Обстоятельства жизни могут быть очень суровыми для Церкви, но это не значит, что они должны снижать уровень преданности нашему выбору служить Господу, служить Церкви. Чем больше трудностей, тем больше необходимы энтузиазм, сосредоточение сил. Сокращается количество студентов — мы должны максимально мобилизоваться, мы должны получить хорошее образование, мы должны показать молодежи, что такое Церковь, мы должны показать им новое лицо Церкви. Мы должны обеспечить интерес молодежи к Церкви — это наша задача. Тогда мы обретаем внутреннюю энергию, и надо идти по этому пути — замечательному жизненному пути, говорю вам на основании своего опыта. Я ведь не знал, что я буду Патриархом, верно? Кто мог знать? Готовил себя к тому, что буду приходским священником, но мне всегда хотелось остаться в академии и преподавать. Однако тогдашние власти удалили меня из Ленинградской академии и послали в Смоленск, с тем чтобы я и не приезжал в Питер. Потому что были напуганы ситуацией, когда много образованных ребят после университета стали поступать в академию. И обстоятельства тогда были куда труднее, чем сейчас. Поэтому хочу еще раз сказать всем: да не смущаются сердца ваши, веруйте в Господа — и вперед! А трудности — без них никак нельзя. Самое главное, чтобы мы сами не создавали себе трудности. — Ваше Святейшество, благословите, студент магистратуры Московской духовной академии Черкашин Илья. В первую очередь хотелось бы присоединиться к словам моего коллеги и поблагодарить Вас за то, что Вы благословили проведение олимпиады. И скажу, что в олимпиаде была важна, пожалуй, не только сама возможность проверить свои знания, но и возможность увидеть таких же своих собратьев из всех регионов России. Это действительно было очень ценно и очень дорого. И теперь хотелось бы задать Вам вопрос — на самом деле ответ на него Вы уже частично озвучили. Недавно я встретил мысль о том, что написание хорошей научной работы требует не только технических умений и знаний, но и некоторой научной интуиции. То есть человеку мало уметь писать — нужно еще понять, о чем написать. Нужно уметь тонко чувствовать проблематику и улавливать актуальные вопросы, которые требуют своего разрешения. И в связи с этим мне хотелось бы задать Вам вопрос. Поскольку Вы Предстоятель Церкви и видите картину трудностей, с которыми сталкивается Церковь, более объемно и более детально, чем любой из нас и даже чем любой из наших преподавателей, — какие основные направления научной работы Вы могли бы нам указать? Где можно потрудиться сейчас, чтобы это было полезно Церкви? Какие области богословского знания нуждаются в особенной разработке?

http://patriarchia.ru/db/text/6081778.ht...

