Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшей Покровской богадельне. Карта и ближайшие объекты В эпоху Александра II широко создавались дома призрения, богадельни, учебные заведения, и их домовые храмы, освященные в честь тезоименитства императора, передавали эти богоугодные заведения под защиту святого Александра Невского. Таковой была домовая церковь при богадельне Московского мещанского общества на Покровской (Бакунинской) улице, где ее основала еще Елизавета Петровна, и посему она находилась под особым августейшим покровительством. Для нее выстроили собственное здание, и домовый храм был освящен в декабре 1858 г., а позднее устроили придел во имя св. Ксении, по именинам великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Покровская богадельня, предназначенная для " престарелых и неспособных к труду мещан " , была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 чел.). Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах. В советское время в здании находились квартиры, техникум, фабрика, техно-торговый центр. Комплекс богадельни с храмом частично возвращен Русской православной церкви в 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси с храмом святого благоверного князя Александра Невского. Покровская богадельня, предназначенная для «престарелых и неспособных к труду мещан», была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 человек). Ее каменные здания по Покровской улице начали строиться в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Домовая церковь, апсиды которой видны у входа на двор, освящена 7 декабря 1858 г. во имя св. Александра Невского. В декабря 1858 года в здании богадельни святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский освятил домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Впоследствии с севера был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием в честь тезоименитства великой княжны Ксении Александровны.

http://sobory.ru/article/?object=02180

III. По делам нашей духовной миссии в Иерусалиме 1859 г. 15 мая. Отзыв митрополита Филарета об отчете преосвященного Кирилла389, епископа мелитопольского, от 10 февраля, 1859 г. 390 I. В сем отчете есть изречения преосвященного, затрудняющие суждение о правильности действования его и о достоверности описываемого им. «Злоба патриарха 391 в отношении ко мне». Жестоко, а неубедительно. Патриарх ли слишком тяжело поступал, или преосвященный Кирилл слишком тяжело осуждает. Слово злоба в устах епископа о патриархе кого более осуждает, укоряемого или укоряющего? «Невозможно было прямо вмешиваться в дела внутреннего управления греческих монастырей». Это значит, что он хотел бы вмешаться. Правильно ли? Полезно ли? «Секретные сделки поклонников с греческим монастырем». Какие могут быть? Почему поклонникам русским искренне относиться к греческим монастырям, нежели к русскому епископу? «Я не верил своим глазам». А что он видел, не видно. «Проповедь о значении флага». Употребляя в насмешку слово проповедь , вы оскорбляете ваше собственное служение. «Меня нельзя ставить на одну доску с последним поклонником». Но было ли это? Каким образом? И не лучше ли бы стоять за справедливость дела, а не за свою личность? «Лучше будет, если мы не будем играть в жмурки, ловя друг друга». Это не объясняет дела. И согласно ли с степенностию архиерея, что он сам себя изображает играющим в жмурки? II. Но есть и такое, что ясно, и о чем стоит труда подумать. Преосвященный Кирилл пишет: «агенция общества пароходства и торговли в Иерусалиме, городе ни приморском, ни торговом, так аномальна, что сама не может не чувствовать себя в довольно неловком положении, без товарищей, без дела». Нет ли здесь правды? Что делает, или хочет делать пароходное общество? Не видно. Оно хочет строить церковь , помещения и больницу для поклонников. Но это не больше ли принадлежит духовной миссии, нежели обществу пароходства и торговли? А между тем деньги, собираемые на богоугодные заведения в Иерусалиме, общество пароходства и торговли имеет в своих руках, и заботится как бы и впредь в большом количестве получать их в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А.С. Кондрашов в " Описании церкви Тихвинской иконы Божией Матери, находящейся в гор. Новгороде на Софийской стороне, принадлежащей Военному ведомству " 1916 года издания писал, что Тихвинская военная церковь, находящаяся между Тихвинской и Козьмо-Демьянской улицами, скромно приютилась на небольшой возвышенной площади, окруженной Богоугодными заведениями: с западной стороны - деревянным зданием местного военного лазарета, а с северной - каменными зданиями больницы Новгородского земства, как-бы являясь здесь на земле утешительницей всех страждущих и скорбящих от недугов телесных... Он отметил, что в архитектурном отношении Тихвинская военная церковь представляется величественною, не уступая местным соборным церквям. Устроена церковь об одной главе вместе с колокольнею и с двумя портиками; покрыта обычным листовым железом; на церкви два восьмиконечных креста деревянных, обитых белою вызолоченною жестью. Внутри и снаружи церковь оштукатурена и окрашена известью, а крыша, глава и шпиль колокольни - масленою краской. Главный трехпрестольный храм во имя Тихвинской Божией Матери каменный, построен в виде прямоугольника с выдающимися на восток полукружиями, а с южной и северной стороны церкви устроены два из плиты портика, с четырьмя приступами и с четырьмя каменными колоннами на каждом портике, поддерживающим крытые железом фронтоны с карнизом. Храм имеет в длину 21,3 м, в ширину 17,1 м, а в высоту от основания до крыши 9,4 м. Храм одноэтажный с особым при нем теплым приделом, в два просвета. В первом нижнем 14 окон, с восточной стороны 6, с южной 4 и с северной 4. Во втором верхнем 10 окон, с южной стороны 5 и с северной 5 окон. Все окна в деревянных переплетах с железными решетками. Внутри храма стены оштукатурены и окрашены масленой краскою, соединены между собой куполом, в котором четыре полукруглых просвета. Вверху купола написаны масляными красками: а) по средине большой круг и в нем изображение Всевидящего Ока с сиянием из червоного золота; б) под кругом в полукруглых рамках: св. апостолы Петр и Павел, св. Иоанн Предтеча Господен, св. Пророк Илия.

