Введение I. Общая характеристика новозаветного толкования Ветхого Завета а) Основоположения новозаветного толкования б) Виды новозаветного толкования аа) Действительность типа вообще и библейского в особенности. Понятие последнего бб) Частнейшие свойства типа в отличие его от символа, притчи и аллегории II.Чacmhaя характеристика новозаветного толкования (Ветхого Завета) а) Новозаветное толкование ветхозаветной истории 1. Новозаветное толкование истории творения 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 3. Толкование истории грехопадения. Прообраз Христа в Адаме по падении 4. Толкование истории потомства Адамова до родоначальника Израильского народа Авраама 5. Авраам по новозаветному толкованию 6. Мелхиседек в его личном прообразовательном значении и в его отношении к Аврааму 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию 8. Судьба Содома и Гоморры 9. История народа Божия до исполнения данного Аврааму обетования о наследовании земли обетованной 10. Семя Авраамово в земле обетованной б) Новозаветное толкование ветхозаветного закона А) Внутренняя сторона ветхозаветного закона, по новозаветному толкованию. Общий характер Частный характер ветхозаветного закона с его внутренней стороны, по новозаветному толкованию 1. Закон и обетование (Мф. 5:17; Рим. 3:31; Гал. 3:16, 19, 21) 2. Заповеди закона и исполнение их, как условие к получению обетования: Новозаветный закон, как «πλρωσεις» ветхозаветного 3. Новозаветное, толкование ветхозаветного закона по духу его: новозаветный закон как ναπλρωσις ветхозаветного Б) Внешняя сторона ветхозаветного закона по новозаветному толкованию: новозаветное как ντ αναπλρωσις ветхозаветного. 1) Священные места ветхозаветного Богослужения по типологическому толкованию их в Новом Завете 2) Священство Левитское по новозаветному толкованию 3) Священные времена ветхозаветного Богослужения по новозаветному их толкованию 4) Священные действия ветхозаветного теократического института, по новозаветному толкованию а) Обрезание (Περιτομ) б) Жертвоприношения в) Левитская чистота В) Ветхозаветное предсказание 1. Общий характер ветхозаветных пророчеств в духе новозаветного толкования 2. Частный характер ветхозаветного предсказания, как боговдохновенной истории Нового Завета в Ветхом  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Часть первая Глава I. Отношение иерусалимского храма, как места еврейского богослужения, к ритуальной стороне еврейской религии По первому и ближайшему своему понятию, и назначению иерусалимский храм был местом богослужения евреев. Посему, для выяснения значения храма иерусалимского в ветхозаветной истории еврейского народа надлежит, прежде всего, на основании закона Моисеева и еврейской истории указать отношение храма, как места еврейского богослужения, к ритуальной стороне еврейской религии. Предписания о месте богослужения для евреев находятся в разных местах законодательства Моисея. В первый раз трактуется об этом в Исх.20:24 . Здесь Господь дает такой закон евреям о месте богослужения: «алтарь их земли сотворите Ми, и пожрете на нем всесожжения ваша и спасительная ваша, и овцы и тельцы ваша, на всяком месте, идеже нареку имя Мое тамо, и приду к тебе, и благословлю тя». Обращаясь к текстуальной критике приведенного свящ. отрывка, мы находим, что слав. перевод верно передает греч. перевод LXX, который в пункте этого стиха, касающемся места богослужения, читается:…( κα τος μσχους μν ) ν παντ τπ , ο ν πονομσω τ νομ μου κε , κα ξω πρς σ κα ελογσω σε ; текст этот, за малыми изменениями, почти одинаков во всех переводах и списках LXX. Как видно, в предлагаемых слав. и греч. текстах слова «на всяком месте» и следующее далее придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» относятся к предыдущему главному предложению, содержащему предписание о приношении жертв на земляном жертвеннике, но не относятся к последующему главному предложению «и приду к тебе и благословлю тя», ибо между этими предложениями стоит союз «и» 1 , который соединяет между собой только одинаковые по синтаксическому значению предложения, так называемые «сочиненные», а не «взаимоподчиненные», и который, следовательно, указывает, что придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» не находится в состоянии подчинения, как придаточное, следующему за ним главному предложению «и Я приду к тебе», т.