Сортировать по Исключить новости В Смоленске археологи открыли древнерусский храм домонгольского периода (+Фото) 16 августа, 2013. Новостная служба Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. 16 августа. ПРАВМИР. В Смоленске архитектурно-археологическим отрядом Института археологии полностью раскопан и изучен ранее неизвестный древнерусский храм домонгольского периода, обнаруженный осенью 2012 года в процессе охранных раскопок. Об этом сообщается на  сайте Института археологии РАН , в статье члена-корреспондента РАН В. Седова. Выехавшая на место группа архитектурных археологов тогда же определила развал кладки как остатки четырехстолпного храма середины XII века с несколько более поздними, но тоже домонгольскими галереями. В мае-июне 2013 года были проведено масштабное археологическое изучение памятника, позволившее выявить его основные формы и некоторые детали, датировать храм и определить его место в истории архитектуры древнего Смоленска. Это первые раскопки домонгольского памятника в городе за последние двадцать лет. Храм расположен на склоне левого берега Днепра в центре современного Смоленска. Есть некоторые основания предполагать, что храм был посвящен великомученице Параскеве Пятнице. Однако точно определить посвящение новонайденного памятника пока не представляется возможным. По словам ученых, это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя полукружиями алтарных абсид. Столбы, поддерживавшие барабан купола, были крестообразными в плане. Пол церкви был сделан из плинфы на растворе. На внешней поверхности стен выступали лопатки, делившие фасады на прясла, а на средней паре лопаток на каждом фасаде были расположены полуколонки, характерные для поднепровского зодчества середины XII века. В домонгольское время в храме было совершено несколько погребений. Одно из них было устроено в аркосолии, внутристенной арке в южной стене. Это захоронение мужчины, вероятно, ктиторское. Еще одно находилось в специальной плинфяной гробнице  у западной стены храма с внешней стороны. Интересно, что погребенные в этой гробнице женщина и ребенок были ориентированы необычно, как и сама гробница: по оси север-юг.

http://pravmir.ru/v-smolenske-arxeologi-...

Сортировать по Исключить новости Первая учительница Светлым воскресеньем, в день святой великомученицы Параскевы, называемой Пятницей, мы с первой учительницей причастились. 5 октября, 2014 Светлым воскресеньем, в день святой великомученицы Параскевы, называемой Пятницей, мы с первой учительницей причастились. Ее звали Татьяна, и она была моей первой учительницей. Мы встретились в эту субботу на вечерне в родном Покровском соборе. Когда я ее увидел, сразу стало хорошо на сердце. И не потому, что встретились в храме, хотя и это важно, а просто я всегда рад ее видеть. Просто она моя первая учительница и всегда улыбается при встрече. Уже больше тридцати лет прошло, как она меня учила сидеть за партой, а глаза у нее все такие же добрые. Она всегда спрашивает, когда я женюсь, а я спрашиваю, как здоровье ее мужа, доброго и улыбчивого Сергея, которого тридцать лет назад мы звали дядя Сережа. Когда он за ней ухаживал и украдкой приходил к нам на уроки, чтобы, стесняясь, дарить ей цветы, мы, мальчишки, ее ревновали, а девчонки говорили, что мы полные дураки и ничего в жизни не понимаем. Но мы очень даже хорошо все понимали, хотя виду не показывали. Татьяна Николаевна была нашей самой первой в жизни учительницей, а мы были ее первым в жизни классом. Она пришла к нам сразу после института, и это была наша большая первая любовь, которая поразила в самое сердце и осталась на всю жизнь. А любовь на троих не делится. И за нее надо бороться. А попробуй, поборись, когда он вон какой, большой и сильный, и еще с усами. И самое главное, она его любит. Мы видели, что когда он приходил, она очень радовалась, хотя и не подавала вида, а наоборот, делала строгие глаза и указывала на дверь. И он покорно ждал ее в коридоре. А потом они уходили, улыбаясь и взявшись за руки. А мы шли играть в футбол на школьном дворе. Когда он сделал ей предложение, мы все очень обрадовались и поздравляли ее. Девчонки даже открытки нарисовали с какими-то слезливыми стишками: сю-сю-сю, си-си-си…. А мы ничего не подарили, но всем своим видом дали жениху понять, что если что, пощады не будет, отомстим. Но он ее носил буквально на руках, и нам оставалось только завидовать.

