Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОЦКИЙ ЧИН Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря . Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934). В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча». Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в. В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

http://pravenc.ru/text/Высоцкий чин.html

В предреволюционные годы Н. вернулся к созданию большой картины на тему судьбы рус. Православия и написал полотно «Душа народа» («Христиане», «На Руси») (1914-1916, ГТГ), на к-ром представлен обобщенный образ русского народа, идущего по берегу реки в поисках Бога и правды. Впереди шествия изображен крестьянский мальчик, символизирующий душевную чистоту («Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф 18. 3); на первоначальных эскизах рядом с ним присутствовал образ Христа, однако в окончательном варианте Н. отказался от букв. истолкования, оставив на картине лишь икону Спасителя в руках участников крестного хода. Среди изображенных персонажей присутствуют как собирательные образы - царь, духовенство, юродивые, простонародные крестьянские и городские типажи, так и реальные фигуры - напр. портреты современников - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва. После Октябрьской революции Н. стал более активно заниматься портретной живописью, перенеся в этот жанр как лучшие художественные качества своих сюжетных картин, так и задачу поиска духовно-нравственного идеала. Н. писал портреты людей либо близких по духу, либо способных заинтересовать художника силой личности. Писатели и мыслители запечатлены Н. в момент философских раздумий - портреты Л. Н. Толстого (1907, ГМТ), П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917, ГТГ), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921-1922, ГРМ). Архиеп. Антония (Храповицкого) Н. изобразил произносящим проповедь в церкви московского Петровского монастыря («Архиерей», 1917, ГТГ). Среди портретов Н. есть тонкие и поэтические жен. образы: жены художника Е. П. Нестеровой (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда», 1923, ГТГ) - дочерей художника. Людей искусства Н. изображал в момент творческого или духовного напряжения - портреты В. М. Васнецова (1925, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930, ГТГ), И. Д. Шадра (1934, ГТГ), Е. С. Кругликовой (1938, ГТГ), В. И. Мухиной (1940, ГТГ), А. В. Щусева (1941, ГТГ). Принцип портретирования Н., показывающего модель за работой, часто в окружении профессиональных атрибутов, оказался близок ранней советской эстетике: в 1941 г. художник получил Сталинскую премию за портрет физиолога И. П. Павлова (1935, ГТГ), который отличает внутренняя сосредоточенность изображенного ученого. В апр. 1935 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом состоялась персональная выставка Н. В 1942 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

Для чего же сектанты украли св. Писание у Церкви Христовой — Православной?   Они украли св. Писание для того, чтобы по нему устроить новую церковь, вместо отвергнутой или истинной Церкви Христовой — Православной. Может ли св. Писание быть учебником, по которому можно было бы устроить Церковь Христову?   Нет, новой церкви на основании Писания нельзя устроить. Сектанты всех толков одинаково говорят, что они читают св. Писание и на основании его устраивают свои церкви и свои общества. Писание, украденное сектантами у Церкви одно, а сект множества; ясно отсюда, что не Писание учит устроять церковь. Св. Писание не может быть фундаментом-основанием, на котором можно было бы устроить Церковь Христову. Фундамент — основание должен быть прежде самого здания, а св. Писания Нового Завета появились через много лет после устроения Православной Церкви Христовой. Неужели мыслими Церковь Христова без Писания Новозаветного?   Вполне мыслима и, действительно, в первое время она существовала без всякого апостольского Писания, потому что первая новозаветная книга Священного Писания появилась около 40 — го года по Р.Х., то есть приблизительно, через 7 лет после Сошествия Св. Духа и после устроения Церкви Христовой. Когда же и в какой последовательности появились книги св. Писания Нового Завета?   1     Евангелие Ап. Матфея     около 40-го года по Р.Х.    2     1-е посл. Фессалоникийцам     52 г.    3     2-е посл. Фессалоникийцам     53 г.    4     Еванг. Марка     55 г    5     Еванг. Луки     56 г    6     Посл. к Галатам     56 г    7     1-е посл к. Коринфянам     58 г    8     2-е посл к. Коринфянам     58 г    9     Посл к Римлянам     58 г    10     Посл. Ап. Иакова     60 г    11     Посл. Ап. Петра     61 г    12     Посл. Филиппийцам     62 г    13     Посл. Ефесянам     62 г    14     Посл. Колоссянам     62 г    15     Посл. Филимону     62 г    16     Посл. Евреям     63 г    17     Кн. Деяний Апостольских     63 г    18     Посл. Титу     64 г    19     1-е посл Тимофею     65 г

