Разделы портала «Азбука веры» Можно ли самостоятельно освободиться от зависимости (алкогольной, наркотической, табакокурения и т.д.) без помощи церкви и обращения к Богу? Похожие вопросы 6 Ответов Алёна, наверно можно в редких случаях. Но впереди смерть и Суд. Поэтому лучше решать не только тактическую задачу, но и стратегическую. Алена, здравствуйте! Из тех кого я знаю, от наркозависимости избавлялись с Божьей помощью. Так и говорили, что Господь помог, иначе никак. Других вариантов я не видел, и мои знакомые из бывших, эту Божью силу для излечения подтвердили. Те, кто к Богу не повернулся, погибли в огне гордыни. Алкогольная зависимость иная, её сила зависит от особенностей организма, от напитка потребления,  и человек может выйти при горячем желании и благоприятных условиях, что как я понял, вообще невозможно в первом случае. С табаком проще и сложнее. Для неверующего табак не проблема, зачем бросать. Но мой знакомый атеист успешно завязал через желание сэкономить на сигаретах. Для воцерквленного приходит момент, что он бросает курить, и это Божья помощь. Может, и можно, но мне такие примеры не известны. Но известны обратные, когда с Церковью. В том числе и мой собственный пример. С уважением, Алкогольная (как и прочие) зависимость это многоуровневая патология. Это не только конкретная физическая, социальная, психологическая или духовная проблема. Это болезнь всего человека: духа, души, тела, а также социальной составляющей. То есть зависимость это болезнь био-психо-социодуховная, совокупность повреждения всех сфер существования человека. Любая зависимость – смертельное, прогрессирующее заболевание, которое ведёт к кризису личности и потери человеческого облика и связи с Богом. Понятие личности в христианстве неразрывно связано с Богом. Личность есть Образ Божий в человеке или иными словами можно дерзнуть сказать, что человек имеет богоподобную личность. Это означает, что в христианском понимании кризис личности обязательно связан с утерей подобия и связи человека с Богом, а значит без Бога эту связь никак не восстановить.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-samost...

Доверие к рассуждениям автора “Исповеди алкоголика…” и его рекомендациям основывается на известной евангельской фразе: “Кто сам был искушен, может и искушаемым помощи” (т.е. помочь). Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что нельзя смешивать “человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий, — все-таки в нем остается”. Братия, Православная Церковь любит всякого человека и в грехе его, и в позоре его. Дерзайте, боритесь, и Господь поможет вам. священник Сергий Филимонов, Председатель Общества православных врачей г. СПетербурга, кандидат медицинских наук Советы опытного врача Алкоголизм — это болезнь Алкоголизм или, как теперь принято говорить, алкогольная зависимость характеризуется следующими симптомами: 1. Патологическим (болезненным) влечением к алкоголю; 2. Ростом толерантности (возрастает переносимость больших доз алкоголя); 3. Утратой количественного и ситуационного контроля; 4. Наличием синдрома отмены или алкогольного абстинентного синдрома. Алкоголизм — это заболевание, характеризующееся психо-физической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменнью процессы организма. Причем, если на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют центральные механизмы действия алкоголя (т.е. на Ц.Н.С. — центральную нервную систему — повышается настроение, до эйфории, исчезает скованность, облегчается общение, наступает расслабление после стрессов), то на последующих этапах происходит более глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя. Таким образом, на уровне Ц.Н.С. образуются новые “алкогольные” рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством молекул алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-protivopo...

