«Чистое и непорочное благочестие (θρησκεα) пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1: 27). Святой апостол Иаков , может быть, единственный автор книг Нового Завета, который использует термин θρησκεα (букв.: религия, вера, благочестие). Этот термин необычен и для Писания, и для отцов Церкви, так как большинство из них использует слово «Церковь». Но здесь этот термин используется в своем истинном содержании, для обозначения нашей связи с Богом через Церковь и в Церкви. Чистое и непорочное благочестие (θρησκεα) пред Богом и Отцом состоит в том, чтобы посещать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя от влияния мира, – потому что это результат правильной связи с Богом. То есть тот человек, который прилагает усилия для того, чтобы иметь здоровую связь с Богом и проводить духовную жизнь, чтобы жить духовно, который молится, бодрствует, постится, исповедуется, ведет всецелую духовную борьбу, тот не может быть жестокосердным и безразличным к скорбям других людей и не дает осквернить себя похотям и соблазнам мира сего. Когда в Писании говорится о мире сем, то, естественно, имеются в виду не те люди, которые рядом с нами – они наши братья, за которых Христос умер, а светский дух, плотское мудрование, мудрование греха, порока, всё то, что противится Божию закону, – вот это и есть мир. Мы должны любить людей и даже умирать за них, как и Христос умер за людей. Те добрые дела, о которых мы говорим: посетить больного человека, сироту, вдову, скорбящего, – и вообще все добрые дела не являются самоцелью, и мы совершаем их не потому, что они наша цель, нет, они средство, приводящее нас к Богу, и результат нашей связи с Богом. Другими словами, невозможно любить Бога, духовно подвизаться и не любить брата своего. К сожалению, часто – я это говорю в первую очередь о себе и уже потом о других – среди нас, набожных, как говорит святой апостол Иаков , можно увидеть исключительно много необъяснимых поступков. Наш старец на Святой Горе говаривал:

http://pravoslavie.ru/59896.html

Упразднив религию Бога, человечество старается изобрести новую религию, причем ищет божеств для нее в себе и кругом себя, внутри и вне; пробуются поочередно: религия разума (культ разума во время великой французской   65.335   1. Религия человекобожия в русской Булгаков: Два Града, 254   революции), религия человечества Конта и Фейербаха, религия социализма, религия чистой человечности, религия сверхчеловека в новое время и т. д. В душе человечества, теряющего Бога, должна непременно образоваться страшная пустота, ибо оно может принять ту или иную доктрину, но не может заглушить в себе голоса вечности, жажды абсолютного содержания жизни. И, погасив солнце, оно стремится удержать свет и тепло, делает судорожные усилия к тому, чтобы спасти и удержать божественное и заполнить пустоту новыми богами, но зыбкая почва проваливается под ногами, и духовная атмосфера становится все напряженнее и тяжелее. В высшей степени трогательна эта борьба человечества за духовное свое существование и мучительные его усилия искать твердую почву то там, то здесь. В " Деяниях Апостольских " есть приснопамятный рассказ о проповеди ап. Павла в Афинах, этом Париже древнего мира, средоточии наук и искусств, философов, ученых и художников. Этот город был полон идолов, как и наша культура, так что и великий апостол " возмутился духом " . При виде их, однако, он усмотрел среди этих алтарей жертвенник с надписью " Неведомому Богу " , которая и послужила внешней темой его проповеди. Следует   65.336   1. Религия человекобожия в русской Булгаков: Два Града, 255   искать, по примеру апостола, такого жертвенника в современных Афинах, и, конечно, можно найти его и здесь и под покровом отрицательных слов и разрушительных идей усмотреть тлеющую искру веры и благочестивый жертвенник. Если спросить себя, чем живет современный человек, во что он уверовал вместо Бога, ну хотя если спросить среднего русского студента или взрослого гимназиста из " сознательных " , то, конечно, он тотчас ответит: хочу приносить пользу человечеству, затем, подумав, прибавит: выработав себе научное мировоззрение. Вера в прогресс, в науку, в возможность разрешить все жизненные противоречия в историческом развитии науки и человечества составляет несложный катехизис современного человека. Это – общее, а затем начинаются частности, различия: с. — р., с. — д., к. — д. (и другие комбинации букв). В основу его положен догмат веры в разум, всесилие науки. Однако совместима ли эта вера в разум с общим учением о человеке как двуногом животном, которое в силу случайности, игры материальных атомов и борьбы за существование достигло теперешнего состояния, а в будущем имеет достигнуть еще большего? Откуда у этого " ощипанного петуха " , как определил человека философский нигилист–циник Диоген, берется

