Ответить 6. Выберите дни недели, в которые Великим постом запрещено совершать Литургию Преждеосвященных Даров: 1 2 3 4 5 6 7 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Ответить 7. Выберите дни, в которые, в продолжении Святой Четыредесятницы, по преимуществу совершается Литургия Преждеосвященных Даров: 1 2 3 4 5 6 7 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: В современной практике Православной Церкви Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток каждой седмицы Великого поста, а также в четверг пятой седмицы, в день Обретения главы Иоанна Предтечи, в день Сорока мучеников Севастийских и храмового святого, если они придутся на понедельник, вторник или четверг. Литургия Преждеосвященных Даров совершается также в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице. На Праздник Благовещения, на какой бы день седмицы поста он ни пришелся, совершается полная Литургия. Ответить 8. Почему во время Литургии Преждеосвященных Даров звонят в колокольчик? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты богослужения. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся опускаются на колени, а при повторном — поднимаются. Первый раз звонят во время перенесения Святых Даров на жертвенник. Второй раз звонок колокольчика напоминает верующим о преклонении колен, когда священник произносит слова: «Свет Христов просвещает всех!». После произнесения слов снова звонит колокольчик — с колен можно встать. Ответить 9. Согласно современной практике, совершению Литургии Преждеосвященных Даров (в соединении с вечерней) непосредственно предшествует (-ют):

http://azbyka.ru/test/liturgiya-prezhdeo...

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды». 2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.: «Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время. Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы Возможность присутствовать за богослужением. Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой. Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться. Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением. Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии». 3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Таин натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.: «Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

То, что почти все тексты служебника даются полностью, может быть несколько утомительным для опытных священнослужителей, знающих многое наизусть, но будет, несомненно, полезным для тех, кто только начинает служить, или тех, кто все тексты принципиально произносит по книге, чтобы ничего не напутать и не исказить. Указания на молитвословия, исполняемые хором или чтецом, даются мелким кеглем в виде начальных фраз песнопения или читаемого текста, что позволяет священнослужителю, с одной стороны, следить за ходом службы, с другой — помогает быстро находить глазами текст ектении, молитвы или возгласа, которые даются гораздо крупнее и сразу видны из-за контраста кеглей. Первая часть «Великопостного служебника» охватывает период Святой Четыредесятницы: повторяющиеся службы седмичных дней, а также последование утрени в «заупокойные» субботы, устав Недели Крестопоклонной с особенностями выноса Честного Креста, последование утрени в четверг пятой седмицы («Мариино стояние») и утрени в субботу пятой седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы). Заключает книгу последование Пассии и Месяцеслов с февраля по апрель. Для удобства пользования изобразительны и вечерня даются в двух вариантах: первый вариант — когда нет Литургии Преждеосвященных Даров, второй вариант — когда она совершается. Поскольку дней без Литургии Преждеосвященных Даров больше, в книге сначала завершается цикл для этих дней: изобразительны, вечерня, лития об усопших, великое повечерие. А затем уже дается вариант для среды и пятницы (или другого дня, если на него попадает праздник храма или святого): изобразительны с соответствующим окончанием, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров. В начале изобразительных для удобства помещены входные молитвы. В последовании великого повечерия вариант для первых четырех дней первой седмицы с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского выделен из общего последования декоративными разделителями. Литургия Преждеосвященных Даров изложена последовательно, с богослужебными особенностями, принятыми в настоящее время: перенос Даров на антифонах 18-й кафисмы, раскрытие антиминса на сугубой ектении и т.п.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

