Его охватило желание пострадать за Христа, но наставники долго не давали благословения на мученический подвиг. Наконец, получив ряд видений, что его мученичество угодно Богу, Е. Н. из Д. отправился в К-поль в сопровождении мон. Григория. В Вербное воскресенье, причастившись Св. Таин, он надел тур. одежды и предстал перед вел. везиром Рушут-пашой. Бросив на землю тур. головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам. Везир изумился дерзости 20-летнего юноши, думая, что он пьян или безумен. Е. Н. из Д., заковав в колодки, бросили в тюрьму, а затем привели на допрос к везиру. Увидев стойкость юноши, везир приказал жестоко бить его, после пыток уговаривал отречься от Христа. Е. Н. из Д. оставался непреклонным, обличая мусульм. веру, и везир приказал обезглавить его. Палачи не смогли с 2 попыток отсечь ему голову и поэтому закололи в гортань. Спустя 3 дня Григорий выкупил тело преподобномученика у палачей, и оно было доставлено в ц. Преображения Господня на о-ве Проти. Заболевший горячкой сын христианина Еммануила Маргаритиса получил исцеление от обагренных кровью одежд преподобномученика. Григорий отплыл на Афон, взяв с собой эти одежды и волосы преподобномученика, от к-рых исходило благоухание. От этих реликвий исцелились Христодул из Месемврии, Антоний из Кидонии, некий Кириак, дочь врача Марина и мн. другие. Корабль, на к-ром плыл Григорий, попал в сильный шторм, но, как только на паруса повесили одежды преподобномученика, буря прекратилась. После мученической кончины прмч. Игнатия (8 окт. 1814), которого сопровождал тот же Григорий, последний перевез на Афон мощи обоих святых (20 окт. 1814). Они были положены в новосозданном храме при келлии их духовника Никифора в скиту св. Иоанна Предтечи. Патриарх Григорий V, также уроженец Димицаны, построил в этом городе ц. во имя Е. Н. из Д. Празднование святому совершается дважды: 22 марта, в день мученической кончины, и 1 мая вместе с преподобномучениками Игнатием и Акакием Новым († 1 мая 1816). Житие Е. Н. из Д., служба 3 преподобномученикам и прмч.

http://pravenc.ru/text/187793.html

Что папа римский к нему, королю польскому, прислал прощеные грамоты: божитесь де Богу... и от меня будете прощены, лише де неприятелю своему не поддавайтесь». 1574 В том же духе писал в Россию и иерусалимский патриарх Паисий. Паисий планировал на Пасху 1657 г. торжественно освятить на Св. Гробе изготовленную по его заказу так называемую «митру царя Константина», которую после этого предполагалось передать русскому царю как символ имперской преемственности и прав на византийское наследство. 1575 Однако открытая промосковская деятельность православного духовенства вывела, наконец, из равновесия османские власти. Энергичный великий везир Мехмет Кепрюлю в марте 1657 г. начал радикальное искоренение «пятой колонны». По некоторым сведениям, от молдавского господаря потребовали выдать церковных иерархов, связанных с проектом русско-молдавского союза, в том числе митрополита Гедеона и антиохийского патриарха Макария. 1576 Господарь отказался, и в ответ османы 24 марта казнили константинопольского патриарха Парфения III, изобличенного в тайных связях с Россией. Начались массовые аресты греческих купцов и клириков, подозреваемых в пророссийских симпатиях. Схвачен был и находившийся в Стамбуле иерусалимский патриарх Паисий, которому вменили в вину изготовление упомянутой митры. 1577 Паисий был обвинен в измене, в том числе в сговоре с московским царем с целью захвата Константинополя. Великий везир, покровитель Паисия, вместе с султаном отсутствовали тогда в столице, и следствие возглавил каймакам (заместитель везира). По его приказу патриарха бросили в тюрьму, а потом в оковах водили по городу, несколько раз останавливались, имитировали подготовку к казни и, уже набросив на шею Паисию петлю, предлагали дать за свою жизнь денежный выкуп. Патриарх отрицал все обвинения и платить отказывался. Наконец, его вернули в тюрьму, а потом везир оправдал патриарха и сместил каймакама. 1578 Ввиду всех этих пугающих событий, а также по настоянию господаря Константина Макарий избегал покидать пределы Валахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эфиопская церковно-политическая история XI в., включая копто-эфиоп. отношения, известна только по данным «Истории Александрийских патриархов», но и этот источник содержит много неясностей. Некий Али аль-Кифти в 1076/77 г. добился низложения Эфиопского митр. Виктора и продвигал на его место Кирилла- Абдуна , который, как считалось, симпатизировал исламу. Патриарх Христодул против своей воли, видимо под давлением везира, должен был поставить Кирилла митрополитом, однако из-за изменения политической обстановки хиротония не состоялась. Тем не менее Кирилл каким-то образом утвердился на престоле Эфиопского митрополита. Позже, уже при К., племянник Виктора Севир привлек на свою сторону каирские власти обещанием поставить Эфиопию в вассальную зависимость от Фатимидского халифата. Было достигнуто соглашение о восстановлении 4 мечетей, действовавших ранее в Эфиопии, свободе передвижения для мусульм. торговцев и регулярной доставке подарков - фактически дани. Патриарх по приказу везира рукоположил Севира во митрополита и отправил его в Эфиопию. Занимавший митрополичью кафедру Кирилл пытался бежать, но был схвачен, отправлен в Каир на суд и казнен. Севир, возглавляя Эфиопскую Церковь , стремился реформировать местные обычаи, в частности боролся с многоженством, в чем его поддерживал К. Однако обещания, данные Севиром фатимидскому везиру, не выполнялись; в 1089 г. это привело к обострению отношений между халифатом и Эфиопией. Бадр аль-Джамали указывал, что дары посылались нерегулярно, мусульманские торговцы в Эфиопии жаловались на притеснения, а мечети так и не были восстановлены. Везир повелел патриарху направить в Эфиопию 2 епископов с требованием выполнить условия соглашения; др. посланник привез в Эфиопию грамоту от Бадра. По утверждению Мавхуба ибн Мансура, везир угрожал разрушить все церкви Египта в случае невыполнения своих требований; в ответ эфиоп. царь пообещал прислать ему все кирпичи и камни Мекки. Эта переписка, несомненно, апокрифична, однако она отражает как тесные связи Коптской Церкви с Эфиопией, так и растущие торговые и стратегические интересы Египта в Красноморском регионе.

