Один из этих чинов, некогда бытовавший у сирийцев-мелькитов и надписанный именем свт. Василия Великого 8 , особенно близок к тексту Sinait. NE МГ 93. Чин оглашения здесь завершается молитвой, текстуально близкой нашему 1 9 , после чего следуют возглас «Мир всем» и возложение рук священника на крещаемого 10 . Потом освящается елей – с той же молитвой, что и наш 5, – и крещаемый помазывается им с формулой, буквально совпадающей с 8 11 . Наконец, после каждения с особой молитвой (не совпадает с текстом Sinait. NE МГ 93) и диаконской ектении читается та же молитва , что и 4 12 , и совершается серия молений над водой, совпадающая с 11 и, вероятно, 12 13 , а затем освящается елей для помазания им воды в купели – с той же молитвой, что наш 7 (за исключением последних строк, посвященных каждению) 14 . Таким образом, Sinait. NE МГ 93 содержит греческие оригиналы тех молитв, что входят в состав сирийского крещального последования «по чину святителя Василия Великого ». Лишь для некоторых молитв мелькитский чин не имеет соответствий греческому – и наоборот. В частности, первый не содержит молитву 10. Но она встречается в целом ряде других сирийских чинов Крещения 15 ; вполне возможно, что ее отсутствие в рукописи, по которой издал свой текст Ассемани, является простой случайностью. Яркое отличие нашего чина от сирийских состоит в расположении молитв 4 и 7: так, в мелькитском чине «святителя Василия» первая следует после помазания крещаемого, а вторая – после молений над водой, в нашей рукописи первая предваряет освящение елея, которое составлено сразу из двух молитв, 5 и 7. Впрочем, в Sinait. NE МГ 93 молитва 7 явно находится не на своем исконном месте: на это указывают и ее обозначение как «иной» (λλη), и отрыв формулы на помазание крещаемого 8) от соответствующей молитвы 5; в 7 о елее говорится в связи с помазанием воды), и отсутствие логики как в удвоении молитвы над елеем, так и в помазании воды для ее освящения еще до произнесения молитвы об этом. Вероятнее всего, на более раннем этапе молитва 7 размещалась после 11 и 12, а редактор Sinait. NE МГ 93 или его протографа, уже позабывший о древней сирийской традиции раздельного помазания крещаемого и купели, поставил ее после 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сам В.В. дважды издавал «Большой Аскетикон». 2-е издание было адресовано ученикам, проживавшим в Понте. В нем перед вопросоответами были помещены прологи «О суде Божием» и «О вере», а также «Нравственные правила». Эта редакция получила наименование «Предначертание подвижничества» (ποτπωσις σκσεως). «Предначертание» легло в основу составленной в VI в. неизвестным компилятором редакции, получившей наибольшее распространение и названной в связи с этим «Вульгатой» (общедоступной). Помимо «Предначертания» в нее вошли 3 пролога: два (Prologus 5=Sermo asceticus; Prologus 4) перед «Пространными правилами» и один (Prologus 3) перед «Краткими правилами». В конце сборника помещены 2 аскетических послания (Ер.173, 22) и «Епитимии», составленные скорее всего так же как и «Слово подвижническое», одним из учеников В.В. Разделение на 55 пространных и 313 кратких правил, впервые появившееся в «Вульгате», отмечалось греческими и сирийскими схолиастами начиная с VI в. Все вышеуказанные сочинения описаны свт.Фотием (Phot. 191). В средние века к «Большому Аскетикону» были присоединены не принадлежащее В.В. соч. " Подвижнические наставления» и трактат «О Крещении», подлинность которого была доказана Грибомоном (Quasten. Р.213). Печатные издания «Большого Аскетикона» содержат только 313 кратких правил, однако Ф.М.Гёте нашел в рукописях еще 5 дополнительных правил, подлинность которых была доказана Грибомоном (Gribomont. 1984. Т.1. Р. 243–246). Помимо основных редакций ученые указывали на второстепенные, возникшие позднее и являющиеся их модификациями, а именно: «Восточная» (Orientalis), включающая 20 пространных и 314 кратких правил; «Нилус» (Nilus), созданная в Калабрии (Юж. Италия) в вв., состоящая из 20 пространных и 317 кратких правил; «Мисогина» (Misogyna) из 20 пространных и 306 кратких правил, созданная на Афоне и наименее распространенная по сравнению с др. Ее название в дословном переводе с греч. означает «женоненавистная» в знак того, что все обращения и упоминания в жен. роде в ней исключены или изменены на муж. род; Грибомон выделил также отдельную редакцию «Barberianus gr.476», которая содержит 8 пространных и 312 кратких правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Довольно быстро в Л. появились ереси, особенно монтанизм. Между 230 и 235 гг. в Иконии состоялся крупный малоазийский Собор, признавший недействительным крещение еретиков, т. е. монтанистов, и постановивший их перекрещивать. Монтанисты существовали в Л. еще во 2-й пол. IV в., что следует из письма свт. Василия Великого свт. Амфилохию Иконийскому ( Basil. Magn. Ep. 188). Известно также о новацианах (кафары) в Л. Пограничье между Л. и Писидией, близ Лаодикии, было центром движений энкратитов, саккофориев, апотактитов и идропарастатов. В отличие от соседней Галатии в Л. не получили особого распространения общины ариан и мессалиан , во многом благодаря трудам свт. Амфилохия Иконийского, который на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. вместе с еп. Оптимием Писидийским был поставлен наблюдать за сохранением чистоты православной веры во всем диоцезе Асия. Позднее появившееся монофизитство имело в Л. слабые позиции, в этом регионе монофизиты не имели ни одной кафедры. Имп. Феодора в 30-40-х гг. VI в. давала приют в К-поле монахам-монофизитам из Л. Церковная жизнь в Л. претерпела значительное влияние со стороны христианской культуры Каппадокии, особенно в IV-V вв. Епископ Иды Феодосий был дружен со свт. Григорием Богословом ; еп. Каллистрат Исавропольский состоял в переписке со свт. Иоанном Златоустом . О ранневизант. монашестве в Л. ничего не известно. Церковное устройство Л. отражало провинциальное деление позднеантичной эпохи по состоянию на кон. IV-V в. Еп. Петр Иконийский был единственным представителем Л. на Анкирском Соборе 314 г. На I Вселенском Соборе в 325 г. ликаонские кафедры были распределены между Писидией (Иконий, Амвлада, Васада и, возможно, Мисфия) и Исаврией (Варата, Леонтополь, Уманада, Ларанда и Илистра). В сер. IV в. большой проблемой для центральных областей М. Азии были грабительские набеги исавров. Епископские кафедры на их территории свт. Василий Великий старался подчинить Писидии, т. е. передать под управление своего друга свт. Амфилохия Иконийского. В V в. такая политика привела к упразднению полисного статуса и кафедры Леонтополя и к его подчинению ликаонскому Исаврополю (автокефальная архиепископия Леонтополя вновь упом. в источниках только в 681). На II Вселенском Соборе 381 г. присутствовали епископы Л. уже как отдельной провинции. Помимо митрополии Икония (ее представлял свт. Амфилохий) это были епископы Уманады, Саватры, Листры, Корны, Мисфии, Перты, Иды, Кан, Дервии, Посалы, Исаврополя и Амвлады. Митрополиту Л. подчинялись также епископы Вараты, Васады, Илистры, Корны, Ларанды. В V в. добавилась относившаяся прежде к Галатии Евдокиада (Гданмаа). В VI-VII вв. в числе епархий Л. появляются Псивила (Виринополь; затем входила в пров. Галатия), Пирги и Тивассада (Фиваса), но исчезают старые кафедры Дервии, Иды (обе, вероятно, из-за разорения арабами), Исаврополя и Корны. В VII в. автокефальной архиепископией становится Леонтополь, а в IX в.- Мисфия.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