Митрополит Иларион: Божественная литургия — это служба, за которой происходит преложение, то есть изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Это богослужение носит праздничный характер, даже если совершается в будни. В Великий пост полная Литургия по будням не совершается, потому что в знак покаяния Церковь как бы отказывается от самого главного, чем она обладает, — от совершения Тайной вечери. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия вообще не совершается, а по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По своей форме это вечерня, за которой верующие причащаются Святых Даров, освящение которых произошло в предыдущее воскресенье или субботу. Это богослужение очень сильно отличается по своей структуре, по своему молитвенному настрою от обычной Литургии. Прежде всего, оно носит глубоко покаянный характер и, по уставу, должно совершаться вечером. Однако до недавнего времени эта Литургия почти повсеместно совершалась у нас по утрам — и в восемь утра мы пели вечерние песнопения: «Пришедше на запад солнца…, видевше свет вечерний..., воздеяние руку моею, жертва вечерняя» и так далее. Но сейчас возвращается древний обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров по вечерам. Например, в храме, где я служу, на Большой Ордынке в Москве, эту Литургию мы служим и утром, и вечером по средам и пятницам Великого поста для того, чтобы могли прийти и те, кто работает днем, и те, кто не работает, например, пенсионеры. И. Семенов: На наступающей неделе эти богослужения будут совершаться в том же порядке? Митрополит Иларион: На Страстной седмице Литургия Преждеосвященных Даров совершается все первые три дня — в понедельник, вторник и среду. Мы планируем совершать ее каждый день утром, а в среду — также вечером, чтобы люди, которые днем работают, смогли в ней участвовать. И. Семенов: Хотел бы уточнить один вопрос. Ведь если человек собирается причаститься, он должен ничего не есть с начала суток — то есть с полуночи. Выходит, тот, кто хочет причаститься вечером за Литургией Преждеосвященных Даров, не должен есть почти целые сутки?

http://pravoslavie.ru/69985.html

— среду и пятницу в период Святой Четыредесятницы; — в четверг 5й седмицы Великого поста; — 24 февраля (1е и 2е Обретение главы святого Иоанна Предтечи); — 9 марта (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; — понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; — в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Если мы примем условие считать только полиелеи Типикона: свт. Алексия Московского , Обретение главы Предтечи и свв. 40 мучеников), получается от 15 до 19 возможных дней служения этой литургии в году. Полиелеи дают дополнительные дни служения, Благовещение один день может “отобрать”. Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная Литургия совершается утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние богослужения. Каковы основные особенности Литургии Преждеосвященных Даров? Отсутствует первая часть полной Литургии — проскомидия; Литургия предваряется службой не только 3го и 6го, но и 9го часа с последованием изобразительных; начиная со среды 4й седмицы Великого поста сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению», то есть ко Крещению, которое в древней Церкви совершалось в Великую субботу; согласно традиции, распространённой исключительно в Русской Церкви на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев, которых на обычной Литургии причащают только Кровью Христовой; в некоторых храмах Литургия Преждеосвященных Даров иногда совершается в вечернее время, так как соединяется с вечерней, что дает возможность учащимся и работающим в утреннее и дневное время посетить богослужение. Почему во время Литургии Преждеосвященных Даров звонят в колокольчик? Звоном колокольчика отмечаются те моменты богослужения, во время которых полагается преклонять колени. В чине литургии преждеосвященных Даров таких момента 4: Во время перенесения Даров с престола на жертвенник (при чтении 3го антифона кафизмы); При возгласе священника «Свет Христов просвещает всех» перед чтением 2й паремии. При пении «Да исправится…» Во время Великого входа.

http://azbyka.ru/liturgiya-prezhdeosvyas...

