богослужебных книг



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Книжная суббота: Владимир Воропаев: Гоголь не ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... " Ревизоре " , и в " Мертвых душах " он пишет о том, что с нами не ладно. Это про нас. Все, что пишет Гоголь, это про нас. Но для адекватного восприятия Гоголя важно иметь духовный опыт, что у современного читателя бывает далеко не всегда. Многие не знают, что он строил свою жизнь в соответствии с церковным богослужебным уставом. Откуда это известно? Из его произведений. Он сам говорит: " Мы ежедневно произносим… " и цитирует по памяти Малое повечерие. - Значит, у него были богослужебные книги? Книг-то как раз и не было в его библиотеке, зато сохранились целые фолианты его выписок из богослужебных книг. - А в каком возрасте он их сделал? — В самом расцвете своего творчества, в 1843-1845 годах. Он находился в это время за границей, а литературой его снабжали друзья из России, а также русские священники, служившие в Европе. В книге " Выбранные места из переписки с друзьями " есть статья " В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность " . Чувствуете в названии некоторое раздражение? Он называет три источника, из которых должны черпать вдохновение русские поэты: народные пословицы, песни и слово церковных пастырей. В другом месте он замечает по этому ... далее ...
«Наше общество очень болезненно реагирует на ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... литературы нуждаются в подобном комментировании. — Мы немного отвлеклись от разговора о справах. — Этой комиссией начала века были подготовлены издания Постной и Цветной Триоди (богослужебные книги, включающие службы пасхального цикла) . Эти книги были изданы, шла работа над другими книгами. Однако произошла революция, поэтому продолжения эта работа не имела. А с теми книгами, которые были изданы, произошла грустная история. Церковные власти очень боялись, что из-за исправления богослужебных текстов может опять произойти раскол, поэтому был секретный указ, запрещающий выпуск в продажу богослужебных книг новой редакции до тех пор, пока на складе не кончатся прежние издания. То есть боялись ситуации, чтобы на прилавке оказались две книги разной редакции. Тираж придержали, а дальше началась революция, и почти все экземпляры погибли. Эта справа состоялась как филологический проект, но на церковную жизнь она не повлияла. Дурную шутку сыграла и секретность, в которой правили книги. В выходных данных исправленных книг не было обозначено, что это новая редакция, поэтому никто не подозревал, что разные издания могут содержать заметно отличающиеся друг от друга тексты. Остался ... далее ...
Циклы в православии и естествознании : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... показывает, как времена кругов богослужения изображаются в линейном направленном времени. Литургически время определяется своим содержанием – теми событиями, которые отмечаются, празднуются, поминаются в какой-то его момент. Если нечего поминать, то и времени просто нет. Итак, имеется соответствие кругов богослужения, которое определяется прежде всего праздниками и днями памяти, но при этом есть и астрономический аспект. В православии можно увидеть и другие циклы (не только те, которые как будто имеют «естественнонаучное» происхождение) . Это циклы Евангельских чтений и чтений других богослужебных книг. Рядовые чтения Евангелий на воскресных Литургиях, в которых тексты одного Евангелиста сменяются другими, состоят из трех циклов: а ( от Пасхи до недели Пятидесятницы; б ) от недели Всех Святых до недели о Закхее; в (от недели о мытаре и фарисее до Вербной недели.) Последовательное чтение рядовых Евангелий на Литургиях образует единую структуру со своим временем. В прилагаемом к богослужебному Евангелию указателе чтений прямо пишется, что « год в церковном исчислении времени, относительно (курсив авт.) чтения Евангелий и Апостола, начинается днем Светлого Христова ... далее ...
«Наибольшей причиной непонимания богослужения ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обеднило бы наше богослужение, а затем вызвало бы просто раскол среди верующих. У нас пример такой уже был: обновленцы делали замену церковнославянского языка русским. И что? Люди ушли в «Тихоновскую» Церковь, где богослужение совершалось на родном и понятном для них славянском языке. В XIX веке митрополит Филарет счел разумным полностью перевести Священное Писание с еврейского на русский язык, и при этом учитывались также многие проясняющие греческие тексты Септуагинты. Вне богослужения удобоприемлемо таким переводом пользоваться – для домашнего чтения, например. То же самое касается и богослужебных книг. Есть издания с параллельным текстом. Хороший пример – трудно понимаемый сейчас Покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах, в том числе и в нашем, используют издание канона, где параллельно со славянским напечатан на соседней странице русский текст. Читаешь по-славянски – это, прежде всего, обогащает; при этом понимаешь смысл, глядя в русский текст. Кроме того, возникает желание почитать Библию и узнать первоисточник, откуда тот или иной образ взят, что с ним связано. Там много поучительного, много иносказательного, много того, что действительно раскрывает глубину и ... далее ...
