В ответе на письмо с просьбой сообщить дату и обстоятельства его смерти и выдать урну с прахом, отправленное коменданту Варшавской правосл. Митрополией 15 дек., сообщалось, что Г. был умерщвлен 6 дек. 1942 г. в 16.45 в Освенциме, на ул. Кошарова. Мощи мученика так и не были найдены. 19 сент. 1995 г. Архиерейский Собор ГПЦ причислил Г. к лику святых. Канонизацию признала ПАПЦ, вписав имя Г. в диптихи. Имя Г. выгравировано на памятной доске в честь погибших во время войны профессоров, помещенной у входа в Варшавский ун-т, а также на доске с именами павших прихожан правосл. церкви на стене храма прп. Иоанна Лествичника на варшавской Воли. В 1996 г. режиссеры груз. Т. Г. Дуларидзе и польск. Е. Любах с группой молодых кинематографистов создали документальный фильм о Г. «В поисках белого ангела». В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство им. Г., к-рое возглавил свящ. Генрик Папроцкий, много лет занимающийся наследием и житием святого и составивший ему службу. Г. были посвящены организованные в дек. 2002 г. Отд-ние исследований Вост. Европы и ежегодные Международные кавказоведческие чтения Варшавского ун-та, действующее на территории Грузии Об-во врачей польск. происхождения. При Варшавском ун-те создан комитет по изданию научных трудов Г., написанных на польск. языке. В наст. время в Грузии опубликованы почти все работы Г. (см.: Саундже (Сокровище). Тбилиси, 1983. 4. С. 303-310; 1985. 5. С. 309-314; Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.). Тбилиси, 1985. 1. С. 149-152; Религия. Тбилиси, 1992. 6. С. 90-96; Артануджи. Тбилиси, 2003. 11. С. 27-32, 57-78, 87-96; Лмобиеребис гзазе (По дороге милосердия). Тбилиси, 2004. С. 13-50; все - на груз. языке). Учениками Г. были прот. Николай Ленчевский, протопр. Виталий Боровой, митр. Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), историк А. Гейштор и др. Икона Г. хранится в церкви Тбилисского ГУ. Лит.: Ленчевски М. Архимандрит Григол Перадзе//Джвари Вазиса. Тбилиси, 1983. 2 (на груз. яз.); Мелия И. К 40-летию трагической смерти отца Григола Перадзе//Гушаги.

http://pravenc.ru/text/166569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Дорошкевич Владимир Алексеевич; 15.03.1914, дер. Тисы Гродненской губ.- 11.02.1998, Варшава), Митрополит Варшавский и всей Польши (с 1 марта 1970) Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) с титулом «Блаженнейший». Род. в белорус. правосл. крестьянской семье. В 1937 г. окончил Виленскую ДС. Тогда же подал документы на поступление в Варшавский ун-т на отд-ние правосл. теологии, но не был зачислен, по мнению самого владыки, из-за того, что написал в графе национальность «белорус». В условиях гонений на национальные меньшинства в межвоенной Польше и особенно в связи с проводившейся в то время политикой полонизации жизни правосл. Церкви подобное самоопределение воспринималось со стороны властей негативно. В Польше тогда официально не признавалось существование белорус. национальности. Заступничество церковных иерархов помогло перед самым началом второй мировой войны добиться возможности университетского обучения. Однако закончить высшее духовное образование удалось лишь в 1960 г. в МДА. В 1961 г. за дис. «Римско-католическая мариология: Крит. обзор лит-ры 1-й пол. XX в.» В. Дорошкевичу была присвоена степень магистра богословия. Василий (Дорошкевич), Митрополит Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), Митрополит Варшавский и всей Польши С 1937 г. служил псаломщиком и регентом в приходах Зап. Белоруссии. 6 сент. 1937 г. рукоположен во диакона, 17 апр. 1938 г.- во иерея. Пастырская деятельность свящ. Владимира проходила в тяжелейших условиях военного и послевоенного времени, когда он подвергался преследованиям как со стороны атеистической советской власти (1939-1941), так и нем. (1941-1944), чудом остался жив после доноса на него в гестапо и широкой волны террора по отношению к правосл. меньшинству Польши во 2-й пол. 40-х гг., осуществлявшегося подпольными группировками. В 50-х гг. о. Владимир благодаря выдающимся пастырским и организационным способностям стал весьма заметной фигурой в ПАПЦ.

