Приходские (секулярные) клирики «Актом о регистрации папистского духовенства» (1704) обязывались к гос. регистрации и выплате залога «за благонадежность», им запрещалось покидать пределы своего графства без разрешения светских властей. Документ также гарантировал материальное обеспечение и различные привилегии католич. священникам, пожелавшим перейти в англикан. Церковь Ирландии. После окончания срока, отведенного для регистрации (1709), был принят закон, по к-рому ирл. католич. священникам предписывалось до 25 марта 1710 г. принести присягу верности кор. Анне как монарху Великобритании и И., а также подписать «Декларацию против пресуществления Св. Даров» под угрозой тюремного заключения и изгнания с острова. Из почти 1 тыс. священников такую присягу принесли лишь ок. 30, что привело к массовым арестам, тюремным заключениям и депортации католич. клира; многие католич. священников были вынуждены перейти на нелегальное положение. Не имея возможности открыто совершать богослужения, священники перемещались под видом торговцев и бродяг, возродив практику служения тайных месс в частных домах, в разрушенных храмах или на открытом воздухе (в качестве алтаря нередко использовались скалы и валуны, т. н. Mass Rocks). Выплата значительных денежных сумм за выдачу служителей католич. Церкви светскому суду привела к появлению «охотников за священниками» (priest hunters), занимавшихся слежкой и поимкой нелегальных клириков. Тем не менее мн. католич. священники и монахи, подвергавшиеся высылке, тайно возвращались в И. В XVIII в. неск. католич. архиепископов и епископов продолжали служение на острове, в периоды ослабления преследований католиков учреждались новые приходы и сооружались католич. капеллы (из дерева или торфа, без колоколов и внешних христ. символов). Новые католич. клирики, как правило, возвращались в И., получив подготовку в ирл. католич. колледжах во Франции, в Испании и в Риме. К 30-м гг. XVIII в. численность католич. духовенства увеличилась до 1700 чел., окормлявших порядка 2,5 млн. ирл. католиков. В 1731 г. в архиеп-стве Арма насчитывалось 25 капелл (Mass-houses), в к-рых служили 76 секулярных священников и 22 члена монашеских орденов. Запрет на обучение за рубежом и деятельность учителей-католиков привел к возникновению тайных католич. школ, а в сельской местности — т. н. подзаборных школ (hedge school, ирл. scoil chois cla í ), нередко совмещенных с католич. капеллами.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

В 1912 году для поступления мальчиков в Синодальное училище предъявлялись следующие требования: «В Московское Синодальное училище церковного пения принимаются мальчики исключительно в приготовительный класс, возрастом от 8 ½ до 9 ½. Для поступления необходимы: хороший здоровый голос и музыкальный слух, грамотность, знание молитв и начальные сведения по арифметике. В училище принимаются дети всяких сословий, православного вероисповедания, на полное казенное содержание. Синодальное училище по музыкальным предметам дает высшее, а по научным – среднее образование» . В следующем 1913 году во втором номере «Хорового и регентского дела» говорится, что «Св. Синод постановил преобразовать Московское Синодальное училище церковного пения, пользующееся правами среднего учебного заведения, в высшую школу с правами и целями консерватории» . Кроме Синодального хора, Придворной певческой капеллы, архиерейских хоров, частных капелл, приходских и монастырских храмов, существовал еще один тип церковных хоров, в которых пели мальчики – это войсковые (полковые) хоры. Это были уникальные учреждения в дореволюционной России. Музыкальный критик, духовный композитор и регент Федор Владимирский в «Хоровом и регентском деле» за 1910 год пишет: «мне напр., до переезда в Новочеркасске не приходилось даже и слышать о существовании этих хоров, а между тем они имеют за собою историческое прошлое» . Старейшим войсковым церковным хором он называет хор Войска Донского, отмечая при этом, что, по тем сведениям, которые ему удалось собрать, Кубанское казачье войско тоже имело певческий хор, схожий по устройству с хором Войска Донского. Главной особенностью полковых (войсковых) хоров являлось то обстоятельство, что в них взрослые певчие (тенора и басы) отбывали обязательный срок строевой службы пением в хоре в течение четырех лет. При этом определенная денежная сумма выделялась из войсковых средств на содержание певчих, приглашенных со стороны, в их число входили мальчики, которые пели, например, в Донском войсковом хоре вместе с девицами: «Общая же сумма, которая здесь ассигнована на содержание хора (помимо регента и помощника) из войсковых средств доходит по новому положению (с июля 1910 г.) до 9000 руб. в год. Эти деньги идут на уплату жалованья дискантам, альтам (вольные мальчики и девицы), а также вольнонаемным певцам-солистам (тенор, бас и октавист)» .

