В 1886 г. М. М. Антокольский выполнил мраморный бюст Е. Ф. для ее родственников, живших в замке в Дармштадте (сохр.). В. М. Клыков в 1990 г. для Марфо-Мариинской обители создал скульптурную фигуру Е. Ф. из белого мрамора (на правой руке четки), в 2004 г. по просьбе насельниц калининградского мон-ря во имя Е. Ф.- скульптуру преподобномученицы, сидящей на скамье. 9 июля 1998 г. в Англии в Вестминстерском аббатстве было установлено 10 образов христ. святых, в т. ч. мраморная статуя Е. Ф. на зап. фасаде собора ап. Петра. В 2007 г. Ю. П. Хмелевский вырезал миниатюрный рельеф на кости мамонта: Е. Ф. с крестом и прмц. Варвара со свечой, стоящие на краю шахты. В нач. 90-х гг. ХХ в. А. Д. Корноухов сделал мозаику для храма равноап. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, к-рая была помещена над ракой Е. Ф. (святая в рост, с крестом в деснице и моделью храма в левой руке). К числу первых иконописных образов Е. Ф. в Москве принадлежит монументальная мозаика сер. 90-х гг. ХХ в. в нижнем храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (образ святой с храмом в руке на золотом фоне). К прославлению Е. Ф. в 1992 г. была написана поясная икона (иконописец В. Ю. Карпова), ее иконографию повторяли мастера Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге: святая с Покровским храмом в левой руке, десница приподнята к груди (ц. прав. Симеона Верхотурского в с. Меркушине, Крестовоздвиженский собор верхотурского Никольского мон-ря - см.: Тихон (Затекин), игум., Нечаева М. Ю. Уральская лавра. Екатеринбург, 2006. С. 433). На образе с частицей гроба Е. Ф. в Иоанно-Предтеченском мон-ре Москвы, исполненном М. Проскуровой в 1994 г., изображены прп. Елисавета, игум. К-польская, и Е. Ф., держащая икону Спаса Нерукотворного, с к-рой она встретила смерть. Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва) Вел. кнг. прмц. Елисавета. Икона. 1992 г. Иконописец В. Ю. Карпова (резиденция митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Новодевичий мон-рь, Москва)

http://pravenc.ru/text/189843.html

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее, Христа Бога нашего...». По 6-й песни кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» светилен благоверных князей, «И ныне» Богородичен Минеи: «Пресвятая Богородице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры благоверных князей, глас 4-й – 4. «Слава» благоверных князей, глас 2-й: «Приидите, вси языцы...», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «На Тя упование...» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»). Великое славословие. По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), глас 4-й. «Слава» тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, ходатайствовавшую...». На часах – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) читаются попеременно. На Литургии блаженны благоверных князей, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) , тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи (см. в службе прмц. Февронии), кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-08/

