СЕРДЦЕ Сердце наше ежедневно умирает духовной смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотой духовной, то легко скоро умереть духовно (1). Христианам особенно потребно иметь чистое сердце, потому что сердечными очами нужно зреть Бога как Он есть – с Его любовью к нам и со всеми Его совершенствами, красоту Ангелов, всю славу Владычицы, красоту Ее души и величие Ее как Матери Бога, красоту душ святых Божиих и их любовь к нам; нужно зреть, как они есть сами в себе, нужно зреть истины христианской веры со всеми ее Таинствами и чувствовать их величие; нужно зреть состояние душ своих, особенно грехи свои. Сердце же нечистое, то есть занятое пристрастием к земному, питающее в себе похоти плотские, похоти очес и гордости житейской, не может видеть этого ничего, что мы указали (6). Эти руки, любящие брать дары, сложатся на груди и ничего не будут брать; эти ноги, любящие ходить на зло и не любящие стоять на молитве, будут распростерты навеки, не пойдут уже более никуда; эти глаза, любившие с завистью смотреть на благополучие ближнего, закроются, померкнет навсегда огонь их, и ничто не прельстит их; слух, часто с удовольствием отверзавшийся для слышания злословия и клеветы, помертвеет, и никакие громы не будут слышны для него: одну трубу, воскрешающую мертвых, услышит он, и тогда восстанет нетленное тело наше или в воскресение жизни, или в воскресение осуждения ( Ин. 5:29 ). Что же в нас будет жить и по смерти и что должно составлять предмет всех забот наших при жизни? То, что мы называем теперь сердцем, то есть внутренний человек наш, душа наша; она должна быть предметом наших попечений. Сердце ваше очищайте всю жизнь вашу, чтобы оно, или душа ваша, было способно потом зреть Бога; о теле же и его потребностях заботьтесь столько, сколько нужно для поддержания его здоровья, сил, приличия. Все умрет, все земля унесет с собой. Старайтесь усовершить то, что в вас любит и что ненавидит, что покойно и что беспокойно, что радуется или печалится, то есть сердце свое, или человека внутреннего (что мыслит, рассуждает через ваш ум) (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР - ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ШПИЛЛЕР - ПРОПОВЕДИ ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 2-УЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ. Протоиерей Всеволод Шпиллер, 22 марта 1981 г. Когда мы с вами вступали в Великий пост, братья и сестры во Христе, то перед нашим мысленным, духовным взором стояли слова евангельские, слова, сказанные Спасителем: “Если не отпустите грехи человекам, Отец ваш Небесный не отпустит вам ваши грехи”. Эти слова прежде всего о неосуждении, о том, что осуждение друг друга нам препятствует войти в Царство Небесное, быть со Христом, быть с Богом. И именно неосуждение вводит нас в Царство Небесное, соединяет нас со Христом. И в этом духе неосуждения мы просим друг у друга прощения в Прощеное воскресенье перед Великим постом. Мы вошли в Великий пост и начали следовать путем, который лучше всего характеризуется молитвою Ефрема Сирина, которую мы так много, много раз повторяли на первой седмице Великого поста — не только ежедневно, но ежечасно. В этой молитве мы просили помощи Божией для того, чтобы не было в нас того плохого, чего так много в нас. Мы просили, умоляли Бога дать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь, и умение зреть, видеть свои грехи и не осуждать братьев своих. Повторяли, ежечасно повторяли эту молитву по многу раз, а не только ежедневно. Первые дни первой седмицы Великого поста одни из нас слушали, а другие читали Покаянный канон Андрея Критского, который учил нас зреть свои грехи, видеть свои грехи и не осуждать. О неосуждении я хочу здесь сказать буквально два слова — о силе неосуждения. Около нашего великого русского святого Серафима Саровского жил простой монах Павел. Никакими подвигами он не подвизался: ни покаянным подвигом, ни молитвенным подвигом, ни постом — ничто его не отличало от простых людей. Но когда умер Павел, Серафим Саровский, которому были открыты небесные тайны, сказал: “Вот, брат Павел ничем не отличался от простых людей, никакими подвигами, а ведь вошел в Царство Небесное! Только за одно то, что никогда нигде никого не осудил”. Вот в этом духе неосуждения зовет Церковь жить и подвизаться всякими подвигами: и покаянным подвигом в посту, и всеми другими.

