«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2011 год Путеводитель по великопостным концертам Открывает этот парад национальных традиций хор донских казаков под управлением Петра Худякова (4 марта, Большой зал филармонии). Хор носит оригинальное немецко-русское название Bolshoi Don Kozaken («Казаки Большого Дона»), чему удивляться не стоит: ведь коллектив этот немецкого «разлива» и возник на основе знаменитого эмигрантского казачьего хора Сергея Жарова. Сейчас про тот первый казачий хор в России знают немногие, а в свое время это был коллектив-легенда. Он был основан молодым офицером Сергеем Жаровым в местечке Чилингари (недалеко от Константинополя) для поднятия боевого духа казаков Добровольческой армии Врангеля, эвакуированной в Турцию. Хор пережил годы скитаний, во время которых его участники, продолжая репетировать и выступать, работали то на спичечной фабрике в Болгарии, то на заводе во Франции. И только после прослушивания в одном из влиятельных венских концертных агентств коллектив получил широкую известность. После смерти Жарова в 1985 году хор распался на бессчетное количество групп. Это спровоцировало несколько судебных процессов за право называться Хором донских казаков, но такое право не досталось никому. Хор Bolshoi Don Kozaken, организованный в Германии Петром Худяковым — участником хора Жарова, является одним из наиболее крупных хоров, воспринявших традиции знаменитого коллектива. Кроме казаков, русское хоровое искусство в концертной афише великопостного периода представляют Певческая капелла Санкт-Петербурга, Московский синодальный хор, мужской хор «Древнерусский распев», мужской хор «Оптина пустынь», Академия хорового искусства им. В.С.Попова.Первые два коллектива «соревнуются» в концерте, названном «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» (12 марта, Исаакиевский собор).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года. Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года в рамках одноименной выставки-форума. Фестиваль задуман как синтетическое публицистически-художественное действо, цель которого объединить (не смешивая друг с другом) столь несхожие жанры, как духовный стих, знаменный распев, классические мелодии, религиозную балладу и рок-проповедь. Традиции отечественной культуры при этом обогащаются новым содержанием, приобретают качественно иную историческую глубину, духовную перспективу… Организация в Москве такого представительного музыкального фестиваля актуальна и востребована временем. Центром фестиваля может стать современная религиозно-ориентированная музыка. Фестиваль станет фестивалем музыкальных премьер значительных современных произведений, что послужит углублению тенденций возрождения духовности и нравственности в современной России. Будет исполнен ряд духовных произведений близких нам по времени композиторов: Георгия Свиридова, Арво Пярта, Владимира Мартынова, Антона Вискова, Александра Недуева, Владимира Довганя, Александра Бринкена, Василия Ларина, Митрополита Серафима Чичагова, Архиепископа Ионафана Елецких, Епископа Илариона Алфеева, протоиерея Николая Ведерникова. Подобного музыкального фестиваля в современной России еще не проходило.. 28 мая (воскресенье) ОТКРЫТИЕ Большой зал консерватории. 1отделение. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи Дирижер Алексей Пузаков. Павел Чесноков «С нами Бог» Архиепископ Ионафан (Елецких) «Чертог Твой» Протоиерей Николай Ведерников «Концерт для хора» Антон Висков «Песнопения Великой вечерни» Солист Даниил Штода 2 отделение. Хор Мариинского театра п/у Андрея Петренко. Александр Кастальский «Братское поминовение»

http://pravmir.ru/muzykalnyj-festival-v-...

