Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Публикация подготовлена по магнитофонной записи. Помещенные в этом номере проповеди отца Георгия, на наш взгляд, являют собой образец гармонического усвоения Писания и Предания в их неразрывном единстве. — Ред. Время земной жизни — драгоценный Божий дар Брате и сестры! Нам обещана вечная жизнь. Если же хочешь войти в жизнь вечную , — говорит Господь, — соблюди заповеди (Мф 19:17). Земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. “Смотрите на небо, — наставляет епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Земная жизнь для последователя Христа есть только приготовление к жизни будущей. Жизнь в этом мире — не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку. Что такое вечность — этого мы ограниченным умом нашим постигнуть не можем. Подобная беспредельному океану, она простирается за пределы не только чувственного, но и умственного представления. Нам известно только, что вечность есть, и притом двоякая: вечность блаженная для ангелов добрых и праведников и вечность злополучная для злых духов и нераскаянных грешников. Что капля в сравнении с беспредельною пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с жизнью будущего века. О вечности помышляли все угодники Божии и тем укрепляли себя в спасительных подвигах на тесном пути Христовом; при мысли о вечности святые мученики благодушно переносили все страдания и самую смерть. “ Совершенный муж тот, — учит святитель Василий Великий, — кто с одинаковым состоянием духа, с благодарностью принимает от всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные перемены своей жизни”. День за днем, неделя за неделей, в неудержимом течении проходят мимо нас месяцы и годы. Громадное колесо времени не останавливается ни на одно мгновение. Время, — по сравнению святителя Григория Богослова, — это постоянно льющийся поток, который истекает из вечности и втекает в нее.

http://pravmir.ru/propovedi-5/

Скачать epub pdf Слово в день светлого Христова Воскресения Я коже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ). Адам небесный, слушатели, приходил возглавити всяческая ( Еф. 1:10 ), – все падшее во Адаме земном; сила заслуг Христовых проливает дух и жизнь всюду, куда только смертный яд преступления первого человека внес свою разрушительную силу. Якоже о Адаме вси умирают, говорит Апостол, такожде и о Христе вси оживут. Посему о приобретении, которого мы удостоились в воскресшем Спасителе, не иначе судить можем и должны, как по той потере, которую претерпели мы в первом своем корени, отщетившемся от жизни Божия; посему смерть, распространившаяся на всех нас от Адама, может руководствовать нас к понятию о том, какая жизнь дарована воскресшим Христом. Грех, вошедший единым человеком в мир, произвел троякую в нас смерть: духовную, – распространивши мрак и нечувствие на все силы и способности ума и воли; телесную, – пробудив и ускорив в человеке отдаленную возможность разрушения телесного его состава, и наконец вечную, которая, как следствие первой, при посредстве второй, долженствовала карать навсегда сынов противления. Отсюда и чрез воскресение Ходатая дарована нам тройственная жизнь: жизнь духа, жизнь плоти и жизнь вечная, сонаследствуемая во Христе, оправдавшем нас и усыновившем Богу Отцу. Чтобы обозреть великость празднуемого ныне торжества, пойдем по следам побед воскресшего и упразднившего державу смерти Христа Иисуса. Отпавший от Бога человек грешник прежде всего ощутил смерть в духе, которая, час от часу возрастая, подавляла в нем более и более последния движения первосозданной жизни, и низводила его во глубину нравственного нечувствия. И с какою быстротою разливалась власть ея? Первый сын первого человека уже умер для любви к брату, а в лице его, конечно, – и ко всякому ближнему. Нет нужды говорить, было ли еще сердце его для любви к Богу, которого он презрел законы, насажденные в его сердце. Распространение рода человеческого было нечто иное, как разширение пределов духовной смерти. Забвение Бога, изглаждение понятий самых священных – любви и страха к Богу, уважения и снисхождения к подобным себе, пренебрежение чистоты и целомудрия – обыкновенные явления последующего за тем рода человеческого, что другое доказывало, как не конечное ослепление ума, как не крайнее развращение сердца, одним словом, как не смерть духа? Можно сказать, что у людей не более было жизни и чувства, как у древа и камени, признанных ими за божества. Вот до какой степени простиралось ослепление и растление духа человеческого!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

