Закрыть itemscope itemtype="" > Наше общение укрепляет братские связи между монастырями Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера 25.12.2019 565 Время на чтение 7 минут В ходе международной конференции «Монашество и современный мир», проходившей в Республике Кипр в ноябре 2019 года, на вопросы портала «Монастырский вестник» ответил епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера. Ваше Преосвященство, международная монашеская конференция проходит на Кипре уже второй раз. Есть ли, на Ваш взгляд, польза от общения монашествующих разных Церквей? И если есть, то в чем она заключается? Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Это означает, что, когда встречаются монахи, посреди них пребывает Христос, и Дух Святой просвещает нас, наполняет наши души любовью и радостью. Наше общение укрепляет братские связи между монастырями. Во время таких встреч иноки имеют возможность передавать друг другу свой опыт и тем самым приносить взаимную пользу в стяжании добродетелей. Традиции монашества показывают, что и древние отцы посещали другие монастыри не только в дни престольных праздников, но и для того, чтобы услышать слово Божие. Любое общение между монахами обогащает иноков духовным опытом, помогает во всех прочих аспектах монашеской жизни, укрепляет молитву, возносимую у Престола Божия. Все это приносит пользу не только монастырям, поскольку благодать Божия, подаваемая монахам за их молитвы и подвиги, просвещает и одухотворяет весь мир. В приветственном слове участникам конференции архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви прозвучали слова о том, что монашествующие Русской Церкви нуждаются в духовном опыте древней Кипрской Церкви. А есть ли что-то в опыте Русской Православной Церкви, что считают для себя полезным насельники монастырей Кипра? Конечно. Русскую Церковь характеризуют, прежде всего, благочестие, любовь ко Господу, подвижничество... Когда в 90-х годах ХХ столетия на греческий язык начали переводить Жития и поучения русских святых, статьи, посвященные событиям русской церковной истории, наши Церкви и наши народы обрели точки соприкосновения для общения друг с другом. Читая Жития святых, жизнеописания и слова русских архиереев, я убедился в том, что что опыт Церкви, как и опыт Богопознания и Богообщения, един для всех. Неважно, где ты находишься – в России, на Кипре или вообще где-то на краю мира – Бог есть везде. И очень важно, чтобы в сознании людей отложилась мысль: Бог любит человека и хочет, чтобы человек всегда оставался с Богом, общался с Богом, потому что это общение приведет ко спасению.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/25/nashe_...

Патриарх Кирилл: В день памяти святых Кирилла и Мефодия мы ощущаем родство и взаимопроникновение культур, братское общение народов 24 мая, 2014. Святейший Патриарх Кирилл 24 мая 2014 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом. Ваше Святейшество, дорогой о Господе собрат и сослужитель, Святейший Патриарх Болгарский Неофит! Досточтимые собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении! Братья и сестры! Христос Воскресе! Этим пасхальным восклицанием с особым чувством приветствуем мы друг друга в преддверии отдания праздника Святой Пасхи, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Мы полны благодарности этим подвижникам, трудами которых пасхальная весть стала для нас доступной и родной, явилась средоточием жизни наших народов, легла в основу всей нашей славянской цивилизации. С особой ясностью в этот день мы ощущаем глубинную связь поколений, родство и взаимопроникновение культур, братское общение народов. Потому так значимо для нас присутствие на нынешнем торжестве представителей Поместных Православных Церквей. Имея отличия в культуре и в местных традициях, говоря каждый на своем языке, здесь, у престола Божия, мы  едиными усты и единем сердцем  прославляем Творца, принося Богу Бескровную Жертву, через приобщение к которой мы все становимся членами единого Тела Христова — Его Церкви (1 Кор. 10:17). Вспоминая подвиг святых Кирилла и Мефодия, мы вместе с тем совершаем память всех, кто, продолжая труды Солунских братьев, утверждал Православие на Святой Руси, кто возвещал слово истины на родном и понятном для наших предков языке. Поэтому глубоко символично, что сегодня мы имели радость сослужения со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом, совершающим в эти дни официальный мирный визит в Русскую Православную Церковь после своего избрания на престол Болгарских Предстоятелей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-den-...

ЦВ 24 (468) декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00 Епископ Максимилиан: Создание новой Братской епархии придаст животворящий импульс к сплочению людей вокруг Церкви 18 декабря за Божественной литургией в Богоявленском соборе Ногинска (Московская область) Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского.   Слово архимандрита Максимилиана (Клюева) при наречении во епископа Братского и Усть-Илимского Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Богомудрые архипастыри Русской Православной Церкви! С чувством глубокого духовного трепета и смущения воспринимаю определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви, призывающее мое смирение к высокому служению епископа Братского и Усть-Илимского. Всецело предаваясь послушанию Промыслу Божию, без которого не происходит ничего в мире, и вашей благой воле, я отчетливо осознаю свое несовершенство и недостоинство и то, что отнюдь не по заслугам и дарованиям призываюсь к епископскому служению. Понимаю, что епископ должен быть всем для всех, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), а главное — архипастырем и молитвенником, имеющим дерзновение предстоять пред Богом и за себя, и за людей, вверенных и доверившихся ему. Та земля, куда я буду направлен, мне родная. Она славится своими красотами и просторами, но более она славна своими людьми, сильными духом и верными своим отеческим корням. Святители Иннокентий и Софроний Иркутские, потрудившиеся в Сибири при устроении бескрайней Иркутской епархии, заложили крепкий фундамент духовной жизни апостольскими трудами, молитвами и подвигами, освятили просторы востока России и создали залог преуспеяния православия здесь на многие века. Не менее яркий пример подвижничества явил святитель Иннокентий (Вениаминов), уроженец нашей земли, всю жизнь посвятивший апостольской проповеди Евангелия языческим северным народам. Мне как наследнику трудов сибирских святителей с надеждой следует уповать на их молитвенную помощь и добрый пример душу свою полагающих за овцы (Ин. 10, 11).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_maksimi...

I. Слова и речи 1 . О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от церкви. Слово, произнесенное 5 октября 1874 года. 1875, кн. I, отдел III, стр. 3. 2 . К русским православным людям и глаголемым старообрядцам – в день священного венчания и помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. 1883, отд. I стр. 8. 3 . Слово на обновление храма в Никольском единоверческом монастыре. Арх. Павла. 1875, кн. I, отд. III, стр. 3. 4 . Слово в неделю сыропустную о древе жизни. Его же. 1885, т. I, отд. I, стр. 145. 5 . Слово на праздник Рождества Христова. Его же. 1893,т. I, стр. 5. 6 . Слово, сказанное при погребении переплетчика Николая. Его же. 1895, т. I, стр. 664. 7 . Слово, сказанное при гробе московской купчихи Екатерины Горбуновой. Его же. 1895, т. I, стр. 667. 8 . Об участии мирян в деле пастырского вразумления уклонившихся от истины (Слово, произнесенное 5 октября 1875 г.). Свящ. И. Г. Виноградова. 1875, отд. II, стр. 237. 9 . Слово в день коронования Их Императорских Величеств. И. Арсеньева. 1889, т. II, стр. 5. 10 . Против учения глаголемых старообрядцев о мнимом изменении веры в новоисправленных церковных книгах. Слово Свящ. С. Спиглазова. 1887, т. II, отд. I, стр. 424. 11 . Речь при открытии Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 8. II. Статьи исторического содержания 1. История раскола вообще и раскольнических сект 12 . О происхождении раскола. Инока Варнавы. 1892, т. I, стр. 331. 13 . Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. 1875, отд. II, стр. 257. 14 . К материалам для истории раскола. 1886, т. II, отд. I, стр. 489. 15 . Краткие известия о существующих в расколе сектах. Архим. Павла. 1885, т. I, отд. I, стр. 206, 343, 423, 487, 555. 16 . Св. Димитрий Ростовский , как деятель против раскола. Н. Феофилова 1895, т. II, стр. 495, 580, 724. 17 . Странническое согласие Михаила Кондратьева. Н. И. Касаткина. 1876, отд. III, стр. 235. 18 . Нечто о безпоповских сектах: «Покрещеванцы, Нетовцы, Отрицанцы». Е. А-ва. 1884, т. I, отд. I, стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Журнал « Братское слово » был посвящён изучению церковного раскола и разрешён к изданию указом Святейшего Правительствующего Синода Русской православной церкви совету братства святого митрополита Петра в городе Москве; выпускался под редакцией секретаря Николая Ивановича Субботина . Данное печатное периодическое издание выходило с 1875 по 1876 год четыре раза в год; в 1876 году выпуск «Братского слова» временно прекратился. Семь лет спустя, в 1883 году, выпуск издания. При «Братском слове» издавались «Материалы для истории раскола за первое время его существования», которые будущий академик Украинской академии наук Н. П. Василенко охарактеризовал как «в высшей степени ценные сборники». Журнал, прекратил своё существование в 1899 году. Указатель к «Братскому слову» за 15 лет существования Архивы журнала «Братское слово»: 1875. 1–2 1875. 3–4 1875. Критические заметки о 1 книжке Братское слово (ХЧ 1875. Критические заметки о 2 и 3 книжках братского слова (ХЧ 1876. т. 1 1876. 3–4 1883 г. 1884. т. 1 1884. т. 2 1885. т. 1 1885. т. 2 1886. т. 1 1886. т. 2 1887. т. 1 1887. т. 2 1888. т. 1 1888. т. 2 1889. т. 1 1889. т. 2 1890. т. 1 1890. т. 2 1890. 15–16 1890. 18–20 1890. 8–9 1891. 11–12 1891. 13–14 1891. 13 1891. 15–17 1891. 19 1891. 8–9 1891. т. 2 1892. 1 1892. 2 1892. 3 1892. 7 1892. т. 1 1893. т. 1 1893. т. 2 1894. т. 1 1894. т. 2 1895. т. 1 1895. т. 2 1897. т. 1 1897. т. 2 1898. т. 1 1898. 5 1899 Содержание 1875 3–4 Книга 3 Отдел 1. Из материалов для истории раскола в начале XVIII столетия: Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. 1700–1705 г. С. 12–207. Отдел 2. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами. Иеромонах Филарет (окончание). С.208–230. О просфорах на проскомидии. Свидетельства древле-письменных и древле-печатных книг. Его же. С.231–253. Отдел 3. Записка игумена Павла о трех беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Режицах 26, 27 и 28 февраля 1875 года. С.254–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста (25 февраля 1900 года), на вечернем богослужении, известном под именем пассии Источник (О памятовании смерти) Простите мне, возлюбленные братия и сестры о Господе, если я в настоящие минуты, когда ваши души исполнены сладостными и трогательными воспоминаниями об искупительных страданиях и крестной смерти нашего Господа и Спасителя, дерзну предложить вам слово о предмете не столь возвышенном и не вполне отвечающем вашим ожиданиям и вашему настроению. Наше слабое слово ничего не прибавит к тем боговдохновенным евангельским глаголам, какие вы только что выслушали, если бы мы решились пояснять их вам. Смиренно сознавая это, мы склоняемся своим вниманием и думаем склонить ваше благочестивое внимание к предмету более низменному, но имеющему для нас насущное значение, и могущему расположить нас к большей бдительности над собою. За нас пострадал Господь Иисус Христос , и мы знаем, что Он обетовал уготовать место нам в вечных обителях Отца Небесного ( Ин. 14:2 ). Но думаем ли мы об этих обителях? Думаем ли, что нам скоро придется переселяться туда? Готовимся ли к этому? А нужно, непременно нужно готовиться. Вот о чем мы хотим напомнить вам. День нашей жизни, склонившийся к вечеру, может быть, сильнее напоминает нам об этом, чем вам, из которых многие не достигли преполовения лет своих. Но быстрота времени, скоротечность нашей жизни громко говорят всем нам: смотри на конец, какой ожидает тебя, и готовься к этому концу! Блюдите, како опасно ходите ( Ефес. 5:15 ), говорит святой Апостол, указывая нам на обманчивое, ускользающее от нас, время. Летит оно с неудержимою быстротою, и ни на минуту мы не можем остановить его, ни одному мгновению не можем сказать: стой и не движись! Оглянемся назад. Развертывался пред нами свиток дней и годов, – и не успели мы разглядеть его, не успели выразуметь смысл, в нем сокрытый, – как он скрылся от наших глаз, и у нас осталось о нем смутное воспоминание. Наши протекшие дни погрузились в море вечности, как малые ручьи и реки погружаются и исчезают в океане. Вот были у нас дни празднеств и увеселений. Такими длинными казались они нам, когда мы их ждали. Но миновали они, – и где, во что обратилась длина их? Но что я говорю о днях? А наши годы? Как быстро текут они! Как будто вчера было наше детство. Пролетела незаметно ваша юность, если вы вошли в лета зрелого мужества. И если мы, старые люди, смотрим на пройденный нами путь жизни, – точно скорый вихорь пронеслись пред нами наши, по-видимому, долгие годы, и мы не заметили, как приблизились к краю могилы, – пронеслись, и не видно их. Всепожирающее время, подобно орлу, стремящемуся на добычу ( Иов. 9:26 ), преследовало про текшие дни наши, поглотило их, и вместе с ними унесло с собою все наши надежды, все наши радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Глава I 21-го января настоящего года, в своем имении „Воздвиженск“, скончался на 58-м году жизни основатель и пожизненный блюститель первого в России Кресто-Воздвиженского Трудового Братства Николай Николаевич Неплюев . В лице усопшего русская церковь и даже более того – весь современный христианский мир – потеряли выдающегося деятеля и религиозного мыслителя. Умер человек, половина жизни которого была отдана делу созидания Трудового Братства на лоне русской православной церкви, того Братства, которое, по заветной мысли почившего, должно было явиться опытом восстановления в жизни церкви первой христианской общины, основанной на начале братского разделения труда и братского же общения во всем. Навеки замокло искреннее, честное слово христианского мыслителя, в течение десятков лет призывавшее христиан всего мира сплотиться на дружную работу в деле созидания Божьего Царства, оставить взаимную вражду и раздоры, понять весь ужас современного уклада жизни культурного человечества, забывшего, а частью и извратившего заветы Христа. и начать жизнь на устоях любви христианской и взаимного служения. Еще не наступило время, когда можно было бы представить цельный объективный обзор жизни и деятельности усопшего Николая Николаевича. Пока живее всего чувствуется тяжесть утраты человека таких дарований, такого сильного характера и такой редкой христианской настроенности. Невольно рождается в сердце тревожная дума: что будет с любимым детищем покойного – с братством, явится ли оно действительно тем оазисом среди житейской пустыни, который должен постепенно привлечь к себе всех людей доброй воли для объединения на борьбу со злом и на созидание добра в жизни; или же, со смертью Николая Николаевича, само братство окажется похороненным в бездне людской немощи и злобы. Хочется верить, как глубоко верил в это сам усопший, что дело Трудового Братства является делом истинно Божиим, которое в силу этого не должно заглохнуть, но принести плод мног. Хочется верить в это, как верить и в то, что все написанное покойным Николаем Николаевичем, этот горячий, сильный призыв к лучшей жизни, не останется только мертвой буквой, не явится голосом проповедующего в пустыне, но что на искреннее слово всегда найдется и искренний отклик, и силой своего убеждения это слово будет еще долго, долго будить христианскую мысль и христианскую совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Будем беречь братские узы Слово на открытии Конференции «Восточнославянская цивилизация: проблемы и перспективы. К 368 годовщине Переяславской рады» 22.12.2021 1114 Время на чтение 12 минут Фото: из личного архива автора Прошел год с нашей встречи. Каждый из нас не просидел его, сложа руки. Мы тоже не сидели. Вместе со школьниками из славянских стран провели общий День славянской письменности, прочитали роман в онлайн формате роман «Евгений Онегин» в день рождения А.С. Пушкина от Находки до Барселоны, провели Ушаковские сборы на просторах России и Адмиральский час в Переделкино, выпустили ряд журналов, где публиковались материалы предыдущей конференции, книгу Ольги Александровны Державиной «Мудрость слова» в серии «Славянский мир» о литературе XVI - XVII вв., когда древнерусская литература для многих славян была общедоступной… Шестнадцать лет, по благословению Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Кирилла, Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор, Международная славянская академия и Центр Фёдора Ушакова проводят Литературно-исторический форум «Восточнославянская цивилизация», посвящая его Переяславской Раде. Собирались в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Москве, Минске, Курске на Белгородчине, в Черниговской, Полтавской и Черкасской областях, в Полоцке, Донецке и  Луганске … Все это знаковые места нашей славянской славы, где рождались памятники славянской письменности «Слово о полку Игоревом», «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет», – духовно-нравственные заветы для товарищей-потомков… Нашу совесть будили славянским «Шестодневом» Иоанн, Болгарский Экзарх, молебным каноном свт. Кирилл Туровский в первой четверти XII века, как и авторы иных эпических полотен истории славян, что призывали к объединению славянских племен для защиты своей земли, осуждая стремление к превозношению, порицая родственные раздоры и восхваляя братскую взаимопомощь. Восточнославянская цивилизация – это часть европейской цивилизации, как бы этому не противились англо-саксонская и романо-германская цивилизации. Она вместе с ними творит на протяжении столетий культурно-историческое европейское пространство от Атлантики до Урала.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/22/bu...

Предостережение от соблазнов, нас окружающих. Слово, сказанное в церкви Киево-Братского монастыря в пяток первой недели великого поста Источник Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Мф.26: 3 )   С таким предостережением любовь Господа Иисуса Христа обратилась к избранным ученикам Его, накануне дня Его страданий. Ученики преданы были своему Учителю и Господу; они последовал за Ним, по Его призыву, оставив все земные попечения. Внимая Его святому учению, видя чудеса Им совершаемые, они полны были веры в Εго силу и могущество, и в Его чрезвычайное посланничество. Господь знал это, но вместе с тем Он знал и слабость человеческую, весьма часто не выдерживающую давленья соблазнов и опасностей увлекающих нас с пути долга, и со скорбью видел, что в день, полный потрясений и уничижения Его величия, не устоят твердо в преданности Ему те, которых Он приблизил к себе и возлюбил более других. На дружеское замечание об этом Спасителя наиболее решительный и отличавшийся наибольшею крепостью характера ученик начал претить Ему, и смело и самонадеянно заявлял Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблазнюся (Мф. 26:33). Известно, как обманчива оказалась такая самоуверенность верховного из апостолов: в виду опасности, ему угрожавшей, он не устоял в твердом исповедании имени своего Учителя и Господа, и многими горькими слезами оплакивал свое падение. Если нужно было предостережение против соблазнов апостолам, удостоенным чрезвычайного избрания и особенной близости к небесному Учителю, то тем более оно необходимо для нас. Мы более слабы и не можем равняться с апостолами в преданности Господу и Его святому закону. И дано нам это предостережение, – дано в Евангелии сохраняющем для нас слова Господа, указующего верным своим путь спасения. Господь видел, какое множество соблазнов будет угрожать на этом пути Его последователям и, видя силу этих соблазнов над неутвердившейся в добре нашею волею, Он изрек, во услышание всех веков, слово предостерегающей любви, указующее на те опасности, каким будет подвергаться вера и добродетель людей, живущих в мире. Горе миру от соблазн (говорил Он): нужда бо есть приити соблазном ( Мф. 18:7 )... Восстанут лжехристи и лжепророцы, и дадут знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные ( Мк. 13:22 )... Тогда соблазнятся мнози ( Мф. 24:10 ). Блюдитеся, да не кто вас прельстит ( Мк. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Взгляд христианина на скорби и напасти, нас постигающие. Слово, произнесенное в церкви Киево-Братского монастыря, в пяток 1-й Недели Великого Поста О деятельном исполнении нравственного закона Божия, как залог личного и общественного благополучия «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» ( Ис. 1:19–20 ). «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» ( Мф. 19:17 ) Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа Ему иногда предлагались вопросы, касавшиеся внешних судеб того или другого лица, того или другого дела. Замечательно, что Господь, Который ведяше вся ( Ин. 2:24 ) и Который в другое время Сам открывал своим ученикам грядущие судьбы Иерусалима и всей вселенной, по большей части отклонял подобные вопросы. Так, когда Господь, в одно из своих явлений ученикам по воскресении, дал разуметь апостолу Петру, какою смертию прославит Бога, тот спросил Своего возлюбленного Учителя о том, что ожидает впереди другого ученика Христова, – того, егоже любляше Иисус. Господи, – сказал он, – еси же что? готовится ли и ему тот путь страданий и мученической смерти, который только что предречен апостолу, исповедавшему пред Господом любовь свою к Нему. Но Господу не угодно было открыть грядущих судеб Своего возлюбленного ученика. – Он сказал Петру: аще хощу, да той пребывает, дóндеже прииду (если Я хочу, чтобы тот оставался в живых до Моего второго пришествия), что к тебе (что тебе до того)? Ты по Мне гряди (см. Ин, гл.21), – вместо того, чтобы пытаться проникнуть в сокрытые от человеческого взора внешние судьбы нашей жизни, осмотрись вокруг себя, чтобы определить то направление, в каком лежит горний Иерусалим, царство небесное, – напряги все усилия своей воли к тому, чтобы отрешиться от страстей и похотей, омрачающих твое сознание и расслабляющих твои силы, столь необходимые для трудного путешествия, возьми крест свой, крест неусыпных трудов над созиданием царства Божия в себе и ближних, крест скорбей и лишений, вводящих однако в неприступную радость, и – следуй за Мною по тому пути, узкому, тернистому и каменистому, которым и Я шел во дни своего обнищания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010