Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887) Вид храма Гроба Господня в 1596 г. Копия рис. Б. Амико из кн.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (СПб., 1885–1887) Храм был освящен 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия Иерусалима. Все его св. места были собраны под одну кровлю. С юга, на месте позднего визант. дворика и аркады, ведших в храм, крестоносцы возвели 2-портальный фасад, главные двери к-рого стали известны как Врата Распятия. К западу от входа в храм была воздвигнута 5-ярусная колокольня с полигональным куполом; ею закрыли окна и декоративный фриз фасада западнее портала (Ш. М. де Вогюэ датировал фасад 1140-1160, колокольню 1160-1180, однако Мухаммад аль-Идриси упоминает ее раньше, в 1154). В богатом декоре фасада и колокольни использованы зап. (романские) и вост. элементы. Др. портал соединил с запада ротонду с улицей (со стороны Патриархата), многие упоминают его как дополнительный вход; в наст. время он заложен, но, видимо, имел тот же декор, что и главный. Он мог вести только в верхний ярус (уровень улицы гораздо выше уровня двора и 1-го этажа храма). Упоминают и 3-й вход (двери Св. Марии) с севера, от к-рого надо было спуститься на 30 ступеней вниз. Движение паломников по храму от часовни к часовне было хорошо организовано. Из амбулатория между вост. и юж. часовнями широкий марш лестницы вел в ц. св. Елены - купольную, квадратную, с 2 апсидами в вост. конце и с дальнейшим спуском на том месте, где должна быть 3-я (юж.) апсида. По лестнице (вдоль ее стен сохр. огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях) спускались в цистерну, или пещеру, известную как ц. Обретения Креста, где имп. Еленой был найден Животворящий Крест и, по нек-рым источникам, Терновый венец, гвозди и молоток Распятия. Сюда как бы передвинута та юж. апсида, к-рая прорезана спуском (хотя оформление и положение ее иное, чем у апсиды на уровне ц. св. Елены). За ц. св. Елены размещался клуатр каноников Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Тип 4. Композиция из круга, совмещенного со знаком «угол» (рис. 1, 17). Группа А. Круг и вписанные в него символы (середина, вторая половина XIII–nepbaя половина XIV вв.). В это время продолжает бытовать посуда с клеймами типа 2 (рис. 1, 5–7), типа 3 (рис. 1, 13, 14), типа 4 (рис. 1, 16). В XIV веке данная группа усложняется за счет «усиления» ранее существовавших типов: тип 3 (рис. 1, 8, 9). Тип 3. Клеймо в виде двух и четырех концентрических кругов, вписанных один в другой. В центре меньшего расположена небольшая горизонтальная линия (рис. 1, 8, 9) Тип 4. Клеймо в виде концентрических кругов, соединенных между собой одной спицей и диаметральной линией, проходящей через обе окружности (рис. 1, 18). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных четырьмя перемычками, причем одна из них продлена до центра внутреннего круга (рис. 1, 19). Клеймо в виде двух концентрических кругов, соединенных диаметральной линией и двумя перемычками, одна из которых выходит за пределы внешнего круга и образует подобие прямоугольной фигуры, примыкающей к его внешней части (рис. 1, 20). Все типы клейм группы А символизируют центр, вокруг которого происходит движение. Эту группу клейм правомерно соотносить с символикой солярного культа. В тех же случаях, когда внутри круга заключена другая фигура или композиция, сам круг воспринимается как «усилитель» или «защитник» символа, размещенного посередине. Группа Б. Крестообразные символы (конец XII– первая половина XIII в.). Тип 1. Клеймо в виде зачеркнутого креста (рис. 2, 1). Тип 2. Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 14). Тип 4. Клеймо в виде колеса – круга со спицами, пересекающимися в центре (рис. 2, 25–27). Группа Б. Крестообразные символы (первая половина XIII– начало XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде косого креста с дополнительными элементами (рис. 2, 6). Тип 2. Клеймо в виде трехконечной свастики с лопастями, направленными по часовой стрелке (рис. 2, 15). Клеймо в виде свастики со спиралевидными окончаниями, направленными против часовой стрелки, вписанной в круг (рис. 2, 8). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом спаренными концами, направленными по часовой стрелке. Изображение заключено в круг (рис. 2, 7). Клеймо в виде свастики с загнутыми под прямым углом концами, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 17). Клеймо в виде многолучевой свастики с неравномерно изогнутыми лопастями, направленными против часовой стрелки (рис. 2, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

    449 Сыновья Романа Диогена и Евдокии.     450 Алексею, старавшемуся возродить империю в прежних границах, казалось заманчивым вернуть Лонгивардию под власть Византии, тем более что византийцы всегда считали номинально принадлежащими им все их бывшие владения (см. Предисл., стр. 35). В данном случае, по-видимому, речь идет о вассальной клятве, наподобие той, какую позже принесли Алексею вожди крестоносцев (см. прим. 1004).     451 Лишенная императорской власти — της βασιλεας συν αυτω εξεωθεσα Б. Лейб переводит: «изгнанная вместе с ним из государства». Это противоречит историческим фактам. Елену никто не изгонял из Византии. βασιλεα в данном случае — «императорская власть».     452 О том, что Роберт приказал утопить собственные корабли, сообщает также Малатерра (Malat., III, 26).     453 Только что родившись, собрались тут же умереть (ως τηνικατα γεννεθντας και τεθνηξομνους). Об этой пословице см. Πολτης, Δημδεις παροιμαι. . . σελ. 156.     454 Солончаки (των αλυκων). Имеются в виду солончаки на дне лагуны около Диррахия. О топографии Диррахия и о маневрах армий в сражении 18 октября 1081 г. см. Heuzey, Daumet, Mission archéologique..., р. 365 sq. Там же см. план сражения (перепечатан в кн. Mathieu, Guillaume de Pouille..., pl. X; ср. Buckler, Anna Comnena..., p. 401 sq.).     455 См. прим. 444.     456 Ср. Malat., III, 26. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что норманны (католики) считают возможным молиться в православном храме (см. прим. 136).     457 Амикет (μικτης). В западных источниках — Амико (Amicus), в «Барийской хронике» (Anon. Bar. Chron, s. а. 1068) — Амикетта (Amicetta). Амико — граф города Джовинацо (на адриатическом побережье Апулии к северу от Бари). В 1073 г. Роберт захватил Джовинацо (Guil. Ар., III, 391— 392). В 1078 г. Амико участвует в восстании против Роберта (ibid., III, 522) и возвращает под свою власть Джовинацо (ibid., III, 539). В 1080 г. Амико примиряется с Робертом (ibid., III, 646—649). В 1074—1075 гг. Амико принимает участие в походе в Далмацию, в результате которого был взят в плен хорватский король (см. «Historija naroda Iugoslavie», р. 208).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для днищ горшков постройки 4 характерен ярко выраженный, сильно профилированный и одновременно изящный переход дна в стенку сосуда. Он достигается, во-первых, как уже отмечалось, за счет стремящегося к прямому угла отгиба стенки; а во-вторых, за счет Таблица 1 Параметрические характеристики целых форм горшков из заполнения постройки 4 и из слоя над ней Тип и подтип Общая высота (Н) Диаметр устья Диаметр наибольшего расширения (D) Диаметр дна Соотношение высоты и максимального диаметра ( H / D ) Угол отгиба стенки от линии дна рисунка h6C Рис. 2, 10 h6C Рис. 2, 1 h6C Рис. 2, 4 h6C Рис. 3, 3 h6C Рис. 1, 24 h6C Рис. 1, 6 h6C Рис. 4, 2 h6C Рис. 4, 1 h6C Рис. 4, 10 небольшой разницы между толщиной стенки придонной части сосуда и толщиной его днища. Она в подавляющем большинстве случаев меньше или равна средней толщине стенки. Днища из слоя над постройкой, напротив, отличаются слабовыраженной профилировкой и плавным переходом дна в тулово, образующим в месте перехода заметное утолщение, придающее некоторым донцам массивность. Из постройки 4 было получено шесть целых форм горшков, а из слоя над ней – три формы. Для сравнительного анализа их основные параметрические характеристики приведены в таблице 1. Анализ целых форм горшков и их частей позволяет сделать выводы, распространяющиеся на всю серию горшков из постройки 4. 