Крест «буквенный» И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. «И действительно, как видно из надписей Синайских, — сообщает граф А. С. Уваров, — буква принималась за символ и за настоящее изображение креста» (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию. Крест «якореобразный»         Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме — в 230-м, а в Галлии — в 474 году. А из «Христианской символики» узнаем, что «в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» » (Гр. Уваров, стр. 114).         В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, «якорь» , символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.       Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных. Крест монограммный «доконстантиновский»       Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит Гавриил пишет, что «в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис.8), есть прикровенное изображение креста» (Руков. стр. 343). Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы «1» (йот) и буквы «X» (хи).

http://pravmir.ru/article_1347.html

Неустойчивое внешнее положение христиан, гонения, то ослабевавшие, то усиливавшиеся с одной стороны, и внутреннее мистическое настроение, слагавшееся под влиянием гонений и нашедшее свое выражение в аллегорически-мистическом направлении александрийской богословской школы с другой, – обусловливали различные видоизменения как древнехристианской символики вообще, так и, в частности, монограммы имени Христова. Отсюда монограмма является то в сокращенном и простом виде, то в более полном и знаменательном. В сокращенном виде монограмма эта представляет несколько видоизменений: иногда буква Р сокращается на половину и становится над буквой X 23 (см. рис. 2); Рис.2. или верхняя загнутая линия отбрасывается совсем и оставляется одна прямая, перпендикулярно пересекающая букву X 24 (см. рис. 3); Рис.3. иногда присоединяется еще линия поперечная, горизонтально пересекающая букву X 25 (см. рис. 4); Рис.4. иногда – изредка впрочем – загнутая линия буквы Р сокращается наполовину и Р принимает вид посоха или жезла игуменского 26 (см. рис. 5); Рис.5. или же загнутая, соединяется с одной из косых линий буквы X простого 27 (см. рис. 6) Рис.7. Путем этим сокращений, монограмма уже утрачивает характер монограммы и представляет переход к кресту. Наконец, в некоторых случаях встречается одно X 30 . С другой стороны, монограмма этой формы не всегда употребляется в простом, безыскусственном виде. Благоговейное чувство, какое питали христиане к этому графическому символу, заменявшему дорогой для них образ, старалось украсить его, придать ему более или менее изящный вид и, в то же время, выразить прикровенно божественное достоинство Того, Кому принадлежит это имя, чтобы сделать последнее предметом сколько религиозного чествования, столько эстетического наслаждения. Стремление это выразилось в удвоении линий составных букв монограммы и в помещении монограммы в кругу (см. рис. 8 31 и рис. 9 32 ). Рис.8. Рис.9. Круг иногда также удвояется, образуя, как бы ореол, и в нем помещается или простая однолинейная монограмма 33 или двухлинейная 34 , и притом, буква X двухлинейная иногда образуется не параллельными прямыми линиями, а несколько согнутыми, в соединении одна с другою, составляющими, как бы, лучи 35 . Иногда простая монограмма усложняется линией, пересекающей ее горизонтально и дающей ей вид креста 36 . Изредка монограмма украшена пальмовыми ветвями со всех сторон 37 , или утверждается на венке, образуемом из двух пальмовых ветвей 38 , или является изображенной на большом сплетенном венке 39 , или же в лавровом венке, утвержденном на кресте 40 . Во многих случаях по сторонам ее стоят греческие буквы: А и Ω 41 . Наиболее сложный вид представляет монограмма в соединении с крестом в виде буквы Т и с буквами А Ω по сторонам лежащего Х 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Лавра св. Афанасия . Как и вообще по древностям Лавра стоит на первом месте среди афонских обителей, так и по отделу лицевых рукописей, она может гордиться Евангелием XI века (86 а, 0,22 на 0,27, 322 л.) 161 , с выходной миниатюры