Скачать epub pdf ИКОНОПОЧИТАНИЕ Откровение в красках ...Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование с изобразительностью... Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение. Дeяhuя VII Вселенского Собора (Деяние 6-е). Господь, ублажая Своих учеников, сказал: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали», «ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» ( Мф. 13, 17, 16 ). Итак, апостолы телесным образом видели Христа и Его страдания, и чудеса, и слышали Его слова. Сильно желаем и мы видеть и слышать Спасителя, чтобы быть блаженными, подобно апостолам. Те видели «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ), так как Он телесно присутствовал. Мы же, потому что Он не присутствует телесно, как бы через посредство книг слушаем Его слова и освящаем свой слух и через него душу, и считаем себя блаженными, и благоговейно почитаем книги, из которых слышим Его слова. Так и созерцая на иконах Его изображение и чудеса, и страдания Его, мы освящаемся и утверждаемся в вере, и исполняемся радости, делаемся блаженными и благоговейно почитаем и поклоняемся Его телесному образу. А созерцая Его образ, мы представляем себе, насколько возможно, также и славу Его Божества. Так как мы состоим из двух частей, из души и тела, и душа наша не обнажена, но покрывается телом, как бы завесой, то нам невозможно, помимо телесного, прийти к духовному. Следовательно, подобно тому как через слова, которые мы слышим ушами, мы также понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному. Поэтому Христос воспринял тело и душу, так как тело и душу имеет и человек. Поэтому из двух частей состоят и Крещение – из воды и Духа, и Святая Трапеза, то есть Причащение Тела и Крови Христовых, и молитва, и псалмопение – все двояко: телесно и духовно... Преподобный Иоанн Дамаскин ( 3, 1, XII ) Икона – греч. образ. Здесь и далее в теме «Иконопочитание» под такими цифровыми обозначениями цитируется издание: Св. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Перевод проф. Санкт-Петербургской Духовной Академии А. Бронзова . СПб., 1893. Первая цифра ( 1, 2 или 3 ) обозначает Слово; вторая (1 или 2) – часть Слова; на третьем месте римскими цифрами указаны разделы Слова. Богоустановленность иконопочитания

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вопрос о епископате и епископе как носителе управления, учительства и священнодействия в Церкви является одним из важнейших. Отношение Православной Церкви к поставлению епископов, естественно связано с позицией Православия в более общем вопросе: является ли епископство особым богоустановленным служением в «царственном священстве» всех христиан (I Петр.2,9), получающим свое право и свое бытие только через преемственное рукоположение от апостолов или оно есть служебная функция христианского общества, которое сохраняет апостольское учение. Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов. Книга Деяний Апостольских Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней , не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает , что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви. Св. Отцы I-III веков Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков: Св . Климент Римский : «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих» . Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства» .

http://pravoslavie.ru/36815.html

Иконография Сретения Господня До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. 13 февраля, 2009 До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями Для Церкви реальность, очевидность уготованного Господом спасения есть, конечно, не только засвидетельствованная в Евангелии встреча благоговейным старцем Богомладенца Христа, но ежедневно возобновляемое духовное переживание (архиепископ Симеон Солунский). Как евангельский текст, так и святоотеческие творения подчеркивают богоустановленность, законность этой встречи: «Ветхий деньми, в древности давший закон Моисею, ныне видится нам Младенцем, и будучи Сам Творцом и исполнителем закона, по этому закону приносится в Храм и старцу дается» (стихира на литии). Сретение – праздник Господский, посвященный непосредственно Христу. Однако по своему богослужебному содержанию он исключительно близок праздникам Богородичным и в древности рассматривался как праздник, посвященный Матери Божией. Как отмечает известный иконописец инок Григорий Круг, на иконе праздника изображение Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь – отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времени и чаяния грядущего Суда и будущего века. И таким же эсхатологическим смыслом исполнены слова, обращенные к Матери Божией: «несение всех скорбей мира ради спасения падшего человеческого рода»