е. не относится к нему, а следовательно, относится только к предыдущему главному предложению «и пожрете на нем всесожжения ваша .... на всяком месте».... Таким образом, судя по смыслу этого 24 стиха по тексту греч. LXX и слав. Господь ясно предписывает евреям делать земляной жертвенник и приносить на нем свои жертвы на всяком месте, где Господь «наречет имя Свое», т.е. где последует богоявление 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Ветхозаветно-еврейское богослужение Чтобы правильно представлять возникновение христианского богослужения и его чина, нельзя забывать, что апостолы и наиболее значительные члены первенствующей церкви были евреи, и если вера и упование их были уже не ветхозаветные, а новые, то молитва и богослужение их не могли далеко выступать из тогдашних иудейских форм. Богослужение и обряд по существу своему консервативны; здесь святость измеряется древностью... Религиозное одушевление, охватившее апостолов и других учеников Христовых по воскресении Христовом, проявляется в том, что они целые дни проводят в храме («бяху выну в церкви») 3 , который Христос пришел упразднить, где, конечно, хвалить и благодарить («хваляще и благодаряще») Бога можно было в еврейских обрядовых формах. Если мы обратим внимание на эти формы, то для нас станет видно, какое влияние оказали они на последующее развитие христианского богослужения. Ветхозаветное храмовое богослужение Хотя сущность еврейского храмового богослужения составляли жертвы, но всегда в него привходил музыкально-певческий элемент настолько, что храмовое богослужение как бы все превращалось в музыку и пение 4 , а на последнее смотрели, как на особый вид обетной жертвы подле вещественных жертв 5 . Чин жертвенного псалмопения Установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв 6 , сопровождение их звуком труб 7 стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки 8 . У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника c трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма c аккомпанементом музыки, так что жертва горела под звуки этого пения и музыки. Пение псалма при ежедневной жертве начиналось собственно с излияния вина на жертву, потому что пение возможно только в радости сердца, а вино, говорили раввины, «веселит Бога и людей» 9 . Псалом при пении разделялся на три части довольно продолжительными паузами; на этих паузах замолкали пение и музыка и раздавался только звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты подымали тон 10 , и это было знаком для священников трубить. На этих торжественных перерывах псалма народ падал ниц, поклоняясь Господу. Т.е. звук священных труб слышан был три раза в обыкновенные дни при жертвоприношении. (В навечерие субботы трубили до этого еще два раза: первый раз, чтобы оставить работу; 2-ой раз для отделения будня от праздника). По исполнении псалма народ восклицал «Аминь. Аллилуиа» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

I век. Апостольское богослужение Богослужение по Деяниям По Дееписателю, первые новообращенные христиане в Иерусалиме «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» 81 . Весь день их был как бы непрерывным богослужением, которое состояло прежде всего в «учении апостолов» ( ν τη διδαχη τω ν ποστλων) 82 ), т. е. в повествованиях их о жизни и проповеди Спасителя, которые впоследствии составили содержание письменных Евангелий, и в наставлениях самих апостолов, изложенных потом некоторыми из них письменно в посланиях. К этому учению, благодаря свежести событий и живости воспоминаний, заключавшему в себе особенную сладость, присоединялось тесное «общение» ( κοινωνα) верующих между собою, доходившее до всегдашней неразлучности их друг с другом и до общения имуществ, но особенно ярко выражавшееся и достигавшее зенита своего в «преломлении хлеба». Под «преломлением хлеба» разумеется евхаристия 83 при общих трапезах. Эти трапезы на основании заповеди Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание», без сомнения, с самого же начала получили богослужебное значение: они заключали воспоминание о смерти Господней и признание жертвенной цены за этой смертью , а также были выражением внутреннего общения