великие праздники



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Литургика — М.С. КрасовицкаяИскать в Источникеazbyka.ru
... нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов – мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников. Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется «литургика», к нему присоединяется ... далее ...
Объяснение Божественной Литургии, Часть 7 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на Рождество Христово Первый антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 110-го псалма, прославляющего благодеяния Божии к израильскому народу. Стих 1: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, в совете правых и в сонме. «Буду прославлять Господа от полноты благодарного за Его благодеяния сердца, буду прославлять и в тесном кругу немногих почтитателей истинного Бога в совете правых, и в многочисленном собрании их в сонме ». Стих 2: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его. Буду говорить: «Велики дела Господни по совершенству и многочисленности и представляют строжайшее соответствие с Его благими и премудрыми намерениями – изыскана во всех волях Его». Стих 3: Исповедание и велилепие дело Его (т. е. достойно прославления и прекрасно все, что Он делает) , и правда Ея пребывает в век века. То есть справедливость в распределении благ, в воздаянии за добро и Второй антифон составлен из 1-го, 2-го, 3-го и 4-го стихов 111-го псалма, ублажающего благочестивых. Стих 1: Блажен муж, бойяся Господа, в за поведех Его восхощет зело. Блажен благоговейно чтущий Господа, – он с любовью и великим усердием старается жить по Его заповедям, с исполнением которых соединено обетование ... далее ...
Православная вечерня (Историко-литургический ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чина – это связь его с вечерней трапезой. И малая вечерня, и чин вечерней трапезы излагаются в одной и той же главе типикона. Типикон вполне ясно подчеркивает эту связь, когда говорит о пище вечерней трапезы: „И вкушаем представленная нам полегку, да не отягчимся на бдение”. Принадлежность малой вечерни только Иерусалимскому уставу эпохи повсеместного распространения его в Греческой Церкви и связь этого чина с всенощным бдением и вечерней трапезой подсказывают причину возникновения этого чинопоследования и его назначение. Положенное по Иерусалимскому уставу на воскресный день и великие праздники всенощное бдение в Палестине начиналось вскоре после захода солнца (μετά τό δυτόν τ, λιον μικρόν) и заканчивалось утром с восходом солнца () ηλιου, ανισχτος γινηται η απολυσις (. Такое время для начала и окончания всенощного бдения указывают списки Иерусалимского устава эпохи местного палестинского его значения 179. С распространением Иерусалимского устава во всей Греческой Церкви, когда им стали руководствоваться не только монастыри, но и приходские храмы, подлинно всенощные бдения стали нереальными. Чтобы закончить бдение „солнцу восходящу”, его стали сокращать во ... далее ...
Заметки по поводу текста литургии св. Василия ...Искать в Источникеazbyka.ru
... я думаю, что этот извод верно передает самый план (конструкцию, остов) этой части литургии, но в оболочке того текста, по которому эту службу совершали по всей неделе, – текста заурядного, можно сказать – будничного, и потому сравнительно краткого. Мы теперь свыклись с той позднейшей константинопольской практикой, что текст литургии, произносимый пресвитером, и в будни и в праздники, за исключением отпустов, стереотипно неподвижен. Но в древности было конечно не так. Римские древние missalia обычно отмечают пять изменяемых частей в тексте мессы. Легко представить, что в устах Василия в. в великие праздники литургийные молитвы получали вид художественных ораторских экспромтов. Записанные по свежей памяти слышавшими их, они составили материал для праздничного служебника кесарийской церкви. Некоторая часть этого материала уцелела в нашем служебнике, но в виде disiecta membra, быть может в распорядке по плану других литургий, не кесарийских. Представляю здесь опыт реставрации праздничной литургии Василия в. I. В отделе « ἐπὶκλησις » наше «Ceгоради, Владыко пресвятый» самоочевидно торжественнее египетского Καὶ δεόμεθα καὶ παρακαλοῦμεν «Имолимся и просим». II. Наше заключение ... далее ...
