Неделя пред Богоявлением (31–я) (2Тим.4, 5–8; Мк.1,1–8). Пред явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения был послан св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: “покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк1.15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и неживодейственна. Понедельник (32–й). (Иак.2,14–26, Мк.10,46–52). “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?” Путь к вере — покаяние. В покаянии же что говорят? — Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то — жить по заповедям, пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем, т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные чрез св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Вторник (Иак.3,1–10; Мк.11,11–23). У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, — и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, — держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно — не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет, и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться пред домашними. Но как скоро один, и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

Рим.4:2 .  Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ответа на поставленный вопрос не имеется, но он сам собою предполагается: Авраам делами не приобрел себе оправдания. К этому Апостол прибавляет, что если бы Авраам оправдался делами, то он имеет возможность хвалиться, об уничтожении которой Апостол сказал в III гл. 27 ст. Но он нигде не хвалится этим пред Богом – о делах его Писание не говорит, когда ведет речь о его оправдании. Следовательно, отпадает и всякая мысль о возможности восстановления самооправдания делами. Пусть люди, его потомки, восторгаются его подвигами, но не эти подвиги дали ему оправдание пред Богом! Рим.4:3 .  Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Что же дало ему новую жизнь, что поставило его в новые отношения к Богу? Вера. Авраам поверил Богу, что у него, дряхлого бездетного старца, будет многочисленное потомство, и Бог вменил ему эту веру в праведность. – Как понимать это вменение? Стал ли Авраам в силу этого действительно праведным, в полном смысле оправданным и освященным? Конечно, нет. Когда жертва Христова еще не была принесена, до тех пор не могло еще быть полного прощения грехов и действительного оправдания ( Евр 9:15 ). В Ветхом Завете, возможно, было лишь потенциальное оправдание, и вера Авраамова могла заключать в себе только зерно будущего оправдания. Но все-таки вера эта ставилась в счет (вменялась) Аврааму и другим имевшим ее людям Ветхого Завета – человек верующий чувствовал, что Бог его одобряет за эту веру, и это давало ему известную степень нравственного успокоения. Рим.4:4 .  Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. Рим.4:5 .  А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Из сказанного в Пятикнижии Апостол сейчас же делает заключение. Вменение Богом веры Авраамовой в праведность, очевидно, было делом милости Божией, потому что, как сказано в объяснении 3-го ст., Бог в Аврааме еще не видел действительной праведности – ее в Ветхом Завете и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пятый аргумент апостола Павла звучит как вопрос: Познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего (вы, галаты) возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4, 9) То есть, получив Божественную истину о спасении всех во Христе, галаты, принимая иное благовествование о необходимости обрезания, отказываются от спасительной благодати, возлагая надежду на внешнее действие, думая спастись через него. Апостол даже опасается — не напрасной ли была его проповедь среди них? (см.: Гал. 3, 11) В последнем аргументе апостол Павел вновь возвращается к Аврааму и его вере. Видимо, сторонники обрезания тоже ссылались на пример Авраама, Сарры и Агари (см.: Быт. 16, 1–16). Для них Агарь — служанка Сары — была символом язычников. И только потомки Авраама от законной жены Сарры (иудеи) могли считаться истинным народом Божиим. Апостол отвергает подобное объяснение. Агарь — не символ язычников, не знавших обрезания и законного рождения, но символ — рабства закону, символ земного Иерусалима: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал. 4, 22–26). Что нужно делать христианам? Апостол обращается к галатам с призывом: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5, 1–2, 4–5). Получив праведность и свободу по искренней вере во Христа, христиане не должны отрекаться от этого, не должны полагать надежду о спасении в чем­то еще. Потому что Христос является Спасителем абсолютно для всех. Поэтому во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5, 6).