http://zavet.ru/shpiller2ned.htm

     14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще… Часто человек видит в здоровье непреложную и неизменную ценность или даже, можно сказать, самоценность – самодостаточную величину, кроме которой часто ничего более не нужно. «Просим у Бога здоровья и благополучия, а более ничего не нужно. Этого достаточно», – так мыслит плотяной человек. И действительно наши храмы наводнены просящими здоровья себе и своим близким. Мало того, на этом могучем желании людей иметь здоровье паразитируют множество экстрасенсов да колдунов. Можно видеть, как много их приходит именно к мощам святых лекарей-целителей (в частности, к мощам преподобного Агапита Печерского, которые почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры). Они приходят для того, чтобы «подзарядиться» от мощей, как от «батарейки», некоей целительной силой, чтобы дальше могли творить свое пагубное для человека колдовское дело. Это, конечно, очень узкий и антихристианский подход. Но не будем голословными. Вчитаемся в жития и высказывания различных святых… Святой первоверховный апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21, 23, 24). Житие святого апостола Андрея Первозванного в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его (святого апостола Андрея. – Прим. авт.) от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом: – Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

http://pravoslavie.ru/113686.html

Огласительное поучение девятое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2 ).] 1 . Невозможно видеть Бога телесными очами, ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и это засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение, однако что говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господней, а не Самого Господа; подобие славы, а не саму славу, какова она сама в себе есть. И узрев только подобие славы, а не саму славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило пророков в страх и трепет, то, конечно бы, и жизни лишился тот, кто осмелился бы зреть Самого Бога, так как сказано: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Потому-то Бог, чтобы не погубить нас, по неизреченному Своему человеколюбию, для покровения Божества Своего, распростер небо. Это не мои слова, но пророк сказал: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего ( Ис.64:1 ). И почему удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лицо, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, пророк не смел отвечать? Итак, если явившийся Гавриил приводил пророков в трепет, то не погибли ли бы все, если бы узрели Самого Бога в существе Его? 2 . Итак, невозможно видеть существа Божия телесными очами, но возможно от дел Божественных восходить к созерцанию Всемогущества, как говорит Соломон: ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их ( Прем.13:5 ). Не сказал он, что из созданий можно созерцать Творца, но присоединил, что сравнительно, ибо Бог тем более представляется каждому, чем более человек занимается созерцанием тварей; и, чем более посредством рассматривания возвышает сердце свое, тем более созерцает он Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 11. Похвала преподобному отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, монастырь которого в богоспасаемом городе Киеве Когда воздается похвала праведнику, то веселится народ. Радости и веселия наполнен день, когда муж праведный и преподобный оканчивает свой жизненный путь, когда успокоение трудам своим видит, когда, печаль оставив, к радости стремится, когда, землю оставив и земное все, на небеса идет, когда людей оставляет, и с ангелами водворяется, и бога зреть сподобляется. В сей день преставился в жизнь вечную учитель наш, наставник и пастырь, великий среди отцов отец Феодосии, первый светильник, защитник и чудотворец земли Русской. Где еще есть сей радости большая, чем то, что сподобились мы видеть отшествие к господу отца и учителя нашего, принявшего венец нетления и близ престола владыки предстоящего всегда и дерзновение имеющего молить о нас владыку? Ведь радуется не только сын, но и рабы, видя господина своего в милости у земного царя за многие рати и победы над врагами царя. Мы же, сыновья и рабы господина своего, ликуем и радостно празднуем, восхваляя его подвиг и победу над духами нечистыми, и то, что он великую честь получил у господа-вседержителя и для многих исходатайствовал жизнь вечную. И кто сможет достойно восхвалить или прославить земного ангела и небесною человека? Люди, пребывающие во тьме и в глубокой тени, увидели свет веры через апостола нашего, посланного богом,— князя Владимира: сам бога познав святым крещением, он и нам его открыл, покров неведения с душ наших сорвав; светлостью в троице славимого божества просвещены мы были. Другой же путь Христос своим ученикам указал, сказавши: «Всякий, кто оставит отца и мать, земли и жилища свои ради имени моего, получит во сто крат, а в будущей жизни наследует царство небесное».

