535 ...съ тестем своим Витовтом... владющу всею землею Киевскою и. Литовскою. – Витовт (Витаутас, 1350–1430) – с 1392 по 1430 г. великий князь Литвы. Дочь Витовта княгиня Софья была женой великого московского князя Василия I. При Витовте территория великого княжества Литовского достигла значительных размеров, доходя до берегов Черного моря и включая киевские земли. Витовт препятствовал объединительной политике московских князей и, нарушая врéменные союзы с Василием I, трижды вторгался со своей ратью в пределы Московского великого княжества. 536 И Быша потри лта воюючися. – Β течение 1406–1408 гг., временно замиряясь, Витовт захватил русские города Коложе и Одоев, а Василий I – г. Дмитровец; в 1408 г. состоялось противостояние русских и литовских войск на р. Угре, разделяющей княжества. 538 ...Светригайло Олгердовичь. – Свидригайло (Швидригайла, ок. 1370–1452), сын великого князя литовского Ольгерда (1345–1377 гг.) и брат Ягайла Ольгердовича, великого князя литовского (с 1377 по 1392 г., с перерывом), а с 1386 по 1434 г. – короля польского. Свидригайло Ольгердович был великим князем Литвы в 1430–1432 гг. Β 1408 г. принял сторону московского великого князя и получил от него в удел города Владимир, Переяславль, Юрьев, Волок, Ржев и половину Коломны. 539 Β нем же – и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери... Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых имя есть. Β ней же – чюдотворная икона Пречистыа... – Успенский собор во Владимире, построенный в 1158–1161 гт. при Андрее Боголюбском. 541 дядю своего князя Володимера... – Владимира Андреевича Серпуховского, который был двоюродным братом Димитрия Донского и участвовал во многих его походах (ум. в 1410 г.). 543 ...отъха къ Костром. – Β безуспешную погоню за Василием I Едигей направил 30-тысячное войско во главе с царевичем Тегрибердеем и князьями Якши-беем и Сеит-Али-беем. 545 ...объстоаще славный град Москву уже 20 дней... – Во время осады Москвы, длившейся три недели, никаких военных действий Едигей не предпринимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70 Единъ же отъ нищихъ вземъ отъ него милостыню, и помал той же прииде... – Этот рассказ о князе Иване Калите и нищем близок к эпизоду Жития Иоанна Милостивого, когда к святому за милостыней трижды обращается один и тот же человек. В отличие от князя Ивана Калиты святой не осуждает нищего, а дает ему в три раза больше золота, ибо понимает, что это «Христос искушает его» (ВМЧ, ноябрь, 1–12. СПб., 1897. С. 822–823). 71 Възвсти же видние преосвященному митрополиту всея Русии Петру. – Петр (ум. в 1326 г.) – первый митрополит Московский. В 1310 г. был обвинен в симонии, но с помощью князя Ивана Даниловича Калиты был оправдан. В 1313 г. получил в Орде от хана Узбека ярлык, подтверждающий льготы духовенства. В 1325 г., после убийства в Орде великого князя Юрия Даниловича, официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. По его инициативе в Кремле был заложен Успенский собор. Местной канонизации Петра (1327) немало способствовал московский князь Иван Данилович Калита, записавший чудеса исцеления недужных у гроба святого, которые были прочитаны в один из праздничных дней ростовским епископом Прохором в кафедральном соборе Владимира. Тем же Прохором были составлены в Житие и Служба святому Петру. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы, относится к 1339 г. 73 О Витофте. – Витовт (Витаутас) (1350–1430) – великий князь Литвы (с 1392 г.), сын Кейстута, князя Троцкого и Жмудского. Трижды вторгался на территорию Московского княжества (1406–1408), захватил Смоленск. Был одним из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве (1410). После унии, заключенной между Литвой и Польшей в 1385 г., боролся за независимость Литвы и добился у польского короля Ягайлы признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике русскнх князей; заключал договоры с враждебными Москве князьями: тверским (1427), рязанским (1430), пронским (1430); устранил местное княжение в Подолии, Киеве, Витебске. Витовт по рождению был православным, но затем принял католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карамзина прозвище князя объясняется, как и в Волоколамском патерике, тем, что Иван Данилович всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи их нищим. 