http://bogoslov.ru/article/6192535

Мониторинг СМИ Во Франции решают, станет ли интерьер Нотр-Дама похожим на политкорректный Диснейленд 10.12.2021 13:50 Фото: Mécénat RNDP Национальная комиссия по охране культурного наследия Франции рассматривает проект обновленных интерьеров собора Парижской Богоматери и решает, кто будет отвечать за их смысловое и художественное наполнение Сделает ли реставрация пострадавший в пожаре интерьер собора Парижской Богоматери больше похожим на Диснейленд, чем на важнейшее во Франции место богослужений? Именно такие опасения высказывают возмущенные критики нового проекта, разработанного представителями католической церкви и представленного ранее в этом году на видеоконференции. Несмотря на то что официально о проекте еще не объявляли, в мае священник собора Жиль Друэн изложил его основные пункты перед генеральным секретариатом организации «Католическое образование» на онлайн-конференции, запись которой размещена на YouTube. Британская консервативная газета Telegraph недавно осудила предложенное им видение Нотр-Дама, назвав его «политкорректным Диснейлендом» и «экспериментальным шоурумом». Во время презентации Друэн, возглавляющий Литургический институт в Париже, рассказал, что два года назад архиепископ Парижа Мишель Опети поручил ему «обновить внутреннее пространство» собора. Друэн предлагает проложить вдоль боковых капелл светозвуковой маршрут, который представит посетителям «плодотворный диалог с современным искусством». Кроме того, он планирует заменить «плетеные стулья, занимающие 80% площади», светящимися «мобильными скамьями», большую часть которых можно будет убирать в будние дни, чтобы освободить место для туристов. Алтари в капеллах тоже сдвинут и на первом этаже оставят всего четыре исповедальни. Друэн объяснил, что Нотр-Дам «не был приспособлен к большому потоку туристов», число которых к 2019 году, когда собор пострадал в пожаре, выросло до 12 млн в год. Посетители «приходят сюда по разным причинам, и по большей части это люди из нехристианских или постхристианских культур».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Репин И. Е. Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных. 1888 Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей. Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно. И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов». Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни. В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Одимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова. Первая церковь святого Николая на Руси

