Закрыть itemscope itemtype="" > Есть моменты, когда не нужно говорить о Христе Россия виновата только в том, что она есть. И оставят ее в покое только тогда, когда она исчезнет 20.05.2019 1066 Время на чтение 3 минуты Каждый год 9 мая в Донецке идет дождь. Ночью сверкало и гремело так, как будто не закончилась Великая Отечественная или украинс кая армия все-таки решилась наступать. Утренний дождь был застенчивый - бесплотный и не тревожащий. Казалось, ему самому неудобно портить праздник, но кто-то же должен был оплакивать погибших. По крайней мере, именно так воспринимали его знакомые дончане. Я шел на молебен, посвященный Великой Победе, смотрел на малышню в пилотках и гимнастерках, мимо проносились джипы с неизменным «Спасибо деду за победу». Правда, я не заметил ни одной с «можем повторить». Может, дождь виноват? Может, его вина и в том, что я не вижу в подобном праздновании Победы что-то ужасное и противоречащее моей вере? Нет, признаюсь: «Можем повторить» отталкивает. И даже не наивным бахвальством. На самом деле Великая Отечественная не закончилась. Пора признать очевидное - мы еще не победили фашизм. Хватить обещать - пора повторять. Фашизм умен, он умеет приспосабливаться, у него много масок. Ныне Великая Отечественная продолжается на Донбассе. Когда отпеваешь двадцатилетних пацанов в камуфляже, понимаешь простое - они погибли не за российские пенсии. В двадцать лет нормальные юноши не думают о пенсии. Они погибли за то, чтобы натовские ракеты не смотрели на Питер, а Университетскую улицу в Донецке не назвали улицей Бендеры. Они погибли за свободу своего народа. Они повторили. И уже совсем теряешься, когда слышишь от уважаемого священника : «В войне доминируют не подвиги, а преступления - вот что нужно помнить», «И, по-моему, такие формы отмечания этих дат, как военные парады, конечно, уже давно себя исчерпали. Главная задача военного - не на параде маршировать. Армия должна воевать на поле брани, а в мирное время свое боевое мастерство наращивать на учениях». «Помните нашумевшее выступление российского школьника Николая Десятниченко в Бундестаге в День народной скорби в Германии? Он говорил о «невинно погибших» в лагерях немецких военнопленных. Этот юноша продемонстрировал подлинно христианский подход к войне, и я не понимаю тех, кто навешивает на мальчика ярлыки антипатриота и чуть ли не фашиста. Единственное, что меня радует: видимо, его учителя достаточно хорошо преподают историю, если он задается такими нравственными вопросами».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/20/es...

Пн Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1943-1945 годах 10 травня 2023 р. 14:38 В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия  А.А. Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской Патриархии» за 1943-1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский) , митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский) , митрополит Николай (Ярушевич) . Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е.С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т.д., рассматривают в своих статьях М.Г. В.Г. Ю.В. А.А.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6025691...

