История Владычного монастыря в Серпухове 28 июля 2005 г. 10:00 Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: - Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: - В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим. Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40. Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: «Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему». Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: «В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Он увидел ангелов, держащих обитель на своих плечах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ее помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение. Но оно не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: “Велика в тебе сила, Макарий, потому что я несилен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь.” Авва Макарий спросил: “Что же это такое?” Диавол ответил: “Смирение. И поэтому я несилен против тебя.” (Древний патерик. 1914. С. 48. 5). 1037. Явившемуся Ангелу преподобный Макарий сказал, что ему нечем превозноситься, ибо душа его, подобно блуднице, питается смрадом нечистых помышлений См. также: Превозношение ; Самоукорение . Однажды, когда святой Макарий сидел в своей келии, предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: “Макарий! Не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш Благой Владыко не отступит от тебя и не перестанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начала и власти противные, но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтобы ты не пал падением дивным.” Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: “Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 311. 8). 1038. Диавол явился старцу в образе Архангела Гавриила, но смирение старца изгнало его См. также: Видение ; Демонские козни . Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: “Я, Архангел Гавриил, послан к тебе.” Старец на это отвечал: “Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы.” Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: “Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: “Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 515. 134). 1039. Авва Сисой считал, что если бы он имел хотя бы одну мысль аввы Антония Великого , то был бы подобен огню

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Вопросы ученика (Павла Тамбовцева) и ответы старца. Представляемые при сем вопросы ученика и ответы старца суть келейные записки одного из учеников о.Леонида, Павла Петровича Тамбовцева. Он был уроженец Курской губернии, города Белгорода, сын богатого купца. Воспитание получил весьма недостаточное по своим природным способностям, но образовал сам себя прилежным чтением Свящ. Писания, отеческих книг, а более всего советами и старческими увещаниями о.Леонида, занимаясь при нем перепискою книг св. отцов, и временно, по диктовке старца, пиша ответы к многочисленным его духовным детям. На все свои недоумения испрашивал он разрешения у старца, и о.Леонид отвечал на них с ясностию и опытностию, отличавшими его пред всеми; а сия опытность была плод бесчисленных скорбей им претерпенных, наблюдательности, чрезвычайной памяти, сохранявшей все читанное и слышанное. Приходящих к нему не изгонял он, по словеси Христову; а ученикам своим объяснял сокровенные тайны Премудрости Божией. Павел Тамбовцев был один из пламенных и ревностных воспитанников его, ловивший капли благодати от уст старца, сохранявший их в горячем своем сердце и передававший их своим языком несколько восторженно; но иначе объясняться он не мог, по восторженному настроению, своего ума. Кратка была жизнь этого юноши, которую окончил он на 26 году (4 августа 1835 г.), если не в победе над всем страстями, по крайней мере в борьбе с ними, низложенный на смертный одр величайшим для него бедствием. Отец его, которого он уважал чрезмерно, сделался самоубийцею. Для верующих христиан что могло быть страшнее мысли, что погибла навсегда душа, ближайшая к нему? Это помышление, повсюду преследуя юного страдальца, было выше его сил. Сначала он впал в меланхолию от борения духа, потом огнь душевный воспламенил внутренность, и горячка прервала дни его. Кроме предлагаемого сна (см. ниже), который был предвестием его страданий, замечательно еще его видение. В скиту Оптиной пустыни, по чиноположению, денно и нощно отправляется чтение Псалтири в поминовение усопших и о здравии благотворителей. Павел читал в церкви полунощную чреду, и когда начал поминать усопших и творить обычные поклоны, - видит собственное свое подобие в конце правого клироса. Он долго смотрел на это явление; наконец решился подойти к клиросу, и лишь только дошел до него, видение исчезло, а его объял страх. Павел вышел из церкви, запер ее, пошел к старцу, и разбудив его, передал ему виденное. О.Леонид успокоил его и послал дочитывать свой час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/136/...

