Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Томюк, Алексий, прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1913 – начале 1930-х гг. В декабре 1912 г. в российской и немецкой прессе появились сообщения о закладке в Лейпциге русского Храма-памятника. Памятник строился в соответствии со специальным договором Российской империи с Лейпцигом. Подписание договора между Городским советом Лейпцига и Военным министерством Российской империи о предоставлении земли для постройки храма состоялось 17 июля 1913 г. Прибывший на закладку памятника русский военный министр В. Сухомлинов отметил немецким корреспондентам, что Россия сохраняет искреннее и дружественное отношение к Германии, и что его сердечное желание в том, чтобы сохранить прочный От имени Российской империи дела строительства, договоры и проч. вело Главное управление генерального штаба Российской императорской армии (С.-Петербург). Договор от 17 июля подписали обер-бургомистр Лейпцига Р. Дитрих (Dr. Dittrich, Rudolf Bernhard August) и Я. Г. Жилинский, начальник Генерального штаба Русской императорской Стоимость сооружения и его имущества составляла около 300 тыс. рублей (более 500 тыс. марок). Под строительство в безвозмездное пользование Российской империи был отведен участок. Содержание грамоты Горсовета и городского собрания Лейпцига от 28 декабря 1912 г. О строительстве памятника было объявлено в день закладки, а сама грамота вложена в закладной В реальности стоимость памятника оказалась несравненно большей. Еще большей была его ценность как культурного сооружения. В 1911–1914 гг. активное участие в возведении Храма-памятника принимал граф И. А. Мусин-Пушкин, находившийся на службе в Министерстве иностранных дел Российской империи. В сентябре 1913 г. строительство Храма-памятника завершилось.17–18 октября 1913 г. в 11 часов утра был освящен памятник Битвы народов. Затем император Вильгельм II, саксонский король, великий князь Кирилл Владимирович и все находившиеся в Лейпциге августейшие особы, германские государи, принцы, представители иностранных монархов, многие почетные русские гости собрались на торжестве в русском Храме-памятнике. Реакция публики и многочисленные заметки прессы были преимущественно благожелательными. «Храм-памятник,– писала местная газета,– отныне возвышается на месте битвы при Лейпциге, на вечную память о наших храбрых соратниках 1813 года и как достойное дополнение немецкому памятнику Битвы народов, вблизи которого он воздвигнут… С появлением русского Храма-памятника город Лейпциг приобрел величественный и уникальный памятник

http://sedmitza.ru/lib/text/6571884/

Период девятый. Создание второго храма Как скоро возвратившиеся из плена иудеи заняли наследственные земли своих предков, Иисус и Зоровавель создали в Иерусалиме алтарь на прежнем его месте, а в праздник новолетия восстановили всегдашние жертвоприношения. В следующем году заложен второй храм при звуке священнических труб и пения левитов, при радостных восклицаниях народных и громком плаче старцев, которые помнили великолепие храма первого. Самаряне предложили иудеям свое участие в сем предприятии, выставляя себя их единоверцами, но, не получив их на то соизволение, всемерно старались им препятствовать. Для сего применяли они подкуп и клевету, как при Кире, так и при его преемниках Ассуире и Арфасафане 783 , и с таким успехом, что, по повелению последнего, работы храма совсем остановлены военною рукою. Однако, через несколько времени они возобновились по убеждению пророков Аггея и Захариии. Областные правители персидские, которые писали о сем к Дарию, получили указ, которым он не только утверждал данное иудеям от Кира позволение создать храм, но повелевал, из своих за Евфратом доходов давать им вспоможение и жертвы за себя и в заключение проклинал всякого царя и народ, который бы поднял руку на разрушение храма Иерусалимского 784 . Таким образом, по прошествии около 20 лет от его заложения, здание приведено к окончанию 785 . Освящение его сопровождалось