В Вятской епархии прошли XXIV Свято-Трифоновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 23 октября 2019 г. 11:08 С 14 по 21 октября 2019 года в городе Кирове прошли XXIV Свято-Трифоновские образовательные чтения на тему: «Великая Победа: наследие и наследники». Свято-Трифоновские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений и имеют созвучную с ними тему. Свято-Трифоновские образовательные чтения — совместный образовательный проект Вятской епархии , Правительства Кировской области и Администрации города Кирова. Мероприятия чтений проходили на епархиальных, приходских, областных и городских площадках. В них принимали участие священнослужители, представители администрации, педагоги, военнослужащие, представители казачества, учреждений культуры, социальной защиты населения, общественных организаций. Открылись чтения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) презентацией выставки «Небесные воины» , организованной епархиальным отделом по делам молодежи. Экспозиция повествует о судьбах священнослужителей и патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В ВятГСХА также был организован живой диалог с молодежью « Непотерянное поколение: современные молодежные инициативы» . Речь шла о различных молодежных инициативах на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Одной из них стала  интеллектуальная игра «ПравоСлово» , которая прошла в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Рисунки и сочинения юных участников чтений были представлены на выставке работ победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» . Выставка была организована епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в областном дворце детского творчества «Мемориал». Этот дворец построен как памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-кировчанам. Традиционно в Вятской православной гимназии состоялись малые Свято-Трифоновские чтения . В них приняли участие учащиеся городских и областных школ, а также гости из православных гимназий Нижегородской митрополии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Протоиерей Александр Ильяшенко: Красная Армия оказалась богоугодной Источник:  Газета " Культура " Великая Отечественная война стала не только главной трагедией XX века, но и его основным уроком. Именно в эти страшные годы советское руководство осознало, что без возвращения к исторической памяти поколений и патриотизму Великая Победа – невозможна. И именно поэтому значительную роль в нашей победе сыграла Русская церковь. Об этом и многом другом газета " Культура " побеседовала с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, руководителем Интернет-проекта " Непридуманные рассказы о войне " протоиереем Александром Ильяшенко. – Отец Александр, чем стала Великая Отечественная война для нашего народа и государства? Почему, на Ваш взгляд, Господь попустил это страшное испытание? – Можно достаточно часто слышать, что война стала наказанием нашему народу за грех вероотступничества. Но, на мой взгляд, здесь возможен и другой подход. Ведь очень часто страдают люди невинные, причем за те грехи, которые совершили другие. Например, когда во время боевых действий воинская часть попадает в окружение, и кто-то остается прикрыть их отход, понимая, что останется здесь навсегда, за что он погибает? Не за свои грехи, а за други своя! Мне кажется, что русский народ в ХХ веке стал жертвой за отступничество других народов, которые далеко отступили от Бога. Но в итоге атеистическая Красная Армия оказалась богоугодной, и именно ей Господь даровал победу, а не германской армии, которая формально не была атеистической. – Но ведь именно в период войны произошел некий перелом, и тот атеистический подход, который доминировал в государстве с 1917 года, частично был выправлен, произошло обращение к традиционным ценностям, к отечественной истории, памяти великих русских полководцев? – Важно подчеркнуть, что этот поворот произошел в верхушке Советского государства, но не в народе. Ведь согласно переписи 1937 года наш народ засвидетельствовал, что был и остается верующим. Во время войны руководство страны поняло, что ему нельзя лишаться народной поддержки, иначе страна потерпит поражение, а оно само будет уничтожено. Так что с одной стороны, это все-таки был политический маневр, но с другой стороны, для многих, стоявших у кормила власти, это, конечно, было искренне. Надо иметь в виду, что многие представители коммунистического руководства воспитывались в царское время в традиционных верующих православных семьях, получили соответствующее образование, включая Закон Божий. Так что, это было для них собственным воспоминаем детства, прочно внедренным в сознание. При этом я хочу подчеркнуть, что именно русскому народу, а не советскому государству, Господь даровал победу, вырвав ее из рук исключительно опытного и доблестного, несмотря на свою крайнюю жестокость, противника.