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Прежде всего богоустановленность брака настолько несомненна для церковного сознания, что не нуждается в новом подтверждении примером Богоматери. Между тем эта богоустановленность отнюдь не изменяет характера брака как учреждения привременного, значение которого исчерпывается пределами лишь теперешней земной жизни. В " жизни будущего века " , по слову Спасителя, " ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть " (Мф. 22, 30). Как завершение всего, эта будущая жизнь (или, иначе, Царство Божие) и должна служить последней и наивысшей целью стремлений человека, подчиняя себе всякие земные цели. Поэтому неизбежны, в частности, случаи, когда служение Царству Божию может потребовать, чтобы человек ради него пожертвовал своей брачной жизнью. Апостол Павел весьма настойчиво учил о дозволительности брака для всех. Иногда даже считал брак более полезным или спасительным, чем безбрачие (например, для молодых вдовиц [см.: 1 Тим. 5, 14]). Но для себя и именно ради своего апостольского служения, " дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову " (1 Кор. 9, 12), он избрал безбрачную жизнь. Ради того же служения Царству Божию был безбрачным и Предтеча. Тем естественнее такая жертва со стороны Девы Марии, призванной к служению, совершенно исключительному по своей высоте и облагодатствованности. После же того как Дева Мария уже восприняла это служение и стала Матерью Сына Божия по плоти, брачная жизнь для Нее была не только психологически неестественной, но и нравственно недозволенной. В самом деле, наша Церковь очень настойчиво требует, чтобы приходские священнослужители пред рукоположением вступали в брак. Однако после рукоположения брак становится для священнослужителя преступлением, влекущим лишение сана. Очевидно, в первом случае человек от низшего восходит к высшему и никакого нарушения в нравственном прогрессе не совершает. Во втором же он, " возложив руку на рало " , принял на себя служение Царству Божию, " зрит вспять " , обращается к устройству своих земных дел. Он " первую свою любовь оставил " (Откр. 2, 4) и потому " неуправлен в Царствие Божие " (Лк. 9, 62). Во сколько же раз больше было бы " ниспадение " Девы Марии, если бы после всего совершившегося с Нею Она превратилась в обычную замужнюю женщину. Она ведь не только была избрана быть Матерью Господа, но и добровольно приняла на Себя такое служение ( " Се раба Господня; буди Мне по глаголу твоему " [Лк. 1, 38]).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/377/...

Наш главный аргумент о несовместимости православного христианства с экстремизмом основывается на учении Церкви о богоустановленности государственной власти . Для христианства изначально государство в лице Римской империи признавалось как гарант международного мира и служило залогом высшей земной законности и справедливости. Не случайно Спаситель на вопрос фарисеев позволительно ли давать подать Кесарю (т.е., в представлении иудеев, языческой и захватнической власти), ответил: « Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу... » (Мф. 22:21). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Бога, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание государственной власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): « " Воздадите Кесарева Кесареви " ... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: " и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... И церковь " да воздает Кесарева Кесареви " , вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие ... » . Поэтому учение святых апостолов требует от христиан почитание государственной власти, как богоустановленной: « Всякая душа да будет покорна высшим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое » (Рим. 13:1-2,4). Причем, первоверховные апостолы требовали от христиан чтить власти и повиноваться им по совести (Рим. 13:5) и со страхом Божиим: « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2:13,14,17). Отсюда вытекает и требование молиться за власти: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1Тим. 2:1-2).