- Мало просто поместить наркозависимого человека в церковную или даже монастырскую среду. Напротив, это может нанести вред церковной общине или братии монастыря, но не принести пользы «спасаемому». Там, где властвуют наркотики, нужна серьёзная работа психологов и воцерковление больного человека, ибо наркозависимость - это био-психо-социо-духовное явление. И если на уровне био-психо - это болезнь, то на уровне духовном - это греховная страсть. Причём духовный фактор главенствует, поскольку корень и основа зависимости - бездуховная жизнь человека и его окружения. Почему в нашей стране так много наркозависимых? - Всё идёт от воспитания. Кто занимается воспитанием детей? - Женщины, которые взяли на себя неприсущие им мужские качества - работать на производстве, руководить. При этом ещё надо успеть справить обязанности хозяйки дома. В итоге почти не остаётся времени на то, чтобы просто приласкать ребёнка, поговорить с ним по душам. На мой взгляд, зависимость - это болезнь недостатка любви. Наркоман - это недолюбленный в детстве человек, это вечно занятая мать и отсутствие отца. Бывает и так, что отец есть, но он давно самоустранился от воспитания детей и принятия важных решений, в семье рулит мама. Результат плачевный: мы получаем «питер пэнов», которые не хотят взрослеть, вечных мальчиков, которые оживляются, лишь когда взбадривают себя таблетками или уколами. Короткое время чувствуют себя сверхчеловеками, а потом опять впадают в детство. Итак, зависимость - это болезнь, которую нужно лечить. До конца вылечить нельзя, но можно вывести в ремиссию, а дальше от человека зависит удержаться, не скатиться обратно в наркотический омут. Прежде всего, наркозависимого нужно вывести из страшного состояния, в котором он оказался (детоксикация) и убедить в жизненной необходимости лечения, ибо безполезно тащить наркомана лечиться на аркане, если он не желает расставаться со своей пагубной страстью. Следующий шаг - вывести человека из обычного окружения товарищей-наркоманов и начать лечение - восстановить личность. Ведь пока человек употребляет наркотики, он не развивается. Он растёт, стареет физически, но умственно, духовно, психологически не развивается - его развитие законсервировано, вот как мы консервируем банку с огурцами. Поэтому очень важно пробудить в нём желание меняться, развиваться, расти духовно. Важно также выявить и лечить сопутствующие наркомании заболевания - ВИЧ, гепатит, туберкулёз...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

— А вообще верующие пьют меньше? — Все-таки, конечно, меньше. Потому что есть, так называемые, бытовые или проблемные любители выпить, которые не являются алкоголиками, но они люди распущенные и пьют, может быть, не только из-за распущенности, но из-за отсутствия каких-либо высших идеалов, отсутствия точки опоры, то есть Христа. Пустота на месте духовной жизни заполняется суррогатом. Таинства дают нам благодать, дополнительные силы в борьбе с любыми немощами. Мы обретаем силы жить по-другому. Многие бросают пить, просто становясь чадами Церкви и обретя духовную опору, то есть, отыскав смысл жизни. Высший смысл. — Вы один из немногих людей, которые знают эту проблему изнутри. На Ваш взгляд, что может помочь обрести людям свободу от пагубной страсти? — Для начала нужно понять, что алкоголизм – смертельное, прогрессирующее заболевание. Это то, что убивает. Это не только физическая, социальная, и не конкретно психологическая или духовная проблема. В некоторых социальных центрах считают, что человека достаточно социализировать: одеть, причесать, устроить на работу – и он перестанет пить. Ничего он не перестает, он не может перестать. В нем болезнь сидит, это как рак, как диабет. Давайте диабетика сводим в великолепный вегетарианский ресторан – он перестанет быть диабетиком? Алкоголизм — мультидисциплинарная, многоуровневая патология. Как говорил апостол Павел о духе, душе и теле, добавьте сюда еще и социальную составляющую, получается болезнь в целом – био-психо-социодуховная. То есть совокупность повреждения всех сфер существования. Даже если зависимый человек не употребляет алкоголь длительное время и пытается вернуться к нормальной обстановке, вдруг в определенный момент опять начинает снова спиваться и оказывается в той же луже. Такие случаи известны. Люди срываются иногда даже сильнее именно на больших сроках воздержания. Бывает, люди выздоравливают, но в целом мы имеем дело с тяжелой болезнью, с кризисом личности. Цель тех, кто занимается реабилитацией зависимых людей, — не разобщаться, руководствуясь исключительно собственными методиками, а взаимодействовать. Я готов взаимодействовать и даже направлять людей, которым бы был полезен тот или иной подход, в разные группы, наиболее качественно себя зарекомендовавшие. На мой взгляд, «Анонимные алкоголики» – одна из самых действенных, эффективных программ выздоровления.

