Из сказанного не следует, что в древних городах не было ремесленников и торговцев. Напротив, только что говорилось о Вавилоне как о крупном торгово – ремесленном центре. Но древнее ремесло еще не достигло той ступени развития, на которой происходит общественное разделение труда между городом и деревней. Такое разделение труда возникло лишь в начале средних веков, в эпоху становления феодализма. Древний город отличался от деревни не экономически, а политически. В древних языках даже нет слов, которые соответствовали бы современным понятиям «город» и «деревня». Ассиро – вавилонское слово alu значило «селение» вообще, будь то Вавилон, или хутор с десятком жителей, или временная стоянка кочевников. Под городом древние понимали центральное поселение коллектива граждан (греч. πολιζ, лат. civitas), обладающего политическим самоуправлением и земельной территорией (вавил. seru, греч. χωρα). Такое поселение по – вавилонски называлось mahazu, по – гречески αστυ, по – латински urbs. Деревней же (вавил. kapru, греч. εωρα, лат. rus) именовали мелкое селение на городской территории, подчиненное городу политически, в котором постоянно или временно жили граждане и подвластные им люди, занимавшиеся обработкой земли. Экономическую основу древнего города составляло землевладение. Понятия «гражданин» и «землевладелец» были неотделимы друг от друга. Город не мыслился без сельскохозяйственной территории, составлявшей собственность гражданского коллектива. Город обладал политическим самоуправлением и являлся в то же время государством. Как правило, он был окружен стенами и имел храм божества, которое было воплощением единства гражданского коллектива и его государственности, палладием города. Языческое божество выросло из родового тотема. Антропоморфизировавшись, вавилонские боги продолжали сохранять черты своего происхождения. Каждое божество имело свое священное животное, свой символ, выросший из первобытного фетиша. Сохранилось также свойственное тотемизму и фетишизму грубо материалистическое восприятие божества – идолопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их товарищества известны в надписях под разными именами. В одной — их коллегия называется ecclesia fratrum, а другой — ее члены зовутся fratres и αδελφο; иногда это товарищество обозначается выражением cultores Verbi, или просто словом corpus. Из Тертуллиана известно, что христиане делали ежемесячный взнос в церковную сокровищницу, часть которого шла на погребение бедных. У них так же, как и у римлян среди которых они жили, практиковался обычай украшать могилу единоверцев цветочными гирляндами. По крайней мере из слов блаж. Иеронима видно, что некоторые мужья на могилах своих жен разбрасывали фиалки, розы, лилии и пурпуровые цветы и этими поминками облегчали свою сердечную скорбь. Судя по огромным пространствам, вырытым в окрестностях Рима, можно себе представить, какая оживленная работа происходила тогда в подземном Риме и сколько тяжелого труда было положено на исполнение этого долга pietatis относительно умерших. У христиан эта работа лежала на обязанности особого класса низших служителей церкви, так называемых fossores, κοπιατα. При каждой усыпальнице, по-видимому, состояло известное число таких лиц, как можно заключать, например, из следующей надписи: Δογγνφ κοπισαντι ισ (=εσ) τατα τα χωρα πγραψεν Χρυσς, σμβνος ατο. Эти χωρα, или участки, отмечались особенными значками, по которым каждый из них узнавал пределы своего района. Есть некоторые основания думать, что все вместе фоссоры составляли правильно организованное учреждение, значение которого усилилось особенно с III века: они причисляются теперь к клирикам низшего разряда — ordinis minoris и заведуют усыпальницами под наблюдением епископа или пресвитеров, им назначенных. На обязанности их лежало не только отведение и приготовление могил на общем участке, но и посредничество между приобретателями и продавцами. В одной надписи записано что-то вроде договора между копателем Гиляром и покупателем