В Москве пройдет выставка МСХ «Монументальное искусство в Церкви» 08.06.2022 16:46:01 МОСКВА С 9 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 11 пройдёт выставка-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви. Работы художников МСХ», сообщает Седмица.ru со ссылкой на Благовест-инфо . Она станет одной из крупнейших выставок церковного искусства за последние тридцать лет. Причём проект соединит в себе и экспозицию, и фестиваль церковного пения, и обсуждение наболевших вопросов на «круглых столах». Подобного проекта в области церковного искусства в России ещё не было. На выставке будут представлены более ста художников, и всё это художники абсолютно разные, разноплановые — как само храмовое искусство сегодня. Среди них мастера, которые воссоздавали живопись в храме Христа Спасителя, работали в Сретенском монастыре, украшали Дивеевскую обитель и другие значимых храмы России и зарубежья. Посетители выставки увидят работы художников, которые за эти тридцать лет внесли большой вклад в возрождение иконописи в России. Это такие имена, как Евгений Максимов, Александр Лавданский, Александр Солдатов, Зураб Церетели, Пётр Стронский, Никита Нужный, Александр Чашкин и другие. Рядом с ними свои работы представят молодые церковные художники. На выставке можно будет увидеть поэтапно, как работает храмовый художник — от рождения идеи и формирования замысла на уровне эскизов и картонов до их реализации в пространстве. Большинство работ создано для церковного пространства: рукотворные эскизы и прориси, холсты, иконы, мозаики, витражи, проекты иконостасов, фотографии храмовых интерьеров. Будет представлена и церковная скульптура, и керамика. На площадке выставки пройдёт Фестиваль церковного пения «Видеть и слышать». Церковные хоры представят историю развития, богатство стилевых направлений и сегодняшнее состояние церковного пения. Среди участников фестиваля — Московский синодальный хор, хор Сретенского монастыря, хор храма «Живоносный Источник» в Царицыне и другие ведущие церковные хоры. На фестивале прозвучат произведения в разных традициях: знаменный распев, барокко, романтизм, современные церковные произведения.

http://radonezh.ru/2022/06/08/v-moskve-p...

ЦВ 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г. Музыкальные премьеры осени Фестиваль классической и современной музыки «Страна Воскресения» пройдет со 2 по 12 ноября в Москве. В рамках фестиваля состоится премьера оратории композитора Владимира Довганя «Услыши, Боже, глас мой», посвященная памяти Н.В. Гоголя. Также впервые будет исполнена симфония архиепископа Волоколамского Илариона «Песнь восхождения». По словам руководителя хора Третьяковской галереи Алексея Пузакова, современные произведения, которые будут звучать на фестивале, продолжают традиции русской духовной музыки. Оратория «Услыши, Боже, глас мой» для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра создана Владимиром Довганем к 200-летию Н.В. Гоголя. В сочинении нашли отражение жизненный и духовный путь великого писателя. Драматургически оратория выстроена так, что ведет слушателя от детства писателя к концу его жизни, а в духовном плане — от праздника Рождества Христова к празднику Святой Пасхи. «Оратория включает в себя симфонические картины “Птица-тройка” и “Прощальная повесть”, а также хоровые номера, — рассказал Алексей Пузаков. — Музыка основана на традиции украинской песни (в партитуре используются украинские колядки и киевский распев), а также на православных песнопениях». Архиепископ Волоколамский Иларион представит на фестивале свое новое сочинение — симфонию для хора и оркестра «Песнь восхождения» на тексты псалмов в современном русском переводе. В пяти частях симфонии раскрывается путь души человека от тоски по вечной правде к торжествующему исповеданию и прославлению Творца. «Музыка современных духовных композиторов вызывает большой интерес у слушателей, — отметил руководитель хора Третьяковской галереи. — Традиция жива, когда она имеет какое-то развитие. Традиция — огонь, но чтобы он давал тепло и свет, его надо питать. Новое поколение композиторов и исполнителей призвано поддерживать этот огонь». В фестивале «Страна Воскресения» примут участие Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский симфонический оркестр, Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки, хор Государственной Третьяковской галереи и другие музыкальные коллективы. Художественный руководитель фестиваля — народный артист СССР, дирижер Владимир Федосеев. Фестиваль состоится в рамках форума «Православная Русь».   Пригласительные билеты на все концерты можно получить в храме «Всех скорбящих Радосте» на ул. Б.Ордынка ежедневно с 8 до 20 часов, проезд до ст. м. «Третьяковская»   Евгения Арсеньева 22 октября 2009 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/culture/muzykalnye_p...