1 . Судя по целым формам, днищам и придонным частям горшки из постройки 4 характеризуются вытянутыми пропорциями, чем существенно отличаются от приземистых горшков из слоя над постройкой, сближаясь скорее с керамикой древнерусского времени XII–XV веков С. 37, рис. 1; 2. С. 163–164, рис. 9–10; 3, табл. 78, 7; 5. С. 108–116, рис. 1–9; 6. С. 38, рис. 3]. В основе этих различий лежат, главным образом, параметрические характеристики горшков, важнейшей из которых, применительно для данного керамического комплекса, является соотношение высоты сосуда и его максимального диаметра (H/D). Этот показатель у горшков из постройки близок к 0,8 (для миниатюрных сосудов он иной). Горшки таких пропорций известны из закрытых комплексов Подмосковья, датирующихся последней четвертью XV–haчaлoм 60-х гг. XVI в. С. 51, 58, 184, табл. 121 А, табл. 123, 5], т. е. совпадающих по времени с периодом функционирования постройки 4. У горшков из слоя над ней H/D меньше 0,6 (табл. 1, 7–8). Исключение составляет красноглиняный неорнаментированный горшок с обильной примесью в тесте речного крупнозернистого песка (рис. 4, 10). На фоне керамики из заполнения постройки и из слоя над ней он выглядит весьма чужеродно. С горшками из постройки 4 он сближается лишь своими пропорциями (H/D=0,74). Почти идентичные по пропорциям и оформлению верхних частей горшки известны в московском регионе как «белоглиняные грубые», бытующие приблизительно с последней четверти XV до 60-х гг. XVI в. С. 58, рис. 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Группа Д. Символ «усеченный угол» (конец XII– первая половина XIII вв.). Тип 1. Клеймо в виде фигуры «угол», острие которого отсечено прямой линией, а окончания расходящихся линий под углом отогнуты наружу (рис. 3, 13). Тип 2. Клеймо в виде угла, выходящего из короткой горизонтальной черты, ниже которой расположена еще одна горизонталь, отделяющая знак от вытянутой аморфной фигуры (рис. 3, 14). Клеймо в виде усеченого угла, под которым горизонтально расположена фигура, напоминающая русскую букву «Н» (рис. 3, 15). Клеймо в виде усеченого угла, ниже которого расположена Т-образная композиция (рис. 3, 16, 17). Клеймо в виде усеченного угла, под которым расположен треугольник (рис. 3, 18). Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур (первая половина XIII–mpemья четверть XIV вв.). Тип 1. Клеймо в виде двух квадратов, вписанных один в другой (рис. 4, 1). Тип 2. Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон, и одной линией, соединяющей углы (рис. 4, 2). Клеймо в виде квадрата, пересеченного прямыми линиями, выходящими из центров противоположных сторон (рис. 4, 3). Тип 3. Фрагмент клейма в виде квадрата со сложным изображением тройных линий, проходящих как по диагонали, так и из центров противоположных сторон (рис. 4, 4). Фрагмент клейма в виде квадрата, пересеченного двумя диагоналями (рис. 4, 5). Фрагмент клейма, состоящего из двух квадратов, вписанных один в другой. В центре малого квадрата знак в виде Н-образной композиции (рис. 4, 6). Фрагмент клейма, частью которого является квадрат, пересеченный прямыми линиями, выходящими из противоположных сторон (рис. 4, 8). Фрагмент прямоугольного клейма, в который вписан квадрат, пересеченный диагоналями (рис. 4, 9). Клеймо в виде квадрата, из одного угла которого выходит прямая линия, направленная во внешнее поле. Другая линия, выходящая из соседнего угла, направлена внутрь квадрата (рис. 4, 10). Тип 4. Клеймо в виде ромба с точкой в центре и с остриями, выходящими из углов наружу. Ромб вписан в круг (рис. 