радостным празднованием пасхи. Указ Артаксеркса и подвиги Ездры В седьмое лето Артаксеркса Лонгимана 786 Ездра 787 , ученый 788 священник получил в Вавилоне указ, которым он был уполномочен остававшихся в земле халдейской иудеев по желанию их препроводить в Иерусалим, со священными сосудами, с дарами царя и вельмож; требовать от царских хранителей сокровищ за Евфратом серебра на украшения и другие потребности для священнодействий храма; наблюдать во всей Иудее за сохранением закона Божьего; поставить судей и наказывать преступников; все же священники, левиты и нафинеи освобождались от всякой дани. По сему полномочию Ездра собрал более 1.700 спутников и, выйдя с ними в поле, против опасностей предлежащего пути вооружил их постом и молитвою 789 . Они прибыли спокойно в Иерусалим, и после принесения жертв Ездра вступил в свое чрезвычайное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слово по освящении церкви в Горыгорецком Земледельческом Институте (30 августа 1852 г.) Да будут очи Твои отверсты на храм сей день нощь. ( 3Цар. 8:29 ). Так молился Богу Соломон, премудрый Царь Израильский, по окончании и освящении воздвигнутого им во Иерусалиме храма: да будут, взывал он, очи Твои, Господи, отверсты на храм сей день и нощь. Наш Соломон, деятельно промышляя о том, чтобы храмы, посвящаемые имени Божию, повсеместно устроялись на всем пространстве России, где только обитают сыновья ее, тем самым проявляет отеческое желание сердца своего: да призирает Господь благоволением своим на царство Его; да почиет благословение Божие на всей России; да не престанут изливаться на нее милость и щедроты Божии во все веки! Вместе с сим, относя к великим заботам своим о устроении нашего благоденствия отеческую попечительность свою о воспитании возрастающего юношества соответственно общему и собственному благу юношей, Благочестивейший Отец земли Русские законоположил, чтобы в основании всякого их воспитания полагаемы были вера и упование на Бога, благочестие и любовь к отечеству; почему и в сей обители полезных учений благопромыслительно повелел устроить храм, коего освящение совершилось ныне таинственными священнодействиями Св. Церкви. Благословен Бог, тако благоволивый, во веки веков! Буди благословен день и час, в который промысл Божий даровал России Благочестивейшаго ее Самодержца! Да благословит благость Божия сыну и Первенца Его, и весь Дом Царев! Но чувство благодарности за толикое примышление о нашем благосостоянии требует от нас всеусильно стараться соответствовать высоким целям отеческой о нас попечительности Августейшего Царя нашего, а совершившееся ныне освящение сего храма останавливает наше внимание на мысли о том: с какой целью устроен и посвящен имени Божию храм сей? Как вообще все храмы, посвящаемые имени Божию, так и настоящий храм есть отныне дом молитвы, устроен для совершения в нем общественного Богослужения во времена, определенные Св. Церковью. Но как в зданиях, прилежащих сему храму, учреждена обитель таких наук, коих непосредственным, или ближайшим применением к земледелию мудрое Правительство предположило образовать таких людей, которые умели бы благоуспешнее, из данной Всевышним в удел жителям России земли, извлекать многоценные дары и сокровища ее, особенно хлеб, питающий человека: то и с устроением настоящего храма Правительство без со- мнения предначертало дать здешним воспитанникам частнейший, постоянный урок, что если всякая наука только тогда получает высшую степень достоинства, когда проникнута Евангельским учением, а всякое дело приобретает желанный успех молитвой: то особенно изучающие способы добывать хлеб непосредственно из земли, требуют благодатного озарения в изучении своихъ предметов и благословения Божия на труды свои, следовательно, имеют нужду постоянно обращаться с молитвой к Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