Отец Матфей не отрицал знаменного пения, но считал, что исполнять его нужно в тех соборах, архитектура и все окружающее которых соответствует такому пению. Например, в Троицком соборе Лавры – только знаменный распев, потому что стиль храма с ним сочетается. А вот уже в Трапезном храме – знаменный не подходит. Там совершенно другая роспись и совершенно другая архитектура. Знаменное пение он применял в пении догматиков, антифонов и вообще там, где считал нужным. Я, конечно, счастлива, что застала такого регента, Мы его называли «Патриарх регентов», потому что он действительно был образцом среди нас. Слава Богу, у нас остались и записи на дисках и, кроме того, его удивительный труд, который издала матушка Ксения в Коломне: это пособие для всех дальнейших поколений, все богослужебные сборники. Это большой вклад в наше церковное дело». Около десяти лет тому назад мне довелось познакомиться ближе с одной из старейших певчих лаврского хора – Агнесой Яковлевной Ткаченко. Еще молодой девушкой, она приехала в Лавру с Украины и уже тогда, в 70-е годы прошлого века, пораженная пением хора отца Матфея, попала к нему в коллектив. Она удивительно тепло рассказывает об этом – самом определяющем - моменте своей жизни и о самом отце Матфее. Говоря о регенте, всегда пытаешься понять, какие у него главные интересы. Агнеса Яковлевна, по ее словам, не разделяла в отце Матфее регента и просто человека. Как она вспоминает, на спевках отец Матфей вызывал человека из хора и тот пропевал у фисгармонии свою партию. Кем был отец Матфей? «Как утюг, подключенный к розетке, всегда горяч, так и он: он был все время «подключен» к службе Божией, вся его жизнь, все его мысли». Удивительно образное сравнение приводит Агнеса Яковлевна: «Мне он говорил: «Веди линию мелодии перед собой и представляй перед своим мысленным взором светлый путь Господень. Сама же пребывай в полном отрешение: представляй взор Спасителя, обращенный в Вечность. Тот, кто этот путь потерял, сам виноват». Эти записанные на бумаге слова отца Матфея она случайно обнаружила после кончины Регента, на записке стоит дата: «30 августа, спевка». Как считает певица, эти слова – ответ тем, кто говорит, что у отца Матфея нет высшего музыкального образования. «Он не говорил мне: «возьми кварту», «возьми квинту» и т.д. Я считаю, что весь его успех из-за того, что была связь музыки с духовным восприятием. Многие регенты уповают на технические детали, а о духовном забывают, поэтому музыка получается сухая, до сердца молящихся не доходит».

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

А. Соколов: Извлечения из прошлого — это вполне естественно. Вы упомянули григорианский хорал. Еще в большей степени знаменный распев, конечно, сейчас тоже вовлекается в орбиту композиторского творчества. Собственно, это уже давно проявилось — у Чайковского, у Рахманинова. Но меня больше волнует вот какая перспектива. Действительно, переход от знаменного распева к партесному пению был сменой канона, то есть пролегла совершенно четкая граница и стилистическая, и духовная… Митрополит Иларион: Я бы сказал, это было отказом от канона. А. Соколов: Да, это было отказом от канона, заменой канона. Фактически партес тоже стал каноном, но уже на другом этапе своего развития. Продолжается ли эта линия, эта цепь событий сейчас? Не возвращение к прошлому, не синтез, который здесь вполне определен, а шаг вперед. Шаг вперед в современном творчестве даст новый канон или говорить об этом пока невозможно? Митрополит Иларион: Мы не должны говорить о новом каноне, потому что канон всегда остается один и тот же. Но в рамках той традиции литургической музыки, которая у нас сложилась, начиная с момента, о котором Вы сказали, когда четырехголосное пение постепенно вытеснило из церковного употребления древний знаменный распев, — с этого момента наша духовная музыка проделала действительно очень большой путь. Сейчас у нас в храмах в основном звучат произведения композиторов XIX века. Это связано с тем, что фактически композиторское творчество на духовной почве, то есть сочинения духовной музыки, прервалось на весь советский период. К счастью, прервалось не полностью, ибо мы сейчас открываем песнопения, написанные в то время, которые пролежали в столе у авторов или у их потомков. А. Соколов: Например, Николай Голованов, дирижер Большого театра… Митрополит Иларион: Я как раз о нем и хотел сказать. Это удивительный человек. Главный дирижер Большого театра, который, как только сейчас выясняется, всю жизнь писал церковную музыку. Это прекрасная музыка, очень современная, яркая и по своему духу церковная.

http://patriarchia.ru/db/text/3852874.ht...

