по Р. Хр. – Комана), в целом называвшиеся потом Понтом Галатийским (Pontus Galaticus, т.е. принадлежащий к Галатии) в отличие от Понта Полемоновского (P. Polemoniacus), управлявшегося Полемоном II-м с 37-го до 54-го года при участии своей матери Трифены и затем единолично до 63 г., когда его царство тоже было поглощено Галатией, хотя удержало прежнее имя. В дальнейшем течении событий подобная участь постигла многие другие окрестные страны, каковы Фригия – с Аполлонией, Антиохией и Иконией (Конией), титуловавшаяся (см. в Acta Sanctorum под 29-м сентября) Phrygia Galatica по контрасту с Phrygia Ascianä Писидия (ср. Дeяh. XIV, 24 ); часть Ликаонии с городами Листрой (вероятно, Хатын-серай) и Дервией (кажется, около теперешнего Гуделиссина), а равно и некоторые другие местности, еще не имевшие надлежащей городской организации (напр., Гида, Барата, Перта и др., обобщаемые в Дeяh. XIV, 6 термином περλωρος – «окрестности»); наконец, Исаврия или σαυρικ (χρα) с городом Исаврой. При новом порядке вещей сохранились многие особенности прежнего строя с удержанием представительственного собрания для всей Галатии (в τ κοινν τς Γαλατας), столицею которой оставалась Анкира. Но, – разумеется, – римское влияние не проходило бесследным, и на юге провинции Антиохия Писидийская (Colonia Caesaria Antiochia, ныне Яловадж) являлась для неё как бы второю митрополией, будучи центром систеты римских гарнизонных поселений (coloniae) и военных или императорских дорог (δα βασιλικα) и служа местом отправления областного культа. Свидетельство римского воздействия можно видеть и во множестве римских городов, из коих уже Август основал целых семь: Герму (Julia Augusta Fida Germa) – в северной Галатии, Антиохию, Листру, Парланду, Кремну, Коману и Олбассу – в южной Галатии. А при его преемниках немало других пунктов было преобразовано и романизовано (Паппа – Тивериополь, Клавдио – Селевкия, Клавдио – Дервия, Клавдио – Икония – в южной Галатии). § 2 Галатия этнографическая (северная), а не вся римская провинция этого имени (преимущественно – в южной части), как область ближайшего предназначения послания к Галатам Кратко изложенная нами история Галатии показывает, что римское вторжение и владычество значительно способствовали усиленному расширению первоначальных её границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Царственный поклонник, Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич, прибыл на Св. гору, с участием осведомлялся о находящихся на ней отшельниках наших и оставил о себе отрадное воспоминание, не только в сердцах их, но и Греков и Болгар, возносящих теплые молитвы о благоденствии Державных Покровителей Православия. Это посещение оживило сердца жильцов Серая и придало силу их трудам. В Август 1849 года, Афон был посещен Посланником нашим из Константинополя, с Архимандритом посольства и несколькими почетными лицами миссии; в числе их находился и автор писем с Востока, которому удалось деятельно пособить Русской Серайской семье. Посещение смиренной келлии Серайской блестящим обществом, привлечение к ней по сему случаю всех властей Св. горы, не могли не обратить особенного на Серай внимания и не быть благоприятными для взаимных отношений,  какие возникли по предположенному Русскими отшельниками предмету. По отъезду посланника А. Н. М. остался ещё до шести недель на Св. горе и довольно долго в Серае; по усердной просьбе его жителей, старался он убедить монастырские власти Ватопеда, возвести келлию Серайскую на степень скита, с собственной печатью и с правом избирать своего игумена, т. е. с той самостоятельностью, которая отвратила бы возможность передать когда либо эту завидную для многих келлию в наем другим и упрочила бы её существование. Достойно внимания, что и сам он, по нечаянному только случаю, узнал о существовании Русского братства на Св. горе. При отъезде его из Москвы, Синодальный Ризничий привел к нему брата Виссарионова, благочестивого