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Начну с голубя. На Древнем Востоке и в античном мире голубь — атрибут богини любви. Афродита Кипрская на многих монетах изображается в виде голубки; голубка служит эмблемой ее храмов (рис. 11, Целующиеся голуби — топос античного изобразительного искусства и литературы (рис. 13). Голубка — один из символов богини любви Иштар (рис. 14) и аналогичной богини или богинь, почитавшихся в Израиле (рис. 15) и Иудее (рис. 16). В изобразительном искусстве Сирии, Месопотамии и Греции нередко встречается такой мотив: голубь летает между двумя влюбленными, от одного к другому, как символ или вест­ник любви (рис. 17-22). Поэтому сравнение глаз с голубями можно перевести как «твои глаза внушают любовь, говорят о любви». Цвет и форма здесь, видимо, не имеют значения. Лани и газели на Древнем Востоке связаны с богиней – хозяйкой зверей и поэтому тоже входят в круг эротической символики вместе с голубем (рис. 33-35). В Прит 5:19 жена названа «ланью любимой и прекрасной серной». Когда героиня просит девушек поклясться дикими газелями и ланями, что они не станут будить любовь, пока сама любовь этого не захочет, то любовь здесь персонифицирована, речь идет почти что о самой богине любви. Тогда логично, что клясться нужно ее животными-спутниками, ее символами. Кроме того, в тексте есть еще игра слов, пропадающая в переводе. Цеваот «газели» омонимично эпитету Яхве (в русской передаче: Саваоф), означающему «воинства». Получается довольно смелая шутка. Тем самым подчеркивается, что речь идет о клятве кем-то божественным, но не национальным богом Яхве, а существами и символами, связанными с эротической сферой. «Лилию» в Песни песней следует понимать как водяную лилию, кувшинку. К числу видов кувшинки относится т. н. египетский лотос — белый и голубой, причем оба представлены не только в Египте, но и в Израиле (египетский лотос надо отличать от орехоносного, или индийского лотоса, который не принадлежит к кувшинкам). Отождествление евр. шошанна с египетским лотосом основано, во-первых, на этимологии. Во-вторых, оно подтверждается и контекстуально. Из Сир 50:8 видно, что шошанна означает цветок, растущий «у потоков воды». Согласно 3 Царств 7:19, 22, форму цветка шошанна имели капители колонн, а согласно 3 Царств 7:26 — бронзовый сосуд («море») в иерусалимском храме. Сосуды (рис. 8) и капители (рис. 9) на Древнем Востоке могли иметь форму лотоса. В древневосточном искусстве египетский лотос — символ жизни и возрождения (рис. 10, 25-28). Возрождающееся солнце изображается в виде младенца, сидящего на цветке лотоса (рис. 29-30). Древо жизни нередко изображается с цветками лотоса (рис. 36-37). Возможно, его символика объясняется тем, что цветки лотоса ночью прячутся под водой, а на заре появляются на поверхности. Таким образом, лотос мог ассоциироваться с солнцем, которое ежедневно возрождается, выплывая из подземного мрака. Лотос может изображаться как символический любовный подарок (рис. 26, 27).

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

Сердцевидные бляшки различных пропорций и с разным орнаментом встречаются часто на территории Восточной Европы: в Ярославском Поволжье С. 31. Рис. 17, 1; 19. С. 67. Рис. 39, 1], на памятниках салтовомаяцкой культуры С. 163. Рис. 44, 18. С. 165. Рис. 45, 7, 21] и в других местах Таб. XXX, 39; 22. С. 180. Рис. 139, 4]. В. А. Мальм, занимающаяся поясными и сбруйными украшениями, считает, что существовали единые центры по производству наременных и сбруйных украшений С. 68]. С. А. Плетнева уточняет эти центры: Сибирь, Заволжье, Крым, Северный Кавказ С. 161]. Накладка-подвеска литая (1,5 х 0,7 см), сегментовидная вверху и прямая снизу. По краю рельефный бортик, а на поверхности четко выделяется узор из кринов. В нижней части бляшки прорезь