378 Этот рассказ о князе Иване Калите и нищем близок к эпизоду Жития Иоанна Милостивого, когда к святому за милостыней трижды обращается один и тот же человек. В отличие от князя Ивана Калиты, святой не осуждает нищего, а дает ему в три раза больше золота, ибо понимает, что это «Христос искушает его» (ВМЧ. Ноябрь. 1–12. СПб., 1897. С. 822–823). 379 Петр (ум. 1326) – первый митрополит Московский. В 1310 г. был обвинен в симонии, но с помощью князя Ивана Даниловича Калиты оправдан. В 1313 г. получил в Орде от хана Узбека ярлык, подтверждающий льготы духовенства. В 1325 г., после убийства в Орде великого князя Юрия Даниловича, официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. По его инициативе в Кремле был заложен Успенский собор. Местной канонизации Петра (1327) немало способствовал московский князь Иван Данилович Калита, записавший чудеса исцеления недужных у гроба святого, которые были прочитаны в один из праздничных дней ростовским епископом Прохором в кафедральном соборе Владимира. Тем же Прохором были составлены Житие и Служба святому Петру. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы, относится к 1339 г. Она проведена митрополитом Феогностом с разрешения константинопольского патриарха Uoahha XIV . Празднование святому совершается три раза в году: 21 декабря – в день кончины; 24 августа – в день перенесения мощей святого в Успенский собор (1479); 5 октября – в день четырех святителей московских. 381 Витовт (Витаутас) (1350–1430) – великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута, князя Троцкого и Жмудского. Трижды вторгался на территорию Московского княжества (1406–1408), захватил Смоленск. Был одним из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве (1410). После унии, заключенной между Литвой и Польшей в 1385 г., боролся за независимость Литвы и добился у польского короля Ягайлы признания за собой (на правах наместника) Великого княжества Литовского. Препятствовал объединительной политике русских князей; заключал договоры с враждебными Москве князьями: тверским (1427), рязанским (1430), пронским (1430); устранил местное княжение в Подолии, Киеве, Витебске. Витовт по рождению был православным, но затем принял католичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Витовт, 1350 (1344) – 1430, великий князь Литовский в 1392– 1430 гг. 163 Виктриций, епископ Руана, написавший около 396 г. трактат «О похвале мученикам» 79, 80 Воронец Иоанн, 1864–1937, протоиерей, священномученик, с 1891 г. осуществлял пастырское служение в местечке Смиловичи Минской губернии, был настоятелем сначала Свято-Троицкой, затем – Свято-Георгиевской церкви. За духовное окормление солдат и офицеров в 1916–1917 гг. был награжден орденом святой Анны. В 1930-е годы неоднократно арестовывался, а 19 августа 1937 г., в праздник Преображения Господня, был расстрелян 154 Всеволод Большое Гнездо (в крещении – Димитрий), 1154–1212, сын князя Юрия Долгорукого, великий князь Владимирский 157 Высоцкая Надежда Федоровна, наиболее авторитетный современный искусствовед Беларуси, профессор БГУ, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Автор более 200 работ по искусству Беларуси XII–XVIII вв. 151 Гай Марий, ок. 156 – 86 до н. э., римский полководец и политический деятель. Консул в 107 г. до н. э., 104–100 гг. до н. э. (избирался ежегодно) и 86 г. до н. э. В историю Марий вошел не только как победоносный полководец, но и как реформатор. Он изменил принцип комплектования армии, начав набирать в нее добровольцев из числа граждан без ограничения прежним имущественным цензом. Воины стали получать оружие и амуницию от государства и жалованы