Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 8 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Публикация подготовлена по магнитофонной записи. Помещенные в этом номере проповеди отца Георгия, на наш взгляд, являют собой образец гармонического усвоения Писания и Предания в их неразрывном единстве. — Ред. Время земной жизни — драгоценный Божий дар Брате и сестры! Нам обещана вечная жизнь. Если же хочешь войти в жизнь вечную , — говорит Господь, — соблюди заповеди (Мф 19:17). Земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. “Смотрите на небо, — наставляет епископ Феофан Затворник, — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Земная жизнь для последователя Христа есть только приготовление к жизни будущей. Жизнь в этом мире — не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку. Что такое вечность — этого мы ограниченным умом нашим постигнуть не можем. Подобная беспредельному океану, она простирается за пределы не только чувственного, но и умственного представления. Нам известно только, что вечность есть, и притом двоякая: вечность блаженная для ангелов добрых и праведников и вечность злополучная для злых духов и нераскаянных грешников. Что капля в сравнении с беспредельною пучиною, то настоящая жизнь в сравнении с жизнью будущего века. О вечности помышляли все угодники Божии и тем укрепляли себя в спасительных подвигах на тесном пути Христовом; при мысли о вечности святые мученики благодушно переносили все страдания и самую смерть. “ Совершенный муж тот, — учит святитель Василий Великий, — кто с одинаковым состоянием духа, с благодарностью принимает от всепромыслительной руки Господа как счастливые, так и скорбные перемены своей жизни”. День за днем, неделя за неделей, в неудержимом течении проходят мимо нас месяцы и годы. Громадное колесо времени не останавливается ни на одно мгновение. Время, — по сравнению святителя Григория Богослова, — это постоянно льющийся поток, который истекает из вечности и втекает в нее.

http://pravmir.ru/propovedi-5/

ХРИСТИАНИН Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварью, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас, много ли нам от него пользы? Бог через Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие (2). Требуются со стороны всякого христианина непрестанная борьба с воинственным всеоружным грехом, вера в Бога, Спасителя, в Церковь Его, молитва непрестанная, помощь Божия, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно. И вот жизнь наша на земле есть непрестанная война с грехом, с миром и со своей многострастной плотью. Да, есть бесконечная личная Жизнь, вторая дала нам жизнь по образу Своему и от второй мы отпали вольной волею и к второй должны стремиться верой, вниманием к себе, усердием к деланию заповедей Божиих и непрестанным покаянием. Есть безконечная красота, создавшая нас по образу Своей красоты, которую мы утратили, обезобразив себя грехом. Есть безконечная сладость Божьего существа, которой мы лишились, прельстившись сладостью греха. Есть безконечный Разум ипостасный, от второго мы отпали и впали в безумие всяких грехов и страстей. Есть безконечная свобода, которой мы лишились, поработившись безсловесным страстям, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8:34 ), по слову Господа, и потому должны мы все стремиться к свободе духовной через искреннее покаяние и добродетель, особенно через любовь к Богу и взаимную друг к другу. Итак, вся жизнь наша должна проходить в борьбе с грехами и в стремлении к святости и правде (3). Если бы христиане твердо веровали в те воздаяния вечные, которые обещаны истинно подвизающимся в этой временной жизни и которые получили уже подвизавшиеся добрым подвигом, – о, как бы они старались подвизаться здесь всеми силами, каждый в своем звании и состоянии – в духовном, гражданском, военном, земледельческом, студенческом, ремесленном, купеческом и т.д. Все бы мужчины и женщины наперебой старались восхитить венцы небесные от Бога и переселиться в вечную жизнь, где вечное блаженство, вечная радость, вечная святость, вечная правда, вечный мир! Но в этом-то и заключается претыкание для бесчисленного множества – именно сомнение в вечной жизни или неверие в воскресение и будущее блаженство или даже неверие в Бога Мздовоздаятеля. У всех опускаются руки, все бездействуют или ленятся подвизаться, прилепляются крепко к жизни временной, прилепляются различными житейскими страстями и удовольствиями и не приносят плода добрых дел, всегдашнего покаяния, и жизнь пропадает даром (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мужской хор Сретенского монастыря примет участие в Международном фестивале «ЗА ЖИЗНЬ-2010» 14 июля, 2010. Редакция " Правмира " Хор Сретенского монастыря дал согласие принять участие в концертной программе первого Международного фестиваля «ЗА ЖИЗНЬ – 2010», который состоится 23-24 июля в Москве. Хор Сретенского монастыря является одним из известнейших и профессиональных хоров, признанных не только в России, но и во многих странах за рубежом. Пресс-релиз Всемирно известный мужской хор Сретенского монастыря примет участие в Международном фестивале «ЗА ЖИЗНЬ-2010» Хор Сретенского монастыря дал согласие принять участие в концертной программе первого Международного фестиваля «ЗА ЖИЗНЬ – 2010», который состоится 23-24 июля в Москве. Хор Сретенского монастыря является одним из известнейших и профессиональных хоров, признанных не только в России, но и во многих странах за рубежом. В 2008 году Сретенский хор, принимая участие в богослужениях и давая многочисленные концерты, посетил в рамках программы «Дни России в Латинской Америке» семь стран: Кубу, Коста-Рику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Чили и Парагвай. В рамках международного турне, посвященного объединению Церквей с образом Божией Матери «Державная» и с программой «Шедевры русского хорового пения» хор объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Началось турне с участия хора в торжествах, посвященных 40-летию архиерейской хиротонии предстоятеля Русской Зарубежной Церкви приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Праздничная Божественная литургия состоялась в знаменитом своей миссионерской деятельностью в годы холодной войны Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 11 сентября, в годовщину трагических событий 2001 года, когда террористы группировки «Аль-Каида» напали на Нью-Йорк и Вашингтон, унеся жизни множества ни в чем не повинных людей, после молебна и крестного хода протоиерей Виктор Потапов по-английски провозгласил заупокойную ектенью по жертвам терактов. А затем по-церковнославянски, как это положено по уставу Церкви, хор пропел погибшим «Вечную память» – словно воинам, на поле брани павшим.