После того, как это решение было одобрено императором Валентинианом I, Амвросию ничего не оставалось как согласиться. Вскоре он был крещен православным епископом Лимением Верцелльским и, пройдя все церковные должности в течение семи дней, на восьмой день был рукоположен во епископа Началось его долгое епископское служение, растянувшееся на 23 года. Несколько раз в своих сочинениях святитель Амвросий пишет о том, что внезапность его призвания на епископское служение заставила его стать учеником в тот, момент, когда он должен был быть учителем для своей Он с головой погрузился в чтение сочинений греческих писателей и богословов — Филона, Оригена, свт. Афанасия Александрийского, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, Дидима Слепца и других авторов. Со святителем Василием святитель Амвросий состоял в переписке: сохранилось письмо свт. Василия (Ep. 197), в котором он одобряет вступление Амвросия на поприще церковного служения и дает ему дружеские наставления. Хотя у нас нет свидетельств о других письмах, как предполагают ученые, установившиеся между двумя святителями дружеские связи продолжились, о чем красноречиво говорит присутствие многочисленных цитат из трудов свт. Василия Великого в сочинениях святителя Амвросия. Кроме того, у Миланского святителя установились тесные отношения с миланским пресвитером Симплицианом, который стал посредником в знакомстве с Амвросием Августина, приехавшего в Милан в 384 году преподавать риторику. В «Исповеди» Августин посвящает вдохновенные страницы Амвросию, помогающие восстановить духовный облик Медиоланского святителя. О своем впечатлении от проповедей Амвросия Августин рассказывает так: «Я радовался также, что мне предлагалось читать книги Ветхого Завета другими глазами… Я с удовольствием слушал, как Амвросий часто повторял в своих проповедях к народу, усердно рекомендуя, как правило: " Буква убивает, а дух животворит " Главным впечатлением блаженного Августина было обращение святителя Амвросия к духовному смыслу Священного Писания, изучая который он «снимал таинственный покров» с многих сложных мест Ветхого Первые годы своего епископского служения святитель Амвросий написал целый ряд экзегетических сочинений — «О Рае», «О Каине и Авеле», «О Ное и ковчеге», «О девах», «О вдовстве», «О Товите» и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/5848986.ht...

