богослужебных книг



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Несколько месяцев свободы : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... — Это традиция Православной Церкви: пытаться сосуществовать с любым государством. Но случай владыки Сергия особый. Это был один из самых успешных молодых архиереев. Вся его предшествующая 1917 году карьера заключалась в том, что он шел на компромиссы и в результате не только добивался того, что нужно было Церкви, но и успешно строил свою карьеру. Приведу один пример. Предсоборное присутствие разрабатывает проекты разного рода реформ, но Собор не созывается. Подавляющее большинство наших архиереев морально подавлены. Владыка Сергий же создает при Синоде комиссию по исправлению богослужебных книг и начинает их редактирование, начинает работу, которую предполагал бы впоследствии Собор. Он становится во главе учебного комитета и проводит реформу духовных школ. Он организует реформу приходского устава в 1914 году. Раз Собора нет, думал он, то будем действовать в рамках синодальной системы, исходя из всех обстоятельств той конъюнктуры, которая есть. Владыка считал, что может всё. — Но наступил 1917 год… — Он выдал архиепископу Сергию «черную метку». Широко известный как богослов, церковный политик и церковный администратор, владыка дважды проваливался на выборах ... текст полностью ...
Статья. Популярное богословие и народная ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... литературы обычно не удостаиваются рассмотрения, а то и вовсе не упоминаются в современных обзорах средневековой философии и теологии. Авторы этих пособий теряются в тени великих схоластов, крохами учености которых они в основном пробавлялись. Но эти порождения вульгарного богословия обладают в глазах историка народной культуры средних веков своеобразным преимуществом перед основополагающей философско-теологической литературой - их популярность, читаемость была во много раз выше, и круг лиц, на которых они рассчитаны, был качественно иным. Приходской священник был вооружен, помимо богослужебных книг, пенитенциалием и катехизисом. И тот, и другой непосредственно использовались им в общении с паствой. Катехизисы [ 1] многократно переписывались и широко распространялись, их пересказывали и переводили с латыни на народные языки. При этом естественно и неизбежно их подвергали дальнейшему упрощению, еще более приноравливая к потребностям тех людей, которые их читали или которым их читали. Если латинские тексты богословских пособий были доступны по преимуществу духовным лицам, то переводы и переложения на народные языки были рассчитаны на мирян. Исследователь вправе видеть в ... текст полностью ...
Венценосные особы в столице Древней Руси / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... пожелал попробовать пищи, которая была предложена народу. Ему принесли хлеб на деревянной тарелке, деревянную ложку, кислых щей и пшенной каши с молоком. Отведав принесенной трапезы, государь похвалил вкус ее и сказал: “Очень рад, что соблюдается древность. Желаю, дабы и впредь святые предания святых отец наших сохраняемы были в поучение потомства”». Деревянная ложка, которой «вкушал трапезу государь», до самой революции 1917 года бережно хранилась не где-нибудь, а в ризнице Великой Успенской церкви… В ризницах всех киевских крупных монастырей и церквей можно было узреть драгоценные оклады богослужебных книг, роскошные панагии, перстни, потиры, золотые цепи и кресты, дарованные членами императорской фамилии, выдающимися военачальниками, губернаторами, графами и князьями, купцами и промышленниками. Я не думаю, что делалось это только лишь для того, чтобы банально «замолить грехи». Был в этом и глубочайший духовный смысл. Причем не столь важно в данном случае, кто и что жертвовал: нищий ли, даровавший «на общую свечу» последний пятак, или государь Александр Освободитель, подаривший лавре икону Николая Чудотворца, усыпанную бриллиантами на общую сумму в 1 миллион рублей. Будучи ... текст полностью ...