http://pravenc.ru/text/1840417.html

45 Кекелидзе К. С. 166; Евтихий. С. 52; Медников Н.А. Т. 2. С. 278, 285, 287, 288, 290, 329–330; Todt K.-P. P. 184–185. 48 Медников Н.А. Т. 1. С. 775, Т. 2. С. 285; Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. С. 654; Todt K.-P. P. 178–179. 51 Лопарев Х.М. Т. XVII. С. 76, сл.; Житие Романа Нового; Мученичество шестидесяти новых святых мучеников. 53 Житие Антония/Раваха; Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового; Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. XIX. С. 45; Сказание о мученичестве святых отцов в лавре преп. Саввы. С. 47. 62 Феофан. 6267 г. Данный пассаж явно заимствован Феофаном из мелькитской сирийской хроники 780 г. 86 См. библиографию по этим персоналиям: Griffith S. The Monks of Palestine. P. 22–23; Бойко К.А. С. 53–60; Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109; Панченко К.А. Коста ибн Лука. С. 162. 89 Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109–120; Панченко К.А. Восприятие исторического процесса. С. 82–86. 93 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 19. С. 23, 29–30; Медников Н.А. Т. 2 (1). С. 288–9; Феофан. 6255 г. 94 Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях. 95 Bernard the Wise. P. 26; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 293; Дмитриевский А.А. Типиконы. С. 63–64. 96 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 17. С. 215; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 291 105 Розен В.Р. С. 110–122; Мец А. С. 17; Runciman S. T. 1. P. 30–31; Большаков О.Г. Византия и халифат. С. 364–365. 107 Медников Н.А. Т. 1. С. 821–824.; Т. 2. С. 335–336, 338–342, 343–346; Панченко К.А. Антиохийский патриарх Христофор. С. 223–227. 108 Розен В.Р. С. 32–33, 40–41, 240–259, 309–331; Медников Н.А. Т. 1. С. 825–838; Runciman S. T. 1. P. 31–34; Письмо Цимисхия. С. 96–100. 119 Знаковой фигурой в истории позднего Фатимидского халифата является везир Бадр аль-Джамали, фактический правитель государства в конце XI века. Гулям армянского происхождения, едва ли искренне принявший ислам, он опирался на войска из армянских наемников, многие из которых оставались христианами. Бадр с подчеркнутым уважением обращался с коптскими патриархами. В то же время церковь была жестко подчинена интересам государства. Христиане и иудеи платили джизью неукоснительно. Везир диктовал резолюции собору коптских епископов, употребляя при этом библейскую терминологию, подобно христианским императорам эпохи Вселенских соборов (Brett M. Al-Karaza al-Marqusiya. P. 50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анастасия. По благословению архиеп. Филофея на острове были проведены сборы средств в помощь Святогробскому братству (1734) и Антиохийской Православной Церкви (1736). В 1735 г. архиеп. Филофей наложил епитимию на отмечающих престольные праздники в монастырях плясками и игрой на муз. инструментах. В 1744 г. закончилась неудачей попытка иером.-святогробца Макария захватить архиепископский престол. В конце этого же года архиеп. Филофею удалось во время поездки в К-поль добиться уменьшения налогов. Однако пафосский алайбей Киосе Мехмед-паша и некоторые знатные киприоты оклеветали архиепископа, утверждая, что в 1743 г. тот собрал с христиан без фирмана значительную сумму денег. Вел. везир объявил Филофея низложенным и отправил его в оковах на Кипр. По приказу султана К-польский патриарх Паисий II объявил о выборах нового архиепископа, к-рым 23 февр. 1745 г. стал молодой киприот иером. Неофит. Впосл. выяснилась невиновность Филофея, и в июне 1745 г. он был возвращен на архиепископскую кафедру. В 1754 г. кипрские архиереи отправились в К-поль для упорядочения налогообложения. По состоянию здоровья архиеп. Филофей прервал путешествие, оставшись в Бейруте. Уполномоченная им делегация добилась для кипрских архиереев статуса райя-векилов или райя-кодзабасов (т. е. представителей правосл. населения), установления фиксированной общей суммы налогов в размере 21,5 гросса с человека и неизменного количества налогоплательщиков (10 066 чел.) вне зависимости от роста численности населения, а также разрешения напрямую обращаться к Высокой Порте с насущными проблемами. В 1755 г. вел. везир определил ежегодный харадж для монастырей в 4 тыс. гроссов, и наместник острова (мухассыл) не имел права требовать большую сумму. При архиеп. Филофее были восстановлены мон-ри первомц. и равноап. Феклы, прп. Анастасия, перестроен собор мон-ря ап. Варнавы и выполнены росписи кафедрального собора ап. Иоанна Богослова. В июне 1759 г. Филофей отрекся от кафедры из-за болезни и через неск. месяцев скончался.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