В кон. IV в. свт. Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над мужем»» ( Epiph. Adv. haer. 79. 3). Дополнительные сведения о служении Д. сохранились в погребальной надписи VI в. некой Д. Марии из Каппадокии, где сказано: «Здесь покоится почтенной и блаженной памяти диаконисса (... δικονος) Мария, которая, согласно апостольскому слову, растила детей, принимала странников, омывала ноги святых, разделяла свой хлеб с нуждающимися. Помяни ее, Господи, когда придешь, во Царствии Твоем»; из надписи очевидна социальная направленность деятельности Д. (см.: Eisen. 2000. P. 164-167). В IV-VII вв. служение Д. было распространено на Востоке (нек-рые исследователи полагали, что Д. не было в Александрийской Церкви (см.: Martimort. 1982. P. 73-97), но, как показал У. Дзанетти ( Zanetti. 1991), аргументация, на к-рой основывается это утверждение, неверна). Среди прославленных святых христ. Востока есть неск. Д.- напр., сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского блж. Феозва (греч. Θεοσεβα - Феосевия; пам. 10 янв.); мать свт. Григория Богослова св. Нонна (пам. 5 авг.), посвященная в Д. одновременно с поставлением ее мужа, свт. Григория (старшего), в епископы Назианза; сподвижница свт. Иоанна Златоуста св. Олимпиада (пам. 25 июля), поставленная в Д. свт. Нектарием К-польским; подвизавшаяся в Милассе в Карии уроженка Рима прп. Ксения (пам. 24 янв.); прп. Ирина, игум. мон-ря Хрисовалантон (пам. 28 июля), и др. (см. список известных по имени Д. древней Церкви (ок. 100 имен) в кн.: Madigan, Osiek. 2005. P. 217-218).