которого мы могли снять фотографию 163). Евангелие писано, по-видимому, в самом начале XI века длинным уставом, но представляет в буквах столь явно архаический характер X столетия, что на первое время может показаться его близость к древним кодексам второй половины IX и первой X века, почему оно и было относимо условно к X – XI столетиями, как ни резко различаются, на самом деле, эти два века в искусстве и особенно в лицевых рукописях. Здесь буквы очерчены пурпурною каемкою и по всему стволу слегка позолочены, затем орнаментированы в древнем роде: плющом, вязлами, меандрами, кринами, розетками; много букв зооморфных в виде рыбы. В этом же роде выходная миниатюра на л. 6 представляет рядом с началом Ев. от Матфея, под заставкою, Спасителя с Евангелием, стоящего с благословляющею десницею: миниатюра выдает весь схематизм живописи XI века. Совершенно иного характера письмо и выходная миниатюра другого Евангелия в малую четвертку, X века 92 а, отличного устава, представляющая (рис. 97) Спаса с Евангелием, стоящего на подножии, среди медальонов: с двумя образами Деисуса: Б. Матерью и И. Предтечею и 4 Евангелистами в виде погрудных изображений. Полная и несомненная античность всех типов и живописной манеры (лепка тела, отсутствие оживок и контуров в этой лепке, глубокие и сочные краски, реалистические головы) и высокий иконографический интерес ликов делают эту миниатюру драгоценным памятником редкого византийского искусства IX века. Евангелие XII века, 97а, в 4-ку, дар господаря Матвея и жены его Елены с годом 7151 (1643) и портретами вкладчиков в зубчатых венцах и в шубах с длинными рукавами. Новый Завет и Псалтырь в малое in 4°, XII века, с изображениями Евангелистов, Пророков: Ионы, Исайи, Аввакума, Богоматери и пр. Свиток Литургии XI – XII в., с прекрасными инициалами зооморфического состава и «потешных» сцен различного рода, также немногими заставками и символическими сценами молитвы, служения, Спаса небесного и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ей можно безмолочную кашу, сливочное и оливковое масло, овощи, фрукты, овощные супы в разных вариациях, низкобелковые макароны, рис, гречку. Можно даже зефир, желе, мармелад, но все зависит от того, какой компонент для приготовления использован. Если это желатин, который делается из костей животных, то там белка огромное количество – нельзя. А если пектин, то белка там нет, поэтому можно», – рассказывает Юлия. Она привыкла готовить несколько разных блюд каждый день: для себя и Насти – одни, для Виты – другие. Знает, что диета – это основное при таком сложном заболевании. И без рекомендованных немецкими врачами бобат-терапии и терапии по методу Кастильо Моралеса, конечно, не обойтись. Первая помогает исправлять нарушения движений, вторая – нарушение речи. Важно продержаться без кризисов За последний год Вита прошла три курса реабилитации. После этого стала увереннее держать ложку в руках, стоять на ногах, сделала первые самостоятельные шаги, начала произносить слова. «Раньше она жестами все объясняла или издавала звуки. Еще месяц назад вместо слова «кушать» у нее было «ам-ам», а теперь «ку-ша». Сок она называла «шш», как будто из трубочки пьет, а сейчас говорит «сок». Бабушку звала «ба Ли», а теперь четко произносит «баба Лида». Интеллект при таком заболевании никак не страдает. Вита знает все буквы, очень любит книжки с алфавитом. Может сосчитать до 10. Конечно, артикуляционно у нее пока не все получается, но она очень старается. А еще любит лепить, рисовать, собирать лего, смотреть мультфильмы. Ей нравится кормить уточек и белочек в парке. При этом она понимает, что ей самой есть хлеб нельзя», – рассказывает Юля. Ее радуют малейшие успехи Виты. И она верит, что в будущем ничего страшного не произойдет. И Вита сможет пойти в обычную школу. Главное сейчас – закрепить имеющиеся навыки и развиваться дальше, не допустить кризиса, избегать вирусов и инфекций, которые могут свести к нулю все достижения. «Врачи в Германии дали положительный прогноз. Очень важно до 6 лет продержаться без кризисов, а потом придерживаться строгой диеты», – говорит Юлия.

http://pravmir.ru/belok-kak-yad-razrusha...