http://sobory.ru/article/?object=18606

Андреевка. Андреевский мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1898 и 1901. Адрес: Оренбургская обл., Саракташский район, с.Андреевка, ул. Школьная, 2 Координаты: 51.932712, 56.639257 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В средней части Оренбуржья, на границе с Башкирией, расположен поистине заповедный уголок, как бы отгороженный, защищённый от суетного мира самой природой. В этом укромном углу, в 130 км от областного центра, расположилось одно из стариннейших селений Оренбургского края, вписавшего в свою историю замечательных деятелей русской науки и культуры. Первым из них стоит имя известного исследователя Камчатки академика Степана Петровича Крашенинникова (1711–1755), одного из старших родственников основателей Андреевки, прибывших в числе первых устроителей нового российского края и глубоко укрепившихся на оренбургской земле. Деревня Андреевка основана в 1780-х годах поручиком Петром Дмитриевичем Крашенинниковым (1759 – до 1819), сыном заседателя оренбургского совестного суда, и получила своё название по имени первенца основателя – сына Андрея Петровича (1780–1812). Церковь в Андреевке появилась через сто с лишком лет после её основания благодаря известному в оренбургском крае жертвователю на богоугодные заведения, косвенно вошедшему в родственную связь с Крашенинниковыми. Самое же значительное из многих богоугодных дел Михаила Алексеевича Чистозвонова было построение в селе Андреевка большого красивого храма во имя Архистратига воинства небесного Михаила Архангела. В клировой ведомости говорится, что церковь была начата постройкой в 1898 году на средства губернского секретаря Михаила Алексеевича Чистозвонова по плану, утверждённому в губернском строительном отделении, и окончена постройкой 30 августа 1901 года, а 24 сентября того же года освящена с благословения Преосвященнейшего Владимира, епископа Оренбургского и Уральского.