купца Ивана Толмачева, который просил доставить на Афон, в келлию Серайскую, малое Евангелие и ходатайствовать о устройстве в нем скита. «Спросите только Серай», говорил добрый человек, « это место всем известно и всех лучше на Св. горе, и вы верно найдете там утешение»; по сему случаю путешественник пригласил с  собой Посланника, со всей его свитой в келлию Серайскую, о которой ещё слышал на родине: так, от малого обстоятельства, происходят иногда последствия важные; это Евангелие послужило действительно доброй вестью для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Об истории этой обители пишет, с интересными подробностям, о. Антонин, отправившийся в скит св. апостола Андрея Первозванного, «отдаленного от Кареи на версту расстояния». Вот первые впечатления русского архимандрита: «Большая куча зданий, частью ветхих, частью недавно выстроенных, частью еще возводимых, останавливает на себе невольно внимание путешественника. Это бывший серай или дворец патриарший, а нынешний скит св. апостола Андрея Первозванного. По рассказам старожилов дворец этот некогда был одним из великолепнейших (разумеется, относительно) зданий св. Горы. В последнее время, за обветшанием, слыл уже простой кельей, отдаваемой внаем Ватопедом за весьма низкую цену. Ловкости, неустрашимости и благочестивой ревности нынешнего о. игумена скита Келья обязана тем, что поступила в русское (de facto) владение, облюдилась, обстроилась, обзавелась всем нужным, и, наконец, с помощью одного, случайно-сильного предстательства, стала обителью, у которой есть несомненная будущность» Как и прежде, о. Антонин описывает устройство обители, которая в те годы активно обустраивалась. «Бывший дворец составил теперь одну северную сторону четыреугольника стен. Западная выстроена в течение последних 5 или 6 лет. Южная еще строится, и уже близка к окончанию. Посреди двора замышляется, наконец, постройка и собора. Все идет живо и спешно, и, надобно сказать, – благопоспешно, – свидетельствует о. Антонин. – Если в глазах посетителей, видевших другие обители святогорские, Серай может казаться пока заведением чернорабочих и напоминать составом своим уподобленный царству небесному невод, исполненный рыб великих и малых, добрых и злых, то это не должно смущать никого. Теперь забота вся обращена на то, чтобы невод не был пуст. А придет, конечно, время и разбора. Бог благословил новую обитель русскую прекрасным местоположением, чистым воздухом, тучной землей, обильной водой, словом: всем, что потребно для немногочисленного братства. Населители её не остаются непризнательными к дарам Божиим. Труд и служба теперь есть насущная пища скитников св. Андрея. Там, где ни для кого не дивным кажется совмещение в одном и том же лице кузнеца, плотника, каменщика и духовника обители, успех её, конечно, не подлежит сомнению»

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

31 Кейин Хизкия: «Мине, сизлер злериизди Жаратан Ийеге баышладылар. Енди жаыныра келип, Жаратан Ийени Ибадатханасына урбанлылар м миннетдаршылы урбанлыларын алып келилер», – деди. Сонда жыйналанлар урбанлылар м миннетдаршылы урбанлыларын берди. Айырым болса, жандырылатуын урбанлылар алып келди. 32 Халы алып келген жандырылатуын урбанлыларды саны мынадай болды: жетпис буа, жз ошар, еки жз толы. Буларды ммеси Жаратан Ийеге арнап ушын алып келинген еди. 33 Баса мухаддес урбанлылар ушын да алты жз бас ири мал, ш мы бас майда мал да алып келинди. 34 Бира дым аз боланлытан, жандырылатуын урбанлыларды терисин сылып лгере алмай атыран еди. Сол себепли ис тамам боланша м баса рсиминен тип боланша, лебийли олара жрдем берди. Себеби лебийлилер рсимине араанда итибарлыра еди. 35 урбанлыларыны майы м жандырылатуын урбанлылар м оны менен берилетуын ишимлик садаалары мол болды. Усылайынша Жаратан Ийени Ибадатханасыны хызмети айта тикленди. 36 Хизкия м пткил халы удайды халы ушын ислеген ислерине Себеби бул ис ыса ишинде жз берди.   