Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни. Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников , так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков . Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму . 3.    Кафизмы на утрени На протяжении Великой четыредесятницы современный Устав не сокращает количество кафизм на утрени ни при полиелейном разряде богослужения , ни на праздник Благовещения, если он приходится на будний день рассматриваемого периода . Только в четверг 5-ой седмицы поста полагается одна (восьмая) кафизма, что связано с исполнением Великого канона в указанный день . Таким образом, видно, что современный Типикон устанавливает в седмичные дни Великой четыредесятницы три кафизмы без всяких оговорок, исключение же составляет четверг 5-ой седмицы. Такая строгость исполнения кафизм в Великую четыредесятницу свойственна Иерусалимскому Типикону, и подобные указания на чтение кафизм мы встречаем во многих рукописных вариациях данного устава . Многие памятники студийской традиции предполагали больше моментов, нежели ныне, когда количество кафизм на утрени Великой четыредесятницы сокращалось. По Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) в первый день Великого поста и в среду средостения положено две кафизмы, в четверг 5-ой седмицы – одна, в прочие седмичные дни – три кафизмы. Однако стоит отметить, что сокращение кафизм в понедельник первой седмицы Четыредесятницы компенсировалось тем, что первый час в этот день совершался с кафизмой .

http://bogoslov.ru/article/4453203

29 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Евгения Веселова. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с проповедью, в которой, в частности, отметил недопустимость использования греховных средств для достижения поставленных целей. «Слово Божие учит нас, что использование греха для достижения целей не является не только спасительным, но и эффективным. Бог предназначил людей для другого — Он предназначил их для того, чтобы они жили по Божиему закону, чтобы творили правду, чтобы не обманывали других, стремясь достичь своих корыстных целей, чтобы грех никогда не использовался как некий инструмент борьбы за место под солнцем. Только тогда жизнь может быть счастливой, мирной и радостной», — сказал Патриарх. Вечером того же дня Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх совершил чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова) во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох, после чего обратился к насельникам обители и всем собравшимся в храме с первосвятительским словом. 2 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх молился за великопостными утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Сергея Петрова. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебное пение с чтением канона святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо, после чего обратился к верующим с первосвятительским словом о необходимости самоконтроля, умении воспитывать ум, чувства и волю. «Самоконтроль и испытание совести есть лишь первый шаг к работе над собой. А дальше начинается врачевание, и главным в этом деле является не духовник, не наставник, а сам человек. Самоврачевание — это и есть синоним духовного подвига человека. Самоврачевание есть воспитание ума, воли и чувств», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

16 февраля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу. В ходе встречи обсуждалось расширение сотрудничества между православными странами, а также вопросы, касающиеся жизни русскоязычных в Греции.   18 февраля в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. 15 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. Патриарх Кирилл также посетил сестринский храм Успения Божией Матери, расположенный в нижней части собора Сошествия Святого Духа и побывал в богадельне Зачатьевского монастыря, где побеседовал с престарелыми монахинями и мирянками, преподав им Первосвятительское благословение. 16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. Утром 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Пердстоятель Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. 18 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со спортсменами параолимпийской сборной России, отправляющимися на X Параолимпийские зимние игры в Ванкувере. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о здравии спортсменов и благополучном исходе соревнований, а затем обратился к членам паралимпийской сборной со словами напутствия. «Одним фактом своего участия в спортивных состязаниях вы свидетельствуете всему миру о победе человека над самим собой, — сказал Святейший Патриарх. — Люди, которые побеждают скорбь и страдание, являются ярким и сильным примером для всего общества».

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды. —Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии? —Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140й, 141й, 129й, 116й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.

http://pravmir.ru/nyine-silyi-nebesnyiya...

