Митрополит Илия прибыл в Москву, встретили его торжественно. На церемонии-встрече ему преподнесли икону, крест и панагию. Как он был растроган! Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России. " Я счастлив, - сказал владыка Илия, - что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив - почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам великого святого земли Российской - преподобного Серафима Саровского - вы посреди лета запоете " Христос Воскресе! " Вот радость-то будет по всей земли великой " . Тогда же Правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: " Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям сиротам, у которых родители погибли на войне " , - сказал митрополит Илия... Из Москвы митрополит Ливанский поехал в Ленинград (это было в первых числах ноября 1947 года). Приведем здесь запись одного из очевидцев пребывания владыки Илии в Ленинграде и еще о двух встречах с ним: " Перед самым приездом митрополита Илии в Ленинград мне явился во сне какой-то священник и сказал: " Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь об этом и поведай другим " . И вот по делам службы через три дня я оказался рано утром на Московском вокзале (отправлял контейнеры). Вдруг вижу идет начальник МВД города, с ним множество милиции, солдат, почетный караул, никого не пускают. Все говорят: " Наверно, Сталин приехал... " Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (его, наверно, как ленинградца направили сопровождать владыку Илию), с ним митрополит Ленинградский Григорий, а между ними митрополит в восточном клобуке. Тогда я вспомнил про сон и подумал: " Что-то сегодня будет в соборе? " Утром 9 ноября митрополит Илия служил Литургию в кафедральном Никольском соборе, тогда же он преподнес храму частичку мощей святителя Николая перед солеёй слева у главного престола.

http://zavet.ru/shvets.htm

С 1956 года для него наступила полная слепота. За 38 лет священства архиепископ Лука прочитал 1250 проповедей, из которых 750 записаны, и составили 10 томов машинописи. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, а в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 22 июня 2010 года в торжествах, посвященных открытию в Симферополе памятника-бюста святителю Луке на территории 386-го военного госпиталя, носящего его имя, а также 205-летию этого лечебного учреждения и Дню медицинского работника, приняли участие Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец), представители руководства республики Крым и Симферополя, ветераны армии, работники госпиталя. В архипастырском приветственном слове к собравшимся Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «Не будет преувеличением сказать, что имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) золотыми буквами нанесено на скрижали Симферопольской и Крымской епархии, всей нашей Святой Соборной и Апостольской Матери-Церкви. Непостижимо много совершил он для Церкви Христовой и Отечества нашего, для воспитания духовности в человеке и развития медицинской науки. Хочу особо отметить подвиг святителя Луки в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, он находился в далекой ссылке в Красноярском крае. Святитель направил телеграмму в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой разрешить оперировать раненых воинов, а потом снова отправить его в ссылку. Просьба Владыки была удовлетворена. Всю войну он мужественно трудился на поприще хирурга и организатора помощи раненым, спасая тысячи жизней. Вдумайтесь: на его попечении в Тамбове находилось 150 госпиталей. За свои труды святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, которую передал в помощь детям-сиротам». Еще ранее на здании лечебного учреждения была установлена мемориальная доска в память о том, что в 1946-1947 годах здесь работал выдающийся архипастырь и хирург святитель Лука – профессор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий.