30   байрамына таярлы   1 Хизкия пткил Израил м Яудаа хабар жиберип, Эфрайым м Менашше да хат жазып, оларды Израилды удайы Жаратан Ийеге арнап байрамын ушын Ерусалимдеги Жаратан Ийени Ибадатханасына мирт етти. 2 Патша, оны м Ерусалимдеги пткил жыйын кеесип, байрамды екинши айда шешти. 3 Олар байрамды белгиленген биринши айда ткере алмаан еди. Себеби рсиминен ткен жеткиликсиз болды м халы та Ерусалимге жыйналып лгермеди. 4 Бул усыныс патшаа да, пткил жыйына да унады. 5 Солай етип, олар пткил Израил бойлап, убладаы Беер-Шебадан арадаы Дана шекемги пткил халы Израилды удайы Жаратан Ийеге арнап байрамын ушын Ерусалимге келсин деп шешти. Себеби бул байрам жазылана сай халылы байрам сыпатында нышанланбай киятыран еди. 6 Патшаны буйрыы бойынша, шабарманлар патшаны м оны хызметкерлерини жазан хатын пткил Израил м Яуда бойлап таратты. Онда былай деп жазылан еди: «Израил халы, Ибрайымны, Ысаты м Израилды удайы Жаратан Ийеге айтылар! Сонда Ол да сизлерге, Ассирия патшаларыны олынан аман аланлара айтады. 7 Ата-бабаларыны удайы Жаратан Ийеге опасызлы еткен ата-бабаларыыз м сыялы болмалар! Крип тураныыздай, Жаратан Ийе оларды орынышлы криниске алып келди. 8 Ата-бабаларыыз сыялы айсар болмай, Жаратан Ийеге бойсынылар! Оны мгиге мухаддес ылан Мухаддес орнына келип, стиизге днип туран Оны зебини ушын, удайыыз Жаратан Ийеге хызмет етилер! 9 Егер Жаратан Ийеге жз бурсаыз, аайинлериизди м балаларыызды тутында услап туранлар олара реим етип, оларды усы елге айтарады. Себеби удайыыз Жаратан Ийе мийримли м реимли. Егер Оан айтсаыз, Ол сизлерден жз бурмайды».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– А ну катитесь подальше! – раздается тонкий, но оглушительно громкий голос Ахмета. – Куда бабу прислали? В столовую… А в столовой заведующий есть или как? Чего набежали! Ахмет возмущен. Он рассматривает меня как свою законную собственность. Окидывает меня оценивающим взглядом. Затем, приплясывая и напевая на ходу какую-то блатную мелодию, он несет к моим ногам сказочные дары – миску, наполненную пончиками. Их выпекают официально для поощрения лучших ударников из доходяг. Фактически – для насыщения своры «придурков». Надо быть хитрой в борьбе с волками. Попробую вот что… Совершенно неожиданно для Ахмета я пускаю в ход непредвиденное им оружие самозащиты. Мобилизую все внутренние ресурсы памяти и слепляю довольно сносную фразу по-татарски. Я из Казани. Я почти татарка. Он должен относиться ко мне, как к сестре, не давать в обиду. Я тюрзаковка. Очень измучена, истощена. Я уверена, что Ахмет-ага прогонит всех этих… Ахмет давно не слышал звуков родной речи. Что-то человеческое тенью пробегает в его глазах-маслинах. Мусульман-хатын? Черт возьми! Вот это так удача. Отощала, говоришь? Откормим лучше быть нельзя. Ладно, пожалуйста! Ахмет-ага будет ждать целую неделю. Работай спокойно, отъедайся, никто не тронет. Налегай на пончики! Ахмет-ага сам не любит сухопарых… Неделя… Ну что ж, это тоже отсрочка! За неделю, может быть, пройдет постоянная режущая боль в сердце. А тогда вернусь на общие. – Ешь, поправляйся. – Ахмет сует мне большой кусок вареного мяса. – От пуза ешь, а на работу не жми сильно-то. Не медведь – в лес не убежит. Вон напарник твой пусть вкалывает. Бык хороший… Я поворачиваю голову. Жестяная мойка разделена надвое. Около нее быстро и точно, как автомат, работает мужчина средних лет с интеллигентным, заросшим темной щетиной лицом, с плотно сжатыми губами, в низко надвинутом на лоб малахае. Миски, жестяные миски, легкие и звонкие, дождем летят в мойку из проделанного в стене окошка. Сначала в грязное отделение мойки, где смываются остатки баланды, потом в чистое, где споласкивают. Потом миски снова высоченными грудами подаются в стенное окошко и летят на раздаточный стол, где их наполняют баландой. Водопровода, конечно, нет. Судомой каждые десять – пятнадцать минут бросает работу, берет два ведра и выходит во двор, чтобы принести из кубовой чистый кипяток.