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

Во-первых, Церковь признает, что государство является необходимым элементом жизни в поврежденном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Однако государство вторично с точки зрения воли Божией и не является самоцелью или самостоятельной ценностью, но инструментом по ограничению господства греха в мире. Ветхий и Новый Заветы призывают власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (например, Рим. 13:1-7; 1 Пет. 2:13-16). Из истории Церкви мы знаем, что апостолы учили христиан повиноваться властям (см. 1 Тим. 2:2), хотя в те времена Церковь была гонима и местной иудейской властью, и Римской империей. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Во-вторых, христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, осознавать ее границы, признавать ее земной, временной и преходящей ценностью, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. Власть, изгоняющая из своего сознания Бога, склонна к злоупотреблениям и даже к обожествлению самих властителей, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры. В-третьих, природа государства и Церкви различна: Церковь основана непосредственно Самим Богом — Господом нашим Иисусом Христом. Богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Если целью Церкви является спасение людей для вечной жизни, то цель государства заключается в их земном благополучии здесь и сейчас. Государство является имманентной частью «мира сего», но в Царствии Божием, где Христос будет «все и во всем» (Кол. 3:11), нет места принуждению, противопоставлению человека и Бога, соответственно, нет нужды и в институте государства. В-четвертых, церковное сознание утверждает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм, поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать на данном направлении. Государство способно либо дать Церкви возможность исполнять свою миссию, либо ограничивать такую возможность вплоть до начала открытых гонений. Тем самым власть перед лицом Истины выносит суд о себе самой и, в конечном итоге, предрекает свою судьбу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3072212...

При этом, говоря объективно, во-первых затирается значение автокефальности и «самодейственности», а во-вторых, аналогия круга и центра хромает в том смысле, что центр, с аксиологической точки зрения, оказывается более почетным и более «церковным», и Константинопольская Церковь, таким образом, оказывается «Церковью по преимуществу», подобно тому, как таковой считал Римскую кафедру Владимир Соловьев. Теперь проанализируем отношение отца Александра Шмемана к этому посланию. В самом начале он предупреждает о том, что не собирается защищать «константинопольский неопапизм», но на поверку оказывается, что защищать нечего, потому что папизма нет: «Если мерилом “неопапизма” брать папизм римский, то было бы нетрудно, на основании формального анализа текста послания, показать, что в нем нет ни одного из основных “признаков” папизма, как они сформулированы Ватиканским собором. В послании ничего не сказано: 1) ни о богоустановленности прав и привилегий Вселенского престола (а, напротив, прямо указывается на первоначальное “смирение” и “малочадие” Константинопольской Церкви, возвышение которой во Вселенскую кафедру выводится из исторических обстоятельств), 2) ни о подчинении его власти других Церквей (говорится только об общении и контакте с ним как условии их вселенского единства), 3) ни, наконец, о непогрешимости его предстоятелей». Но как раз исходя из формального анализа приходится признать, что в той или иной степени данные признаки «папизма» в послании присутствуют. Помимо отмеченных выше параллелей необходимо указать следующее: – термин «богоустановленная скала» говорит сам за себя: кафедра установлена Богом и подразумеваются ее права как центра; – «смирение и малочадие» являются сугубо библейским концептом – возвеличиванием малого, младшего и смиренного: благословение Иакова, благословение Манассии и т.д., вплоть до слов Евангелия: «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Лк. 1: 52). В сочетании со «столпом светоносным» изображение этого возвеличивания связано с темой избранничества Израиля, каковым мыслится Константинопольская кафедра.

http://pravoslavie.ru/34693.html

Также апостол Павел пишет: «Пусть каждый муж любит свою жену, как свою плоть». Здесь учитывается то, что вместе супруги составляют единое целое. Человек, не любящий свою жену, не любит самого себя. Но такого не бывает. Каждый плоть свою лелеет и греет. Поэтому если человек любит себя, он будет любить и свою жену. Кто допускает какую-то несправедливость, уделяет недостаточное внимание супруге, членам своей семьи, тем самым свидетельствует о том, что ему наплевать и на себя. − Объясните, пожалуйста, фразу: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»? − Дело в том, что новая семья, которая образуется, все-таки должна каким-то образом себя отделять. Формируется новая ячейка общества, и это оставление отца и матери не значит, что нужно вообще о них забыть. Это означает, что человек начинает вести собственное хозяйство, становится главой своей семьи, за все в этой новой семье отвечает сам. Разумеется, это не снимает заботу о близких, которых он оставляет, − родителей в первую очередь. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоустановленность брака, с другой − провозглашает закон о его нерасторжимости. Очень важно понимать: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Люди, вступающие в церковный брак, должны осознавать: это Таинство обязывает к его нерасторжимости. В жизни это, к сожалению, не всегда так. «Прилепление» указывает и на физическую близость в том числе, на общность интересов, которые между супругами будут возникать, на тесный духовно-нравственный союз, который достигается ими самими. Оставление отца и матери способствует этому единению, новому союзу. Беседовала Надежда Спирина Беседа на радио «Образ» опубликована сайтом Нижегородской митрополии (к печати подготовила Татьяна Юдина) Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона:

http://azbyka.ru/semya/tainstvo-nerastor...