учеников между собою. Тем не менее трапезы эти первоначально не имели исключительно литургического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания 84 . На ряду с преломлением хлеба Дееписатель ставит «молитвы». Мн. ч. «молитвы» указывает на различные молитвы, которые могли быть частью новыми, не связанными формулой христианскими молитвами, частью псалмами и употребительными у иудеев молитвами 85 . Эту общую картину тогдашней христианской жизни, являющуюся по особому характеру этой жизни вместе и картиной богослужения, Дееписатель представляет нагляднее, когда прибавляет: «и каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» 86 . Здесь богослужение первых христиан представляется в двух видах: с одной стороны они участвуют в еврейском, ветхозаветном богослужении храма и должно быть находившейся при нем синагоги, с другой – имеют в качестве восполнения к нему и свое домашнее богослужение. Что первые христиане посещали храм и участвовали в его богослужении, это было весьма естественно. Они в данном случае делали не другое что, как то, что делал сам Христос. Он именно в храме учил народ, и Его даже снедала ревность по нем 87 . Апостолы по вознесении Христовом и до Пятидесятницы ежедневно ходили в храм 88 , и после нее мы очень часто видим их в нем 89 . Правда, христиане знали теперь только прообразовательное значение за многими вещами, на которые раньше смотрели как на существенные; но молитвы, жертвы и богослужебные обряды Ветхого Завета говорили их душе и теперь не менее от того, что они узнали их настоящий смысл 90

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Заповедь о едином месте для поклонения Богу (Втор. 12) Содержание Место главы 12 в книге Второзаконие Структурный анализ Втор. 12 Экзегетический анализ Втор. 12 А: Введение (12:1) B: Борьба с язычеством и истинное поклонение Яхве (12:2–7). C: Другой характер богослужения в Земле Обетованной (12:8–9). D: Все жертвы следует приносить только в центральное святилище (12:10–14) E: Домашний убой скота: разрешение (12:15–16). X: Жертвенная трапеза пред Яхве (12:17–19) É: Домашний убой скота: разъяснение закона (12:20–25) D: Все жертвы следует приносить только в центральное святилище (12:26–27) C: Исполнение законов – условие благополучия человека (12:28) B: Отвержение чужих богов (12:29–31) А: Заключительное требование (12:32) Аллюзии на Втор. 12 в исторических книгах Ветхого Завета. Место закона о едином святилище в ветхозаветном богословии Список использованной литературы.     12 глава Второзакония – один из наиболее известных фрагментов книги, причем многие считают его ключевым в истории возникновения всей книги. Тенденциозная интерпретация содержащихся здесь предписаний о едином месте богослужения в Израиле стала фундаментом для документальной гипотезы, да и до сих пор толкование этого отрывка является предметом разногласий между экзегетами. В настоящей статье предлагается всесторонний анализ этой главы, в том числе подробный разбор постановления о едином месте для богослужения. С почти абсолютной уверенностью можно говорить о том, что 12 глава Второзакония – один из самых известных фрагментов этой книги. Причем ее популярность во многом связана с развитием библейской критики. В 1805 году вышла в свет монография Вильгельма де Ветте, в которой посредством истолкования содержания данной главы в тенденциозно-критическом духе был сформулирован тезис о том, что книга Второзаконие написана во времена царя Иосии как юридическое основание его политики централизации богослужения в Иерусалиме. Это положение стало краеугольным камнем литературной критики Пятикнижия XIX века, а сама 12 глава Второзакония получила в библейских исследованиях наименование «закон об алтаре» (the altar law) 1 . В результате и адепты документальной гипотезы, и ее противники стали обращаться к анализу Втор. Втор.12 , находя в ее тексте свидетельства pro et contra документальной гипотезы. Следствием такого пристального изучения стало то, что «о двенадцатой главе Книги Второзаконие было написано больше, чем о какой-либо другой» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