http://pravmir.ru/alkogolizm/

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1952 году определила алкоголизм как болезнь. Если это болезнь, то надо заниматься исключительно физиологией, лечить лекарствами, положить больного в стационар, считают многие. Но у нас, кажется, больше распространено отношение к алкоголизму как к проявлению распущенности, нравственной расторможенности, греховности. Соответственно, и подход к избавлению от алкоголизма сводится к «борьбе» путем увещеваний, запретов и наказаний. Каков ваш подход? — Даже в науке, наряду с «медикализмом», сравнительно недавно преобладал моралистический подход, что же говорить о большинстве! Мало кто понимает, что алкоголизм — это сложное многофакторное заболевание, причем охватывает оно всю личность и всю семью алкоголика: если человек пьет, то его близкие страдают созависи­мостью, хотя, как правило, не осознают этого. Однако постепенно дело сдвигается: к проблеме зависимости сейчас более внимательное отношение, даже в официальных документах Русской Православной Церкви фигурирует термин «созависимость» 1 . Самым конструктивным мы, сотрудники программы «Метанойя», считаем целостный подход к проблеме, и здесь мы не оригинальны. Мы отталкиваемся от холистического понимания человека, в котором нераздельно существуют дух, душа и тело. Об этом говорил еще апостол Павел (см.: 1 Фес. 5, 23). Алкоголизм — забо­левание, которое охватывает все стороны жизни человека — духовную, психо-эмоциональную, физическую, интеллектуальную, социальную, и все они важны. Поэтому мы говорим не о «лечении», а об «исцелении», т. е. целостной заботе о духе, душе и теле — обо всем сразу. Я как священник в первую очередь стараюсь заниматься духовной стороной человека, потому что, безусловно, считаю, что духовное состояние — это фундамент всей жизни. Но нельзя сказать, что духовная сторона важна, а биологическая нет; что алкоголику для исцеления достаточно лишь чаще и дольше молиться и регулярно участвовать в святых таинствах. Конечно, чудеса совершаются по молитве, но это именно чудеса. А страдающему зависимостью нужна помощь с разных сторон: и священника, и врача, и психолога. Но подчеркну, что никакая поддержка не поможет тому, кто сам не хочет исцелиться от зависимости.

http://e-vestnik.ru/society/reabilitaciy...

Часто для священника родственники таких больных еще более обременительны. Одно и то же приносят они на исповедь. Буквально одолевают батюшку. Некоторые из них начинают «неистово» заниматься религиозно-социальной деятельностью. Нужно хорошо знать проблему, чтобы увидеть, что эти люди тоже серьезно больны. В любом случае и химически зависимые люди, и их созависимые родственники становятся тяжелым бременем для священника: первые продолжают пьянствовать и «употреблять», вторые – терзаться сами и терзать других. К сожалению, это реальность. Здесь видится большая ошибка многих священников в понимании проблемы. Они пытаются, в первую очередь, воцерковить больного и через воцерковление помочь ему избавиться от недуга. Конечно, духовная помощь страдающим от алкоголизма или наркомании необходима, и она может быть им дана, но часто эти люди просто не способны ее воспринять: степень биологической составляющей алкоголизма (наркомании) у таких прихожан настолько сильна, что они не имеют возможности духовного исцеления. Очевидно, здесь, в острой фазе болезни, им необходима именно медицинская помощь. Прежде всего нам, священникам, необходимо разобраться в природе химической зависимости, понять, с чем мы имеем дело, то есть правильно поставить диагноз. Еще в 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определила алкоголизм (также как и наркоманию) как прогрессирующее неизлечимое заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Но, согласно православному учению, дух, душа и тело человека находятся в неразрывном единстве. У человека, страдающего любым из видов химической зависимости, проявляются нарушения во взаимоотношениях с людьми, в разрыве необходимых социальных связей, разрушении тела и психики. Алкоголизм (наркоманию и другие формы химической зависимости) можно считать единой химической болезнью , имеющей духовно-психо-социо-биологические корни , хронической и неизлечимой по сути, – ее возможно остановить, но нельзя вылечить. Больной алкоголизмом и/или наркоманией разрушается по всем этим направлениям. Зависимость включает в себя и страсть (духовно-нравственный аспект), и болезнь (психический и физический аспекты), и генетическую предрасположенность .

http://azbyka.ru/zdorovie/strast-greh-il...

деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27 % пигментные пятна по краю радужки=пятна Брушфильда — 19 % эписиндром — 8 % стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8 % врождённый лейкоз — 8 % Однако вместе с тем необходимо знать, что диагноз ставится исключительно по результатам анализа крови на кариотип. Ставить диагноз “синдром Дауна”, опираясь только на внешние признаки нельзя. Как же складывается жизнь человека с таким диагнозом?  Несмотря на то, что большинство людей с синдромом Дауна страдают умственной отсталостью и задержкой психо-речевого развития, это состояние успешно корректируется реабилитационными мерами, проводимыми в детстве. Опыт показывает, что при правильном отношении к ребенку со стороны родителей, он мало чем отличается от обычных детей. Дети-Дауны обучаемы, они сравнительно легко овладевают обычными навыками ведения быта. Более того, люди с синдромом Дауна способны достичь неплохих успехов в профессии: они могут работать официантами, администраторами, продавцами, приемщиками, кладовщиками. В США живет актер Крис Бурк, известный российскому зрителю по фильмам “Скорая помощь” и “Улыбка Моны Лизы”, у которого имеется синдром Дауна. Португалец Пабло Пинеда стал первым в Европе человеком с синдромом Дауна, получившим университетское образование и избравшим профессию педагога. Общество, вдохновленное примерами этих людей, должно перестать шарахаться от тех, кто живет с синдромом Дауна. Это не самое тяжелое заболевание из существующих, хотя, конечно, воспитание и адаптация ребенка с таким синдромом требует большой физической и эмоциональной отдачи от родителей. Люди с синдромом Дауна успешно вступают в брак, при этом большинство мужчин стерильны, а 50% женщин способны к зачатию и рождению детей. В паре здоровый мужчина + женщина-Даун вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна достигает 50%, другие 50% детей рождаются здоровыми. Средняя продолжительность жизни лиц с синдромом Дауна в современных условиях составляет более 50 лет. Однако в силу имеющихся врожденных заболеваний, у них гораздо раньше, чем у здоровых людей, развивается болезнь Альцгеймера ( старческое слабоумие), кроме того, с возрастом состояние здоровья осложняется развитием кардиологических заболеваний и лейкозами. Кроме того, у таких людей иммунитет ослаблен, и они в принципе болеют чаще, тяжелее и дольше, чем обычные люди.

http://azbyka.ru/zdorovie/sindrom_dauna

Claw Carrier 15 ноября 2014, 11:15 Тем комментаторам, у которых " автор понятия не имеет " о лелеемой ими депрессии: Христос исцелял прокажённых и парализованных без всяких таблеток. А тут им от депрессии надо пить лекарства, от придуманной " болезни " изнеженных бездельников. Тогда уж от маловерия и гордыни попросите таблетки, может, вам такие дадут. Ксения 15 ноября 2014, 10:31 Замечательная статья. Но речь в ней идет скорее об унынии (духовном состоянии), чем о депрессии (болезнь психо-физическая). Уныние как и всякое духовное состояние духовно и лечиться, а вот депрессию надо лечить медикаментозно, впрочем не забывая и о духовном лечении, о таинствах. Иногда нужно смириться и пойти к врачу, поскольку многие по гордости этого не делают, мучают себя и окружающих. Ольга Трифанюк 15 ноября 2014, 04:54 все правильно и поучительно сказано для нас татьяна 14 ноября 2014, 21:47 Спасибо за статью Ирина 14 ноября 2014, 20:40 депрессию вы лечите таблетками по вашему маловерию Раиса Долгополова 14 ноября 2014, 19:42 Очень поучительная статья.Спасибо. Надежда Трегуб 14 ноября 2014, 19:18 Очень понравилось! Здорово! Согласна с Антониной, которая пишет: " Дорогие сестры и братья! Это надо прочитать каждому современному человеку сразу после Нового Завета! Слава Богу за все! " Спаси, Господи, люди Твоя! Галина 14 ноября 2014, 15:01 Замечательная статья! СПАСИБО!!! татьяна 14 ноября 2014, 13:56 Спасибо отцу Пантелимону за замечательные слова о любви и спасении. Все правильно сказано. Только к депрессии, как к медицинскому диагнозу ( не надо путать с плохим настроением или хандрой)эта статья не имеет никакого отношения. Сразу видно, что человек дает советы о том, о чем не имеет ни малейшего представления. Депрессия - это очень серьезное заболевание. Оно не лечится покаянием и исповедью, хотя мы знаем, что все происходит по воле Божьей.В том то и дело,что ценность духовных советом состоит в том, что человек знает о чем говорит и не навредит своими рекомендациями больному человек. Это все равно, что человеку с инфарктом посоветовать найти смысл жизни и полюбить окружающих.Это само собой разумеется, но это нужно для духовного исцеления, а исцеление телесное (физическое) нам не было обещано, как результат праведной жизни, иначе все святые были бы самыми здоровыми людьми на свете, но они, зачастую, были очень больны и смиренно несли эту болезнь и благодарили Господа.Вот в чем может быть чудо.Та что братья и сестры, если у вас депрессия, срочно обратитесь у врачу.