В христианских монархиях божественность власти утверждается священным миропомазанием на царство. Однако это не означает, что в случае отсутствия помазания отсутствует божественное начало власти. Так апостол Павел утверждал богоустановленность Римской власти, когда императорами были язычники. Римские императоры были к тому же верховными языческими жрецами (pontifex maximus) и даже объявляли себя богами (император Домициан). Есть разница между божественными помазанниками и языческим правителем или президентом республики, но в любом случае остаётся некая богоустановленность власти. В связи с таким отношением к власти человек должен повиноваться ей не за страх, а за совесть, и более того: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа ( 1Пет. 2:13 ). Хождение под властью – хождение пред Богом. По Соломону, слово царское храни не ради выгоды или страха, а ради клятвы пред Богом . Естественно, всё это ограничивается областью веры и благочестия. Не может быть подчинения власти, если требуется совершение греха или отречение от Бога. С этого момента начинается свидетельство и мученичество. Указав на подчинение царю пред Богом, Соломон взывает и к обычному благоразумию: Не спеши уходить от лица царя и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, всё может сделать. Где слова царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?» Глупо не считаться с силой. Глупо получать удары не за Бога, не за истину, а за собственную настырность и упрямство, за своеволие. Не можешь противиться силе – подчинись ей, если это не противоречит совести. Уступить силе – это не слабость характера, а благоразумие. Бодаться с силой – глупость неразумия. Стояние за истину – святость исповедничества. Раши размышляет словами Екклесиаста о Царе царей и Боге Всевышнем: « Уста царские соблюдай . Поэтому я обязан и готов блюсти изречённое Царём вселенной, что является наивысшим благом. И по речению клятвой Богу . То, как мы клялись Ему на Хореве (на горе Синай) соблюдать Его заповеди» 8, 2–4].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На вопрос: «Что есть государство?»- святитель отвечает следующим определением: «… государство есть «союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою с пожертвованием частию своей свободы для охранения и утверждения общими силами закона нравственности, который составляет необходимость их бытия» . Эта формула содержит ряд важных тезисов: во-первых, московский святитель определяет государство как «союз»; во-вторых, он именует участников этого союза «свободными», подразумевая не только внутреннюю, нравственную свободу, но и некоторую свободу внешнюю, дающую возможность осознанного пребывания в союзе; в-третьих, жертвование частью свободы свидетельствует о наличии верховной власти и необходимости подчинения; в-четвертых, подчеркивается общность интересов участников государственного союза, их единство; и, наконец, формулируется та основная задача, которую призвано выполнять государство — утверждение закона нравственности . Для святителя Филарета это есть высший закон, освящающий государственную жизнь, сообщающий дух гражданским законам, которые « суть не что иное, как примененные к особенным случаям истолкования сего закона, и ограды, поставленные против его нарушения» . О богоустановленности принципа государственной власти неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан. 4, 14; 5, 21; Притч. 8, 15–16; Сир. 17, 14–15; Ин. 19, 10–11). Христос, Владыка неба и земли, подчиняется власти Пилата, так как признает, что власть, которой Пилат пользуется, дана ему Богом: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дана свыше» (Ин. 19,11), – сказал Христос Пилату, когда тот указал Ему на свою власть. Мысль о природе власти подробно развил в своих Посланиях великий Апостол народов – Павел. Напомним здесь только начало 13-й главы Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 1–2). Более того, апостол Павел увещевает христиан также молиться за современных ему царей-язычников и благодарить за них Бога (1 Тим. 2, 1–2).

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/svyato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010