> Дело дня: Помогите ребёнку <

великого славословия

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Плененный колоколИскать в ИсточникеИсточник
... только там, на Святой Горе Афонской, можно вполне познать всю утомительность и, вместе с тем, и всю прелесть подобных богослужений: утомляя тело, оно так же медленно, но верно укрепляют дух и наполняют все существо чувством и настроениями, дотоле совершенно неведомыми в обстановке суетного мира. Перенесен из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонового монастыря И вот, с горечью убедившись в своей на этот раз телесной немощи еще задолго до начала «Великого славословия» [1], я все же не устоял на месте и покинул полутемный храм, оставляя позади себя и мерцание его свечей, и строгие лики святых на закоптелых иконах, и неподвижные черные фигуры иноков, казавшихся тоже существами «нездешними», как и святые на иконах. На террасе было тихо, лунно и пахло какими-то южными цветами, властно наполнявшими своим дыханием ночную полутьму. Внизу, под этой старенькой и обширной террасой, меланхолично темнели стройные кипарисы и чуть слышно шелестели своими могучими ветвями каштаны, только что сбросившие с себя весенний убор. А за ними – все серебряное, искрящееся, кое-где чуть тронутое огоньками и полное невыразимого величия расстилалось море, окаймленное с двух сторон высокими и темными ... далее ...
Слово надгробное преподобному игумену Иосифу ...Искать в ИсточникеИсточник
... с великим и неистовым криком, вошел в церковь; ставши близ преподобного отца, он начал смиренно молиться, вышел здоровым из церкви и весьма осмысленно со всеми разговаривал. Изнемогая, преподобный отец повелел на всякую службу носить себя в церковь и класть в тайном месте; и всегда это делали ученики его до самой смерти. Преподобный Иосиф прожил в своем монастыре 36 лет и умер 76 лет. В 7024 году (от Рождества Христова 1515 г.) после праздника Рождества Преславной Богородицы на заре воскресного дня, 9 сентября, в день памяти святых, праведных Богоотец Иоакима и Анны, во время пения великого славословия, скончался преподобный отец. Тремя последними вздохами он предал Богу свою честную душу, преобразуя тремя вздохами Святую Живоначальную Троицу. Собравшиеся иноки со слезами пропели над преподобным отцом исходную песнь «Святый Боже», одели его в погребальные ризы и на своих головах вынесли в церковь его многотрудное тело; подобно доблестным сынам патриарха Иакова они воспевали не радостные, но грустные песни и причитали: «отошла от нас доброта, просвещавшая нас более солнечных лучей; угас светильник, сиявший в наших сердцах, разгонявший и просвещавший тьму неведения, что ... далее ...
Чин Воздвижения Креста: историко-литургический ...Искать в ИсточникеИсточник
... Воздвижения Креста: историко-литургический очерк проф. Н. Д. Успенский [] Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих господских праздников, является вынос на средину храма Креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании Великого славословия при пении «Святый Боже... » В некоторых храмах по выносе Креста, перед поклонением ему, совершается еще «Чин Воздвижения Креста». Выйдя с Крестом на средину храма предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину ... далее ...
Воздвижение Креста Господня | История | ПроповедиИскать в Источникеpravmir.ru
... Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре. Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь. Чин Воздвижения Креста Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток) . Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом) , после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь ( греч. spithame, около 20 ... далее ...
Паломничество по Святой Земле в конце XX векаИскать в Источникеpravmir.ru
... великого водоосвящения. При пении тропаря: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… архиерей погружал святой крест в серебряный сосуд (куда заранее наливали воду из Иордана) , а затем бросал его в реку Иордан, отливая туда и часть воды из сосуда. В это время желающие погружались троекратно в волны священной реки, большинство же паломников откладывало этот обряд до полного водоосвящения, когда, по преданию, и произошло Крещение Господне от Иоанна. В 12 часов ночи в походной церкви начиналась Богоявленская утреня. Около двух часов ночи наступал торжественный момент этой великой ночи. После великого славословия митрополит и все духовенство шли к реке и погружали крест в воды Иордана. Вся река в это время переполнялась паломниками в белых смертных сорочках, которые специально для этого приготовлялись. Среди мрака южной теплой ночи вся эта картина, освещенная колеблющимся светом ярко пылающих свечей, была поразительна!.. Температура воды в Иордане в это время не ниже 10°С. Вода иорданская и особенно Богоявленская увозилась паломниками как драгоценная святыня наравне со Святым огнем и бережно хранилась всю жизнь… Мы едем дальше. Вот остатки храма, построенного в честь Рождества ... далее ...