http://pravoslavie.ru/71406.html

Тула. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1898 г. в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним большим сводчатым куполом. Она была сооружена на средства уроженца города Тулы митрополита Сергия (Ляпидевского). Уже будучи митрополитом Московским и Коломенским, владыка на свои средства решает построить приют для детей-сирот. Вскоре на приобретённом участке земли под руководством священника Михаила Рождественского, который сам вёл обширную благотворительную деятельность и имел особую любовь к детям-сиротам и отношение к приютам, по благословению митрополита Сергия было построено здание приюта для 120 детей-сирот, три церковно-приходские школы, слесарная мастерская, лечебница для приходящих больных, которую вскоре назвали именем митрополита Сергия. Все эти учреждения были обеспечены его денежными вкладами. Но венцом долгой и многотрудной деятельности является построенный для приюта величественный храм с колокольней во имя преп. Сергия Радонежского — небесного покровителя владыки — с приделами во имя Великомученика Пантелеимона (внизу), наверху на хорах: Рождества Богородицы (слева) и Святителя Николая Чудотворца (справа). Строительство храма осуществлялось под руководством протоиерея Михаила Рождественского, который впоследствии стал первым настоятелем новопостроенной церкви. В 1901 году мастером Н. Сафроновым была закончена роспись храма, которая сегодня восстановлена в первоначальном виде. Рядом с храмом возвышалась величественная колокольня, которая являлась не только одной из самых высоких точек нашего города, но и духовным центром. На шестом этаже колокольни располагалась огромная библиотека. Здесь часто собирались люди для духовных бесед со священником. В 1918 г. храм, не избежав печальной участи почти всех храмов России, был закрыт, и на этом его 20-летняя история, казалось бы, закончилась. Вскоре храм был открыт по просьбе верующих, но уже действовал как обычный приход. Сиротский приют же прекратил свое существование. Настоятелям храма был назначен протоиерей Петр Невский. В 1930 г. церковь закрыли окончательно, и с этого времени по 1991 г. в ней размещались клуб ТЮЗ, продовольственный и бакалейный склады, склад ТЮЗа. В августе 1991 г. храм был передан верующим. Теперь в нём совершаются ежедневные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01485

Новости 20 октября, 2011 Выставка " Спасай взятых на смерть! " открылась в Архангельске Господь дал людям власть творить себе подобных. Когда происходит слияние мужского семени с женской клеткой – появляется не плод, а именно человек. А сколько младенцев убили руки их любимых мам? 19 октября, 2011 Епископ Даниил: «Детям-сиротам прежде всего нужна любовь» Однажды я в очередной раз пришел в один из них, и воспитатель (она была немножко расстроена) сказала: «Владыка, вы стараетесь, поддерживаете нас. А знаете ли вы, что очень многие выпускники детских домов попадают в тюрьмы, мы готовим кадры для наших тюрем? 19 октября, 2011 Паломники стали свидетелями мироточения в кузбасском храме Все началось с того, что организатор поездки священник Виталий Чуркин заметил, как по кресту, к которому он подошел поклониться, проистекает миро. Паломники собрались возле святыни, а позже один из посетителей храма увидел, что маслянистая жидкость стекает и по колонне, на которой изображен лик святого князя Владимира 19 октября, 2011 Профессор Сергей Кузнецов: Русскому языку на Украине необходимо придать статус государственного Мягкий способ, который является лучшим для любой многонациональной страны, в том числе Украины, где используется и украинский и русский, заключается в том, чтобы принять в качестве государственных оба языка. 19 октября, 2011 Миссионерско-катехизаторские курсы открылись в Щелково На базе Троицкого собора города Щелково будут обучаться 86 слушателей, которые по окончании курсов смогут исполнять послушания миссионеров-катехизаторов, преподавателей воскресных школ, социальных и молодежных работников на приходах Люберецкого, Балашихинского и Щелковского благочиний. 19 октября, 2011 В Московскую духовную академию передадут почти 27 тыс. книг из папских университетов Рима и библиотек Италии Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.Медведевой, принял активное участие в поиске этих книг, а также в реконструкции библиотеки Московской духовной академии. " Ее восстановление как одного из важнейших духовно-нравственных и культурных центров России имеет большое значение " , - убеждена супруга главы государства.

http://pravmir.ru/category/news/page/527...

В Крыму установлен памятник святому хирургу святителю Луке (Войно-Ясенецкому) Симферополь, 22 июня 2010 г. В торжествах, посвященных открытию памятника-бюста Святителю Луке на территории 386-го военного госпиталя, носящего его имя, 205-летию этого лечебного учреждения и Дню медицинского работника, приняли участие Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, представители руководства Автономной республики Крым и Симферополя, ветераны Армии, работники госпиталя. Об этом сообщает сайт Симферопольской и Крымской епархии УПЦ . Митрополит Лазарь в сослужении Симферопольского духовенства совершил молебен у места, где установлен памятник, и освятил его. В архипастырском приветственном слове к собравшимся Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: Дорогие возлюбленные о Господе братия и сестры! Не будет преувеличением сказать, что имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) золотыми буквами нанесено на скрижали Симферопольской и Крымской епархии, всей нашей Святой Соборной и Апостольской Матери-Церкви. Непостижимо много совершил он для Церкви Христовой и Отечества нашего, для воспитания духовности в человеке и развития медицинской науки. Хочу особо отметить подвиг святителя Луки в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, он находился в далекой ссылке в Красноярском крае. Святитель направил телеграмму в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой разрешить оперировать раненых воинов, а потом снова отправить его в ссылку. Просьба Владыки была удовлетворена. Всю войну он мужественно трудился на поприще хирурга и организатора помощи раненым, спасая тысячи жизней. Вдумайтесь: на его попечении в Тамбове находилось 150 госпиталей. За свои труды святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, которую передал в помощь детям-сиротам. Сердечно поздравляя всех Вас с открытием прекрасного памятника святителя и исповедника Луки, а также с 205-летием Симферопольского военного госпиталя, носящего его святое имя. Хочу пожелать Вам доброго здравия, духовных и телесных сил для продолжения великого дела нашего славного соотечественника.