Я постараюсь, братия мои, изложить вам, при помощи Божией, в подробности весь состав и значение этой божественной литургии, причем опять обращено будет особенное внимание ваше на служение архиерейское. Вам, братия мои, легче следить за моими объяснениями, потому что вы уже знаете состав и значение часов и вечерни, с которыми обыкновенно соединяется литургия Преждеосвященных Даров, а также состав и значение полной литургии Василия Великого и Иоанна Златоустог о, к которой она относится, как часть к своему целому. Притом же теперь вы сами присутствовать можете при этой божественной службе, сами можете следить за совершением её и за священнодействиями её. Испросим же все вместе у Господа нашего Иисуса Христа благословения и всеукрепляющей благодати Его на предстоящее дело. Господи и Владыко живота нашего! Ты, по слову св. Иоанна Златоустог о, приемлешь милостиво и доброе желание наше, и радостно приветствуешь всякое доброе намерение наше, не отврати лица Твоего от нас недостойных рабов Твоих, даруй нам дух премудрости и разума, дух любви и терпения, дух сокрушения и умиления, дух дерзновения и упования на Тебя, – единого Спасителя нашего и Господа, особенно благопотребные нам при настоящем труде нашем, приими труд сей и усердие наше с такою же любовию и благоприветливостию, с какою Ты принял некогда две лепты вдовицы ( Мк.12:43 ), с какою внимал Ты детскому лепету детей еврейских, воспевавших Тебе: «Осанна!»( Мф.21:16 ) – с какою принимаешь хвалу и благодарение от последнего из созданий Твоих; сотвори неизреченною милостию Твоею, да будет труд сей для нас недостойных укреплением среди подвигов поста и покаяния, очищением для души нашей от помыслов нечистых и преступных, поощрением к нравственному исправлению и улучшению нашему. Ей, Господи и Владыко живота нашего, услыши молитву нашу, и ниспосли благословение Твое на нас и на предлежащий труд наш! Аминь. Поучение II Прежде объяснения самой литургии Преждеосвященных Даров, позвольте, братия мои, предложить вам несколько предварительных сведений о происхождении её, о причинах её установления и о времени, в которое она ныне совершается. Эти сведения весьма полезны будут нам впоследствии при объяснении самой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Бог дарует нам это особое время для того, чтобы мы ощутили себя в том положении, в каком ощущали себя Адам и Ева, когда были изгнаны из Рая, чтобы мы осознали: все, что Господь дает нам в Церкви, – Его неизреченный Дар, который мы получаем вопреки нашему недостоинству, несмотря на наши грехи. Поэтому по понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия вообще не совершается и Господь не предлагает нам Свою Чашу, Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь. Но по средам и пятницам Святой Четыредесятницы для того, чтобы мы не ослабли, чтобы у нас хватало сил в том числе и на покаянный подвиг, Церковь установила совершение особой Литургии, которая по церковному уставу совершается в вечерние часы – Литургии Преждеосвященных Даров. Это не та праздничная Евхаристия, в которой мы участвуем в субботние, воскресные и праздничные дни, но Литургия, на которой нам предлагаются заранее освященные хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Спасителя. Эти хлеб и вино по своему качеству ничем не отличаются от обычных Святых Даров, от тех хлеба и вина, которые становятся Кровью и Телом Христа на полной Литургии. Но сам чин Литургии Преждеосвященных Даров очень сильно отличается от того, к которому мы с вами привыкли: он наполнен покаянными молитвами, ибо основной тон ее − не в ожидании сошествия Святого Духа на нас и на предлежащие Дары, а в поклонении Господу Иисусу Христу, Который присутствует здесь, среди нас, в уже Преждеосвященных Дарах. Великий пост напоминает нам о качестве нашей жизни, о том, что каждый человек на протяжении жизненного пути ставится перед лицом Божиим и перед судом своей совести, что каждый из нас, подобно Адаму и Еве, в какой-то момент своей жизни уклоняется от правды Божией, совершает грехи, вкушает от древа познания добра и зла, от которого Господь запрещает нам вкушать. И в то же время пост напоминает нам, что для Адама и Евы, как и для всех их потомков, оставалась надежда на покаяние, оставалась возможность искупить свои грехи теплой и слезной покаянной молитвой.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

На литургии преждеосвященных даров, совершаемой в Великий пост по средам и пятницам, во время вечерни (соответствующей второй части полной литургии) «по вечернем входе, как по малом на полной литургии, бывает чтение Писания, и первая паремия («напутствие», чтение из Ветхозаветного Писания. – А.М.) заменяет чтение из книг апостольских, а другая – чтение Евангелия. После первой паремии отверзаются царские врата, и священнослужащий, обратясь к предстоящим, крестообразно благословляет их светом светильника и благоухающим кадилом, бывшими при уготовлении преждеосвященных даров и изображающими свойства истинной Премудрости, произнося: “Свет Христов просвещает всех!” Это действие… знаменательно изображает плоды слова Божия, отверзающего для нас путь к Богу, просвещающего и услаждающего нас… При свете светильника и курении фимиама – сих знаков жизни святой и блаженной – предстоящие повергаются на землю: ибо сей свет и фимиам истекают от святых страшных таин Тела и Крови Христовых и представляют Самого Христа» . Литургия преждеосвященных даров, по крайней мере с XIV века, именуется на Руси «Просвещенной службой» . Представлением о световой и одновременно словесной природе Христа, именуемого в Евангелии от Иоанна не только «Светом» (1: 9), но и «Словом» (1: 1), определяется самая суть веры в личного Бога, ибо словесное начало и образует личность Бога, а также личность человека, созданного по образу и подобию Божиему. Отсюда понятие о просвещении как духовно-молитвенном (даже в «безмолвии» и «молчании» словесно совершаемом) общении личной и вечной человеческой души с личным и вечным Богом. Внутренний молитвенный разговор души со Словом Божиим видится и самим молитвенником, и внешними наблюдателями в духовном свете, освещающем душу и излучающемся из нее вовне, по сказанному: «Вы есте свет мира… Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5: 14, 16). Душа при этом не растворяется в Боге, но сохраняет, питает и проясняет свою богозданную, вечную, неповторимую особенность, образ Божий в себе.