http://pravmir.ru/pervaya-uchitelnitsa/

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 03 апреля 2017 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 3 апреля 2017 11 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «С. Фонов. Символ Византии» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святой великомученице Параскеве, нареченной Пятница». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-711-3232.   2 .         Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «С. Фонов. Торжество небесной Руси» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «С. Фонов. Торжество небесной Руси». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-711-3233.   3 .         Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Душевный лекарь. О молитве и покаянии/сост. Д. Семеник» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Душевный лекарь. О молитве и покаянии/сост. Д. Семеник».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Сортировать по Исключить новости Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/cat_index_172.html

Панино. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах XVII века. После упразднения церкви в с. Агломазово в 1770 г. здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, предположительно, из Агломазова. В 1790 г. при церкви был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, а 16 марта 1794 г. иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем же храмонаименованием и Никольским приделом. Каменная церковь с колокольней в селе Панины Пруды Спасского уезда была построена 1903 году на средства священно и церковнослужителей, прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней было два: главный – во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, другой – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Церкви принадлежала деревянная сторожка, в которой размещалась церковно-приходская школа. На ее содержание средства выделялись от общества. В 1914 году в ней обучалось 176 мальчиков и 96 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе с 1911 года был священник Пятницкой церкви Иван Григорьевич Троицкий. 15.07.1940 г. церковь была закрыта под школу, но использовалось под нужды колхоза. http://www.ryazeparh.ru/ Дата основания храма 1750 год. Дата постройки кирпичного здания 1903 год. Дата закрытия в годы гонений на церковь 15 июля 1940 года. Дата возвращения и повторного освящения храма 1992-1996 гг. В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах 17 века. После упразднения церкви в селе Агломазово в 1770 году здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, «вероятно, из Агломазово, что доказывается просьбою причта, поданною в 1797 году, о дозволении исправить церковные ветхости». В 1790 году при церкви был устроен придел в честь чудотворца Николая, а 16 марта 1794 года иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла в ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем храмонаименованием и Никольским приделом.

http://sobory.ru/article/?object=17851

Демидов. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1748 и 1749. Год утраты:приблизительно 1944 (утрачена в ходе боев) Адрес: Смоленская область, г.Демидов Координаты: 55.267211, 31.511172 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В источниках о Поречье (прежнее название Демидова) одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство,- сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения. Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс. О времени же разрушения можно предположить, что это 1749 г., когда смоленский мещанин Петр Андреевич Вольский выстроил в Поречье каменый храм, освященный в честь святой великомученицы Параскевы. Первоначально Пятницкая церковь имела деревянную колокольню, но в XIX в. на средства прихожан была выстроена каменная колокольня. Недалеко от храма в 1881 г. была выстроена теплая каменная часовня в память императора Александра II. В 1936 году постановлением облисполкома храм был закрыт и передан на нужды товарной базы райсоюза. В дальнейшем церковь была разрушена. Полуразрушенная часовня была восстановлена под руководством иеромонаха Сергия (Зятькова), настоятеля Покровской церкви. Священник трудился вместе с верующими. К кирпичной стене здания была пристроена полуовальная апсида, крыша покрыта оцинкованным железом и на ней установлен крест. Отреставрированная часовня освящена в 1991 году. В источниках о Поречье одной из первых упоминается деревянная Пятницкая церковь. Каков был внешний вид этого храма, кто финансировал его строительство, - сказать нельзя. Неизвестна также дата его построения (Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 254) . Есть сведения о том, что в 1697 г. в эту церковь был выдан антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 890) .

http://sobory.ru/article/?object=43790

I. Св. великомученица Параскева, память коей ныне совершает святая церковь , жила в царствование римского императора Диоклетиана в городе Иконии. Родители ее были христиане и особенно уважали пятницу – день крестных страданий и смерти Спасителя, проводя этот день в посте и молитвенном воспоминании страстей Христовых. Когда в этот день Бог даровал им дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу с греческого языка значит «Пятница». В последствии, возрастая в вере и благочестии христианском, Параскева, по примеру родителей своих, особенно чтила пятницу, и в самом имени своем нося напоминание о страданиях Христовых, она и сердцем своим старалась непрестанно приближаться к распятому за спасение мира Господу и в этом приближении находила источник утешения и подкрепления своей веры и любви к Господу, – наконец и сама достойно приобщилась страстям Христовым, мужественно исповедав Христа и претерпев за Него жесточайшие мучения. Приведенная на суд, св. Параскева, еще юная дева, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее, ради спасения своей жизни, принести жертву идолам. Тогда мучитель приказал св. исповедницу повесить на дереве и терзать тело ее железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и чуть живую бросить в темницу. Но Бог не оставил без утешения и чудесной помощи мужественную страдалицу. В темнице предстал ей ангел, держа в руках своих орудия Христовых страстей – крест, терновый венец, копие, трость, губу – и сказал: «встань, девица, общница Христовых страстей, я прислан от Бога посетить тебя, – в отраду души твоей и исцеление болезней твоих приношу тебе сии орудия страданий Господа нашего Иисуса Христа. Встань, исцеляет тебя Христос Господь». Св. мученица тотчас встала, облобызала орудия страстей Христовых, а ангел губою отер раны ея, и вдруг все тело ее исцелилось от язв, так что пришедшие утром темничные стражи, думая найти мученицу мертвою, увидели ее в прежнем цветущем виде и красоте. В этом чудесном исцелении св. мученицы злобный мучитель не уразумел непобедимой сиды распятого Господа и продолжал истязать св. Параскеву, приказав ее, повешенную на дереве, жечь факелами и наконец отсечь голову ее мечем. Так св. великомученица, в брачном одеянии девства, украшенная кровию своею, предстала небесному Жениху своему Христу, сделавшись причастницею и общницею страстей Его!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Боровск. Церковь Спаса Преображения. Церковь Параскевы Пятницы Карта и ближайшие объекты Прежде на этом месте стоял деревянный храм Параскевы Пятницы, который в 1610 г. в нашествие крымских татар сгорел. Вскоре был построен новый храм св.вмц. Параскевы Пятницы,также деревянный. В 1648 г. вместо него был возведен новый деревянный храм, нареченный, видимо, тогда же в честь Преображения Спаса. В 1654 г. в храме значились приделы Ильи Пророка и св.Параскевы Пятницы. В 1708 г. построили новый деревянный храм, вместо которого уже в 1736 г. на средства прихожан возвели каменный храм Преображения Спаса с приделом Параскевы Пятницы. Приход храма в это время состоял из 54 дворов. В 1883 г. при храме на церковные средства построили дом для священно- и церковнослужителей. В 1916 г. недалеко от храма в северо-восточной стороне стояла часовня. За храмом числилось 10 каменных лавок. В 1929 г. храм закрыли. Перед Великой Отечественной войной в нем разместили краеведческий музей, который в период фашистской оккупации был разграблен захватчиками. Здание храма фашисты использовали под тюрьму для русских, насильственно выселенных из г.Наро-Фоминска. Оккупация и военные действия нанесли существенный урон храму: были выломаны рамы, двери, разрушены печи, сняты перегородки, потолок, пол - общая сумма ущерба исчислялась 935.150 руб. Восстанавливать храм не стали, в 1957 г. его взорвали. Позже на этом месте построили трибуны с памятником В.И. Ленину. Сейчас на месте храма памятник В.И. Ленину, чугунная беседка в восточном стиле и фонтан. Каменный храм постройки 1736 года, стоявший до 1957 года на старинной городской площади, отражал черты русского зодчества XVII века. Композиция основной массы представляла собой сочетание восьмерика на четверике, перекрытого сомкнутым сводом с поставленной на восьмигранном барабане главкой. С запада к четверику примыкала трапезная с Пятницким приделом и колокольней. Оконные проёмы четверика и трапезной были обработаны по бокам кирпичными полуколонками, завершёнными сандриком с разорванным фронтоном. Проёмы восьмерика были обработаны более скромными наличниками без фронтоннных завершений. Возможно, что первоначально грани завершались открытыми фронтонами, а на месте существовавшего низа главы был второй малый восьмерик, нёсший главку. Формы колокольни, в отличие от храмовой части и трапезной, отражали следующий этап развития русского зодчества - барокко первой половины XVIII века. В ходе строительства придела святой великомученицы Пятницы в его внутреннюю стену вложили каменную плиту с надписью о том, что на этом месте были погребены тела купца Жилина с женой, скончавшихся в 1704 г. и 1710 г. соответственно.