Артемизием, заключенного в присутствии двух свидетелей — гробокопателя Севера и некоего Лаврентия, причем обозначена и цена за проданную могилу. Вот восстановленные слова этой надписи: Emptum locum ad Artemisio bisomum. Hoc est et pretium datum fossori Hilaro, id est folles numero 1500, praesentia Severi fossoris et Laurentis. Или например: Herculanus et Claudia se vivis emerunt a Aurentino fossore… Serbulus emit bisomum a Leontio fossore. Первенствующая церковь поминала фоссоров в своих молитвах под именем труждающихся, а в римских катакомбах память о них до сих пор сохраняется в изображениях гробокопателей на стенах склепов и галерей. Здесь они представлены или в момент работы, или стоящими спокойно с орудиями своего ремесла, между которыми выдаются: топор, кирка, лом и глиняная лампочка для освещения темных коридоров. Замечательно в этом отношении изображение фоссора Диогена в усыпальнице св. Марцеллина и Петра со следующею надписью над ним: Diogenes fossor in pace depositus octabo calendas octobris.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Кончив свои занятия в Ибне, мы поехали домой по дороге, ведущей в Рамле, и вброд переправились чрез обрамленную кустарниками речку Рувим, побывали в магометанском чтилище Неби-Рувим. Это каменная часовня среди четырехугольного двора, обнесенного каменной оградой, усаженного большими шелковичными деревами и орошаемого водой из струйника. В часовне стоит большой плотоядец (саркофаг). Магометане признают его за гробницу ветхозаветного патриарха Рувима, старшего сына Иакова. Верно ли это предание и как оно возникло и уцелело у магометан, – сего не знаю, и продолжаю описание своего обратного пути в Яффу. Недалеко от Ибне, на холме, расположена деревня Вебе. Мы не заезжали в нее, но у дороги видели колодец, из которого арабы достают воду ногами своими, да, ногами, и вот как. Араб сидит на каменном краю колодца под навесом из хвороста и ногами своими ворочает шестерню, приделанную к водоему; на шестерне висит бадья; когда она поднимется из глуби, араб берет ее руками и выливает из нее воду в желоб, по которому влага течет, куда течь ей указано. Эта невидаль у нас объяснила мне изречение Моисея о напоении земли ногами 263 . Мы ехали по долине Хнем, обработанной феллахами, и заметили в ней много колодцев и остатки каких-то зданий. Явно было, что и здесь, как на всем побережье от Яффы до Газы, издревле велось надлежащее орошение возделываемой земли, без которого она зачерствела бы и растрескалась, велось так, что вода из колодцев накачиваема была ногами в пруды, а из них протекала, куда надо, по желобам. Миновали два часа с четвертью по выезде нашем из Ибне, и мы прибыли в Рамле, где насчитывается шестьдесят домов христиан православных с двумя священниками, и, отдохнув немного в греческом монастыре, благополучно возвратились восвояси. 24, Четверток. От сицилийского монаха Нила Доксопатра, жившего в 1146 году, знал я, что под непосредственным священноначалием Иерусалимского патриарха тогда состояли семь протопопств и в числе их протопопство Абуд. – Εσι δ π τν νοραν το ερουσολμων πατριρχου κα κστρα κα χωρα τατα, ν ος εσι κα πρωτοππαδες· Βηθλεμ, μμαος, Θεκω, γιος βραμ, τ Πτερ μν, τ πβοτ, τ φρμ. Κα τατα τ χωρα το βουνο εροσολμων 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Να αποδεχθε Ο ισττοπος χρησιμοποιε cookie για να σας δεξει τις πιο ενημερωμνες πληροφορες. Συνεχζοντας να χρησιμοποιετε τον ισττοπο, συναινετε στη χρση των Μεταδεδομνων και των cookie σας. Διαχεριση cookie Δδαγμα του αποστλου Παλου για τον προορισμ προς τη σωτηρα (βσει της Επιστολς προς Ρωμαους) Μητροπολτης Βολοκολμσκ Ιλαρων  Δδαγμα του αποστλου Παλου για τον προορισμ προς τη σωτηρα (βσει της Επιστολς προς Ρωμαους) Η Επιστολ προς Ρωμαους εναι μα απ τις λγες επιστολς του Αποστλου Παλου η πατρτητα της οποας δεν αμφισβητθηκε ποτ απ στην επιστημονικ βιβλιογραφα. Πραν αυτο, χουν καταβληθε αρκετς προσπθειες επαλθευσης της αυθεντικτητας λλων επιστολν ακριβς μσω της σγκρισς τους με την εν λγω επιστολ. Ο Απστολος