1. Заставка из греч. рукоп. Беседе И. Златоустого, принадлежавшей Иеремии, патр. Константинопольскому, X в. (Моск. Синод. Библ. 128) 3. Заставка из Евангелия XII–XIII в. Моск. Арханг. собора пропорциях самых различных». Рукопись Архангельского собора действительно явление очень замечательное. Сначала замечу, что по прописным буквам она носитна себе очень ранний характер, не только начала XIII века, но даже и XII века. По буквам заглавным представляет грубое, неумелое воспроизведение букв Евангелия Остромирова 1056–1057 г. и Мстиславова 1125–1132 г., что между прочим явствует из начертания букв В и Р: весь верхний овал буквы В и овал буквы Р наполняется изображением человеческого лица; оно очень красиво и довольно натурально в Евангелии Остромировом, уже менее изящно в Мстиславовом и, наконец, очень дурно в рукописи Архангельского собора, однако все же не так безобразно, как приведено в V таблице у Виолле-ле-Дюка, по Истории русскогоорнамента г. Бутовского. В этом издании неудовлетворительно были избраны образчики орнаментов из рукописи Архангельского собора, особенно в буквах, которые носят на себе явственный отпечаток византийско-болгарского происхождения, как это можно видеть в самой рукописи на листах: 15, 15 об., 21, 51, 57 об., 88 (рис. 5), 91, 93 об., 122, 170 об., 187 об., 242,247 об., 253 об. (рис. 6). 4. Заставка из Евангелия XII–XIII в. Моск. Арханг. Собора Кроме упомянутых лиц, буквы эти состоят из византийских орнаментов, каковы:цветы, листы и веточки, перевитые ремни, колонны с перемычками и коленцами или с узлом из ремней посередине, византийский крест (рис. 7) в нижнем овале буквы В, или (рис. 8) зверь с длинным хвостом и т. п. Что касается до характеристической приметы человеческих лиц, то она господствует и в рукописях южнославянских древнейшей эпохи. Буквы с этим орнаментом можно видеть в болгарском Евангелии XII века, из библиотеки профессора Григоровича, поступившем в Московский Публичный Музей; например, на лист. 66 и 99 об. буквы В и Р (рис. 9); обе писаны киноварью, как и прочие заглавные буквы, а в верхних овалах обеих букв изображено лицо: глаза, нос, рот–чернилами, а на щеках ударено киноварью; со лба по обе стороны спускаются завитки, тоже киноварью, будто кудри волос на голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Ограничиваюсь только положительными фактами по рукописям и некоторым памятникам искусства, с точными указаниями времени и места их происхождения, вовсе не касаясь вопроса о восточных влияниях на стили византийский и романский, который далеко уклонил бы меня от предполагаемой мною цели 4 . 1) Русский орнамент XIV века – буду означать его этим веком, как временем полнейшего развития – состоит из двух главных элементов: из ременных и преимущественно змеиных сплетений и из чудовищ, куда причисляю и все фигуры животных и людей, потерявших натуральность под печатью условного стиля. 2) Оба эти элемента и в византийских, и в южнославянских, а также и русских рукописях сначала идут отдельно, особняком, не смешиваясь друг с другом. 3) Слияние это произошло сначала в заглавных буквах и потом уже в заставках. В рукописях византийских оно ограничилось буквами, в южнославянских же и русских в равной степени развилось в буквах и заставках. 4) В византийских рукописях, благодаря натурализму и изяществу в живописной раскраске с золотом, фигура животного, обыкновенно птички, или фигура человека отделяется от корпуса буквы, стоя при ней, как изящная раскрашенная статуя при архитектурном здании. См., например, (рис. 10–11), в издании Истор. русск. орнам. Бутовского, табл. XV, из рукописи XI–XII века. Затем, суставы букв, колонки и овалы, выступы и перекладины, из членов архитектурных превращаются в животных сливая таким образом орнамент геометрический с орнаментом царства животных. Блистательный образец таких букв предлагает 5) В ближайшей связи с буквами этого византийского Акафиста состоят буквы Остромирова Евангелия, в которых из листов геометрически, архитектурно построенной буквы там и сям выступает то человеческое лицо, то звериная морда. Замечателен, между прочим (рис. 12), грифон, полуптица-полузверь, крылатое животное с лапами, составляющее нижний овал буквы В. Такой же грифон изображен в медальоне в стенной живописи на лестнице Киево-Софийского собора, с головой, обращенной к чудовищному рылу извивающегося под его ногами змия 6 ; затем, между прилепами Дмитриевского собора во Владимире, 1197 г., встречается он особенно часто 7 ; наконец, является одной из самых распространенных фигур в орнаменте русских рукописей XIII–XIV в., как это можно видеть в издании г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Зато тема защиты отечества в Дружининском списке разработана тщательно, как ни