Церковь – Богочеловеческое предание Церковь на своем Богочеловеческом пути Богочеловек – Церковь , Церковь – Богочеловек. Это [есть] единственная всеобъемлющая все-истина, когда речь идет о Церкви в наших человеческих мирах. По всему и во всем Богочеловек – верховная всеценность и верховное всемерило человека и человеческого рода на земле и на небе. Ведь только Он как Богочеловеческая Личность, Которая есть в то же время – и Церковь , Божественно и по-человечески совершенно решает все вековечные проблемы человеческого духа и всемилостиво наставляет и премудро путеводствует человека по Своему Богочеловеческому пути в таинственные небесные миры, проводя его по Своим неизреченным Божественным стезям покаяния и умиления. При всем этом человек ощущает самого себя как святую и умилительную Божию тайну, которой радуются и изумляются даже Божии Ангелы. И еще: растроганно славословят они досточудного Господа Иисуса, Богочеловека, за то, что бренное творение, каковым является человек, преображается в дивное богочеловеческое существо 10 . Такова Православная вера о Богочеловеке, Владыке Христе, и Его Церкви, ибо такова вера апостольская, такова вера святоотеческая, такова вера Священного Предания. Это [есть] вера Истины вера Истины, вера Все-истины: она охватывает всю Богочеловеческую Истину=Богочеловека, Владыку Христа, и всё, что Его. Потому и называется она верой истины ( 2Фес.2:12 ). Нет такой евангельской истины, которая бы в ней не пребывала. В ней вся истина о Боге, вся истина о человеке, вся истина о Богочеловеке, вся истина о Церкви, вся истина о Богочеловеческом домостроительстве спасения, вся истина о Богочеловеческой жизни, вся истина о мире, вся истина о времени, вся истина о вечности. В Православной, Богочеловеческой вере – всё от досточудного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Он – Начальник и Совершитель веры ( Евр.12:2 ). Поэтому в Священном Писании она и именуется верой Иисуса Христа ( Рим.3:22 ; ср. Рим.3:26 ; Гал.2:16, 3:22, 26 ; Иак.2:1 ). Она вся: вера – Им ( πσтις δι αυτου) (в синод. тексте: вера, которая от Него. – Примеч. пер.) ( Деян.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скачать epub pdf 14. Неделя 1 Великого поста. Торжество православия. За что мы любим Православие и Православную церковь (Ин. 1:43–51) «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». В дни своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо близко приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов – первые руководители этой Церкви, её – пастыри и учителя. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство , но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям надлежало быть ( 1Кор. 11:19 ), чтобы явились искусные, т. е. наиболее проверенные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и поместных Соборов. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский « символ веры », который мы слышим в наших храмах за каждой божественной литургией. Этот символ с 842 года святая Церковь особо торжественно провозглашает в день торжества православия, т. е. в сегодняшний, день в особом молебном чине словами: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповреждённо и нерушимо хранит в себе всё, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на церковных соборах и в своих творениях святые Отцы и учители Церкви. Ею они (святые Отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы «яже к животу и благочестию», она называется ещё правоверием или Православием. Как видим, братия и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов святых отцов, Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих, – мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Поучение в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. За что мы любим Православие и Православную Церковь? В дни Своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил около Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов — первые руководители этой Церкви, ее пастыри и учители. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство, но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям “надлежит быть” (1 Кор. 11, 19), чтобы явились “искусные”, то есть наиболее правоверные и стойкие из уверовавших во Христа. Победа правоверия была закреплена в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов. С тех пор Церковь Христова и имеет тот вселенский Символ веры, который мы слышим в наших храмах за каждой Божественной литургией. Этот символ с 842 года Святая Церковь особо торжественно провозглашает в день Торжества Православия, то есть в сегодняшний день в особом молебном чине словами: “Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди”. Благочестивые слушатели! Наша вера потому называется апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит в себе все, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на Церковных Соборах и в своих творениях святые отцы и учители Церкви. Ею они (святые отцы) спасались и прославлялись. Поэтому она и называется верой отеческой. Как подлинно истинная и спасительная, дающая нам благодатные силы “яже к животу и благочестию”, она называется еще правоверием или Православием. Как видим, братие и сестры, Православие наше зиждется на прочной, нерушимой основе: на верности учению Спасителя, апостолов, святых отцов Вселенских Соборов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе. Сонмы святых угодников Божиих — мучеников, исповедников, чудотворцев, преподобных и прочих святых своей богоугодной жизнью и праведной кончиной свидетельствуют об истинности и спасительности Православной веры.