Παλος συνταξε την Επιστολ προς Ρωμαους με πρωταρχικ στχο την ανπτυξη της δικς του αντληψης του χριστιανισμο και του συσχετισμο του με το θρσκευμα της Παλαις Διαθκης, απ το οποο μετεξελχθηκε. Ακμα και αν ο Παλος, γρφοντας την επιστολ εχε συγκεκριμνες πρακτικς αφορμς (δηλαδ επιθυμα του να επισκεφθε τη Ρμη και να επικοινωνσει με τους ντπιους χριστιανος), την χρησιμοποησε για να δημιουργσει να θεσμικ θεωρητικ ργο, στο οποο ο χριστιανισμς νοεται ως να θρησκεα που ρθε να αντικαταστσει τον νμο του Μωυσ. Στην Επιστολ προς Ρωμαους υπρχουν πολλ χωρα τα οποα κατ τη διρκεια αινων αποτελον αντικεμενο λογομαχιν. να απ ττοια κεμενα θα θελα να σχολισω στη σημεριν μου κθεση. Στο κεμενο αυτ πρκειται περ του προκαθορισμο της σωτηρας. Ο Απστολος γρφει τα ακλουθα: Ελληνιστικ κοιν Οδαμεν δ τι τος γαπσι τν Θεν πντα συνεργε ες γαθν, τος κατ πρθεσιν κλητος οσιντι ος προγνω, κα προρισε συμμρφους τς εκνος το υο ατο, ες τ εναι ατν πρωττοκον ν πολλος δελφοςος δ προρισε, τοτους κα κλεσε, κα ος κλεσε, τοτους κα δικαωσεν, ος δ δικαωσε, τοτους κα δξασε (Ρωμ. 8:28–30). Απδοση στη δημοτικ Εκενους που αγαπον τον Θεν λα υποβοηθον και συνεργζονται δια το καλν των· εις αυτος δηλαδ, οι οποοι σμφωνα με την προαινιον πρθεσιν του Θεο χουν κληθ και χουν δεχθ την σωτηραν. Διτι εκενους τους οποους ο Θες χει προγνωρσει, τους προρισε να γνουν ομοιμορφοι προς την νδοξον εικνα του Υιο του, στε να εναι ο Υις του Θεο πρωττοκος μεταξ πολλν αδελφν. Εκενους δε που προρισε, αυτος και εκλεσε· και αυτος που εκλεσε, τους κατστησε δικαους· και εκενους που εδικαωσε, αυτος και εδξασε (Ρωμ. 8:28–30).

http://new.mospat.ru/gr/news/46258/

Το νομοσχδιο του Προδρου Λβιτς, που αναρτθηκε στην ιστοσελδα του Κοινοβουλου της Λετονας, ισχυρζεται ευθως: “Ο νμος κατοχυρνει πλρως το αυτοκφαλο καθεστς της Εκκλησας” (αρ. 3). Ανακοιννει επισμως την ανληψη καθηκντων του επικεφαλς της Ορθοδξου Εκκλησας της Λετονας, καθς και οποιουδποτε ιερρχη αυτς, η γραμματεα του Προδρου του κρτους και αυτ βσει των πληροφοριν, που παρχει η Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας, ανακοιννει την παση των διων προσπων απ το αξωμ τους. Στο επεξηγηματικ σημεωμα υπογραμμζεται τι αυτ ακριβς η διαδικασα “προσφρει τη δυναττητα να πειστε κανες τι το πρσωπο που εξελγη πληρο λους τους ρους των κανονιστικν πρξεων και συμφερντων της εθνικς ασφαλεας”, εν γενικτερα η ψφιση του νομοσχεδου “θα ενισχσει τον ρλο της Εκκλησας και θα συμβλει στη συσπερωση της λετονικς κοινωνας”, διτι το καθεστς της αυτοκεφλου Εκκλησας “την απαλλσσει απ την επιρρο του επιτιθεμνου κρτους, της Ρωσικς Ομοσπονδας”, πργμα, που και πλιν “ανταποκρνεται στα συμφροντα της εθνικς ασφλειας της Λετονας”. Η Εκκλησα εντλλεται μχρι της 31 Οκτωβρου “να συμμορφσει τους εσωτερικος κανονισμος της με τις τροποποισεις του παρντος νμου περ του καθεσττος της Εκκλησας”. Επιπρσθετα, ανακοινθηκε τι “στην πορεα εκπνησης του νμου διενεργθηκαν διαβουλεσεις με το υπουργεο Εξωτερικν, το υπουργεο Εσωτερικν και τα ργανα της κρατικς ασφλειας… Η Εκκλησα πληροφορεται για τη θση της Δημοκρατας της Λετονας σχετικ με το νομικ καθεστς αυτς και ειδικ τι εναι Αυτοκφαλη Εκκλησα”. Παραλλλως, υποστηρζεται τι το κρτος δθεν “δεν θγει τα ζητματα της εκκλησιαστικς διδασκαλας και του κανονικο δικαου και δεν αναμιγνεται σε αυτ”. τσι λοιπν, ο Πρεδρος του κοσμικο κρτους, αφο συμβουλεθηκε με το ΥΠΕΞ και τα ργανα της ασφλειας, που προφανς συγκεντρθηκαν επσης ειδικο για τους ορθοδξους ιερος καννες, λαμβνει εκκλησιαστικ κανονικ απφαση περ “αυτοκεφλου” και μλιστα με ψευδες ιστορικς αναφορς, που δημιουργον την εντπωση τι δθεν το αυτοκφαλο υποστριξε ο αρχιεπσκοπος Ιωννης Πμερ, ο οποος απολαμβνει υψηλο κρους μεταξ των ορθοδξων πιστν της χρας και κατατχθηκε στη χωρα των Αγων πρτον απ την Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας και στη συνχεια απ το σνολο του Πατριαρχεου Μσχας. Το κοσμικ Κοινοβολιο προτενεται να αναλβει την επλυση των εσωτερικν ζητημτων του εκκλησιαστικο πολιτεματος της Ορθοδοξας στη χρα.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5957227...