http://sedmitza.ru/lib/text/438053/

Глава XXV Отношение Духа Святого к безгрешному естеству человека. Дух Святой и первые люди в невинном их состоянии. Богоозарение. Разъяснение и выводы. Падение первых людей и Дух Святой. Св. Писание, говоря о состоянии первых людей в раю до их падения, дает нам несомненные свидетельства о том, что духовное просветление первых людей было настолько совершенно и духовные силы их были настолько действенны и проникновенно-опознательны по отношению к Богу, что человек мог в известной степени зреть Бога, иметь непосредственные беседы с Богом, мог пророчествовать и провидеть природу вещей или ясно видеть, что все могло иметь свое место единственно при высоком озарении духа человеческого Духом Божиим. «Художеством разума исполни я, – говорит сын Сирахов о первых людях до их падения, – и добрыя и злая показа им. Положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел своих, да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его. Приложил им художество и закон живота даде в наследие им. Завет вечный постави с ними, и судьбы своя показа им. Величества славы видеша очеса их, и славу гласа их слыша ухо их» (Иис. с. Сир.17:6–12 ). Такая высота созерцательного ведения первых людей была возможна для них единственно при озарении духа их Духом Божиим. Ибо, несмотря на художества разума первых людей и на око Божественное, положенное на сердцах их, под каковым оком в Божественном Писании разумеется совесть человеческая ( Мф.6:23 ), судящая «добрая и злая», постижение первыми людьми величества дел Божиих, проникновенное ведение судеб Божественных, прозрение в величество славы этих судеб и слышание духовным слухом гласа их славы – все это, взятое в целом, как могшее быть восприемлемым первыми людьми, свидетельствовало о высоте созерцательного ведения первых людей, и так как ведение это касалось не того только, что в бытии видимого мира и в явлениях имело свое обнаружение, но и того, что принадлежит откровению святыни и славы Божией, т.е. что принадлежит непосредственно Богу и есть Божие, то подобное ведение могло быть только при озарении духа человеческого Духом Божиим: «...Божия, – говорит Апостол, – никто же весть, точию Дух Божий. Дух бо вся испытует, и глубины Божия» ( 1Кор.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