Литургия святого Василия Великого служится в первые пять воскресений Великого Поста и два раза на Страстной седмице – в Великий Четверг и в Великую Субботу (даже если на эти дни придется Благовещение). В Киево-Печерской Лавре, согласно Студийскому Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого Поста, за исключением первой седмицы. ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ СОСТАВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Великое повечерие состоит из трех частей. По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь , рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа даровать сон мирен и безмятежен отходящим ко сну (псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90). После псалмов чтение вечерних молитв прерывается пением стихов из пророчества Исайи: «С нами Бог», в которых выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. В тропаре «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя» Церковь воссылает благодарение Богу за истекший день и просит Господа о даровании безгрешного вечера и ночи. Выразив затем свою веру в чтении Символа веры , Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех святых ходатаев перед Богом, особенно у Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных». Затем бывает чтение особых тропарей (по дню) и читается Богородичен. «Господи, помилуй» (40). «Честнейшую Херувим». Заканчивается первая часть молитвой святого Василия Великого , в которой кратко перечисляются моления, содержащиеся в первой части. Вторая часть великого повечерия по своему составу – покаянная. Начинается она призывом к молитве и поклонению Христу Богу: «Приидите, поклонимся». Далее, псалмами 50, 101 и молитвой царя Манассии Святая Церковь призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому осознанию гибельности пребывания во грехе. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых (после Трисвятого и «Отче наш») покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Вторая часть заканчивается молитвой «Владыко Боже, Отче Вседержителю», в которой кратко повторяется содержание молитв второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью, в которой коснулся вопроса о пороке любоначалия или, по-русски, властолюбия. Оно не только вредит духовной жизни самого грешника, но и влияет губительно на окружающих его людей. «Тот, кто достигает власти», сказал Патриарх, «даже самой незначительной, нередко наслаждаются ею. А наслаждение властью — это не просто эмоциональные переживания, не просто осознание своего превосходства, но очень часто еще и действия, направленные против подчиненных. Властолюбивый человек должен доказывать себе, что действительно обладает властью, и это доказательство тяжким бременем ложится на окружающих». Власть человеческая  налагает очень большую ответственность на носителей власти — нравственную и даже духовную, напомнил Предстоятель. «Если же власть теряет духовную ответственность, ответственность пред Богом, то происходит ее девальвация, утрата ее авторитета. Поэтому каждый правитель, у которого сохраняется вера в сердце, должен помнить о своей зависимости от Бога, и это памятование духовной связи с небом, особой ответственности пред Господом укрепляет авторитет земных правителей». «Власть может быть и в небольших коллективах, когда у одного человека больше авторитета и ответственности, чем у других. Это означает, что прошение, которое мы обращаем к Богу через молитву преподобного Ефрема, имеет отношение ко всем нам, в том числе простым людям, которые по закону человеческого общежития участвуют в разного рода группах и иногда получают формальную или неформальную власть над другими. Никогда, ни при каких обстоятельствах, исполняя свои обязанности по отношению к другим людям, мы не должны наслаждаться, тешить себя, развивать в себе похоть власти. Не власть греховна сама по себе, но похоть власти, наслаждение ею является тяжким грехом пред Богом и всегда приносит скорбь», сказал Патриарх.

http://radonezh.ru/analytics/post-i-much...

3 марта, во второй день первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, где в церкви Сошествия Святого Духа были совершены последования великопостных богослужений — утрени, часов и вечерни. Богослужения совершил старший священник монастыря и духовник города Москвы протоиерей Николай Важнов. По окончании богослужений Святейший Патриарх Кирилл обратился к насельницам монастыря и молящимся в храме с проповедью. Настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) преподнесла в лар Предстоятелю икону основательниц обители святых игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Затем Святейший Патриарх посетил строящийся Рождественский собор и музей, где представлена часть обширной экспозиции археологических находок, найденных при строительстве собора. 3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. Утром 4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился в алтаре кафедрального соборного Храма Христа Спасителя за уставными последованиями утрени, часов и изобразительных. Затем Предстоятель совершил Литургию Преждеосвященных Даров. 4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в соборе Богородице-Рождественского женского ставропигиального монастыря Москвы. 5 марта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Малом актовом зале Московской духовной академии и семинарии, под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло заседание Общественно-попечительского совета по возрождению кронштадтского Морского собора Святителя Николая Чудотворца. Открыла заседание супруга Президента России Светлана Медведева. Попечительский совет, по ее словам, собрался, чтобы решить вопросы, связанные с реставрацией и привлечением средств для восстановления Морского собора.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Вечером того же дня, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом и прочитал молитвы на начало Святой четыредесятницы. 7 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Данилов ставропигиальный монастырь. Предстоятель Русской Церкви молился в Троицком соборе обители, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. После богослужения Святейший Патриарх прочитал молитву на начало Великого поста. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом о духовных причинах уныния. «В основе уныния — маловерие, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры — это надежда», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель призвал собравшихся, возлагая надежду на Бога, осознавать степень своей личной ответственности за себя и свою жизнь. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам блаженной Матроны Московской, а затем прошел в Воскресенский собор, где были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. 8 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к насельникам лавры, учащимся московских духовных школ и верующим с первосвятительским словом о грехе пустословия. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а затем там же молился за утренними молитвами и полунощницей. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл по окончании утрени, часов и изобразительных совершил великопостную вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом о грехе и добродетели. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона преподобного Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. 9 марта 2011 г. HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу. Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям. Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами. Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу. В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010