Восьмой день. Поучение 3-е. День обретения Казанской иконы Божией Матери. (О чистоте души). I. В истории нынешняго празднества вы, вероятно, обратили свое внимание, благочестивые слушатели, на то, что никому иному, а только невинной и чистой по душе отроковице, было видение и вместе дано повеление обрести икону Божией Матери Казанской, и ни кто другой, а только эта благочестивая отроковица сподобилась собственноручно откопать в земле, на указанном в видении месте, чудотворную икону Божией Матери. Это приводит нас к тому заключению, что только чистые душой близки к Божественной святыне. Да будет же посему в настоящий день беседа наша с вами «о чистоте души!» II. «Измыйтеся и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших» (Исаия 1, 16). Так говорит Господь чрез пророка Своего Исаию. Ясно, братия, чего здесь требует Господь. Он повелевает каждому измывать скверны сердца своего, и приобретать чистоту души. «Измыйтеся, отъимите лукавства от душ ваших, и чисти будите». А разве есть какая нечистота в нашей душе? Разве скверны греховные имеют место в нашем сердце? Точно так. Всякий грех получает начало свое в нашей душе; всякое беззаконие исходит из нашего сердца. «Всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни» ( Быт. 6, 5 ). «Извнутрь от сердца человеческого помышления злая исходят» ( Марк. 7, 21 ). Посему-то апостол Павел увещевает нас «очищать себя от всякие скверны» не только «плоти, но и духа» ( 2Кор. 7, 8 ). И в церковной молитве мы взываем к Богу: «очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец» (послед. ко причащ.). а) Какая же это нечистота души? Что за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивные мысли. «Мерзость Господеви помысл неправедный» ( Притч. 15, 26 ), говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мирские помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: «Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных» (Акаф. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Причастие См. также: Блудная брань . 65; Вера . 127; Грех смертный . 202; Кончина праведника . 348–349; Милосердие Божие . 439; Молитва . 502; Неверие . 613; Пресвитер . 898; Церковь . 1199; Чародейство . 1212. 905. Пресвитер Аммон видел Ангела, отмечавшего братию, приступавшую к Святым Тайнам; имена тех, кто не пришел в храм, были изглажены, и через три дня они умерли См. также: Ангел . Однажды, во время службы Божией, пресвитер Аммон видел Ангела, который, стоя по правую сторону жертвенника, отмечал братий, приступавших к Евхаристии, и записывал их имена в книгу и изглаждал имена тех, которые не пришли в церковь и через три дня умерли. (Лавсаик. С. 203). 906. Авва Макарий видел, что тем, кто недостойно приступил к Причастию, бесы клали на руку уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю См. также: Видение . Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Тайн, эфиопы, как бы опередив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Тайн. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, что во время бдений при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братий по внушению злых духов предавался помышлениям, и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братии, приступавших к алтарю. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 105). 907. Святые Тайны, оставленные православным в доме еретика, произрастили стебель и колос См. также: Еретик . Прибыв в Селевкию близ Антиохии мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре – блаженном Дионисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Содержание    Когда Стефан стал управлять монастырем и блаженным стадом, собранным Феодосием, как светила сияли на Руси эти иноки. Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водой, иные одну вареную зелень, или одну сырую. И жили все в постоянной любви. Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностию и с великим послушанием. Также и старшие имели любовь к меныпим, научали и утешали, как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию разделяли трое, или четверо. Такова-то была любовь между братией, и такое великое воздержание! Если который-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно печалилась о том; посылали за ушедшим, и, призвавши его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него, и принимали в монастырь с радостию. Такие-то были любящие, воздержные, постники! Вспомяну из них о некоторых чудных мужах.    Вот первый, — иеромонах Дамиан, был такой постник, такой воздержный, что кроме хлеба с водой ничего не ел до самой смерти. Если кто приносил больного ребенка, или и взрослый, одержимый каким-нибудь недугом, приходил в монастырь к блаженному Феодосию, он приказывал этому Дамиану помолиться над больным. И тотчас, как он помолится и помажет миром, приходящие к нему получали исцеление.    Когда он занемог болезнию, от которой ему должно было умереть, пришел к нему ангел в образе Феодосия и обещал ему Царство Небесное за труды его. Потом пришел и Феодосий с братией и сел около него. Дамиан, уже изнемогая, посмотрел на игумена и сказал: «не забывай, игумен, что ты мне обещал нынче ночью». И уразумел великий Феодосий, что он видел видение, и сказал ему: «брат Дамиан! что я тебе обещал, то и будет». Тогда он смежил очи и предал дух свой в руки Божии. Игумен и братия похоронили тело его.    Был также и другой брат, именем Иеремия, который помнил крещение Русской земли. Ему дан был от Бога дар предсказывать будущее. Когда он видел в ком-нибудь дурное помышление, то втайне обличал его и научал беречься диавола. Если брат задумывал уйти из монастыря, Иеремия, видя это, приходил к нему, обличал мысль его и утешал брата. И если кому-нибудь, бывало, что скажет он, — дурно ли, хорошо ли, — всегда сбудется слово старца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3694...