Это очень древняя традиция - аненайки - такие рудименты некоего праязыка, которые нельзя перевести. С одной стороны, с этими вставками, аненайками, легче исполнить длинный распев, но с другой - появляются они на очень важных смысловых моментах. То есть в этот момент распева наши слова уходят на второй план, и наступает время умной молитвы. Или еще пример: в рукописях, помимо крюков, встречается греческая буква «фита». Это означает, что в данном месте следует петь очень длинную и очень красивую мелодию, а какую - надо было знать наизусть. Это какое-то особое возношение слова, особое молитвенное напряжение. И сама буква расшифровывается либо как начало греческого слова «тема» - то есть тема музыкальная, распев, либо как начало слова «Тео» - Бог. И вот это все у человека было в обмене веществ: он жил церковным календарем, был прикреплен к этому знанию, к традиции, к какой-то нити, которая ведет к Богу. Все остальное этим только мерилось. Сегодня наши знания шире, а их знания были глубже, их измерение по вертикали строилось, а мы живем в горизонтальном измерении. - У Вас большой опыт пения в храме: если языком обывателя объяснить, в чем разница между нынешней певческой традицией и той, которой Вы занимаетесь? - Сегодня у нас многостилие, и регент имеет возможность выбрать из огромного количества произведений и партесных, и знаменных, и различных гармонизаций знаменных распевов. Хотя, на мой взгляд, опытный регент не станет все же смешивать на одном богослужении сильно отличающиеся по стилю произведения. К тому же древняя музыка - просто более ровная, там служба шла в одном времени, в одном значении, мерялась одной счетной долей, не было такого: что-то медленнее спели, что-то быстрее. А сейчас, например, концерт Бортнянского - три раздела, один аллегро, другой адажио - такие смены темпоритма постоянные. Современный человек к этому привык, и на знаменной службе ему трудно, тоскливо. Если говорить о том, что способствует большему молитвенному настрою, для меня ответ однозначный: конечно, средневековая традиция.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/16/strem...

Для наглядного изображения основных научных тем, использовавшихся в публикациях Ивана Алексеевича Гарднера и отражённых в печатных изданиях, приведём классификацию, установленную протоиереем Борисом Даниленко (кандидат богословия Московской духовной академии и доктор философии (Ph. D.) Венского университета) и опубликованную в монографии: «Материалы к творческой биографии И. А. Гарднера (1898—1984)». М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата; München: Verlag Otto Sagner, 2008. 324 c. . Итак, исследовательские работы Ивана Гарднера были связаны с такими темами: Свои первые серьёзные гармонизации церковных мелодий Иван Алексеевич Гарднер сделал во время учёбы в Белградском университете (1922–1928). В этот же период, в 1926 году, им была переложена на многоголосный хор известная одноголосная мелодия царя Феодора Алексеевича (1676—1682) на текст «Достойно есть…», на данный момент она является самой популярной среди его гармонизаций. «Достойно есть…», распев царя Феодора Алексеевича. И. Гарднер: http://www.youtube.com/watch?v=IC2tpnKW0Oo Основная часть многоголосных переложений и авторских сочинений Гарднера была написана в период с 1950 по 1965 годы. Часть из них была специально создана для концертного исполнения. Необходимо уточнить, что Гарднер был против написания богослужебной музыки для концертов, но некоторые исключения у него всё-таки были, например «Символ веры» (Символ веры (сочинение)/И. Гарднер//Нотная Библиотека Православного Христианина. Берклей, Калифорния, 1975. С. 7. Дата написания – 9 октября 1960 г.). Первое типографское издание нотной гармонизации И. А. Гарднера (стихира На «Господи воззвах…» 6 гласа «Седе Адам прямо рая…») появилось в 1935 году в варшавском журнале «Воскресное чтение» с. 102). После этого был большой перерыв, вновь издания возобновились только в 1957 году, в промежутке между этими датами ноты Иван Алексеевич печатал на ротаторе, машине трафаретной печати (циклостиле). «Седе Адам прямо рая…», И. Гарднер: http://www.youtube.com/watch?v=sBboGeHHuLw