http://pravoslavie.ru/78217.html

В Одном Человеке в царство греха и смерти вошло Царство Бога - Царство Любви, Добра и Вечной Жизни. Но эту победу Он одержал не для Себя, а для других, для всех, чтобы всех спасти и ввести в осуществленное Им Царство. И поэтому Христос с самого начала избрал 12 свидетелей, чтобы они были с Ним, слышали Его Учение, видели Его дела, Его смерть, воскресение и прославление. И в ночь, когда Он входил в Свою Славу, Он им заповедал Царство - по прославлении Своем дал им Силу не только поведать о Нем людям, но и приводить их к Нему, делать участниками Его Царства. В Пятидесятницу, «малое стадо» стало Церковью. Чрезвычайно важно, что Церковь родилась в Иерусалиме, хотя апостолы были галилеянами. Пророчества, данные Господом Израилю, были исполнены. Столь долго ожидаемый Мессия пришел, и мессианское Царство наступает в Иерусалиме. Слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него, и в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения. Основа для христиан - вера в божественное начало Церкви, вне которой вряд ли можно понять все дальнейшее ее развитие. 2. В начале своего существования христианство виделось маленькой сектой внутри иудейства. Иудаизм тогда не был единым монолитным блоком: как уже говорилось выше, в то время для него было характерным широкое разнообразие религиозных форм. Возникло новое движение на фоне религиозно-политического возбуждения, обострения надежд и ожиданий, связанных с национальной судьбой Израиля. «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (Деян.1:6) - спрашивали ученики Господа перед самым Его вознесением. Для христиан сама вера была ответом на этот вопрос. Первая, самоочевидная цель, поставленная перед ними, - это привести к Мессии своих братьев по крови, ибо Он пришел «к погибшим овцам дома Израилева». Петр начинает свою проповедь к Израилю словами: «Вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:39). Для первого христианского поколения, почти целиком еврейского по крови, обращение Израиля, которому принадлежит «усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим.9:4), представляется естественным завершением евангельской истории, исполнением прямого завета Христа, поручившего ученикам начать проповедь о Нем с Иерусалима и Иудеи.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

И одной ли вере мы должны подражать, братия, в достоублажаемом архипастыре? Одной ли вере, которая сияла в нем, как чистый свет, могущий не только просветить, но и утвердить и умудрить на пути к царствию Божию? Одной ли вере, которая, будучи в нем тверда, как камень, соделывала его столпом Церкви и оплотом православия? Одной ли вере, живой и деятельной, которая поддерживала и укрепляла его среди всех болезней, сколько мучительных, столько же и непрерывных 30 . О, если кто, то сей подвижник веры, мог повторять слова св. Павла, прилагая их к себе в известном отношении: аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу ( Гал. 6:10 ), и между тем присно радуюся во страдании моем ( 2Кор. 6:10 ), ибо нектому аз живу, но живет во мне Христос; a еже ныне живу, верою живу в Сына Божия ( Гал. 2:20 ). Припомните, братия, его девятилетнее святительство среди нас, и вы согласитесь, что вера, сопровождаемая иными добродетелями Евангельскими, по преимуществу соделывала его тем образом для верных, который начертывал, и которого требовал св. Павел от Тимофея, пиша к нему: образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою ( 1Тим. 4:12 ). Образ словом. Нужно ли говорить о сем? Кому неизвестно, что высокое дарование слова, растворенного солью благодати ( Кол. 4:6 ), и проистекающего из внутреннего помазания, есть такая черта образа почившего иерарха, которая возводит его на степень добрословеснейших витий Церкви отечественной? Кому неизвестно, что почивший о Господе, вскормленный от пелен матерних словесы веры и добрым учением ( 1Тим. 4:6 ), до того не нерадел о своем даровании, жившем (1 Тил. 4:14) в нем, что несмотря на свою болезненность, не совершал, почти ни одной службы Божией, без произнесения слова. Его природное слово, присно пропитываемое Словом Божиим и умащаемое помазанием от Святого ( 1Иоан. 2:20 ), до того развилось и усовершилось в нем от непрерывного прилежания слову и учению ( 1Тим. 5:17 ), что нередко достаточно было для него нескольких минут, между правилом и литургией, чтобы приготовить и сказать слово самое полное и назидательное. И не одна страна Подолии повсеместно была орошаема и напояема от него животворными струями слова и учения Евангельского: область Вятская, в меньший период святительства там сего человека Божия, но не в меньшем обилии, питалась от уст его глаголами живота вечного. Да и для всех сынов веры не составляют ли его слова и поучения обильный и чистый источник назидания духовного? Вся жизнь покойного посвящена была слову и учению. Посему-то, будучи для верных образ словом, вместе с тем он был образ и житием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