ХРИСТИАНИН Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварью, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас, много ли нам от него пользы? Бог через Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие (2). Требуются со стороны всякого христианина непрестанная борьба с воинственным всеоружным грехом, вера в Бога, Спасителя, в Церковь Его, молитва непрестанная, помощь Божия, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно. И вот жизнь наша на земле есть непрестанная война с грехом, с миром и со своей многострастной плотью. Да, есть бесконечная личная Жизнь, вторая дала нам жизнь по образу Своему и от второй мы отпали вольной волею и к второй должны стремиться верой, вниманием к себе, усердием к деланию заповедей Божиих и непрестанным покаянием. Есть безконечная красота, создавшая нас по образу Своей красоты, которую мы утратили, обезобразив себя грехом. Есть безконечная сладость Божьего существа, которой мы лишились, прельстившись сладостью греха. Есть безконечный Разум ипостасный, от второго мы отпали и впали в безумие всяких грехов и страстей. Есть безконечная свобода, которой мы лишились, поработившись безсловесным страстям, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8:34 ), по слову Господа, и потому должны мы все стремиться к свободе духовной через искреннее покаяние и добродетель, особенно через любовь к Богу и взаимную друг к другу. Итак, вся жизнь наша должна проходить в борьбе с грехами и в стремлении к святости и правде (3). Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом, – о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии – в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т.д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества – именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I. 18-го числа декабря церковь празднует память св. мученика Севастиана и других мучеников, пострадавших вместе с ним. Севастиан служил при дворе римского императора Диоклитиана, самого жестокого гонителя христиан. Он был начальником дворцовой стражи и был очень любим за свою верную службу. До времени Севастиан не объявлял, что он христианин, скрывая свою веру. И вот наступило время открыто исповедать Христа. – Случилось такое обстоятельство: приговорены были к смерти за веру Христову два брата – Маркеллин и Марк. Уже они склонили свои головы под мечи, но вдруг казнь приостановлена. Родственники упросили на месяц отсрочить ее и дали слово уговорить их отречься от Христа. Осужденные были отданы на это время под надзор язычника Никострата. Начались мольбы, слезы, рыдания отца, матери, жен и дочерей. Решимость исповедников стала колебаться, – началась борьба, – они сами плакали вместе с родственниками, уговаривавшими их, и час полного отступничества от Христа был близок. При этом домашнем трогательном случае находился упомянутый нами Севастиан. Увидевши колебание и готовность к отступничеству в Марке и Маркеллине, он вдруг, обращается к ним с такими словами: «О, воины Христовы! Неужели вы, так великодушно претерпевшие мучения, сложите с себя ради ласк и слез заслуженный венец? Будьте достойными воинами Христа; вооружитесь верою и не измените ей ради детских рыданий. Те самые, которые ныне плачут, возрадовались бы, если бы знали то, что вы знаете. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этою жизнию есть жизнь вечная, то сами пожелали бы разделить ваш подвиг и презрели бы временную жизнь. И стоит ли наша временная жизнь, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна ли она горя, суеты и лжи?» Обращаясь к родителям и сродникам Марка и Маркеллина, он сказал: «Вы желаете им не жизни, а смерти, не свободы, а рабства: за отступничество их ждут вечные муки. Дайте же им избегнуть этих мук, и пусть пример их научит и вас; пусть приготовят они и вам обители в райских селениях, где сияет вечный день, где свет незаходимый и радость бесконечная, где нет ни слез, ни вздохов, ни печали, где Ангелы вечно славословят Царя Небесного». Потом, обращаясь к Марку и Маркеллину, он говорить: «Помните слово Спасителя: «враги человеку – домашние его» ( Мф. 10:36 ). Те не друзья ваши, которые желают отлучить вас от Христа. Не выпускайте из рук награды вашей, ибо вы стоите уже у дверей небесного чертога, уже сплетается для вас венец, уже ожидает вас Христос. Вспомните слова Христовы: «Иже любит отца или матерь, сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 ). Не будьте так малодушны, чтобы, начавши духом, кончить плотию. О, да сподобит и меня Господь положить жизнь свою за имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мужской хор Сретенского монастыря примет участие в Международном фестивале «ЗА ЖИЗНЬ-2010» 14 июля, 2010. Редакция " Правмира " Хор Сретенского монастыря дал согласие принять участие в концертной программе первого Международного фестиваля «ЗА ЖИЗНЬ – 2010», который состоится 23-24 июля в Москве. Хор Сретенского монастыря является одним из известнейших и профессиональных хоров, признанных не только в России, но и во многих странах за рубежом. Пресс-релиз Всемирно известный мужской хор Сретенского монастыря примет участие в Международном фестивале «ЗА ЖИЗНЬ-2010» Хор Сретенского монастыря дал согласие принять участие в концертной программе первого Международного фестиваля «ЗА ЖИЗНЬ – 2010», который состоится 23-24 июля в Москве. Хор Сретенского монастыря является одним из известнейших и профессиональных хоров, признанных не только в России, но и во многих странах за рубежом. В 2008 году Сретенский хор, принимая участие в богослужениях и давая многочисленные концерты, посетил в рамках программы «Дни России в Латинской Америке» семь стран: Кубу, Коста-Рику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Чили и Парагвай. В рамках международного турне, посвященного объединению Церквей с образом Божией Матери «Державная» и с программой «Шедевры русского хорового пения» хор объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Началось турне с участия хора в торжествах, посвященных 40-летию архиерейской хиротонии предстоятеля Русской Зарубежной Церкви приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Праздничная Божественная литургия состоялась в знаменитом своей миссионерской деятельностью в годы холодной войны Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 11 сентября, в годовщину трагических событий 2001 года, когда террористы группировки «Аль-Каида» напали на Нью-Йорк и Вашингтон, унеся жизни множества ни в чем не повинных людей, после молебна и крестного хода протоиерей Виктор Потапов по-английски провозгласил заупокойную ектенью по жертвам терактов. А затем по-церковнославянски, как это положено по уставу Церкви, хор пропел погибшим «Вечную память» – словно воинам, на поле брани павшим.