в одном другом. Из пространных названий его глав узнаем о заступничестве иконы Богоматери Одигитрии не только за Тихвинский монастырь, но за все Северо-Западные земли Руси. Благодаря покровительству чудотворного образа от нашествия «поганых варяг» (гл. 12, 23) и «зловерных немцев» (гл. 18–54) была спасена обитель на Тихвине, а также Великий Новгород (гл. 13, 42, 45, 53), Псков (гл. 15), Соловецкий монастырь (гл. 35). В составленном на Выгу тексте названы имена военачальников: Леонтия Арцыбашева, царских воевод – князя Симеона Прозоровского и Леонтия Веньяминова (гл. 16, 24). Только в Дружининском списке имеются главы под названием: «О приступе безбожных к велицей обители и паки к девичью монастырю, и о победе Богоматери на них. Глава 27» (л. 61–62); «О пришествии воеводы князя Симеона из девичья монастыря во обитель Богоматере. Глава 29» (л. 63–64). Судя по манере письма, Дружининский список «Сказания» создан в женской общине Выго-Лексинского монастыря – на Лексе. Искусную девичью руку выдает ее художественное убранство, состоящее из киноварных инициалов, одной орнаментальной заставки и одной миниатюры. Инициалы, которые, возможно, выполнялись той же мастерицей, которая переписывала текст, открывают каждую новую главу сочинения. В их написании можно выделить несколько типов. Простые неорнаментированные, а таких в рукописи большинство, отличаются от строчной буквы только размерами и цветом. Более сложные по начертанию – инициалы, сочетающие шрифтовые и орнаментальные элементы. Они двойного контура с широкой внутренней линией и тонкой внешней, с «бусинами-консольками», фиксирующими основание, центр и верхнюю точку, с дважды повторенным на каждой вертикальной линии орнаментальным элементом в виде тонких «усиков» и «крестика» между ними, с «узелком» на перекладине. Наконец, пышно декорированные большие инициалы. Они значительно крупнее других, в высоту 5–7 строк, и вдаются в текст на 7–8 знаков. В их начертании сохраняется принцип двойного контура. Стройные четко прочерченные вертикальные линии симметрично с двух сторон оплетают орнаментальные завитки в виде пера или спирали, декорированные «листочками», «ягодами» на плодоножке, бутонами мака, головками колокольчика, цветами, похожими на звезды, маленькими пиками. Узор в каждом своем элементе прорисован тонко с едва заметным нажимом при переходе от одного завитка к другому, он создает впечатление легкого облака вокруг графически четкого остова инициала. Таких, сложных по своей разработке, буквиц в рукописи всего пять (л. 6 об., 17, 19 об., 20, 20 об.). Миниатюрная манера исполнения свидетельствует о безукоризненном владении автора искусством мастера- «травщика» (рис. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Иногда мастер пользуется в видах колорита белым цветом пергамента, присоединяя к цветным подробностям белую, которая своими полосами пересекает цветные: так, например, (рис. 106),белая змея, нежно покрытая черными и красными черточками, извивается своими хвостами по двум развалинам сучка, одной желтой и другой красной, которые, для образования буквы В – 12 –, суживаясь кверху, соединяются в белой же змеиной морде, для верхнего овала буквы, пропустившей свой длинный белый нос между желтыми и красными листиками. Иногда белая фигура по черному ее абрису оттеняется красной полоской, как в букве Р – 14 –. Иногда нутро буквы покрыто сплошной краской, на которой рельефно выступает сплетенный из полос орнамент; например, в букве В по красному фону черные и желтые полосы, или по желтому – черные и красные – 7, 19 –; а то между цветным сплетением сквозит белый фон пергамента, как в буквах В и Б – 6, 20. 107. Р 108. Р 109. Р 110. Л 107–110. Из Евангелия XII–XIII в. Народной Библии в Белграде В вымысле фигур, соединяющих в себе болгарские элементы с византийскими, господствует изящная простота, не редко достойная античного стиля. Мастер умеет пользоваться малосложными средствами, чтобы выразить свою мысль. Благословляющая рука (рис. 107), поднятая вверх, рыба, заяц (рис. 108), стоящий на задних ногах, даже один только жгут (рис. 109) или столбик для него – буква Р – 4, 5, 27, 15, 21 –; палочка с орнаментом на обоих концах, которую держит рука или звериная морда в своей пасти (рис. 110) – это буква Л – 16, 18 –. Сплетения, впоследствии доведенные до излишества, как у нас в XIII–XIV вв., составляют здесь принадлежность не более, как только одной половины орнаментов, и то в очень умеренных размерах, не запутывая и не заслоняя главной фигуры своими извитиями, чему вместе с тем не мало способствуетколорит, которым постоянно отличаются ремни от того, что они связывают и переплетают. В отделке подробностей замечается то натурализм византийского происхождения, то стилизация, частью византийская, частью болгарская или вообще средневековая.