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

И пришли к государю всей землею со слезами бить челом, чтобы государь венчался свои царским венцом. Он же не презрел их моления и венчался своим царским венцом в тот же год, а венчал его, государя, царским венцом казанский митрополит Ефрем и все власти Московского государства. А в чинах были бояре: с каруною и осыпал [деньгами] боярин князь Федор Иванович Мстиславский, с скипетром — боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, с шапкою — Иван Никитич Романов, с яблоком — Василий Петрович Морозов. За царским платьем ходил на Казенный двор боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский да казначей Никифор Васильевич Траханиотов. И как платье принесли в палату в золотую, и в соборную церковь платье послали с боярином Василием Петровичем Морозовым да с казначеем Никифором Траханиотовым, а с яблоком был боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В тот же день пожаловал государь многих в бояре и окольничьи, были столы у государя три дня. 341. О посылке в Литву. Бояре же послали от себя в Литву к панам раде каширянина Дениса Аладьина, с тем, что дал им Бог на Московское государство царя государя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии на царство. Денис же в Литве был, и никакого бесчестия ему в Литве не было, и отпустили его назад к Москве, и государь Дениса пожаловал, дал ему вотчину. 342. О посылке под Смоленск и о взятии городов и стоянии под Смоленском. Царь государь и великий князь Михаил Федорович всея Русии, посоветовавшись со своими боярами, как бы ему очистить свою государскую вотчину, приговорил послать под Смоленск стольника князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, да князя Ивана Федоровича Троекурова, да дьяка Афанасия Царевского со многой ратью. Они же пошли в Вязьму, и вязьмичи царю крест целовали. Тут же посадили воеводу, а сами пошли к Дорогобужу. Потом же и в Дорогобуже крест государю целовали. В Дорогобуже же оставили воеводу, а сами пошли под Белую, а в Белой сидели литовские люди и немецкие. И под Белой стояли, и бои с ними были частые. Немецкие же люди сослались с воеводами и Белую сдали.

http://sedmitza.ru/lib/text/439354/

     Смерть можно встречать лицом к лицу мужественно, героически. Вспомните строки Альфреда де Виньи в стихотворении " Смерть волка " : Я думал: как смешны мы в нашем ослепленьи! Как слабы, хоть и мним себя венцом творенья! Учись же, человек, величью у зверей, Чтоб, отдавая жизнь, не сожалеть о ней. Мне предложили темой прекрасное, глубокое определение христианина – " оживший из мертвых " (Рим 6:13), и я попытаюсь рассмотреть в меру моих сил некоторые его аспекты, хотя обращаюсь к вам со своим словом в колебании: больше, чем когда-либо, мне сегодня кажется, что вам предстоит выслушать весьма примитивные рассуждения о возвышенном.      На первый взгляд, это выражение апостола Павла как бы отсылает к Евангелию от Иоанна, будто прототип этого " ожившего из мертвых " – Лазарь. Однако даже пример Лазаря, как он ни значителен, меньше этой реальности христианина. Лазарь ожил, но он вернулся к временной жизни, вновь умер. Образ " ожившего из мертвых " , который действительно в меру христианина, – это Сам Христос, и только Он.      Я хотел бы сначала остановиться на теме смерти. О какой смерти (и, следовательно, о каком воскресении) идет речь? Какое существо восстает из этого опыта смерти? Что делать перед лицом смерти, чтобы ожить в том же смысле, как ожил Христос?      Смерть можно встречать лицом к лицу мужественно, героически. Вспомните строки Альфреда де Виньи в стихотворении " Смерть волка " : Я думал: как смешны мы в нашем ослепленьи! Как слабы, хоть и мним себя венцом творенья! Учись же, человек, величью у зверей, Чтоб, отдавая жизнь, не сожалеть о ней.      И далее, толкуя последний брошенный ему волком взгляд: Он как бы говорил: " Коль и в тебе есть твердость, Сумей взрастить в душе стоическую гордость И стань ценою дум, и бдений, и трудов Всем, чем с рожденья был я, вольный сын лесов. Поверь: стенать, рыдать, молить – равно позорно. Свой тяжкий крест неси и долго, и упорно. Путь, что тебе судьбой назначен, протори, Потом, без слов, как я, отмучься и умри "      Победа ли это над смертью? Нет, это героический, прекрасный, но спорный способ встречать в лицо процесс " умирания " . Смерть здесь не побеждена, не превзойдена. В одном письме из тюрьмы, написанном на Пасху, Бонхёффер говорил: " Сократ научил нас смотреть в лицо смерти. Христос же победил смерть " . Об этой-то победе мы и будем говорить. Героизм, внутренняя дисциплина, величие души позволяют нам встретить лицом к лицу это событие, учат нас проходить шаг за шагом путь смерти, не сломавшись душой; но тем не менее победа остается за смертью. Сократ выпил яд, волк Альфреда де Виньи умер безвозвратно, и столько героев, замечательным образом встретивших лицом к лицу опасности и ужасы смерти, умерли смертью, которую можно было бы назвать окончательной! Героизма тут недостаточно. Есть коренное различие между тем, чтобы смотреть в лицо смерти, и тем, чтобы победить смерть.

http://predanie.ru/book/70591-o-slyshani...