http://pravoslavie.ru/35749.html

Монастырские земли и находящиеся на них постройки были переданы отделу народного образования под школу-интернат. Покойная игумения Ольга со слезами на глазах свидетельствовала о жестокости, с которой новоявленные вандалы приступили к разорению нажитого непосильным трудом инокинь, рассеянных по всему Закарпатью. Происходило это печальное событие 10 июля 1961 года, в понедельник. Беззащитных инокинь, как преступниц, окружила милиция, угрожавшая за неподчинение физической расправой. «25 сестер перевезли в Мукачевскую обитель, а остальных отправили по домам. В 1984 году разрушили церковь, разобрали три корпуса, часовню, две мельницы, молотилку, веялку, ткацкую и швейную мастерские. Конфисковали колокола, электрическую турбину». Бесследно исчезли прекрасный иконостас, изготовленный И. Пав-лишинцем, богатая монастырская утварь. Чудесным образом уцелела закрытая до благовремения часовня Всех святых, и сохранилась в народе благодарная память и надежда на будущее возрождение. В то же время для интерната были построены два новых больших санаторных корпуса. В летнее время здесь оздоравливались дети. И так продолжалось без малого тридцать лет. Добродушный и христолюбивый народ Закарпатья относился к детям-сиротам с любовью и состраданием. Но местные жители верили в грядущее возрождение обители и неустанно молились об этом. И желанное возрождение наступило. Началом его стал благоловенный 1990 год. В это время епископскую кафедру возглавил епископ Евфимий (Шутак), уроженец Карпатской Руси, постриженик Свято-Никольского монастыря, духовное чадо преподобного Иова Угольского, увидевшего в молодом послушнике будущего епископа. И когда испониись сроки, сбылось предсказание преподобного. Воплощением его молитв и стал епископ Евфимий, воздвигнутый Господом на заре нового Карпатского возрождения, усердием которого повсеместно стали открываться храмы, возрождаться закрытые при безбожной власти обители. Надежда на возрождение легендарного девичьего монастыря в Липче никогда не покидала сердца его бывших насельниц и прихожан. Когда в 1990 году владыка Евфимий благословил открыть некогда упраздненную обитель, весть эта была воспринята с радостью. Возглавить многотрудный процесс созидания владыка благословил его постриженице Ольге (в миру - Вовканец Марии Васильевне), подвизавшейся после закрытия обители в Мукачевском монастыре, а также на протяжении ряда лет несшей послушания в Ярославле, Новгороде, Москве при ректорах Духовной академии. Когда монахиня Ольга вернулась в 1988 году в Мукачевский монастырь, было очевидно, то накопленный ею богатейший духовный опыт требует реализации. Учитывая это, епископ Евфимий в 1990 году направляет ее в вновь открывшийся Липчанский Рождество-Богордичный монастырь на должность настоятельницы. В 1991 году за проявленную ревность при восстановлении обители настоятельница обители удостаивается наперстного креста и возводится в сан игумении.