24.03.2024 Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Накануне войны История военного духовенства (А) 26.02.2000 СОДЕРЖАНИЕ В сентябре 1913 года обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер сообщил мне о желании Государя поручить мне освящение храма-памятника, сооруженного в Лейпциге в память русских воинов, погибших в Битве народов 5 октября 1813 года. Освящение назначалось на день столетнего юбилея. Предполагалось, что на торжестве будут присутствовать Император Вильгельм и др. высочайшие особы. Мне очень приятно было это поручение, дававшее возможность познакомиться с Германией, границу которой до того времени не переступала моя нога. Я высказал обер-прокурору, что для достойной для России торжественности следовало бы вместе со мною командировать лучшего нашего протодиакона Константина Васильевича Розова (Московского Успенского собора) и синодальный хор. Саблеру понравилась эта мысль. Вскоре я получил официальное сообщение, что, по повелению Государя, я с протодиаконом Розовым и Синодальным хором командируюсь в Лейпциг для освящения храма-памятника. Мы должны были выехать вместе с русской военной миссией, отправляемой для представительства России на торжествах. Во главе миссии стоял великий князь Кирилл Владимирович. В составе ее были: начальник Генерального Штаба генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский, Генерального Штаба отставной генерал-лейтенант Воронов, командиры полков: лейб-гвардии Павловского, генерал-майор Некрасов, лейб-гвардии Казачьего — генерал-майор Пономарев и другие, всего, кажется, 14 человек. 1 октября мы выехали из Петербурга. Наши духовные лица, путешествуя заграницей, обыкновенно носят штатскую одежду, но я убедил протодиакона Розова не менять костюма. Потом я и сам бывал не рад своему решению оставаться в рясе, при длинных волосах. Наш вид везде привлекал особенное внимание немцев, не видевших раньше русских священников в их настоящем одеянии. Где бы мы ни появились: на вокзале ли, на улице, в ресторане, — везде собиралась толпа, то с удивлением, то с усмешкой разглядывавшая нас. Особенное внимание немцев привлекал протодиакон Розов. Красавец-брюнет, с прекрасными, падающими на плечи кудрями, огромный ростом — 2 аршина 14 вершков, весом, как уверяли, чуть не 12 пудов, — он действительно представлял фигуру, на которую с удивлением могли заглядываться и русские. Немцы же у меня спрашивали:

http://pobeda.ru/istoriya-voennogo-duhov...

LXVII. Слово при освящении церкви в Рижской Свято-Троицкой женской общине 69 . Условия, при которых возможны развитие и процветание св. обители Ещё году не прошло, как избрано было место, на котором ныне созидается эта святая обитель; ещё девяти месяцев нет, как положено было основание сему, освящённому ныне нами, св. храму и тем жилищам, которые построены вблизи этого храма и при самом храме. Какая великая радость в нынешний день торжества освящения сего храма для тех лиц, которые заботились и заботятся о построении сей обители и которые ныне видят, хотя ещё в малых размерах, осуществление благого намерения своего – основания в сем обширном и многолюдном граде св. обители... Благодарение Господу Богу за Его великую милость и скорую помощь, явленные в сем святом деле. Он – всеблагой и благопромыслительный о спасении людей – вложил благую мысль благочестивым лицам устроить в сем граде св. обитель и растворил сердца милостью многих благотворителей на основание и благоустроение сей обители. Благодарная молитва к Господу Богу возносится уже и будет возноситься не только живущими и имеющими жить в сей обители, но и всеми лицами, радеющими о православной вере в сем крае и в сем граде, за Благочестивейшего Государя, даровавшего значительные средства на построение сей обители, а равным образом и за всех прочих благотворителей; вечная будет здесь благодарная память о тех лицах, которые прилагали и прилагаюсь свои заботы о ней!... Но настоящую обитель вместе с сим освящённым ныне храмом можно назвать ещё малым зерном, посеянным на благоплодной почве сего града, только что взошедшим и быстро поднявшимся из земли, но которому ещё надобно расти немало, чтобы дойти до