Рождество Пресвятой Богородицы - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Наших ексапостилариев нет, а вместо них один) трижды (, упоминаемый древними уставами, подобен «Жены услышите» 52: «Радуются концы вселенныя днесь в рождестве Твоем, Дево Богородительнице) Θεοκύητος (Мария и неискусобрачная Невесто, в немже и прозябших Тя горестное разреши неплодия поношение, и праматере Евы юже в рождении клятву» 53. По греческому константинопольскому уставу) для приходских церквей (служба имеет следущие особенности по сравнению с нашей. На Господи воззвах стихиры на 6; литии на вечерне нет; лития перед утреней, которая совершается отдельно от вечерни, как и в другие великие праздники, при пении тропаря; на утрени псалтирь) кафисмы (и полиелей Богородицы «Отрыгну сердце мое»; по 3 песни канона ипакои) так назван седален (. На литургии антифоны, составленные из стихов нашего избранного псалма к величанию, именно из стихов: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11) см. ниже (с присоединением между 7 и 8 стихами: «Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник») Пс. 131: 17 (и между 9 и 11 стихами: «Зде вселюся, яко изволих и») Пс. 131: 14 (. Припев к 1 антифону: «Молитвами Богородицы... »; ко 2-му: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен... »; к 3-му – тропарь; на ... далее ...
Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... быть, оригинале, находящемся в Ватиканской библиотеке. Под именем синаксаря не всегда у греков разумелось и разумеется только то, что теперь у нас известно под именем пролога. Именем синаксаря озаглавливаются в евангелиях и апостолах, уставах и других книгах месяцесловы или календари, т. -е. расположения святых и праздников по месяцам и дням года с означением чтений евангельских и апостольских, а в уставах, ирмологах, следованных псалтирях – с означением тропарей, кондаков и вообще порядка службы 6. Слово синаксарь, по слав. переводам собрание, соборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы для прославления Господа и святых Его. Сии дни и означались в евангелиях, апостолах и других богослужебных книгах, но после уже стали разуметь под синаксарем и то, что у нас известно под именем пролога. Некоторые западные писатели, напр. Шольц в конце издания евангелия и апостола, под синаксарем разумеют показание чтений евангельских и апостольских на все дни года без показания святых, а показание святых в евангелиях и апостолах называют месяцесловом (μηνολόγιον) . Но в большей части рукописных евангелий и апостолов, нами ... далее ...
Очерки поповщины — Мельников-Печерский П.И.Искать в Источникеazbyka.ru
... [311] портреты царствующего государя и императрицы, план Рогожского кладбища, карта Европы и портреты попа Ивана Матвеевича и попадьи его Афимьи, той самой, которая некогда в порыве ревности подожгла дом мужниных наложниц и едва не спалила все Рогожское кладбище. В верхних комнатах конторского дома велись кладбищенские дела, происходили совещания старшин и попечителей, бывали малые старообрядческие соборы (без духовенства и иногородных депутатов) по делам, касавшимся одной московской общины. Здесь же самые первые богачи останавливались на ночлег во время говенья и перед заутренями на великие праздники. Тут же они справляли для рогожского причта поминки по своим усопшим, для чего в нижнем этаже конторского дома устроена была небольшая, но весьма хорошая кухня; в кладовой находилась кухонная посуда, полный столовый прибор на 42 персоны, а в погребе и подвалах не переводились большие запасы хлеба, рыбы вин, масла и других припасов, независимо от огромных запасов, находившихся в других погребах и сараях и назначенных для содержания призреваемых в богадельнях. [312] В нижнем этаже конторского дома находился запас погребальных принадлежностей. В 1854 году, при приеме кладбища ... далее ...
Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это, который приказал ему ни кому об этом не объявлять, но записавши день, ожидал развязки; в девятый день прибыл вестник с известием, что Маврикий убит. Тогда августалий открыл народу предсказание демонов. Нарсес, бывший римский военачальником, восстал против тирана и овладел Эдессой. Фока предписал Герману военачальнику осадить Эдессу, между тем Нарсес писал к Хозрою персидскому царю, чтоб он, собравши свои силы, напал на римлян. Фока сделал брата своего Доменциола магистром, а Приска графом над телохранителями. В сем году, в декабре месяце 7 числа, индиктиона 7, Фока давал консульские великие праздники. Между тем Хозрой, собравши персидские силы великие, послал их против Римлян. Герман при сем известии устрашился, и только по необходимости начал войну; в сражении он был ранен, щитоносцы несли его до Константины и Римляне были побеждены. В одиннадцатый день Герман умер. Фока перевел войска из Европы в Азию, прибавил дань хагану и таким образом надеялся удержать в мире народ варваров. Войска свои он разделил и одну часть послал к осаде Эдессы против Нарсеса под предводительством Монтия евнуха и вельможи своего. Хозрой с силами своими пришел в Дарас. Нарсес, оставя Эдессу, ... далее ...
«Возобновленная на Украине сталинская практика ...Искать в Источникеradonezh.ru
... в материальной поддержке. Блаженнейший прошел через унижения и гонения, коим подвергалась Церковь во времена господства воинствующего атеизма в СССР. В Украине его тоже травили, называя засланцем, шпионом, непатриотом. Даже при Ющенко религиоведы объявляли УПЦ опасной для госбезопасности Украины. При Януковиче власти в кои-то веки оставили Церковь в покое, прекратилась травля. Президент со второй попытки (первую предприняла Тимошенко) наконец-то упразднил Госкомрелигий. Правительство постоянно демонстрировало должное уважение к 121-му Киевскому митрополиту нашей тысячелетней Церкви: на великие праздники президент, премьер, спикер парламента, министры всегда были на богослужениях в Киево-Печерской лавре. Как вы знаете, с митрополитом Владимиром связана легенда о " последнем попе " , которого Никита Хрущев обязался показать советскому народу. И вот этот последний поп не сгинул, как было предначертано партией, а стал выдающимся иерархом, признан героем, во всеобщем уважении. Это, если хотите, была символическая победа репрессированной и унижаемой в СССР Церкви, которой митрополит отдал свою жизнь, над богоборчеством и тоталитаризмом, а также победа самого владыки над ложью, ... далее ...
Толковый Типикон - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... песненного последования и Симеоном Солунским; Непорочны делились на 3 антифона, и на третьем иногда полагался тропарь и бывал вход. По-видимому, в более торжественные воскресенья (неделю сыропустную, Ваий, Антипасхи, мироносиц) и сродные с ними дни (Лазареву и вел. суб., в пасху до среды включительно, суб. 2 по пасхе ради памяти Иакова брата Госп., на Вознесение и 50-цу) по Непорочных полагалось какое-то «Εὐλογητὸς» («Благословен», м. б. стих 118 пс. «Благословен еси Господи» в особо торжественно исполнении или с каким-либо припевами в поде нынешних тропарей к нему) . На неподвижные великие праздники нет упоминания на утрени ни о Непорочных, ни об εὐλογητὸς, но на месте того и другого в Р. Х стоит 18 антифонов σύν του μεγάλου (с «Великого» д. б. начало какой-либо песни) , одни из 2 тропарей, затем другой тропарь на «Бог Господь»; след. во все неподвижные праздники м. б. и в некоторые воскресенья, так как утреня некоторых из них тоже начинается с указания тропаря на 50-м псалме) «Непорочны» не пелись и д. б. заменялись другим псалмом. В ркп. уставе Моск. Синод. библ. № 333— 391 XIV в. (л. 150 об.) есть статься под заглавие: «а се кафизмы праздником по уставу ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: великие праздники
Справочник - ПОИСКОВ.РФ