Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «В жизнь вечную…» Памяти Н.С.Лескова 15.02.2023 452 Время на чтение 9 минут Самобытнейший русский писатель, классик мировой литературы Николай Семёнович Лесков (1831–1895) признавался, что с детства «имел влечение к вопросам веры». Религиозно-нравственные представления и устремления во многом определяли его восприятие жизни, литературно-общественную позицию и главное – своеобразие созданного им художественного мира. Христианский характер лесковского наследия до настоящего времени не получил целостного осмысления и освещения. Изучение особенностей религиозно-нравственных оснований поэтики Лескова, проникновение в её глубинный духовный смысл продолжает оставаться одной из первостепенных исследовательских задач. Писатель подходил к религии как истинный художник – с эстетических позиций, открывая в вере «поэзию». Сплавляя евангельские образы: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14: 6) – с «художеством», Лесков рассматривал христианство как «поэзию вечной правды и неумирающей жизни». «Потребность духа, ищущего высшего состояния», религиозные раздумья, «борения» во многом определяли, согласно самохарактеристике писателя, его «трудный рост». Лесков порой проявлял «религиозное своенравие», но в то же время был человеком, «не заглушившим в себе способности любить и уважать истину». Писатель недвусмысленно утвердил своё православное вероисповедание: «Я не враг Церкви, а её друг, или более: я покорный и преданный её сын и уверенный православный». В то же время Лескову не всегда удавалось оставаться «покорным и преданным» сыном Церкви. Горячая человеческая «нетерпячесть» его натуры максималистски требовала, чтобы идеалы христианства с предельной полнотой были реализованы в действительной жизни. Думается, вряд ли продуктивно в научном отношении разделять лесковскую позицию по отношению к вопросу о Церкви на «позитивную» (в начале творчества) и «негативную» (после заграничной поездки 1875 года). До последнего времени в лескововедении эта достаточно условная схема безоговорочно принималась как аксиома. Однако распространённый тезис об отрицательном отношении Лескова к Церкви начиная с середины 1870-х годов на деле остаётся бездоказательным . В традиции советского литературоведения мысль об «антицерковности» Лескова утверждалась даже тогда, когда он рисовал в своих произведениях художественные картины, направленные по существу на защиту религиозных идеалов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/15/...

Скачать epub pdf Содержание Краткая история поисков бессмертия Будет ли такое бессмертие желанным? Проблема греха Слон в комнате     Попытки создания искусственного бессмертия – о которых мы поговорим в этой статье – как бы сдержанно мы к ним не относились, говорят нам нечто важное о нашей природе. Мы существа, с одной стороны, смертные, с другой – глубоко недовольные своей смертностью, как если бы смерть была для нас чем-то недолжным и неестественным. Сама жажда бессмертия, другой, подлинной жизни говорит нечто важное о нашей природе. Человек есть существо, устремленное к бессмертию. Смерть всегда, даже когда она наступает в глубокой старости – есть крушение на взлете. Эта обращенность к бессмертию – причина задуматься о том, что христианский ответ на этот вопрос был верным с самого начала. Но рассмотрим эту тему подробнее. Краткая история поисков бессмертия В самом древнем из дошедших до нас памятников мировой литературы, песни о Гильгамеше, Гильгамеш, потрясенный смертью своего друга Энкиду, отправляется на поиски бессмертия. Наконец, после долгих приключений, он ныряет на дно моря и добывает оттуда растение, которое дает вечную жизнь. Но пока он в изнеможении спит на берегу, растение похищает змея – и оказывается, что смертному, каким бы эпическим героем он ни был, невозможно уйти от своего удела. Первый император Китая, Цинь Шихуан, известный своей грандиозной гробницей с тысячами терракотовых воинов, отправлял специальные экспедиции на поиски эликсира бессмертия, и употреблял средства, которые должны были дать ему вечную жизнь. Теперь мы, правда, знаем, что эти составы были очень вредными, и в реальности только приблизили смерть императора. В средние века алхимики пытались создать эликсир бессмертия – тоже используя ртуть и другие токсичные вещества, эффект от которых мог быть только обратным. Поиски бессмертия популярны и в наши дни – причем за ними стоит убеждение, что уже в течении ближайших десятилетий наука откроет способ радикально продлить жизнь человека – и до открытия этой удивительной технологии нужно только дотянуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

     Учитель окружен веселой толпой детей. Дородные мамочки с радостными лицами приносят по трое-пять-десять своих отпрысков, чтобы Иисус возложил Свою руку на каждого из них (см.: Лк. 18: 15). И даже слегка насупившиеся, исполненные чувства своей важности (от близости к Учителю) апостолы ничего не могут поделать с этим гомоном, щебетом, жужжанием, криками… В этот момент к Иисусу подходит некто из начальствующих . Идет осторожно, стараясь ничем не выдать свою неуверенность. Этот человек привык, что ему подчиняются, привык «владеть ситуацией». Но сейчас он подходит к Тому, Кто, как он слышал, способен разоружить Своими острыми ответами даже самого хитроумного книжника. В нем происходит внутренняя борьба между чувством собственной значимости, за которую он цепляется, и жаждой истины. Ведь для того, чтобы услышать настоящий, подлинный ответ – нужно отрешиться от себя, «возненавидеть душу свою». – Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек спрашивает, что делать ему лично , а Иисус как будто отвечает вообще : – Знаешь заповеди… И перечисляет эти заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать – да, необходимые, данные Богом – но не дающие сами по себе той вечной жизни , о которой спрашивает начальствующий. Он чувствует это. И отвечает Учителю честно: эти социальные нормы он соблюл. Если бы их соблюдения было достаточно, Сам Иисус был бы не нужен. Иисус слышит, что человек готов и хочет идти дальше. Что он жаждет большего. Услышав это, Иисус сказал ему: еще только одного недостает тебе. Самого последнего шага – но пропасть пролегает между ним и теми заповедями, которых достаточно соблюсти, чтобы быть уважаемым человеком. Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах. И приходи, следуй за Мною. Не каждому Христос говорил подобное. Наоборот, порой отговаривал тех, кто воспламенялся мгновенным энтузиазмом: «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8: 20). Готов ли ты к такой жизни? – словно бы спрашивал Спаситель.

http://pravoslavie.ru/88335.html

Беседа 47 Ин.6:53–54 . Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,... 1. Продолжение рассуждения о значении св. евхаристии. – 2. Ученики находят жестоким слово Учителя. – 3. Укоры и порицания нужно делать с простотою. – 4. Предсказание о предательстве Иуды. – Наше спасение, как и наша погибель зависят от нашей свободы воли. – 5. Пример Иуды должен служить предостережением для тех, кто занимают высшее положение. – Алчность, бывшая причиной предательства Иуды, может служить причиной погибели и для каждого из нас. – Презирать бедных, значит предавать Иисуса Христа. – Бесполезность богатств и злоупотребление ими. – Нужно презирать всем временным и искать только вечного. 1. Когда беседуем о предметах духовных, ничто житейское да не будет в душах наших, ничто земное; но все это да будет удалено, все да будет устранено, чтобы мы могли всецело предаться одному слушанию божественных слов. Если при входе царя в город затихает весь шум, то гораздо более в то время, как Дух беседует с нами, мы должны вникать с глубоким безмолвием и с великим страхом. А что сегодня читано, то, действительно, достойно страха. Что же именно, – послушай. Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: «не вкусит смерти» ( Ин.6:52 )? Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве (причащения), чтобы показать, как оно необходимо и что оно непременно должно быть. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа на Евангелие двадцать пятой недели по Пятидесятнице Притча о благодетеле-самарянине (Должно любить других не одним чувством, но и делом) Какое Евангелие читалось сегодня? Притча о благодетельном Самарянине, изреченная Иисусом Христом вследствие двух вопросов, предложенных Ему Иудейским законником: 1) Что делать чтобы наследовать жизнь вечную? И за сим, когда указано было Иисусом Христом законнику, что для этого нужно исполнять предписанные в законе заповеди о любви к Богу и ближнему: 2) Кто мой ближний? Притчею этою Господь научает, что мы должны считать ближними своими и оказывать помощь не одним только своим единоверцам и единоплеменникам, но и всякому человеку, какой бы веры и какого бы рода ни был он ( Лк. 10:25–37 . Зач. 53). ... «Один законник подошел ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На сие сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез... в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из сих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Еще раз о происхождении от обезьяны Правмир Помочь «Правмиру» Фонд Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты EN Вера Беседы о главном Дорога к храму Молитвы Пост Православные праздники в 2024 году Таинства Церкви Жизнь Церкви Люди Церкви Оккультизм и мифы Общество Человек Безопасность Благотворительность Законодательство Викторины Милосердие Патриотизм Политика Работа Экология Семья Взаимоотношения в семье Беременность и роды Воспитание детей Детям До брака Измена. Развод Многодетные семьи Приемные дети Усыновление Аборты. Планирование семьи Здоровье Образование Культура Архитектура Искусство Кинематограф Великая Отечественная Война История Церкви Литература Поэзия Притчи Проза Юмор Нравственное кино Музыкальная гостиная Страницы истории Подкасты Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Дополнительные настройки поиска Фильтр по дате Сортировать по Исключить новости Главная Наука Наука и вера Еще раз о происхождении от обезьяны “Верую в вечную и несотворенную материю, обращающуюся по неизменным законам, К которой сводится вся реальность, И в Эволюцию путем случайных мутаций и естественного отбора, Происходящую от материи и ее законов, Бесцельную от бесцельной, бессмысленную от бессмысленной…» Сергей Худиев 16 декабря, 2011 16 декабря, 2011. Сергей Худиев “Верую в вечную и несотворенную материю, обращающуюся по неизменным законам, К которой сводится вся реальность, И в Эволюцию путем случайных мутаций и естественного отбора, Происходящую от материи и ее законов, Бесцельную от бесцельной, бессмысленную от бессмысленной…» Перед тем как оспаривать какое-либо утверждение — или соглашаться с ним — важно выяснить, что оно означает. Очень часто — и, мне кажется, в разговорах о науке и религии особенно часто — недоумения и даже конфликты возникают из-за того, что одни и те же фразы для разных сторон означают разные вещи. Более того, кроме своего прямого значения, та или иная фраза вызывает в памяти определенные ассоциации и эмоции — и часто дискуссия определяется уже этими эмоциями.