И в духовной жизни, если человек хочет что-то предпринять, он постарается изучить опыт святых отцов, посоветоваться с опытным руководителем. И главное, если мы верим Богу, будет разумно всегда, перед любым делом, в том числе перед составлением собственного мнения, попросить Его о помощи и вразумлении, о содействии. У Адама и Евы не было возможности прочесть творения святых отцов, но у них был Сам Бог, к Которому они могли обратиться и спросить: вот мол, змей предлагает то-то и то-то. Их ошибка заключалась в том, что они не стали этого делать, а поступили самонадеянно, положились на свой разум. Но в то же время мы имеем примеры, что личную инициативу — дерзновение — Господь поощряет. Но здесь вопрос, в каком случае это происходит? Он говорит кровоточивой жене: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Она, как и Ева, проявила свою инициативу, тоже сделала то, что ей нельзя было делать. В состоянии, в котором она пребывала, ей запрещено было прикасаться к людям. Но она дерзнула и коснулась Христа. И Господь ее ублажает. Дело в том, что цели у Евы и у этой женщины были разные. Причем, у кровоточивой жены вряд ли была цель спастись, а просто — получить здоровье, была вера, что Христос может совершить исцеление. И это оказалось правильной целью. Получить исцеление, прикоснувшись к Богу, как источнику здоровья — это правильно. А сделать нечто вопреки слову Божию — неправильно. Господь сказал: действуй так и так, и не делай так, а человек посчитал себя умнее Бога и слова Божии оказались для него неважны. Итак, любое действие определяется целью — зачем человек это делает. Дерзновение к правильной цели поощряется, а к неправильной — осуждается. Правильная цель — это все, что приближает нас к Богу. Наша задача — через любые свои поступки приближаться к этому единству, хранить и укреплять его. Все наши действия, которые помогают в этом — правильные. Те действия, которые нарушают наше единство с Богом, суть грех. Не надо думать, что речь идет о сверхъестественных поступках. Это могут быть самые обычные повседневные действия, ведь наше единство с Богом определяется через единство с ближним. «Не любящий брата своего, — вопрошает апостол Иоанн Богослов, — как может любить Бога?» (1 Ин. 4,20) По заповеди Христа мы с ближними должны поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали люди (Мф. 7,12). Правильные отношения к ближним приближают нас к Богу.

http://pravoslavie.ru/120583.html

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь. А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона. Читайте также — Праздник Петра и Павла В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepox...

— Сколько Вам было тогда лет? Сколько с Вами было сестер? — Тогда мне было 40 лет, со мной пришли 15 сестер. Но никто из них не проходил монастырскую школу послушания — из монастыря была только одна я. Когда меня владыка звал, он говорил, что надо поднимать эту обитель, а у меня есть монастырский стаж. Сейчас некоторые из первых насельниц монастыря еще живы — это мать Мария, которой 83 года, мать Илария, мать Тихона и мать Сусанна. Здесь у нас, на Толге, между храмом и кедровником похоронены почившие сестры, одними из первых ступившие на эту святую землю. — Часто приходится слышать, что молодому поколению не под силу поднимать монастырь. Раньше, когда несколько десятилетий назад люди приходили возрождать обители, они имели для этого внутренние силы. Современное поколение на это уже не способно. Так ли это? Как Вас воспитывали? — Я воспитывалась у схиархимандрита Никифора, это наследник преподобного Лаврентия из Чернигова. У него я и выросла. С 4-го класса мы с детьми к нему ходили. С его благословения я и начала петь на клиросе, читать — это для меня было и сладостью, и радостью. Тогда я уже была в 8-м классе. Конечно, наша семья была верующей. Сестра моя сейчас игумения Нектария в Черниговском Елецком монастыре. Брат мой, архимандрит Феодосий, также служит на родине. Тогда и вера помогала, и батюшки за нас молились. — Какие послушания тогда в конце 80-х несли первые сестры? Где жили? — Мы сами и кирпичи носили, и машины разгружали. Так как много было рабочих, надо было их всех накормить. Тогда уже сестры сами себя обслуживали и даже шили себе сами. Швейная мастерская была первой мастерской, которую мы открыли в монастыре. С самого начала мы завели коров. Коровник разместился за оградой монастыря, в сарае, принадлежавшем колонии. Сейчас у нас 15 коров, а в первые годы их было только две. Тогда же завели курочек. Обрабатывали первые огороды. Но, конечно, это все делалось постепенно. Первая задача была — разгрести мусор. При этом мусора было столько, что выгребали его не только мы. Помогать приезжали школьники, солдаты, приезжали люди, которые просто хотели потрудиться в новой обители.

http://pravmir.ru/nastoyatelnitsa-tolgsk...