архимандрит Феогност Из ста пятидесяти псалмов, составляющих содержание канонической Псалтири, почти каждый имеет так называемые надписания. Это иногда небольшие, а иногда довольно подробные 1 тексты, крайне разноречивые в отдельных редакциях Библии 2 , весьма трудные для понимания и экзегетического истолкования. Некоторые из надписаний представляют своего рода камень преткновения для толкователей, по собственному их признанию. Рядовой читатель Псалтири обычно проходит мимо их, сосредоточивая все свое внимание на содержании псалма. Большинство экзегетов видит в этих надписаниях реликты древних указаний к исполнению псалмов в ветхозаветном храме, прежде всего в музыкально-вокальном отношении. Для такого понимания имеются свидетельства в самом ветхозаветном тексте. Так, в книге Паралипоменон прямо указывается, что Давид давал указания «главным певцам» храма о музыке и пении (1 Паралипом. 25, 6 и др.). Отцы Церкви (св. Григорий Нисский , блаж. Феодорит и др.) были склонны усматривать в некоторых из надписаний нечто большее. Они придают им мессианский смысл. Не приходится возражать против того, что надписания относятся к исполнению псалмов в храме древних евреев. Однако нельзя говорить, что они имеют узкий интерес. В них можно найти то, что несомненно имеет общий интерес и для сознания верующих Православной Церкви. Мы увидим ниже, что некоторые из надписаний расширяют наши знания о богослужении, укрепляют в мысли о преемственности его от древнейшего христианского и ветхозаветного богослужения, оживляют чувства молящегося и т. д. Оставаясь в рамках журнальной статьи, рассмотрим некоторые из надписаний, наиболее характерные в указанном отношении 3 . Пятьдесят пять псалмов, из которых сорок четыре принадлежат к так называемой первой части Псалтири 4 , девять к последующей и два к конечной, надписаны в подлинном (мазоретском) тексте Библии древнееврейским словом «ламнацеах». Греческие переводчики ветхозаветного текста и, соответственно им, наши переводчики Библии на славянский язык перевели это древнееврейское слово буквальным выражением «в конец». Темный смысл его не может не вызвать некоторого недоумения. В самом деле, что может означать одно из таких надписаний, как «в конец Давиду», «в конец сыном Кореовым» и т. п.? О каком «конце» говорит надписание и какое отношение имеет это слово к содержанию псалма или к употреблению его в храмовом богослужении, если признавать, что надписания – указатели исполнения псалмов?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nekotor...

М.С. Красовицкая Лекция 9. Суббота в годовым и седмичном богослужебном круге С субботой связано очень много проблем; редко где субботнее богослужение совершается правильно, в нем много подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Материал этот не собран, не скомбинирован. В пособии К. Розанова Устав субботы расписан очень подробно, очень тщательно. В книге владыки Афанасия (Сахарова) о заупокойном богослужении рассматривается не только субботнее богослужение, но в первую очередь субботнее. Есть труды по Триоди, посвященные и чинопоследованиям, и их осмыслению, в частности, книга В. Н. Ильина «Запечатанный гроб и Пасха нетления». В этом и других трудах будет говориться об особенных субботах года, о главных субботах года, – о Лазаревой и Преблагословенной, но вы, к сожалению, пока не найдете статей, обобщающих сведения Типикона, исторические данные, толкования, касающиеся вообще субботнего богослужения и его места в Типиконе. Между тем, это богослужение стоит совершенно особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак месяцеслова, но суббота – это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить. Итак, в чем же, собственно, состоит дело? Проблема уводит нас вглубь – конечно же, мы вспоминаем 4-ю заповедь Декалога: «Помни день субботний». Эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т.к. главным днем для нас является воскресенье. Это главный праздник года, это главный праздник седмицы, это день неделания мирских дел. В древности он назывался днем Солнца, днем осьмым, т.