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Евангелие из собрания Григоровича, в Московском Публичном Музее – табл. II –, дает образчики еще новой школы, отличающейся от предшествовавших и в колорите, и в очерках. Вообще писец пользовался для орнаментации только киноварными очерками и большую часть букв оставил без всякой другой раскраски. Ноглаз его не удовлетворялся этим однообразием и требовал себе развлечения в колорите. Простейший и более сподручный для того способ предлагали чернила, и мастер немногими черными чертами дает более резкую физиономию человеческим лицам, писанным киноварью в овалах буквы Р –3, 4 (см. выше, рис. 9) –, приделывает уши и глаз змеиной голове в букве В –29 – (рис. 70), а в другой той же букве –31 (рис. 71) –только глаз и сверх того черные точки на каждой из чешуек, выведенных киноварью по всему змеиному хвосту, из перегибов которого, перепутанных узлами, состоит вся буква. Это придавало не только некоторую рельефность, но и оживляло фигуру, усиливая ее взор черным глазом. Кроме того, писец имел под руками две краски, синюю и зеленую: это немного, но в соединении с киноварными очерками колорит получал представительный вид византийской перегородчатой эмали, перегораживая зеленые и синие массы красными линиями –5 (рис. 72), 20 –. То же и в заставках: или заставка сквозит своими киноварными переплетами побелому полю пергамента –7 – или это поле покрыто в перемежку синими и зелеными участками, как эмаль, отделенными друг от друга теми же красными линиями –8 –. Особенно убедительно заявляет мастер о чувстве колорита в той (рис. 73) заставке –6 –, которуюон покрыл массивными полосами киновари по широким просветам белого пергамента. Тогда он сделал уступку принятой им манере и не только очерки вывел чернилами, но кое-где пустил черный фон для красных и белых жгутов, принятых в этой заставке в отличиеот двух других, которые состоят только из плетенки. Согласно господствующему принципу, тератологический элемент в этой рукописи развивается на основе византийской архитектоники, и развиваетсяв такой силе, как еще ни в одной из предшествовавших рукописей. Столбики букв еще византийского стиля, или из жгутов, как в букве В –5 –, или с перемычками и выступами, дающими фигурный архитектурный профиль, как в буквах В, Р, П –20, 30, 32 (рис. 74). Иногда эта византийская канва так и остается сама по себе, без болгарского узора, как в названных тот час буквах, а также во многих других, у г. Стасова по справедливости опущенных; например, из жгутов:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Якорь и рыбы изображались на геммах, даты которых можно определить по археологическому контексту могил. Две таких геммы были найдены в Восточном Крыму: одна – в Китее (3 в.) и другая – вс. Ново–Отрадном на Боспоре (2–я пол. 2 – 1–я пол. 3 в.). Обе крымские геммы публикуют основанием якоря вверх и считают их изображением креста 1529 . В действительности же это типичные примеры особой формы «якоря, похожего на крест» (рис. 34), на которую обратил внимание еще Ф.Й. Дёльгер 1530 . Формы креста чрезвычайно разнообразны, основные типы могут комбинироваться друг с другом или усложняться деталями 1531 . Из основных форм можно указать: 1) «греческий» крест с равными концами; «латинский» крест с удлиненной нижней ветвью (crux immissa); 2) косой (в русской традиции – Андреевский) крест (crux decussata), который распространился в Средние века; 3) крест в форме греческой буквы «Тау» (crux commissa); 4) четырехконечный крест, часто с удлиненной нижней ветвью, с расширениями на концах ветвей, в виде треугольников («croix pattde», рис. 35) – эта форма с к. 4 в. чаще встречается на Востоке; 5) «греческий» крест с сильно расширенными концами – «мальтийский» (рис. 36; впоследствии он был использован как герб Мальтийского ордена); 6) крест с поперечными перекладинами на концах, который встречается в греческих папирусах и на монетах первых веков н.э.; 7) крест типа «анх» (crux ansata, рис. 37) воспроизводит египетский иероглиф со значением «жизнь», как христианский символ распространен в коптском Египте со 2–й пол. 4 в.; 8) крест с ветвями в форме трубочек, преобладает в Египте. Отметим также некоторые специфические формы крестов. Крест палестинского происхождения – со «слезками» на концах, часто на ступенчатом постаменте, воспроизводит Голгофский крест, воздвигнутый Феодосием II. Такой крест изображается покрытым драгоценными камнями (crux gemmata, рис. 38), встречается на римских саркофагах с 4 в. и позже воспроизводится многократно. Крест процветший (crux florida) символизирует «древо жизни», рай, – эта форма известна с конца 5 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010