В отношении курса светской этики и мировых религий, я говорю честно, у многих есть сомнения, и у меня в том числе, стоит ли вообще этот предмет преподавать, особенно в 4-5 классах. Члены Межведомственного координационного совета сошлись в едином мнении, что это самые слабые учебники, которые были написаны. Один из недостатков, что не все родители могли разобраться в том, по какому модулю будут заниматься их дети. С одной стороны, хотелось изучить религиозную культуру, но была боязнь того, что детей будут заставлять молиться и исполнять религиозные обряды. С другой стороны, детей хотелось сделать более образованными, вежливыми, поэтому перепутали этику и этикет. Некоторые хотели дать сразу все, и получилась каша в голове — не зная своего и того, что рядом, начали смотреть на многообразие религий в мире, а для ребенка 4-5 класса это неудобоприемлемый предмет. Хочу еще раз подчеркнуть, что это предмет культурологический. Он не нацелен на то, чтобы ребенка сделать верующим человеком, хотя, конечно, говорим о религиозных истинах, религиозной культуре. Скажу как православный христианин: вера — это дар Божий, и она каждому человеку дается Богом в силу того восприятия, которое человек имеет по отношению к своему Творцу. Способен человек видеть Бога, чувствовать Его — вот отсюда и происходит это духовное становление. Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. Этот предмет у нас сегодня преподают люди с высшим педагогическим образованием, знающие, опытные педагоги, которые прошли определенную подготовку, но я не думаю, что эти люди в состоянии преподавать этот предмет таким образом, чтобы после него люди пошли в церковь, или мечеть, или синагогу. Это светские люди, и они должны познакомить с культурой религии. Причем познакомить детей таким образом, чтобы они уважали свою традиционную культуру, чтобы они ценили это достояние, чтобы они благоговейно относились к тому наследию, которое им досталось от их предков. Вот это самая основная и самая важная задача.

http://pravmir.ru/episkop-rostovskij-i-n...

Но вот пред нами святитель Афанасий Великий – этот столп веры церковной, коему не прикровенно, но явно уже открыл Бог тайну Святой Троицы. Не был ли он другим Авраамом новозаветной Церкви? Оживим в своей памяти жизнь этого мужа, яснее представим себе его духовный облик. Сколько раз святой Афанасий, верный преданию Церкви, принужден был оставлять свое отечество и проводить жизнь в изгнании? Этот величайший из отцов Церкви не усомнился пред велиею благочестия тайною о предвечном рождении Сына Божия от Отца, Его равенстве и единосущии Отцу, – пред тайною воплощения Слова Божия и Его недомысленного рождения от Девы... Никакие клеветы и гонения не могли поколебать веры Афанасия, той веры, ради которой он всю жизнь страдал и боролся, и которую вынес как бы на своих плечах. Вспомним далее кроткого Патриарха Исаака, возлюбленного Богом Иакова и других ветхозаветных Праведников. Сколько испытаний и лишений они понесли в жизни? Живя в шатрах, они не имели пребывающего града, но искали грядущего ( Евр.11:9–14 ). При всех превратностях жизни они остались верными Богу отцов своих. Посему и Бог , по словам Апостола, не стыдится их, называя Себя их Богом ( Евр.11:16 ). Возьмем теперь жизнь святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста и других великих отцов – иерархов. Чем она была, как не постоянным испытанием их веры и преданности Богу, их самоотвержения и терпения? Не боясь лишения имущества, они говорили: ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести ( 1Тим.6:7 ); не страшась ссылки, они повторяли: везде место Божие, везде земля Господня. Этих великих отцов не устрашала и смерть: подобно Апостолу Павлу, они могли сказать о себе и действительно говорили: ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Филип.1:21 ). Как ни скорбна и ни многотрудна была их жизнь, но они устояли на страже церковного предания и ни в чем не изменили вере отцов. За это и Бог их возвеличил, и имена их сделал славными в Церкви. Особенно славна и дорога Церкви память Богоносных отцов Первого Вселенского собора – этих низложителей Ариевых, воспевших посреди Церкви стройную песнь богословия – Троицу единую непременную (стихиры на Господи воззвах). Но какова их заслуга перед Церковью ? В чем подвиг этих отцов? В то время, когда Арий захотел своим жалким умом вполне постигнуть и исчерпать жизнь Божества и законами жизни земной попытался уяснить непостижимые таинства Жизни Триипостасной Божественной, когда этот гордый лжеучитель дерзнул разоблачить тайну предвечного рождения Сына Божия, тогда отцы Никейского собора дружно восстали против него на защиту святой веры церковной. Вооруженные мечом духовным и ревностью Илии фесвитянина (стихиры на Господи воззвах) Богомудрые пастыри, единомысленно сплотившись, как Божественный полк и Богоглаголивые оружницы ополчения Господня (стихиры на хвалитех), сразу отсекли Ария, как гнилой член (3-я н 4-я песнь канона), от тела Церкви и скрепили разодранный Арием нешвенный хитон церковного единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010