http://religare.ru/2_94284.html

Преподобный и Великая Победа мая 2016 Валерий Филимонов о молитвенном подвиге святого Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны … Подражая своему Небесному учителю (Преподобный Серафим Вырицкий принял великую схиму в честь преподобного Серафима Саровского, которому особо молился и стремился подражать в течение всей соей жизни), вырицкий старец принял на себя новый великий подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой преподобного Серафима, Саровского чудотворца о спасении России и Русской Православной Церкви (Это была икона, изображавшая Саровского чудотворца коленопреклоненно стоящего перед образом Пресвятой Богородицы " Умиление " . Эту икону вырицкий подвижник привез в 1903 году с Саровских торжеств, в которых вместе с супругой принимал участие). Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье тяжело болевшего старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении почти десяти лет совершал преподобный Серафим Вырицкий свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... С началом Великой Отечественной войны преподобный усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Вот что рассказали внуки подвижника - Маргарита Николаевна Набоко и Александр Николаевич Муравьев, лично сопровождавшие старца до камня: " В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Три Великих войны. Уроки 5-6. Великая война с Гитлером (+Видео) Возможно, что-то приснилось Сталину, может что-то еще. Не нужно забывать, что он имел духовное образование, и знал, читал, что что-то бывает. Думаю, что что-то произошло на мистическом уровне. Можно предположить, что в начале войны, когда всё было совсем плохо, он в молитве, как знать, говорил, что если выстою, выживу, перестану уничтожать Церковь. 9 мая, 2013 Возможно, что-то приснилось Сталину, может что-то еще. Не нужно забывать, что он имел духовное образование, и знал, читал, что что-то бывает. Думаю, что что-то произошло на мистическом уровне. Можно предположить, что в начале войны, когда всё было совсем плохо, он в молитве, как знать, говорил, что если выстою, выживу, перестану уничтожать Церковь. Телеканал «Союз» подготовил уроки, посвященные трем великим войнам — Отечественной 1812 года, а также Первой и Второй мировым. Обращаясь к этим страницам истории, мы сможем не только найти ответы на многие вопросы, связанные с этими войнами, но и увидеть, какими достойными защитниками Отечества были наши предки, хотя не всегда они и оказывались победителями. Мы продолжаем наши уроки истории с доктором исторических наук, профессором Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главным научным сотрудником Института российской истории РАН, Владимиром Михайловичем Лавровым. На них он рассказывает о великих войнах, пережитых нашим народом в минувшие два столетия: это Отечественная война с Наполеоном, Первая мировая война с Вильгельмом II 1914-1918 годов, и Великая Отечественная Война с Гитлером 1941-1945 годов. И сегодня историк коснётся острых и проблемных вопросов связанных именно с этой, последней войной. Дай Бог, чтобы она навсегда осталась последней. Дай Бог, чтобы мы в ошибках, или, наоборот, подвигах наших предков находили поучение и назидание. В чем же кроются причины той страшной войны? На прошлом уроке Владимир Михайлович говорил, что Россия в первой мировой не стала победителем, хотя Германия потерпела поражение, а страны победительницы навязали ей столь суровые условия мира, что это способствовало приходу к власти Гитлера. Советский Союз, заключив сепаратный мир с Германией, потерял своих былых союзников, и в дальнейшем все попытки Сталина наладить с этими странами отношения, долгие годы оставались бесплодными. Таковы были последствия выхода России из первой мировой войны. Хотя не только это лишало страну союзников в преддверии новой военной угрозы со стороны Германии.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается… Источник: Татьянин День Современный православный читатель избалован рассказами о чудесах на войне. Но даже среди многочисленных изданий, посвященных тому, как в разное время Господь спасал русских воинов от смерти, а Россию от гибели, документальная книга В.П. Решетникова «Защитник своей Родины» занимает особое место. Это объединенные в повесть рассказы-воспоминания солдата, призванного в армию за год до начала Великой Отечественной и прошедшего ее до конца, побывавшего в фашистском плену, много раз оказывавшегося на волосок от смерти. Рассказы о том, как в самых опасных военных ситуациях хранил Бог его жизнь. Еще в детстве Василию несколько раз снился «старичок с белой бородкой», который велел ему выучить молитву – в первом сне «Живый в помощи», во втором – «Верую». Родители Васи были неграмотные, и названные молитвы он переписал у знакомой старушки. Она-то и сказала ему, что этот старичок – святитель Николай. После многолетнего перерыва святой приснился ему уже во время войны, когда Василий умирал от истощения в бараке смертников. «Подошел ко мне, сел рядом и стал гладить меня по голове. И говорит: «Трудно тебе, трудно. Тяжело, знаю. Но надо терпеть. Домой все равно придешь». И немного мне улыбнулся». Этот сон укреплял Василия в тех ситуациях, которые, казалось, грозили неминуемой смертью. И действительно – каждый раз, вопреки всему, Решетников выживал, хотя много раз попадал под прямой обстрел, несколько раз шел по заминированным участкам, один раз прямо у его ног разорвалась граната и т.п.. «В рубашке родился», – говорили про него однополчане и, шутя, прибавляли: «И, наверно, еще и в штанах». А Василий копил в своей душе эти свидетельства помощи Божией, хранил их много лет и, наконец, решился записать. Его обращение к редакции с просьбой о публикации трогает своей какой-то детской простотой и, одновременно, горячей верой: «Убедительная просьба пропустить мои рассказы в церковный журнал. Для меня будет великая радость прославить Бога за Его милость ко мне. В настоящее время я уже десятый год болею, немного хожу на костылях. Писал в постели лежа, со слезами. Ради Бога, помогите мне в этом деле. Что-то, может быть, не так написанное мною – так можете поправить своим умелым мастерством. Пусть молодое поколение знает силу и милость Божию…».

http://pravoslavie.ru/36810.html

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Иларион: Великая Отечественная война высвободила мощный внутренний потенциал нашего народа Источник:  Русская православная церковь 10 мая 2015 года гостем передачи " Церковь и мир " , которую ведет на телеканале " Россия-24 " митрополит Волоколамский Иларион, стал научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил МЯГКОВ. МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу " Церковь и мир " . 70 лет Великой Победы – юбилей, который отмечает вся наша страна и весь наш народ. Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне и об участии в ней Русской Православной Церкви. У меня в гостях – научный директор Военно-исторического общества, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений Михаил Мягков. Здравствуйте, Михаил Юрьевич! М. МЯГКОВ: Здравствуйте! 70-летие Победы, праздник Победы – это, действительно, самый светлый наш праздник. Его отмечают в нашей стране, и во многих других государствах мира. Наш советский солдат, действительно, освободил не только свою страну, но фактически весь мир от угрозы " коричневой чумы " – нацизма, от человеконенавистнической идеологии. Ведь невозможно себе представить, что было бы с миром, если бы не победа наших воинов. Когда мы сегодня говорим о роли религии в те годы, то обращаем внимание на тот факт, что, например, по переписи 1937 года, которая была в нашей стране, 57 процентов населения считали себя православными. Будучи студентом, я лично участвовал в работе многих поисковых отрядов на местах былых боев Великой Отечественной войны недалеко под Москвой, где в 1941-42 годах в неравной схватке сражались и погибали бойцы Советской армии. И каково же было мое удивление, когда мы находили рядом с останками этих воинов серебряные, а то и просто деревянные крестики. Люди шли на войну с верой, сохраняя ее несмотря ни на что: какие бы режимы ни были у нас в стране, люди сохраняли свою веру, надеялись на лучшее. И в последний бой они шли с Богом в душе.