1. Четверг сырный. Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (с 2 марта) . Прп. Мартирия Зеленецкого (службу зри 11 ноября) . Прмцц. Анны и Матроны Макандиных Алексиевских . Прмц. Дарии Зайцевой . Служба прмц. Евдокии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А) . На этот день может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я, 4-я и 5-я Марковы главы) (Б) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и прмц. Евдокии на 4. 4-я, 8-я и 9-я песни: канон прмц. Евдокии со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона прмц. Евдокии, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдокии, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В женах Святая, Богородице...». По Трисвятом – тропарь прмц. Евдокии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая...». На часах – тропарь и кондак прмц. Евдокии. На Литургии вседневные антифоны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Аминь. Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной» Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим Державный образ святыни Твоея,/имже подаеши велию милость//всем, с верою к нему притекающим. Полезные ссылки Сейчас в разделе 57  чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужения к содержанию Начало богослужебного дня в 16:00. Бо­го­слу­жеб­ные ука­за­ния Богослужебные указания за 14 марта 2024 года 1. Чет­верг сыр­ный. Прмц. Ев­до­кии. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Дер­жав­ная» (с 2 мар­та) . Прп. Мар­ти­рия Зе­ле­нец­ко­го (служ­бу зри 11 но­яб­ря) . Прмцц. Ан­ны и Мат­ро­ны Ма­кан­ди­ных Алек­си­ев­ских . Прмц. Да­рии Зай­це­вой . Служ­ба прмц. Ев­до­кии не име­ет празд­нич­но­го зна­ка, со­вер­ша­ет­ся вме­сте со служ­ба­ми Ок­то­и­ха и Три­о­ди (А) . На этот день мо­жет быть пе­ре­не­се­на с пят­ни­цы, 2 мар­та, по­ли­е­лей­ная служ­ба в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Дер­жав­ная» (ср.: Ти­пи­кон, 24 фев­ра­ля, 3я, 4я и 5я Мар­ко­вы гла­вы) (Б) . А. На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь прмц. Ев­до­кии, глас 8й (два­жды). «Сла­ва, и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен по гла­су тро­па­ря, от мень­ших: «Мыс­лен­ная вра­та…». Ка­физ­мы 13я и 14я. Ма­лых ек­те­ний нет. По 1м сти­хо­сло­вии – се­даль­ны Ок­то­и­ха, глас 7й. По 2м сти­хо­сло­вии – се­да­лен Три­о­ди, глас 5й. «Сла­ва» – тот же се­да­лен, «И ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Три­о­ди, глас тот же. Пса­лом 50й. Ка­но­ны: 1я, 3я, 5я, 6я и 7я пес­ни: Ок­то­и­ха 1й со ир­мо­сом на 6 (ир­мо­сы еди­но­жды), 2й на 4, и прмц. Ев­до­кии на 4. 4я, 8я и 9я пес­ни: ка­нон прмц. Ев­до­кии со ир­мо­сом на 6 (ир­мо­сы еди­но­жды) и три­песн­цы Три­о­ди на 8. Биб­лей­ские пес­ни «Гос­по­де­ви по­ем…». Ка­та­ва­сия – по 3й, 4й, 6й, 8й и 9й пес­нях (по 3й и 6й – ир­мо­сы ка­но­на прмц. Ев­до­кии, а по 4й, 8й и 9й – ир­мо­сы вто­ро­го три­песн­ца Три­о­ди). По 3й пес­ни – се­да­лен прмц. Ев­до­кии, глас 8й. «Сла­ва, и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Ми­неи, глас тот же. По 6й пес­ни – кондак и икос прмц. Ев­до­кии, глас 4й.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3й: «Милостивому Христову угоднику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен преподобного, глас 4й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8й: «Преподобне отче…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномучениц на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак прмц. Елисаветы, глас 2й «Величие подвига…», и икос, глас тот же; седален преподобного, глас 8й. «Слава» – седален прмц. Елисаветы, глас 5й, «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Пресвятая Богородице Дево…». По 6й песни – кондак и икос преподобного, глас 8й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» светилен прмц. Елисаветы, «И ныне» – Богородичен (на ряду): «Премудрость Ипостасную…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: преподобного, глас 4й – 3, и прмц. Елисаветы, глас 8й 3. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Днесь, вернии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Преложение скорбящих…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава» тропарь прмц. Елисаветы, глас 1й: «Смирением достоинство княжеское сокрывши…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». На часах – тропарь преподобного. «Слава» тропарь прмц. Елисаветы. Кондаки прмц. Елисаветы и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3я – 4 (со ирмосом), и преподобномучениц, песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь прмц. Елисаветы; кондак преподобного. «Слава» – кондак прмц. Елисаветы, «И ныне» – кондак храма.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († между 1437 и 1439), жена заозерского св. блгв. кн. Димитрия Васильевича, Иоасафа Каменского, св. блгв. кнг. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРИЯ Георгиевна Виноградова (1886-1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница МАРИЯ Мартиниановна Журавлёва (1869-1937), послушница, прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Лелянова Лидия Александровна; 1874-1932), мон., прмц. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Павловна Носова (1872-1938), послушница, прмц. (пам. 27 апр., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ Ильинична Портнова (1888-1937), послушница, прмц. (в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892 - 1937), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ (Цейтлин Мария Васильевна; 1869-1938), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ († 18.08.1919), мц. (пам. 5 авг., 23 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

N. Y., 1988; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990; Кириллин А. Общежитие юных добровольцев в Москве, 1915-1917//Цейхгауз. М., 1994. 3. С. 12-13; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 1994; Святая прмц. вел. кнг. Елизавета: Житие. Акафист/Авт.-сост.: А. Трофимов. Поярково (Моск. обл.); М., 1995; Ebest-Schifferer S. The Darmstadt Museum. [P.,] 1996; О служении женщин в Рус. Правосл. Церкви: Вдали от мирской суеты [:Сб.]. Н. Новг., 1996; Максимова Л. Б. Вклад вел. кнг. Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России кон. XIX - нач. XX в.: Дис. М., 1998; Кучмаева И. К. Подвиг памяти: (Мат-лы к трилогии). М., 2000; она же. Жизнь и подвиг вел. кнг. Елизаветы Федоровны. М., 2004; она же. Когда жизнь истинствует... М., 2008; Савельева Л. И. Из фондов музея МХАТ//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 157-177; Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный: Жизнеописание прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. М., 2001; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 2001; Маерова В. Елизавета Фёдоровна. М., 2001; Память как максима поведения: (Мат-лы Св.-Елисаветинских чт.). М., 2001; Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2001; Миллер Л. П. Святая мученица Российская Вел. кнг. Елизавета Феодоровна. М., 2002; Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2003. Кн. 2. С. 404-405; Лисовой Н. Н. «Президенты Палестины»: Памяти первых председателей ИППО вел. кн. Сергия Александровича и вел. кнг. прмц. Елизаветы Федоровны//ППС. 2003. Вып. 100. С. 103-131; он же. Гефсиманский во имя Марии Магдалины мон-рь//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 436-438; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; Лобовикова К. И. А. А. Дмитриевский и вел. кнг. Елизавета Федоровна: (Неск. штрихов к биогр. ученого)//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга. СПб., 2004. С. 241-255; Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2004. С. 143, 147, 153, 161, 195; Отблеск Нетварного Света: Мат-лы VI юбил.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Лит.: Толстой М. В. Рус. святыни и древности. М., 1861. Ч. 2: Псков; Панов А. Описание псковского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря. СПб., 18742; Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь: (Ист.-археол. очерк). Псков, 1913. И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/187266.html