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С сер. 70-х гг. XIX в. в творчестве К. заметно увлечение искусством Запада. Он интересуется современной ему франц. живописью, античной классикой, изучает наследие старых европ. мастеров: А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Харменса ван Рейна Рембрандта. В портретах В. Н. Третьяковой (1879, ГТГ), С. Н. Крамской (1879, ГТГ), В. В. Самойлова (1881, ГТГ) К. обращается к традиции старой испанской живописи. Портрет А. Д. Литовченко отличает свободное энергичное письмо, что позволяет говорить об определенном влиянии искусства Э. Мане и Э. Дега. В кон. 70-х - 80-х гг. XIX в. в жизни К. наступил период тяжелого кризиса. Он болезненно реагировал на происшедшую в обществе утрату близких ему идеалов; тяжело пережил смерть Ф. М. Достоевского, был не удовлетворен ходом работы над картиной «Хохот». Отношения К. с членами Товарищества обострились, его идеи о необходимости обновления организационных форм выставочного объединения не нашли у них понимания и привели к конфликту. В эти годы К. получил славу модного портретиста. Он писал портреты императора, императрицы, представителей великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. Однако в письмах он признавался, что устал от публики и тяготится работой на заказ. Несмотря на депрессию и болезнь, К. продолжал много работать, не прекращал творческих поисков и создал ряд необычайно выразительных образов, среди которых - портреты И. И. Шишкина (1880), А. С. Суворина (1881), дочери С. И. Крамской (1882), Вл. С. Соловьёва (1885, все - в ГРМ). В 80-х гг. XIX в. К. написал несколько значительных картин. Полотно «Лунная ночь» (1880, ГТГ), главной темой к-рого стало преображение человека под воздействием сил природы, было воспринято многими как красивый, но поверхностный образец салонного искусства. Еще более резкой критике подверглась картина «Неизвестная» (1883, ГТГ). Картина «Неутешное горе» (1884, ГТГ) написана К. под впечатлением от смерти 2 младших сыновей и воплощает драму человека, ищущего опору при столкновении с трагическими обстоятельствами. Облик матери в трауре выражает безмолвное отчаяние, глухую боль, но в то же время - огромную внутреннюю силу, готовность противостоять судьбе. В 1884 г. К. приступил к написанию последней большой картины на евангельский сюжет «Иродиада перед головой Иоанна Крестителя» (1884-1886, не окончена, ГТГ), к-рая стала своеобразной предсмертной исповедью художника. Небольшой по размеру автопортрет с дочерью (1884, ГТГ) пронизывает сознание неумолимого движения жизни.