http://religare.ru/2_106766.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сегодня была война 22.06.2021 761 Время на чтение 7 минут Источник: Фонд стратегической культуры «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые» Фото: fondsk.ru …Средь ночи лагерь подняли по тревоге. Небывалое дело! Трубил трубач!! Несколько минут на умывание, и тут же команда: строиться поотрядно на площади перед корпусом. Всё в голове смешалось, глаза слипаются, вожатые ничего не объясняют, ведут узкой лесной дорогой куда-то вверх, в горы. Мелькают фонарики. За плотными ветвями в небе – хрустальные звёзды, в придорожных кустах светлячки – светло-зелёные изумруды. Шли почему-то молча и, как показалось, долго. Какая-то девочка рядом протяжно зевнула: «Четы-ыыре часа, с ума сойти!» Начало светать. Вдруг в отдалении мелькнул высокий костёр! Вышли на просторную травянистую поляну. Под огромными деревьями стояли какие-то мрачные палатки, дымили полевые кухни, куховарили солдаты. Отряды выстроились. Кто-то сурово и громко стал говорить, эхо шевелилось в горах: «В эти самые минуты… в четыре часа утра… 22 июня 1941 года… на нашу священную Родину вероломно напала фашистская Германия... Началась Великая Отечественная война!» Откуда-то принеслась страшная музыка, грянуло: «Вставай, страна огромная!» Мурашки по телу! Слёзы в глазах. Вновь возник голос, как с гор скатился: «Здесь, в Кавказских горах враг был остановлен, здесь была база…» Потом был «фронтовой завтрак» – каша и чай, а потом была большая жизнь… В пионерском лагере «Орлёнок» под Туапсе были замечательные вожатые, вероятно, гениальные воспитатели. Война входила в детей мирных послевоенных поколений по-разному, в меня – как явление страшное, героическое и живое. Не книгами и фильмами, не выступлениями ветеранов в школе, не рассказами родных – всё то казалось мне, ребёнку, немного ненастоящим. Война входила тогда не через ум, а прямо в сердце, ночным марш-броском – вместе со звёздами и светлячками… Великая Отечественная война как явление космического масштаба, как схватка мировых сил добра и зла, жизни и смерти будет воспринята таковой позже. Ещё бы! Объединённая Германией вассальная Европа вломилась в Советский Союз в день Всех святых в земле Русской просиявших! Праздник, привязанный к Пасхе, отмечаемый вскоре после Троицы, в разные годы выпадает на разные даты. В 1941-м это было 22 июня. Можно ли такое понимать как случайность или следует воспринимать как вразумление и предельную правду? Благодаря той пионерской ночи много позже я осознал начало войны как атаку сил ада на сокровенную Святую Русь, которая пребывала тогда в красной своей ипостаси.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/22/segodn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941-1945) И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СССР Религиозные организации и Советское государство накануне Великой Отечественной войны Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ), ставшей переломным этапом во взаимоотношениях между гос-вом и большинством религ. объединений в СССР, гос-во продолжало проводить курс на построение «безрелигиозного общества», что выливалось в гонения против существовавших религ. общин и духовенства. В первую очередь это относилось к наиболее крупной из всех существовавших в СССР конфессий - РПЦ. Очередная масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 гг. Только в 1937 г. было закрыто более 8 тыс. правосл. храмов, ликвидировано 70 епархий и вик-ств, расстреляны ок. 60 архиереев, замучены десятки тысяч правосл. священно- и церковнослужителей, а также верующих мирян ( Шкаровский. РПЦ при Сталине и Хрущёве. С. 92; см. также в ст.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период//ПЭ. Т.: РПЦ. С. 186-187). В 1940 г. число правосл. общин в СССР составляло 8279, из них большинство находилось на территории присоединенных в 1940 г. Прибалтики, Молдавии, зап. областей Украины и Белоруссии. В РСФСР к 1940 г. было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали ок. 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. На Украине были закрыты все правосл. церкви в Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Николаевской, Сумской, Хмельницкой областях, по одной церкви действовало в Ворошиловградской, Полтавской, Харьковской областях. В Киевской епархии из 1710 приходов, существовавших до 1917 г., сохранились 2. Гос. политика в отношении общин др. религий и исповеданий (старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и др.) также осуществлялась в форме гонений против «служителей культа» и через сокращение числа молитвенных зданий. В кон. 30-х гг. обычным явлением были судебные процессы над руководителями религ. объединений, к-рые обвинялись во «вредительско-шпионской деятельности», «связях со спецслужбами иностранных государств» и т. п.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010