13-е правило Лаодикийского собора – «Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство». На основании этого правила совершенно отрицается выборное начало при назначении клириков. Защищая свою мысль, при анализе этого правила Аксаков говорит наоборот: 1) Прямой смысл правила именно подтверждает выборное начало» – прямо указывая, что выборы должны быть произведены кем-то, но только не толпами (μη τος χλοις) 2) Избирательное собрание не должно иметь вид толпы, случайных сборищ и скопищ, а правильно организованных собраний», из законного клира и народа Церкви. В толпе нельзя отличить принадлежащих к Церкви от не принадлежащих к ней; не только отколовшиеся, не только еретики, но даже и язычники могут присоединиться к толпе и составлять даже большинство». «Слово χλος под влиянием политической жизни, рано получает в Греции и переносное значение, обозначая не только толпу, но и производимое ею, именно: смуту, возмущение, беспорядок»... «Церковно-славянский перевод действительно переводит οχλος словом народ и οχλοι словом народы, но подразумевает под этим не народ, как совокупность жителей города, или местности, не как общественный союз, тем более не как этнографическую единицу, не как организованное собрание, а как случайно образовавшуюся толпу, как множество людей в противоположность единицам». Множественное οχλοι или церковное народы встречается даже чаще, чем единственное οχλος – народ» 158 . 20-е правило Антиохийского собора – «ради нужд церковных и ради разрешения сомнительных случаев, за благо признано, быти в каждой области (Τν παρχαν επισхπων) соборам епископов дважды в лето». На основании этого правила особенно решительно утверждается, что соборы должны состоять только из епископов. В опровержение этого Аксаков во 1-х, обращает внимание на текст, из которого видно, что читать это правило нужно не в смысле – собор из епископов, а в смысле собора епископской области. – «Слово επαρχα никогда не обозначает пространственно-территориальную или этнографическую единицу, как χωρα – страна, но всегда только административную единицу, единицу управления – государственного или церковного – административный округ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

O Αριστηνς πρτεινε μια πιο γενικευμνη και αριστη προσγγιση, προβλποντας επ των επισκπων και μητροπολιτν να ακμη υψηλτερο εππεδο εκκλησιαστικς εξουσας και διοικσεως, εκενο του πατριρχη. Αφο εξθεσε συντμως τον 34 ο καννα: «Δχα το πρτου ατν ποιοσιν οδν ο πσκοποι, εμ τ τς παροικας ατο καστος κα πρτος τερ κενων οδν, δι τν φειλομνην μνοιαν» , προτενει την κτωθι ερμηνεα: «Οτε ο πσκοποι, οτε ο μητροπολται παρ γνμην το ατν πρτου φελουσ τι περιττν πρττειν, οον πισκπους ψηφζεσθαι, περ δογμτων νων ζητεν, κποισεις κκλησιαστικν τινων ποιεσθαι, ε μ τ πιβλλοντα τ κστου παροικ, κα τας π’ατν χραις. λλ’οδ πρτος νευ γνμης ατν δνατα τι τοιοτον ποιειν οτω δ κα τς μονοας ρος τηρηθσεται» . Απ την ερμηνεα του Αριστηνο δεν δναται κανες να συμπερνει την παρξη ενς μνον πρτου εντς της Εκκλησας, διτι λγει: «…το ατν πρτου…». Τοτο σημανει τι το κθε σνολο μητροπολιτν διαθτει δικ του πρτο, δηλαδ Πατριρχη, επικεφαλς (Προκαθμενο) της Τοπικς Εκκλησας. Ο Αριστηνς διδε προσοχ και στον 9 ο καννα