Псалом 144 Пс.144:1 . Хвала Давиду. Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя твое в век и в век века. Пс.144:2 . На всяк день благословлю тя, и восхвалю имя твое в век и в век века. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Похвальная песнь Давиду. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, размышляя о чудных свойствах Бога, то есть, о премудрости, о благости и правде, видимых первее во управлении всего мира, а потом наипаче в хранении и соблюдении человеческаго рода, стремится духом к прославлению похвал Его. Исчислив же вообще действия промысла, наконец приступает к прославлению особенныя милости, коей удостоивает Бог верных. В сих двух первых стихах содержится предисловие, в котором Пророк предуведомляет, какую материю предложить намеревает, но сие творит стихотворческим образом, чрез обращение к Богу глаголя: вознесу Тя, Боже мой, Царю мой! Нарицает Бога царем своим или потому, дабы показать, что он царствует по милости Того, Который всеми управляет, а Сам никем не управляется; или потому, что намеревает прославлять Его от тех наипаче свойств, которыя приличествуют Ему яко царю и правителю не токмо человеков, но и всех тварей. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: и благословлю имя Твое во век и в век века, то есть, и песнию, и стихами, и словами, и гласом прославлю имя Твое, и хвалами превознесу славу Твою. Следующее присовокупление: в век и в век века – означает, что хвала сия будет непрестанная, и продолжится во веки чрез уста людей, имеющих петь псалмы сии до скончания мира. То же самое яснее повторяется и во втором стихе, где говорит: на всяк день благословлю тя, то есть, непрестанно буду хвалить Тебя как в благополучных, так и в неблагополучных обстоятельствах, доколе здесь жить буду, а после и в небесном отечестве то же делать имею, благословляя имя Твое в век и век века. Пс.144:3 . Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца. В Священном Писании находим четыре свойства величества Божия, которыя суть аки некия части, разсуждаемыя в Боге, а именно, широта, долгота, высота и глубина, по оному Апостольскому изречению: да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота ( Еф. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Заключение. ΧΙХ век в религиозном отношении Представленный выше обзор церковной истории отдельных народов Востока и Запада даёт достаточно яркую картину церковно-религиозной жизни христианского мира в течение XIX века. Нам остаётся только обобщить отдельные черты её в краткой характеристике религиозного состояния минувшего века. Хотя деление на века представляет собой нечто условное и искусственное, однако каждый век носит на себе яркую печать индивидуальности, резко отличающую его от других. Такую же печать носит на себе и век XIX, который в религиозном отношении резко отличается от предшествовавшего ему века и притом в благоприятном для религии смысле. XVIII век в сущности был веком бурного отрицания как в политической, так и религиозной области, и своими идеями, выработавшимися на почве поверхностного просвещения, потрясал все основы и духовной и материальной жизни. Передовые глашатаи этих идей думали совершить крутой переворот в истории человечества, освобождая его от связывавших его религиозных и политических уз, которые притом казались им не прочнее паутины, раскинутой условностью, рутиной и своекорыстием. Действительность, однако, скоро показала им, что основы человеческой жизни, выработанные и укреплённые веками, далеко не так легко разрушимы, как им казалось, и потому неизбежно должна была наступить реакция, которая и началась с зарёй XIX века и, несмотря на некоторые колебания в средине, придала основной тон всей его истории. Отсюда, если XIX век сравнить в религиозном отношении и с предшествующим ему XVIII, то, в общем, он окажется более религиозным. XVIII век – время деистов и сенсуализма Локка в Англии, энциклопедистов и Вольтера во Франции, рационалистического просвещения в Германии, – значительно охладил религиозное чувство в Европе и отчуждил европейские народы от христианской церкви. Французская революция, как злое детище этих идей, произвела разрыв между обществом и религией, из-за своей вражды к римско-католическому духовенству и папе выступила против самой религии, и провозглашённой ею свободой пользовалась даже для государственного подавления христианства во Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Лицо 21-го века В мировой политике всё явственнее проступает апостасийное аморальное начало 04.02.2023 1205 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Многогранный облик 20-го века вошёл в историю человечества как век жестоких социальных экспериментов, век мировых войн, век освоения атомной энергии, век краха мировой колониальной системы, век научно-технического развития и век Нюренбергского трибунала. Но уже в его недрах зарождались тревожные тенденции воинствующего англосаксонского высокомерия и нарочитых их фейков. Уже тогда учёные проявили удивительное мистическое чутьё, предложив энтропийный подход к измерению количества информации, в 20-м веке быстро увеличивающимся, но