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Сир. marganita является калькой с греческого margaritis (жемчужина, маргарит). 748 Букв. «если бы человек хотел». 749 Букв. «требований». 750 Букв. «обрести задержку в молитве». 751 Букв. «и чин чтения» (w–teksa d–qeryana). 752 Букв. «совокупность всех действий , которые осуществляются по отношению к совершенным мужам». 753 Или «сильными». 754 Т.е. восхищение ума. 755 Вар. «озарение прозрений» (nahhiruta d–sukkale). 756 Или «пустой ум удерживается от рассеянности». 757 Вар. «божественную мысль». 758 Сир. d–zaw " e (здесь: «значений»). 759 Вар. «в результате возбуждения во время божественных таинств», т. е. Евхаристии. 760 Букв. «и то, чтобы человек по своей воле сочетал помысел». 761 Букв. «смешанный с миром и связанный с женой и детьми». 762 Букв. «смирению подчинения». 763 Вар. «своему преуспеянию». 764 Букв. «для мы умудрились». 765 Вар. «ибо это не приводит на память». 766 Букв. «принуждение частых битв». 767 Т.е. для монашества. 768 «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно–сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54–е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. 769 Букв. «он собирается в себя от рассеянности». 770 Букв. «но не порядку их смысла». 771 Букв. «к разуму». 772 Имеется в виду 11–я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». 773 Букв. «во всем этом здешнем поведении (существовании)». 774 Букв. «помещал понимание ее в учеников». 775 Букв. «разум». 776 Букв. «в предании молитвы Господней». 777 Букв. «от постоянства молитвы» (amminuta da–slota). 778 Букв. «рабский». 779 Или «руки, сложенные словно у раба». 780 Букв. «прозрения и цели». 781 Вар. «когда человек падает на лицо». 782 Вар. «исполненных страдания». 783 Букв. «получают они примешанным к ним (т. е. молитвенным движениям)». 784 Вар. «в соответствии со способом и целью своего намерения». 785 Букв. «способами». 786 Букв. «способам». 787 Лк.10:42. 788 Букв. «что стоят в совершенстве». 789

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Букв. «в свободе помыслов». 966 Или «образа жизни». 967 Или «подъем этот». 968 Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969 Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970 Букв. «существует». 971 Т.е. нового века. 972 Букв. «возбуждается». 973 Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974 Т.е. находящихся на душевном уровне. 975 Т.е. находящихся на духовном уровне. 976 Духовный. 977 Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978 Букв. «к нашему рассказу». 979 Букв. «слово». 980 Или «в добродетели деяний». 981 Букв. «свободой помыслов». 982 Т.е. от страха и страдания. 983 Или «свободе помыслов». 984 Букв. «чину детей». 985 Букв. «возбуждается», «движется». 986 Букв. «постоянством мысли». 987 Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988 Букв. «кратких дней этой обители». 989 Букв. «еще не вошел в душевность». 990 Букв. «душевности». 991 Или «совокупность». 992 Т.е. Церковь. 993 Букв. «в душевности». 994 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995 Букв. «на нёбе мышления его». 996 Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира. 997 Или «жизни в похотях». 998 Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение. 999 Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой. 1000 Букв. «не вкусили». 1001 В оригинале использованы однокоренные слова. 1002 Букв. «восхитительность знания своего». 1003 Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце». 1004 Или «отсутствия мысли о себе». 1005 Или «от тайн истины». 1006 Ср. Мал.3:20. 1007 Вар. «воссияло в излиянии». 1008