И в это время со мной происходило нечто удивительное. Мне каждую ночь снились необыкновенные сны, и в этих снах меня будто кто-то учил азам Православия: как молиться, как вести себя в храме, как правильно перекреститься. И никаких снов больше не было, кроме этих, «обучающих». А если ничего не снилось, то было такое ощущение, что в моей голове всё перестраивается, всё встает на свои места, что мой мозг – это механизм, который настраивают на правильное восприятие мира. Каждую ночь снились необыкновенные сны: меня будто кто-то учил азам Православия И при этом шла колоссальная работа ума, я никогда в своей жизни не работала так интенсивно, как в то время. Даже мужу говорила перед сном: «Я иду работать!» А однажды ночью я вдруг поняла, что мне надо делать. Даже во сне хотела записать, чтобы не забыть! Но когда проснулась, об этом уже не помнила. На следующую ночь снова то же «открытие». Но теперь-то я точно знала, что делать! Однако когда проснулась, вновь ничего не помнила. На третью ночь повторилось то же самое. Только теперь я услышала в душе голос: «Ты же знаешь, что тебе нужно делать?» «Да, знаю», – твердо ответила я. «А почему не делаешь?» И хотя, проснувшись, я не могла бы сказать, что мне нужно делать, я вскоре оказалась в Троице-Сергиевой Лавре. Там я и попала к игумену Венедикту. После первой исповеди стало понятно: надо срочно венчаться, но муж, который принял мое желание стать верующей, ходить в церковь не собирался (ну не до такой же степени! Это чтобы на колени вставать, поститься, молиться – ни за что!). Но все эти неприятные разговоры закончились после того, как муж согласился поехать со мной к отцу Венедикту. С мужем отец Венедикт проговорил около двух часов, и за это время сумел объяснить ему, что не стоит тратить время на гностицизм, а раз он знает древнегреческий, то лучше бы ему переводить труды преподобного Максима Исповедника. А для начала надо обвенчаться с женой. Муж вернулся из Лавры, вошел в кабинет и убрал свой «Труд жизни» в стол (а это была уже почти готовая докторская: кандидатскую по гностицизму он к тому времени уже защитил, и книга по манихейству у него была почти готова), а потом положил перед собой чистый лист и написал: «Преподобный Максим Исповедник».