при этом быстро опускающимся в цене своей фейковостью и недостоверностью. В Русской Православной Церкви подобный подход называют апостасийностью. Прошла уже четвертая часть 21-го века и его лицо приобретает всё более чёткие очертания. Фейки и ложь становятся всё более обычным явлением повседневной жизни. В мировой политике и рынке всё явственнее проступает апостасийное аморальное начало. Грех лжи влечёт за собой грех безверия, отчаяния, пьянства и наркомании. А они все вместе – грех общественной апатии и нравственного паралича. Люди всё больше замыкаются в скорлупе бытового потребления, нравственной нечувствительности, ощущении апостасийной безысходности. Через телевидение и интернет, через старания слуг интернета, спец-блогеров, обыватель привыкает к убийствам, обману, крови, извращениям, насилию женщин, стариков и детей. На американском политическом жаргоне всё это называется глобализацией. Дьявол, отец лжи, в 21-м веке своим основным оружием уничтожения людей избрал ложь, информационные структуры и биологические эпидемии, сосредоточив основные центры их разработки в США. Дьявол старается отнюдь не один, у него много помощников не только в США. В его арсенале немало «волшебных» слов для информационной войны против неугодных людей и народов, а тем более народа-потребителя: свобода, равенство, помощь, политкорректность, толерантность, родитель и 2, гендер, либерализация, ЛГБТ-поведение, отрицание традиционных культур и др. Запад уже практически отказался от христианства, справедливости, от бережного отношения к малым детям и много другого традиционного, свойственного умудрённым народам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/04/li...

1901 г. Новый год и новый век 1 За длинной вереницей минувших столетий уходит теперь в вечность вместе со старым годом и старый XIX век. Но столетия в жизни человечества не отделяются одно от другого механически; между ними остается органическая связь, хотя, конечно, на протяжении ста лет, при смене нескольких поколений, всегда можно выделить одно или несколько влияний века, которые можно назвать его характеристическим признаком. Последнее из них есть как бы завет отходящего в невозвратную вечность столетия его юному преемнику. Минувший век по справедливости можно назвать много пожившим и много испытавшим, в смысле разнообразных направлений и течений мысли; слишком сложна была его духовная жизнь, слишком много разнообразных наслоений заключает она в себе, чтобы возможно было легко и безошибочно подвести их под одно всеобъемлющее начало. Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затеняемые ежедневною сутолокою жизни, но никогда не умирающие: так, среди калейдоскопических перемен в окружающей природе, среди явлений временных, иногда мгновенных, существуют длительные, вековые, относительно вечные процессы жизни. И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечеловеческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира… Отшедший от нас XIX век в движениях мысли не дал окончательного разрешения великих вопросов о смысле и цели бытия. И к нему приложимо слово поэта: «Стараясь в сомнениях о великих тайнах, идут невозвратно века за веками; у каждого века вечность вопрошает: чем кончилось дело? Вопроси другого, каждый отвечает». Но справедливость требует сказать, что минувший век нельзя упрекнуть в недостатке пытливости и энергии в этой вековечной работе. И нужно отказаться совсем от веры в обладание истиной и осудить, таким образом, дух человека на невозможное для него самоубийство, нужно совсем отказаться от веры в человека, чтобы не видеть глубоко важного значения в этой тяжелой духовной работе века. Плоды ее не сразу вместимы в разум и не сразу могут броситься в глаза, но во всяком случае эта сложная духовная работа не прошла даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Век приходящий может стать веком России» Татьяна Москалькова об успехах аппарата уполномоченного по правам человека в уходящем году 30.12.2016 603 Время на чтение 4 минуты «Начало неведомого века» — так когда-то назвал Константин Паустовский третью книгу своей автобиографической «Повести о жизни». Повествование в ней начинается с событий февраля 1917 года. Многие историки и писатели еще в самом начале двадцатого столетия говорили о том, что новый век не начался с двенадцатым ударом часов в ночь с 31 декабря 1900 года на 1 января 1901-го — это все еще девятнадцатое столетие. Новый век, по их мнению, ведет свой отсчет не от календарной даты, а от коренных изменений в сознании людей, в политике и в самом устроении государств, перекройки всей карты мира. Эти думающие люди доказывали, что XIX век воцарился только в 1815 году, после Венского конгресса, на котором полностью изменился политический расклад в Европе, и ждали чего-то похожего. Как это всегда получается — дождались... События 1914, 1917, 1918 годов подтвердили справедливость теории. Какой станет политическая картина мира XXI века, что изменится в экономике и общественной жизни, разумеется, очень интересно, но, прежде чем подглядывать в замочную скважину Господа Бога, стоит подумать: с каким багажом мы вступаем в этот неведомый век? В частности, что я, как уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сделала для того, чтобы грядущие события года с довольно угрожающим численным значением не застали нас врасплох и что предстоит сделать? Этим итогам и перспективам посвящена моя предновогодняя колонка. Недавно ведущее информационное агентство РФ назвало мое назначение российским омбудсменом — уполномоченным по правам человека в Российской Федерации среди шести крупнейших политических событий уходящего года. Оценка представителей «четвертой власти» очень лестна, но результаты своей деятельности в первую очередь оцениваю по числу людей, которым удалось помочь. Это и есть критерий моей работы. Не единственный, но — самый главный.