http://pravoslavie.ru/2155.html

О вере в Бога 31 июля, 2015 О вере в Бога Что такое христианская вера и в чем её отличие от доверия? Есть ли вера в научном знании? Как связаны вера и Церковь? Что такое вера? Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос — Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой — источник нашего освящения и усыновления Богу. Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение — видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, — определяет он, — есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» — от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа. Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33—35, 38).

http://pravmir.ru/vera/

Наша вера – отеческая. В день торжества Православия – первый воскресный день Великого поста – в храмах наших, после чтения Символа Веры , торжественно возглашается:  «Сия вера Апостольская, сия вера Отеческая, сия вера Православная – сия вера вселенную утверди!» Почему же это вера наша, проповеданная по всему лицу земли св. Апостолами, оставившими нам и свои боговдохновенные писания в виде священных книг Нового Завета, называется не только «Апостольской», но еще и «Отеческой»? А потому, что священные книги Нового Завета, написанные по вдохновению от Духа Святаго, св. Апостолами, нуждаются для правильного их понимания в изъяснении и тщательном истолковании теми верными служителями истинной Церкви Христовой, которые явились законными преемниками св. Апостолов и наследниками их благовестнического служения людям. Это видно уже из слов первоверховного Апостола Петра, который, отдавая должное премудрости своего «возлюбленнаго брата» Апостола Павла, тем не менее пишет, что в его посланиях «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочия Писания» ( 2Петр. 3, 15–16 ). И мы знаем, как древние еретики злоупотребляли словами св. Апостола Павла о христианской свободе и, думая, что христианин может свободно позволять себе все, что он хочет, дошли до полной моральной распущенности и самого безстыдного разврата. А новые еретики, известные под именем протестантов и сектантов, ссылаясь на слова св. Апостола Павла, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Римл. 3, 28 ), дошли до чудовищного лжеучения о якобы ненужности добрых дел для спасения, хотя св. Апостол Иаков в своем соборном послании ясно и категорически говорит, что «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 20 ), а Сам Господь Иисус Христос решительно засвидетельствовал, что «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» ( Матф. 7, 21 ). И уж совсем страшно говорить о таком просто невероятном измышлении, согласно которому папа Римский как якобы преемник Апостола Петра, которому одному будто бы вверена вся  Церковь Христова, является «непогрешимым наместником Сына Божия на земле», как еретически утверждают это латиняне – римо-католики!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«СИЯ ВЕРА АПОСТОЛЬСКАЯ, СИЯ ВЕРА ОТЕЧЕСКАЯ, СИЯ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ: СИЯ ВЕРА ВСЕЛЕННУЮ УТВЕРДИ». (К столетию со дня рождения Архиепископа Феофана Полтавского.) ТАКУЮ эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1972 г., но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей Апостольскому и Отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним Отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту св. Православия против ересей, – тем св. Отцам, которых св. Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем несозвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего Отступления, Владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану, Вышенскому Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество, вскоре по окончании им курса С.-Петербургской Духовной Академии, в 1898 году, как раз через 2 года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины, последовавшей 6-го февраля 1940 года во французском городе Mosnes. Главнейшие этапы жизни блаженно-почившего Архиепископа Феофана были таковы: Родился он – в миру Василий Димитриевич Быстров – 1-го января 1872 года в семье сельского священника в селе Подмошье С.-Петербургской губернии. В 1892 году, по окончании курса учения в С.-Петербургской Духовной Семинарии, поступил первым по экзаменационному списку в С.-Петербургскую Духовную Академию. В Академии, переходя с курса на курс также первым студентом, в 1896 году окончил академическое образование первым магистрантом и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Скачать epub pdf Жизнь во Христе есть жизнь в вере Вера христианская: какое таинственное, странное, удивительное, чудесное явление в мире человеческой души. Как ее определить? К какой способности душевной отнести? К уму? Но она шире мысли, сильнее, действеннее ея. К чувству? Она сложнее всякого чувства, она сосуд, несущий в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Волевое явление? Да, вера двигает горами, но христианин отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «да будет воля Твоя во мне грешнем». Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем то «убежденное предположение», называемое верой, какое обычно встречается в жизни. Христианство несет с собой возвышеннейшее нравственное учение но свести его к одной нравственности, без веры, как это, например, пытался сделать Толстой, значило бы разрушить его. На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царствия, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи. Верою одушевленные христиане с радостию шли на мучения и смерть. Вера – камень, но камень неосязаемый, свободный от грузности, тяжести, духовный. «Дух силен, мощен», пишет о. Иоанн Кронштадтский , «оттого он легко носит тяжелое вещество плоти». «Кто верует, у того из чрева потекут реки воды живой»: и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в сил духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа. «Если кто скажет горе сей: двинься и ввергнись в море, и не размыслит в сердце своем, будет ему». Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой. Освещен ими и пастырский путь о. Иоанна. Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Есть секта, которая хочет дать чисто практическое применение вере и учит так: уверь себя, если ты болен, что ты здоров – и ты уже здоров. Такое понимание веры похоже на детскую игру, когда дети воображают, что они плывут по морю, сидя в своей комнате на полу. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы – с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода: но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ 1. Вера Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры невозможно угодить Богу ( Евр. 11:6 ). Благодатию вы спасены через веру ( Еф. 2:8 ). Все, еже не от веры, грех есть ( Рим. 14:23 ) 4]. «Оправдываемся не сами собой, и не своей мудростию, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдал». Св. Климент, епископ Римский 63]. «Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божию верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь . В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и Верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11:6 ). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истиннаго Бога, и егоже послал еси, Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) 4]. «Везде нам, возлюбленное, нужна вера». «Вера – мать всех благ, врачество ко спасению». «Как змий ничего не бережет, и когда само тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову; так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень, если ты сохранишь ее, то, хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». Святитель Иоанн Златоуст 14]. «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединиться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Святитель Василий Великий 490]. «Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд». Преподобный Иоанн Лествичник 14].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Отдел III. Катехизические уроки Часть первая Глава первая § 41. Об имени «христианин» Вопрос. Кто называется христианином? Ответ. Тот, кто верует в Иисуса Христа. В. Кто есть Иисус Христос ? О. Бог , второе Лице Святые Троицы, Сын Божий, Господь, Спаситель наш для нашего спасения сшедший с небес, воплотившийся, пострадавший, умерший на кресте за нас, и Своею Божественною силою воскресший и вознесшийся на небо. В. Что требуется от христианина? О. Во-первых, требуется, чтобы он сердцем веровал в Бога Троичного в Лицах так, как открыто в Слове Божием и разъяснено Святою Церковию; во-вторых, требуется, чтобы он и в делах своих доказывал правую свою веру, чтобы старался вести жизнь набожную, святую, по Евангелию и по уставу Святой, Православной Церкви. В. Как называется христианин и правильно верующий, и старающийся вести жизнь святую? О. Православным христианином. В. Почему требуется не только вера сердцем, но и добрые дела и святость? О. Потому, что Бог Свят, а, следовательно, члены Его царства должны стараться быть святыми. Глава вторая § 42. О вере в Бога В. Что есть вера? О. Вера есть такая уверенность в невидимом, как будто невидимое находилось пред нашими глазами. В. Какое значение имеет вера в Бога? О. Без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:6 ). В. Почему вера в Богооткровенное учение имеет большое достоинство пред Богом? О. Потому что человек, принимая на веру Божественное Откровение, приносит в жертву Богу и свое сердце, и свой ум, и не осмеливается свыше своих сил и прав обсуждать Божественное учение. В. Какова должна быть вера истинного христианина? О. Она должна быть на сколько возможно уясненная, твердая, смиренная и непременно должна сопровождаться добрыми делами. В. Где такая вера имеется и проявляется? О. В Православной Церкви. Глава третья § 43. О Православной Церкви В. Что есть Православная Церковь ? О. Православная Церковь есть основанное Иисусом Христом общество людей, истинно верующих в Бога, и старающихся вести жизнь благочестивую. В. Как называются спасительные истины православного учения?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010