Митрополит Антоний Сурожский За Божественной Литургией архиепископ Амвросий рукоположил учащегося II курса магистратуры иеродиакона Алексия (Дурнева) в сан пресвитера и студента 3 курса бакалавриата Евгения Серебрякова во диакона. Пели мужской хор под управлением Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. После Литургии духовенство и молящиеся пропели славление перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы и владыка ректор обратился к присутствующим со словом проповеди: Тропарь нынешнего дня говорит о радости, которую возвестила вселенной Божия Матерь своим Рождеством. Эта радость не имеет ничего общего с теми земными радостями, которые сопровождают нас. Эта радость, подчас, скрыта за внешней строгостью или суровостью. У человека, которого обуревают печали, скорби или жизненные испытания, она, может быть, никак и не проявляется, однако она живет и является той силой, которая препобеждает все, что мешает человеку быть по-настоящему счастливым и мешает его собственному спасению. Поэтому, мне хотелось бы пожелать, чтобы именно эта внеземная радость, которую возвестила всей вселенной своим рождением Пресвятая Богородица, чувствовалась бы сердцем каждого из нас, сопровождала на пути нашей жизни и становилась бы все больше и больше, ведь только она является подлинным счастьем и подлинной радостью, перед которыми меркнут и тускнеют все временные и земные утешения и радости. Сегодня мне хотелось бы особо приветствовать ныне рукоположенных иеромонаха Алексия и диакона Евгения, а также 12 наших студентов, посвященных в степень чтеца. День поставления на очередную ступень служения Церкви всегда особый. Но нынешняя дата ознаменована для вас еще и праздником Рождества Пресвятой Богородицы . Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы любили Божию Матерь. Любили Ее не просто словесно, а любили Ее добродетели: смирение, чистоту, кротость и доверие Промыслу Божию. Я говорю о том доверии, которое помогло Ее родителям пройти через все жизненные испытания и в конце, на закате их жизни, привести в мир Ту, Которая потом привела в этот мир нашего Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Проблем сегодня хватает. Открыто, конечно, сравнительно много храмов. Но приходы еще не совсем твердо стоят, нужно, чтобы они были более живыми. Ведь пока еще много тех, кто не нашел дорогу к храму, смотрят на него издалека. Священников стало больше, но образование пока не все имеют. Училище-то мы открыли, но оно нам мало пока дает, с набором учащихся трудно. Но, с Божией помощью, трудимся на ниве духовной - из года в год. А оглянешься назад, и как-то радостно, видя всходы. Но если вперед посмотреть, - ой, Господи, сколько еще дел не сделано! В некоторых городах у нас по одному священнику, а в некоторых селах нет ни храма, ни часовни. Поэтому впереди трудов великое множество. Анатолий Степанов : Владыка, в центре России, особенно в городах, бросается в глаза происходящее изменение состава прихожан. Можно сказать, что Церковь наша из Церкви «белых платочков» превращается в Церковь, где заметное число мужчин, молодежи, образованных людей. Такая тенденция здесь, на далекой окраине России, есть? Митрополит Вениамин: Такая тенденция есть. Только я сначала хочу слово молвить в защиту «белых платочков», этих мироносиц. Вспоминаю, как Святейший Патриарх Пимен говорил в проповеди, что мужчины в советское время как-то разбежались «страха ради иудейска», а «белые платочки» поддерживали купола еще не разрушенных храмов. Но сейчас, нужно признать, что в Церковь вошло много молодежи и мужчин. Радостно смотреть, когда в Никольском соборе справа от алтаря стоят мужчины, и их довольно много. Но хотелось бы видеть их в еще большем количестве. А сколько еще невоцерковленной, непросвещенной молодежи! Русь-то крещеная, но не просвещенная. Об этом болезнуешь! Бывают времена, когда храмы сильно пустеют, - это связано с сезонами сельскохозяйственных работ. А потом снова видишь наплыв молящихся. Особенно он ощущается в большие праздники. Конечно, хотелось бы больше народу видеть в храмах. Порой себя ловишь на мысли, что хотелось бы еще что-то сделать в этом направлении, что недостаточно мы активны. Порой, с печалью, вижу, как священник привыкает к своему служению и возникает формализм. Нужно трудиться, идти в народ, звать! Не только прихожане должны быть в храме, всех звать надо.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/26/...

«Пожелать бы хотелось, чтобы люди разных национальностей и вероисповеданий нашли общий язык, не унижали друг друга, не убивали, не грабили, а проявляли божественные качества, заложенные в нас Господом - мир любовь, милосердие, благость, воздержание, кротость. Нужно стремиться вверх, к высшим ценностям, а не к низшим. Ведь когда мы меняем Божьи благословения на чечевичную похлебку, мы сами себе готовим не самую завидную участь», - предостерег пастырь. Протоиерей Андрей Спиридонов , клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве , отметил: «В этом году не произошло существенных катаклизмов в истории нашей цивилизации - это уже хорошо, хотя и наблюдается экономический спад, который постепенно развивается в мировых масштабах. Мы еще пока серьезных мер не приняли для его преодоления, хотя правительство уже старается. Экономисты считают, у России все шансы выскочить из общей экономической ловушки, которая подстерегает западную цивилизацию». «В общественной, церковной жизни тоже все идет своим чередом. Руководство Церкви старается проводить последовательно то, что и раньше: увеличилось число епархий, рукополагается большее количество новых епископов. Дай Бог, чтобы все прирастало не только количественно, но и качественно вместе со строительством новых храмов. Хотелось бы больше информационной прозрачности внутри общественно-церковной жизни. Этому во многом способствует интернет, блоги и новые информационные ресурсы, в том числе и ваше агентство», - подчеркнул отец Андрей. «Хотелось бы меньше издержек – скандалов, полемики, которая выходит часто за рамки. Чтобы обсуждения были конструктивнее, а священноначалие больше прислушивалось к мнению простых мирян и клириков. Подобный механизм есть, но хочется, чтобы он работал продуктивнее. И вашему ресурсу желаю дальнейшего развития, процветания, духовной мудрости и четкой нравственной позиции. И материально не прозябать в весьма трудных экономических условиях, чтобы Бог помогал вам продолжать свою работу», - пожелал священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/30/ch...