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/30/ve...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Когда же наступит Новый год? (комментарий в цифрах и фактах) Линейка с юлианским и григорианским календарями (1600-1620 гг.) Указ Ватикана от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь. Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Это соблюдалось в Италии, Польше, Португалии, и Испании. Другие католические страны последовали позднее. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”. Православные же страны не меняли календарь до начала этого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира. Переход на новый календарь требовал следующего пропуска дней (в зависимости от века): XVI век – 10 дней, XVII век – 10 дней, XVIII век – 11 дней, XIX век – 12 дней, XX век – 13 дней. Переход на григорианский календарь в различных странах Европы: Албания — декабрь 1912 г.; Австрия (в зависимости от региона) — после 5 октября 1583 г. следовало 16 октября 1583 г., а после 14 января 1583 г. - 5 января 1583 г.; Бельгия (по разным источникам) — после 14 декабря 1582 г. следовало 25 декабря 1582 г., после 21 декабря 1582 г.- 1 января 1583 г.; Болгария (по разным источникам) — после 18 марта 1916 г. (1912 г. или 1915 г.) следовало 1 апреля 1916 г. (1912 г. или 1915 г.); Великобритания и колонии (одновременно была перенесена дата Нового года на 1 января) — после 2 сентября 1752 г. следовало 14 сентября 1752 г.; Венгрия — после 21 октября 1587 г. следовало 1 ноября 1587 г.; Германия (различные немецкие государства переходили на григорианский календарь в разное время) — католические немецкие государства – в 1583-1585 гг., протестантские – после 18 февраля 1700 г. следовало 1 марта 1700 г., Пруссия – после 22 августа 1610 г. следовало 2 сентября 1610 г.;

http://sedmitza.ru/text/395763.html

Это явление в жизни современной исторической науки заслуживает внимания во многих отношениях. Известно, что византийская история с давней поры была в пренебрежении: в ней не видели ничего, кроме беспрерывной смены лиц и династий на престоле, нескончаемого ряда дворцовых интриг и злодейств, деспотизма и нравственной порчи высших классов и рабства подавленной их произволом народной массы. Речи о постепенном падении Византийской империи, о дряхлости ее государственного организма, который представлялся переполненным всевозможными общественными болезнями, были избитыми, но, тем не менее, любимыми местами у западных историков во всех тех случаях, когда им так или иначе приходилось касаться прошлого Византии. Что подавленная своими внутренними беспорядками Византия стояла вдали от жизни европейских народов и ее существование явилось лишь случайным придатком в ходе развития последних, – это еще недавно было общим убеждением, во имя которого византийская история а priori обрекалась на забвение и исключалась из круга исторических занятий. Правда, и ранее настоящего столетия, особенно в XVI и XVII веках, на Западе были люди, интересовавшиеся Византией и оставившие своими трудами прочные следы в византологии: идея цельной и самостоятельной византийской истории в первый раз была ясно сознана и высказана еще в половине XVI века немецким ученым Иеронимом Вольфом 2 , а XVII век, когда в области византийской истории одновременно работали такие лица, как Дюканж, Комбефиз, Лабб, Валуа и др., может быть относительно назван даже веком процветания византинизма 3 . Но эта имеющая еще и доселе важную научную ценность деятельность ученых XVI и XVII веков была лишь вступлением, за которым нескоро последовало продолжение. Настал XMIII век,век рационалистической философии, гордо провозглашавшей права человеческого ума и презрительно относившейся к наполненному заблуждениями прошлому. Всего менее могла привлекать к себе этот просвещенный век византийская история: в его глазах она должна была казаться сплошным черным пятном в жизни человечества. И вот к началу нашего столетия в ученом мире погас и тот интерес к Византии, с каким она разрабатывалась ранее, и византология медленным и трудным путем, обнимающим большую часть текущего столетия, должна была оправляться от унижения, в которое поверг ее XVIII век.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Беседа 54 на псалом 144 120 Пс.144:1 .  Хвала Давида. Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлю имя Твое во век и в век века. Христианин, как сделавшийся сыном Отца небесного, должен непрестанно прославлять Его и словами и делами по примеру псалмопевца. – Господь достоин величайшей хвалы и за бесчисленные Его благодеяния и вследствие бесконечного величия Его Суще­ства. – «Из рода в род будут восхвалять дела Твои» ( Пс.144:4 ). Величие Божие возвещают, как благотворные для нас, так и страш­ные, губительные, явления природы. – Выше же вся­кого слова Его благость ко всем и ко всему. «Славу царства Твоего из рекут» (преподобные), чтобы научать других и сделать их общниками славословия ( Пс.144:11 ). – Что значит: «преподобные» – Божественное милосердие к падаю­щим. – «Ты даешь им пищу благовременно» ( Пс.144:15 ). – Особые блага, подаваемые верным, боящимся Бога. 1. На этот псалом должно обратить особенное внимание. Он содержит в себе те выражения, которые посвященные в тайны часто припевают, как-то: «очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно» ( Пс.144:15 ). Кто сделался сыном и вкушает духовную трапезу, тот должен прославлять Отца. «Сын чтит отца, говорит пророк, и раб – господина своего» ( Мал.1:6 ). И ты сделался сыном, участвуешь в ду­ховной трапезе, вкушаешь плоть и кровь Того, Кто возродил тебя; поэтому воздавай благодарностью за такое благодеяние, про­славляй Даровавшего тебе такие блага и, повторяя эти слова, настраивай душу свою согласно с ними. Произнося: превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой», оказывай великую преданность Богу, чтобы и о тебе сказал Он, как об Аврааме, Исааке и Иакове: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Если ты будешь говорить: «Боже мой, Царь мой», и не только го­ворить, но и показывать великую любовь к Нему, то и Он ска­жет о тебе: «раб мой, слуга мой», как сказано о Моисее. «И благословлю имя твое в век и в век века». Видишь ли, как про­рок открывает несколько и будущую жизнь? А благословение он разумеет не только совершаемое словами, но и делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Изъяснение псалма 20-го. Пс.20:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. " В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя. Пс.20:2 .  Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Пс.20:3 .  Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул. «Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело». «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его». Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: Пс.20:4 .  Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. «Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна»; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем. Пс.20:5 .  Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. «Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века»; то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость. Пс.20:6 .  Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. «Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него»; потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, царь сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 144 Велик, Благ, Праведен и препрославлен Господь в вечном Царстве Своём. 1–2. Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое в век и в век века. Восхищенный беспредельным величием дел – чудес Господа в вечном царстве Его, псалмопевец с благоговением превозносит Его в своем хвалебном псалме. – «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, восклицает псалмопевец, и – благословлять Имя Твое во веки, веков (– при посредств своих псалмов, в своем благочестивом потомстве (ст. 4). Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять Имя Твое во веки и веки! – 3–7. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят: и силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят: память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются. Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо, – ибо разум человека и разум Бога несоизмерим ( Пс.138:1–6 ; Пс.146:4–5 ). Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем, – какое открывается в дивных и страшных Твоих делах – чудесах (ст. 5–6). Из рода в род будут возвещать о великолепии славы святыни Твоей, – те дивные и величественные дела – чудеса, в коих проявлялась царственно – властно и победно Твоя святыня или святость Твоего имени, точнее – небесная чистота намерении ума и непогрешимость действий воли (ст. 13). – И силу страшных Твоих рекут, – будут говорить о могуществе в страшных делах Твоих, – в делах суда Твоего, каковыми были чудеса – казни в Египте, – и, говоря об этих делах, будут возвещать о твоем величии, т. е. превосходстве Твоем над всеми богами, царями и народами (ср. Пс.134–135 ). – Память множества благости Твоея отрыгнут, – памятуя о множестве дел Твоей благости, они эту свою память отрыгнут – невольно выскажут и не могут не высказать от избытка чувств благодарности за эти бесчисленные милости, – они с восторгом будут воспевать их ( Пс.44:2 ). Так они будут особенно изливать чувство радости о своем оправдании, Тобою дарованном (– как это всегда делал сам Давид).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010