Великая Суббота – толкования, проповеди, ...Искать в Источникеpravmir.ru
... И ныне поется чисто воскресный текст: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Всё больше и больше воскресных текстов; они накапливаются и изменяют характер службы. И затем, как всегда это и положено при таком порядке утрени, великое славословие. Есть указание: «Славословие великое. Также входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы. И облачится во вся священныя одежды (иереи же токмо в ризы) ; исходит со Евангелием под плащеницею, над держащим священником, диаконом же кадящим». Некоторые уставщики считают, что не на вечерне Великого Пятка должна выноситься Плащаница, а в конце великого славословия в Субботу. Это не лишено оснований; вспомним, как выносится для поклонения Крест на Крестопоклонной и на Крестовоздвижение – именно во время Трисвятого по великом славословии. Но в нашей практике Плащаница уже на середине храма, и священники на Трисвятом только выходят, совершают поклонение перед Плащаницей, поднимают ее и начинают крестный ход. Фото: orthodox. com. ua После крестного хода следует очень важная часть богослужения, которая говорит нам об утраченном моменте службы. Дело в том, что после крестного хода поется тропарь Благообразный Иосиф, а потом ... далее ...
Неугасимая лампадаИскать в ИсточникеИсточник
... меня жулик, а по другую – татарин кавказский, мухамед. Стемнеет, поезд по рельсам покачивает, за решеткой солдат ходит… Тихо… А я повечерие творю: «Пришедши на запад солнце, видевши свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа»… Татарин враз понял, что хвалу Господу Создателю воздаем, хотя и по-русски совсем мало знал. Уразумел и по-своему замолился. А жулик молчит, притулился, как заяц. Однако, цыгарку замял и в карман окурок спрятал. Я себе дальше молитствую: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой… Святым духом всяка душа живится», а как дошел до Великого Славословия (это я все шепотом молил, татарин тоже тихо про себя) , на Славословии-то я и в полногласие вступил: «Господи Боже, Агнче Божий, вземляй грех мира, приими молитву нашу». Тут и жулик закрестился. Так ежевечерне и служили все девять ден, пока в вагоне нас везли. Чем тебе не приход? Господь обещал: во имя Его двое соберутся, там и Он промеж них, а нас даже трое было… Мне же радость: пребываю в узилище, повернуться негде, слова даже громко сказать боюсь, а духом своим свободен – с ближними им сообщаюсь и воспаряюсь с ними. – Ведь они не понимали вас, молитвы ваши. – Как это ... далее ...
Премудрость нашего спасенияИскать в ИсточникеИсточник
... всё: и исповедание Бога, и славословие, и смиренномудрие, и исповедание грехов, и мольбу об оставлении их, и надежду благ будущих, и прошение необходимого, и отречение от излишнего, и упование на Бога, и молитву о том, чтобы не постигло нас искушение и чтобы мы были свободны от диавола, чтобы творили волю Божию, были сынами Божиими и сподобились Царствия Божия. Потому-то Церковь совершает эту молитву многократно днем и ночью. Вот, мы отчасти, насколько позволили наши силы, и сказали об этой молитве. 285. Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости После великого славословия или в обычные дни после Трисвятого и Отче наш совершается священником усиленное моление (ектения) , в котором он прежде всего испрашивает нам у милостивого Бога милости, говоря: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и прочее. Не дόлжно ни о чем другом просить, как только о помиловании, так как было бы дерзостью с нашей стороны указывать Богу на что-нибудь наше, хвалиться или думать, что мы не согрешили. Поэтому мы, как грешники и осужденные, ничего не можем или не дерзаем говорить милосердому Владыке нашему, как только: помилуй, Ему, Которого мы столько ... далее ...
Моя жизнь во Христе. Святой праведный Иоанн ...Искать в ИсточникеИсточник
... к Спасителю, как облагодетельствованного к Благодетелю, как подзаконного к Законоположнику, как вступившего в завет к Заветоположнику, как обрученного к Жениху или как невесты к Жениху, как члена, как гражданина горнего града к Начальнику его, как чающего будущего века к Отцу этого века, как подсудимого к Судии. Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохраниться нам и научи мя творити волю Твою (из Великого славословия) ; моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся ( Пс. 50, 9 ) ; надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пc. 50, 12 ) ; обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей ( Пc. 50, 12 ) ; отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского; вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем ... далее ...
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ IIИскать в Источникеpravenc.ru
... Ирмология - Феофана Карика ( впосл. патриарх К-польский ) и мон. Иоасафа, называемого Новым Кукузелем (ок. 1600) . Совершенно иным певч. стилем является мелизматический (пападический) , поскольку относящиеся к нему песнопения записывались с именами мелургов уже с XIV в. В каждый период новые сочинения включались в сборники наряду с более ранними версиями, причем выбор авторов песнопений и их версий был прерогативой составителя сборника, определявшего также соотношение в нем древнего и нового мелоса. В XVII в. появились 2 новые композиционные формы: особый распев праздничной редакции великого славословия (в т. ч. осмогласные циклы) и т. н. калофонический ирмос - развитая мелодическая композиция, основанная на тексте обычного ирмоса, но распетая в совершенно новом стиле по сравнению с образцами визант. калофонии XIV-XV вв. Калофонические ирмосы использовались как образцы муз. искусства, не связанные с их литургическим контекстом. В XVI-XVII вв. на Кипре и Крите существовали местные традиции церковного пения. Под властью Венеции жители этих островов в отличие от греков, находившихся под тур. владычеством, сохранили наследие визант. музыки. Наиболее известные критские ... далее ...
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: великого славословия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера