Так, представляется, можно перевести эту фразу (τ μεν καθστοραν των οικημτων ποημα), указывающую на букваль ный смысл, но одновременно предполагающую и метафору. 591 Говоря о «внешних материалах» (τς ξωθεν λας) и «[материалах] внутренних» (τς σωθεν), автор подразумевает ту область материального бытия (или «вещественности»), с которой обычно тесно сращиваются многие страсти человека (их автор, вероятно, и обозначает как «внутренние материалы»). Ср. у св. Василия Великого: «Как входящие в баню обнажаются от всякого одеяния, так и приступающим к подвижнической жизни надобно, обнажившись от всякой житейской вещественности, вести жизнь любомудрую». Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския т. II. Спб., 1911, с. 322. 592 См.: Мф. 7, 24–25. Ср. толковайие: «Храминой называет мысленный дом души, созидаемый из различных добродетелей, а камнем — твердость заповедей Его, которые основывают и укрепляют все надстроенное, и сохраняют этот мысленный дом недоступным для всяких нападений со стороны искушений», Толковое Евангелие от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям, византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном. Киев, 1886, с. 112. 593 По толкованию Златоустого отца, «здесь Он опять не руки разумеет, но усиливает Свою мысль: если возможно, говорит, и себя самого не знать, и если возможно скрыться от самих служащих тебе рук, то постарайся об этом». Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго Избранные творения. Толкование на святаго Матфея Евангелиста, кн. 1. М., 1993, с. 217. 594 Об этом обете (τ επγγελμα) св. Василий Великий, высказываясь о монахах, говорит: «Если живут они по обету, то нет у них ни имения, ни тела; первое расточено в пользу бедных, а последнее сокрушено постами и молитвами». Творения иже во святых отца нашего Василия Великаео, Архиепископа Кесарии Каппадокийския, т. III. Спб., 1911, с. 348. 595 Завета, замечает, что робкий подвижник (или вообще христианин — о οκνηρς), запуганный этим «львом», отказывается от труда над добродетелями (предполагается, естественно, и духовная деградация такого подвижника). См.: Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes. Ed. par P. Gehin//Sources chretiennes, Ν 340. Paris, 1987, p. 336. 596

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Кончив свои занятия в Ибне, мы поехали домой по дороге, ведущей в Рамле, и вброд переправились чрез обрамленную кустарниками речку Рувим, побывали в магометанском чтилище Неби-Рувим. Это каменная часовня среди четырехугольного двора, обнесенного каменной оградой, усаженного большими шелковичными деревами и орошаемого водой из струйника. В часовне стоит большой плотоядец (саркофаг). Магометане признают его за гробницу ветхозаветного патриарха Рувима, старшего сына Иакова. Верно ли это предание и как оно возникло и уцелело у магометан, – сего не знаю, и продолжаю описание своего обратного пути в Яффу. Недалеко от Ибне, на холме, расположена деревня Вебе. Мы не заезжали в нее, но у дороги видели колодец, из которого арабы достают воду ногами своими, да, ногами, и вот как. Араб сидит на каменном краю колодца под навесом из хвороста и ногами своими ворочает шестерню, приделанную к водоему; на шестерне висит бадья; когда она поднимется из глуби, араб берет ее руками и выливает из нее воду в желоб, по которому влага течет, куда течь ей указано. Эта невидаль у нас объяснила мне изречение Моисея о напоении земли ногами 263 . Мы ехали по долине Хнем, обработанной феллахами, и заметили в ней много колодцев и остатки каких-то зданий. Явно было, что и здесь, как на всем побережье от Яффы до Газы, издревле велось надлежащее орошение возделываемой земли, без которого она зачерствела бы и растрескалась, велось так, что вода из колодцев накачиваема была ногами в пруды, а из них протекала, куда надо, по желобам. Миновали два часа с четвертью по выезде нашем из Ибне, и мы прибыли в Рамле, где насчитывается шестьдесят домов христиан православных с двумя священниками, и, отдохнув немного в греческом монастыре, благополучно возвратились восвояси. 