цветения и приношения ожидаемых от него плодов. Но Бог богат Своей милостью к достойным оной! Верующему сердцу нашему представляется, что юная обитель сия имеешь все задатки и залоги к тому, чтобы ей расти в обширное благосенолиственное дерево, для той цели, чтобы в этом граде и стране многие и многие находили в ней пристанище необуреваемое, душевный покой, отраду и утешение среди многоразличных житейских треволнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Речь произнесенная по освящении Сумского Преображенского собора, 30 Августа 1892 года. Благодарение Господу, многолетнее и многоценное сооружение сего святого храма окончено и все престолы его освящены благодатию Божиею на радость и утешение вашего боголюбивого города. На торжестве освященя мы вознесли Господу молитву о упокоении души почившего храмоздателя 12 ,посвятившего великую любовь и великие жертвы на это святое дело. Он по своим болезням с нетерпением ожидал освящения этого храма, но не дождался, и вместо земных наград, от которых отказывался, призван в вечную жизнь для восприятия небесного воздаяния. Вечная ему память! Призовем Божие благословение и на достойного наследника его 13 , с любовью и щедростью окончившего недоконченное почившим. Достойное употребление наследства благ земных да упрочит в нем и его семействе наследство христианских добродетелей его рода. На этом радостном торжестве нельзя не вспомнить и другого почившего благодетеля вашего города 14 , о котором так еще живо скорбное воспоминание в сердцах ваших. И он также оставил вам многие памятники благочестия и благотворительности, и сверх того обширные промышленные заведения, питающие ваш край. Оба они желали, чтобы и после них процветал ваш город, а последний до конца жизни носил в душе своей мысль об учреждении здесь какого-либо заведения, которое, расходуя на свое содержание большие суммы, тем самым поддерживало бы ваше благосостояние. Бог не судил ему осуществить это желание может быть для того, чтобы в его наследниках также оставить живых преемников его добродетелей и исполнителей его заветных дум. Всеми человеческими думами и намерешями управляет Божественное Провидение. Оно направляет благотворителей для устроения благосостояния людей, но оно же требует, чтобы и пользующееся благодеяниями умели упрочить их за собою и обратить их себе во благо. Внешнее благосостояние наше упрочивается только внутренними добрыми расположениями и честною жизнью человеческих обществ. Ныне ищут больше всего роскоши и блеска в устроении городов, но история свидетельствует, что этот блеск, без должной осторожности, развивается в ущерб внутреннему свету нравственной жизни и особенно христианских добродетелей. Признаю благовременным по долгу моего служения предложить вам несколько христианских советов для упрочения в будущем того благосостояния, которым вы ныне пользуетесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

РЕЧЬ после освящения новосооруженного храма во имя Св. Великомученицы Варвары Харьковском женском Епархиальном училище, 21 Сентября 1897 г. 16 О высшем назначении образованной женщины в среде православного духовенства. Радостно приветствую всех начальствующих, учащих и учащихся в этом любимом нами епархиальном училище с окончанием и освящением вашего нового храма – обширного и благолепного. Отныне не тесно будет в нем нашим шестистам воспитанницам стоять, и утешительно петь и молиться. А молиться надобно усердно не только о нуждах общих всем, указываемых церковью, но о наших собственных: о сохранении в безопасности, мире и здравии живущих здесь, об успехах учащихся в науках, о добром их нравственном настроении и тщательном приготовлении к предстоящей им в будущем самостоятельной жизни, и, особенно, к разносторонней деятельности по новым требованиям и задачам, обращаемым к образованным женщинам в наше время. Всем известно, как ныне расширяется круг деятельности для образованных жен и девиц. Находят недостаточным для образованной женщины быть верною супругою, доброю, матерью и попечительной хозяйкою в своем доме, а в девическом состоянии быть полезною в материальных трудах родственной или какой-либо другой семьи. Современную женщину вызывают на широкое поле общественной деятельности на ряду с мужчинами для самых разнообразных должностей и занятий, к которым, говорят, они обязываются своими способностями и образованием. Этот взгляд поддерживается и благожелательными указаниями на доступные женщине способы обеспечить себе средства жизни и независимое положение. Мы не будем обсуждать это современное движение по существу, ни определять сообразность, или несообразность с женскою природою тех, или других занятий, предлагаемых ныне женщинам, ни указывать предела этому движению и крайностей, замечаемых и теперь уже в некоторых христианских странах. Мы хотим только объяснить, что отрицать это движение, как бы противоречащее христианскому учению о назначении женщины, или как неприменимое к положению женщины в среде православного духовенства, мы не имеем ни права, ни основания, по наставлению Апостола: вся искушающе добрая держите ( Кол. 5, 21 ). Не для того ли по милости Благочестивейших Государей наших и попечением церковного Священноначалия ныне дается образование нашим девицам такое, какого не имели их предшественницы, чтобы просветленные наукою умы их были дальновиднее и проницательнее в выборе наилучших средств к исполнению их назначения, а облагороженные воспитанием сердца их были отзывчивее на все, что требует в среде, их окружающей, христианской любви и бескорыстного участия. Мы даже думаем, что в среде православного духовенства легче, чем в других сословиях определить самые роды новой благотворной деятельности, предлагаемые ныне образованным женщинам и остеречь их от увлечений и крайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Когда настал час духовного торжества, врата храма распахну­лись настежь. Весь народ устремился к храму, и египтянка, покоря­ясь общему движению, решилась тоже из любопытства идти туда же. Замотав свой длинный шарф кругом шеи так, чтобы он закрыл лицо наполовину, она вошла в толпу. От множества народа и страшной давки еле можно было дышать в середине толпы, и после многих усилий с большим трудом приблизилась она к вратам хра­мового притвора. Наблюдая отсюда за входящими, она увидела, как народ и справа и слева проникал в притвор, чего ей не удавалось достигнуть. Даже стоявшие с нею рядом подвигались вперед, но она оставалась все на том же месте. Несколько раз она напрягала все свои силы, чтобы приблизиться к входу, но каждый раз толпа отодвигалась напором назад и увлекала ее с собой. Приписывая это своему женскому бессилию, она попробовала присоединиться к другой толпе и, действительно, достигла с нею притвора, но тут по­вторилось то же самое. Из притвора шла лестница кверху, на Голго­фу, и надо было поэтому добраться до двери. Ее нога несколько раз касалась порога храма, но всегда какая-то сила отстраняла ее. Егип­тянка смутилась. Три-четыре раза пробовала продвинуться вперед, но не имела успеха. Наконец, обессилев от давки, в полном изнемо­жении, она отступила и стала в углу притвора, прислонившись к стене. Здесь она очнулась и ясно поняла, что происшедшее не слу­чайность, а какая-то сверхъестественная сила не допустила ее при­близиться к великой святыне. От стыда в ней заговорила совесть, и она сознала свое недостоинство, свою порочность, нечистоту, и в один миг вспомнилась ей вся ее греховная прошлая и настоящая жизнь. Увлеченная своею ужасною страстью, она своевольно поки­нула родителей, предалась разврату и за 17 лет ни разу не вспомни ла о Боге, о своей душе, о будущей жизни. Явилась она в Иерусалим тоже не для поклонения святым местам, а прибыла из Александрии на корабле с паломниками, среди которых было много молодых людей. Ни вид святого храма, ни земля, освященная стопами Хрис­та, ни духовное настроение паломников не остановили ее пред дурными замыслами. Только в эту минуту ее безумие и бесстыдство со всею ясностию раскрылись пред нею.