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

При этом они заявляют, что они из этих обителей «изгнаны принудительно и безвинно». Я, как доверенный Андреевского на Афоне скита, который имябожники почему-то назвали монастырем, считаю своим долгом заявить нижеследующее: Имябожники удалены из названных обителей не безвинно, ибо они в них учинили бунты, а в последней из них – Андреевском скиту – предводительствуемые А. Булатовичем, 12 Января 1913 года учинили бунт, не простой, но кровопролитный, выгнали законного игумена архимандрита Иеронима и часть ими избитой, израненной и окровавленной братии, у келий которой сломали замки и расхитили часть имущества, бывшего в них. (Игумена вывел из скита сам смиренный схимник, возвратившийся в скит вопреки своей расписки, А. Булатович.) По изгнании игумена они крайне угнетали в скиту избитых, оставшихся в нем и престарелых, и больных, и немудрствующих с ними, и полгода держали скит под замком, не повинуясь ни духовному, ни гражданскому начальствам, принимавшим самые гуманные меры для умиротворения их. Это насилие, но наущению А. Булатовича, было ими учинено потому, что игумен и большинство братии не приняло учения книги «На горах Кавказа», синодально осужденного Вселенским Патриархом. Имябожники даже не уважили просьбы игумена повергнуть это спорное учение на рассмотрение Российского Святейшего Синода, дерзко говоря: «мы и Синода не послушаемся». Приняв во внимание эти деяния, нельзя согласиться с имябожниками, что они изгнаны с Афона безвинно. Затем должно принять во внимание скитский устав, синодально утвержденный Вселенским Патриархом в Октябре 1849 года (зри кн. «Серай», стр. 110, изд. 1858 г., прод. в маг. Тузова), в коей читаем под литерой М: «А кто из отцов сего скита дерзнет преступить заповеди, заключающиеся в сих главах, тот подвергается вразумлению и исправлению по правилам, по приговору святого Ватопедского монастыря, и если по вразумлении останется неисправным, да извержется из скита без всякого оправдания» (безапелляционно). Вразумление и увещание из Ватопедского монастыря неоднократно им было и словесно, и письменно, например, в грамоте его от 12 Января 1913 года за 14-м, между прочим, говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Яркими красками описывает его недавний посетитель Св. горы, в своих письмах с Востока, которому тоже было суждено содействовать упрочению за Русскими их нового скита. Серай расположен чрезвычайно счастливо, едва ли не на самом лучшем и удобном месте горы, близ Кареи, (некогда бывшей Лаврою келлий), центра правления внешней деятельности этой монашеской области, на склоне восточного берега, где почва славится плодородием и роскошью растительности. Воздух, составляя как бы среднее между горным и приморским, особенно благорастворен; днем он не имеет резкости и духоты, свойственной южным климатам, а ночью пронзительной сырости, под час весьма чувствительной на Афоне. До моря отсюда не более часа пути ( около четырех верст) и виды кругом безподобные; место за келлией Серайской, на западе и юго-западе, высится в гору; с балкона и особенно из тех окон, около церковной башни, перед которыми уцелел одинокий благолепный старец растительности Афонской, многовековой кипарис, глаз и душа, с истинным восхищением, могут созерцать, в каком неописанном величии восходит солнце из лона Егейского моря, золотя окраины островов Тассо, Самофраки и Лемноса. По склону разбросаны белые келлии и каливы 7 отшельников, то кроющиеся, то выказывающиеся посреди виноградников или в купах орешника и смешанного леса. Преграда пучины морской не допускает сюда многомятежного шума мирского; святое спокойствие дня не развлекается, не окрадывается молвами и попечениями века; ночью когда все погрузится в безмолвие и полупрозрачный