http://pravenc.ru/text/2458927.html

К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Давида Елиссея Иннокентия Исихия Иоакима Никифора Нифонта Сергия другаго Силуана другаго Сильвестра другаго Сисоя канонархиста Стефана постника Тимофея инока и преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих Илариона схимника (†1066) Тимофея игумена (†1131) Пимена постника, игумена (†1141) Авраамия игумена (†до 1156) Досифея I игумена (†1156) Акиндина I игумена (†1164) Досифея II игумена (†ок. 1218) Акиндина II игумена (†1232) Сисоя схимника (XIII) Памвы иеромонаха, затворника (XIII) Пафнутия затворника (XIII) Афанасия затворника (XIII) Софрония затворника (XIII) Анатолия затворника (XIII) Пиора затворника (XIII) Исидора затворника (XIII) Лаврентия затворника (XIII) Кассиана затворника (XIII) Феодора молчаливаго (XIII) Аммона затворника (XIII) Мардария затворника (XIII) Панкратия затворника (XIII) Евлогия старца (XIII) Павла послушливаго (XIII †XIV) Моисея чудотворца (XIII †XIV) Мартирия диакона (XIII †XIV) Мартирия затворника (XIII †XIV) Григория затворника (XIII †XIV) Макария диакона (XIII †XIV) Захарии постника (XIII †XIV) Силуана схимника (XIII †XIV) Агафона чудотворца (XIII †XIV) Лонгина вратаря (XIII †XIV) Арсения трудолюбиваго (XIV) Зинона постника (XIV) Ипатия целебника (XIV) Иосифа многоболезненнаго (XIV) Нестора некнижнаго (XIV) Руфа затворника (XIV) Вениамина затворника (XIV) Евфимия схимника (XIV) Тита воина (XIV) Ахилы диакона (XIV) Паисия богоугодника (XIV) Меркурия постника (XIV) Геронтия канонарха (XIV) Леонтия канонарха (XIV) Анастасия другаго Варсонофия Геннадия Герасима Даниила старца Димитрия (XIV) Петра (XIV) Игнатия архимандрита (†1435) Феодора, князя Острожскаго (†ок. 1483) Дионисия иеромонаха (XV) и прочих преподобных отец Киево-Печерских, ихже имена Ты Сам, Господи, веси; и преподобных отец Ефрема Новоторжскаго (†1053) Судислава, князя Псковскаго, затворника Киевскаго (†1063; в крещении Георгия) Авраамия, архимандрита Ростовскаго (†ок. 1073 † 1077) Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго (†ок. 1077) Мартина Туровскаго (†после 1146) Антония Римлянина, Новгородскаго (†1147)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Сергия Радонежского. Самое раннее изображение - фреска вост. стены домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского архиеп. Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиеп. Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с 3 фигурами рус. святых: В. Х., Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского (Там же. С. 347). На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры В. Х. (в схиме) и прп. Сергия Радонежского, оба со свитками. В XVI - XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих 2 преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», кон. XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений В. Х. на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с прп. Сергием Радонежским, напр. на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГТГ). Образ В. Х. часто появляется на иконах со святыми на полях в составе др. преподобных: поясное фронтальное изображение В. Х. в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (посл. четв. XV в., ГМЗМК). К нач. XVI в. можно отметить сближение обликов В. Х. и прп. Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, напр., изображение на упомянутом деревянном реликварии 1560 г. Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ) На протяжении XVI - XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, напр. на шитой пелене сер. XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода - образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

http://pravenc.ru/text/187063.html

Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Образы К. и Д. встречаются на миниатюрах рукописных минологиев: в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.); в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 45v, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения, оба юные, безбородые, внешне схожие; в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 120, кон. XV в.) - средовеки, с короткими волосами, с залысинами, бородки небольшие. В визант. настенных минологиях: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница (Косово и Метохия; ок. 1320) - по пояс; в нартексе Печской Патриархии, (Косово и Метохия, 1561),- в рост, средовеки, в тюрбанах, с медицинскими инструментами в руках. На визант. минейных иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, кон. XI-XII в.: на диптихе - в рост, юные; в минее на июль из комплекта 12 икон - фронтально в рост, оба средовеки, с короткими бородками и усами, внешне схожи, К. держит мученический крест, у Д.- традиц. атрибуты св. врачей - коробочка со снадобьями и копие/скальпель. В русских минеях XVI-XVIII вв. (на июль): на новгородской иконе (2-я пол. XVI в., ГТГ) - средовеки, по типу Асийских мучеников; на вологодской иконе-минее (кон. XVI в., ГТГ), на иконе-таблетке на июль (сер. XVII в., ГТГ), на иконе письма Кирилла Уланова (90-е гг. XVII в., ГТГ) и иконе-таблетке (1701, ГТГ) - юные и безбородые, с пышными волосами; на гравированных святцах худож. Г. П. Тепчегорского (1722) и худож. Любецкого (1730) - К. и Д. юные. С. П. Заиграйкина Лит.: Строгановский подлинник. 1869; Толстой И., Кондаков Н., ред. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Т. 6: Памятники Владимира, Новгорода и Пскова; Рыбаков Б. А. Ремесло Др. Руси. М., 1948; Sot ê riou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athénes, 1956. T. 1. P. 97-98. Cat. 85; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 111; Т. 2. С. 160-161. Кат. 554; С. 33. Кат. 376; С. 287-288. Кат. 747; С. 403-405. Кат. 905; С. 390, 396, 452-453. Кат. 891, 897, 970; Антонова В.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010