Конечно, она была прочитана так блестяще, как это мог сделать только Иларион: восстановление патриаршества в России было его заветным желанием, как бы смыслом его жизни, которому он отдавал все свои силы». В своей лекции святитель пророчески представил совершенно новый образ русского Патриарха:«Теперь наступает такое время, — сказал он, — что венец патриарший будет венцом не»царским», а, скорее, венцом мученика и исповедника, которому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского». Знаменательны были эти слова, пришедшиеся в точности на день большевистского переворота!.. 28 марта 1913 года произошло событие особой важности в жизни Владимира Троицкого: он принял монашеский постриг с именем Илариона. Есть люди, с самого рождения предназначенные служить непосредственно Богу и словно невидимой стеной отгороженные от мира. Таким человеком был Владимир Троицкий. Он не сомневался в своем монашеском призвании, которое для окружающих очевидным не было: душевная одаренность и внешняя красота, веселость и общительность могли вводить в заблуждение относительно внутреннего устроения и жизненных установок. Каким же был»внутренний человек»святителя Илариона? Об этом мы можем судить по его сочинениям и поступкам, по воспоминаниям современников; вглядываясь в фотографические портреты святителя, мы также можем пережить встречу с его душой. Главной чертой святителя и священномученика была исключительная врожденная душевная чистота, самым верным признаком которой было естественное и радостное следование добродетели вместе со страданием от греха, в случае владыки Илариона совершавшегося лишь в области помыслов. Святитель свидетельствует о собственном внутреннем опыте, когда пишет:«Жизнь и совершенствование личности в Церкви несет с собою счастье и блаженство»;«Сама добродетель есть блаженство, а грех есть страдание»;«Как с грехом неразрывно связано его следствие — страдание, так с добродетелью соединено блаженство». В подобных простодушных личных признаниях выражена чистота святости Божиего избранника.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

19:6). Венцом предзнаменовал, что как цари выделяются пред всеми царским венцом своим, так и святая Печерская обитель превзойдет, как царица, другие обители славой и богатством добродетелей. " Многие дочери приобрели богатства, а ты преуспеешь и вознесешься над всеми " . И как венец золотой бывает богат драгоценными каменьями, так и обители Печерской предстояло богатство добродетелей, как сказал Сирах: " Сам стоя при угле алтаря и окрест его венец братии " . Наконец, пояс знаменует добродетели и благостыню, как говорит апостол: " Станьте, препоясав чресла ваши истиной " (Мф. 6:14), а венец изображает награду за подвиги. Святой Антоний еще во время основания той церкви, желая привлечь учеников своих и тех, которые будут после них, к добродетелям и подвигам, в знамение воздаяния за добродетели получил венец и повесил его, сделав над ним надпись: " Не увенчивается, если незаконно будет подвизаться " (2 Тим. 2:5). Но так как и пояс и венец были золотые, это было знаком, что все эти подвиги будут совершаться ради любви к Богу, который изображает золото, по слову Господню: " Советую тебе купить золото, расплавленное огнем, чтобы тебе обогатиться " (Отк. 3:18). А под огнем истолкователи разумеют любовь. Кто, братие, живя во святой Печерской обители, не возрадуется тому, что она называется чудотворной не только от преподобных, но и от основания своего, сопровождавшегося чудесами! Кто не возвеселится, видя в ней такого предстателя и заступника, всегда молящего о том, чтоб не были мы лишены венца славы, прообразом которого был венец, дарованный во время основания той святой церкви. И мы радуемся, преподобный отче наш Антоний, и празднуем твою память, хвалим тебя как дети отца, как ученики учителя, как овцы пастыря и наставника, и, в воспоминание о тебе, сплетши тебе венец из твоих же добродетелей, украшая тебя им, взываем: Радуйся, носящий небесное имя, всегда мыслящий не о земном, но о небесном. Радуйся, зерцало воздержания, смирения, послушания и безмолвия. Радуйся, пример чистоты и целомудрия.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