для подвешивания различных предметов (ножа, оселка и пр.). По сторонам прорези по три рельефных шарика. На обороте три шпенька с плоскими шайбочками для скрепления с ремнем (рис. 8, 3). Аналогичные или близкие по назначению и оформлению накладки из могильника Чми, Салтова датированы второй половиной VIII–IX вв. Рис. 13. Рис. 43; 20. С. 163. Рис. 44, 36–40]. Узор из кринов, подобный узору супрутской накладки, нанесен на бляшке с колечком из Поломского могильника того же времени (VIII–X вв.) Рис. 2, 16]. Бляшки с колечком (61 штук) округлые, литые по восковой модели в двусторонних формах (1,7 х 3,3 х 1,5 х 0,2 см) (рис. 8, 1). В ушко бляшки подвижно продето кольцо. По краю рельефный поясок из петелек и кружков с точкой в центре. На обороте три шпенька с шайбочками. С наружной стороны, в центре, рельефное изображение ревущего когтистого зверя, видимо, льва, с гривой на шее в виде выпуклого пояска, с длинным хвостом метелкой, пропущенным между ног, с округлым ухом, раскрытым ртом, с раздутыми ноздрями. Глаз выпуклый с вогнутым ободком. На шее зверя голова другого нападающего хищника неясных очертаний. Изображение зверя не на всех бляшках четкое, встречались бракованные экземпляры. В Салтовском могильнике найден наконечник боевого пояса, на лицевой стороне которого изображение фигурки льва, напоминающего супрутского С. 163. Рис. 44, 57]. Подобные бляшки попадали в Швецию и Финляндию, сообщает Т. Арне Taf. 95, 8; 15. Р. 163. Fig. 296]. Норманы очень любили пояса с наборными бляшками и пользовались разнообразными. Например, в норманской сопке на Волхове найдены камские поясные украшения IX в. С. 108].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Рис. 30. Фрагмент подвздошной кости. Обнаруженные фрагменты тел позвонков имеют полуцилиндрическую форму и размеры до 26х21х18 мм. Поверхность их неровная, с растрескиванием и выкрашиванием вещества кости (рис. 31). Рис. 31. Фрагменты тел позвонков. Среди недогоревших останков были обнаружены два фрагмента головок бедренных или плечевых костей полушаровидной формы и размерами 38х34х29 мм. Суставные поверхности костей не имеют хрящей, неровные, шероховатые, тусклые, покрыты густой сетью трещин различной глубины (Рис. 32). Рис. 32. Фрагменты головок бедренных или плечевых костей. Из недогоревших останков извлечены достаточно крупные фрагменты костей заплюсны. Их размеры достигали 37х32х44 мм. Как и все остальные фрагменты, они имели белый цвет, были лёгкими, с неровными шероховатыми поверхностями, с большими дефектами выкрошившегося вещества и покрыты сетью трещин различной глубины. Представляется вероятной возможность точного определения анатомической принадлежности этих фрагментов (Рис. 33). Рис. 33. Фрагменты костей заплюсны. В останках обнаружены также фрагменты рёбер. Они имеют вид тонких и хрупких пластинок белого цвета, длиной до 91 мм и толщиной до 1,0 мм, и являются внутренними пластинками компактного вещества (Рис. 34). Целые зубы в кострище не обнаружены. Относительно хорошо сохранились части корней зубов, длина некоторых достигает 32 мм. На поверхности фрагментов множественные трещины: от мелких поверхностных извитых, длиной до 1 мм и глубиной менее 0,3 мм до сквозных прямолинейных и извитых длиной до 8 мм, шириной до 0,3 мм. Все фрагменты лёгкие, тонкие, хрупкие, с обширными дефектами ткани и большим количеством трещин (Рис. 36). Рис. 37. Толщина стенок пульпарных полостей и устья зубных каналов. Сохранившиеся части коронок зубов имеют размеры до 12х15 мм при высоте до 5 мм. Поверхности фрагментов коронок неровные, пористые, частично выкрошившиеся, с глубокими, в том числе на всю толщину фрагмента, трещинами (Рис. 38). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Выполнена проверка прочности подвергшихся воздействию высокой температуры фрагментов зубов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/17/...