Вирус безответственности, распространяющийся среди людей, породил один из кошмаров современности — халтуру. Сегодня огромное количество людей даже за большие деньги не способны преодолеть привычку вялого и халтурного отношения к делу, работают «спустя рукава», как бы отсутствуют на рабочем месте… Ответственность и власть Говоря об ответственности, хочу коснуться такого важного, такого волнующего умы и христиан, и мирских людей, как вопроса о власти. Большинство людей не имеют правильного представления о власти и о людях, облеченных властью. Попробуем разобраться. Всем известно, что мир держится на сильных личностях, на людях авторитетных и влиятельных, умеющих повести за собой, умеющих изменять этот мир. Следовательно, любая страна, желающая возрождения, нуждается в сильных личностях, которые поведут свой народ достойным путем. В экономике, в мире бизнеса, в мире науки, в мире культуры тоже нужны разумные, смелые, благородные люди, которые смогли бы следовать каждый в своей сфере Божьим законам и выступать против беззакония. «А нужны ли сильные люди в христианстве?» — спросите вы. — Да. И в христианстве необходимы умные и сильные люди, которые поведут народ по пути воплощения воли Божией. Известно, что обычно люди следуют за более сильной, чем они сами, личностью. Давайте представим на минутку, что слабый, неинициативный человек пытается вести за собой слабых… Согласитесь, что это будет выглядеть немасштабно, невлиятельно, неубедительно. Куда он их доведет и доведет ли вообще куда-нибудь? Как показывает опыт, вначале люди признают руководителя как сильную личность, а затем принимают его видение. Характер, сила, харизма человека являются основным фактором для лидерства. Когда настоящий лидер говорит, его слушают. Его слово авторитетно, его речь пленяет мысли, его слово разбивает ограничения, формирует мировоззрение людей. Настоящий лидер — это тот, кто способен оказывать влияние на других. Не споры, не дискуссии, не аргументы, но влияние, личный магнетизм, способны пленять сердца людей. Если вы способны пленять помышления слушающих вас, значит, вы лидер. Если от речи человека людям не холодно и не жарко, — он не лидер.

http://pravmir.ru/otvetstvennost-i-vlast...

Н.К. Гаврюшин Макарий (Петрович). О человеке (из «Догматической Богословии») § 38. Человек есть существо из души разумной и тела, расположенного на органы чувственные, состоящее, которому на сей земле, как в собственном доме жить определено. О человеке должно сказать: 1) Мы знаем, что в свете кроме тела и духа ничего больше нет (§ 37). Естьли что из вещества состоит, то разума причастно быть не может; невместително бо есть помышление телу: а напротив, духовное естество совсем частиц, составляющих количество, свободно. В человеке оба сии существа так согласно и дружелюбно соединена, что довольно удивиться не можно. Сея ради причины древность микрокосмом или малым миром называла человека. 2) Так человек есть сложное существо. Он имеет душу (Деян, гл. 20, ст. 10). Душа же есть (Еккл. гл. 12, ст. 7). Следовательно душе все свойства должно приписать, которые ангелам приличны (§ 37). Она невещественна и бессмертна, она разумом и волею, и самовластием одарена; ей приличествуют разные способности, знания и науки, как опыт гласит: однако все сии качества известной имеют предел, и никак в бесконечность не могут далее поступая пресовершеннейшими статься; потому что душа есть тварь, самое же твари понятие границы всем полагает вещам. 3) Тело, как мы видим, из множества частей состоит, частей союз чрез движение может премениться, от пременения сего может частей союза сделаться разрыв, от разрыва может тление и превращение последовать; ибо плоть может истлевать. Тление человеческого тела – когда оно неспособно сделаться к душевному обитанию и действию в нем, и так принуждена бывает душа разлучиться с телом; сие разлучение души с телом называется смертию. 