24, Четверток. От сицилийского монаха Нила Доксопатра, жившего в 1146 году, знал я, что под непосредственным священноначалием Иерусалимского патриарха тогда состояли семь протопопств и в числе их протопопство Абуд. – Εσι δ π τν νοραν το ερουσολμων πατριρχου κα κστρα κα χωρα τατα, ν ος εσι κα πρωτοππαδες· Βηθλεμ, μμαος, Θεκω, γιος βραμ, τ Πτερ μν, τ πβοτ, τ φρμ. Κα τατα τ χωρα το βουνο εροσολμων 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сколь ни прискорбна эта хула на крестное знамение со стороны людей, считающих себя «христианами», наше внимание не может не привлекать особенно-примечательное явление нашего времени:  крест теперь часто изображается там, где ему совсем не место, – где он может подвергаться поруганию, попранию ногами – на полу, на коврах, на тротуарах. Например, в одном огромном «христианском» храме крест изображен на мраморном полу – так, что все, входящие в этот храм, ходят по нему, попирают его своими ногами. И это далеко не единичный случай, хотя 73-е правило Шестого Вселенского Собора повелевает отлучать от Церкви тех, которые начертывают крест на земле. Но вот еще более показательный случай. Одна православно-христианская семья приобрела себе дом. Когда с пола был поднят большой ковер, чтобы отдать его в чистку, снизу под ним, у самого порога комнаты, оказалось изображение распятия, которое прежние жильцы дома, как очевидно, всегда попирали ногами, входя и выходя из комнаты. Что же это такое? Ведь не простая же случайность?! Вот  дух времени:  или изображения креста совсем почти не увидишь или оно помещается там, где его можно безчестить, топтать своими ногами. Не должно ли быть совершено ясно нам, христианам, кто внушает эту борьбу против креста Господня, кто вдохновляет современных людей на нее? Конечно, это – тот, против которого крест является сильнейшим, могущественнейшим оружием, кто трепещет креста, как своей погибели, как поет об этом св. Церковь в своих песнопениях:  «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его»... Это – враг Божий и враг человеческого спасения  диавол  и все его приспешники, творящие волю его, сознательно или безсознательно ведущие борьбу с Богом и со Христом Его и со всеми истинными христианами. Наглый, почти неприкрытый сатанизм уже готов торжествовать победу в современном мире, более, чем когда-либо в прошлом, во зле лежащем. И вот почему столь многим сейчас так ненавистен крест Господень – знамение нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сохраняется (агнец) в продолжение нескольких промежуточных дней, чем в Писании обозначается время пребывания (Христа) во плоти до страдания и содержания Его под стражею в доме первосвященника. Допускаемый к ядению агнца ближний, сосед – это я, потому, что ты, Израиль, не вместил в себе Агнца. Затем, агнец закалывается к вечеру, потому что также и священный Агнец умерщвляется на закате солнца. Закалывает агнца все многочисленное собрание сынов Израилевых. И действительно, весь Израиль в своем неверии принял на себя вину за ту драгоценную кровь, – весь Израиль, в то время убивавший и до ныне не верующий. Поэтому против них свидетельствует Божественный Дух и гласит, говоря: руки ваша исполнены крове ( Ис. 1:15 ). Притолка, помазанная кровью, это – Церковь , а два столба – это два народа, потому что Спаситель не довольствуется тем, что сначала послал к тебе, Израиль. Несмь послан к вам, – говорил Он, – но ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 15:24 ). Я, как пес, сидел у чужого стола, не имея еще возможности есть хлеба, но собирая падающие крошки и питаясь от чужой пищи. Но после того, как ты не узнал манны с небес, хлеб был перенесен чрез веру ко мне, и я, вместо пса сделавшись уже сыном, ем мясо. Померк свет мира пред великим (сиянием) тела Христова. Приимите, ядите, сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ). Мяса печена огнем: огненно ведь мысленное тело Христа. Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорися ( Лк. 12:49 )? Не сырое мясо, чтобы слово было не трудное, полезное и приятное; и не сваренное в воде, чтобы слово не было слабым, водянистым, и растворенным. Далее сказано в законе: главу снесте с ногами и со утробою ( Исх. 12:10 ). Начало и средина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, средина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе Самом неразрешимыми связями, соделавшись действительно посредником между Богом и человеком. Глава с ногами и со утробою. Высота, глубина и широта суть утверждения земли. Глава с ногами и со утробою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Дважды изображение К. встречается на рельефах Димитрия Солунского вмч. собора во Владимире (1194-1197): оба К. в коронах и рубашках, с конскими ногами, в одном случае хвост конский, в другом - звериный с кисточкой. Первый показан с мечом, держит себя за хвост, другой замахивается (часть рельефа отколота), в его левой руке заяц. Включение изображений К. в программу декора могло быть обусловлено главной темой резного убранства собора - темой власти: версия о том, что К.- брат Соломона и сын царя Давида, вероятно, имела на Руси большое распространение. Три похожих изображения К. есть на рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234): один К. (на пилястре юж. притвора) - с конскими ногами и топором, 2 других (на зап. портале) - со звериными ногами, держат в руках булавы и зайцев. К. в архитектурном декоре, возможно, являются намеком на «соломоновскую мудрость» князей-заказчиков и ремесленников-исполнителей, подчеркивая профессиональный интерес мастеров и самолюбие князей ( Вагнер. 1964. С. 115). На створке серебряного браслета XII-XIII вв. из т. н. Тверского клада 1906 г. (ныне в Русском музее) К. указывает пальцем на лоб, что иногда трактуется как знак раздумий зодчего ( Рыбаков. 1957. С. 84). Одним из немногих изображений К., связь которого со сказанием очевидна, является клеймо Васильевских врат Софийского собора в Вел. Новгороде (1335/36, ныне - юж. вход Троицкого собора в Александрове). Крылатый коронованный К. держит в руках фигурку царя Давида, надпись: «Китоврас меце братом своим Соломоном на землю обетованную за сл…» К образу К. на Васильевских вратах близки изображения на новгородских паникадилах XV-XVI вв. Миниатюра с изображением К. помещена в рукописном сборнике, составленном мон. Евфросином (90-е гг. XV в., РНБ. КБ 11/1088. Л. 127), куда были включены произведения, объединенные темой мудрости, силы и власти. И. Д. Соловьёва приписывает авторство иллюстраций иконописцу Ефрему Требесу ( Соловьёва. 1989. С. 268). Несмотря на наличие в сборнике 2 вариантов апокрифа о Соломоне и К., эта миниатюра была помещена рядом с текстом «Александрии», в котором упоминаются люди с конскими ногами, вошедшие в состав войска Александра Великого. Миниатюра сопровождается монограммой мон. Евфросина, что позволяет нек-рым исследователям соотнести образ К. с личной эмблемой создателя рукописи ( Чернецов. 1981. С. 60). Близкие по иконографии изображения крылатого коронованного К., вынимающего из ножен меч, встречаются на монетах удельных рус. княжеств XIV-XV вв., а также на донышке сосуда, найденного в одном из погребений XV-XVI вв. в Московском Кремле.

http://pravenc.ru/text/1841151.html

«Голову с ногами и внутренностями». Начало и середина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, середина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе самом неразрешимыми связями, сделавшись действительно посредником между Богом и человеком. «Голову с ногами и внутренностями». Высота, глубина и широта суть утверждения земли. «Голову с ногами и внутренностями». Закон и слово, как совет. «Как прекрасны на горах ноги благовестника» ( Ис. 52:7 ). «Костей ее не сокрушайте» ( Исх. 12:46 ), – чтобы удостоверить воскресение с телом. " Подай, – говорит, – перст твой в раны от гвоздей» ( Иоан. 20:27, 25 ), чтобы знать, «ибо дух плоти и костей не имеет» ( Лк. 24:39 ). Опресноки ешьте с горькими травами, – потому что горьки они для тебя и знаменуют горькие дела. «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» ( Ис.1:7 ). «Ешьте пасху с поспешностью» ( Исх. 12:11 ). И конечно, всякому намеревающемуся приступить к такому телу должно быть добрым и трезвым. «Препоясав чресла ваши». Должны быть оставлены природные путы – плотские стремления и грязные удовольствия. »Обув ноги«, – чтобы пути были правильные, опоры – не кривые для утверждения истины. Сандалии ваши, которые Моисей развязал, а Христос подвязал, на ногах ваших. »Сними, – говорится, – обувь твою с ног твоих» ( Исх. 3:5 ), – чтобы видно было временное значение закона. «Я недостоин развязать ремень обуви Его» ( Лк. 3:16 ), – чтобы показать всеобщее значение заключенного договора. «И взяли каждый свой жезл» ( Чис. 17:9 ). Знак божественной силы, опора мыслительной твердости. Жезл (для) Моисея, жезл (для) Аарона, жезл ореховый, жезл, разделяющий бездны морские, жезл, подслащающий горечь источников, жезл, на котором покоятся семь святых даров Духа Божественного: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:2–3 ). Это – пасха, пасха Господня! возгласил Дух, потому что она не образ, не вымысел, не тень, но пасха истинно Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. Григорий с большой горестью упоминает