Глава V 609 . Религиозно-нравственное состояние общества. § 29. Религиозно-нравственное состояние общества В религиозно – нравственном развитии русское общество не подвинулось вперед. Это обусловливалось недостатком духовного просвещения и пастырского учительства в связи с привычкой к старым формам жизни. Таким образом над Русью по прежнему висел мрак полуязыческих представлений и суеве.рий. Народ еще верил в леших, домовых, русалок, кикимор и т. п.; сходясь на семейных празднествах или общественных играх, он еще призывал Рожаниц, Купалу и Ярилу, «кликал каляду, авсень и плуг» 610 , – скорее впрочем по привычке, чем сознательно. В явлениях природы он искал действия таинственных сил; поэтому волновался и пугался при появлении комет, падающих звезд, солнечного затмения и т. п. 611 Чем малоизвестнее была какая – нибудь страна, тем богаче таинственными силами казалась она для народной фантазии; таким образом ходили рассказы о змее – аспиде, живущем на дальнем севере, о шестиглавом драконе, обитавшем в змиевой горе (выше Саратова) и обращенном в камень 612 . Иногда народ даже чтил те предметы, которые казались ему таинственными; например в начале XVII в. ежегодно в Петров день большая толпа сходилась около переяславского Борисоглебского монастыря и «творила почесть камню», в который, по замечанию летописца, «вселился бес, творя мечты» 613 . Подобным образом народ и в христианских святынях иногда видел как бы фетиши, где обитает высшая сила. Например, в смутное время, когда жители окрестностей Смоленска, укрывавшиеся в лесах, были отыскиваемы и разграбляемы поляками, они вешали свои иконы в обратном положении и укоряли их за несчастие, приговаривая: «мы вам молимся, а вы нас от Литвы не обороните»; бывали случаи, что русский в досаде бросал икону в огонь или в навоз, если она не защитила его от пожара или не охранила от воров 614 . Вместе со всем этим была сильна вера в возможность различными средствами устранять действие таинственных сил или пользоваться ими. Для этой цели служили словесные и письменные заклинания, нашептыванья, камешки, травы, кости, даже ладан, просфора, богоявленская вода и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2016 Молитва по-флотски О том, кто такие современные флотские священники, в чем заключается их служение на берегу и в море, может ли священнослужитель отказаться от путевки на передовую, мы поговорили с архимандритом Алексием (Ганьжиным), «главным» в Русской Православной Церкви по взаимоотношения с Военно-морским флотом. ОФИЦИАЛЬНО И НЕОФИЦИАЛЬНО — Отец Алексий , в Синодальном отделе по взаимоотношению с Вооруженными Силами вы отвечаете за взаимодействие с ВМФ. В чем заключается ваша работа? — Моя главная обязанность, как и любого священника, — душепопечение, окормление наших военнослужащих, моряков. Если говорить конкретней, то я помогаю воинским частям и подразделениям находить священников, смотрю, как они несут там свое послушание. — Как происходит назначение военного священника? — Сразу после перестройки, когда Церкви разрешили присутствовать в армии, такие вопросы решались только непосредственно через Министерство обороны. И, конечно же, с благословения правящего архиерея. Сейчас несколько другая ситуация. Есть два вида военного духовенства. Во-первых, штатные священники, официально значащиеся как помощники начальников командиров по работе с верующими военнослужащими. Согласно регламенту, их предлагают сами командиры подразделений, направляют запрос в Минобороны, которое приказом зачисляет человека в штат. А есть духовенство, которое работает с военными внештатно, не являясь официально помощниками командиров. У нас в Санкт-Петербурге много таких батюшек: например, протоиерей Богдан Сойко  из  Николо-Богоявленского морского собора и  протоиерей Алексий Крылов из  Чесменской церкви много лет занимаются окормлением моряков. — В чем конкретно заключается работа флотского священника как на берегу, так и на море? — Священник — он везде священник. Прежде всего — богослужения и работа с людьми, совершение Таинств, беседы с личным составом, семьями военнослужащих. Но есть и нюансы. Если священник участвует в дальнем морском походе, надо понимать, что обстановка там иная, чем даже просто среди военных на берегу: замкнутое пространство, далеко от дома, некоторые долго не видели родных. Возможны конфликты между военнослужащими, ссоры. Священник должен уметь найти подход к каждому человеку, уметь поговорить, найти нужное слово.