мрак, слышны только журчание воды и шелест листьев, жужжание мириад насекомых и позвонки бродячих мулов; яркие звёзды на небесном куполе, как будто соединяют свои вечные лампады с теплящимися огнями храмов, при неусыпных псалмопениях бодрствующих всю ночь иноков. Граница Серайской земли, со стороны алтарной стены храма, весьма близка от него; желательно было бы и необходимо несколько отодвинуть её, прирезкой близлежащего участка принадлежащего Руссику, ( не более шести десятин) по природной межи, образуемой протоком, который с северной границы Серая, от мельницы его, выгибается острой дугой до того места, где оканчивается владение Руссика. От этой восточной границы идет дорога на Карею, составляя южный рубеж Серайской земли, которой овальная площадь образуется двумя дугами, и от источника вода проведена трубами к дому и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

33 24, 1:251, 1:221, 244,245; 83, гл.7; 289, гл. 17; 14, гл.1 и 2; 69, стр. 249–259. См. раздел «Документы», «Юридические тексты». 35 На практике не всегда придерживались теории. Многие источники подтверждают, что старики, больные, женщины, дети, не достигшие зрелости, – а иногда даже и умершие! – были обязаны платить джизью. См. 111, стр. 278–295; idem 113, 2:132, 380–394. См. ниже док. Вполне вероятно, что политические и экономические факторы, изменявшиеся в течение столетий, должны были влиять на систему налогообложения зимми. Вопрос о том, как теоретический закон действовал в реальности, всегда остается для историка гипотетическим. О практике сбора джизьи в Марокко XIX столетия см. док. 59(1815) (оригинал содержится в 243, стр. 441:442), и в док. 79(1894). 38 Источники XVIII и XIX столетий (в основном, британская и французская дипломатическая переписка) говорят о непрекращающемся процессе уничтожения общин зимми в Палестине номадическими племенами арабов и туркмен, а в Армении – арабов и курдов. О более раннем периоде в Палестине см. 265, стр. 11–30. 43 Мамелюки (араб., букв, «невольники») – воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 г. их верхушка свергла египетскую ветвь Айюбидов и основала династию мамелюкских султанов, правившую до 1517 г (прим. ред.) 44 Отчет Фримена в дипломатической корреспонден-ции Холмса (Босна-Серай) к Дерби (Лондон, 1939), 15 мая 1887 года, в РР 1877 (с.1768), 92:554. Американец отмечал, что свидетельство марокканского еврея (в 1815 году) «...против мусульманина принимается в расчет не больше, чем свидетельство негра-раба против белого человека в Западной Индии или в Южных Штатах Америки...» (см. 243, с. 459). 46 54, том.2, раздел 52, гл. 29; Коран 3:16–19, 71,72, 5:70,71. В 1851 и 1858 годах британский консул в Иерусалиме отмечал, что свидетельство еврея против мусульманина отвергалось исламскими судами (136, 1:171 и 261). 47 Муслим, том 4, гл. 1149 (6666); и «Когда настанет День Воскресения, Аллах пошлет каждому мусульманину еврея или христианина и скажет: вот твое спасение из пламени ада» (6665); «И будут среди мусульман в День Воскресения с грехами тяжкими, как горы, и Аллах простит их, и заменит их евреями и христианами» (6668); 54, том 2, раздел 56, гл. 180:2. См. по контрасту высказывание ал-Авзая: «Да не будет грех одного отягощать другого» (Коран 6:164).