http://pravmir.ru/eshhe-raz-o-proisxozhd...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > Богатство земное и сокровище небесное И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Лк. 18. 18-27) Синодальный перевод Вопрос и ответ В то время, когда множество людей, следуя за Господом, просят у него знамений и чудес, помощи и исцеления в болезнях, некто (у Луки он – «начальствующий», у Матфея – «богатый юноша») вдруг спрашивает Господа о самом главном – о жизни вечной. «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» «Никто не благ, как только один Бог», – возражает Господь, не принимая титула «Благий» из уст юноши, потому что юноша-то как раз и не знает, что перед ним воплотившийся Господь Бог. И, отвечая, Господь напоминает ему заповеди: «Не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельстуй, почитай отца твоего и мать твою». Эти нормы – законы – Бог дал человеку, чтобы он жил по-человечески, и они говорят об отношении людей друг к другу. Юноша отвечает, что все это он «соблюдал от юности своей», то есть что так он и живет. И вот тогда, как замечает евангелист Марк, Иисус, «взглянув на него, полюбил его» – полюбил этого чистого сердцем человека, который искал самого главного и спрашивал о том, что есть «единое на потребу». Но то, что юноша услышал в ответ, он не смог исполнить»:

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ Господи, благослови, Отче! «Благословен Господь Бог Израилев», Бог христианский, «что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1, б8)! Ибо вовсе не попустил творению Своему пребывать во власти идольской тьмы и погибать в служении бесовском. Но прежде скрижалями и законом оправдал род Авраамов, затем же Сыном Своим спас все народы. Евангелием и крещением путеводя их в обновление возрождения, в жизнь вечную. Восхвалим же и прославим Его, непрестанно восхваляемого ангелами, и поклонимся Тому, Кому поклоняются херувимы и серафимы! Ибо, призирая, призрел на народ Свой (1 Цар. 9,16). И не посредник, не ангел, но Сам спас нас (Ис. 63,9), не призрачно придя на землю, но истинно, плотию пострадав за нас,— и до смерти! — и с Собою воскресив нас. Ибо, в плоть облёкшись, к живущим на земле пришёл, распятие же претерпев и погребение, к пребывающим в аду сошёл (см.: 1 Петр. 3,19), да и те и другие,— и живые, и мертвые,— узнают день посещения своего (Лк. 19,44) и пришествия Божия и уразумеют, что Он — всемогущий и всесильный Бог живых и мертвых (Мр. 12,27; Рим. 14,9). И кто столь велик, как Бог наш (Пс. 76,14)? Он, «един творящий чудеса» (Пс. 71,18), уставил закон в предуготовление истины и благодати, чтобы пестуемое в нём человеческое естество, уклоняясь от языческого многобожия, обыкло веровать в единого Бога, чтобы, подобно оскверненному сосуду, человечество, будучи, как водою, омыто законом и обрезанием, смогло воспринять млеко благодати и крещения. Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает своих сынов в жизнь вечную. Моисей ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о воскресении и о жизни в будущем веке.

