Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.– 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГЕНТИЙ [греч. Γρηγντιος; латиниз. Gregentius; в церковнослав. традиции часто - Григорий Омиритский, иногда - Григентин], архиеп. Зафара, столицы Химьяритского царства в сер. VI в. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.). Согласно греч. пространной версии Жития Г., сохранившейся в рукописи синайского мон-ря вмц. Екатерины (Sinait. gr. 541) и частично изданной А. А. Васильевым, он род. в сел. Блиарес, пограничном со страной аваров и принадлежавшем им. Издатель толкует его название как искаженное Лоплиани и локализует его в Дардании (Мёзии). В синаксарных версиях Жития местом рождения Г. ошибочно называется Медиолан (совр. Милан). Его родители Агапий и Феодота, имея 2 дочерей, мечтали о мальчике и обещали посвятить его Богу. Сын род. 6 дек. и при крещении был наречен Григентием в честь старца, подвизавшегося недалеко на горе, что указывает на местное (фригийское или лидийское?) происхождение этого необычного имени. В 7 лет Г. отдали в школу для изучения Свящ. Писания, он обнаружил склонность к обучению. С детства его жизнь была отмечена необычайными событиями: чудесным спасением из горной реки, избавлением от варваров, захвативших его родное селение, и проч. Следуя за представшим ему в видении мужем, юный Г. покинул родных и странствовал по городам: был в Акраганте (Агригенте, совр. Агридженто) на Сицилии, в Милане усердно молился у гробницы свт. Амвросия Медиоланского, в Карфагене встречался со св. Филофеей, в Риме ему явились апостолы Петр и Павел и Г. впервые исцелял больных и одержимых бесом. В Августополе он познакомился с арм. проповедником, затем морем отправился в Александрию, неск. раз посетил мон-рь святых Александра и Антонины, молился в усыпальнице ап. Марка и встретился с блж. Архонтией. После того как аксумский царь Калеб Элла Ацбэха (Елесвоам) разгромил химьяритского царя-иудея Йосефа Асъара Ясъара (Юсуфа зу Нуваса), отомстив ему за гибель Награнских мучеников , Г. попросил Александрийского патриарха Протерия, отождествляемого нек-рыми учеными с Тимофеем III, послать епископа для восстановления церковной жизни у химьяритов. По указанию явившегося Протерию во сне ап. Марка патриарх остановил свой выбор на диаконе Г., к-рого рукоположил сначала во иерея, а затем сразу же - во епископа. Этот эпизод Жития вполне реален: именно так рукополагали копт. монахов, к-рых посылали митрополитами в Эфиопию.

http://pravenc.ru/text/166481.html

Храму великомученицы Екатерины в Риме передана икона блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей 4 апреля, 2013. Новостная служба 31 марта, во Вторую неделю Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы образ был изнесен из алтаря на середину храма для поклонения верующих. 4 апреля. ПРАВМИР. Ставропигиальному приходу св. вмц. Екатерины в Риме передана икона блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей. 26 марта настоятель храма иеромонах Антоний (Севрюк), находившийся с кратким однодневным визитом в Москве, посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь, в ходе которого ему была передана икона с частицей мощей святой старицы для Екатерининского храма. В тот же день святыня была доставлена в Рим. 31 марта, во Вторую неделю Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы образ был изнесен из алтаря на середину храма для поклонения верующих. Перед иконой было совершено славление, после чего отец настоятель обратился к молящимся с проповедью. «По благословению Святейшего Владыки отныне эта великая святыня будет пребывать в нашем храме. Будем ценить эту великую возможность. Будем искренне, от всего сердца, молить блаженную старицу Матрону, дабы сохранила она в добром здравии нашего Предстоятеля, дабы даровала мир и благополучие нашей общине в Риме, дабы молила Господа о каждом из нас, о наших родных и наших близких», — сказал он. Затем все присутствовавшие в храме приложились к иконе и получили на молитвенную память образок блаженной старицы Матроны. В январе этого года отец Антоний обратился с просьбой к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о передаче частицы мощей блаженной Матроны Московской Екатерининскому храму в Риме. Среди православных верующих Вечного города угодница Божия пользуется особенным почитанием. По благословению Патриарха сестры Покровской обители написали образ старицы Матроны, в который был вмонтирован мощевик. На протяжении нескольких дней икона находилась на гробнице Блаженной, у образа служились молебны и читалась неусыпаемая Псалтирь.