http://pravenc.ru/text/150707.html

§ 2. Капитал, составляющий этот фонд, хранится неприкосновенно в Варшавской Конторе Государственного Банка, а проценты с оного ежегодно расходуются полностию исключительно на призрение и воспитание девочек стипендиаток – православных сирот, преимущественно от смешанных браков, в приюте-школе, которому присвояется наименование »приюта архиепископа Иеронима " . § 3. Получение из Конторы Банка процентов, прием стипендиаток, размер стипендий, попечение о стипендиатках и проч. вверяется Совету Варшав. Прав. Св.-Троицкого Братства под руководящим указанием попечителя Братства епархиального преосвященного. § 4. Призреваемые сироты должны содержаться, согласно Высочайшему предуказанию о приютах, в простой обстановке, учиться грамоте, приучаться к труду вообще и обучаться ремеслам и занятиям, которые бы могли доставить им безбедное существование в будущем. § 5. В случае закрытия Варшавск. Прав. Св.-Троицкого Братства стипендиальный фонд в сорок тысяч руб. поступает с тем же назначением в ведение того начальства или учреждения, в которое будут переданы дела, капиталы Братства и призреваемые им сироты. Протекут годы; найдутся историки Русской церкви, летописцы этого края и Холмско-Варшавск. епархии, которые не обойдут молчанием и нашего Варш. Православного Свято-Троицкого Братства и станут доискиваться в архивах: кто основал Братство, кто содействовал его преуспеянию, кто создал его и проч., я облегчу им разрешение этой задачи: Братство учредил или основал архиепископ Леонтий, при архиепископе Флавиане оно окрепло, а создал Братство и сделал из него солидное русское благотворительное учреждение, призревающее до ста православных сирот, архиепископ Иероним. Такое разрешение исторического вопроса не встретит, надеюсь, никакого возражения. Одновременно с пожертвованием Братству неприкосновенного фонда, у Владыки, чувствовавшего себя не совсем здоровым, возникла мысль предпринять ряд других благих начинаний. Я упомяну только о тех из них, о существовании которых известно всему русскому населению края. Прежде всего он предположил соорудить на свои средства в городе Гостынине (Варшавской губ.) православный храм, на месте древнего Гостынского замка, в котором томился в заточении, скончался и быль временно похоронен царь Василий Иоаннович Шуйский и его соузники. По просьбе почившего я составил об этом историческую докладную записку. Извлечение из этой записки потом напечатано отдельной брошюрой под заглавием: «Гостынский замок – место заточения, кончины и первой усыпальницы царя Василия Иоанновича Шуйского». Подлинную записку Владыка препроводил бывшему Обер-Прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву , от которого получил письмо, что начинание это следует отложить до наступления лучших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ 153 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о российско-польской конференции «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России». Справка: С 29 по 30 ноября 2013 года в Варшаве состоялась российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России» под эгидой Президента Республики Польша Бронислава Коморовского. Конференция проходила в контексте процесса, начало которому было положено Совместным посланием народам России и Польши, подписанным 17 августа 2012 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Председателем Польской епископской конференции митрополитом Перемышльским архиепископом Юзефом Михаликом. Делегацию Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла возглавил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В мероприятии приняли участие Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Председатель Епископской конференции Польши архиепископ Юзеф Михалик, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, государственные и общественные деятели России и Польши, представители академического сообщества двух стран. Участники мероприятия обсудили исторические аспекты российско-польских отношений, вопросы, связанные с ролью Церквей России и Польши в общественных процессах, а также их вклад в углубление взаимопонимания между народами двух стран. Конференция прошла в атмосфере сердечности и доброжелательности, которая свидетельствует о том, что Совместное послание народам России и Польши заложило надежную основу для формирования нового климата взаимоотношений между двумя странами и для углубления взаимопонимания между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в Польше. Во время пребывания в Варшаве состоялись встречи председателя Отдела внешних церковных связей с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой и архиепископом Юзефом Михаликом. 1 декабря митрополит Иларион сослужил Блаженнейшему Митрополиту Савве за Божественной литургией в Кафедральном соборе святой равноапостольной Марии Магдалины. В этот же день митрополит Иларион посетил Краков, где встретился с архиепископом Краковским кардиналом Станиславом Дзивишем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3478894...

Российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России» проводилась в развитие Совместного послания народам России и Польши, подписанного 17 августа 2012 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции архиепископом-митрополитом Перемышльским Юзефом Михаликом. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе церковной делегации, возглавляемой председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, в работе конференции приняли участие: председатель Синодального отдела Московского Патриархата по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) , и.о. заместителя председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Багдасаров, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии священник Антоний Борисов, сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев, и.о. заведующего Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» , заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии С.В. Чапнин , сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям М.Б. Нелюбова, руководитель образовательных и просветительских программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Москвы А.В. Боженов, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья С.А. Очканов, референт председателя ОВЦС А.А. Ершов. В числе участников конференции были председатель Польской епископской конференции архиепископ-митрополит Перемышльский Юзеф Михалик, генеральный секретарь Епископской конференции Польши епископ Войцех Поляк, бывший митрополит Гнезно и Примас Польши на покое архиепископ Хенрик Мушиньский, католический архиепископ Люблинский Станислав Будзик, архиепископ Вроцлавско-Щецинский Иеремия ( Польская Православная Церковь ), генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, ректор Университета имени кардинала Стефана Вышинского священник профессор Станислав Дзеньковский, директор и главный редактор Католического информационного агентства Марцин Пшецишевский, маршал Сената Республики Польша Б. Борусевич, бывший министр иностранных дел Польши профессор А.Д. Ротфельд, бывший посол Польши в России, бывший руководитель Бюро национальной безопасности Польши Е. Бар, декан факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России профессор Я.Л. Скворцов, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ профессор М.В. Дмитриев и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/3407785.ht...

В храмах Русской Церкви было зачитано Совместное послание народам России и Польши 10 сентября, 2012. Редакция " Правмира " За Божественно литургией в храме Христа Спасителя митрополит Волоколамский Иларион огласил Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика За Божественно литургией в храме Христа Спасителя митрополит Волоколамский Иларион огласил Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Епископской конференции Польши архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского, подписанного во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу в августе 2012 г. Это послание было зачитано и во многих  других храмах Русской Православной Церкви. Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митрополита Перемышльского Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор. 5: 19) Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой, мы, от лица Русской Православной Церкви и Католической Церкви в Польше, обращаемся со словом примирения к верующим наших Церквей, к нашим народам и ко всем людям доброй воли. Исповедуя ту истину, что Христос — наш мир и примирение (ср. Еф. 2:14, Рим. 5:11), и осознавая свое призвание, вверенное нам духом Христова Евангелия, мы желаем внести свой вклад в дело сближения наших Церквей и примирения наших народов. 1. Диалог и примирение Наши братские народы объединяет не только многовековое соседство, но и богатое христианское наследие Востока и Запада. Осознавая эту долгую общую историю и вырастающую из Христова Евангелия традицию, оказавшую решающее влияние на идентичность, духовный облик и культуру наших народов, а также всей Европы, мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению.

http://pravmir.ru/v-xramax-russkoj-cerkv...

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение – Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием , и к концу XVII в. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII в. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX – начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию. 12.1.4. Польская Православная Церковь в XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Призыв к верующим России и Польши " просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло " не означает забвения, сказано в документе. " Память представляет собой важную часть нашей идентичности. Мы также имеем долг памяти перед жертвами прошлого, которые были замучены и отдали свою жизнь за верность Богу и земному отечеству. Простить – значит отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего " . Совместное послание было подготовлено специальной комиссией под руководством митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, и католического архиепископа Гнезненского Генрика Мушинского. Документ получил единодушное одобрение со стороны польского католического епископата и вызвал широкий международный резонанс. Высокую оценку Совместному посланию дал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, иерархи Римско-Католической Церкви. 9 сентября 2012 года Совместное послание было зачитано во всех католических храмах Польши. В этот же день Совместное послание было оглашено за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом Кириллом в Патриаршем кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве, было распространено церковными средствами массовой информации и получило широкое освещение в российских и зарубежных СМИ. 26 сентября 2012 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей Русской Православной Церкви состоялся круглый стол, посвященный укреплению отношений народов России и Польши. Был отмечен большой вклад в этот процесс Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Польше. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать особое историческое значение Совместного послания народам России и Польши, которым закладывается основа для диалога и соработничества между народами России и Польши. 2. Свидетельствуя о примирении как необходимом духовном акте, без которого невозможно преодолеть горечь взаимной неприязни и враждебности, призвать народы России и Польши, не забывая уроки истории, открыть новую страницу во взаимоотношениях двух стран.