Епископ Иона (Черепанов): «Очень хотелось бы, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... определённый негатив приходилось слышать, как ни странно, об индивидуальной работе Вашей обители со слабослышащими людьми. Дескать, уделяя им такое пристальное внимание (богослужения с сурдопереводом и т. д.) , мы загоняем их в ещё большее гетто. Дескать, почему они не могут просто присутствовать в храме и следить за службой по книжке? Очевидно, те, кто выступают против, просто никогда не общались с глухими людьми, не знают особенностей их мировосприятия. На богослужении в Ионинском монастыре Во-первых, чтобы следить, как Вы говорите, за службой по книжке, нужно иметь при себе несколько богослужебных книг: хотя бы Октоих, Евангелие, Апостол с закладками там, где сегодня будут читать… Во-вторых, даже обычный человек для восприятия службы должен быть достаточно богословски подготовлен. А если сделать опрос среди верующих, даже на приходах, скажем так, «продвинутых» — кто действительно понимает богослужение, то таких будет процентов 20. Знаете, я для себя с удивлением узнал, что многие ходят по много лет в храм, так и не знают, что такое Херувимская, не понимают, что происходит за Царскими вратами в то время, когда возглашается «Святая Святым», что там дальше делается…. ... далее ...
Митрополит Питирим (Нечаев) / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года, и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков в более чем пятидесяти странах. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами. Под руководством владыки Питирима был подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. Издательский отдел обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой. С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима. В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский. Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более ... далее ...
«Мне нужна одна пятница…» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Параскева удивительным образом умеет повернуть разговор на старца, всегда оставаясь в тени. Нужна была особенная настойчивость, если не настырность, чтобы возвращать ее к вопросам о ней самой. Рассказ монахини Параскевы Монахиня Параскева (Ростиашвили) – Я родилась в Душети, ничем не примечательном месте. Родители работали в школе: папа – директором, мама преподавала историю – в конце своей жизни она приняла монашество с именем Матрона и была похоронена в монастыре Самтавро. Уже в 16 лет я была уверена, что хочу посвятить свою жизнь Богу, но не знала, как это осуществить. Ведь в то время богослужебных книг совсем не было. Как-то раз мне попала в руки книга о святом Антонии Великом. Прочитав ее, я поняла, как должны жить и молиться монахи. Но мне эти правила казались очень трудными и невыполнимыми. Сама Пречистая сошла с иконы и промолвила: “Тебе предназначена дорога в монастырь. Иди и не бойся. Я буду помогать тебе” В отчаянии я стала призывать на помощь Матерь Божию, обращаясь к Ее образу – Иверской иконе: «Матерь Божия, Пресвятая Богородица, я так хочу быть монахиней. Но Типикон такой трудный, боюсь, что я не сумею всё правильно исполнить. Как мне поступить – не знаю. ... далее ...
Отец Паисий Пустынник / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... совет. Без спешки. Вылущивание скорлупы с дел, снятие горькой кожуры, извлечение добротной сердцевины, омытие, причесывание, украшение души. Вот что он делал. А затем разрешительная молитва. Из Требника, читаемая им, разумеется, по памяти. Однако он делал не только это. То, что следовало далее, думаю, было его особым даром. Далее следовала длинная молитва, произносимая наскоро, тоном бескрайней доброты, с верой и надеждой. Я знал и других знаменитых, великих духовников, хороших психологов, прекрасных терапевтов, духовных людей, тоже добрых, исключительно добрых и необязательно знатоков богослужебных книг, но врачей душ, и когда-нибудь, может, напишу о них тоже, поскольку они были великими и наставили на путь спасения обширные географические пространства верующих. И у каждого из духовников имеется свой дух, свое слово и свое сердце. Итак, исполнив чинопоследование как полагается и исчерпав очищение души до сокровеннейших ее тайников, он начинал длинную литанию, о которой я так жалею, что никто ее не записал. (А может, всё-таки кто-нибудь ее записал или запомнил?) Воспроизведу здесь лишь несколько слов из ее начала. Конечно, я не смогу привести их в том порядке, в каком ... далее ...
Преподобный Георгий Иверский, Афонский : ...Искать в Источникеmospat.ru
... Антиохии) инок Георгий отправился на Дивную гору, в монастырь святого Симеона Дивногорца († 459) . Там он обрел духовного наставника старца Георгия Молчальника († 1068) , тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.) . В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутствуемый им, он отправился на Афон, в Иверский монастырь. По дороге святой посетил Иерусалим и поклонился Гробу Господню. Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом Богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (память 13 мая) . И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия. В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого: Большой Синаксарь, Деяния и Послания святых апостолов, двенадцать Богослужебных Миней, Октоих, Триодь (постная и цветная) , Требник, Псалтирь, ... далее ...
Святитель И?ов Московский и всея Руси, патриархИскать в Источникеazbyka.ru
... Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе патриархов – после Иерусалимского. Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589) , Триодь Цветная (1591) , Октоих (1594) , Минея Общая (1600) , Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602) . Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу») , святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: богослужебных книг
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"