http://pravmir.ru/xramu-velikomuchenicy-...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храма вмц. Екатерины в Риме 4 июня 2009 г. 16:35 4 июня в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храма св. вмц. Екатерины в Риме . Заседание Фонда было приурочено к окончанию строительства храма и его великому освящению, которое состоялось 24 мая 2009 г. Приветствуя членов Попечительского совета, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что на этом заседании будут подведены итоги проделанной работы — очень непростой, но слаженной и дружной. «Это деяние имеет историческое значение, — отметил Святейший Патриарх. — На одном из холмов Рима был построен русский храм. В первую очередь это результат веры, поскольку храмы созидаются тогда, когда есть в этом потребность. И слава Богу, что наш народ эту потребность чувствует». Далее  Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве храма — МИД России и Посла Российской Федерации в Италии А.Ю. Мешкова, Правительство Москвы и мэра Москвы Ю.М. Лужкова , руководителей компаний, внесших свой вклад в финансирование работ. Особое слово благодарности Святейший Патриарх обратил к игумену Филиппу (Васильцеву), который, по словам Его Святейшества, очень разумно взаимодействовал с попечителями и строителями храма, что требовало и дипломатического такта, и пастырской осмотрительности. За труды по строительству храма игумен Филипп был награжден Святейшим Патриархом правом ношения креста с украшениями. Затем во внимание к усердным трудам Святейший Патриарх вручил следующие церковные награды: Также были вручены Патриаршие грамоты супруге В.В. Анисимова Екатерине Анисимовой; вице-президенту Российского фонда культуры Татьяне Шумовой; представителю банка «ВТБ» в Италии Михаилу Волкову; генеральному директору ООО «РСК Возрождение» Андрею Ивлиеву; заслуженному артисту России Андрису Лиепа и заслуженной артистке России Ильзе Лиепа; директору группы компаний «Гера» Самвелу Овсеяну; вице-президенту Управляющей компании «БЛ Групп» Александру Черных.

http://patriarchia.ru/db/text/667588.htm...

В торжествах престольного праздника ставропигиального храма св. вмц. Екатерины в Риме приняли участие настоятели приходов Московского Патриархата в Западной Европе 11 декабря 2012 г. 18:05 8-9 декабря 2012 года в Риме состоялись торжества по случаю престольного праздника ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины . По приглашению настоятеля иеромонаха Антония (Севрюка) в город прибыли многочисленные гости для того, чтобы разделить радость римской общины Московского Патриархата по случаю дня памяти небесной покровительницы Русской Церкви в Италии. Вечером 8 декабря иеромонах Антоний (Севрюк), а также клирик Константинопольского Патриархата архимандрит Корнилий, клирики Екатерининского храма иеромонах Афанасий (Потапов) и иеромонах Амвросий (Мацегора) совершили всенощное бдение. На следующий день в Екатерининском храме была отслужена Божественная литургия. Богослужение совершили иеромонах Антоний (Севрюк), настоятель Свято-Николаевского ставропигиального прихода Рима протоиерей Вячеслав Бачин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, ректор Русской православной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков) , настоятель Свято-Николаевского подворья в Бари священник Андрей Бойцов, настоятель Трехсвятительского храма в Париже иеромонах Марк (Святогоров), клирики Екатерининского храма, духовенство приходов Московского Патриархата в Италии. Пел сводный хор духовенства Московской областной епархии и Коломенской духовной семинарии, прибывший на праздник при содействии Дирекции международных программ и Фонда «Мета». На богослужении присутствовали представитель Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст, генеральный секретарь Общины святого Эгидия профессор Адриано Роккуччи, преподаватели и студенты высших католических учебных заведений Рима, другие гости. По окончании Литургии состоялся праздничный прием, на котором прозвучали поздравления от председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха и представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском игумена Филиппа (Васильцева) , ранее служившего в Екатерининском храме в Риме. Со словами приветствия к настоятелю и прихожанам обратились профессор Адриано Роккуччи, протоиерей Вячеслав Бачин, протоиерей Николай Лищенюк. В свою очередь иеромонах Антоний поздравил профессора А. Роккуччи с врученной ему накануне в Москве высокой Патриаршей наградой, а протоиерея Николая Лищенюка — с 40-летием со дня рождения. 

http://patriarchia.ru/db/text/2644893.ht...

В Риме состоялось освящение Креста и купола строящегося русского православного храма св. вмц. Екатерины 31 марта 2006 г. 15:34 В итальянской столице состоялось освящение Креста и купола строящегося здесь первого русского православного храма — во имя святой великомученицы Екатерины. Чинопоследование совершил викарий Московской епархии, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк . После этого купол с крестом был установлен на храме, который призван стать духовным и культурным центром для представителей православной диаспоры на Апеннинах. На церемонии освящения купола и креста храма св.Екатерины присутствовал посол РФ в Италии Алексей Мешков. «Сегодня произошло поистине историческое событие — над Вечным городом был вознесен купол с крестом русского православного храма. Храм пока еще находится в процессе созидания, но его купол сегодня уже был освящен и поднят на вершину. Такое событие происходит впервые в истории Рима», — сказал епископ Марк. Он подчеркнул, что освящение креста нового храма органично вписалось в церковный календарь. «Дело в том, что Русская Православная Церковь в течение всей этой недели почитает Крест, который был вынесен в минувшую субботу на середину храмов для поклонения верующих. И вот в пятницу, когда кресты во всех храмах заносятся в алтарь, православный крест поднялся в небо Вечного города», — сказал он. «Конечно, храм нужен для многочисленных чад Русской Православной Церкви, которые приехали сюда из России, Украины, Молдовы и других стран. Храм нужен и для тех паломников, которые приезжают сюда и хотели бы помолиться в своем православном храме», — продолжал епископ Марк. Он также выразил надежду, что храм св.Екатерины станет местом общения и встреч между представителями Русской Православной и Римско-католической Церквей. «Само возведение этого храма, который располагается недалеко от Храма Апостола Петра, показывает стратегический выбор: символ Русского Православия здесь в Италии, рядом с главным храмом католического мира. Этот храм символизирует диалог и наше христианское свидетельство в секуляризированной Европе, в мире, который теряет свои христианские корни. Это - свидетельство о важности Христианства для Европы и всего мира», — заявил епископ Марк.

http://patriarchia.ru/db/text/101464.htm...