http://sobory.ru/article/?object=26553

Однажды утром, часа в 4, только что разыгралась заря, слышу в дверь: стук, стук, стук! Нечего делать! Встаю, отворяю окно. Вижу, стоят два высоких солдата с ружьями. Значит, за мной. - Вам кого? - спрашиваю. - Архиерея арестовать пришли. - Я архиерей, подождите, отворю. В это время проснулся и мой келейник, монах Онисим. Хороший, прямой человек. Сам из бедных гродненских крестьян, он не любил помещиков и богатых и поэтому в глубине души сочувствовал большевикам: они за народ! Пока я одевался, он утешал меня и все повторял: - Не бойтесь, не бойтесь, владыка! Худого не будет. Не бойтесь! - И по телефону передал в монастырь, чтобы выслали лошадь за мною. И странно: когда уж меня пришли арестовывать, пропали всякий страх и тоска. Я спокойно вышел с конвойными. О. Онисим остался, кажется, в городе. В это время встало яркое июньское солнышко, веселое, жизнетворное, золотое, смеющееся... Какой прекрасный Божий мир! По улицам уже идут из хуторов и деревень торговки с продуктами на базар. Встали хозяйки и прислуга.. " Архиерея повели арестованного! " Меня, конечно, знал весь Севастополь. Весть скоро облетела весь город... " Куда повели? " - " На Артиллерийскую! " А меня повели в монастырь, где в то время происходил всю ночь обыск. Дошли мы до конца города, где была тюрьма. Я увидел, что от монастыря уже едет Димитрий. Обращаюсь к солдатам, они были симпатичные люди, и говорю: " Давайте посидим на скамеечке у тюрьмы, вон едет лошадь за нами " . И мы мирно сели. А мне подумалось: " Как хорошо бы было теперь сесть сюда в тюрьму, а не в " чрезвычайку " ! " Из тюрьмы начальник выдавал людей по суду или по особому приказу, в " чрезвычайке " же могли убить без всякого разбора. И вспомнилась мне еще русская мудрая пословица, которую повторяли нам родители: " От сумы и от тюрьмы не зарекайся " ... Подъехал Димитрий, и мы втроем покатили к монастырю. Там ходили в военных формах солдаты. Ничего они не нашли. Муки в запасе было что-то около 80 пудов на 30 монашествующих - пустяки... А еще? Еще в моем кабинетном столе нашли несколько сот воззваний какого-то белого комитета о помощи сиротам - детям убитых в немецкую войну офицеров,. И? И... фотографическую карточку моего милого Мити Мокиенко. Ее поставили мне в главную улику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Священническая риза называется по-гречески φαιλνης 533 – фелонь но её собственное название есть φαινλης, φαινλον 534 – феноль (лат. paenula) 535 , из которого первое образовалось через перестановку букв. Название не может быть объяснено этимологически из греческого языка, (не от φανω) и по всей вероятности есть какое-нибудь иностранное, заимствованное вместе с самой одеждой (в житейский быт, из которого потом и в церковь ,– по некоторым древним – персидское) 536 . Нынешняя риза или фелонь в существе своём есть древняя, но с одной стороны значительно урезанная, а с другой надбавленная: Древняя фелонь получится, если, во-первых, к вырезке нынешней фелони спереди приставить совершенно такой же глухой перед как её зад, и во-вторых, если обрезать её верх сзади, так чтобы отверстие лежало кругло по шее. Древняя фелонь представляла собой колоколообразную одежду, которая закрывала всего священника с головы до ног и как сзади, так и спереди, так что он был в ней как бы в дому, от чего по латыни фелонь и называется (кроме собственного названья paenula ещё) casula – домик, от casa – дом: «фелонь круговидная,– говорит один древний греческий писатель,– заключает внутри себя все члены (тела) как бы стена и изображает вхождение со страхом Божьим во внутренний дом ума и там собеседование с Богом» 537 . Для священных действий перед фелони был поднимаем руками, и именно известным образом, κ πλαγου, т. е. с боков, так чтобы концы поднятого переда, спускаясь на стороны по рукам, представляли собой как бы крылья, напоминая об ангельском служении священников 538 . Древняя фелонь изменена у нас (а равно и у Греков) в нынешнюю посредством вырезки переда не только после периода до-монгольского, но вообще в позднейшее время 539 . В настоящее время на священнический фелони нашиваются у нас кресты, но этого не было не только в древнее время, но и, по крайней мере, до первой половины XV века, до Симеона Солунского , который говорит, что никто кроме архиерея не может носить на фелони крестов 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Одною из самых постоянных жалоб владык во весь период была жалоба на светских людей, на их притеснения по церковным имениям и вмешательства в церковные справы и суды. Много раз эти жалобы восходили до короля. Но, несмотря на все королевские указы, притеснения и вмешательства не только не прекращались, а еще увеличивались и под конец периода достигли крайней степени. В 1590 г. владыки, как только собрались на Собор в Бресте, прежде всего передавали друг другу, что они терпят чрезвычайные и неслыханные отягощения от разных чинов, а в следующем году некоторые из владык уже заявили королю свое желание принять унию, которое потом повторили и все прочие владыки и сам митрополит. В своих условиях унии они прямо говорили, чтобы король обеспечил за ними все их церковные имения до конца их жизни, чтобы им предоставлены были такие же права и преимущества, такое же положение в государстве, какими пользовались латинские прелаты, и дарованы были наравне с последними даже сенаторские места. Двое из владык, Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский, по влиянию на них князя Острожского или по внушениям собственной совести и собственных соображений вовремя одумались и оставили унию вместе с некоторыми архимандритами, игуменами, протоиереями и священниками, подписавшимися было на нее на Львовском Соборе (28 генваря 1595 г.). Но остальные пять владык и митрополит с немногими лицами из низшего духовенства до конца довели начатое дело и остались верными ему на всю свою жизнь. Вождями из числа этих владык, соединившими навсегда свои имена с введением унии в Литве, были Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и митрополит Михаил Рагоза: первый послужил делу своим умом и образованием, которым превосходил двух других; второй — своею хитростию, изворотливостию и происками; третий — своею скрытностию, двоедушием и самым возмутительным фарисейством. Латинское духовенство в Литве и Польше до появления или, вернее, до усиления здесь протестантства не отличалось особенною ревностию своей пропаганды, хотя и относилось к схизматикам, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436074/