http://pravenc.ru/text/171915.html

Следующий ярус иконостаса – праздничный. Он представляет собой ряд изображений тех событий Нового Завета, которые особо торжественно празднуются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, этапы «нарастания» Откровения. Это начало «имеющего у нас место служения», т. е. исполнение того, что предображено и предвозвещено в верхних рядах Праздники эти выражают собой совокупность учения Церкви; это «перлы божественных догматов», как называет их св. патриарх Герман. Обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных, так называемых двунадесятых, праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места (как, например, в воспроизведенном здесь иконостасе) к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия. На нашем иконостасе расположение икон праздничного ряда не соответствует церковному кругу. Оно следующее (слева направо): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Жены Мироносицы у Гроба, Распятие, Сошествие во ад, Воскрешение Лазаря, Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Воздвижение Креста, Успение, Троица. Содержание и значение икон этих праздников разобрано отдельно (см. с. 219–322). Следующий ряд иконостаса называется чином. Это развернутый Деисис, трехчастная икона древней алтарной преграды. Слово «деисис» (δησις) означает «моление», в данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю. Божия Матерь всегда справа от Него согласно словам 44-го псалма: Предста Царица одесную Тебе ( Пс.44:10 ). Слово «чин» означает строй, порядок. Чин образовался присоединением к молитвенному предстоянию Божией Матери и Предтечи представителей различных ликов небесной и земной святости: ангелов, апостолов, святителей и др. 141 . Порядок их расположения на воспроизведенном иконостасе следующий: со стороны Божией Матери – Архангел Михаил, Апостол Петр, свт. Василий Великий , свт. Иоанн Златоуст , прп. Зосима, вмч. Георгий; со стороны Предтечи – Архангел Гавриил, Апостол Павел, свт. Григорий Богослов , свт. Николай, прп. Савватий, вмч. Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается» . В.В. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. Фирмилиана Кесарийского, определяет их как «полемические натяжки»: «Фирмилиан Кесарийский точно так же доказывал, что даже у монтанистов догматическое учение о Св. Троице различно от кафолического. Если поставить дальнейший вопрос: кто есть тот Христос, в которого монтанисты веруют? – они должны сказать: тот Христос, который послал Духа Утешителя, проявляющегося в Монтане и его пророчествах. Так как этих пророчеств кафолическая Церковь не признает, то должна признать, что монтанисты веруют не в того Христа, в которого верует кафолическая Церковь. При помощи таких полемических натяжек, конечно, можно было бы оспаривать православие догматического учения о Троице даже у новатиан. Например, Дионисий Александрийский позволял себе такую дедукцию, что Новатиан вводит хульное учение о Боге и клевещет на всеблагого Господа нашего Иисуса Христа, представляя Его немилостивым» . Тем не менее такие рассуждения обычны для святых отцов. Подобны рассмотренным и воззрения свт. Афанасия на ариан и еретиков вообще. Александрийский святитель полагал, что недопустимо называть ариан христианами, так как они «преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и произведения… Приемля, по-видимому, крещение в имя не-сущаго, ничего не приимут они» . Так же рассуждает свт. Афанасий и о других еретиках, искажающих веру в Св. Троицу: «Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы, и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение остаются тщи и непосвящены; потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного, и скорее всё, только не христианин... Если же мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь; то уже не одна у вас вера и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в Ангела, который есть тварь» . Тем не менее, согласно 95-му правилу Трулльского Собора македониане, отвергающие Божество Св. Духа, и ариане присоединяются к Церкви без крещения.

http://bogoslov.ru/text/5630252.html

Один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость «Поскольку прообразовательное помазание долженствовало указывать на то, что сами архиереи и цари служили также прообразованием, то плоть Господня была помазана истинным помазанием, сошествием на нее Святаго Духа, Который именуется “елеем радости”. Господь же помазан “паче причастник Своих”, то есть более всех людей, имеющих участие со Христом. Ибо им дается некоторое частное общение Духа: на Сына же Божия сошедший Дух Святый, как говорит Иоанн, “пребысть на Нем” (Ин. 1: 32). Прекрасно Дух именуется “елеем радости”. Ибо один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость» (свт. Василий Великий. «Беседы на псалмы»). «Он есть и Бог, и Человек совершенный; Тот же Бог есть и помазующий, и помазуемый. Потому что говорится: “Помазал Тебя, Боже, Бог Твой”: потому что как Человек, Слово помазывается от Бога Отца, и помазывается соприсносущным и единосущным Духом: потому что это и есть “елей радости”; посему, опять же, Он есть и Бог, и Божественное Помазание, и Помазуемый: потому что, если Он и помазуется как Человек, но как Бог Он имеет в Себе источник помазания» (свт. Григорий Палама. Омилия 60, на Рождество). Утроение вод на жертвеннике «Утроити древле воду повелвъ на полнахъ, образно прояви Троичную постась Единственнаго (3-й глас). Для посрамления жрецов Вааловых Господь по молитве пророка Илии послал на его жертву огонь с неба; окружавшие жертву дрова пророк приказал полить водой трижды: «…сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесосжигаемую жертву и на дрова. [И сделали так.] Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз» (3 Цар. 18: 34). После этого на жертву по молитве Илии сошел огонь: «…и ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Цар. 18: 38). Это троекратное обливание жертвы, за которым следует освящение огнем, святые отцы сопоставляют с троекратным погружением при таинстве крещения, которое совершается во имя Лиц Троицы: «В иных случаях природа огня противоборствует воде; но, поелику в сие время вода таинственно возлита на жертвенник троекратно, то стала началом огню, и возжгла пламень, подобно елею. “Принесите ми, говорит он, четыре водоносы воды, и возливайте на всесожжение и на полена… И рече: удвойте. И удвоиша. …Утройте. И утроиша”. А сим Писание показывает, что приходящий к Богу усвояется Ему крещением и что в душах, приступающих чрез веру в Троицу, воссиявает чистый и небесный свет» (свт. Василий Великий. Беседа 13, побудительная к принятию святого крещения).