Апостол Японии и его миссия / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... семинарии. В центре - святитель Николай Однако святителя нельзя назвать экуменистом. Сами инославные исповедания он определял порой очень жестко и резко: «Католичество – яд мира, и… ему предстоит то же, что было с ересью Ария, то есть исчезновение из мира» [22]; «Протестантство – клоака, из которой – если порядочно засосет человека – нет ему спасения…» [23] Вот еще черта миссионерской практики святителя: он не чуждался советоваться со своей японской паствой по тем вопросам, которые имели ключевое значение для воцерковления японцев. Например, при переводе Священного Писания и богослужебных книг ряд трудностей был связан с тем, что многие иероглифы на протяжении веков использовались буддистами и синтоистами. Это придавало некоторым японским терминам определенный нехристианский смысловой оттенок, что делало рискованным их употребление в православном контексте. В таких ситуациях святитель рассылал перевод того или иного стиха или понятия по японским приходам, прося духовенство и мирян высказаться о восприятии перевода. Сам перевод богослужебных текстов – едва ли не ключевой принцип миссии в иноязычной стране. С этим напрямую связано понимание веры. И будет не лишним ... текст полностью ...
Русский чудотворец, внук баскака / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России. Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Иверская в главном храме монастыря Усилиями преподобного Пафнутия и его учеников Боровский монастырь в конце XV – начале XVI веков стал достойным преемником Троице-Сергиевой Лавры и духовным центром Руси, откуда вышли многие святители и преподобные Русской Православной Церкви. Еще при жизни Боровского игумена в монастыре была собрана одна из лучших в России библиотек богослужебных книг и духовной литературы, к сожалению разграбленная и сожженная войсками Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Об образованности и просвещенности братии можно судить по тому, что в Боровской обители была открыта одна из первых в России общественных больниц – храм святого пророка Илии с палатами для больных (1670) , построенный на деньги известного государственного деятеля князя Ивана Борисовича Репнина. А при реставрации в одной из келий братского корпуса была найдена уникальная фреска с изображением геоцентрической модели Вселенной, близкой теории Птоломея. Еще ... текст полностью ...
Пасхальные храмы старой Москвы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... В 1591 году в окрестностях обители была одержана победа над крымским ханом Казы-Гиреем – это был последний татарский набег, когда враг достиг пределов Москвы. В честь его одоления был основан Донской монастырь, а на Воробьевых горах поставили памятную церковь святого Андрея Стратилата, ибо победа совершилась в день его памяти. Она и дала имя монастырю. Дальнейшая история собственно Андреевского монастыря связана с именем боярина Федора Ртищева и с первыми страницами в славной летописи русского просвещения. В середине XVII века остро ощущалась потребность в знаниях для исправления богослужебных книг и в грамотных кадрах для государева Печатного двора. Идея эта давно витала в воздухе. Еще при царе Михаиле Федоровиче возникла мысль об устройстве в Москве такого монастыря, где велась бы научно-переводная работа, где селились бы монахи, занимающиеся книжным делом. Осуществилось это чуть позже, когда боярин Ртищев, входивший, наряду с Никоном и Аввакумом, в знаменитый кружок «ревнителей древнего благочестия», человек глубоко верующий и любивший знания, задумал устроить в Москве «учительное братство», где не только совершалась бы работа по исправлению богослужебных книг ... текст полностью ...
«Мне нужна одна пятница…» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Параскева удивительным образом умеет повернуть разговор на старца, всегда оставаясь в тени. Нужна была особенная настойчивость, если не настырность, чтобы возвращать ее к вопросам о ней самой. Рассказ монахини Параскевы Монахиня Параскева (Ростиашвили) – Я родилась в Душети, ничем не примечательном месте. Родители работали в школе: папа – директором, мама преподавала историю – в конце своей жизни она приняла монашество с именем Матрона и была похоронена в монастыре Самтавро. Уже в 16 лет я была уверена, что хочу посвятить свою жизнь Богу, но не знала, как это осуществить. Ведь в то время богослужебных книг совсем не было. Как-то раз мне попала в руки книга о святом Антонии Великом. Прочитав ее, я поняла, как должны жить и молиться монахи. Но мне эти правила казались очень трудными и невыполнимыми. Сама Пречистая сошла с иконы и промолвила: “Тебе предназначена дорога в монастырь. Иди и не бойся. Я буду помогать тебе” В отчаянии я стала призывать на помощь Матерь Божию, обращаясь к Ее образу – Иверской иконе: «Матерь Божия, Пресвятая Богородица, я так хочу быть монахиней. Но Типикон такой трудный, боюсь, что я не сумею всё правильно исполнить. Как мне поступить – не знаю. ... текст полностью ...