Отец Пимен слишком хорошо усвоил образ мыслей владыки и потому, конечно, никогда бы не посмел даже и заикнуться ему о построении на Угреше дома для приезда владык, из опасения, чтобы митрополит тотчас не остановил каким-нибудь неожиданным вопросом, на который и ответить трудно, и после которого и оправиться невозможно. – Для каких владык? Для меня, что ли? Я у тебя останавливаюсь, а если ты находишь, что я тебя стесняю, я могу на будущее время тебя и вовсе от этого избавить... Отец Пимен сам это понимал и сознавал, и потому при жизни владыки не было об этом и намека. Но теперь решился приступить к делу, так как преосвященный Леонид вполне сознавал, что особый дом для временного пребывания владык при посещении Угреши составлял не прихоть, а существенную потребность монастыря, для удобства владык и для спокойствия настоятеля. В прежнее время, когда цари и патриархи посещали Угрешу довольно часто, несмотря на то, что в четырех верстах далее было дворцовое село Остров, где находились царские чертоги, на Угреше все-таки были и царские палаты и патриарший кельи, как это видно из старинных монастырских описей. Где именно были эти палаты и кельи, теперь нельзя сказать утвердительно, ибо при перестройках многое изменилось, но есть повод думать, что настоятельские кельи составляли некоторую часть царских палат, впоследствии разобранных. С прекращением царских посещений эти палаты упразднились, монастырь беднел, приходил в упадок, и владыки московские со времени митрополита Платона, освящавшего в 1788 году теплую Успенскую церковь , и до вступления Филарета в управление Московской епархией на Угрешу, кажется, и не заглядывали в продолжение более сорока лет (1788–1824); стало быть, не ощущалось и потребности в особом, более приличном помещении для приема владык, чем настоятельские кельи. Каждый раз, когда митрополит Филарет приезжал на Угрешу и пребывал там более суток, отец Пимен выбирался из своей спальной и переходил на время в самую тесную келейку своего келейника (в которой едва есть достаточно простора для кровати, стола и двух-трех стульев), а для прислуги, сопровождавшей владыку, в настоятельских кельях вовсе не было нигде помещения. Все эти неудобства, неизвестные, может быть, митрополиту Филарету, очень хорошо знал преосвященный Леонид, который понимал, как приезд митрополита и его или других архиереев стеснителен для хозяина, и потому неоднократно сам даже советовал отцу Пимену перестроить и распространить свои кельи. Это и предполагалось сделать при содействии Куманина, и вероятно, было бы сделано, ежели б его словесные поручения были исполнены после его смерти распорядителями оставшегося после него имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010