http://pravoslavie.ru/146100.html

Симеона Мироточивого. Ближе к алтарю помещены образы мучеников Сергия и Вакха и сцена «Введение во храм Богородицы». В алтаре традиционно в нижней зоне находятся сцена «Служение Агнцу», фигуры свт. Кирилла Александрийского, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в др. зоне - Деисус. Над ними - поясной образ Пресв. Богородицы с 2 преклоняющимися ангелами, а на своде - Христос Пантократор в медальоне, по кругу к-рого написана часть 102-го псалма. Железный иконостас 1913 г. с чеканными иконами. В 1994 г. храм отреставрировали. В 1774 г. мон. Михаил (Васоевич) пристроил к храму притвор, который расписал даскал Симеон (росписи сохр. фрагментарно). Храм Животворящего Креста Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Находится над Введенской ц., он украшен фресками (1667-1668) известных мастеров того периода Йована и Радула. На своде представлен лик Христа Пантократора: в пандан ему написан образ Пресв. Богородицы со Христом на юж. стене в окружении первомч. Стефана, архидиак. Прохора, прор. Исаии и вмч. Феодора Тирона. Над ними - «Сошествие Св. Духа на апостолов». В нижней зоне - сцена «Христос во гробе», а слева - список-помянник архиепископов Сербских, епископов Захумских, 6 монахов и 4 священников. Близ входа на сев. стене в нижней зоне помещены фигуры в рост свт. Николая, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского, над ними - сцены «Распятие» и «Схождение во ад», выше «Крещение Господне», по сторонам - поясные фигуры царей Давида и Соломона. В юж. алтарной части над окнами представлены поясные фигуры св. воинов Георгия, Димитрия и Нестора, между окнами - лик св. Симеона Столпника. На зап. стене алтаря помещены ростовые фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в следующей зоне - фигура прор. Осии со свитком в руке и сцены «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», в верхней зоне - «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение».

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Древнерусская христианская антропология является органической частью эсхатологической историософии. Как для Киевской, так и для Московской Руси нехарактерны представления об отдельном индивиде и его судьбе, основное внимание приковано к судьбе нации, всей Руси, предстоящей перед Богом. Киево-Печерский патерик дает новый образец антропологических рассуждений, смысл которых заключается в том, что, освободившись от родоплеменных связей, человек обретает духовную свободу, будучи включен («вчинен») в монашество, где он обретает новую социальную нишу. Характерно, что первые монастыри на Руси строятся в столице и больших городах, а феномен отшельничества, жизни «в пустыне» остается редким, единичным явлением. Монахи становятся новым социальным чином (сословием), духовно укрепляющим молодое христианство, что соотносится с концепцией монашества как духовного руководителя народа, выработанного в Византии в период иконоборческих гонений и окончательно утвержденного к Х в., ко времени крещения Руси 42 . Древнерусская эсхатологическая историософия сложилась как книжная и интеллектуальная традиция под влиянием переводной христианской литературы и народного религиозного мироощущения. Что касается переводной литературы, то на протяжении многих веков переводились разнообразные тексты в соответствии с потребностями новой паствы. В первый поток переводной литературы (так называемое «первое болгарское влияние») попали сочинения отцов-каппадокийцев (свт.  Иоанн Златоуст , свт.  Григорий Богослов , свт.  Василий Великий ), «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, исторические «Хроники» Иоанна Малалы и Георгия Амартола, полумифическая «Александрия» и другие произведения, которые должны были способствовать приобщению к истории Церкви и усвоению русичами догматических основ христианства. Во второй поток переводной литературы («второе болгарское влияние») входит большое количество аскетической и мистической литературы, книги исихастской монашеской школы ( авва Дорофей , прп.  Симеон Новый Богослов , прп.  Григорий Синаит , Дионисий Ареопагит , прп.  Исаак Сирин , прп.  Иоанн Лествичник , «Диоптра» Филиппа Пустынника и др.) 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010