http://aquaviva.ru/journal/molitva-po-fl...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2016 Летнее приключение " летучей рыбы " Что такое журналистика? Профессия? Призвание? «Не только!» — говорит о родной стихии петербургский журналист Дарья Завьялова. Она уверена: подрастающему поколению журналистское творчество помогает понять окружающий мир и свое место в нем. Она вместе с коллегами даже организовала для детей и подростков летнюю школу журналиста «Летучая рыба». О том, как два десятка ребят из Петербурга и Ярославля целую неделю пробовали себя в роли «акул пера» и что из этого вышло, рассказывает сама организатор проекта. ШАНС ДЛЯ ИНИЦИАТИВНЫХ Как возник этот проект? Вместе с соорганизатором проекта Алексеем Сизовым мы работаем на канале «Союз». Сотрудничаем мы и в рамках студии «Летучая рыба» при Богоявленском соборе в Ярославле — снимаем фильмы. Кроме того, я давно работаю с детьми, в том числе и в детских лагерях. Мы с Алексеем решили: почему бы не совместить эти сферы деятельности — журналистику и организацию детского досуга? Ну и, конечно, нам очень помогло, что мы выиграли грант в конкурсе «Православная инициатива». Алексей родом из Ярославля, одно время мы были там в творческой командировке, снимая серию документальных фильмов о сельских священниках — опять же по гранту «Правинициативы». Поэтому хорошо знаем этот город, в нем осталось много связей и знакомств. Именно в Ярославской области мы и решили устроить творческий лагерь для подростков. Детей набирали по объявлениям в приходах. Был обязательный творческий конкурс, все писали сочинения: программа насыщенная, требующая большой творческой мотивации. Приехали ребята из Петербурга, мои бывшие ученики: в нашем городе я вела детскую школу журналистики при социальном отделе епархии. Присоединились и очень талантливые дети из клуба краеведов при храме Спаса Нерукотворного Образа в Парголово со своим педагогом Светланой Завьяловой (это моя мама). Всего было двадцать ребят от 12 до 17 лет. И четверо взрослых: мы с Алексеем и две Светланы, Завьялова и Горюнова, — наш волонтер и хороший фотограф.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=108159

Сортировать по Исключить новости Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» 17 января, 2020 Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде. Будет ли купание крещенским, если мороза нет В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды? Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ. Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении — хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Сортировать по Исключить новости 10 вопросов о Крещенской святой воде Сколько раз освящать и кто заставляет купаться 18 января, 2019 Сколько раз освящать и кто заставляет купаться Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня , у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой. Мы расскажем о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы. 1. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня? Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник (18 января) и после Литургии самого праздника (19 января). В оба дня воду освящают утром. 2. Почему и где святая вода освящается? С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Только в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати. 3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой? Купание — не более, чем народный обычай. Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету. На самом деле такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. 4. Для чего нельзя использовать святую воду?

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-kreshhen...