за службу, которая длилась 16 лет. Это означало, что римская армия перестала быть ополчением граждан (отныне понятия «гражданин» и «воин» перестали быть тождественными) и превратилась в особую силу в римском обществе, стала наемной и профессиональной. Марий также ввел знамена для легионов (серебряный орел на древке) 34 Галлиен Публий Лициний Эгнаций, 218–268 н. э., римский император в 253–268 гг., с 253 по 259 г. – соправитель своего отца Валериана. На время его правления пришелся апогей кризиса III века. Римская империя находилась на грани развала. В условиях смертельной опасности для Рима Галлиен проявил себя отличным полководцем и умелым политиком. Он провел военную реформу, создав мощные кавалерийские корпуса. Одновременно использовал и тактику компромиссов, признав главой восточной части Римской империи пальмирца Одената. Одним из компромиссов Галлиена, направленных на стабилизацию внутренней ситуации в государстве было его распоряжение об отмене антихристианских эдиктов Валериана 50

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии, несмотря на неясность, в какой мере фактическая власть митрополита Герасима в первой половине 1430-х гг. распространялась на всю территорию Киевской митрополии, со стороны Константинополя попыток разделения последней уже не предпринималось. Последний эпизод в запутанной истории временных разделений Киевской митрополии по своему характеру выпадает из ряда. Великий князь литовский Витовт (1392–1430) старался сразу по кончине Киприана (1406 г.) получить для своих владений отдельного митрополита, прислав в Константинополь в качестве кандидата полоцкого епископа Феодора. Столкнувшись с неоднократным отказом Патриархии, он созвал в Новогородке Собор епископов, который 15 ноября 1415 г. без санкции Константинополя поставил «митрополитом Киевским и всея Руси» Григория Цамблака. 55 Судя по составу Собора, митрополия Григория обнимала епархии на территории не только Витовта, но и Ягайла, поскольку, наряду с литовскими епископами Полоцка, Чернигова, Луцка, Владимира, Смоленска, Турова, участниками были также архиереи из Перемышля и Холма, лежавших на территории Польского королевства. Не признанная ни митрополитом Фотием, ни патриархом Иосифом II, Литовско-Польская митрополия умерла со смертью ее предстоятеля в 1419/20 г. Подытоживая, приходится констатировать, что в целом и для константинопольских патриархов, и для византийских императоров единство Киевской митрополии представлялось идеальной нормой, и в случае ее разделений, вынужденных обычно политическими или, реже, собственно церковными обстоятельствами, status quo ante, как правило, восстанавливался при первой возможности. В своей сумме эти факты, являясь своего рода негативным пунктиром в истории общерусской Киевской митрополии, в то же время образуют по сути некую предысторию западнорусской Киевской митрополии, окончательно сформировавшейся в 1458 г. и просуществовавшей до 1686 г. Ее оценка в плане проблематики русского православного зарубежья зависит не только от возможности взглянуть на нее как на своего рода затянувшийся на два с лишним столетия эпизод, который по природе своей стоял в ряду более кратких, предшествовавших ему, и был вызван специфическими историческими обстоятельствами, в том числе и внешними по отношению к собственно русской истории (униатскими поползновениями погибавшей Византийской империи, ее окончательной гибелью в 1453 г. и пертурбациями на патриаршей кафедре).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1426 г.). 521 ...игуменъ Никонъ, чюдный старець... – Игумен Троице-Сергиева монастыря в 1392–1427 гг. (с перерывами). 522 ...Ивана Дмитреевича.... – Иван Дмитриевич Всеволожский, представитель московского боярского рода Всеволожей-Заболотских, играл выдающуюся роль при малолетстве Василия II. 523 ...в Троцехъ... – Троки (Трокай), город и замок великих литовских князей недалеко от Вильно (Вильнюса). 524 ...