http://pravoslavie.ru/put/1676.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Яйцо скупости Рассказ 08.04.2021 1283 Время на чтение 4 минуты – Сережа, просыпайся! Смотри, какой солнечный день! Великая Суббота! – Пойдем на службу?! Как раз успеем, – звонким голоском проговорила Варя и чмокнула мужа в ершистую макушку, – мне уже с утра не спится. – Доброе утро, Варенька! А который час? – Около семи, – глядя на улицу через вымытое до блеска окно, ответила Варя. – Я мигом, – пробарабанил Сергей и юркнул в ванную комнату. Через полчаса Сергей и Варвара были уже у храма. День был по-настоящему теплый, теплее, чем обычно бывает в середине апреля. Службы Великой Субботы особенные. Душа в ожидании Пасхальной радости. Батюшки в белых ризах казались будто новорожденные. Года три тому назад Сергей и Варвара впервые открыли для себя радость этого предпасхального богослужения, удивительного по своей духовной глубине и смыслу, когда всю ночь напролет молились в Даниловом монастыре. Еле достояли службу, ноги были свинцовыми, а душа запомнила этот день. В тот год они поженились, а в свадебное путешествие поехали в паломничество в Иерусалим. – Варь, а ты не забыла взять еще десяток яиц для освящения, который я приготовил специально для сослуживцев? – спросил Сергей супругу, выходя из храма. – Ну что ты! Все взяла. Все в корзине: и куличи, и яиц два десятка. А еще там твой любимый кекс с яблоками и изюмом. Это тебе сюрприз от меня. – А когда ты его успела испечь? – А это секрет! Ну, пойдем скорее. Вот, кажется, я вижу свободное местечко на столе, – поторопила Варя. Кроме всякой снеди, Варя достала из корзины красивые салфеточки, плетеную вазочку для куличей и новую подставку для яиц. – Вроде бы все, Сереж, по-моему, ничего не забыла, попробуй зажечь свечу. – Зажигаю, – ответил Сергей, наощупь отыскивая спички в кармане куртки. Весенний ветерок колыхал свечку, а она изо всех сил сопротивлялась, но все-таки потухла, когда батюшка уже кропил соседские куличи. – Смотри, как все по-разному приготовились. Каждый раз как на выставку прихожу, – весело прищуриваясь, сказала Варя.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Скачать epub pdf Аллилуиа, 134 Псалом сей, и по содержанию, и по надписанию его, принадлежит к числу так называемых хвалитных псалмов. Надписывается он, как и многие другие псалмы, словом аллилуиа , что по переводу с еврейского значит: «хвалите Бога». Этим же словом он и начинается, и чрез весь псалом сей проходит призыв, как служащих в храме священников и левитов, так и всего народа израильского, к достойному прославлению Господа, во храме Его. Последняя часть сего псалма почти та же, что и конец псалма 113. А все то, что говорится в нем о мнимых божествах, а также о власти, силе и величии Бога, заимствовано из 10-й главы книги пророка Иеремии. По всем этим указаниям можно думать, что псалом сей служит выражением благодарности возвратившихся из плена вавилонского иудеев Богу, после окончания постройки Храма и, может быть, даже по случаю освящения его; а потому и происхождение его можно считать не раньше сего времени. Пс.134:1–2 Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалить имя Господне значит то же, что и благословлять Господа, а благословлять – то же, что и прославлять Его. Как хвалить Господа Бога, так и благословлять, и прославлять Его, мы можем только устною речью, славословием и пением хвалебных песней. И насколько велик и важен вообще долг тварей почитать и любить Бога, Творца своего, настолько же важна обязанность разумных и словесных творений хвалить и благословлять Господа Бога, Творца и Благодетеля своего. И чем больше и чаще напоминают нам о сей обязанности, тем блаженнее и счастливее мы должны себя чувствовать, сознавая, что мы рабы Господни, которые непрестанно должны хвалить и благословлять Господа, и если мы не видим Самого Господа, то дела Его всегда пред нами, и потому имя Господне всегда должно быть у нас на устах. А всего больше и всех чаще должны хвалить и благословлять Господа те рабы Господни, которые предстоят пред Ним во храме Господни, т.е. священники и левиты, и те из народа, которые по Закону допускались присутствовать во дворе храма. К ним-то и относятся эти слова, сказанные в предыдущем и повторенные в сем псалме: Хвалите имя Господне… раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Имя дворов упомянуто во множественном числе, потому что было два двора: один – особый, для священников, известный под именем святилища, и другой – общий, для всего народа, которому не дозволено было вступать во внутреннее святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010