http://sobory.ru/article/?object=33471

Поддубное. Церковь Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Костромская губерния, Костромской уезд, Гридинская волость, село Николо-Трестино. В селе церковь Св. Николая и церковно-приходская школа. Церковь построена в 1790 году. Зданием кирпичная – пятикупольная в связи с такою же колокольнею и куполом над нею. Имеется приходское кладбище - в 500 метрах от церкви. Прихожанами церкви были жители деревень Пушкинской и Гридинской волостей. Книга: Список населённых мест Костромской губернии. Изд. Кострома, 1908 г. Впервые церковь в “приселке” Тростино (Трестино), бывшем в то время вотчиной московского Новинского Введенского монастыря, упоминается в 1617 г., когда здесь стояли два построенные монастырем деревянных храма – Никольский (летний) и во имя св. вмц. Параскевы Пятницы (зимний). В конце 80-х гг. XVIII в. взамен деревянных был возведен каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1790 г. Храм имел три престола: в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной; правый – во имя прп. Геннадия Костромского и Любимоградского и св. вмц. Екатерины; левый – во имя св. вмц. Параскевы Пятницы (первый и третий престолы перенесены из деревянных церквей, а второй, по-видимому, был устроен храмоздателями в честь своих небесных покровителей). Главная святыня храма – местночтимый, по преданию явленный, образ свт. Николы. В 1901-1921 гг. настоятелем церкви служил один из самых выдающихся священнослужителей Костромского края XX в. – протоиерей Павел Федорович Острогский (1877-1937 гг.). Храм в Николо-Трестине относится к числу немногих церквей района, избегших в советское время закрытия... " Николаевская церковь села Трестина, устроенная в 1790 году иждивением прихожан, зданием каменная, с таковыми же колокольней и оградою. Кладбище в ограде при церкви. Престолов три: в летнем храме - во имя святителя Николая чудотворца; в зимнем: северный - во имя преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, и святой великомученицы Екатерины; южный – в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Из местных святынь замечателен образ святителя Николая, по местному преданию, явленный.

http://sobory.ru/article/?object=03113

Москва. Церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Карта и ближайшие объекты Самая известная в Москве церковь св. великомученицы Параскевы Пятницы стояла до 1928 года в Охотном ряду - там, где сейчас находится здание Государственной Думы. Пятницкая церковь на месте Охотного ряда появилась еще до 1406 года. Дореволюционный краевед отмечает, что в одном старинном документе она значилась как " у пол " , " у старых пол " - от слова поле. В древности так называли открытые места (полянки) в Москве, где проходили судебные поединки, и документ свидетельствует о том, что они проводились не только в Кремле, но и за его пределами, в частности, на территории будущего Охотного ряда. В XVII веке на месте деревянной Пятницкой церкви князь Василий Голицын построил каменную двухэтажную церковь. На первом этаже храм был освящен во имя Параскевы Пятницы, а на втором устроена Воскресенская церковь, которую в 1687 году освятил сам патриарх Иоаким. Эта церковь стала домовым храмом князя Голицына и соединялась длинным переходом с его знаменитыми палатами в Охотном ряду. В 1737 году Пятницкая церковь сильно пострадала в московском пожаре, и хотя была отреставрирована, оказалась предназначена к сносу в 1775 году для обустройства площади. Тогда за нее заступился митрополит Платон, поскольку церковь была " крепка во всех частях и благообразна " . А в 1815 году после доблестной победы над Наполеоном дворянское собрание своим иждивением устроило в верхней Воскресенской церкви два придела - св. Александра Невского и мч. Екатерины - в честь императора и его сестры Екатерины. В росписи храма после Отечественной войны изображались святые, память которых празднуется в дни " знаменитых побед, одержанных над опустошителями Москвы с 26 августа 1812 года по 18 мая 1814 года " - писал один из современников. К примеру, в честь Бородина - мученики Адриан и Наталья, а на день Тарутинского сражения - св. митрополит Петр. Приделы в нижнем, Пятницком храме были освящены во имя св. Николая Чудотворца и самый поздний, в 1877 году - в честь Иоанна Воина, связанный вероятно, с русско-турецкой войной. На колокольне хранился колокол 1690 года.

http://sobory.ru/article/?object=34953

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010