Витофтъ умре... – Великий князь литовский Витовт умер вскоре после созванного им съезда всех соседних государей (включая Василия II, упоминаемого в СС). 525 Швитригайло – Свидригайло Ольгердович, двоюродный брат Витовта, занимавший литовский престол с 1430 г.; с 1432 г. началась его борьба за власть с соперником – Сигизмундом Кейстутовичем, закончившаяся в 1438 г. окончательным поражением Свидригайло. 526 Айдаръ – ордынский князь, приближенный хана, участвовавший год спустя в решении спора из-за московского престола между Василием II и Юрием Галицким. 527 ...Григорья Протасьева поималъ... – Григорий Протасьев, мценский воевода, участвовавший еще в 1424 г. по поручению Витовта в сражении с татарами; согласно великокняжескому летописанию, хан, «почтив» Протасьева, отпустил его, а Айдара осудил за нарушение «роты» при пленении. 528 ...Фотй митрополитъ преставися. – Смерть Фотия, занимавшего митрополичий престол в 1408–1431 гг. и фактически правившего за юного Василия II, сразу же привела к перенесению Юрием Галицким спора ο великом княжении в Орду. 529 ...царь Махметъ... – Улу-Мухаммед, хан (царь) Золотой Орды, впоследствии свергнутый с престола и захвативший Белев, а затем – Казань (см. коммент. ниже). 531 И князь... сде на великомъ княжении. – Β СС и в Софийской II летописи указано еще, что на великое княжение Василия II посадил приехавший с ним «посол Мансырь-уланъ царевичь» (известие это, возможно, было в протографе и опущено в Е). 532 И князь Юрьи иде въ... Звенигородъ, а придалъ ему царь Дмитровъ. – Владения Юрия Дмитриевича, как и других удельных князей, были расположены в различных концах Московской земли: Галич – на северо-востоке; Звенигород – к западу от Москвы; включение в удел Юрия города Дмитрова, расположенного к северу от Москвы, значительно усиливало его позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь зазимовали, пробыли всю зиму. В мае месяце пошли из Константинополя в Черное море, и донес меня бог до Русской земли милостью своего гроба, и матери его, и всех иерусалимских мест. Да будет же это описание причащающимся благословением от бога, от святого гроба и от всех святых мест и примут читающие мзду от бога равно с теми, кто видел святые места Иерусалима. Блаженны видевшие и верившие, однако трижды блаженны те, кто не видел, но верил. С верою пришел Авраам в землю обетованную. Поистине вера равна добрым делам. Но бога ради, братья мои, отцы и господа, не презирайте худое мое худоумие и грубость мою. Да не будет мне похуление за это описание. Писал не для себя, грешного человека, но ради святых мест. Прочитайте описание с любовью и верою и мзду примете от бога Спаса нашего Иисуса Христа и будет мир со всеми вами. Аминь. (В рукописных списках в конце содержится приписка, в которой перечисляются владения египетского султана, указываются игумены и патриархи, которым в службе поется “многое лето” в Иерусалиме, греческий и арабский счет до десяти и имена главного бога у евреев, арабов, древних греков и римлян, армян, татар и русских.). 1 . ...встретили реку большую в Подольской земле, называемую Буг...– река Южный Буг в Подолии. 4 . ...великий князь Витовт... – Витовт – великий князь литовский (1392–1430 гг.). Владения Литвы во время его княжения простирались от Галиции до верхнего течения Оки, от псковских земель до берегов Днепра и Сулы, где соприкасались с татарскими улусами. 6 . ...который зовется Фонарь... – Фанар (Фонар) – мыс, маяк, селение и укрепление на европейском берегу у Босфора. 8 . ...под дубом Мамврийским...– дуб Мамврийский (см. примеч. 49 к “Хожению Даниила, игумена Русской земли”). 10 . ...фигура царя Юстиниана, сидящего на коне...– См. примеч. 5 к “Анонимному хожению в Царьград”. 11 . …которое называется Ипподром, конские скачки… – см. примеч. 17 к “Анонимному хожению в Царьград”. 13 . ...Этот столп поставил себе на память царь Аркадий... – Аркадий – римский император (395–408 гг.). Видимо, речь идет о колонне, привезенной из Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010