М., 2009. С. 146-154 (и по указ.); Назаренко А. В. Др. Русь на международных путях. М., 2001. С. 219-310; он же. «Си первое вниде в царство небесное от Руси»: (Св. равноап. кнг. Ольга в Царьграде)//Правосл. паломник. М., 2002. 1(3). C. 58-62; 2(4). C. 48-60; Карпов А. Ю. Житие кнг. Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама)//ОФР. 2003. Вып. 7. С. 66-88; он же. Когда крестилась кнг. Ольга?//Историография, источниковедение, история России Х-ХХ вв. М., 2008. С. 3-13; он же. Княгиня Ольга. М., 2009, 20122. (ЖЗЛ); он же. Агиографические сочинения о св. кнг. Ольге: Обзор редакций// Он же. Исследования по истории домонг. Руси. М., 2014. С. 160-192; Клосс Б. М. Житие кнг. Ольги//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 213; Письменные памятники истории Др. Руси. М., 2003. С. 213; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003 (по указ.); Усачёв А. С. Эволюция рассказа о происхождении кнг. Ольги в рус. книжности сер. XVI в.//Псков в рос. и европ. истории: Междунар. науч. конф. М., 2003. Т. 2. C. 329-335; он же. Датирующее указание или лит. штамп?: (О времени написания пространной редакции Жития Ольги)//Календарно-хронол. культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 168-171; он же. Личность составителя Степенной книги//ДРВМ. 2009. 2(36). С. 34-47; он же. Сильвестр и житие кнг. Ольги//Румянцевские чт., 2009. М., 2009. Ч. 1. С. 246-254; Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития кнг. Ольги, варяжских мучеников и кн. Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ. Q.n.I.63)//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. [Т. 1]. С. 288-308; Бедина Н. Н. Образ св. кнг. Ольги в древнерус. традиции (XII-XVI в.)//ДРВМ. 2007. 4 (30). С. 8-12; она же. Успенский хронотоп Пространного жития св. кнг. Ольги//Ползуновский альманах. Барнаул, 2017.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Сюжет с крещением О. показан на гравюре Дж. Валкера по рисунку И. А. Акимова (в кн.: Евгений (Булгарис), архиеп. Историческое разыскание о времени крещения российской вел. кнг. Ольги. СПб., 1792). Раскрашенная гравюра «Царица Ольга в 995 году в Константинополе принимает христианскую веру» вклеена в рукописный сб. «Солнце пресветлое» (ГИМ. Муз. 42. Л. 1) - у О. на голове корона с высоким конусом. В кн. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках» (СПб., 1836. Ч. 1. 9, 10) вошли 2 гравюры по рисункам Б. А. Чорикова: «Великая княгиня Ольга отдает последний долг (тризну) над прахом супруга своего Игоря, отмщая древлянам за умерщвление его» и «Св. крещение княгини Ольги». Литография сер.- 3-й четв. XIX в. (РГБ; хромолитография - ГМИР), очевидно, восходит к житийной иконе О. В среднике представлена О. в имп. одеждах с горностаевой мантией, с крестом в правой руке, стоящей в легком развороте вправо в интерьере с колонной, портьерой и столом, на котором лежат скипетр и держава. В клеймах житийные композиции: 1) «Премудрая Ольга, желая познать истинного Бога, отправляется на корабле в Грецию в сопровождении вельмож и бояр»; 2) «Царь Греческий и патриарх с честью встречают кнг. Ольгу, прибывшую в Царьград»; 3) «Кнг. Ольга на Божественной Литургии слушает с усердием слово Божие»; 4) «Кнг. Ольга, уверовав в истину христианской веры, изъявляет желание креститься»; 5) «На предложение вступить в брак премудрая Ольга сказала царю: «Для крещения пришла сюда, а не для брака»»; 6) «Патриарх поучает кнг. Ольгу истинам св. веры»; 7) «Во Св. Крещении кнг. Ольга во время Литургии приобщается Св. Таин»; 8) «Кнг. Ольга увещевает своего сына Святослава принять христианскую веру»; 9) «Патриарх напутствует благословением кнг. Ольгу в обратный путь, дает ей Честный крест, св. иконы и священные книги»; 10) «Приняв св. Таин, блаж. Ольга тихо скончалась». Сохранились иконные образцы с изображением О. («Равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский» сер. XIX в., ГИМ; святая с развернутым свитком в руке). Подготовительный рисунок для иконы «Мц. Клавдия и кнг. Ольга» 1897 г. худож. С. Д. Корина (МПИ) решен в академической манере (руки святой скрещены на груди, голова склонена). Неск. рисунков с образом О. хранятся в ИАХМНИ. В декоративно-прикладном искусстве

http://pravenc.ru/text/2578361.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010