http://pravmir.ru/muzhskoj-xor-sretensko...

Преодоление смерти в монашеской жизни Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. 9 июля, 2014 Некий авва из Геронтикона говорил: “Я – не монах, но видел истинных монахов”. Вот почему я нахожусь сегодня среди вас. На основе увиденного мной я попытаюсь сказать несколько слов о том, кто он, православный монах, и о тесной связи между нами, литургической жизнью монастырей и личным опытом святых аскетов. Господь пришел в мир не с тем, чтобы улучшить условия этой жизни, не с тем, чтобы предложить новую экономическую и политическую систему или научить нас новому методу поддержания духовного и телесного равновесия. Он пришел, чтобы победить смерть и даровать нам вечную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). И эта вечная жизнь является не только неким обещанием счастья после конца земной жизни, простым загробным существованием. Вечная жизнь – это благодать, которая просвещает и придает смысл настоящему и будущему, душе и телу человека. Явления воскресшего Христа ученикам случились для того, чтобы придать им уверенность в том, что смерть повержена. Господь воскрес. “Смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6:9). Он – совершенный Бог, входящий и выходящий сквозь закрытые двери. Он – совершенный человек, осязаемый, едящий и пьющий, как каждый из Его учеников. То, чем обладает человек, и то, чего он заслуживает, – это не столько его физические и умственные способности, сколько его возможность стать причастником Воскресения Христа, возможность умереть сегодня и начать жить вечной жизнью: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Ин. 12:25). Монах, всецело предающийся Богу, хранит эту истину. Его жизни присуща единственная радость: “Кто погубит, тот сохранит…”