ЖМП 1 январь 2022 /  17 января 2021 г. 13:00 Велий еси, Господи О ЧИНЕ БОГОЯВЛЕНСКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ Великая агиасма — церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных элементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом. Об установлении чина Богоявленского освящения воды и его богословском содержании 1 «Журналу Московской Патриархии» рассказал священник Михаил Желтов.  PDF-bepcuя. Истоки чина Традиция совершать великое освящение воды на праздник Крещения Господня — одна из самых известных и почитаемых в Православной Церкви. В ее основе лежит, во-первых, древнейшее церковное предание о призывании благодати Божией на воду, предназначенную для таинства Крещения оглашенных; во-вторых, широко распространившееся с IV века отождествление 6 января (здесь и ниже все даты приводятся по юлианскому календарю — «старому стилю») с днем Крещения Самого Господа Иисуса Христа. Намек на особую святость воды для таинства Крещения содержится уже в «Дидахе» (предположительно, кон. I в.); здесь сказано, что такая вода должна быть «живой» (гл. 7). Хотя буквально это означает, что вода должна быть проточной, сам выбор слова все-таки подразумевает нечто большее, чем просто описание свойств водоема, избираемого для совершения в нем таинства. В свою очередь, авторы рубежа II–III веков уже прямо говорят о «призывании» Бога, совершаемом над крещальной водой ( Ириней Лионский, сщмч . Fragm. gr. 33 (32); Тертуллиан . De Baptismo 4). Ранние примеры таких призываний можно найти в апокрифических Деяниях апостола Иоанна (II в.) и апостола Фомы (III в.). В безымянном литургико-каноническом памятнике III века, который в современной литературе обычно цитируется под названием «Апостольское предание», епископу предписано молиться над водой (слова молитвы не приводятся) перед тем, как совершить в ней Крещение (гл. 21). Соответствующие молитвы сохранились в «Евхологии» епископа Серапиона Тмуитского (§ 7; сер. IV в.), в «Апостольских постановлениях» (VII. 43; ок. 380 г.), в различных древних традициях христианских Церквей Востока и Запада 2 ; они доныне входят в число наиболее значимых литургических текстов 3 .

http://e-vestnik.ru/church/veliy_esi_gos...

Сортировать по Исключить новости «Какая вода сильнее?» Люди годы в Церкви, но игра в святыньки не уходит Что толку от благодати, если водичка, песочек и цветочки становятся образом жизни 18 января, 2020 Что толку от благодати, если водичка, песочек и цветочки становятся образом жизни Что посоветовать тем, у кого каждая вода от своей болезни помогает, а пустота в душе так и не уходит? О «более сильной» крещенской воде и ложном понимании благодати размышляет священник Андрей Ефанов. – Батюшка, какая вода сильнее: крещенская или богоявленская? – Так вы ведь в прошлом году у меня об этом уже спрашивали! – И вы мне сказали, что без разницы, но так не бывает. – Бывает! – Так какая же сильнее? В этом году я в двадцать пятый раз буду совершать освящение воды в праздник Богоявления. И в двадцать пятый раз ко мне подходят с одним и тем же вопросом. Причем, как и в вышенаписанном диалоге, часто этот вопрос задают одни и те же люди. Ну не вмещается в сознание многих людей тот факт, что вода, освящаемая всего однажды в году, но в два разных, хотя и следующих друг за другом дня, может быть одинаковой. Слишком уж силен магизм в головах даже тех, кто стал православным без решимости, присущей лишь некоторым святым. Не всегда мы можем переступить порог храма, не отряхнув всю налипшую на обувь пыль мирской суеты, не научились переодеваться в подобающую одежду, сев за стол Царского пиршества. Впрочем, что тут говорить о прихожанах? Помню, как в 1994 году я посетил келию одного иеромонаха, половина которой была заставлена банками и бутылками со святой водой. На каждой была наклеена бумажечка, на молебне какому святому она была освящена. На мой недоуменный вопрос о назначении подобной коллекции священник назидательно объяснил мне, что, дескать, каждый святой от «своей» болезни или страсти исцеляет, а всем в один день не отслужишь молебен, поэтому каждому приходящему он делает индивидуальный «микс», помогающий исключительно ему от болезней и страстей. Было забавно слышать это из уст священника, и лишь со временем я смог понять, что это не забавно, а грустно, потому что подобная «детская игра» может не пройти с возрастом жизни во Христе, а превратиться в настоящую страсть, от которой впору искать святого, «помогающего» от суеверия и магически-материалистичного отношения к Божией благодати.

http://pravmir.ru/kakaya-voda-silnee-lyu...