О путях спасения 8. Письмо епископу Воронежскому Епифанию Ваше высокопреподобие! Всечестный отец! Услышав, что вы соболезнуете о моем окаянстве и изменении в образе моей жизни, в прославление имени Бога и Господа нашего Иисуса Христа, прошу вас, яко подражателя Иисусу Христу, творящего волю Его и пекущегося о душеспасении, аки пастыря и отца, пособствующего тому всеми средствами: простите меня! Я слаб, бессилен и немощен; жизнь моя лишь одно мгновение! Я вынужден совестию сказать: все прошло, но грехи – со мною!.. Человеку предлежат два пути: или вечно спастись, или вечно погибнуть! Воздаяние будет «комуждо по делом его» ( Пс 61, 13 ); и час смертный от каждого сокрыт, чтоб быть ему всегда готовым. Из сего каждый произволяюший, усматривая столько опасностей для своей жизни и страшась вечной погибели, избирает себе путь спасения; советуясь с опытными и опасно проходящими сию временную жизнь, от многих свидетельствуемыми, – истинно богодухновенными мужами, решается уже, содействуемый волею Божией и Промыслом Божиим, принять на себя посильный подвиг и предается весь невозвратно во имя Бога и Господа нашего Иисуса Христа – в вере, надежде и любви. При сем углубляет в своей памяти и относящееся к сему апостольское слово: «яко да не похвалится всяка плоть пред Богом!» (см. Рим 3,20 ) – и другое, предъявленное чрез пророка и царя Давида: «Господь просвещение мое и Спаситель мой» ( Пс 26, 1 ). Потом, сознав себя паче всех великим грешником и достойным всякого мучения, изгнания и лишения и, яко омерзелый и недостойнейший не только зреть вселенную и услаждаться сим зрелищем, но и быть в обществе братий, уединяется и оплакивает до самого гроба грехи свои, всегда имея их в памяти, и так пребывает в неизменяемой надежде на любовь и милость Божию. А разуметь, что такое в мире наша жизнь, и быть беспечным – это заблуждение! Надеяться на пролитую за нас Кровь пострадавшего Господа и не избегать случаев к соблазнам и грехам – это страшное небрежение... Желать быть святым и благочестно жить есть долг каждого человека: ибо грешные не блаженствуют! Если они во времени не раскаются и достойно не оплачут грехов своих, то вечно будут мучимы. Надлежит паче повиноватися Господу, нежели человекам (см. « Деян 5, 29 ). Иже бо вознесется, смирится: гордым Бог противится» (см. Иак 4, 6 ). А от грехов и случаев ко грехам удаляться, чтобы не слышать поносных слов и не видеть прелестей, есть каждого произволение, как пишет вселенной учитель: «Идеже есть произволение, тамо возбраняющее ничтоже есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Священное Писание и учители часто имеют обыкновение уподоблять Творца сотворенным вещам и приписывать Богу имена сотворенных вещей, называя Его то огнем, то солнцем, то морем, то золотом. Это не потому, что Бог действительно таким бы и был, но исключительно с той целью, чтобы разумный человек, ступая как бы по ступеням при рассмотрении сотворенных вещей и размышляя о различных совершенствах многих сотворенных вещей, домыслил бы и до того, как бесконечны совершенства в Боге Создателе. Потому-то и Давид говорит: «Находил поучение во всех делах Твоих, творениями рук Твоих назидался» ( Пс. 142:5 ). «Из творения Твоего, Боже, – говорит он, – я научился познавать Тебя, Бога». Если прекрасно небо и видимые на небе солнце, луна и звезды, то, о, как прекраснее Тот, Кто сотворил все эти прекрасные вещи! Если хороша земля и на ней радующие нас виды, горы, холмы, леса, дубравы, сады, виноградники, нивы, цветы, а кроме этого, и дорогие вещи, серебро, золото, драгоценные камни и, наконец, прекрасные люди с лицами, подобными ангельским, то насколько лучше, дороже и необходимее Тот, Который все это создал Своей силой и премудростью! Поучаясь таким образом познавать Творца из творения, мы в настоящий час берем для уподобления золото. Золото рождается в глубоких, сокрытых недрах земных, и не скоро его находят, а Божество Святой Троицы кому открыто? Кто может изыскать и познать Его? Хорошо говорит пророк Исаия: «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев» ( Ис. 45:15 ). Золото полированное блестит прекрасным блеском, а иногда испускает из себя как бы солнечные блестки. Подобно этому и Божество Пресвятой Троицы, о, как исполнено Оно пресветлыми лучами неизреченного сияния! – того сияния, которого и малую частицу, показанную на Фаворе, не могли видеть очи святых, и даже взор остроглазого евангельского орла, святого Иоанна Богослова, должен был притупиться, не будучи в состоянии зреть незримое. Как золото обогащает людей, так и Божество Святой Троицы наполняет весь свет богатством Своих даров. Поэтому святой Иоанн Дамаскин в антифонах и воспевает: «Богатит бо всяку тварь, Тому послужим». Как золото любят все, так и Бога, о, как любят Его те, которые имеют правое мнение о Нем: «Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем!» ( Пс. 72:1 ). Как из одного золота делаются разные монеты, так и в Едином Божестве различаются Три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Как золотая монета кругла, так и Божество имеет Свою округлость, ибо как в круге, так и в Нем нет ни начала, ни конца: Он есть Бог безначальный, Он же и бесконечный (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 12. Каким образом нам дано знать Бога Поскольку выше нами было рассмотрено, каким образом Бог есть в отношении к Самому себе, остается рассмотреть вопрос, каким образом Он есть в отношении к нашему познанию, т. е. каким образом Он познается сотворенными Им существами. Относительно этого будет исследовано тринадцать [положений]: 1) дано ли какому-либо из сотворенных умов созерцать сущность Бога; 2) видима ли сущность Бога через [рассматривание] умом каких-либо сотворенных образов; 3) можно ли зреть сущность Бога телесными очами; 4) достаточно ли какой-либо из сотворенных умных субстанций своих естественных силдля того, чтобы созерцать сущность Бога; 5) необходим ли сотворенному уму некий сотворенный свет для того, чтобы созерцать сущность Бога; 6) есть ли среди созерцавших Бога такие, которые созерцали Его совершеннее других; 7) дано ли какому-либо из сотворенных умов постигнуть сущность Бога; 8) может ли сотворенный ум, созерцающий сущность Бога, постигать все, что там есть; 9) знает ли он то, что знает, посредством некоторого уподобления; 10) дано ли сотворенному уму сразу познать всето, что он созерцает в Боге; 11) может ли кто-либо, находясь в состоянии этой жизни, созерцать сущность Бога; 12) можем ли мы познать Бога в свете естественного разума [еще] в этой жизни; 13) можно ли [еще] в этой жизни каким-либо образом познать Бога в свете естественного разума при посредстве благодати. Раздел 1. В самом ли деле есть сотворенные умы, которые могут созерцать сущность Бога? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ни один из сотворенных умов не может созерцать сущность Бога. Так, Златоуст, комментируя слова евангелиста Иоанна «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ), говорит: «Не только пророки, но даже ангелы и архангелы не видели Бога. Ибо как может тварь видеть Несотворенного?» 175 . И Дионисий, рассуждая о Боге, замечает, что Бог не воспринимаем ни чувством, ни воображением, ни мнением, ни суждением, ни познанием 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

ВИДЕНИЕ (См. также ОТВЕРЗЕНИЕ ЧУВСТВОЩУЩЕНИЕДУХОВНОЕ,СОЗЕРЦАНИЕ). «Видение Христа». I, 104–107. Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. I, 105. Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие. I, 108. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие. I, 109. Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий... видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира. I, 550. Видение судеб Божиих – видение духовное. Возводится Божественною благодатию, в свое время, к этому видению ум христианина, подвизающегося правильно. II, 78. Должно видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума, и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих и ангельских. II, 81–82. Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога. II, 152. Совершенство существа Божия служит причиною неприступности его не только к видению тварями, но и к постижению: оно – мрак под ногами Его. II, 324. В обыкновенном состоянии падения, в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слепотою. III, 6. Чтоб бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без видения духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлечение ими и рабское повиновение им. III, 7. До падения человека, тело его было бессмертно, чуждо недугов дебелости и тяжести Облеченный в такое тело человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. III, 7–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010