http://pravoslavie.ru/75113.html

Мне, в свою очередь, хотелось бы приблизиться к той стороне его жизни и творчества, которая кажется наиболее загадочной и даже страшной и потому всего более к себе притягивающей. Я разумею страшную драму Гоголя. Драма эта по глубине и значению своему представляет собою одну из самых замечательных страниц, какие только знает история человеческих страданий. Требуется некоторое усилие —114— воли, чтобы, говоря о ней, настроить себя на праздничный лад… Гоголь-мыслитель хотел убить Гоголя-художника. Писатель, создавший необычайные произведения, посвятил целую полосу своей жизни борьбе с собственными произведениями. Человек, от которого пошла вся новейшая литература русского народа, отрекся от себя и вступил в борьбу с собственным гением, пока не умер обессиленный этой борьбой. Существует целый ряд научных объяснений драмы Гоголя. Не только историк литературы, но и моралист, медик, психолог находят себе обильную жатву в судьбе его. Наиболее распространенное из объяснений проводит его самого и его сочинения сквозь призму психиатрии и сводит драму его к причинам патологического свойства. Но эта точка зрения не может обманываться абсолютной значительностью своих показаний и не должна поглощать прямого глубокого смысла исканий больной души. Если, действительно, в психо-физической организации Гоголя было предрасположение к его печальному концу, то оно послужило только той средой, м. б., благоприятной средой, в которой развивалась внутренняя драма, через которую раскрылись высшие искомые ценности. Клиническая точка зрения указывает только почву, на которой создалась душевная неуравновешенность, но она не определяет ни форм, ни содержания драмы. Несомненно даже, что драма Гоголя в зачатках своих опередила его болезнь. Ведь он пронес свою тоску через многие годы скитаний своих, и «незримые миру слезы» душили его грудь и в эпоху полного расцвета его «видимого смеха», когда еще не было и помина о болезни. Накопившийся биографический материал, рассматриваемый в связи с произведениями Гоголя, дает, кажется, неоспоримое право утверждать, что трагизм лежал столько же в необычайно оригинальной психической организации его, сколько и в окружающей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам близко пришлось познакомиться в 1905 году с теми сектантами, которые или не были привлечены к суду, или уже, отбыв свое наказание в виде тюремного заключения, вернулись на старое пепелище. С ними установились у нас самые дружественные отношения при троекратном посещении знаменитого села. И надо сказать, что эти люди производили чарующее впечатление. Говорит о какой-либо дегенерации здесь и нельзя было… Мы имеем еще одну религиозно-психическую эпидемию, подвергшуюся экспертизе психиатра и описанную д-ром Якобием в «Вестнике Европы» в 1908 г. (кн. 10 и 11). Экспертиза д-ра Якобия коронным образом отличается от экспертизы проф. Сикорского. Прежде всего, в ней нет того миссионерского привкуса, той предвзятой точки зрения, которая сама по себе способна подорвать доверие к компетентным свидетельствам киевского психиатра. Д-р Якобий в качестве эксперта подошел к сектантам, действительно, как врач к больным, и, зарегистрировав психическую болезнь, конечно, протестовал против неуместного вмешательства полицейских властей в дело психиатрии. Описанная д-ром Якобием эпидемия наблюдалась в конце 90-х гг. в супоневской волости, Брянского уезда, Орловской губернии. Это религиозное движение было признано хлыстовщиной. Сравнивая Супоневскую эпидемию с другими эпидемиями, описанными проф. Сикорским, д-р Якобий устанавливает и генезис всех религиозно-психиатрических эпидемий в России: «Среди населения, неустойчивого психически, истеричного, пораженного психо- и невропатологическим вырождением, ослабленного умственно алкоголем и невежественностью, физически нищетой и лишениями, появляется параноик. Своей проповедью, своей параноической авторитетностью он влагает беззащитному умственно населению свои бредовые идеи и производит у окружающих индуцированное помешательство. Начинается преследование самим населением, полицией, властями; нравственное положение обостряется, эпидемия идет вширь и вглубь» (кн. II. с. 159). Таков был ход и супоневской эпидемии. Налицо все данные, характеризующие религиозно-психическое явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010