В самом деле, не так радостно для нас освободиться от трудов и подвигов поста, как — исправившись, встретить тот священный праздник, со светлым венцом, с венцом никогда неувядающим. Но дабы ускорить исправление, сделай, что скажу. Напиши на стене дома твоего, и на стене сердца твоего тот « летит свиток » (который видел пророк Захарии 5:1), и представляй, что он летит на пагубу, и размышляй о нем непрестанно; и если увидишь, что другой клянется, удержи его, останови, и позаботься о своих слугах. Если мы будем стараться не только о том, как бы самим нам исправиться, но и о том, как бы и других привести к этому, то скоро и сами придем к концу, — потому что, взявшись учить других, мы будем краснеть и стыдиться, если сами окажемся не исполняющими того, что заповедуем другим. Не нужно больше слов; об этом много говорено было и прежде, да и теперь сказано только для напоминания. Бог же, Который более нас печется о душах, да совершит нас и в этом и во всяком добре, чтобы, принесши всякий плод правды, сподобиться нам царствия небесного, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым слава Отцу, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. О СТАТУЯХ БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ Похвала тем, которые, вкусив пищи, пришли слушать (беседу); учение о естестве мира, также против боготворящих тварь, и об избежании клятв.   Великая польза от слушания слова Божия. — Чудеса творения. — Представляемое ими изумительное разнообразие. — Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. — Должно воздерживаться от клятвы.   Р АДУЮСЬ и сорадуюсь всем вам, что недавнее увещание наше о не постящихся и из–за этого остающихся (дома), вы исполнили на деле. Сегодня, думаю, здесь присутствуют и многие из вкусивших уже пищи, и они наполняют это почтенное собрание; думаю так потому, что собрание у нас стало блистательнее и стечение слушателей многочисленнее. Не напрасно, значит, расточили мы недавно о них много слов, умоляя вашу любовь — увлекать их к матери (Церкви) и убеждать, что можно и после принятия пищи телесной участвовать в пище духовной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

XVII или XIX b.). Иконография святой Екатерины, поражающей нечестивого царя, редко встречается в греческой живописи и, вероятно, была заимствована из западноевропейского искусства, где она известна со времени позднего Средневековья (например, «Великомученица Екатерина Александрийская», картина нидерландского мастера последней четверти XV b., Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Изображения великомученицы Екатерины много кратно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский монастырь или созданы в нем: серебряная митра (1636) – дар жителей города Янина; орарь – вклад Никифора Марталиса, архиепископа Синайского (1648 г., критская мастерская); шитый образ святой Екатерины с житийными сценами (1770 г., мастерская в Вене); плащаница с образом великомученицы Екатерины и сценами ее жития (1805 г., мастерская в Вене). На Руси изображения великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Как святая Екатерина идентифицируется одно из безы мянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Святой Софии в Киеве (40-е гг. XI b.). В ранних памятниках великомученица Екатерина изображалась по византийским образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ святой Екатерины был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30–40-х гг. XII b.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV b.). Святая Екатерина представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича (кон. XII – нач. XIII b.). Большое число ранних русских изображений великомученицы Екатерины может свидетельствовать о значительном влиянии, которое оказали на развитие почитания святой Екатерины культурные связи Руси с Византией, Синаем и Западной Европой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010