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

     Когда ребенок рождается на свет Божий, его легкие, бывшие до момента рождения как бы в слипшемся состоянии, раскрываются, набирают воздух и начинают дышать. Первый глоток воздуха через раскрывшиеся легкие знаменует начало жизни новой человеческой личности. Подобно этому и Церковь, день рождения которой мы сегодня празднуем, получила свое бытие через дыхание Святого Духа. Как и человек, начав дышать однажды, во все дни своего существования дышит непрестанно, так и дыхание Духа Божьего в Церкви со дня Пятидесятницы не прекращается. Церковь дышит Духом, дышит полной грудью. Иногда тело Церкви может страдать от различных духовных болезней, но, имея такое дыхание, она бессмертна, как бессмертен и Дух, ее наполняющий. Церковь – это и есть жизнь Святого Духа в людях. Приняв в этот день Духа Божьего, она приняла вечную жизнь. Величие празднуемого ныне события имеет вселенский масштаб. Пятидесятница – это высший, кульминационный момент в духовной жизни планеты. В этот день небо соединилось с землей, Новый Завет вступил в полнокровную жизнь. В мире людей восстановилось утраченное грехопадением Царство Отца и Сына и Святого Духа. Апостольское зачало праздника Пятидесятницы читается из второй главы Книги Деяний. Кстати, это уникальный случай в богослужении, когда о событии двунадесятого праздника рассказывает не евангельское чтение, но апостольское. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Все они» – это первая Иерусалимская община учеников. В день еврейской Пятидесятницы они, как и все иудеи в Иерусалиме, праздновали дарование евреям закона. Почему же Святой Дух сошел именно в тот день? Потому что здесь «истина заменяет образ», говорит Златоуст. Задержимся немного на образе, это поможет нам понять суть самой истины. Ветхозаветный закон, данный Богом Моисею в пятидесятый день после исхода из Египта, можно условно разделить на нравственный и обрядовый. Нравственный, выраженный в десяти известных заповедях, был прославлен Христом и получил новое, духовное содержание. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь. Одно из значений слова «исполнить» – наполнить новым содержанием; восполнить тем, чего не хватало. Отныне закон спускается в глубину сердца человеческого. Теперь тот, кто гневается, становится виновным в заповеди «не убий»; смотрящий на женщину с вожделением – в заповеди «не прелюбодействуй». Для исполнения этого закона уже не только внешне, но и сердцем, и был дан Святой Дух, и не случайно в тот же самый день. Именно с этого момента и начинается христианская духовная жизнь. В Духе, а не по закону.

http://pravoslavie.ru/113272.html

     Оптинские старцы всегда утешали тех, кто перенёс потерю родных и близких, находили для них слова любви, давали советы, как правильно поминать усопших. Судьбы Божии непостижимы Смерть может постигнуть любого человека в любое время. Преподобный Антоний писал своей духовной дочери о неожиданной смерти ее отца: «Что ж касается до Вашей печали о том, что родитель якобы без напутствия окончил жизнь, то сего нам неизвестно; может быть кончина ему случилась мученическая, которая навершает все обряды; ибо известно, что и преподобного Афанасия Афонскаго строение церковное задавило, но душа его во благих водворилась у Господа. Много и ныне умирают от грома, молнии, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и прочее, и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и святая церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу. А посему успокойтесь, матушка, и кончину родителя своего неблагополучною не считайте; поелику судьбы Божии нам грешным непостижимы; ибо Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно всё строит и полезное всем подаёт. Мы по безумию своему вменяем некоторых кончину быти безчестну, а они напоследок окажутся в числе сынов Божиих, то есть, праведников. Вот и старец наш отец Г. был жив, весел и здоров, и Христа рождшагося прославлял, и вдруг заболел, и вскоре окончил дни. Истинно, человек яко трава, и дние его яко цвет сельный!» Жизнь наша состоит в воле Божией Преподобный Лев так писал о смерти: «Святое Писание показывает нам, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в будущей: приобретаем жизнь вечную, безболезненную, – жизнь, в которой нет страсти смущающей, нет зависти изсушающей, нет бед оскорбляющих, в которой нет дряхлой старости и младенческой слабости, но – состояние присноцветущее, никаким переменам неподлежащее, пребывание блаженное, никаких пределов неимущее; житие непорочное, от всяких соблазн житейских удаленное. Сие в высокой мысли своей воображая, блаженный Давид с радостным восторгом возопил: «Господи сил! Блаженни живущии в Дому Твоем – в веки веков восхвалят Тя! Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ».