Из дневника священника » Сайт священника ...Искать в Источникеazbyka.ru
... на встречу с Богом с миром в душе». Читала над умирающими «Канон на исход души от тела». В один из дней ее самочувствие стало совсем критическим, лекарства не помогали. Ее муж, священник, попросил меня исповедовать и причастить жену. Я был поражен чистотой души и любовью к Богу этой молодой женщины. Поразила одна ее, совсем не книжная, но такая искренняя фраза: «Я думала, почему мне Бог дал такую болезнь, тогда как здоровой я могла послужить Ему лучше? А потом мне стало стыдно за такие мысли: Просто, когда Господь раздавал кресты, мне достался ТАКОЙ». 13 марта 2006 У нас в алтаре среди богослужебных книг есть одна совершенно замечательная: Минея праздничная 1909 года. Не знаю, какому священнику она принадлежала в дореволюционное и послереволюционное время, его имя нигде не написано. Но этот священник оставил на полях книги свои пометки, сделанные мелким аккуратным почерком. Почерк один и тот же, иногда карандаш, иногда чернила, орфография дореволюционная. Несомненно, что этот батюшка был очень искренним и горячо верующим человеком. Об этом можно судить хотя бы по тем пометкам, которые сделаны на внутренней стороне обложки книги: «Да утвердится сердце мое в воле Твоей, ... текст полностью ...
преподобный Максим ГрекИскать в Источникеazbyka.ru
... каллиграфов: инока Силуана и Михаила Медоварцева. Впоследствии Силуан сделался верным учеником и последователем Максима Грека. Работа спорилась: трудились с энтузиазмом и осознанием важности миссии. Менее чем за полтора года перевили объёмную по содержанию Книгу «Толковая Псалтирь». В то же время осуществляли и другие переводы. По завершении требуемой работы учёные стали просить у начальства отпустить их домой. Домой отпустили лишь двух соработников Максима, а его самого удержали: работы для переводов было достаточно, к тому же на повестке дня стоял важный вопрос по сличению текстов богослужебных книг, согласованию двух церковных Уставов, Иерусалимского и Студийского. По роду своей деятельности на Руси Максим занимался не только переводами, но и правкой содержания текстов. Хорошо разбираясь в Писании и святоотеческой литературе, он нередко указывал на ошибки, содержащиеся в тех или иных книгах. Со временем к Максиму стали обращаться за советами по самым разным религиозным вопросам, а иногда он лично указывал церковным иерархам на несоответствие их действий христианским традициям. Выражая своё несогласие, с авторитетностью зрелого богослова и простотой инока, он делал ... текст полностью ...
блаженный Феофилакт БолгарскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Балабана, устроить собственную типографию в Стрятине (в Галиции, близ Самбора) и начать печатание богослужебных книг, исправленных по греческим текстам. Мы знаем две несомненно из этой типографии выпущенный книги - Служебник 1604 г. и Требник 1606 г. ; есть указания на то, что ею было выпущено еще несколько книг, между прочим, Учительное Евангелие. Федор Балабан умер в 1606 г. и его типография, лет через 10 после его смерти, была куплена Киево-Печерскою лаврой. Первенец Киевской лаврской типографии - Часослов 1617 г. После него, в течение ХVІІ в., лавра издала огромное количество богослужебных книг, святоотеческих творений, литературных произведений и мелких брошюр для народа славянскими и польскими шрифтами, имевших распространение по всему православному славянству; целый их ряд был перепечатан другими типографиями. Особенно распространилась ее деятельность после присоединения Киева к московскому государству, когда в 1689 г. ею было предпринято такое издание, как Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Виленское братство в конце ХVІ в. основало собственную типографию, которая работала сначала, с 1595 г., в Вильне, потом, с 1611 г., и в Вильне, при Святодуховском ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: богослужебных книг
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"