http://bogoslov.ru/article/6173170

– Мы были, конечно, очень счастливы, – и особенно от того, что хор исполнял духовную музыку. Хотя и более современную, чем та, которая нравится мне – я больше предпочитаю древний знаменный распев, потому что интересуюсь периодом раскола со старообрядцами и болезненного контакта с Западом при царе Алексее Михайловиче. У нас в Библиотеке Конгресса есть выставка под названием «Русская Америка», в основном посвященная Аляске – архивы Русской Православной Церкви в Северной Америке. Это очень трогательная история, потому что русские ввели письменность для коренных народов и сыграли важную просветительскую роль в регионе, являющемся сегодня частью Америки. Кроме того, в Библиотеке Конгресса недавно с большим успехом прошла презентация английского перевода книги архимандрита Тихона «Несвятые святые и другие рассказы». Это очень хорошая книга. Сегодня люди не обращают особого внимания на святых, встречающихся в нашей жизни каждый день. СМИ уделяют очень много внимания ежедневным скандалам и каждодневным преступлениям, но редко когда услышишь о повседневных святых (название книги в английской версии – Everyday Saints – можно перевести как «Повседневные святые»). О них не часто рассказывается. Моя мать была одним из таких людей. Думаю, эта книга будет иметь большой резонанс среди американцев. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виктория Николаевна Голованова 6 июля 2015, 16:30 Очень мной уважаемый Господин Беллингтон долгие годы дружил и переписывался с моей сестрой. директором Вологодской Областной библиотеки Беловой Нелли Николаевной.Он даже в телетайпограммах называл ее Нелечка, как все.Он дважды бывал в Вологде, встечался с ней, много беседовал.Он ее очень уважал и. когда она умерла, в 2012 году написал прекрасные слова в никролог. Я ему очень за это благодарна.Очень бы хотелось сказать это ему лично, но это не реально.Дай ему Бог долгих лет жизни, от этого и нам будет светлее на этой земле. Был круг интеллигентных, умных. образованных и при этом скромных и по хорошему простых людей, сейчас он, к сожалению, тает на глазах.Спасибо! Может быть Господин Беллингтон и меня вспомнит по русскому сувениру, дымковской игрушке, которую я ему подарила в знак восхищения этим красивым,умным аристократом, любящим мою страну, мою культуру. А в никрологе он написал, что Нелечка помогла ему еще лучше и глубже понять красоту русской культуры и русского человека.

http://pravoslavie.ru/58802.html

Хоры названы старейшими по праву: они возникли еще в средневековой Руси, когда назывались Хор государевых певчих дьяков и Хор патриарших певчих дьяков.Но вот парадокс: хотя оба хора представляют старейшую традицию хорового пения, средневековые песнопения не являются главной частью их репертуара. Зато на русском аутентизме специализируются более молодые коллективы — мужские хоры «Древнерусский распев» (5 апреля, Большой зал филармонии) и «Оптина пустынь» (26 апреля, Большой зал филармонии). Оба коллектива открывают для слушателей непривычный мир древнерусского храма. Мир, где не нужно никуда спешить, а само время будто останавливается, чтобы дать простор бесконечно длящимся мелодиям. Хоры исполняют песнопения, заимствованные из настоящих древнерусских рукописей, что придает их концертам еще и огромный исторический интерес.Однако и Средневековье бывает разным. Экспрессивное, с необычным восточным оттенком пение Греческого византийского хора под управлением Ликургоса Ангелопулоса (31 марта, Большой зал филармонии) отличается от пения «древнерусских» коллективов. Ликургос Ангелопулос — главный протопсалт Константинопольской архиепископии. Он не только концертирующий музыкант, но и ученый, много лет изучающий византийское пение, поэтому в подлинности происходящего сомневаться не приходится. Но кто знает, были ли отличия древнерусской и византийской традиций столь сильны в момент зарождения русского церковного искусства, которое, как известно, возникло под сильным влиянием византийского? Сравнить разные традиции можно, послушав хор Ангелопулоса и сербский византийский хор «Моисей Петрович» (20 марта, Большой зал филармонии).Строгое церковное искусство в цикле великопостных концертов «разбавлено» выступлениями фольклорных коллективов: хора «Мистерия болгарских голосов» (25 марта, Большой зал филармонии) и грузинского хора «Мздлевари» (25 апреля, Большой зал филармонии). По словам руководителя болгарского хора Доры Христовой, если человек не родился в Болгарии, он не сможет петь, как участники коллектива, ведь секрет их мастерства в старинных традициях исполнения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010