Бусы. Одна из самых многочисленных категорий украшений, установить их точное количество не удалось. Сделаны из различного материала: сердолика, хрусталя, ластового стекла, янтаря, раковины каури, встречаются с позолочением. По форме они также разнообразны: многогранные, призматические, шарообразные, одночленные, многочленные, рубленый бисер (рис. 2, 2). Пуговицы. Бронзовые, литые, с большим, по сравнению с самой пуговицей, ушком (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 3) С. 107]. Детали поясного набора. В эту категорию входят поясные пряжки и фигурные бляшки. Находки данных предметов довольно многочисленны, известен поясной набор из 96 бляшек, найденный в составе клада в 1967 году 1) Бронзовые пряжки представлены двумя экземплярами: литая овальнорамчатая со щитком в виде прямоугольной рамки, меньшей по ширине, чем рабочая часть (тип III по С. А. Плетневой) и овальнорамчатая с пятиугольным гладким щитком (тип IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 4) С. 77]. 2) Фигурные бляшки из бронзы, одна с прорезью (рис. 2, 5) С. 77–78]. Бубенчик. Бронзовый с рельефными продольными насечками (типы I, IV по С. А. Плетневой) (рис. 2, 6) С. 107]. Перстень. Литой со вставкой (тип I по С. А. Плетневой) (рис. 2, 7) С. 107]. Браслет. Бронзовый из проволоки с круглым сечением с насечками на концах (тип II по С. А. Плетневой) (рис. 2, 8) С. 115]. 3 группа. Украшения, характерные для автохтонного населения Верхнего Поочья. В эту группу входят: Детали от женского головного убора. Бронзовые скобкообразные пластины с пунсонным орнаментом (рис. 3, 1). Шумящая бронзовая застежка. Найдена в единственном экземпляре (рис. 3, 2) Трапециевидные привески. Бронзовые с пунсонным орнаментом. Всего известно более десятка (рис. 3, 3) Цепочка с колокольчатой привеской 4 группа. Украшения, имеющие широкое распространение и не поддающиеся культурной интерпретации. Железные и бронзовые спиралеконечные подковообразые фибулы, железная тордированная гривна (по С. А. Изюмовой) С. 10] (рис. 4), серебряный перстень с орнаментом «волчий зуб»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Широкоротая бронзовая лунница, украшенная ложной зернью и шариками на концах (капище 3, рис. 47, 1), принадлежит к типу лунниц, распространенных в X–XI вв. (Корзухина Г. Ф., 1954, с. 65; Журжалина Н. П., 1961, с. 126; Седова М. В., 1981, с. 24). Небольшие круторогие лунницы, одна гладкая (капище 3), вторая с растительным орнаментом (сооружение 11, рис. 54, 5), датируются XII–XIII вв. (Гольмстен В. В., 1914, с. 95–98; Седова М. В., 1981, с. 24). Круглые ажурные подвески с вписанным в середину крестом, имеющим поперечные выступы на концах, так называемым «патриаршим» крестом (капище 3, рис. 47, 8), часто встречаются при раскопках городов, поселений и курганов, в том числе найдены в Галиче, Плиснеске, Звенигороде Львовском и везде относятся к XII–XIII вв. Менее известны круглые небольшие привески с четырьмя прорезями, расположенными крест-накрест (сооружение 14, рис. 57, 9), они датируются не ранее XIII в. и найдены в Галиче, Плиснеске, Зеленче (Власова Г. М., 1962, с. 257). Бронзовая пятилучевая привеска с дужкой и полыми шариками на концах (капище 3, рис. 57, 3) принадлежит к изделиям, отлитым в имитационных формах и распространенным в XIII в. Вторая привеска такой же формы, но с рельефным орнаментом в виде розетки с одной стороны и концентрическими кругами с другой (длинный дом 8, рис. 37, 5), аналогична найденной на Княжьей Горе (Корзухина Г. Ф., 1950, с. 221, 1, 1). Своеобразна массивная, литая из бронзы круглая бляха с прорезями в середине, образующими крин с боковыми выступами около него (сооружение 11, рис. 54, 1). Аналогии ей найти не удалось. Овальная привеска – медальон из горного хрусталя, окантованного плетенкой из тонкой серебряной проволоки (рис. 47, 2), и вставка от такого же медальона (капище 3) принадлежат к местным галицко-волынским изделиям. Точные аналоги происходят из слоев второй половины XII – первой половины XIII в. Изяславля, Городища Хмельницкой области, Звенигорода Львовского (Nickoba Г. О., 1987, рис.1, 3, 4; Якубовський B. I., 1975, рис. 5, 3; Свешников I. K., 1987).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010