Богоматерь Одигитрия с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в Кити. 2-я пол.-кон. VI в. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле , VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу - к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике , ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI - 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

http://pravenc.ru/text/115090.html

В Риме прошел вечер памяти протоиерея Михаила Осоргина Рим, 16 ноября 2013 г. 14 ноября в Российском центре науки и культуры в Риме состоялся вечер памяти протоиерея Михаила Осоргина. Отец Михаил долгие годы был настоятелем Свято-Николаевского прихода столицы Италии. Именно в период его пребывания в Риме община Никольского храма вернулась в лоно Московского Патриархата, сообщает сайт храма св. вмц. Екатерины в Риме . В памятном вечере приняли участие управляющий приходами Московского Патриархата в Италии архиепископ Егорьевский Марк, Посол Российской Федерации при Святом Престоле А.А. Авдеев, Представитель Россотрудничества в Италии О.В.Осипов, прихожане римских храмов Русской Православной Церкви. Ведущими вечера были архимандрит Антоний (Севрюк) и протоиерей Вячеслав Бачин. После пения молитвы " Царю Небесный " участников встречи приветствовал Владыка Марк. Архипастырь поделился со слушателями своими воспоминаниями об отце Михаиле, будучи преемником батюшки на должности настоятеля Свято-Николаевского прихода. Владыка особенно отметил глубокую веру отца Михаила, его заботу о благоговейном совершении богослужений, а также присущие священнику замечательные пастырские качества. А.А. Авдеев рассказал участникам вечера о своих встречах с отцом Михаилом в бытность Послом России во Франции. Дипломат многократно навещал священника в его семейном доме в пригороде Парижа - Кламаре, где вокруг батюшки собралась большая и крепкая приходская община. Своими воспоминаниями об отце Михаиле поделились графиня М.А. Ферзен, долгое время бывшая старостой Никольского храма, и В.Д. Делла Мара. Было также зачитано письмо, направленное в адрес участников встречи детьми отца Михаила.      Затем в исполнении сводного хора Патриарших приходов г.Рима под управлением регента М.М. Корляковой прозвучали любимые духовные песнопения приснопамятного священника. В завершении вечера присутствовавшие пропели " Вечную память " отцу Михаилу, после чего продолжили общение за чаепитием. Михаил Георгиевич Осоргин (1929 - 2012), митрофорный протоиерей, настоятель храма святых Константина и Елены в Кламаре, почётный настоятель Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме, клирик Корсунской епархии.

http://pravoslavie.ru/65794.html

Храм во имя св. вмц. Екатерины в Риме 29 2009 р. 13:47 Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который с 1897-го по 1902-й год служил настоятелем русской посольской церкви. Архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Первоверховных апостолов. Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900-м был официально поддержан Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и А.И. Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе выполненные известным русским архитектором В.А. Покровским и мастером итальянского происхождения Моральди. Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открыл особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе. В 1915 году новый Строительный комитет во главе с князем С.С. Абамелек-Лазаревым приобрел на имя российского посольства участок набережной Тибра близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). К 1916 году было собрано порядка 265 тысяч лир — этих средств вполне могло хватить для проведения необходимых работ. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209058...

Церковь вмц. Екатерины (Рим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святой Екатерины основана в 2001 году по инициативе Патриарха Алексия II. Имеет ставропигиальный статус Русской Православной Церкви. Находится в Риме, на холме, в северной, обращённой к Ватикану, стороне виллы Абамелек, которая является резиденцией российского посла в Италии. С холма открывается вид в сторону собора Святого Петра. Итальянское название — Chiesa di Santa Caterina Martire. Содержание История [ править править код ] Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви (1897-1902). Истинный патриот России, архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества» в городе Святых Первоверховных апостолов. Уже в 1898 году по инициативе архимандрита Климента начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. На храм жертвовали деньги великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. Первый состав Строительного комитета был сформирован и возглавлен архимандритом Климентом (Верниковским) и г-ном А.И.Нелидовым, послом России в Италии. На рассмотрение Строительного комитета было подано большое количество проектов будущего храма, в том числе проекты известного русского архитектора В.А.Покровского и архитектора итальянского происхождения Моральди. Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. В этот же период Строительный комитет выступил с обращением, которое начиналось словами: «Престол Божий поставлен в наемной квартире». После его публикации сбор средств значительно ускорился. Летом 1914 года Государственный банк Российской империи открывает особый счет на имя строящегося храма в Санкт-Петербургской конторе.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмц._Е...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010