В обители духовник сказал мне, чтобы я молился преподобному батюшке Серафиму, святителю Спиридону Тримифунтскому и Божией Матери пред Ее Курским Коренным образом. И я молился. И приехал прямо на то место, где находится святой образ. Семь месяцев учился в семинарии в Джорданвилле, а перед самым отъездом в Санкт-Петербург сподобился не только приложиться к иконе, но и ночевал в одном с ней помещении. – Александр, какие из вещей, подобных старинным, хотелось бы вышить? – В ближайшем будущем – архиерейский саккос. А в целом мне интересна стилистика золотого шитья разных областей России, как церковная, так и светская. Хотелось бы также обобщить историю золотошвейного училища в Торжке. Это одно из старейших учебных заведений России, оно основано в 1894 году. В 1995 году его посетил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Кстати, одновременно с изучением церковной вышивки я пытаюсь больше постигнуть и основы Православной веры: участвую в православных конференциях, которые проходят в городе на Неве, познакомился с мастерскими и школами на Украине, в Белоруссии, в Москве. А еще очень хотелось бы добраться до Смоленска, где, по архивным данным, в краеведческом музее находится плащаница с раки преподобного Ефрема Новоторжского, и вернуть ее в отреставрированный Борисоглебский монастырь в Торжке. – Расскажите подробнее об этом святом. – Преподобный Ефрем – брат Георгия и Моисея Угринов. Венгры по национальности, братья были конюхами у князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Георгий защищал Бориса и сам мученически погиб: желая завладеть золотой гривной, которая была у него на шее, убийцы Бориса отрубили Георгию голову. Ефрем, которого не было при злодеянии, нашел голову брата и, по благословению митрополита Киевского, пошел в окрестности Торжка, где в 1015–1016 годах основал обитель преподобного Симеона Столпника и странноприимный дом. Повествуя о мученическом подвиге князей Бориса и Глеба, он ходил через Смоленск в Киев и призывал прославить князей в лике святых. К 1037 году преподобный Ефрем построил в Торжке каменный храм во имя Бориса и Глеба, позже перестроенный. В XVIII веке при разборке старого собора там нашли посох архимандрита, его литургические принадлежности: чашу и дискос, расшитую золотом шапку архимандрита, что говорит о том, что золотое шитье существовало здесь уже в X столетии.

http://pravoslavie.ru/30441.html

Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди... Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/530...

На днях получил телеграмму, что мой брат помер, а я на три года старше его. Пора и мне, хотя очень хотелось бы докончить перевод главных богослужебных книг; а о Ветхом Завете, по-видимому, надо перестать думать – это будет ваш труд…» А несколько ниже уже совсем в грустном тоне продолжает: «Если еще вместе поживем хоть бы и лет 5, я во всяком случае буду блекнуть и опускаться, как вянущий лист; и дело мое будет исключительно переводческое. А вы, возрастая из силы в силу, будете возращать Японскую церковь . Ваше дело будет прогрессивно жизненное – таков закон природы. Во всем же да будет воля Божия, которой покорно будем подчиняться». Итак, смерть родного брата, протоиерея в г. Сызрани, поставила пред взором Владыки яснее, чем когда-либо, вопрос о возможной скорой смерти. Не боялся никогда почивший смерти. Но жить ему хотелось. И жить не для простого прозябания, а «для того, чтобы побольше перевести богослужебных книг». Впрочем, и в этом вопросе он покорно отдавался воле Божией. Даже больше: поскорбев мало, он, видимо, скоро опять приобретал благодушие и о том же предмете мог говорить в тоне, не показывающем скорби: «Итак, говорю, хозяйский глаз везде. И действительно чувствуйте себя хозяином. У вас уже и право на то есть, «тегара» есть. На меня перестаньте взирать. Я отпетый. Брат вот тоже был жив до последнего времени; последним письмом убеждал меня не выходить никуда на покой: «В Японии твой покой», – писал. Едва я успел ответить на это его утешение, как телеграмма: переселился к праотцам. А отчего? С прор. Давидом не счел дозволительным разногласить – уже за 70 было. У меня же и сердцебиение, и астма, и, главное, 75 лет. Правда, Накаи уверяет, что нашел подлинную рукопись Давида на Еврейском, где не 70, а 100; но он еще не представил мне доказательств, что это не апокриф. Итак, вы все больше и больше должны убеждаться, что необходимо вам войти совсем во все обязанности и во все чувства и сознание полного хозяина. Так и сделайте». Пред праздником Св. Пасхи, в Великий Пяток возвратился я в Миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Многие люди, которые не ходят в церковь и не считают себя верующими, приходят в храм в пасхальную ночь. Что-то влечет их туда. Как им – людям нецерковным – объяснить смысл праздника Пасхи? — К сожалению, действительно приходится видеть, как люди приходят в пасхальную ночь, чтобы просто посмотреть на крестный ход. Многие, к сожалению, воспринимают это как какое-то внешнее для себя действие, они больше нацелены на то, чтобы этот праздник обратить в некое подобие светского торжества, некоторые уже на крестный ход приходят выпивши, поют песни, разбрасывают около храма еду, еще что-то такое. Конечно, это все коробит священнослужителей, коробит верующих людей. Конечно, нам нужно больше объяснять и через СМИ, и в храмах назначение праздника Пасхи. Людям, которые все-таки желали более глубоко постичь смысл этого праздника, хотелось бы посоветовать две вещи. Первое – все-таки прийти в храм не только на крестный ход, а начать ходить в храм хотя бы в Великий Четверг, в Великую Пятницу, утром Великой Субботы, чтобы хотя бы таким минимальным участием в постном подвиге подготовиться к празднованию Пасхи. И самое главное, хотелось бы посоветовать увидеть и понять, открыв свои духовные очи, что этот праздник – это не нечто внешнее, этот праздник касается каждого из нас, ибо каждого из нас касается искупительная жертва Христова. Христос умер на кресте за нас и своим воскресением подводит нас к вечной жизни. Если увидеть и понять, что то, что происходит в храме на Пасху и до Пасхи, относится к нашей духовной жизни и нашей судьбе здесь и в вечности самым прямым образом, то все-таки, наверное, изменится и станет более серьезным отношение к пасхальному богослужению. Конечно, Церковь никого не отвергает, если люди приходят даже без особого духовного настроя в храм в пасхальную ночь, это, может быть, как-то их изменит, и дай Бог, чтобы это произошло, но все-таки нужно помнить о том, что Пасха – это не просто повод отпраздновать что-то с друзьями, это не просто красивое действо, это таинственная реальность, которая касается каждого из нас. Хотя, действительно, часто бывает так, что Господь самого вроде бы не имевшего серьезных духовных намерений человека может возвести к познанию себя. Я помню случай: в прошлом году я праздновал Пасху в сельском храме, пришел человек к концу пасхальной литургии ночью, сильно выпивший, встал около царских врат, под амвоном внизу, размашисто крестился, естественно, его стали выводить из храма и вывели, но через некоторое время он пришел абсолютно в ином состоянии, я его исповедовал, и оказалось, что человек пришел в храм практически случайно, шел мимо, но тем не менее почувствовал какую-то внутреннюю перемену в душе, и потом он стал ходить в храм регулярно. Так что не надо отгонять даже тех, кто ведет себя не очень достойно и не очень серьезно.