http://pravoslavie.ru/135656.html

Посол папы римского Иннокентия IV к монголо-татарам и «иным восточным народам» францисканский монах Иоанн де Плано Карпини выехал из резиденции папы Лиона 16 апреля 1245 года. Цель этого посольства, как и многих позднейших, было установление таких отношений с монголо-татарами, чтобы избежать их нашествия на Западную Европу. Посол прибыл к Батыю в Золотую Орду в мае 1245 года и оттуда отправился в Каракорум, куда и приехал в начале августа 1245 года, Иоанн де Плано Карпини находился в Каракоруме более года, участвовал в длительных торжествах по поводу избрания Гуюка великим ханом – «кааном» – на большом курултае, и был свидетелем гибели Ярослава Всеволодовича. Даты его поездки установлены по ссылкам на церковные праздники христианского календаря из текста книги «История монгалов, именуемых нами татарами» самого Плано Карпини: «От Батыя в Каракорум мы выехали в землю кангитов, в которой в очень многих местах ощущалась сильная скудость в воде, даже и население её немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя русского Ярослава, ехавшие к нему в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне». В Каракоруме князь Ярослав Всеволодович был отравлен вдовой каана Угедея Туракиной – регентшей престола – возможно, по навету своего (? – А.А.) дипломатического советника боярина Федора Яруновича. В русских летописях упоминается участник битвы на Липице и на Калке воевода Мстислава Удалого Ярун, но сын ли его Федор Ярунович – неизвестно. Крупнейший историк XIV века Фазлулах Хамадани Рашидад-Дин, многолетний везир монгольского государства Хулагидов, располагавшегося на землях Ирана, Азербайджана, Армении и Мессопотамии, в своем сборнике летописей «Джами аттаварих», написанном на персидском языке, писал о последователях Чингисхана, умершего в конце 1226 или в первой половине 1227 года – о тех, к кому ехал великий владимирский князь: «В хукарил, то есть в год быка, Чагатай-хан взял Угедей-каана за правую руку, Толуй-хан за левую руку, а дядя его Отчигин за чресла и посадили его на каанский престол. Тулуй-хан поднес чашу, и все присутствовавшие внутри и вокруг царского шатра девять раз преклонили колена и провозгласили здравицу державе с восшествием его на ханство, и нарекли его кааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1892 году очередная инициатива Стамболова привела к новому обострению отношений Церкви и государства. В связи с браком Фердинанда I правительство предприняло попытку, проигнорировав Священный Синод, изменить 38-ю статью Тырновской Конституции таким образам, чтобы и преемник князя мог бы быть неправославным. В ответ газете «Новини» (издававшийся в Константинополе печатный орган Болгарского Экзархата), начала публикацию передовых статей с критикой болгарского правительства. Экзарх Иосиф I подвергся резким нападкам правительственной газеты «Свобода». Правительство Стамболова приостановило субсидирование Болгарского Экзархата и пригрозило отделением Церкви Княжества Болгария от Экзархата. Великий везир встал на сторону болгарского правительства, и экзарх, поставленный в безвыходное положение, прекратил газетную кампанию. Стамболов всячески преследовал архиереев, выступавших против его политики: особенно это касалось митрополита Тырновского Климента, обвиненного в преступлении против нации и отправленного в заточение в Лясковский монастырь. Против него был сфабрикован уголовный процесс, и в июле 1893 года он был приговорен к пожизненному заключению (после апелляции мера наказания была снижена до 2 лет). Владыка Климент был заточен в Гложенском монастыре исключительно за свое «русофильство». Впрочем, вскоре Фердинад I, решивший нормализовать отношения с Россией, приказал освободить Тырновского митрополита и объявил о своем согласии на переход наследника престола князя Бориса (будущего царя Бориса III) в Православие. 2 февраля 1896 года в Софии в кафедральном храме Св. Недели экзарх Иосиф I совершил таинство миропомазания наследника. 14 марта 1896 года болгарский князь Фердинанд I, прибывший в османскую столицу для встречи с султаном Абдул-Хамидом II, посетил и экзарха. 24 марта он встретил Пасху в православном храме Св. Недели, вручил Иосифу I панагию, подаренную императором Александром II первому болгарскому экзарху Анфиму и купленную князем после кончины последнего, и высказал пожелание, чтобы в будущем ее носили все болгарские экзархи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Большую часть жизни Д. С. провел на военной службе у монголов: груз. войско под его началом выступало на стороне ильханов против Золотой Орды (сражение 1289 у Дарубандской (Дербентской) крепости) и егип. султаната (сражения 1277, 1280, 1281). Особенно тяжелой была битва в 1281 г., в которой монголы потерпели поражение, груз. войско было практически полностью уничтожено, Д. С. чудом уцелел. В 1289 г. 1-й везир Аргун-хана Буга, женатый на дочери Д. С. Русудан, был обвинен в заговоре против хана и казнен, а Д. С. как его родственник и возможный соучастник был вызван в Орду. Зная, что его также могут казнить, Д. С. перед отъездом собрал дарбази (придворный совет), к-рый предложил ему укрыться в горах Мтиулети или Зап. Грузии. Однако царь не принял совета и ответил: «Коли уберегу себя... пред ним [монг. ханом.- Т. К.] возлежит все царство мое, смотрите, сколько душ христианских смерти предаст и в плен возьмет и церкви осквернит и разрушит, кресты и иконы уничтожит... Я сложу душу мою для народа моего и не откажусь пойти в Орду» ( Там же. С. 287-288). На пути в Орду Д. С. сопровождали католикос-патриарх Авраам I (1282/3-1310), старший сын Д. С. Давид, свящ. Моисей и неск. вельмож. За пределами Грузии Д. С. был арестован и конвоирован в Орду, однако Аргун-хан, не видя др. кандидата на груз. царский престол, отложил разбор дела. Сын Садуна Манкабердели, Хутлу-Буга, предложил хану возвести на трон воцарившегося в Зап. Грузии сына Давида VI - Вахтанга, дабы объединить под властью хана оба царства - Вост. и Зап. Грузию. Аргун одобрил план, что решило участь Д. С. По свидетельству летописца, Д. С. перед смертью причастился и вознес молитву Господу. 12 марта 1289 г. ему отрубили голову (Там же. С. 289). Католикос-патриарх Авраам I и свящ. Моисей тайно выкупили тело царя, а купцы, торговавшие рыбой, помогли доставить его в Грузию. Д. С. был похоронен в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете (могильная плита утеряна, точное место захоронения неизвестно). Груз. Церковь еще в средние века причислила Д. С. к лику святых как царя-мученика, пострадавшего за свой народ.