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На всем протяжении тройного ряда укреплений было десять ворот. Одна половина их служила для военных целей, а другая для общего пользования. Ворота первой группы чередовались с воротами второй. Первые известны были по номерам, напр., πυ’λη του’λτυτε’ρου и т. д., а вторые назывались разными именами, напр., πυ’λη τς Πηγς, т. е. ворота, ведущие к храму Живоносного Источника. Почти все эти ворота – хорошей сохранности. Ворота по Золотому Рогу и Мраморному морю прорезали стены гораздо чаще, но теперь от них не сохранилось почти никаких следов. В тесной связи с остатками стен находятся еще существующие жалкие развалины старых дворцов. Одна из этих развалин выходит на Мраморное море около мечети Кучук Айя-София. Дворец построен персидским принцем Гормиздой, искавшим убежища у Константина В. Со временем он достался полководцу Юстину, а от него Юстиниану, когда он был наследником престола. Отсюда руины доселе называются дворцом Гормизды или Юстиниана. Остатки второго дворца помещаются внутри стен около Айван Серая – на самом крайнем северном пункте прежнего Константинополя во Влахернском квартале. Дворец построен был в IX в. императором Феофилом для своих дочерей, не пожелавших идти замуж. – Наконец, третьи развалины это так наз. Текфур-Серай или дворец Порфирогенита, ошибочно принятый Дюканжем за дворец Гебдомона. Он находился на линия сухопутных стен в месте, где прерывается Феодосиева часть их. Когда он был построен и кем, – остается неизвестным. По особенностями кладки стен некоторые относят его сооружение к XI или XII веку. В настоящее время сохранился только трехэтажный прямоугольник около 70 футов в длину и около 40 в ширину. Турки, конечно, ничего не делали, чтобы поддержать это здание. В конце концов, оно попало в руки евреев, которые устроили в нем стеклянный завод. После пожара 1864 г. дворец принял тот ужасный могильный вид, какой он имеет теперь. – Развалины всех трех зданий представляют собою сатанинскую насмешку над пышностью и великолепием византийских царских палат. Большого контраста между тем, что было, и тем, что есть, не может создать самое смелое воображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В 12 день месяца, в 6½ часов пополудни, шел дождь, а в следующий день, в десятом часу пополуночи, был такой сильный ливень, что русло ручья от монастыря до моря наполнилось водой аршина на три в высь. Скоро она прибыла, но скоро убыла. Сентябрь. Весь этот месяц, с первого дня до последнего, проведен был мною на Востоке в книжных архивных занятиях, за исключением дней 12 и 13. В эти дни я ездил в Хиландарь для наблюдения над тамошним колодцем, устроенным, как думалось, финикианами, когда персидский царь Ксеркс перекапывал перешеек Афонский. Этот колодец сделан особенным образом. В глуби его, с восточной стороны, есть простор, из которого веет воздух так, что к западу отдувает спущенный на бечевке к самой воде фонарь со свечей. Оттуда идет приток воды. А на противоположной стороне проделан выход для нее, из которого она течет под монастырем и вливается в соседний поток, иногда пересыхающий, иногда текущий бурно. Точно таково устройство древнейшего колодца подле афонского городка Иерисса. Подобных водоемов нет нигде на Афоне. Их никогда не делали монахи. Они строили водопроводы на поверхностях горы. Вот почему хиландарский колодец я усвояю не им, а подданным Ксеркса финикианам, которые, как известно, умели находить подземельную воду и пускать ее вверх через пробуравленные черепы земли. В бытность мою в Хиландаре 13-го сентября, в воскресенье, в 12¼ часов пополуночи, слышан был слабый удар под землей, а за ним тотчас последовал другой удар, сильнее и долее. Тогда я обедал. В 3½ часа пополудни опять был мгновенный удар под землей. Неприятно! Тревожно! Октябрь. День 2. Нечего мне делать в Ватопеде. Пора ехать в другие обители. Надобно мне побывать в русском ските, называемом Серай, и тут видеться с г. Севастьяновым, потом в Пандократоре и Ставрониките. Итак еду. В этот раз мой проводник и погонщик мулов провел меня в Карею по дороге не береговой, а горной, которая пролегает немного ниже афонской выси, называемой Крионеры. Тут от Ватопеда до Кареи много влаги и разного леса. Растительность богатая!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010