http://azbyka.ru/pashalnye-intervyu

Ответов: 1. Последний ответ: Мет. складень. В центре свят.Николай,еп.МирЛикийских, по краям Воскресение Христово с сошествием в ад, Покров Богородицы, Сретение Господне и Вход в Иерусалим. Пож-ста, переверните складень,не надо, чтобы он был так помещен. Добавлено на опознание: 2013-12-09 19:17:55 Владелец: JOKERMIXO Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: икона досталась от пра пра пра бабушки. сведений о ней никаких не имею.хотелось бы узнать о ней. надпись есть на правом верхнем углу но нечитаема :bhiiie .лзбо!!!, что то такое, и в том же углу с вверху вниз три буквы М К П М и что то ещо. больше сказать ничего не могу. [Добавлено 2013-12-10 17:11:30]: спасибо Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Воскресение Христово. Сошествие во ад. " Меднолитая пластика. Эмаль. 19 век. В каталоге " Меднолит " приблизительно похожая: Добавлено на опознание: 2013-12-06 13:42:32 Владелец: Fire87 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икона 13 века. Хотелось бы узнать название иконы или имя святого в центре. [Добавлено 2013-12-09 01:24:16]: Икона " Огненное восхождение пророка Илии " . Ответов: 2. Последний ответ: Большое спасибо. Добавлено на опознание: 2013-12-04 22:01:36 Владелец: Talayka Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: Спаси Господи! Добавлено на опознание: 2013-12-03 20:56:59 Владелец: OlegRok Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-12-03 20:56:38 Владелец: OlegRok Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-12-03 20:56:23 Владелец: OlegRok Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-12-03 20:55:38 Владелец: OlegRok Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2013-12-03 22:18:24]: В верху над головами надпись длинной на всю доску , но видно только начало: что -то похожее на святый(только не на современном языке) и первая буква следущего слова вроде " Т " . В руках у ангела круг или шар с изображением трёх букв похожие на руны или староцерковные может, на фото их шара не видно. В руках у фигуры с права свиток с молитвой по моему. Клейма мастеров не нашёл . в задней части врезанны две направляющих, видимо что бы доска не изгибалась, так как она реально изогнулась, так, что в средних частях направляющие вылезли из доски. Прогуглил пол интернета, похожих икон не нашёл что бы ангел и святой ( или святая, вообще затрудняюсь определить мужчина это или женщина, но не от качества изображения . а из- за стиля письма иконы) [Добавлено 2013-12-03 22:25:02]: Вот добавил изображения покрупнее свитка у святой( больше на женщину похоже) и шара- круга у ангела. [Добавлено 2013-12-03 22:26:40]: Размер иконы примерно 20 см на 30 см. [Добавлено 2013-12-03 22:33:42]: Буду рад любой информации о иконе.

http://pravicon.com/unknown/103

В ответ на мои вопросы отец прислал мне из Америки «Толковый Типикон» Скабаллановича, который я прочитала почти с упоением. До того, в монастыре, я читала мало — лишь немногое из аскетической литературы (авву Дорофея, «Лествицу») и Типикон. Но из Скабаллановича я поняла, что для того, чтобы хоть сколько-нибудь вникнуть в наше богослужение, надо знать и историю Церкви, и греческий язык. Я прочла «Историю Вселенских Соборов» Болотова, затем «Историю Вселенских Соборов» и «Очерки по Истории Русской Церкви» Карташова, и попросила прислать мне из Америки учебники греческого языка. Вообще в нашем маленьком монастыре у молодых сестер было очень много послушаний — я помимо клироса отвечала за огород, пекла просфоры, работала в трапезной и иногда ухаживала за больными. Потому сейчас не знаю, как мне удалось довольно много прочитать, но помню, что в свободное от послушаний и молитвенного правила время я зубрила греческий и много читала, в том числе почему-то и целых пять томов святителя Иоанна Златоуста. Многое из прочитанного (то, что казалось важным, и что хотелось запомнить) я выписывала. Так у меня накопилось много исписанных тетрадей со схемами и цитатами из прочитанных книг, которыми я до сих пор пользуюсь. На эти занятия у меня находилось не больше часа или полутора в день (или ночь). Но если даже час в день чем-либо заниматься (например, иностранным языком) — лишь бы это делать с постоянством каждый день — можно быстрее, чем ожидаешь, освоить предмет. Тогда я познакомилась с архиепископом Берлинским и Германским Марком, который стал моим духовником. Владыка велел больше не читать Златоуста, но жития святых, по часу в день, прерывая каждые пол часа чтение поклонами тому святому, о котором читаю. Так я постепенно прочла два раза подряд 12 томов святителя Дмитрия Ростовского. Известно, что чтение житий пробуждает усердие к духовной жизни и любовь к святым. Но кроме этого, жития многое проясняют в истории Церкви: кажется, невозможно изучать историю Церкви без изучения житий святых каждой эпохи. При втором чтении святителя Дмитрия Ростовского я вкратце выписывала в две большие тетради дату памяти, имя и главные подробности жития каждого святого, чтобы запомнить эти данные наизусть. Хотелось прочитать все и в третий раз, но владыка не благословил, сказав, что и жития святых «нельзя превращать в страсть».

http://patriarchia.ru/db/text/1186677.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010