http://pravoslavie.ru/62568.html

Глава 21. О чудесах 1 Случаев исцелений больных по молитвам отца Иоанна Кронштадтского было очень много. Количество их остается большим, если даже исключить те из них, в которых нельзя сослаться на вполне достоверные показания или где исцеления легко объяснить иными причинами. Прежде чем ознакомиться хотя бы с некоторыми из этих случаев, надлежит вспомнить о смысле и значении чудес, совершенных Господом Иисусом Христом и Его верными последователями. Это даст возможность правильнее понять значение отца Иоанна как целителя. Сам Иисус Христос и многие святые чудотворцы поясняли значение чудес. Делал это и отец Иоанн. 2 Явление Господа Иисуса Христа, или Боговоплощение, вместе с Сошествием Святого Духа ест вершина Богооткровения. Христос – это совершеннейший образ Божий, данный нам в образе человеческом. Став человеком, Сын Божий самым доступным для людей путем показал Божественную жизнь, то ест самую совершенную, самую настоящую жизнь, про которую, на основании Священного Писания (смотри главным образом начало 1-й главы Евангелия от Иоанна и Первое послание апостола Иоанна), надо сказать, что она есть любовь, свет и блаженство. Эта Божественная жизнь, явленная в личности Иисуса Христа, раскрылась в особенности в Его жертвенном подвиге через Его смерть и Воскресение, и она же раскрывалась и в учении Христа, и в его чудесах. В них как бы всего нагляднее проявились животворящая сила и всемогущество Божественной любви, которая не терпит никакого зла и жаждет одарить всех полнотой всякого блага. В первом Своем чуде на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино (см.: Ин.2, 1–11 ), Христос умножал человеческую радость, и изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял людей от страданий, скорбных последствий греха. И в чудесах над природой (укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов (см.: Мк. 4:37–41 ; Мф. 14:13–21, 22–32 и др.) Он также являл Свою любовь, восстанавливал утраченную по грехопадении царственную власть человека над стихиями. И не следует смущаться тем, что Христос исцелил и воскресил сравнительно немногих и что эти немногие впоследствии умерли. Господь пришел воскресить всех и всем даровать вечную, безболезненную, блаженную жизнь, но это окончательное торжество любви наступит после конца этого века; чудеса же, совершенные Господом во время Его земной жизни, являются только отблеском этого будущего, пока еще временного торжества и пророческим свидетельством о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава I. В мире нет ничего случайнаго         Что есть Провидение? Это есть одно из коренных свойств Божиих — видеть все действующее, действовавшее и имеющее действовать в будущем времени, как настоящее, и иметь всемогущую заботливость о сохранении творений и разумном управлении явлений, ими производимых. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит так: «Провидение есть воля Божественная, которою все содержится и все разумно управляется». Глава II. Промышление Божие о наших нуждах    Бог — попечительнейший хозяин. Он в Своих руках держит все великие и богатые жизненные сокровища, и от Него одного должно просить их усердными молитвами. Пустынножитель Марк обыкновенно говорил: «Кто не имеет упования на Бога в получении от Него временно потребного, тот тем менее может полагать на Бога надежду получить от Него то, что ведет человека в жизнь вечную, напр, веру, надежду и любовь». Если Бог дал тело, то неужели не оденет его? «Жизнь (т.е. душа) не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.6:25). Когда Он даровал нам (без наших заслуг, когда и не существовали мы еще) жизнь, которая дороже пищи, и тело, которое важнее одежды, то несомненно даст и все способствующее к сохранению жизни и к пропитанию плоти. Тем более не откажет Он нам во всем этом, что Сам Он восхотел, по величайшей Своей благости, даровать нам бытие и жизнь. И если даром, охотно дал Он важнейшее для нас, то и может, и желает дать, и всегда посылает и менее важное. Но пошлет с условием, чтобы и мы не оставались праздными: ибо Он создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать ее и содержать в порядке (Быт. 2:15), а не для праздности, уповать же на Него Единого, Всемогущего и Всещедрого, а не на самих себя. Иов, вопрошая о приготовителе пищи для воронов, о себе не пекущихся, говорит: «Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?» (Иов. 38:41). Глава III. Все несчастия и бедствия происходят по воле Божией    Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким способом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2007 год «Меч обоюдоострый» Апостольское чтение на Литургии в неделю 4-ю по Пятидесятнице (Рим. 6, 18-23) Церковнославянский перевод [ Примечание ]: 18 Бpa1mie, cboб0ждшecz t грэха2, nopaбo1mucmecz пра1вдэ. 19 Человэ1ческо глаго1лю, за не1мощь пло1ти ba1шez: я4коже u43бw предста1висте и4ды ba1шz рабы2 нечистотэ2, u6 бeззako1hiю въ бeззako1hie: ma1kw ны1нэ предста1вите и4ды ba1шz рабы2 пра1вдэ во ст7ы1ню. 20 3Егда1 бо раби1 бэ1сте грэха2, свобо1дни бэ1сте t пра1вды. 21 Ki1й и43бо тогда2 и6мэ1сте пло1дъ, w6 ни1хже ны1нэ cmыдume1cz; кончи1на бо о4нэхъ, сме1рть. 22 Ны1нэ же cboбo1ждщecz t грэха2, nopaбo1щшecz бг7ови, и4мате пло1дъ ва1шъ во ст7ы1ню, кончи1ну же жи1знь вэ1чную. 23 3Обро1цы бо грэха2 сме1рть: дapoba1hie же бж7ie, живо1тъ вэ1чный, w6 хгтэ2 i6u7cэ гдсэ на1шемъ. Русский Синодальный перевод: 18 Братья, освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человече­ско­му, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Русский перевод епископа Кассиана: 18 Братья, будучи освобождены от греха, вы были порабощены праведности. 19 По человечеству говорю, ради немощи плоти вашей. Как вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию и впали в без­законие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. 20 Ибо когда вы были ра­бами греха, вы были свободны от праведности. 21 Какой же плод имели вы тогда? дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их - смерть. 22 Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец - жизнь вечную. 23 Ибо плата за грех - смерть, а дар благодати Божией - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " И похоронное шествие превратилось в праздник 22.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 18-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышим за литургией Евангелие от Иоанна, Первосвященническую молитву Спасителя на Тайной Вечери накануне Его Крестных Страданий (Ин. 17, 1—13). Перед лицом смерти, перед лицом того, что предстоит каждому человеку, молится Господь за Церковь Свою, за весь род человеческий. Истина, которой жив человек, означает победу над смертью, потому такой дорогой ценой дается нам истина. Потому со всяким опасением, как самое драгоценное, как жизнь, Господу принадлежащую, как нашу вечную жизнь, мы должны хранить истину. Святые отцы, утвердившие догмат иконопочитания, сокрушившие ересь иконоборцев, говорят нам, что это пасхальная победа Церкви — в утверждении всегдашнего живого присутствия среди нас Господа, Божией Матери и всех святых через святые иконы. Они давно умерли — кто-то, может быть, четыре тысячи лет назад, как праведник Авраам и его племянник Лот, память которых сегодня в календаре. Но они живы, и они присутствуют среди нас через иконы, которые мы видим на иконостасе. Они напоминают нам, что хотя каждому из нас предстоит умереть, мы призываемся быть живыми. Господом нам уготована та жизнь, которая Ему принадлежит. И этой жизни мы должны уже сейчас, прежде чем наступит последний наш переход, приобщиться через истину и через верность, истине святой Церкви. Сегодня мы не можем не размышлять о тайне смерти и потому, что слово Евангельское за литургией напоминает о ней. В конце концов, самое главное в нашей жизни — память о том, каким путем мы идем, что нам предлежит, что Господь уже совершил для нас. Это должно заполнять всю нашу жизнь, если мы надеемся быть вместе со святыми, как всегда молится Церковь о усопших. Этой глубиной мы должны измерять все происходящее с нами. Нам трудно так делать, потому что по естеству своему человек не может постоянно помнить о смерти. Ему кажется, что это отравляет все его земное существование, лишает всех радостей.

http://moral.ru/shestvie/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010