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Греч. «надеется, помышляет и воображает человек». 855 Букв. «и отсюда». 856 Или «светозарность», «просветленность». 857 Греч. «помрачается чистота того озарения и святого знания, которое в душе». 858 В рукописи British Library, Add.14633 добавлено на полях: «О чрево, госпожа пороков!» Именно этому чтению следует греч. перевод, в котором данное место читается так: «или слишком часто беседует он с миром и похотями его, или от чрева, госпожи всех пороков». 859 Сир. hawna (anoza. Слово (anoza имеет два значения: 1) кормчий, штурман, капитан; 2) беглец, беглый раб. В греч. переводе — o drapeteuon (беглец). 860 Сир. qubarnita является калькой с греч. kybernetes (капитан, кормчий). 861 Букв. «при мягком дуновении ветра сзади». 862 Греч. «И если следует сказать коротко, подобен ум беглеца, когда бы ни встречался он с миром, кормчему, в тишине двигавшемуся по морю, и вдруг наскочившему на камни и потерпевшему кораблекрушение. Богу же нашему слава, держава, честь и великолепие во веки. Аминь» 863 Букв. «Вопросы о разных вещах». 864 Или «узнавать», «познавать». 865 Сир. (apyuta. См. примеч. 89 к Беседе 1. 866 Или «подвига». 867 Или «испытаниям». 868 Букв. «плодам года». 869 Букв. «полезными для наслаждения». 870 Или «о любви Божией». 871 Букв. «пересказу Писания». Возможно, речь идет о распространенной в раннехристианском монашестве практике заучивания наизусть текстов Священного Писания. 872 Букв. «побуждения». 873 Букв. «изображается». 874 Или «в душе его». 875 Букв. «великие о Боге». 876 Букв. «в своем лице». 877 Букв. «знания о возвышенных Бога». 878 Букв. «рождается нечто, связанное с мыслью». 879 Т.е. в мысли. 880 Или «в радости». 881 Сир. atra dakya da–kyana. Выражение заимствовано из сочинения преп. Марка Подвижника «О думающих оправдаться делами». 882 С Богом. 883 Букв. «страдания». 884 Букв. «в них». 885 Букв. «охватывающего ум изнутри видения, которое в них». 886 О манне говорил, в частности, преп. Ефрем Сирин (Гимны о вере 9,12), а также другие сирийские авторы. 887

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Или «искусство Духа». 146 Ср. 1 Кор.2:9. 147 Т.е. демоны. 148 Вар. «тоже действует обманчиво против него в то время, обучается " . 149 Букв. «препятствия его». 150 Или «упорства». 151 Или «упорствует». 152 Букв. «самое тяжелое и трудное из всех этого образа жизни (подвижничества)». 153 Букв. «обретающихся в нем». 154 Или «от всего». 155 Или «равность образа жизни». 156 Букв. «поровну смешано». 157 Букв. «смешениях своих», т. е. элементах. 158 Букв. «обретению». 159 Букв. «труды ночи». 160 Сир. mliluta соответствует греч. to logistikon (разум, разумение) и в традиционной христианской антропологии обозначает разумную часть души. Деление души на три части — желание, раздражение и разум (греч. to epithymitikon, to thymoeides, to logistikon; сир. rehmta, tnana, mliluta) — восходит к стоической философии и могло быть заимствовано преп. Исааком из сочинений Еваргия, Иоанна Апамейского и Бабая Великого. 161 Сир. hawna мы обычно переводим как «ум». 162 Или «образа жизни». Букв. перевод: «Ибо состав подвижничества (образа жизни) есть тип (символ) состава тела». 163 Сир. термин bulbala (смятение, смущение, смешение) употребляется, в частности, при описании смешения языков во время вавилонского столпотворения. 164 Т.е. подвижника. 165 Или «смятение». 166 Букв. «Он нуждается также в презрении к телу во всякой " . 167 Сир. teksa является калькой с греческого taxis (чин, порядок, уровень, упорядоченность). 168 Т.е. земным. 169 Т.е. если подчинится земному порядку. 170 Букв. «что (относится) к деснице, и что к шуйце». 171 2 Тим.3:17. 172 Букв. «печать чего — от упражнения и упорства». 173 Сир. «бедствия», «злострадания». 174 2 Тим.2:3. 175 Евагрий. Практик 59. 176 Букв. «которые прошли над ней». 177 Или «в мысли своей», «в разуме своем». 178 Букв. «доводится до совершенства», «завершается». 179 Букв. «по причине обретающейся в нем пустоты». 180 Букв. «а также оставлению обычных причин, которые бросаются на во внешних делах его, будь то по воле его, или по случайным ». 181 Или «обеспокоен». 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

45:8 Букв.: отцом. 361 45:10 Гошен (Гесем) – плодородная область Египта в восточной части дельты Нила. 362 45:18 Букв.: будете есть лучшее/ тук. 363 45:22 И ли: серебряных шекелей, т. е. около 3,5 кг серебра. 364 45:24 Друг. возм. пер.: ( ничего) не бойтесь/ не ссорьтесь. 365 45:28 Или: верю; букв.: довольно/ много. 366 46:1 Друг. возм. пер.: вместе со всеми домочадцами своими. 367 46:2 Букв.: я здесь. 368 46:3 Букв.: там сделаю тебя. 369 а 46:15 Дина, вероятно, незамужняя после несчастья в Сихеме, упомянута здесь как особый член семьи Иакова. 370 б 46:15 Букв.: ( число) всех душ его сыновей и дочерей. Это число возникло либо за счет исключения Эра и Онана (умерших еще в Ханаане) и включения Иакова и Дины, что представляется наиболее вероятным, либо путем включения первых и исключения вторых. 371 46:27 В LXX в счет не входят Иаков и Иосиф, но говорится о девяти сыновьях Иосифа, и число переселенцев составляет семьдесят пять. Именно это число упоминает в своей речи Стефан в Деяниях апостолов (7:14). 372 46:28 Букв.: указать; LXX: встретить. 373 47:9 Или: жительства; то же ниже в этом стихе. 374 47:12 Букв.: и весь дом отца своего по числу/ устам детей. 375 47:18 Букв.: не скроем от господина моего. 376 47:21 В Самаритянском Пятикнижии и в LXX: сделал их рабами. 377 47:29 См. примеч. к 24:2. 378 48:3 Е вр. Эль–Шаддай; см. примеч. к 17:1. 379 48:4 Букв.: потомкам твоим после тебя. 380 48:6 Букв.: по именам своих братьев они будут названы в своем наследстве. 381 48:14 Друг. возм. пер.: и с умыслом положив. 382 48:15 Букв.: ходили. 383 48:19 Букв.: станет полнотой народов. 384 48:20 Букв.: тобой (LXX: вами) будут благословлять Израиль. 385 48:22 И ли: Шехем. 386 49:1 И ли: в конце дней. В своей боговдохновенной речи Иаков рисует картину будущего потомков своих сыновей в Ханаане, исходя при этом из особенностей их характера и обстоятельств жизни. Одни предсказания касаются более близкой, другие – более далекой перспективы, простираясь до «последних дней» (в мессианском смысле этих слов). 387

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Продолжение 06.09.2011 408 Время на чтение 89 минут Часть Третья Часть Первая Часть Вторая ГЛАВА ВТОРАЯ Идея Самодержавия и христианской государственности в Утвержденной Грамоте и в других документах Московского Собора 1598 года (Окончание) 8. Глаголы Русского Самодержавия Полагаю, здесь нужно подвести предварительный итог относительно титульной, регальной и образной символики Русского Самодержавия, отображенной в «Родословии». По отношению ко всем названным здесь лицам употреблен титул « Князь Великий » или « Великий Князь ». Ряд из них титулуются « Российскими Государями », некоторые же титулуются как « великие Государи ». Равноапостольный Великий Князь Bлaдuмip по «Родословию» был назван Самодержавным , о его сыне Великом Князе Ярославе Мудром сказано: « самодержавства bocnpiuмъ скифетръ Pociйckaro государьства». Но титул « Самодержец » относится только к Великому Князю Иоанну III, а « Самодержец всея Руси » к Царям Иоанну и Феодору, и они же только из всех Российских Государей в «Родословии» титулуются Царями. Наиболее же полно Царский титул прописан по отношению к Феодору Иоанновичу: « Государь нашъ, благоверный велик i й Государь Царь и Beлuki й Князь едоръ Ивановичъ, всеа Py ci и Самодержець ». Как отмечалось выше, только здесь употреблен титульный эпитет « благоверный », а также устойчивое словосочетание «Государь наш ». Это местоименное определение « наш » обычно употреблялось по отношению к Государю-современнику. Оно характерно и для титулов молитвенного обращения к местным Святым(102). К титульным формулам близки титульные характеристики: « дерзосердый », « пресветлая звезда », « исполненъ храбрьскаго подвига », « храбрый », « рачитель благочест i ю, kpenki й поборникъ за святыя церкви и о святой православной xpucmi янстей вере », « всякими добродътелми и благочест i емъ украшенъ », « достохвалный въ храбрьскомъ подвизе и преславный въ победе », « благочест i ю рачитель и по крестьянской вере kpenki й поборникъ », « храбръ и въ победахъ страшенъ ». Среди индивидуальных титульных характеристик особо хочу обратить внимание на пассаж о Царе Феодоре Иоанновиче: «по своему Царьскому милосердому обычаю, и во всемъ бысть земный Ангелъ и небесный пресветлаго Рая житель».

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

22:7 Букв.: серебро. 597 22:8 Или: к Богу; то же в ст. 8. 598 22:11 Букв.: клятва Господня будет между ними. 599 22:14 Букв.: он. 600 22:20 Букв.: должен быть предан заклятию. 601 22:28 Или: судей не злословь (ср. 21:6); или: не проклинай. 602 22:29 Букв.: полнотой ( урожая) своего и потоком ( вина или елея) своего не медли. 603 23:1 И ли: слухов ложных; или: сплетен. 604 23:2 И ли: извращая ( правосудие). 605 23:12 И ли: в покое пребывай; ср. Быт 2:2 и примеч. «б» к Быт 2:2. 606 23:13 Букв.: не вспоминай; здесь употреблен евр. глагол захар в культовом значении «призывать/вызывать». 607 23:14 Е вр. слово тахог (от корня хагаг) использовалось для описания праздника, сопровождавшегося паломничеством. Моисей употребляет его впервые в обращении к фараону (5:1). 608 23:15 См. 13:3–10. 609 23:16 В конце лета – начале осени. 610 23:18 Букв.: не забивай ( проливая кровь) Моей жертвы при квасном ( у тебя в доме), т. е. нельзя есть пасхального агнца с квасным (дрожжевым) хлебом. 611 23:19 Очевидно, этот запрет был реакцией на древний ханаанский и сирийский обычай. 612 23:20 Букв.: перед тобой. 613 23:21 Букв.: так как имя Мое в Нем – это выражение может считаться явным отождествлением Ангела с Богом; вообще же в Св. Писании слово «имя» в ряде случаев представляет личность (ср. Числ 1:2), и особым образом оно относится к Богу, когда Он открывает Себя людям (см. Пс 8:1; Зах 10:12; Ин 17:6). 614 23:27 Букв.: ужас Мой пошлю пред тобой. 615 23:28 Шершень — крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана. 616 24:1 П родолжается рассказ, прерванный в 20:21 содержанием «Свитка Завета/Договора» (20:22 – 23:33). 617 24:3 Букв.: все слова, которые говорил Господь, исполним. 618 24:5 Или: от жертвы, принесенной в знак благополучия и мира (евр. зева х шелами м — традиционный перевод – «жертва мирная»; друг. возм. пер.: «жертва общения» – жертва, указывающая на восстановление общения между Богом и человеком. Слово шелами м включает в себя такие понятия, как здоровье, цельность, благополучие и мир); такого рода жертвы приносились теми, кто хотел порадоваться вместе с братьями–израильтянами своему преуспеванию и жизни в мире с Богом и людьми, пиршествуя с родными и левитами прямо во дворе Святилища. Обыкновенно этому предшествовала жертва за грех и всесожжение. 619

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Что такое богослужение и какова его цель? Каким бывает богослужение, где и кем совершается? Храм это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и великие праздники. Литургия - центральное богослужение. Понятия о таинствах Покаяния и Причащения. Цель молитвы, условия правильной молитвы (внимание, благоговение). Молитвы: " Отче наш " , молитвы до и после трапезы перед и после учения. Достойно есть. Богородице Дево, радуйся. Молитва за живых. Молитва об усопших. Основные песнопения Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона). По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 8-10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями: " ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК " (34 ЗАНЯТИЯ). Базовый курс Применение данного курса возможно и в старших возрастных группах, когда есть необходимость освоения базы церковнославянского языка. Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих задач: ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Церковнославянский язык и его назначение. Церковнославянская азбука и история ее создания. Жития святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки - глаголица и кириллица. Графическая традиция церковнославянского языка. Церковнославянская азбука, изучение азбуки. Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Правописание " дублетных " букв: " есть " и " ять " ; букв " зело " и " земля " ; букв " иже " , " и " , " ижица " ; букв " он " простого и широкого, " омеги " простой и торжественной. Употребление букв " ер " и " ерь " . Правила употребления букв " азъ " , " я " , " юс-малый " . Правила употребления букв " ук " , " ижица " .Правила употребления букв " кси " , " пси " . Отличия в употреблении букв " фертъ " и " фита " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010