Как должно готовиться к Причастию Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Назначение, с которым Господь сотворил человека, — постоянно совершенствуясь в добре, приближаться к Богу, Источнику добра и жизни, и тем достичь вечного блаженства. Господь дал человеку для этого и средства, сотворив его совершенным по душе и по телу. Но, впав в грех, человек утратил дарованные ему совершенства, потерял силу делать добро, даже если желал бы этого, и тем обрек себя на вечную муку в аду. Господь Иисус Христос Своими страданиями и смертью на Кресте освободил осужденного от гнева Божия и наказания, даровал ему оправдание, восстановил в его душе утраченную силу и влечение к богоугождению, так что верующий во Христа, возрожденный в Таинстве Крещения является новым человеком, способным к добру и имеющим возможность приближаться к Богу. Возродив человека для новой духовной жизни, Господь, по милосердию Своему, не оставил его Своею помощью и при самом прохождении им указанного пути на небо. Предвидев, что и после Крещения человек по немощи своей будет впадать в грех, Господь дал грешнику возможность снова получить прощение и оправдание через Таинство покаяния и сообщил благодатные силы, необходимые для богоугодной святой жизни, через Таинство Причащения. В этом великом Таинстве, вкушая под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и самую честную Кровь Христа Спасителя, верующий теснейшим образом соединяется со Христом, Христос входит в него и пребывает в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, — говорит Господь (Ин. 6, 56, 53, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Книга двадцать первая О предназначенном конце диавольского града, т. е. вечном наказании осужденных, и о человеческих доводах против этого предмета со стороны неверующих Глава I. О порядке исследования, по которому сперва должна идти речь о вечном наказании осужденных с диаволом, а потом о вечном блаженстве святых В настоящей книге со всей возможной для нас (с помощью Божией) тщательностью мы исследуем вопрос о том, в чем будет состоять наказание диавола и всех его приверженцев, когда оба града, из которых один – Божий, а другой – диавола, достигнут через Господа нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых, своего предназначенного конца. Этого порядка, по которому о блаженстве святых речь будет после, я решил придерживаться потому, что то и другое (наказание и блаженство) будет с телами, а мысль об ожидающих тела вечных муках кажется более невероятной, чем мысль об ожидающем их вечном блаженстве. Поэтому, когда я докажу, что мысль о таком наказании не должна казаться невероятной, – это мне будет весьма полезным в том смысле, что тогда скорее поверят, что бессмертие тел у святых будет чуждо всякой болезни. К тому же такой порядок не исключается и божественными Писаниями, в которых блаженство добродетельных ставится иногда прежде, как в словах: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Uoah. V, 29 ); но иногда и после, в следующем месте: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Mф. XIII, 41–43 ), или: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Mф. XXV, 46 ). Кто желает, найдет и у пророков и тот и другой порядок; но приводить все эти места было бы долго. Я же уже сказал, почему предпочел последний порядок. Глава II. Могут ли тела гореть вечно в огне На что же мне указать, чтобы неверующие смогли убедиться, что одушевленные и живые человеческие тела не только могут не разрушаться смертью, но и выдерживать мучения вечного огня? Они ведь не хотят, чтобы мы в этом случае ссылались на могущество Всемогущего, а требуют, чтобы убеждали их каким-нибудь примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