της Συνδου της Αντιοχεας ως διευκρινιστικ του 34 ου των Αγων Αποστλων . Κατ τον διο τρπο συνολικ ερμνευσε τον 34 ο καννα ο Θεδωρος Βαλσαμν, κατανοντας ως πρτο επσκοπο τον «χειροτονσαντα» και ως διοικομενους τους «χειροτονηθντας» απ εκενον. Επσης γρφει ακριβς περ των «πρτων» στον πληθυντικ . Αργτερα νας λλος Βυζαντινς κανονολγος, ο ιερομναχος Ματθαος Βλσταρης κατανοοσε ως «κεφαλ» της Εκκλησας, που μνημονεεται στον 34 ο καννα, «τ πρτα φροντα μητροπολτην» , πως και ο Ζωναρς. Παραλλλως, σε λλα χωρα ο Ματθαος Βλσταρης γραψε τι ο Πατριρχης Κωνσταντινουπλεως θα πρεπε να χει δικαστικ πρωτεο (βλ. λ.χ. την ερμηνεα στον 9 ο καννα της εν Χαλκηδνι Συνδου ), αλλ μνον εντς των ορων της πατριαρχικς αυτο περιφρειας πως και κθε λλος Πατριρχης . Κατ την ερμηνεα του 34 ου Αποστολικο καννα σμφωνα με το «Σλαβονικ Πηδλιο», ο επσκοπος-κεφαλ εναι ο «τ πρεσβεα χων» μητροπολτης αρχιεπσκοπος, ο οποος παρλο που αναφρεται μετ τον μητροπολτη, δεν δηλνει αποκλειστικ τον αρχιεπσκοπο Κωνσταντινουπλεως, αλλ οποιονδποτε εκ των αρχιεπισκπων στη γενικ σνθεση της εκκλησιαστικς ιεραρχας .

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/90...

XV в., 1607, нач. XVII в., XVIII в.- все в СНХГ), на иконах Г. В. встречаются эпитеты Ελεημων (Милующий), ψυχοσωστΗС (Душеспаситель; 1-я пол. XIV в., Национальный музей, Охрид). Целая галерея образов Г. В. представлена в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321), в т. ч. с эпитетом Η χωρα των ζωντων (Селение живых). Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) Спас в сила. Икона. Тверь. XV в. (ГТГ) «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 4. § 1), предписывает изображать Г. В. в куполе с надписью из текстов или Второзакония (Втор 32. 39), или Книги прор. Исаии (Ис 45. 12), а также называет именование «Вседержитель» первым в числе др. «нарицательных имен, кои пишутся на иконах Иисуса Христа» (Ч. 4. Окончание. 7). Как и в визант. памятниках, изображения в куполе Г. В. в рус. искусстве часто сопровождаются надписями на обрамлении медальонов: напр., в ц. Спаса на Ильине ул. в Новгороде (1378), расписанной Феофаном Греком, текст псалма: «Господи, из небеси на землю призри услышати сыны умерщвленных и разрешить окованных» (Пс 101. 20-21), в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в., разрушена): «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею...» (Ис 6. 3). Поясные иконы Г. В. обычно являются средником Деисусного чина (напр., Высоцкий чин, 80-90-е гг. XIV в., ГТГ; Звенигородский чин, ок. 1400, ГТГ). С XV в. на рус. иконах Г. В. на страницах раскрытого Евангелия встречается текст: «Придите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11. 28), впервые отмеченный на иконе «Спас на престоле» (XIV в., ГТГ). С XVI в. на рус. иконах встречается надпись: «Вседержитель» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ, музей П. Д. Корина). Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа// Он же. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 61-63; Wessel K. Christusbild//RBK. 1966. Bd. 1. Lfg. 7. S. 1014-1020; Lucchesi Palli E. Christus-Pantokrator//LCI. Bd. 1. Sp. 392-394. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/Господь ...