http://pravenc.ru/text/178179.html

Предписывалось не препятствовать переходу в латинство восточных христиан. 1408 Как писал Иван Лукьянов, десять лет спустя посетивший Вифлеемскую церковь , «турок у грек (церковь. – К.П.) отнял да французам отдал, а грекам дал придел с боку той церкви; а что было в той церкви строение греческое, то все французы вон выкидали; деисусы, иконостасы резные позлащенные... и то строенье лежит теперево не в призоре; а то строенье грекам многие тысячи денег стало, а теперево пропадает так ни за что». 1409 Досифей предпринимал отчаянные усилия, чтобы побудить османские власти вернуть своим верноподданным-грекам их святыни. Великий везир Хусейн-паша Кепрюлю неофициально давал понять патриарху, что при первой возможности так и поступит, но поражения Турции в войне со «Священной лигой» делали эту перспективу иллюзорной. По условиям Карловацкого мира 1699 года Св. места Палестины оставались в собственности латинян. Любопытно, что францисканцы в своем прошении австрийскому императору настаивали на том, чтобы одним из условий заключения мира с Портой было бы низложение патриарха Досифея и тех его преемников, которые «будут также упорствавать в своей злобе». 1410 Видимо, этот пункт был отклонен стараниями великого драгомана Маврокордато. Осознавая возросшую силу иностранного дипломатического вмешательства, 1411 Досифей пытался противопоставить давлению западных послов влияние России. Начиная с ноября 1690 г. патриарх раз за разом обращался к российским властям с просьбой поставить возвращение грекам Св. мест одним из условий примирения с Турцией. Особенно активно Досифей убеждал Петра I вмешаться в вопрос о Св. местах во время мирных переговоров в Стамбуле дьяка Емельяна Украинцева (1699–1700 гг.). «Понеже сии (то есть турки) горды и хотят, чтобы было ходатайство с большим прошением, потом отдати их с тонкими словами, видится быти мало благодеяние. Сего ради ждут величайшего радения и теплейшее прошение, да явятся, яко творят хотение вашего... тишайшества в велико нечто и изрядное», 1412 – писал Досифей царю и направлял в Москву образцы необходимых грамот к султану, великому везиру и муфтию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010