о таких проповедниках, разрушающих одною рукою то, что другой созидают. Он прилагает к ним слова пророка Иезекииля: устоявшуюся воду пивасте и остаток ногами вашими возмущасте, и овцы моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху (34:18–19). Сами пастыри (говорит он) пьют чистую воду, когда они почерпают учение из источника истины; но сию же самую воду они мутят своими ногами, когда позорят своей порочной жизнью те святые правила, до которых возвысились они посредством размышления. И вот, возмущенную ногами пастырей воду пьют их овцы: потому что подчиненные обыкновенно следуют не столько словам своих начальников, сколько примеру их жизни. Пасомые жаждут чистого учения: но так как это учение уже повреждено делами пастыря, то они и принуждены утолять свою жажду из грязного источника.... О, конечно, эти недостойные пастыри с трепетом избегали бы такой тяжкой вины, если бы внимали слухом сердца своего сему приговору истины: иже аще соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей ( Мф 17:6 ) 453 . Вместе с нравственным характером св. Григорий уважает и природный талант в проповеднике, и желал бы, чтобы не уклонялись от должности пастырей-проповедников «люди, наделенные особенными дарами благости Божией, видимо возвышенные пред другими и для блага других отличными способностями,... носящие как бы на челе своем печать власти» 454 . При всей любви своей к монастырской тишине, при всем уважении к аскетическому подвижничеству, св. Григорий скорбел, если видел, что такие люди предпочитают созерцание и уединенную молитву полезной практической деятельности, и даже полагал в таком настроении их воли нравственную виновность. «Если люди, осыпанные великими дарами благодати (говорит он), пристрастившись к занятиям одной созерцательной жизни, отказываются действовать в пользу ближних своей проповедью, любят лишь покой уединения и ищут свободы от всяких трудов общественных, то, судя беспристрастно, они на столько же делаются виновными, на сколько могли бы принести пользы, если бы вступили в общественное служение» 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

«Припадание к святым местам желанно, нужно, важно, – считает С. Минаков. – Ибо именно эти, а не иные, места – святы. Именно они могут помочь включиться, дадут недостающей силы, окажут требуемую помощь, поскольку вне этой благодатной силы человек, кем бы он ни был, слаб и немощен». Автор адресует свои записки тем, кто восприимчив к чужому опыту, тем, кому дорого и свято русское православие, для кого слова «Святая Русь» не являются пустым звуком, кто ищет путь к свету и спасению. Автор сполна делится радостью, что была дарована ему в этих путешествиях. Богомолье, или паломничество, как говорят старые справочники, – это хождение на поклонение православным святыням сверх привычно посещаемых святых мест. Обычай был широко распространён среди всех слоёв русского общества, но особенно среди крестьянства. Путешествие к святыням всегда считалось у русских людей делом богоугодным. По возвращении рассказы богомольцев, в свою очередь, становились достоянием всей общины, служа одним из каналов информации о внешнем мире, средством духовного воспитания. Автор книги «Веселыми ногами…» тоже совершил ряд духовных путешествий по святым местам русского православия. В первых двух разделах книги представлены записки о двух достаточно пространных, своеобразных многотысячекилометровых путешествиях, осуществлённых группой харьковских паломников в 2003 году: пасхальное по Оптиной, Владимирщине и Дивееву, а также августовское – по Курской Коренной Пустыни, пушкинскому Святогорью, Пскову, Санкт-Петербургу, Валааму. Название книге дал одноимённый дневниковый очерк, коему отведён весь первый раздел. Духовно-поэтичное выражение «веселыми ногами» взято автором тома из тропаря пятой песни пасхального канона св. Иоанна Дамаскина: «Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную…» Красноречивы названия очерков, связанных с нашими общими святынями русского православия и охватывающими общерусскую географию: «Из красного в красное. Хожение на Кизилташ», «Близ Даневки, на Черниговщине», «Святого Феодосия дуги светозарныя», «Стопы Цельбоносной Почаевский свет…», «О чём поёт Киселева балка. Пасха в лесном храме на Луганщине», «В Выбутах у княгини Ольги», «У Иоанна Предтечи на псковском Завеличье», «Дорога к Мирожскому Преображению» и др.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/17/bogomo...

Такого ясного, вразумительного рассуждения по данному вопросу мы не находили ни в одной миссионерской книге. Посему, остаётся пожелать, чтобы мысли св. Кассиана возможно скорее были извлечены из полузабытых его творений и приобщены к современной полемической литературе. Нам кажется, что они поставят в тупик всякого сектанта, каждого отщепенца от православной веры. Нужно только полностью извлечь их. Мы значительно их сократили. В полноте же своей они ещё более вразумительны и неотразимы. Возьмём ещё пример. Сектанты, как известно, в высшей степени враждебно относятся к нашей святыне, в особенности к св. иконам. Они попирают их ногами, делают из них салазки для детей, употребляют их вместо ставней, колют на щепки, на дрова; выкалывают глаза у изображённых на них святых и т. д. и т. д. И, делая так, они, конечно, убеждены в том, что этим совершенно не оскорбляют Христа. „Попирая образы, – говорят они, – мы разве попираем Христа?” Ответ на такого рода вопрос можно найти в житии святого преподобномученика Стефана Нового. Там рассказывается вот о чём. Однажды царь, боровшийся с иконопочитанием, призвал к себе великого ратоборца Стефана и спрашивает его: „каким отеческим преданиям не повинуемся мы, что ты называешь нас еретиками?” Стефан ответил: „написание св. икон преданное и заповеданное с древних времён богоносными отцами, вы злочестиво извергли из храмов, назвали их идолами, попрали ногами и истребили огнём. – „Попирая образы, мы разве попираем Христа”? – возразил царь. Тогда преподобный Стефан, как славный воин Христов, побеждает врага его же словами. Он взял в руки монету с изображением царя и, показывая ему её, спросил словами Христа: „чей образ сей и написание”? Царь удивился его непониманию и ответил: „чей же иной, как не царский”. Святой опять спросил: „что было бы, если бы кто-нибудь бесчестно поверг на землю царское изображение и стал бы топтать его ногами. Не подвергся бы он казни?” Предстоящие ответили: – „да, великим казням таковой подпал бы за то, что обесчестил царский образ”. Тогда преподобный Стефан, тяжело вздохнув, с сердечною болезнью воззвал: „О, великая слепота и безумие, если за обесчещенный образ земного царя, смутного и тленного, подвержен будет всякий мучению, говорите вы, то какой казни подлежите вы, поправшие образ Сына Божия и пренепорочной Матери Его и огню предать их не убоявшиеся”? Сказав это, он плюнул на монету, бросил её на землю и стал топтать ногами. Предстоявшие тут с радостью бросились на преподобного и хотели бросить его в море, на берегу которого стояла палата, в какой происходило настоящее прение. Царь же, затаив свой гнев и сознав свою ошибку, приказал пр. Стефана отвести только в темницу 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

  Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Ответ на 5., Иванович Михаил: < >< > Вы, конечно, правы, но восхождение духовными ногами в Царствие небесное ( " которое внуть вас есть " ) внешне лучше всего выражается земным склонением головы пред Господом, или по крайней мере, начинается с него... 5. Ответ на 4., Чтобы " попасть в Рай " не нужно бежать ногами в гору Извините, но... если бегать, то лучше ногами. 4. Ответ на 2., Серёжа : в догон ... порядочных православных людей у нас меньше, чем совестливых атеистов. - А разве бывают православные непорядочными?! Порождения ехидны, прикрывающиеся овечьими шкурами, хищные волки не имеют никакой части с Православием! " Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его... Душевный человек не принимает того, что " от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. " (1Кор.,2;9,14) Чтобы " попасть в Рай " не нужно бежать ногами в гору, а нужно склоняться главой до земли. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 3. Ответ на 1., ... Эволюционировать нам некуда, чем дальше в лес, тем больше дров. Чем дальше от СССР, тем глубже деградация. Иному процессу просто неоткуда взяться,... " Что невозможно человекам, возможно Богу " . Процесс же, обретения подобия Божия человеком, - безконечен... ... а Русская православная традиция давно не имеет нравственных ориентиров, тонет в пустых лозунгах, философических бреднях, банальной литературщине и нездоровой мистике. Поэтому порядочных православных людей у нас меньше, чем совестливых атеистов. Это не повод именовать апостасию русской православной традицией. Уныние поражает и подвизающегося тогда, когда он, гневя Бога, взваливает на себя крест сверх меры ему определенной. В вопросах Веры и духовной брани выбор невелик: либо своеволием гневим Бога, либо, ИЩА ПРАВДЫ БОЖИЕЙ НА ЗЕМЛЕ, боимся Бога, молимся Ему и делаем ближнему как себе! Не для всех ли сказано: " терпением вашим спасайте души ваши " ?! И в данном случае терпение - это преодоление скорбей и искушений покаянием пред Господом, а не сила воли человеческого самомнения... БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/26/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010