протоиерей Ростислав Лозинский Заключение Последние страницы работы «Пастырь на приходе» были написаны в праздник Воздвижения Креста Господня. В этом совпадении есть глубокая символичность: крест, пастырь и община верующих неотделимы друг от друга, они имеют глубочайшую внутреннюю связь. Крест – образ страданий, пройдя которые христианин вступает в вечную полноту покоя и радости. Пастырь – человек, которому даны особые духовные полномочия и дар приводить людей через их личные скорби («жизненные кресты») к вратам Небесного Царства. Приход – большая семья верующих, объединенных пастырем под знаменем Креста. Общим является и та глубокая, неземная, мистическая Тайна, связующая все во единое целое и открывающая людям: в тайне Креста – тайну крестной любви Божией к человеку; в тайне священства – дарование пастырю прав священно- или тайнодействий в таинствах особенно в таинство непостижимом Пресуществлении Святых Даров в тайне Церкви – освящение и сохранение многими поколениями верующих «единства духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ) под единым Главой – Христом. Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения. Через пастырей земных Сам Господь пасет Свое стадо. Истинное пастырство есть продолжение спасительного служения Христа на земле. Только тот может быть пастырем и вести людей в Жизнь Вечную, кто сам знает Пастыря и кого Пастырь знает. «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» ( Ин.10:14 ). Пастырство есть «служение примирения» ( 2Кор. 5:18 ), понимаемого в самом широком значении. Мир в своей душе – есть залог всего пастырского делания. Мир в своей семье – это не только личное счастье священника, но и огромная нравственная сила в приходской жизни. Мир в приходской общине – это христианство практически осуществляемое на земле. Забота о мире во всем мире (молитва и участие начинаниях общего миротворения) – это долг священника, как гражданина и убежденного миротворца. Силы для столь многогранного и ответственного служения, требующего часто сверхчеловеческих усилий, пастырь получает при своем рукоположении. Дальнейшее развитие или отмирание духовной жизни зависит от образа жизни самого священника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека: и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец Кондак Великого Четверга Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Великий Четверг… День особенный. Сегодня вспоминаем мы события Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил верных учеников Своих в жизнь вечную. Но был за трапезой и тот, кто, принимая из рук Спасителя хлеб жизни, предательством своим обрек себя на вечную погибель. Именно об этом возвещает нам сегодня Святая Церковь: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя прости ра ет, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама чело века, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец». Разве был Иуда Искариотский обделен Божественной любовью, разве не равнозначными с другими апостолами дарами исцеления и чудотворения наделил его Господь? Нет, за него, может быть, более, чем за кого-либо, болело сердце Вселюбящего Господа! Так что же все-таки лежало в основе самого страшного на земле предательства? Греха ради было совершено это вопиющее беззаконие, потому что именно грех – зависть, стремление к главенству, тщеславие, гордыня человеческая, сребролюбие – привели Иуду к духовному краху. Он многое имел в жизни, он непосредственно общался с Божественным Учителем, мог постоянно видеть Его, слушать глаголы истины. Ничем не обделял Господь этого Своего ученика. Только тому всего казалось мало. Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «О, безумие! За что, скажи мне, ты предаешь Учителя? За то, что Он тебе дал власть над демонами? За то, что дал силу исцелять болезни, очищать прокаженных? За то, что дал силу воскрешать мертвых, что поставил господином над властью смерти? За эти благодеяния даешь ты такую оплату?.. О, безумие, или, лучше, сребролюбие! Оно породило все это зло; им увлеченный, он предал Учителя. Таков этот злой корень; он хуже беса приводит в неистовство души, которыми овладевает, производит в них забвение о всем – и о себе, и о ближних, и о законах природы, лишает самого смысла и делает безумными. Смотри, сколько вещей он изгладил из души Иуды: сообщество [с Иисусом Христом], приязнь, общение в трапезе, чудеса, учение, увещание, наставление; все это тогда сребролюбие ввергло в забвение». И апостол Павел говорил: корень всех зол есть сребролюбие ( 1 Тим.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рождественское послание Святейшего Патриарха Румынского Даниила Благодать, милость и мир вам от Господа Христа, и от нас отеческое благословение! Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Тропарь Рождества Христова Преподобные и благочестивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангелие вечерни праздника Рождества Христова (см.: Лк. 2: 1–20) говорит нам, что весть о Рождестве Христа, возвещенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась славой Господней, которая осияла пастухов, когда ангел Господень стоял рядом с ними. Итак, весть о Рождестве Господнем передается внезапно через слово небесное и видение небесное; Бог Слово, невидимый плотскими очами, непознаваемый умом, неосязаемый руками, делается Человеком, Которого видят глаза, слышат уши, понимает ум и осязают руки. Для чего это? Для того чтобы даровать нам, людям ограниченным и смертным, славу Его безграничную и вечную. Чтобы возвести нас в Его святость, – нас, впадших в грех. Чтобы даровать нам жизнь вечную, – нам, смертным. Чтобы научить нас смиренному послушанию и благодарности Богу, – нас, непослушных и неблагодарных. Правитель мира, всемогущий и прославляемый ангелами, сделался Человеком бедным и смиренным слугой, чтобы освободить нас от рабства желания материальных благ, и от тирании гордости, и от пустой славы. Святое Евангелие от Матфея (см.: 2: 1–12), читаемое во время рождественской литургии, говорит нам о том, как Спасителя Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемской пещере, почитают три мудреца, три волхва с Востока. Путь волхвам указывает чудесная необычная звезда, которая приводит их в Иудею, в Вифлеем. Евангелие также рассказывает нам о встрече этих трех волхвов с царем Иродом, который, услышав, что волхвы с Востока прибыли поклониться новому, рожденному недавно Царю, пришел в волнение, как и весь Иерусалим. Эта тревога Ирода достигла своего апогея в избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, совершенном с намерением убить новорожденного Младенца Иисуса. Но все, что написано в Святом Евангелии о Рождестве Спасителя Иисуса Христа, имеет и духовное значение.

http://pravoslavie.ru/33434.html

Скачать epub pdf Часть I. Универсализм Дэвида Бентли Харта и перенос покаяния на «после смерти» Книга американского православного богослова Дэвида Бентли Харта «Чтобы все спаслись», вышедшая недавно в русском переводе, представляет собой энергичную защиту доктрины универсализма – все без исключения люди в конечном итоге обретут жизнь вечную и блаженную. Отвержение нераскаянных грешников может носить только временный характер – в конце концов все, включая Гитлера (пример, который приводит сам Харт), примирятся с Богом, и войдут в вечную радость. Причем для Харта это не предмет робкой, колеблющейся надежды, а что-то, что он полагает обязательным. Он решительно утверждает, что «если христианство в целом действительно есть вполне связная и заслуживающая доверия система убеждений, тогда универсалистское понимание ее послания – единственно возможное» (стр. 8). Харт отдает себе отчет, что его взгляды расходятся с христианской традицией, и смело объявляет эту традицию ошибочной: «Я твердо убежден, что два тысячелетия догматической традиции создали в умах большинства из нас в корне ошибочное представление об очень многих утверждениях, содержащихся в христианском Писании» (стр. 8). Конечно, сама идея, что Церковь заблуждалась долгие столетия – пока в XXI веке не воссиял Дэвид Бентли Харт и не открыл людям глаза на очевидное – выглядит несколько смелой, как и язык, к которому он прибегает. Но, учитывая определенный интерес к его позиции, нам стоит рассмотреть ее по существу. А что в этом плохого? Первый вопрос, на который нам стоит ответить, приступая к критике универсалистских воззрений Харта, – зачем их вообще критиковать? Чем вам не нравится всеобщее спасение? Чем вам дорог вечный ад? Но сама постановка вопроса предполагает отношение к вере, как к игре, правила которой можем менять мы сами. В мире, где мы живем, нам может остро не нравиться очень многое – алкоголизм, распадающиеся семьи, преступность, войны, и мы могли бы хотеть, чтобы его история, полная безумия и жестокости людей по отношению к самим себе и друг другу, выглядела как-то по-другому. Мы не обвиняем историков, которые рассказывают нам о преступлениях прошлого, или журналистов, сообщающих нам о преступлениях, происходящих прямо сейчас, в том, что им всё это нравится – и, будь они подобрее, они предложили бы нам более светлую картину реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ Жизнь человека бывает троякой Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает ( Ис. 59, 2 ) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» ( Апок. 22, 15 ). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233). Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