е. днем, выходящим за рамки тварного мира и времени, принадлежащим будущему веку. Можно говорить о целом богословии воскресного дня. Да, значение этого особенного дня, седьмого дня перенесено на воскресенье, но то же ли самое есть новозаветное воскресенье, что и ветхозаветная суббота? Нет, конечно же, не то же самое. Парадоксальным образом суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении. И воскресенье – это не то, что суббота в контексте Ветхого Завета и тогдашнего богослужения. Здесь, собственно, можно видеть корень противоречия. Это как бы тот «день седьмой», о котором говорит заповедь, но все-таки и не тот день. Суббота потеряла свое прежнее непреложное, абсолютное значение – и все-таки навсегда осталась выделенной в течение седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГИМНОГРАФИЯ [греч. μνογραφα - песнотворчество, от μνος - гимн, песнь и γρφω - писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны и имеют долгую историю. Истоки христианской Г. Ветхозаветная Г. (в широком смысле слова) представлена прежде всего псалмами и библейскими песнями . Схожие поэтические произведения встречаются и в лит-ре, предшествовавшей формированию книг ВЗ - среди шумер. и ассир. клинописных текстов ( Vanderburgh F. A. Sumerian Hymns. N. Y., 19664; Cumming C. G. The Assyrian and Hebrew Hymns of Praise. N. Y., 19664). По формальным признакам евр. псалмы значительно отличаются от произведений древнегреч. поэзии (подробнее см. ст. Поэзия библейская ). Большинство ученых согласны в том, что мн. псалмы Псалтири имели литургическое употребление уже в ветхозаветном богослужении . В Кумране помимо канонических псалмов (с чтениями, отличающимися от масоретского текста, причем иногда значительно) найдены по крайней мере 15 апокрифических (11QPsa; 4QPsf; 4Q522; 1QPsb; 11QapocPs), часть к-рых впосл. помещалась в христ. переводах Библии (напр., Пс 151; Сир 51. 13-30). По модели библейских псалмов в кумран. общине было написано более 30 «Благодарственных гимнов» (1QH, или Hodayot). Раннехристианская Г. Для апостольского периода невозможно определить четкие критерии отличия гимнов от молитв, благословений, славословий и вероисповедных формул (ср.: Деян 16. 25). Исследователи также расходятся во мнениях, что именно имеется в виду в Еф 5. 19 под «псалмами, славословиями и духовными песнями» (греч. ψαλμος κα μνοις κα δας πνευματικας; ср.: Кол 3. 16). В то же время составление христианами гимнов и использование их в богослужении засвидетельствовано не только христ., но и внешними источниками. Так, в письме Плиния Младшего имп. Траяну, написанном в 107-115 гг., говорится, что христиане собираются вместе и до рассвета воспевают Христа как Бога ( Plin. Jun. Ep. 10. 96).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Глава 28 1–5. Учреждение ветхозаветной иерархии и священные одежды. 6–39. Одежды Аарона-первосвященника. 40–43. Одежды сынов Аароновых. Исх.28:1 .  И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. Учреждение ветхозаветной Иерархии. До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником, – приносил жертвы ( Быт. 12:7, 22:2, 26:25, 28:18 ). С устройством же скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним, как первосвященником ( Лев.21.10 , Исх. 20:7 , Чис. 35:28 ), во главе. Для служения при скинии они предназначаются Богом еще в Египте ( 1Цар. 2:27–28 ), и оно дается им как дар ( Чис. 18:7 ). Но, будучи делом свободного божественного установления, избрание священников из колена Левиина вызывалось, можно думать, его сравнительной нравственной чистотой и религиозностью. Если даже не придавать особенного значения свидетельству еврейского предания, что пред исходом из Египта колено Левиино повело борьбу за исповедание Всевышнего против увлекавшихся язычеством, то и тогда о его религиозности может свидетельствовать поведение левитов после поклонения золотому тельцу при Синае ( Исх. 32:27–28 ). «Возьми к себе», – ты близок ко Мне, ты посредник между Мной и народом, в такое же положение повелеваю поставить и твоего брата с его сыновьями. Исполнение обязанностей священного служения, поставляя служащих в положение посредников между Богом и народом, делает их лицами, принадлежащими Богу. Они не священники народа, но священники Богу. Исх.28:2 .  И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним отличием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только священниками, они называются «священными». Священны они и потому, что надевались только при священнодействиях ( Исх. 29:29, 31:10 ). Говоря далее о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010