http://sobory.ru/article/?object=37608

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вахитовский район. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая купина " при Земской больнице. Богородицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Жемчужиной города» назвали архитекторы застройку района современных улиц Карла Маркса, Миславского, Большой Красной. Осуществлялась она после появления в 1768 году первого регулярного плана Казани. Одним из заметных «камней» в этом ожерелье сегодня является здание, расположенное по красной линии улицы Карла Маркса в доме 17 в охранной зоне Казанского кремля. До недавнего времени горожане знали его как кардиологический диспансер, а первоначально в 1774-1825 гг. как здание Конторы-канцелярии адмиралтейства (корабельных дел). Это здание относится к числу самых старых сохранившихся кирпичных в Казани. Пять домов, построенных по проекту В. Кафтырева в 1774 году, постепенно были объединены в три, а после 1844 года стали уже единым сооружением - типичным памятникам позднего барокко. Архитектурные задумки отчетливо видны до сих пор. Его главный фасад при помощи раскреповок расчленен на ризалиты, размер и скульптурные декоры которых нарастают к центру. Центральная часть с главным входом украшена четырьмя пилястрами на втором этаже и барочным фронтоном. Именно в этой части при больнице Приказа Общественного Призрения с выходом во двор в 1854 году была устроена и освящена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», а над фронтоном установлен крест - традиционный символ богоугодных заведений. В 1861 году для совершенствования студентов кафедры госпитальной хирургии Казанского императорского университета при больнице была открыта Госпитальная клиника с терапевтическим и хирургическим отделениями. На основе больницы и клиники в 1865 году была создана Городская Земская Больница. В начале XX века в главном корпусе больницы переделали парадную лестницу, которая вела к церкви. Алтарь и сама церковь выступала во двор. Иконостас и утварь для церкви пожертвовал купец Сергей Евсеевич Александров. Храмовые иконы писаны в мастерской Т.Т. Гагаева. Около восточной стены висели четыре колокола.

http://sobory.ru/article/?object=35879

Вступление в монашество и выход из него. Часть 9 Святые отцы и современные подвижники благочестия о монашестве < >< Часть 1 >< >< Часть 2 >< >< Часть 3 >< >< Часть 4 >< >< Часть 5 >< >< Часть 6 >< >< Часть 7 >< >< Часть 8 > Авва Дорофей и прп. Досифей Хотя вступление в монашество – дело благое и богоугодное, но старцы и опытные духовники далеко не всех благословляли и советовали поступать в него. В житиях и в воспоминаниях о них очень часто встречаются случаи, когда старцы не благословляли идти в монашество, предвидя духовными очами будущие падения и катастрофы, которые могут быть с людьми слабыми и немощными. Таким они советовали смиренно жить в миру, чем, вступив в монашество, нарушать обеты и порочить нерадивым житием идеалы монашеской жизни. Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…» , а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связы­вайте себя обетами, которые ни Вам сей­час, ни другим не принесут предполагаемой пользы» . Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.

http://pravoslavie.ru/31019.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Миргород» Н. В. Гоголя как историософская модель Часть 4 02.01.2023 660 Время на чтение 19 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Повесть «Вий», к разбору которой мы приступаем, - первая повесть второй части «Миргорода», части, посвященной миру зазеркалья, в котором зло неотвратимо и победоносно наступает. «Вию» в историософской модели Н. В. Гоголя принадлежит место художественной притчи о «Медном веке». Мир этого периода разительно отличается от периода предшествующего – прежде всего профанацией священного. В этом мире религии, православию – учат, учат, притом, в заведении – бурсе, духовной семинарии киевского Братского монастыря, - которое ни при каких условиях образцовым назвать нельзя. Обыкновенное занятие семинаристов есть зубрежка, помыкание младшими учениками и разного рода бесчинства на городском рынке. Учатся в семинарии при монастыре люди поведения и нрава далеко не безупречных. «… - Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнию своею и богоугодными делами, и она, может быть, наслышалась о тебе», - высказывает лестное предположение о Хоме Бруте сотник, отец убитой панночки. « - Кто? я? - сказал бурсак, отступивши от изумления, - я святой жизни? - произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику. - Бог с вами, пан! Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга». Наставники бурсаков, щедро раздающие воспитанникам подзатыльники, розги и даже плети, в нравственном отношении также не далеко ушли от своих подопечных. Ректор семинарии, во всяком случае, более озабочен земным, чем небесным. Провожая посланных от сотника и благодаря их за щедрое подношение, он не преминул сказать: «… - Да не забудь, мой голубе! прибавить пану, что на хуторе у них, я знаю, водится хорошая рыба и особенно осетрина, то при случае прислал бы: здесь на базарах и нехороша и дорога». Житейским идеалом бурсаков – т. е. людей богословски образованных, профессионалов, воспитанных при монастыре – является безделие, как внешнее, так и внутреннее, духовное. Главный герой повести – Хома Брут (иронично названный Хомой, т. е. Фомой, в честь деятельного и недоверчивого апостола Фомы, да еще и Брутом - в честь известного древнеримского республиканца, сложившего голову в борьбе с тиранией) в отличие от своего небесного покровителя и однофамильца более всего любил лежать и курить люльку. Его старший товарищ богослов Халява (еще одна – да как! - говорящая фамилия) по окончании бурсы делает блестящую духовную карьеру:

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современникам горящее Истиной слово О значении трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского в день его  прославления 14.06.2023 498 Время на чтение 23 минут Источник: Попечение Столько лет соработничать плечом к плечу с флагманом нашего современного православного душепопечения, иеромонахом, а затем игуменом Анатолием (Берестовым), в московском Душепопечительском православном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и в этот день не поведать, несмотря на пока неослабевающие боли в руке и предстоящую непростую операцию на нижней челюсти, о святом, в чью честь названо это богоугодное заведение, будет несправедливо. Об отце Анатолии, его верном и преданном служении людям и Богу все эти годы рассказывал здесь . Он не раз вступался за меня, когда по заказу сектантов-неопятидесятников я был брошен в СИЗО, а затем неправосудным решением отправлен в колонию. Его открытое письмо в мою поддержку в ту лихую годину. Прошу молитв о его здравии! С годами приходят немощи, ваша молитвенная поддержка ему сейчас очень нужна. Перехожу к описанию удивительного святого, которого сегодня молитвенно вспоминает Русская Православная Церковь. Святого, вошедшего в историю России и Церкви как «Всероссийский батюшка» – праведного Иоанна Кронштадтского. В миру Ивана Ильича Сергиева. Во имя которого трудился и чьему имени посвятил созданный в Москве в 1996 году Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма иеромонах Анатолий (Берестов) . Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) является одним из самых почитаемых чудотворцев Русской земли. Молитвою отца Иоанна излечивались самые тяжкие болезни. Происходили исцеления и наедине с больным, и при множестве свидетелей. Православные молятся этому святому в любой беде и в любом затруднении, об исцелении различных недугов, за здоровье близких, об избавлении от пьянства, наркомании и других зависимостей. Народ почитал священника Иоанна Сергиева за святого еще при жизни. А для общецерковного почитания он был канонизирован 33 года назад. Именно это событие мы молитвенно вспоминаем 14 июня.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/sovrem...

Закрыть itemscope itemtype="" > Туда, где раньше возвышался крест 06.12.2017 782 Время на чтение 12 минут Воскресный день. Прохладно, пасмурно, чуть порошит снег - к прогулкам такая погода не очень располагает, разве что... Есть такие темы, погружаться в которые лучше всего как раз в такой неуютный ноябрь - тогда воображение, словно маслом по холсту, рисует на фоне серого, в дымке города удивительные картины прошлого... В роли проводника по прошедшим столетиям - сотрудник Зональной научной биб­лиотеки СГУ им. В.А. Артисевич, выпускница курсов «Утраченные храмы Саратова», организованных молодежным отделом епархии совместно с Культурным центром имени П.А.Столыпина, Светлана Викторовна Клейменова. Экскурсия, которую она готова провести, уникальна - точнее, уникален найденный для нее материал. То, о чем собирается рассказать Светлана Викторовна, собрано ею по крупицам в процессе работы в отделе редких книг, сотрудником которого она является. Дополнительная информация была взята из разных источников: это и краеведческая литература, и мемуары, что-то из Интернета, но в основном из тех дореволюционных саратовских изданий, которые хранятся в Зональной научной библиотеке. И вот все готовы, и наш экскурсовод ведет группу по местам, где до революции находились домовые храмы... Что же такое домовый храм? От приходских и монастырских храмов домовая церковь в первую очередь отличается тем, что устраивается при общественных - богоугодных, благотворительных, ис­правительных или образовательных - учреждениях. Такой храм может быть открыт или закрыт для «посторонних» лиц, в зависимости от режима работы заведения. Домовая церковь могла иметь и отдельно стоящее здание, и располагаться во внутреннем помещении. Такой храм не имел приписанных к нему по территориальному признаку прихожан. Иногда он устраивался на частной территории (например, в усадьбе), а не в общественном месте, но в таком случае не имел и собственного причта (подобного рода храмы были приписными к близлежащим приходским). При учебных заведениях настоятелем домового храма, как правило, был законоучитель, так как Закон Божий был обязательным предметом для всех учащихся.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/6/tud...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010