35 Самое предисловие к закону судному, в котором выдвигается на первый план “правда Божия”, предпочтительно перед всякою другою правдою, нужно объяснить не иначе, как свойственным мировоззрению редактора различением двоякого закона – светского и церковного: “прежде всякия правды достойно есть о Божией правде глаголати”, причем, вероятно, слова: “Божия правда” означают то же самое, что “церковный закон”, упоминаемый в разных статьях закона судного. Восточным каноническим сборникам епитимийных правил, вообще говоря, необычно специальное упоминание о поджоге, – по крайней мере, номоканонам, построеннным на кононарии Иоанна Постника . Упоминается, пожалуй, о поджоге в поучении, приписываемом Иоанну Постнику ( λγος πρς τν μλλοντα ξαγορε αι τν αυτο πνευματιx ν πατρα). Но, как справедливо заметил Морин в своей adnotatio, предпосланной тексту этого памятника (изданного в приложениях к его “Историческому комментарию о совершении таинства покаяния” , это была речь держанная с кафедры, а не номоканон или канонарий. Тут исповедующему, между прочим, рекомендуется распрашивать исповедующегося о всех грехах, в том числе и о поджоге. Напротив, в западных пенитенциалах, за исключением древне-британских и ирландских, т.е. в обширных группах пенитенциалов англосаксонских, франкских и так называемых римских (о них будет сказано ниже) всегда специально оговаривается поджог, как преступление, подлежащее церковному покаянию, помимо светской, уголовной наказуемости. 36 В византийской эклоге говорится: “ ο δι τινας ρπαγς πραγμτων μπρη μν ν πλει πо ιо ντες , πυρ παραδιδ θω αν , ε δε ξω πλεως χωρα γρος ιx ας γρν ξεπτηδες μπρ ωαι , ξφει τιμωρε θω αν”. В 16-й главе закона судного читается: “иже за некия вражды, или грабления ради имения, огнем зажигает храмы, fot dj граде, огнем да сожигают и; аще ли веси, или в сле, мечем да усекают и; по церковному же закону, в пост на дванадесят лет да предасться, яко враждебник есть”. 37 Migne, Patrolog. Cursus compleius, t. CXIX, ser. lat. “Iudicium poenitentiae, quod postulatis, episcopi nosrti quos in patriam vestram misimus, in scriptis secum utique deferent, aut certe episcopus qui in vobis ordinabitur hoc, cum oportuerit, exhibebit; nam saeculares tale quid habere non convenit, nimirum quibus per id quemquam judicandi ministerium nullum tribuitur”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Всё это указывает на значительное развитие и устойчивость сельской общины в Византии с IV по X в., и нет никакой нужды в допущении славянского влияния, чтобы объяснять наличность тех свободных деревень с крестьянами-сонаследниками (αυγκληρονμοι), охранять которые силятся знаменитые новеллы македонской династии. Другие данные агиографии ещё более укрепляют это представление. Целый ряд известий относится к общинному самоуправлению византийских деревень. Лавзаик Палладия называет πρωτοκωμτης’а египетской деревни 1042 . Жития пр. Евфимия В. и пр. Кириака упоминают протокомитов палестинских сёл 1043 . Те же деревенские старосты, только под другими именами – πρτοι το χωρου, πρεσβτεροι, πρεσβευτα и πρωτοπρεσβυτεροι, встречаются в житии Феодора Сикеота, отражающем быт Галатии 1044 . Житие пр. Филарета Милостивого засвидетельствовало существование в пафлагонских деревнях конца VIII в., πρτοι τς κμης и πρωτεοντες, в которых можно видеть не только крестьян, выдающихся по экономическому и социальному положению, но и настоящих официальных старост сёл 1045 . То же самое следует сказать о πρωτεων в магнесийской деревне XI в., упоминаемом в житии пр. Лазаря Галесийского 1046 . Кроме старост в византийских деревнях существовали и другие должностные лица. Не говоря уже о κωμογραμματες, постоянно фигурирующих в египетских папирусах вплоть до эпохи арабского завоевания, можно указать на φλακες τς χρας в сирийских деревнях 1047 , на ερηνοποιο в галатийских χωρα 1048 , на πηρετα в пафлагонских κμαι и VIII–IX вв. 1049 , и, вероятно, целый ряд других сельских должностей, с одинаковыми полицейскими функциями в прочих областях империи. О том, как деревенские самоуправления IV–V вв. стремились избирать себе патрона – покровителя или простата, способного защитить их от жестокостей фиска или магната-соседа, мы уже говорили. Остановимся теперь на данных агиографии, свидетельствующих о других проявлениях общинной жизни византийских сёл и деревень. Как и следовало ожидать, почти каждое из этих селений имело свою церковь , или, по крайней мере, часовню 1050 , священнослужители которых избирались, согласно древним каноническим правилам, самою паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010