Скачать epub pdf 351. Святая вода Богоявленская Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое время по благочестивому усердию желающих. Одно из великих водоосвящений совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое водоосвящение совершается в церкви, – в воспоминание того древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже на прудах и при колодцах, – в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест, изображающий Самого Христа, – называется «Иорданом». Та и другая вода, освященная в это время троекратным погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется «святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста, «никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением». Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане. Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (комментарий в русле истории) Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Диакон Михаил Желтов Водоосвящение Статья из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. На греч. – Agiasma (топ hudaton); на лат. – aquae benedictio, церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; св. вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. Древнейшей общецерковной практикой является водоосвящение в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященным елеем и св. миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. По образу крещального водоосвящения на Востоке в V–VI вв. сформировались чины водоосвящения на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского водоосвящения таковы, что оно уподобляется Водоосвящению при Крещении и называется Великим водоосвящением. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Еще одной древней традицией Церкви является освящение воды для придания ей целебных свойств; сохранился ряд молитв водоосвящения такого рода. К молитвам водоосвящения для целей врачевания примыкают молитвы на освящение воды и елея для таинства Елеосвящения, а также различные экзорцизмы над водой для придания ей апотропеических качеств (т. е. способности отвращать действие нечистых духов. Кроме традиции освящать воду через молитвенные призывания над ней на Востоке издревле бытовала практика совершать водоосвящение через погружение в воду к.-л. святыни; со временем эта практика привела к формированию визант. чина малого водоосвящения (водосвятного молебна) и схожих чинов.

http://sedmitza.ru/text/413021.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > От Крещения до воцерковления, или Еще о силе крещенской воды Просьба о молитвенной помощи 22.01.2013 1259 Время на чтение 12 минут В этом году Крещение Господне, как и Рождество Христово, я провела в московском храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках , где 19 января 2013 года причастилась и набрала крещенской воды. Накануне Крещенского сочельника обзвонила всех родных и друзей: «Не забудьте взять в храме Богоявленскую или Крещенскую воду!». Сестру, приехавшую из Белгорода в Харьков ухаживать за больным братом, попросила сразу же отнести воду в больницу, где он лечится от плеврита и множества осложнений сахарного диабета... Уверена, крещенская вода вновь поставит его на ноги быстрее, чем все лекарства, вместе взятые. Крещенская вода особая, иначе очереди за святой водой выстраивались бы у храмов не раз в год, а каждый день. Но почему-то лишь 19 января готовы часами мерзнуть на морозе стоящие в очереди за крещенской водой мужчины и женщины, верующие и не очень верующие, воцерковленные и только начавшие свой путь к Богу... Вот пришла девочка-подросток в ярко-фиолетовой куртке: «Я надела колготки, термобелье и теплые носки», - сообщила она маме, сменив ее на «боевом посту». Вот молодые люди стоят с огромным количеством пустых пятилитровых бутылок... Бабуля с палочкой осторожно поднимается по ступенькам - видно, что без воды она не уйдет... Дети резвятся в сугробе. И так радостно, что в храм пришло столько народа! Крещение! Я успела подать записки, поставить свечи, помолиться, причаститься, приложиться к кресту на Божественной литургии и вновь встать в очередь за водой. Все это время многие люди так и стояли на морозе... Разглядываю лица пожилого мужчины в вязаной шапочке, за которым заняла очередь, женщин разного возраста, молодой беременной женщины на высоких каблуках... Мне интересно, знают ли они уже, какой удивительной силой обладает эта вода, или пришли набрать ее на всякий случай, как я когда-то... «Дай мне еще крещенской воды! Меня впервые не тошнит»

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010