http://pravmir.ru/muzhskoj-xor-sretensko...

Преодоление смерти в монашеской жизни Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. 9 июля, 2014 Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. Господь пришел в мир не с тем, чтобы улучшить условия этой жизни, не с тем, чтобы предложить новую экономическую и политическую систему или научить нас новому методу поддержания духовного и телесного равновесия. Он пришел, чтобы победить смерть и даровать нам вечную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И эта вечная жизнь является не только неким обещанием счастья после конца земной жизни, простым загробным существованием. Вечная жизнь – это благодать, которая просвещает и придает смысл настоящему и будущему, душе и телу человека. Явления воскресшего Христа ученикам случились для того, чтобы придать им уверенность в том, что смерть повержена. Господь воскрес. “Смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6:9). Он – совершенный Бог, входящий и выходящий сквозь закрытые двери. Он – совершенный человек, осязаемый, едящий и пьющий, как каждый из Его учеников. То, чем обладает человек, и то, чего он заслуживает, – это не столько его физические и умственные способности, сколько его возможность стать причастником Воскресения Христа, возможность умереть сегодня и начать жить вечной жизнью: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ин. 12:25). Монах, всецело предающийся Богу, хранит эту истину. Его жизни присуща единственная радость: “Кто погубит, тот сохранит…”

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

IV. Первые газетные статьи 16 Церковь и Мир Со своими маленькими, краткими, и горестными жизнями, мы входим в великую, бессмертную, блаженную жизнь Церкви. Бледнеют черты земли, вырисовываются очертания неземного города. Церковь есть Город, в котором Бог обитает с людьми; где люди – сердцами – обитают рядом друг с другом. Еще – Церковь есть Древо Жизни Вечной; корни её в земле, ствол меж небом и землей, плоды все на небе. Пришел на землю час, когда, за трапезою мира и любви, высокий царедворец Рима, полунищий еврей ремесленник, свободный мыслитель эллин, и раб варвар возлегли, как братья, рядом, и стали считать себя просто и только – людьми, детьми Небесного Отца, из земли взятыми, и в землю отойти предназначенными. Все они были, и почувствовали себя зернами одной пшеницы, вошедшими в Единый Хлеб, который они приносили Богу в жертву благодарения за мир. И, принося Хлеб этот, говорили: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам через Иисуса Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам, и, быв собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя, от концов земли, в Царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила, через Иисуса Христа, во веки». Они любили Воплощенную Жизнь, они понимали Христово дело, входили в это дело, и оттого прибавили к словам Христовым о благословении проклинающих, и о молитве за врагов, еще свое блаженство: – пост за преследующих. Они приняли всех людей в ту славу, в которую их принял Бог-Отец. Благодарили эти люди, после Причащения, так: «Благодарим Тебя, Отец Святой, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру в бессмертие, которое Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, сотворил все, ради имени Твоего, пищу же и питие Ты дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам милостиво даруй духовную пищу, и питание, и жизнь вечную, через Отрока Твоего. Прежде всего, благодарим Тебя, потому что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни Церковь Твою, избавь ее от всякого зла и усоверши ее в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать, и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приступит, а если нет, пусть покается. Маранафа! Аминь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

     Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа. Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины. Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

http://pravoslavie.ru/113272.html

     Оптинские старцы всегда утешали тех, кто перенёс потерю родных и близких, находили для них слова любви, давали советы, как правильно поминать усопших. Судьбы Божии непостижимы Смерть может постигнуть любого человека в любое время. Преподобный Антоний писал своей духовной дочери о неожиданной смерти ее отца: «Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобного Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу. А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно всё строит и полезное всем подаёт. Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, то есть, праведников. Вот и старец наш отец Г. был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни. Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!» Жизнь наша состоит в воле Божией Преподобный Лев так писал о смерти: «Святое Писание показывает нам, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в будущей: приобретаем жизнь вечную, безболезненную, – жизнь, в которой нет страсти смущающей, нет зависти изсушающей, нет бед оскорбляющих, в которой нет дряхлой старости и младенческой слабости, но – состояние присноцветущее, никаким переменам неподлежащее, пребывание блаженное, никаких пределов неимущее; житие непорочное, от всяких соблазн житейских удаленное. Сие в высокой мысли своей воображая, блаженный Давид с радостным восторгом возопил: «Господи сил! Блаженни живущии в Дому Твоем – в веки веков восхвалят Тя! Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ».

http://pravoslavie.ru/62568.html

архим. Захария (Захару) IV. Таинство путей спасения Когда старец Софроний говорил о духовной жизни, он часто уподоблял ее сфере. К какой бы точке сферы ни прикоснулся человек – он всегда имеет всю сферу. Поскольку подлинная жизнь во Христе есть жизнь Самого Бога, через всякое соприкосновение с нею человеку передается божественное состояние. Желая изложить эту жизнь в книге, систематически расположив весь материал, он находил, что это невозможно по причине ее динамического многообразия и одновременно простоты и единства различных опытов 500 . Трудность подобного предприятия совершенно понятна еще и потому, что каждый человек есть неповторимая личность и имеет особую личную связь с личным Богом, особое духовное имя 501 и неповторимый путь духовного развития и совершенствования. Старец сравнивал богатство духовной жизни с водой, течение которой хотя и принимает различные формы ручьев, потоков, рек, озер, морей, океанов, тем не менее остается одной и той же водой 502 . Это удостоверяет и Слово Господне, которое гласит, что дар Божий тем, кто верит в Бога, становится «источником воды, текущей в жизнь вечную» 503 . Несмотря на все свое нежелание дать систему или программу, или же общий путь развития для всех, Старец принимает, что существуют некие общие начала, которые с одинаковым порядком и постоянством повторяются в явлениях и в ходе духовной жизни всех людей 504 . Так, он описывает три стадии или три периода в жизни христианина: первый период – это время призыва Божия. Этот период, как правило, краток. Он, однако, богат на духовные опыты и благодатные изменения, которые осуществляются в человеке благодатью Божией без усилий со стороны самого человека. Второй период имеет большее протяжение и характеризуется отъятием или уменьшением ощутимой благодати. Этот период, хотя и многотруден, бесконечно плодотворен. Брань за стяжание благодати ведется до конца и превращается в искусство и науку, которые «научают нас спасению» 505 . Третий период для тех, которые законно подвизались и исполнили всякую правду, может быть кратким, как и первый, но более богатым на благословения и дарования живого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010