http://sedmitza.ru/text/443898.html

Поучение 1. Каково устроение христианства 1. ВОПРОС. Почему Павел говорит: Язычники, не имеющие закона, ...сами себе закон ( Рим. 2:14 )? Если они не имели (естественного) закона, то как стали законом для самих себя? ОТВЕТ. Изречение это требует разбора: внутренний человек (наш) помрачился (грехом) и не помрачился, ослеп и частично остался с отверстыми очами, он – мертв и живет в естестве. Никто не может войти в жизнь (вечную) ( Мф. 18:8, 19:17 ) помимо многих испытаний, искусов и поношений. Таким образом, храмина наша должна войти в Царство (Небесное) ( Мф. 19:24 ), лишь подвергнувшись искусу, – никто из неискусных не входит туда. Вот, например, твердая глина: горшечник кладет ее в огонь, затем вынимает, обстукивает молотком и снова кладет в огонь до тех пор, пока она не станет мягкой и из нее можно будет сделать ценный сосуд, годный для услужения владыке. Или воск: на холодном воздухе он тверд, но положенный в огонь начинает мягчать и быть податливым – тогда и принимает он отпечатление и совершенный образ печати. Так и сама душа нуждается в обильном воспитании – много раз ее (следует) вносить в огонь и подвергать испытаниям, чтобы на ней мог отпечатлеться совершенный образ Христа и печать небесная. И горшечник (не раз) ввергает сосуды глиняные ( 2Тим. 2:20 ) в огонь и воду – там одни из них становятся пригодными для употребления, а другие расторгаются и разрушаются. Так и вступающих в испытания и искусы брани (ждет) одно из двух: либо они побеждают, либо падают и гибнут, удаляются от Бога и становятся чуждыми (вечной) жизни. Выдерживающие же испытания и скорби падают и вновь восстают, остаются до конца несгибаемыми и непобедимыми и получают венки победителей. Такова искусная душа: она падает и восстает, созидает (храм свой), одолевается (бесами), и так до тех пор, пока не получает награды своей. Ведь если обратимся к вещам зримым, то (мы увидим), что много детей одновременно ходят в школу, но одни из них – недисциплинированны, другие – актерствующие, третьи – разнузданы, четвертые – ловкачи и лишь пятые – усердны в занятиях и обязательны. Так и в монастырях: много живущих в них совместно братии, но одни из них, благодаря свободе воли, входят в жизнь (вечную), а другие нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? – Миф и его разоблачение Источник Скачать epub pdf Миф: Христос просто учил быть добрым – важно быть милосердным и сострадательным, а вера в определенные догматы , следование каким-то обрядам – это придумано людьми уже после Него. Как формулирует это известная писательница Людмила Улицкая, отвечая на вопрос интервьюера «Милосердие важнее принципов веры? Сострадание превыше заповедей?»: «Несомненно. Именно это и проповедовал Иисус из Назарета». А на самом деле? Есть латинская фраза Aut Deus Aut Malus Homo. Она восходит к средневековому мыслителю Фоме Аквинскому и означает «Или Бог , или плохой человек». Дело в том, что Иисус, которого мы встречаем в Евангелии, говорит вещи, которые можно счесть добрыми и нравственными только в том случае, если именно религиозное послание Евангелия – истинно. Например, «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мф 10:37–39 ). Речь идет о мученичестве – ученик Христа должен быть готов в к тому, что его отвергнут самые близкие люди, а образ несения креста для слушателей Иисуса был мучительно ясен – приговоренных заставляли нести горизонтальную перекладину креста, на которой их распнут. Нести крест – означало идти на лютую смерть. Потерять душу ради Христа – умереть за Него. И вот Христос не только призывает людей к мученичеству за Него, но и обещает, что в конечном итоге они обретут жизнь вечную и блаженную. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин 6:47 ). Это обещание либо истинно, либо нет – и если оно ложно, то нет ничего доброго или мудрого в том, чтобы призывать людей к мученичеству под ложные обещания. Человек, который говорил такие вещи, которые говорил Иисус, действительно, или Бог , воскрешающий мертвых, или плохой человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010