Глава пятая. Учение и дела Христа Если бы Я не пришел и не говорил им, если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего. Ин. 15:2224 § 20. Духовность, истинность и универсальность учения Христова и его историческое значение Возвратившись в силе духа ( Лк. 4:14 ) из пустыни, Иисус Христос начал учить и делать: Он ходил по всей Галилее, уча в синагогах и проповедуя евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 4:23; 9:35 ср. Деян. 1:1 ). Собственно призванием Христа было даровать верующим вечную жизнь, которую Он имел в Себе. Его учение и дела не были явлениями отдельными от этого Его призвания, от этого единственного дела Его жизни. По существу, Его учение и дела были не чем иным, как откровением божественной жизни, а по историческому значению они были средством, приемом, путем исполнения Его призвания. В частности учение Иисуса Христа по существу было разумом той духовной жизни, которую Он даровал людям. Духовная жизнь в человеке не может быть бессознательною, неразумною: в отличие от темной стихийной жизни, она есть жизнь-свет. Содержание этого-то человеческого сознания духовной жизни, ее разум, и дается в учении Иисуса Христа. Он был учителем, но Его задачею не было ответит на религиозные запросы нашего ума, передать нам тайны надзвездного мира, преподать систему религиозной философии, или богословия, – нет, единственный предмет Его учения составляла духовная божественная жизнь в человеке: оно было исключительно разумом ее. Ничему другому Он не учил. Духовная божественная жизнь в человеке есть царствие Божие, или небесное, на земле: Христос проповедовал евангелие царствия. Так как учение Иисуса Христа было разумом дарованной Им человеку божественной духовной жизни, то свойства божественной духовной жизни вместе с тем характеризуют Его учение. Оно было духовным, истинным и универсальным 55 . Как духовное, учение Господа Иисуса Христа требовало от человека полного отречения от материальных благ, от пристрастия к земному и временному, требовало от него ненависти к самой жизни своей; оно предрекало последователю Христа гонение от мира ( Мф. 5:212; 6:1934; 10:22. 3839; 16:2425 и пар.; Лк. 14:26 ; Ин. 15:19; 16:33 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Епископ Василий (Родзянко): «…Быть гражданином Царствия Небесного» 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. 17 сентября, 2009 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. 10 лет назад 17 сентября отошел ко Господу удивительный человек, епископ, добрый пастырь и близкий друг многих  — епископ Василий Родзянко. Любовь к Богу и жизнь во Христе выражались в его словах, беседах и в простом обыденном общении, если общение с ним можно назвать обыденным и простым, потому что разговор с ним всегда был наполнен глубоким смыслом и атмосфера общения — святостью. Его радиопроповеди из Лондона слушали многие в Советском Союзе. Проникновенные и поучительные беседы о Пресвятой Троице, Церкви, вере, святых, молитве и т.д. смогла увидеть вся страна по первому каналу телевидения вскоре после развала Советского Союза. С кем бы он ни общался — с человеком прошедшим многое в этой жизни или с человеком, только начинающим свой жизненный путь, — он всегда мог расположить и приблизить к святости. Промысел Божий, проведший Владыку Василия по нелегкому жизненному пути, сделал его истинно апостолом нашего времени. Владыка Василий 60 лет нес священническое служение, пройдя войну, тюрьму за религиозную деятельность и трудную жизнь в эмиграции. В 1979 году скончалась его супруга, матушка Мария, с которой они вместе прожили с 1938 года. Инсульт, который случился с ней во время передачи на радио BBC, забрал ее из этой жизни в жизнь вечную. Через пять минут после ее смерти Владыка Василий, тогда еще о. Владимир, услышал ее голос: «У тебя начинается новая жизнь» Через пять минут после этого был телефонный звонок из госпиталя: «Ваша жена скончалась пять минут тому назад».

http://pravmir.ru/episkop-vasilij-rodzya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010