http://pravoslavie.ru/32783.html

Сейчас некоторые люди пытаются пересмотреть традиции последних веков, и им кажется, что раз Литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни, то надо служить ее вечером. Но при этом не учитывают ни духовного состояния верующих, ни упадка веры последнего времени. Если начинать Литургию Преждеосвященных Даров после 18 часов, то человек может успеть на нее после работы, на работе он может пообедать часов в 12 и причаститься вечером. То есть всюду успеть: и поработать, и поесть, и причаститься, пусть последнее и произойдет на бегу после суеты рабочего дня. Получается, причаститься просто для того, чтобы причаститься. Но – духовная польза, действенность причастия определяется и тем, как ты причастился. Ранее, Причастие относили к вечеру, чтобы подготовиться к нему еще более строгим пощением. А мы имеем другой результат – Причащение между обедом и ужином в суете. Церковь нисходила к немощам людей и давала им Причастие и в пост, а тут просто удовлетворяется потребность некоторых людей причащаться всегда и без подготовки. Мне со своей совсем маленькой колокольни видится разумным практику вечернего причащения поддерживать в монастырях, это будет и для духовной пользы монашествующих и для мирян, ищущих большего подвига. Кто желает причаститься вечером, может пойти в монастырь и причаститься вечером. И разрешатся всякие уставные сложности. Когда, например, читать великопостные часы? Странно их совершать вечером. В.Розанов считает возможными две схемы совершения богослужения ( Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1998, с. 430-431). В одном собрании, то есть все богослужения вместе, начиная с третьего часа (9 час по нашему времени). И в двух собраниях, то есть 3, 6, 9 часы, изобразительные вместе, а затем позже, как говорит устав в «вечерний час» Литургию Преждеосвященных Даров. Это богослужение должно начинаться в 15 часов по нашему времени. В монастыре же часы могут прочитываться, когда подобает, затем совершаться обедница или изобразительны, а вечером будет Литургия. А иначе трудно себе представить батюшку, обремененного многими заботами по храму и своей семьёй, который бы приезжал утром в храм, служил бы часы, ждал вечера и совершал Литургию, при этом держа по возможности совершенный пост.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/po...

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (утвержденная на заседании Священного Синода 27 марта 2007 года и рекомендованная епархиальным преосвященным и священнослужителям в качестве руководства при организации епархиальной и приходской миссионерской работы) — первый общецерковный документ в новейшей истории, говорящий о необходимости возрождения огласительной практики Церкви и указывающий на каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации. В Концепции также говорится о том, что «ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации». Миссионерское богослужение — одна из форм миссионерства. И здесь сразу необходимо уточнить: миссионерское богослужение — это, прежде всего «технический» термин, который вовсе не говорит о том, что совершается принципиально новое богослужение. Литургия в Церкви, прежде всего Божественная, и на это должно обращать внимание всех участников богослужения. Расскажем о накопленном опыте совершения подобных богослужений. 14 апреля 2005 года в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна была совершена Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Литургия Преждеосвященных Даров — одно из наиболее сложных и непонятных для прихожан богослужений. Практика совершения подобного богослужения с разъяснениями дала возможность постепенно пояснить необходимость совершения Литургии в вечернее время. Многие приходы постепенно возвращаются к древней традиции совершения Литургии Преждеосвященных Даров вечером, так как это соответствует литургическому преданию Церкви и, что немаловажно, дает возможность принять участие в богослужении работающим людям, которые в утреннее время при всем желании не имеют возможности участвовать в богослужении.

http://e-vestnik.ru/church/opyt_bogoobsh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010