http://religare.ru/2_97146.html

4617. МИТРОПОЛИТ КИПРИАН. – 1991, 9, 53. 4618. АЛЕКСИЙ II, патр. Поздравительная телеграмма (с 20-летием Патриаршей интронизации) Патриарху Болгарскому Максиму. – 1991, 12, 5. 4619. К СОБЫТИЯМ в Болгарской Православной Церкви. – 1992, 9, IX. 4620. ОБМЕН телеграммами между Святейшими Патриархами Максимом и Алексием II (по поводу раскола в Болгарской Православной Церкви ). – 1992, 9, IX. 4621. БОРИС (ДОБРЕВ), архим. Визит делегации Болгарской Православной Церкви. – 1996, 7, 28. 4622. УВРАЧЕВАНИЕ церковного раскола в Болгарии. – 1998.11, 38. 4623. ВИЗИТ Святейшего Патриарха Болгарского Максима. – 1998, 11, 56. 4624. ПРИВЕТСТВЕННОЕ слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 50-летия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. – 1998, 11, 57. 4625. ХРОНИКА: 1986, 12, 60. 1989, 2, 55. 1990, 9, 67. 1995, 9–10, 65. Г. Польская Православная Церковь 4626. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1984, 4, 4. 4627. ВИЗИТ Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Василия в Советский Союз. – 1984, 4, 5. 4628. ПИМЕН, патр. Поздравление (с 70-летием) Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию . – 1984, 6, 2. 4629. ГЕНСИЦКИЙ Б., потодиак. Пребывание Митрополита Варшавского и всей Польши Василия в Смоленске. – 1984, 9, 58. 4630. И.Б. Визит православных паломников из Польши. – 1985, 1, 50. 4631. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1985, 4, 3. 4632. В ГОСТЯХ у польской православной молодежи. – 1985, 12, 50. 4633. ВАВРЫШЕВИЧ Н. Выпускник МДА протоиерей Ростислав Козловский – доктор богословия. – 1986, 1, 50. 4634. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1986, 2, 4. 4635. ПОВНЫЙ Ф. Поездка митрополита Минского и Белорусского Филарета в Польшу. – 1986, 2, 59. 4636. НОВИНСКИЙ В., прот. Призыв к миру. – 1986, 4, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В условиях репрессий и депортаций лемков в 1946-1947 гг. униат. храмы занимали римско-католич. священники, к-рые устраняли иконостасы из церквей и преобразовывали их в «филиальные» костелы своих приходов. Такие действия фактически утвердил секретарь Конгрегации Восточных Церквей кардинал Э. Тиссеран, который направил 12 янв. 1948 г. указ примасу Польши кард. Глонду. В документе говорилось, что после выселения духовенства и верных вост. обряда их храмы и церковные имения должны перейти в ведение епископов соответствующих лат. диоцезов (в данном случае Краковского архидиоцеза, Тарновского и Пшемысльского диоцезов). 29 нояб. 1956 г. руководители греко-католич. общин Польши Василий Гриник и Мирослав Рипецкий направили примасу Польши мемориал, в к-ром поставили вопрос о реституции греко-католич. церковной собственности, большая часть к-рой отошла римо-католикам, а также о восстановлении Перемышльской епархии и Л. а. а. 14 марта 1957 г. примас Польши заявил об отказе выполнить эти пожелания из-за «отсутствия согласия со стороны правительства», было запрещено возобновлять греко-католич. общины на юго-востоке Польши (на Лемковщине). В этих условиях значительная часть лемков, к-рым удалось вернуться на родину, начала переходить в Православие. На Лемковщине плодотворно работал православный свящ. Иоанн Левяр из с. Бартне Горлицкого повета, который в 1957-1958 гг. открыл 14 лемковских приходов, в 1959 г. возглавил созданный для Лемковщины Жешувский деканат Варшавской епархии. К нач. 90-х гг. XX в. на Лемковщине действовало 29 правосл. храмов. Римо-католики пытались вернуть себе бывшие униатские храмы в селах Ждыня, Бартне, Роздзеле, Кункова, Лещины, Поляны, Зындранова, Пельгжимка, перешедшие православным. В 1968 г. в Пшемысле был возобновлен униат. Перемышльский капитул во главе со свящ. Гриником, получившим 8 сент. 1967 г. назначение на должность генерального викария римско-католич. примаса Польши для греко-католиков. Т. о. появилась возможность для легальной деятельности униатов на Лемковщине. Усилиями Гриника в нач. 70-х гг. были образованы первые со времен депортации лемков униат. приходы в с. Усьце-Горлицке и Роздзеле. На рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. возобновлены 4 униат. прихода на Лемковщине, в 90-х гг. было создано еще 10 униат. общин, составивших Санокский и Краковско-Крыницкий деканаты. Униат. структуры претендовали на ряд правосл. храмов, им удалось получить храм в с. Жепедзь и добиться проведения поочередных с православными богослужений в храме с. Белянка. В наст. время униатство в регионе уступает Православию: действуют 24 православных храма и 16 униатских. Не менее 10 бывш. лемковских церквей используются как костелы в тех селах, где лемки уже не живут. Из-за малочисленности униатов на территории Лемковщины вопрос о восстановлении Л. а. а. не ставится.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010