4) Некие мы части в себе имеющие пред прочими превосходство примечаем, каковы суть глаза, уши, уста и проч. Душа эти части вместо орудия употребляя, понятия свои о чувствах различно располагает. Откуду пять чувств, то есть видение, слышание, обоняние, вкушение и осязание происходит. Сии от чувств происходящие понятия не должно смешивать с понятиями разума; ибо те только тёмные могут быть и ясные, сии же подробные и довольные: тем последующий не может тебе довольной причины, для чего что делает, сказать, потому и грешить иногда может; сих же предержащийся резон тебе скажет, для чего что делает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Подлинно, страшно слышать, страшно и видеть, как всякая тварь внезапно восстает, собирается, подвергается наказанию и отчету за все слова, дела и помышления, за всякий грех, совершенный и днем, и ночью. Велик страх тогда, братия, велик трепет! Великая нужда, какой никогда не было и не будет до этого дня, постигнет тогда, когда Ангелы потекут, трубы зазвучат, звезды спадут, солнце омрачится, небеса свиются, вся земля поколеблется. Силы подвигнутся, Серафимы, Херувимы придут в движение, и горнее, и дольнее, и земное, и преисподнее смятется и поколеблется; отверзутся гробы, соберутся тела, уготовятся Судилища. Великий будет тогда страх, несказанный трепет, неизъяснимая нужда! Великая эта буря, великое волнение, трудное обстоятельство, непостижимое смятение, великое рыдание! Послушаем, что говорит Даниил: «Аз Даниил видех в видение моем нощию... Дóндеже Престоли поставишася, и Ветхий денми седе... Престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним ...тмы тем предстояху Ему: Судище седе, и книги отверзошася... Вострепета дух мой... Аз Даниил, и видения главы моем смущахумя» ( Дан.7:2, 9–10, 15 ). Ах! Пророк, в видении созерцая будущий Суд, пришел в страх и ужас. Что же потерпим мы, когда испытаем саму действительность, когда все, от востока солнца и до запада, предстанем обнаженными, показывая всякому на вые своей бремя грехов? Тогда язык богохульников непрестанно будет гореть во пламени, и никто не остудит его. Тогда зубы клеветников сокрушены будут немилостивыми Ангелами. Тогда уста празднословов заградятся огнем. Тогда содрогнутся повешенные руки сребролюбцев и поболят, строгаемые. Тогда без милости избодены будут очи «помизающих» ( Пс.34:19 ). Где тогда родители, где братья, где отец, где матерь, где друг, где сосед, где пышность царей, где власть князей, где самоуправство, где горделивость судей, где тогда рабы, где рабыни, где убранство одежд, где щегольская обувь, где украшение перстней, где шелковые и льняные тонкие ткани, где мясные яства, где пышность золота, бряцание серебра, где роскошь, где изобилие вина, где кони, сады, где убранные и раскрашенные дома, где напрасные курения, где сберегаемые сокровища, где изукрашенные ложа, где презирающие бедных и ведущие себя как бессмертные, где укоряющие нищих, где пренебрегающие находящихся в нужде, где почитающие себя мудрыми, где с тимпанами и ликами пиющие вино и предающиеся роскоши, где всегда смеющиеся и осмеивающие благоговейных, где притесняющие рабов и небрегущие о страхе Господнем, где гнушающиеся богочестием? Где будут в оный час неверующие мучениям и ведущие себя, как бессмертные? Где будут рассуждающие: «да ямы и пием, утре бо умрем» ( 1Кор.15:32 ). Где будут говорящие: «Дай мне сегодня, а возьми себе завтра»? Где рассуждающие: «Насладимся здешним, а что до тамошнего, увидим еще»? Где рассуждающие: «Бог Человеколюбив и не наказывает согрешающих»?

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010