795, КОХМ) , выполненного для Великорецкой иконы «Николы Жителя», хранившейся в церкви с. Великорецкого, мастером был взят древний оклад, подаренный на явленный Великорецкий образ царем Иоанном Грозным в 1555 г. Первые рус. поселенцы на Вятке, выходцы из Вел. Новгорода, принесли на Вятку чтимые ими иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба, вмч. Георгия Победоносца (Чудо Георгия о змие) и прор. Илии. До наст. времени древние иконы сохранились в более поздних списках, богато украшенных серебряными позолоченными окладами, к-рые были выполнены в XIX в. (для иконы «Прор. Илия, питаемый вороном» в 1844) как московскими, так и вятскими мастерами серебряных дел. Так, Афанасий Макаров сделал в 1806 г. оклад для иконы «Вмч. Георгий Победоносец». Еще одной вятской святыней был чудотворный Нерукотворный образ Спасителя - «Спас Вятский», в 1647 г. ... текст полностью ...
Иконография, относящаяся к Акафисту Богородицы — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ранний XVII в. ; трапезной Бачковского монастыря, 1643 г. ; в нартексе церкви Рождества в Арбанаси, 1638 г. Имеются также циклы Акафиста Богородице, большая часть которых выполнена афонскими монахами (греками?) . Эпизоды Акафиста Богородице сохранились в росписях капеллы госпиталя монастыря Козия в Валахии (Румыния) , 1542 г. Акафист Богородице в молдав. церквах XVI в. обычно размещался на наружных фасадах: св. Марии монастыря в Хуморе, 1535 г. ; свт. Николая монастыря Пробата, 1532–1535 гг. ; Благовещения в Молдовице, 1536–1537 гг. ; Усекновения главы Иоанна Крестителя в Арборе, 1541 г. ; вмч. Георгия в Воронце, 1547 г. ; вмч. Георгия, ок. 1547 г., и вмч. Димитрия, 1537–1538 гг. ; в Сучаве; Вознесения монастыря Сучевица, 1580–1595 гг., и др. Фрагменты цикла Акафиста Богородице встречаются также на Украине и в Грузии: в церкви св. Онуфрия в Лаврове (Украина) , XVI в. ; церкви Богоматери в Ахали Шуамта (Грузия) , 50-е гг. XVI в. Сравнительно недавно получил известность обширный круг поствизантийских икон с Акафистом Богородице: румын. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» из монастыря Патерон в Зитсе (ныне в епископском дворце в Яннине) , XV в. (XVII? в.) ; икона ... текст полностью ...
Иконография посвященная прп. Арсению Великому — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... кон. XI - нач. XII в. ; в ц. Асину Панагии (Форвиотиссы) в Никитари (Кипр) , 1105 06 г. ; в Минологии XII в. из мон-ря Преображения Господня в Метеорах (Cod. 552. Fol. 2v) - перед житием А. В. ; в Житиях святых по Метафрасту, XII в. (Paris. gr. 1528. Fol. 1r) - с развернутым свитком; в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония) , 1164 г. ; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия) , 1180-1190 гг. ; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр) , 1183 г. ; в ц. Вознесения Господня в Милешево, после 1236 г. ; в мон-ре Паммакаристос ( Фетие-джами ) , ок. 1315 г. ; на юж. стене в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония) , 1317-1318 гг. ; в ц. Благовещения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Сербия) , ок. 1320 г. ; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония) , 1378 г., - с благословляющей десницей и со свитком в левой руке; в ц. Богоматери Пантанассы в Мистре (Греция) , 2-я четв. XV в. ; в греко-груз. рукописи XV в. ( РНБ. O. I. 58. Л. 46об., 113 ) . Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции, напр. в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в. ; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса ... текст полностью ...
Память преподобных Герасима Иорданского и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Иларионом Великим и Евфимием Великим; в ц. мон-ря прп. Феоктиста вместе с прп. Саввой Освященным. Изображения XIII-XVI вв. в основном повторяют композиционное расположение (в ряду преподобных) и иконографию святого, представленную в мон-ре св. Неофита (чаще поясное изображение, свиток свернут) : юго-зап. угол собора Тимотесубани (Грузия) , 1205-1215 гг., - в окружении преподобных и мучеников; нартекс собора в Милешево, ок. 1228 г., - среди палестинских преподобных (Иларион Великий, Феоктист Палестинский, Евфимий Великий, Савва Освященный) ; в росписи диаконника ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония) , 1317-1318 гг., - в паре с прп. Харитоном среди др. преподобных; в нартексе собора мон-ря Хиландар на Афоне, 1319 г. ; в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Греция) , между 1333 и 1345 гг., - рядом с преподобными Макарием Александрийским, Макарием Египетским, Сисоем, Аммоном, Иоанном Коловом, Макарием Римским и др. ; в трапезной ц. Великой Лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г., - в рост, с развернутым свитком, рядом с прп. Евфимием Великим; в ц. Панагии Равиотиссы в Кастории, 1533. В минейных циклах Г. И. часто представлен и единолично: ... текст полностью ...
Искусство Болгарии — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... . Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиеп. Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ) , и с изображением Распятия Христова ( ок. 1295, СНИМ ) . ХV - 1-я пол. ХVIII в. I. Архитектура и монументальная живопись. Первые памятники поствизант. периода датируют 2-й пол. ХV в. К ним относят: церкви Драгалевского мон-ря Богородицы Витошской (1476) , монастырскую во имя вмч. Димитрия около с. Бобошево (1488) , апостолов Петра и Павла в метохе Орлица Рильского мон-ря (1491) и вмч. Георгия Кремиковского мон-ря (1493) . Архитектура этих храмов не имеет к. -л. отличительных черт: постройки небольшие, однонефные, с одной апсидой, перекрытые полуцилиндрическим сводом. В кон. XV в. к храмам Драгалевского и Кремиковского мон-рей были добавлены нартексы. Кроме церкви метоха Орлица все монастырские храмы возведены и расписаны на средства представителей местной болг. аристократии, их портреты представлены на фресках. Роспись храмов метоха Орлица, Драгалевского мон-ря, Бобошева принадлежит мастерам охридской школы, Кремиковского мон-ря - художникам костурской мастерской. В ... текст полностью ...
Апостол Андрей Первозванный — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... в., - с Евангелием; в апсиде ц. Санта-Мария Антиква (Рим) , 705-707 гг., и др. В послеиконоборческое время А. П., как правило, изображался со свитком в руке, напр., на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция) , 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке - на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г. ; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в. ; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г. Образ А. П. присутствует в композициях «Евхаристия», «Тайная вечеря», «Вход Господень в Иерусалим», «Уверение Фомы», «Вознесение Господне» ( напр., в ц. вмч. Георгия в Курбиново ) Македония (, 1191 г., А. П. изображен с крестом) , «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресвятой Богородицы» и др., а также - «Умножение хлебов и рыб» ( мозаика Сант-Аполлинаре Нуово ) Равенна (, ок. 520) , «Крещение Господне» (ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории) Греция (, кон. XII в.) ; на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в. ; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ) . Мученичество А. П., распятого на кресте (получившем название «андреевский») , представлено в Минологии Василия II ( Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. ) ; на иконе «Минея на сентябрь, ... текст полностью ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: вмч. Георгия
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"